1034
Селькупы

Источник фото : topol.site 

Селькупы являются народом Сибири, сформировавшимся в результате слияния самодийских племен и аборигенов среднего течения реки Обь. В XVII веке селькупы разделились на две территориальные группы: северную (тазовско-туруханскую) и южную (нарымскую). Северные селькупы образовались после ухода части самодийского населения из средней Сибири и включили в свой состав семьи хантыйского, энецкого и кетского происхождения. Южные селькупы являются потомками носителей кулайской культуры, существовавшей в Среднем Приобье в V веке до н.э.

История

Селькупы относятся к самодийским народам уральской языковой семьи. Первые письменные упоминания об этом этносе датируются XVI веком. Вероятно, селькупы унаследовали традиции кулайской культуры, что проявляется в их декоративно-прикладном искусстве.

Предками селькупов были самодийские племена, обосновавшиеся в тайге бассейна Оби. В XVI веке в русских источниках упоминается первое селькупское поселение — Пегая Орда, название которого связано с использованием одежды из шкур животных. В начале XVII века Пегая Орда была разгромлена русскими отрядами и их союзниками. После этого часть селькупов переместилась на территорию современной Томской области.

До прихода русских селькупы жили в укрепленных поселениях — «кэтты», защищенных рвами, валами и частоколами. Позже они стали селиться на возвышенностях вдоль рек Томь и Обь. Известно, что в XVII веке существовало восемь групп селькупов.

До присоединения Сибири к России селькупские племена образовывали территориальные объединения во главе с князьями, которые формировали дружины и передавали власть по наследству. В XVI веке началось активное заселение Сибири русскими и тюркскими племенами. Князь Пегой Орды Воня сопротивлялся уплате налогов, но после основания Нарымского острога в 1596 году русским удалось обложить данью местные поселения. После падения Пегой Орды южные селькупы остались в Нарымском Приобье, а северные переместились к верховьям Таза.

Территориальное расположение и численность

По данным переписи населения 2020 года, в России проживает 3 458 селькупов. Основная их часть сосредоточена в Ямало-Ненецком автономном округе (2 001 человек), преимущественно в Красноселькупском районе. В Томской области проживает 997 селькупов, в Красноярском крае — 314.

Религия

Традиционной религией селькупов был шаманизм. Они верили в трёхчастное устройство мира: верхний (обитель добрых духов), средний (мир людей) и нижний (мир злых духов). Шаманы могли общаться с духами, используя мировое древо или специальную лодку. Существовало разделение шаманов на «светлых» и «тёмных».

Каждый селькуп мог совершать простые обряды, например, оставлять подношения духам в специальных шалашах. Духов-покровителей изображали в виде деревянных фигурок — кавалозов. Если дух не помогал, его могли наказать или заменить.e9806c34-6e00-5c7d-8852-3540303ae340.jpg

Источник фото : porarctic.ru

На Васюганских болотах до сих пор устанавливают деревянных идолов, что свидетельствует о сохранении традиционных верований. Кроме шаманизма, среди селькупов распространились ислам и христианство, но шаманские практики продолжают существовать. 

Язык

До XIX века селькупский язык использовался как средство межнационального общения между обскими и енисейскими группами эвенков, хантов и кетов. В конце XIX века на нём были изданы богослужебные тексты. Письменность на основе латинской графики была создана в 1930-х годах, а современный алфавит на кириллице разработан в конце 1980-х. В середине XX века письменность практически не использовалась.

Селькупский язык делится на четыре основных наречия: северное, центральное, восточное и южное. Носители разных диалектов могут не понимать друг друга. По данным переписи 2020 года, селькупский язык считают родным 975 человек.

Традиционная и современная культура

Мифология  

Селькупы делили мир на несколько сфер, каждой из которых управлял мифический хозяин: Ном (Небо), Илина Конта (Земля) и Кызы (Загробный мир).

Традиции

В древности селькупы практиковали воздушное погребение, позже — захоронение в земле, лодках или деревянных колодах. Вместе с умершим помещали его имущество. Детей хоронили на ветвях деревьев.

