Источник фото : funnyfest.ru
Предки современных словенцев во время массового переселения славянских племён на Балканы в VI–VII веках заняли крайний северо-запад Балканского полуострова — от верховьев рек Сава и Драва до Восточных Альп и побережья Адриатики, включая Фриульскую долину. Они также поселились в Среднем Подунавье и Нижней Паннонии, в результате чего возникли два словенских региона: альпийский (карантанцы) и дунайский (паннонские славяне). В ходе заселения альпийских земель и северо-западных Балкан предки словенцев оказались под властью аваров.
В первой половине VII века часть из них освободилась и образовала самостоятельное княжество — Карантанию. В середине VIII века Карантания попала в вассальную зависимость от Баварии и Франкского государства, а в начале IX века вошла в состав империи Карла Великого. С середины IX века большая часть словенских земель оказалась под господством немцев. Среди местных славян стало распространяться католичество, началась интенсивная немецкая колонизация, особенно сильная на севере и западе, где словенцы были почти полностью вытеснены.
Словенская аристократия в значительной степени подверглась германизации, тогда как крестьянство в подавляющем большинстве сохранило славянский язык и обычаи. В конце IX века часть предков словенцев, расселившихся в Нижней Паннонии, попала под власть венгров, что привело к их частичной мадьяризации. К началу XVI века большую часть земель словенцев подчинили австрийские Габсбурги. Длительное иноземное господство усугублялось различными формами экономической зависимости, поскольку основную массу словенцев составляли крестьяне, ремесленники, а позже — рабочие.
Несмотря на то, что словенцы рано потеряли политическую независимость и длительное время подвергались германизации и мадьяризации, они сохранили свой язык и культуру. Борьба за национальную самостоятельность началась в период Реформации (XVI–XVII века), сначала среди горожан, а позднее охватила и крестьянскую среду. В этот период получила распространение письменность на словенском языке, появились словенские школы и начала развиваться национальная культура. Однако это движение в начале XVII века было подавлено совместными усилиями католической церкви, администрации Габсбургской империи и местной знати. Национально-освободительное движение угнетённых народов Австрийской империи, особенно во время революции 1848 года, охватило и словенцев.
Из всех югославянских земель, входивших в состав Габсбургской монархии, в Словении раньше всего стали развиваться капиталистические отношения. К середине XIX века Словения стала одной из наиболее развитых югославянских земель. С развитием промышленности усилились немецко-австрийское политическое и экономическое давление, а также германизация. Активизировалось национальное движение, охватившее разные слои словенского общества. Усилилась деятельность различных политических партий, стали печататься книги и газеты на словенском языке, открываться словенские школы. Всё это способствовало формированию словенской нации.
Создание Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 году (позднее переименованного в Югославию, затем в ФНРЮ и СФРЮ, с частичным изменением границ) не объединило весь словенский народ в рамках одного государства: треть территории, населённой словенцами, оказалась под властью Италии (Словенское Приморье, северная часть Истрии) и Австрии (часть Каринтии). После Второй мировой войны большая часть словенских земель, находившихся под властью Италии, отошла к Югославии и вошла в состав её республики Словении; после распада Югославии в 1991 году — в самостоятельное государство Республика Словения (октябрь 1991 года).
Исторические судьбы словенского народа наложили отпечаток на культуру его отдельных групп (доленцы, горенцы, нотраньцы, белокраинцы и др.). Например, словенцы Юлийской Крайны (Северная Истрия) испытали сильное влияние фриулов и итальянцев; словенцы Каринтии, Штирии и отчасти Верхней Крайны (Гореньско) длительное время подвергались германизации. Сербский этнический компонент прослеживается в группе белокраинцев. Жители северо-восточной части Словении (прекмурцы) испытали влияние венгерской культуры. Однако в целом все словенцы сохранили свою национальную культуру.
После завершения Второй мировой войны изменилась социальная структура словенцев: всё большее их число перешло из сельского хозяйства в другие отрасли — промышленность, транспорт, сферу обслуживания. Значительно выросла численность словенской интеллигенции.
Словенцы составляют 88 % населения Словении (численность 1700 тыс. человек). Небольшое число словенцев проживает в Хорватии и на территории бывшей Союзной Республики Югославии. Также словенцы живут в Италии, Австрии, Венгрии, Аргентине, США, Австралии и Новой Зеландии.
По данным переписи населения 2020 года в РФ проживает 108 словенцев. В основном они проживают в Саратовской области (22 человека). Число представителей народности в других регионах России:
Москва — 16;
Московская область — 9;
Тверская область — 4.
