Саамы или саами – это малочисленный финно-угорский народ Северной Европы. Первое упоминание о саамах или о «лопарях», как русские называли в старину все народности, жившие в Лапландии и по берегам Ладожского озера, встречается в новгородской летописи в 1216 году.
Основная масса саамов населяет Север Норвегии, Швеции и Финляндии (свыше 29 тыс. человек). Часть саамов живет в России. Если сравнить итоги переписи населения 2010 и 2002 года, то их численность уменьшилась на 170 человек. По итогам переписи населения 2020 года в РФ проживает 1 530 саамов. Мы можем сделать вывод, что число саамов становится с каждым годом все меньше и меньше.
Основная часть саамов живет в Мурманской области (1 363 человек).
Число представителей народности в других регионах России:
Санкт-Петербург – 46;
Ленинградская область – 14;
Москва – 13;
Республика Карелия – 10.
Саамы с древних времен были язычниками, верили в наличие верхнего, среднего и подземного миров. Выделялось 3 основных направления духовной культуры:
Промысловый культ. Поскольку жизнь зависела от успеха в добыче пищи, саамы поклонялись духам, которые покровительствовали промыслам. За рыбную ловлю отвечали человек-рыба Аккрува и дух, принявший облик моржа. Охотники молились Мецу — хвостатому, покрытому шерстью хозяину леса. Покровителями оленей была оленья хозяйка Луот-хозик, которая имела человеческое лицо, однако была покрыта шерстью.
Культ предков. В отличие от других народов севера, саамы почитали умерших: их задабривали, приносили им угощения, просили об успехах в промысле.
Культ идолов и сейдов. Часть племен устанавливала на видных местах идолов, однако большинство саамов почитало сейды — священные места. Они имели природное происхождение: таинственные пещеры и расщелины, похожие на животных камни. Возле них совершали обряды и устраивали жертвоприношения.
Сегодня основная часть российских саамов православные.
Группу саамских языков относят к уральской языковой семье, ее финно-угорской ветви. Он занимает обособленное место, поскольку треть слов не входит в эту категорию. Происхождение лексики не удалось установить до сих пор.
Считается, что она пришла в саамский из языка древнейшего европейского населения, которое позднее было ассимилировано саамами или угро-финнами. Существует и более интересная версия, которая говорит, что саамы и были тем самым коренным населением, жившим на территории Лапландии и чуть южнее уже в четвертом тысячелетии до нашей эры.
По данным переписи населения 2020 года, на саамском языке в РФ говорит 259 человек.
Брачный возраст у саамов наступал в 20-25 лет. Девушек выдавали замуж только по их согласию. Пары создавались во время общих праздников. Потом по сговору приезжали сваты от жениха с подарками обсудить будущий союз.
Невеста после этого приезжала к мужниным родственникам тоже с подарками. Жених при этой встрече должен был поцеловать ее в губы, прижавшись носом. Иначе поцелуй не считался настоящим.
Жених готовил к свадьбе выкуп – оленей. Невеста приводила свое стадо.
На рождение ребенка у саамов принято дарить оленя. К совершеннолетию у каждой девушки должно было образоваться собственное стадо.
Фольклор саамов, в основном, представлен индивидуальными вокальными напевами. Из музыкальных инструментов использовался шаманский бубен, колокольчики, надевавшиеся на шею оленю-вожаку, флейты свисткового типа.
Еще один важный пласт фольклора — легенды и сказания. Они передают религиозные и мифологические предания, рассказы о славных богатырях и нашествиях врагов, значительную часть занимают бытовые истории.
Интересна легенда об олене Мяндаш. Он был сыном шамана и оленихи, способной принимать женский облик, сам мог при желании обращаться в человека. Он нашел жену из саамок, но она не смогла исполнять его заветы, поэтому ему пришлось уйти в лес к стаду. Видя, как она голодает, он рассказал ей об искусстве охоты, дав лишь один наказ: не убивать беременных самок. Саамы так и делают: причем важенок не только не убивают, но и приводят в стойбища, чтобы те не замерзли в лесу.
Куфт или юпа. Это холщовая, суконная прямокроенная рубаха. Ее украшали бисером, цветными лоскутами. Мужчины подпоясывали ее кожаным поясом, на который крепились огниво, нож, амулеты и кошель.
Нательные штаны носили только мужчины. Поверх них летом они надевали шерстяные, а зимой - плотные из оленьей замши или шкур. Такие штаны (стикаки) носили и женщины.
Зимняя одежда саамов из оленьих либо овечьих шкур мехом внутрь называется торк. К ней надевали утепленные мехом шапки. Замужние женщины носили кокошник – шамшуру, незамужние - цилиндрическую повязку на голову.
Обувь саамов – каньги из замши, оленей шкуры. Зимой – высокие яры (меховые сапоги).
Саамы жили поселениями-погостами, в которые входило порядка 80-150 человек, объединенных родовыми связями. Община имела выборного старейшину, вела общее хозяйство, вместе охотилась, летом выходила на промысел, а к зиме возвращалась на прежнее место.