Важным обрядом была церемония оживления бубна, который считался ездовым животным шамана. Обряд проводили весной и осенью, связывая его с прилётом и отлётом птиц. Шаман символически путешествовал в другие миры, а завершалось действо общим пиром.

ee5cf30f96b3de76ba90e08a6529dd41_.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com 

Запрещалось убивать лебедя, так как он считался духом-помощником шамана. Во время праздника прилёта лебедей селькупы совершали обряды, чтобы поприветствовать птиц. Также запрещалось убивать кедровку, орла и журавля. Кукушка считалась небесной птицей, и с ней связывали приметы.

селькупы5.jpg

Источник фото : dzen.ru 

Национальный костюм

Мужчины и мальчики стригли волосы в кружок, иногда носили серьги. Девушки вплетали в косы цветные ленты и украшения, замужние женщины косы не украшали. Зимней одеждой была парка — шуба из оленьих шкур мехом наружу. В сильные мороды носили соккы — глухую одежду с капюшоном. Обувь шили из камуса, ровдуги, а ранее — из кожи стерляди и осетра. Женщины славились мастерством в шитье одежды из беличьих и соболиных лапок.

селькупы 3.jpg

Источник фото : nazaccent.ru

Повседневная одежда включала рубахи и штаны из ткани, платья из ровдуги. Головные уборы шили из шкур животных, широко использовали платки. Ещё до революции селькупы переняли русскую одежду — сарафаны, рубахи, брюки.

Женщины носили плетёные пояса с напёрстком и ножом, мужчины — кожаные пояса с металлическими бляхами и ножнами. Праздничную одежду надевали поверх старой.

narod_selkupi_-_chislennost_i_mesto_prozhivaniya_yazikovaya_semya_20210509_1508865732.jpg

Источник фото : dzen.ru 

Музыка

Музыкальная культура представлена тазовским и нарымским стилями. Мелодии связаны с колыбельными, плачами, танцами и лирическими песнями. Лирические песни (кольма) часто импровизировались. Эпические песни (кеельтыма) повествовали о мифологических сюжетах. Шаманские песни (сюмптя) различались в зависимости от духов-покровителей.

шаманский бубен1.jpg

Источник фото : www.bigtv.ru 

Из музыкальных инструментов были распространены варган, семиструнная арфа (лебедь), бубен, музыкальный лук, смычковая лютня и тростниковая дудочка.

Танцы

Селькупские танцы имитируют движения животных и птиц, например, взмахи крыльев лебедя или бег оленя по снегу.танцы.jpg

Источник фото : moesms.ru 

Быт

Семейный уклад

Семьи у селькупов многопоколенные, с патриархальным укладом. Мужчина считается главой семьи, но женщина имеет равные с ним права.

Общественный уклад

В XVII веке общество делилось на лучших людей, простых людей, богачей, нищих и рабов. Во главе общин стояли князцы и богатыри. Шаманы играли важную роль, часто возглавляя общины и военные объединения.

Жизнь

Основными занятиями были охота и рыболовство. Использовали луки, самострелы, ловушки.селькупы оленевод..jpg

Источник фото : dzen.ru 

Северные селькупы занимались оленеводством, держали до 50 и более голов. Также было развито кузнечество, обработка крапивы для изготовления тканей, гончарное производство. Передвигались на санях с оленьими и собачьими упряжками, лыжах, лодках.

Жилища

Поселения располагались у устьев рек, на высоких берегах. Раньше строили укреплённые городки «коч» с рвами и частоколами. Позже оборонительные сооружения исчезли.жилища.jpg

Источник фото : www.sentstory.ru 

Южные селькупы жили в землянках и полуземлянках, северные — в чумах, покрытых оленьими шкурами или берестой.

Кухня
скухня селькупов.jpg

Источник фото : mebdiv.com 

Основу рациона составляла рыба: её сушили, варили, запекали, готовили юколу и рыбий жир. Зимой ели квашеную рыбу с ягодами. Охотились на боровую дичь, северные селькупы употребляли оленину. С XIX века в рацион вошли крупы, чай, мука и сахар.9.jpg

Источник фото : dzen.ru 

Из ячменной муки пекли лепёшки, из сараны — тогул, готовили хмельной напиток из можжевельника. Собирали дикий лук, ягоды, кедровые орехи. Посуду делали из бересты и дерева, также использовали металлическую утварь.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения