Источник фото : topol.site
Селькупы являются народом Сибири, сформировавшимся в результате слияния самодийских племен и аборигенов среднего течения реки Обь. В XVII веке селькупы разделились на две территориальные группы: северную (тазовско-туруханскую) и южную (нарымскую). Северные селькупы образовались после ухода части самодийского населения из средней Сибири и включили в свой состав семьи хантыйского, энецкого и кетского происхождения. Южные селькупы являются потомками носителей кулайской культуры, существовавшей в Среднем Приобье в V веке до н.э.
Селькупы относятся к самодийским народам уральской языковой семьи. Первые письменные упоминания об этом этносе датируются XVI веком. Вероятно, селькупы унаследовали традиции кулайской культуры, что проявляется в их декоративно-прикладном искусстве.
Предками селькупов были самодийские племена, обосновавшиеся в тайге бассейна Оби. В XVI веке в русских источниках упоминается первое селькупское поселение — Пегая Орда, название которого связано с использованием одежды из шкур животных. В начале XVII века Пегая Орда была разгромлена русскими отрядами и их союзниками. После этого часть селькупов переместилась на территорию современной Томской области.
До прихода русских селькупы жили в укрепленных поселениях — «кэтты», защищенных рвами, валами и частоколами. Позже они стали селиться на возвышенностях вдоль рек Томь и Обь. Известно, что в XVII веке существовало восемь групп селькупов.
До присоединения Сибири к России селькупские племена образовывали территориальные объединения во главе с князьями, которые формировали дружины и передавали власть по наследству. В XVI веке началось активное заселение Сибири русскими и тюркскими племенами. Князь Пегой Орды Воня сопротивлялся уплате налогов, но после основания Нарымского острога в 1596 году русским удалось обложить данью местные поселения. После падения Пегой Орды южные селькупы остались в Нарымском Приобье, а северные переместились к верховьям Таза.
По данным переписи населения 2020 года, в России проживает 3 458 селькупов. Основная их часть сосредоточена в Ямало-Ненецком автономном округе (2 001 человек), преимущественно в Красноселькупском районе. В Томской области проживает 997 селькупов, в Красноярском крае — 314.
Традиционной религией селькупов был шаманизм. Они верили в трёхчастное устройство мира: верхний (обитель добрых духов), средний (мир людей) и нижний (мир злых духов). Шаманы могли общаться с духами, используя мировое древо или специальную лодку. Существовало разделение шаманов на «светлых» и «тёмных».
Каждый селькуп мог совершать простые обряды, например, оставлять подношения духам в специальных шалашах. Духов-покровителей изображали в виде деревянных фигурок — кавалозов. Если дух не помогал, его могли наказать или заменить.
Источник фото : porarctic.ru
На Васюганских болотах до сих пор устанавливают деревянных идолов, что свидетельствует о сохранении традиционных верований. Кроме шаманизма, среди селькупов распространились ислам и христианство, но шаманские практики продолжают существовать.
До XIX века селькупский язык использовался как средство межнационального общения между обскими и енисейскими группами эвенков, хантов и кетов. В конце XIX века на нём были изданы богослужебные тексты. Письменность на основе латинской графики была создана в 1930-х годах, а современный алфавит на кириллице разработан в конце 1980-х. В середине XX века письменность практически не использовалась.
Селькупский язык делится на четыре основных наречия: северное, центральное, восточное и южное. Носители разных диалектов могут не понимать друг друга. По данным переписи 2020 года, селькупский язык считают родным 975 человек.
Селькупы делили мир на несколько сфер, каждой из которых управлял мифический хозяин: Ном (Небо), Илина Конта (Земля) и Кызы (Загробный мир).
В древности селькупы практиковали воздушное погребение, позже — захоронение в земле, лодках или деревянных колодах. Вместе с умершим помещали его имущество. Детей хоронили на ветвях деревьев.
Важным обрядом была церемония оживления бубна, который считался ездовым животным шамана. Обряд проводили весной и осенью, связывая его с прилётом и отлётом птиц. Шаман символически путешествовал в другие миры, а завершалось действо общим пиром.

Источник фото : ru.pinterest.com
Запрещалось убивать лебедя, так как он считался духом-помощником шамана. Во время праздника прилёта лебедей селькупы совершали обряды, чтобы поприветствовать птиц. Также запрещалось убивать кедровку, орла и журавля. Кукушка считалась небесной птицей, и с ней связывали приметы.

Источник фото : dzen.ru
Мужчины и мальчики стригли волосы в кружок, иногда носили серьги. Девушки вплетали в косы цветные ленты и украшения, замужние женщины косы не украшали. Зимней одеждой была парка — шуба из оленьих шкур мехом наружу. В сильные мороды носили соккы — глухую одежду с капюшоном. Обувь шили из камуса, ровдуги, а ранее — из кожи стерляди и осетра. Женщины славились мастерством в шитье одежды из беличьих и соболиных лапок.

Источник фото : nazaccent.ru
Повседневная одежда включала рубахи и штаны из ткани, платья из ровдуги. Головные уборы шили из шкур животных, широко использовали платки. Ещё до революции селькупы переняли русскую одежду — сарафаны, рубахи, брюки.
Женщины носили плетёные пояса с напёрстком и ножом, мужчины — кожаные пояса с металлическими бляхами и ножнами. Праздничную одежду надевали поверх старой.

Источник фото : dzen.ru
Музыкальная культура представлена тазовским и нарымским стилями. Мелодии связаны с колыбельными, плачами, танцами и лирическими песнями. Лирические песни (кольма) часто импровизировались. Эпические песни (кеельтыма) повествовали о мифологических сюжетах. Шаманские песни (сюмптя) различались в зависимости от духов-покровителей.

Источник фото : www.bigtv.ru
Из музыкальных инструментов были распространены варган, семиструнная арфа (лебедь), бубен, музыкальный лук, смычковая лютня и тростниковая дудочка.
Селькупские танцы имитируют движения животных и птиц, например, взмахи крыльев лебедя или бег оленя по снегу.
Источник фото : moesms.ru
Семьи у селькупов многопоколенные, с патриархальным укладом. Мужчина считается главой семьи, но женщина имеет равные с ним права.
В XVII веке общество делилось на лучших людей, простых людей, богачей, нищих и рабов. Во главе общин стояли князцы и богатыри. Шаманы играли важную роль, часто возглавляя общины и военные объединения.
Основными занятиями были охота и рыболовство. Использовали луки, самострелы, ловушки.
Источник фото : dzen.ru
Северные селькупы занимались оленеводством, держали до 50 и более голов. Также было развито кузнечество, обработка крапивы для изготовления тканей, гончарное производство. Передвигались на санях с оленьими и собачьими упряжками, лыжах, лодках.
Поселения располагались у устьев рек, на высоких берегах. Раньше строили укреплённые городки «коч» с рвами и частоколами. Позже оборонительные сооружения исчезли.
Источник фото : www.sentstory.ru
Южные селькупы жили в землянках и полуземлянках, северные — в чумах, покрытых оленьими шкурами или берестой.

Источник фото : mebdiv.com

Источник фото : dzen.ru
Из ячменной муки пекли лепёшки, из сараны — тогул, готовили хмельной напиток из можжевельника. Собирали дикий лук, ягоды, кедровые орехи. Посуду делали из бересты и дерева, также использовали металлическую утварь.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения