В 2000 году рутульцы вошли в список коренных малочисленных народов Республики Дагестан. В России 2002 году проживало 29 929 рутульцев, к 2010 году их численность увеличилась до 35 240 человек.
По результатам переписи населения 2020 года в РФ проживает 34 259 рутульцев.
Наибольшее количество народа проживает в Республике Дагестан (27 043 чел.), населяет территории Рутульского, Кизлярского районов.
В остальных регионах России:
Ставропольский край - 1 787;
Ростовская область – 846;
Тюменская область – 619;
Республика Калмыкия – 546.
В Азербайджане народ проживает в Гахском, Шекинском районах. Небольшое количество рутульцев живет на Украине, В Грузии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении.
Рутульцы исповедуют ислам суннитского толка.
Народ принял ислам рано, самые первые попытки утверждения арабов в Дагестане приходятся на 7 век. Наибольший успех они имели именно на территории проживания рутульцев, о чем свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе — надгробная плита шейха Магомеда ибн Асад ибн Мугал. В 12 веке в Рутуле уже была ханака — суфийская обитель, что говорит о том, что в те времена эта религия уже прочно утвердилась среди народа. С приходом ислама широко распространилась арабская письменность и литература.
До принятия этой религии, очевидно, в народе были распространены другие верования. В районах, где живут рутульцы, встречаются различные священные места (пиры), старинные изображения крестов.
Рутульский относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Наиболее близок с другими языками (будухский, цахурский, крызский). Вместе с цахурским, рутульский язык образует рутульско-цахурскую подгруппу.
В рутульском существует 5 основных диалектов (шиназский, мухадский, борчинско-хновский, мюхрекский, ихрекский).
Отличие в говорах существует не только в разных селениях, но и внутри одного и того же села. Например, в Рутуле жители, проживающие в квартале Ахе, называют воду «гье», жители квартала Фурахе говорят «гьед». Сегодня рутульский официально является одним из государственных языков Республики Дагестан.
Все рутульцы двуязычны, многие знают 3 и более языков. Широко распространен среди народа азербайджанский, который в Южном Дагестане долгое время был языком межнационального общения. Русский до начала 20 века рутульцы почти не знали.
В 1914 было открыто Рутульское одноклассное училище, где преподавание велось на русском. Это стало началом знакомства народа с языком. Во всех рутульских школах преподавание до 1955 года велось на азербайджанском, с 1955 по желанию цахуров и рутульцев занятия стали вести на русском. В 1991-1992 годах был проведен процесс перевода начального образования на русский язык.
Народ до революции использовал арабское письмо. Только в 1990 году после выхода Постановления Совета Министров Дагестанской АССР, был введен статус письменности на основе кириллицы для цахурского, рутульского, агульского языков и утвержден для них алфавит.
По данным переписи 2020 года, в РФ рутульским языком владеют 13 591 человек.
Традиционный мужской костюм рутульцев похож на одежду других народностей Южного Дагестана.
Мужчины носили туникообразную рубаху (ухун) с круглой окантовкой ворота, вертикальным прямым разрезом спереди, неширокие штаны (баду), приталенный бешмет (архалук), черкеску северно-кавказского типа с газырями.
Из головных уборов надевали папаху из овечьей длинноворсной шкуры (бармак), на ногах носили шерстяные вязаные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр), кожаные постолы (келамбы). Верхней одеждой был длинный распашной халат валжаг.
Женский костюм же включал в себя длинную, до бедер, распашную кофту с длинной широкой юбкой. На голову надевали наволосник мешкообразного типа (къациген), платок, сложенный треугольником. На ноги обували узорчатые вязаные сапоги с загнутым носком. Украшали одежду серебряными украшениями.
В фольклоре народа развиты различные жанры: поговорки, пословицы, сказки, легенды, ашугская поэзия, обрядовые песни.
Культурной особенностью считалась ашугская-любовная поэзия, которая дошла и до наших дней. Ашугами считались певцы импровизаторы, сами исполняющие свои сочинения. Поэзия ашугов представлена не только любовной тематикой, также присутствовали темы, призывающие к честности и трудолюбию.
Музыкальные инструменты рутульцев это: чонгури, тар, бубен (нагара), и балабан. Чонгури – это музыкальный четырехструнный щипковый инструмент, грушевидной формы.
Тар – струнный щипковый музыкальный инструмент, который схож по форме с гитарой.
Рутульские певцы, писатели и поэты славятся своим талантом и творчеством далеко за пределами Рутульского района.
Танец берет свое начало в различных культовых обрядах и ритуалах, на их основе создавались культовые пляски. Символы преклонения, приемы подражания, культовые пляски постоянно изменялись. В связи с этим создавались новые приемы, элементы танца, усложнялись формы и движения. Стали появляться различные танцы: парные, сольные, круговые и хороводные.
Одним из основных танцев рутулов является – лезгинка, которая исходит от племенных танцев, охотничьих обрядовых танцев и ритуалов.
Рутульская лезгинка может исполняться как парно (танцуют мужчины и женщины), так и сольно (танцуют только одни мужчины, либо же только одни женщины). В парной лезгинке прослеживается отдельно мужская хореографическая единица и женская.
В рутульской лезгинке отличительной чертой является то, что парная лезгинка не разделяется на энергичную мужскую часть и медленную женскую. В этом танце все танцуют практически на одном сложном хореографическом уровне.
Всегда строго соблюдается обычай гостеприимства. Чтобы на дом не навлечь несчастья, хозяин должен гостя накормить, проявить радушие. Неприлично спрашивать о цели визита. Сам гость должен быть скромным, не доставлять хозяевам хлопот. В каждом доме есть специальная гостевая комната, в которой ставят лучшую мебель, украшают ее коврами. Гость может пользоваться радушием 3 дня, после он уже считается почти членом семьи и должен принимать участие в делах по хозяйству.
Часто у мужчин из разных родов было принято становиться кунаками. Они были обязаны всегда помогать друг другу, поддерживать. У одного человека могло быть несколько кунаков, главным считался кунак отца или тот, с кем было заключено куначество в первую очередь. Дружба между кунаками передавалась из поколения в поколение. Долго у рутульцев сохранялся обычай кровной мести.
Рождение в семье мальчика считалось большой радостью, ведь он был продолжением рода. Рождение девочки воспринималось сдержанно. Имя давали через несколько дней после рождения. Часто детей называли в честь умерших уважаемых родственников. Воспитанием в раннем возрасте занимались бабушка с матерью. После 7 лет воспитывать детей начинали мужчины.
Спутников жизни для детей выбирали родители и близкие родственники. Мнение дочери и сына не учитывалось практически никогда. В брак можно было вступать с 15-16 лет девушкам и с 17-18 юношам. Если невеста была из родственного клана, то только из уважаемой семьи. Сватами выбирали двух уважаемых родственников, которые могли вести разговор. Они приходили в дом невесты с подарками. Отец юноши в этом не участвовал. Жених с невестой должны были избегать встреч с родственниками обоих сторон и друг с другом. Родители жениха подготавливали продукты на свадьбу, отправляли их невесте. Свадьба длится 3-7 дней, в зависимости от состоятельности жениха. Оформление брака с участием муллы происходило в доме жениха.
Главные события свадьбы — появление жениха и переход невесты в дом мужа. В доме родителей невеста надевала свадебный наряд, красный платок, который закрывал все лицо. Рутульцы верили, что красный защищал ее от порчи злых духов. В компании музыкантов, наставниц, молодежи, невеста шла к дому жениха. Мужчины по пути устраивали конные состязания, танцы.
У входа в дом невесту встречали родители жениха. Под ноги ей клали предмет из металла, она наступала на него, так как народ верил, что первый шаг невесты должен быть прочным как железо. Все несколько дней свадьбы невеста не открывала лицо. На четвертый день его открывали в присутствии родственниц. Невесте дарили деньги, платки, ткань.
Рутульцы отмечают праздник весны, в этот день прыгают через костер, бросают в воздух глиняные шарики с воткнутыми горящими палочками. Так же торжественно отмечают спуск женщин с крупным рогатым скотом с летних пастбищ, возвращение чабанов с зимних пастбищ. Торжественно отмечал народ стрижку овец, окончание сбора урожая.
В обрядах и праздниках народа отражались древние верования, связанные с культом плодородия, природы. Рутульцы поклонялись священным рощам, источникам, горам, местам, связанным с жизнью святых. Над могилами святых сооружали пиры, которые представляли собой небольшие помещения в форме купола. В засуху около них проводили коллективные моления, после которых все участники обливали друг друга водой.
Основным занятием народа было скотоводство, в основном отгонное овцеводство. Разводили еще коз, крупный рогатый скот, ослов, лошадей, мулов. Весь год скот держали под открытым небом, подкорма зимой не давали. Перегон с летних пастбищ на зимние сопровождался всегда большими потерями скота. Зимой чабаны жили в тесных темных укрытиях из камня.
В земледелии преобладало однополье. Из орудий труда использовали соху, косы, серпы, лопаты из дерева, молотильные доски. Выращивали рожь, пшеницу, урожай не всегда был хорошим. Садов не разводили, не возделывали овощные культуры. В конце 19 — начале 20 века в хозяйстве произошли значительные улучшения, начали продавать скот, поголовье лошадей увеличилось в 2 раза, овец — более чем в 3 раза, крупного рогатого скота — в 6. Выросли посевы, в хозяйствах зажиточных появились более совершенные орудия труда.
Но все это было в основном у обеспеченных рутульцев. Обычные люди страдали от нехватки еды, плохих условий. Кулаки, торговцы и беки эксплуатировали их, отбирали хорошие пастбища, пахотные участки, покосы. Часто конфликты между бедными и богатыми доходили до кровопролития, но царское правительство поддерживало сторону богачей. После Октябрьской революции жизнь обычного народа претерпела изменения в лучшую сторону. В сельском хозяйстве начали выращивать картофель, овощи, появились колхозы, рутульцы стали заниматься садоводством. Сегодня в Рутуле есть амбулатория, больница, аптека.
Традиционные жилища рутульцев располагались в труднодоступных местах. Из-за частых набегов врага и войн, народ вынужден был увеличить обороноспособность. Они строили крепостные стены, оборонительные, сигнальные башни. Дома состояли из двух этажей, строились тоже из камня, с плоской крышей. На первом этаже обустраивали хлев, на втором — жилые помещения. По верхней части фасада жилища проходила узкая терраса, на которую ведет лестница, расположенная с наружной части дома. Очаги делали пристенные, похожие на камины. Часто их украшали крупными лепными орнаментами. Типы жилища рутульцев делятся на три вида:
Одноэтажный, однокомнатный дом. Строили его еще приподнятым на высоких столбах из камней. Жилище стояло отдельно от хозяйственных построек;
Двухэтажный дом без надворных построек и двора;
1 или 2-этажный дом с небольшим двором открытого типа, в котором расположены подсобные, хозяйственные помещения.
Традиционные домашние промыслы - сукноделие, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязаной обуви, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и др.
Вязание занимает особое место в домашнем производстве. Вяжут в основном узорные носочки (шерстяные). Носки вяжут тремя спицами. После вязания их моют в холодной воде и надевают на колодку, чтобы они растянулись. В качестве узоров используют различные орнаменты, изображения птиц и животных. Имелись и растительные орнаменты, которые применялись в основном в изделиях для детей и молодежи. Однако, большой интерес представляет орнамент с изображениями небесных тел (небо, звезды и т.д.)
Ковроткачество в селе когда-то имело большее развитие. Ткать умели почти все женщины и навыки передавались через поколения. Качество ковров зависело в основном от качества шерсти, от способа приготовления пряжи. Для производства ворсовых ковров применяли овечью шерсть весенней стрижки.
Важное значение имело и крашение пряжей. Окрашивали пряжу примитивными домашними способами. При раскрашивании пряжей пользовались растительными красками. Чтобы закрепить красители на пряже применяли различные протравы.
Преобладают малые семьи, в 19-20 веках еще сохранялись большие, неразделенные отцовские семьи. Самой крупной родственной группой у рутульцев был тухум. На совете собирались главы отдельных семей тухума, где решали вопросы о разделе имущества, договаривались о браках и прочее.
В семье все должны слушать старших, жена при людях не садится за один стол с мужем, не называет его по имени. В обязанности женщины входила работа по дому, обработка шерсти, полевые работы. Но обычая затворничества у рутулок не было, они не носили закрывающее лицо покрывало. Очень уважали многодетных женщин.
Основу рациона рутульцев составляют блюда из мяса, молочные продукты. Хлеб выпекают нескольких видов, из кислого, пресного теста. Самые распространенные блюда:
Пирог с мясом и травой — гырц;
Хинкал с кусочками теста различных размеров и форм;
Пельмени гырцбыр;
Пироги с разными начинками;
Шашлык;
Лепешка типа пиццы — гъылыгъ савгъуд хьыв;
Голубцы дулма;
Плов;
Каша из толокна и проса;
Домашние макароны с сушеным мясом, бараниной — кьинкий.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.