Саамы жили небольшими семьями из двух поколений. Детей у них было помногу: 10-12. По саамской традиции, старший сын отделялся, а младший оставался в родительском доме.
В семье муж и жена занимались каждый своим делом, полагаясь только на собственные силы. Мужчина был добытчиком, женщина хранила дом, поднимала ребятню. Но пара совместно занималась промыслом и сообща вытачивала кухонную утварь.
У кольских саамов был матриархат. Они верят, что у женщины сильнее душа. Саамским женщинам разрешено шаманить, то есть, становиться нойдами.
Традиционные занятия саамов — охота и рыболовство, с XVI столетия важную роль стало играть оленеводство. Оленей пасли небольшими стадами до 50 голов, при этом использовали технологию вольного выпаса. Она заключалась в том, что олени сами выбирали маршрут перемещения на новое пастбище: в жестких арктических условиях природное чутье животных спасало лучше, чем догадки человека. Олени круглый год были на подножном корме, при длительных стоянках им строили загоны, кормили, лечили, помогали в родах.
Вплоть до XVII века единственными занятиями саамов были ловля рыбы и охота. А позже произошло активное развитие оленеводства, которое для многих стало основным промыслом. Саамы, живущие на побережьях, занимаются ловлей ценных видов рыбы. Также распространен пушной промысел.
Охота на медведя у саамов осложнялась тем, что некоторые саамы считали медведя нечистым. Поэтому после охоты они приносили домой только шкуру, а мясо не трогали. Другие саамы прежде, чем волочить медвежью тушу в селение, вкладывали ему в пасть кусок рыбы, тем самым задабривая дух медведя, чтобы он передал своим собратьям, что их накормят, если они придут. А потом саамы устраивали в селении медвежий праздник.
Основной сезон рыбной ловли приходился на лето. Озерные саамы добывали щуку, налима, окуня, морские — треску, камбалу, скумбрию и, конечно, семгу. Эта рыба, наряду с оленьими шкурами, была основным предметом торговли.
В летнее время, в период кочевания, строили куваксу: это конусообразная постройка наподобие чума. Число опорных боковых шестов различалось в зависимости от требуемого размера жилища. Покрывали его оленьими шкурами, затем более современными материалами наподобие брезента. Часто строили обычные шалаши на земле между деревьев, которые покрывали ветками, травой и мхом. В XX веке многие саамы переселились в традиционные русские избы, скандинавские дома, использовали технологии строительства ненецких чумов.
Повсеместно распространенным, исторически сложившимся типом жилища среди саамов России и зарубежных саамов является вежа-куэть.
Типичная саамская вежа - конусообразное сооружение из жердей, покрытое древесной корой, дерном или шкурами, с низко повешенной дверью и отверстием посредине для выхода дыма.
Тупа - относительно благоустроенное жилище и в сравнении с вежей имеет ряд преимуществ: в тупе обязательно есть пол, потолок, лавка и какой-либо стол. Но наибольшее преимущество ее - в более совершенном очаге, называемом такь. В углу тупы, обычно, в левом от входа, из каменных плит или кирпича выложен примитивный камин, труба которого не имеет колен или борова, а выходит прямо на крышу, которая заменяет одновременно и потолок. Летом саамы жили преимущественно в вежах, зимой - в тупах. Тупа - типичная форма жилища саамов в зимних селениях.
Каких-либо особых осветительных приспособлений не было. До появления керосиновых ламп в XIX веке пользовались светом очага, лучины или сального каганца.
Основные жилища саамов - тупы, вежи и рубленные дома - сосредоточивались в селениях или погостах (сийт). Поселки имели беспорядочный вид, т.к. каждый домохозяин строил дом где хотел и как хотел. Немалое количество веж и избушек было раскидано по лесам, устьям рек и озерам, в которых проживали отдельными семьями саамы - любители одиночества.
В прямой зависимости от хозяйственной деятельности саамов и жилищных условий находилось питание и способы приготовления пищи. Основные продукты питания - рыба в различных видах, оленье мясо и дичь. Потребление хлеба, сахара, чая имело повсеместное распространение с весьма отдаленных времен. Характер пищи существенно менялся лишь летом и зимой.
Известны до 10 рыбных блюд, изготовляемых саамами летом:
Вареная рыба (кэтэч куль);
Уха (куль лим);
Жжареная на вертепе рыба (пашт куль);
Каша из рыбы с морошкой (луэм неут);
Соленая рыба (суль куль);
Вяленая рыба (вялка);
Икра соленая (куль мейн);
Уха с подболткой из муки и черных ягод (мурьяв);
Рыбники (куль корних);
Потроха жареные (чуэлль).
Наиболее частым блюдом на саамском столе была вареная рыба. Способ этот не требует особых приготовлений и позволяет полностью использовать не только рыбу, но и отвар, в котором она изготовлена (уху).
По возвращении с дневного рыбного промысла рыбу шкерят, т.е. очищают от внутренностей и моют для посола. Часть крупной и наиболее жирной рыбы (три-четыре крупных сига) и остальная, среднего размера, накладывалась в ведерный или полуведерный котел и подвешивалась над очагом. Кроме соли никаких приправ в уху не клали. Пока рыба варится, саамка скоблит деревянный плоский вертеп (нипчес), насаживает на него сигов или окуней и наклонно втыкает перед очагом, с тем, однако, чтобы рыба жарилась, но не подгорела. Когда поспеет уха, рыбу выкладывают деревянной ложкой (капесть) на деревянную же, с приподнятыми краями доску (карь) и едят, запивая бульоном, наливаемым в долбленные деревянные чашки (мурнахпь). Зажаренную в нипчесе рыбу складывают на карь и едят без хлеба, на второе блюдо. Часто вынутую из котла рыбу освобождали от костей, засыпали в нее набранную днем морошку и толкли, изготовляя таким образом кашу (луэм наут). По утрам, перед отъездом на лов, ели соленую рыбу или холодную свежую, оставшуюся от ужина. При существовавшем несовершенном способе засола даже лучшая озерная рыба, как сиг, кумжа и хариус, разлагалась и теряла присущие ей прекрасные вкусовые качества. Вяленая рыба потреблялась чаще осенью, как более легкая и удобоносимая: ее брали с собой пастухи при поисках стад и охотники, отправляясь на длительное время в лес. Соленая икра из озерной рыбы впрок не заготовлялась: она поедалась на второй-третий день после засола, за завтраком или обедом. Уха с подболткой из муки и черных ягод готовилась в целях экономии хлеба, но ягоды в рыбных блюдах, по-видимому, следует рассматривать в связи с отсутствием овощей, которые они заменяли.
Рыбник - древнейшее изысканное блюдо рыболовов, вошедших в соприкосновение с хлебными продуктами. Саамы употребляли рыбники, отправляясь в длительные переезды по озерам и тундрам, но в тех случаях, когда средства передвижения позволяли брать этот тяжелый и быстро разрушающийся продукт. Жареные или вареные потроха - рыбное лакомство саамов. Потроша рыбу, саамка откладывает желудки налимов и сигов, сальные кишки щуки, печень, молоки и другие части рыбьих внутренностей; вымытые потроха вместе с отделенным от кишок салом они кипятят или жарят в образующемся жиру и получаемые шкварки поедают взрослые и дети.
Зимой основные продукты питания - оленье мясо и соленая или вяленая рыба. Бедные саамы, имевшие мало оленей или вовсе не имевшие, питались лишь суррогатами хлеба, и соленая рыба на их столе в зимнее время означала относительное благополучие.
Мясные блюда саамов столь же незамысловаты, как и рыбные:
Мясо вареное (вынч-вер);
Мясной суп с подболткой из муки (корьнь лим);
Мясо жареное (паштнич вынч).
К мясным деликатесам, подобно рыбьим потрохам, относились:
Мозг ножных костей (кэтыс эттам);
Печенка жареная (пашт выйвас);
Язык (нюхчем).
Ножные мозговые кости, печенку и язык или, по крайней мере, лучшие куски последних поедали глава семейства или гости.
Потребление хлеба и других продуктов, привозимых к саамам монахами, а затем купцами, носило часто неравномерный характер, завися от покупательной способности саамов, цен на продукты и торговой активности купцов. Бедные саамы западных селений вместо хлеба принуждены были пользоваться сушеной сосновой корой, примешивая ее к муке или заготавливая сосновую кашу, приправленную рыбьим жиром. Добывали сосновую кору следующим образом. При помощи костяного орудия, называемого «чуэтькэм», со срубленной сосны сдирается кора. Далее женщины вторым орудием, называемым «колом» или «каллым», представляющим собою немного более чайной ложки плоскую кость с заостренными краями, снимают внутренний (белый) слой коры. Содранную белую массу подвешивали над очагом и сушили, затем толкли, и сосновую «муку» потребляли в ранее указанных видах.
Вместо чая большинство саамов также употребляли суррогат, собирая черную березовую накипь (тоут) и заваривая ее в чайнике. В летний и осенний периоды предпочитаются ягоды.
Кухонная утварь саамов проста и немногочисленна: котел чугунный (кимне), чайник медный, квашонка для теста, каменная плита для печенья резки (кетькс лейп), деревянные, выдолбленные из нароста большие и малые чашки (нахпь), деревянная ложка (капесть), деревянные доски для рыбы, мяса, вынутых из котла (карь).
Пищу готовили преимущественно женщины, но нередко и мужчины.
Кроме блюд, приготовлявшихся из местных продуктов, саамы через кольских и понойских торговцев приобретали продукты бакалейные: покупали муку, из которой за неимением печей и закваски пекли «резку», т.е. пресную лапшу и пресные же лепешки. В селениях, где имелись русские печи или подобные им сооружения из камней с полом и сводом, пекли кислые хлеба. Сахар и чай, при наличии возможности приобрести таковые, потреблялись с большой охотой. У торговцев саамы приобретали баранки, масло постное, крупу, водку и т.п. Последнюю пили в больших количествах не только мужчины, но и женщины. С наибольшей охотой и выгодой торговцы продавали саамам именно этот напиток.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.