Основная религия в Словении — католическое христианство. Католическая церковь Словении включает в себя 4 епархии и 2 архиепархии. Возглавляет католиков Словении архиепископ. Выделяют две архиепархии: Люблянскую и Мариборскую, а также четыре епархии:
• Коперскую;
• Ново-Место;
• Целе;
• Мурска-Собота.
Конституция страны гарантирует равные права при исповедании религии, поскольку Словения является светским государством. Религия не участвует в государственном управлении и не может оказывать влияние на органы власти. Православных церквей в Словении немного. Православные, наряду с лютеранами, составляют религиозное меньшинство. Исторически христиане Словении как до раскола единой церкви, так и после него (1054 год) находились в сфере влияния католического Рима. Современная православная церковь в Словении принадлежит к Сербской митрополии.
После христианства ислам — вторая по количеству приверженцев религия в Словении. В стране функционируют две исламские организации:
• Исламская община Словении;
• Мусульманское общество Словении.
Обе организации относятся к суннитскому мазхабу.
Словенцы говорят на словенском языке, относящемся к славянской группе индоевропейской семьи и отличающемся большой дробностью говоров, которые объединяются в 7 диалектных групп: каринтийскую, приморскую, ровтарскую, доленьскую, гореньскую, штирийскую и паннонскую. Письменность основана на латинской графике.
По данным переписи населения 2020 года в РФ на словенском языке говорят 443 человека.
На формирование культуры отдельных групп словенского народа влияли также географические различия (морское побережье, равнины, горы). В результате этническая территория словенцев включает четыре этнографические области — альпийскую, среднесловенскую, средиземноморскую и паннонскую, хотя чётких границ между культурой населения этих областей провести нельзя. Некоторые различия прослеживаются в сельской архитектуре (строительный материал, планировка и т.п.), в пище, в обрядности и других сферах быта.
Словенская мифология занимает особое место среди европейских мифологических традиций. Она представляет собой в значительной мере связующее звено между балканской и центральноевропейской (славянской и неславянской) мифологиями. Помимо этого, она содержит ряд мифологических мотивов, характерных только для неё: миф о короле Матьяже, миф о Креснике, миф о Златороге, куренты и др.
Люблянский дракон
Многие слышали легенду о древнегреческом герое Ясоне и Аргонавтах, которые добыли в далёких краях Золотое руно и поплыли через Чёрное море, а также по рекам Дунай и Сава, чтобы добраться до Адриатического моря и оттуда — в Грецию. Согласно словенской легенде, они сделали остановку на Люблянском Барье. В те времена там обитал страшный дракон, но Ясон его одолел. Невзирая на это, следы дракона можно найти во многих местах Любляны.
Цельская графская династия
О роде Цельских князей существует множество легенд и преданий. Самая известная рассказывает о несчастной любви Фридриха II и Вероники Десенишской. Отец Фридриха, Герман II, противился этой любви и заключил сына в башню замка, а Веронику приказал утопить. Согласно легенде, Фридриха спас его верный слуга, тайком носивший ему в темницу еду.
Король Матьяж
Легенда о короле Матьяже — это предание о добром правителе, который царствовал в Карантании. Это были золотые времена для Каринтии, и многие чужие властители никак не могли с этим смириться. Тогда они пошли войной на своего соперника. С сотней верных воинов Матьяж скрылся в пещере под горой Пеца и заснул за каменным столом. Легенда утверждает, что Матьяж вернётся и искоренит несправедливость во всём мире, когда его борода десять раз обовьёт стол, а у входа в пещеру среди зимы вырастет липа.

Источник фото : almode.club
Женский костюм
Словенки, как и австрийки, отдавали предпочтение длинным и широким юбкам и фартукам (обычно чёрного цвета). В отличие от австрийских, словенские фартуки обычно украшали вышивкой и кружевами. Белые рубашки-блузки «рубач» с длинными рукавами, пышными воротниками-оборками и манжетами из тонкого кружева словенки любили прикрывать спереди пёстрыми шалями, заправляя их концы за пояс фартука.
Головные уборы и украшения
Словенские женщины предпочитали носить платки, косынки и чепцы. В Гореньско веерообразный чепец из белого кружева сильно напоминал по фасону крылоподобные чепцы юга Швейцарии или австрийского Форарльберга. Филигранный пояс, носимый на бёдрах, украшали шелковым бантом с вышитым цветочным узором.
Мужской костюм
Сельские жители и пастухи северной части Словении одевались аналогично жителям Южной Австрии и немецкой Баварии: в кожаные шорты, куртку из непромокаемой ткани «лоден», безрукавку, шерстяные гетры; на голову надевали широкополую шляпу «клобук» с шерстяной кисточкой. Типично славянскими деталями костюма оставались белые узкие полотняные штаны, надеваемые под шорты, и традиционная балканская обувь — опанки. На юге носили широкие штаны типа «гатьи», которые назывались «безе» и «свитице» (и те, и другие были длиной до щиколотки). Безрукавки или короткие куртки — «камизола», «сукня» — шили из шерстяных тканей.
Источник фото : dzen.ru
Обувь
Обувь словенцев — высокие или низкие кожаные ботинки на шнуровке и сапожки «цижмы».
Источник фото : dzen.ru
Можно говорить об исключительно древних корнях словенской народной музыки. Те, кто пытался её записывать, ещё в прошлом веке обратили внимание на своеобразный ритм некоторых словенских народных песен. Под влиянием панславизма эти отличия пытались толковать как словенско-славянскую особенность. После Первой мировой войны появились первые критические голоса, подчёркивавшие важность правильной фиксации метрики: речь шла не о размере 5/4, а о постоянном чередовании размеров 3/4 + 2/4.
Все собранные словенские песни с таким ритмом были досконально проанализированы Валентом Вадушеком. Он установил, что семейство этих песен имеет преимущественный тип строчки, известный в музыкальной науке под термином otosyllabe gallo-romain. Очаг распространения этого ритма находится на западе Словении, в Резийской долине, где он преобладает в народном танце. Сохраняется он также в обрядовом танце под липой в Каринтии (Зила), называемом «ta prvirej».
Характерно, что кроме словенцев, сербов, лужицких сербов и частично русских, этот ритм не встречается у других славянских народов. Однако его можно обнаружить по всей Франции. Очевидно, в этом случае имеет место общее происхождение характерного ритма, которому исследователь приписывает кельтскую основу.

Источник фото : skazrus.ru

Источник фото : ru.pinterest.com
Танцы выбора исполняли в основном в Западной и Средней Словакии, и они исчезли в первой половине XX века.
Архитектура Словении прошла через те же этапы, что и архитектура её западных соседей, лишь в Приморье долго сохранялась связь с местной раннехристианской архитектурой.
Сельские жилые дома, состоявшие из одного помещения с открытым очагом, строились в Приморье из камня с крышей из каменных плит, в альпийских областях — из дерева, а в Паннонской области — из глины с тесовыми и соломенными крышами. Позднее они получили входные галереи. Городские жилые дома континентальной Словении до XV века были деревянными, затем постепенно заменялись каменными и приобрели структуру, сохранявшуюся до XIX века: с лавкой или мастерской внизу, жилыми помещениями в передней части верхнего этажа и подсобными — позади них.
В Приморье городские жилые дома с таким же составом помещений строились из камня в романскую и готическую эпоху, причём внешний вид готических построек родствен архитектуре Венеции. Помимо двухэтажных были и трёхэтажные дома.
Традиционное занятие словенцев — сельское хозяйство. Словенцы выращивали рожь, пшеницу, овёс, бобы, гречиху, картофель, овощи, хмель и др., занимались садоводством, виноградарством, разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Значительное развитие получило пчеловодство, среди ремёсел — ткачество, плетение кружев, рисунки на стекле, роспись по дереву (особую известность получила роспись ульев), изготовление деревянной утвари, изделий из металла и др.
Традиционное жилище словенцев — деревянное, каменное или каркасное, одно-, а позднее двухэтажное. Широкое распространение получили двухкамерные дома с высокими двускатными крышами. Для хозяйственных нужд, главным образом для сушки и хранения сена и зерна, почти повсеместно использовалась крытая решётчатая конструкция — «козолец».

Источник фото : www.etnolog.ru
Национальная кухня Словении — домашняя и сытная. Это густые супы, всевозможные колбаски и рагу, сытные пироги, а также десерты из творога, орехов и румяного теста.
Основа традиционной пищи — блюда из муки и круп: каши, клёцки; овощи (капуста, репа, картофель, фасоль); мясо (копчёная свинина, козлятина или баранина), чаще употребляемое по праздникам или во время тяжёлых работ.
Источник фото : ru.pinterest.com
Грибной суп
Обычно его варят из белых грибов с овощами, сливками и сыром, поэтому он получается густым и тягучим. Могут добавить шампиньоны или лисички. Для пикантности в грибной суп по-словенски обязательно кладут чеснок, а иногда и немного белого вина. Местная «гобова юха» хороша со сметаной.
Источник фото : radioiskatel.ru
Чевапчичи
Пухлые колбаски из рубленого мяса обычно жарят на гриле. Они очень нежные, румяные, часто острые. В составе ничего лишнего — только соль и перец.
Источник фото : postila.ru
Бограч
Национальный словенский гуляш готовят из трёх видов мяса: говядины, свинины и дичи. Обязательно с картошкой и большим количеством овощей. Блюдо получается густым, наваристым и сытным. Чудесный аромат паприки подчёркивает пикантный вкус мяса.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения