Источник фото : vol-mir.ru
Предки сойотов с древних времён жили в предгорьях Восточных Саян, занимаясь охотой, оленеводством и разведением «снежных верблюдов», известных как яки. Взаимодействие с тюрками и бурятами, а позже политика советского периода, направленная на ассимиляцию малых народов, привели к утрате сойотского языка и многих элементов традиционной культуры. Однако память до сих пор хранит предания о великих покровителях народа и священных горах.
По данным археологии, Восточные Саяны были обжиты в эпоху неолита. Аборигенами этого региона считаются протоэвенкийские этносы, заложившие основы охотничьей культуры. В конце неолита или в начале эпохи бронзы появляются протосамодийские племена, сыгравшие существенную роль в освоении территории. Именно здесь, в Саянах, древние самодийцы впервые приручили северного оленя и положили начало формированию оленеводческой культуры, ставшей основой хозяйства сойотов.
Появление скотоводческой культуры на этой территории датируется I тысячелетием до н. э. и связано с прибытием ранних кочевых племён. Расцвет скотоводства наступил в середине I тысячелетия до н. э. и был обусловлен влиянием тюркских народов Центральной Азии. К этой эпохе относятся известные в Оке могильники курганного типа в долинах рек Жомболок, Синца и Ока. Тюрки оказали огромное влияние на коренные самодийские этносы: те переняли у тюрков язык и основы скотоводческого хозяйства. В силу определённых этнополитических условий тюрки впоследствии ушли на запад и северо-запад, осев в Туве и на Алтае. Таким образом, на Саянах сохранились самодийские этносы, подвергшиеся сильному этнокультурному влиянию тюрков.

Источник фото : burunen.ru
Продвижение бурят в Тункинскую долину, а затем в Оку началось в XVII веке. Это были различные по происхождению этнические группы хонгодоров, пришедшие из северо-западной Монголии, в основном беженцы, покинувшие родину в период междоусобных войн. Следующая и наиболее значительная волна заселения Оки бурятами была вызвана политическими причинами. Русское правительство, стремясь укрепить русско-китайскую границу, установленную в 1727 году, создавало караульные заставы в приграничных районах. На территории Оки граница проходила в долинах рек Тисса и Синца. Пограничные караулы формировались из числа бурят Тунки и Иркутской губернии. К концу XIX — началу XX века буряты заняли в Оке ведущее положение как в численном, так и в социально-культурном отношении.
Укреплению этнополитического и культурного авторитета бурят способствовало проникновение и установление северной ветви буддизма — ламаизма. До 1926 года Окинский район управлялся Окинским хошуном, объединявшим три сомонных совета: Гарганский, Окинский и Бурэнгольский. Сойоты входили в состав Гарганского сомонного совета. В 1936 году, в результате политики разукрупнения районов, Окинский хошун Тункинского аймака был выделен как самостоятельный район с центром в селе Орлик.
Таким образом, история Окинского района насчитывает несколько тысячелетий. На этой территории в разное время жили самодийские и тюркоязычные народы, на основе которых сложился этнос сойотов. Позднее сюда пришли монголоязычные бурятские роды, которые вскоре заняли ведущее положение в районе. Особое место в истории Оки занимает период распространения ламаизма. На основе взаимодействия бурят и сойотов сформировался особый этнический облик Окинского района.

Источник фото : burunen.ru
По переписи 2020 года в Российской Федерации проживает 4 368 сойотов, большинство из них — в Республике Бурятия (4 316 человек), преимущественно в Окинском районе. Этот район граничит с Тоджинским районом Республики Тыва, где живут тувинцы-тоджинцы, и с Хубсугульским аймаком Монголии, на севере которого проживает родственный народ — цаатаны. Все три этнические общности близки друг другу по языку (все три языка относятся к уйгурской подгруппе тюркских языков), типу хозяйства (охотники и таёжные оленеводы, разводившие яков, хайнаков и оленей) и образу жизни.
Источник фото : dzen.ru
Древняя религия сойотов представляет собой комплекс верований, основанный на одушевлении окружающей живой и неживой природы, шаманизме и фетишизме.
Особое значение имел культ гор. Горы выступали центром мироздания, связывали людей с космосом и высшими небесными божествами. Традиционный молельный обряд — «Ахын 13 хаданууд» — посвящён вершинам тринадцати саянских гор.
На одном из склонов горы шаман разводил священный костёр, окуривал окрестности ветвями можжевельника и возносил молитвы тринадцати духам-покровителям вершин. У подножия священной горы выбирали примечательное дерево, на котором вешали ленты: оленеводы — белого цвета, охотники — красного.
Сохраняется почитание священного для сойотов перевала Нуху Дабан, что в переводе означает «перевал Ворота». Он представляет собой массивную каменную плиту с природным провалом в центре. Согласно легенде, его мощной стрелой прорубил во время охоты за лисицей эпический герой Гэсэр-хан. Здесь совершали моления, «кормили» духов молоком и мясом, прося в ответ благосклонности в делах. Люди брали отсюда камни, которые становились талисманами. Сегодня сойоты исповедуют буддизм, распространившийся в регионе с приходом бурят.

Источник фото : news.ru
Изначально сойоты говорили на сойотском языке, который относился к самодийской группе уральской языковой семьи и впоследствии исчез. Позднее они подверглись тюркизации и перешли на сойотско-цаатанский язык (близкий к тувинскому). В дальнейшем произошла полная ассимиляция с бурятами, и сойоты перешли на бурятский язык.
Для возрождения сойотского языка в 2001 году для его сойотского варианта (сойотско-цаатанского языка) была разработана письменность на основе кириллицы, начато издание букваря и учебных пособий. В 2003 году издан «Сойотско-бурятско-русский словарь». С 2005 года началось постепенное внедрение преподавания языка в начальных классах сойотских школ Окинского района Бурятии.
Традиционный сойотский костюм утрачен. Предполагается, что одежда сойотов изготавливалась в основном из продуктов скотоводства, обрабатывавшихся домашним способом. Из овчин шили шубы, из кожи — обувь, из шерсти — чулки. Мужчины носили халаты с округлым воротником, доходившие до пояса, и меховые шапки из овчины, выдры, соболя и других материалов. Богатые люди летом носили халаты из качественных тканей, украшенные орнаментами.

Источник фото : nedvizhimost-svyatoy-vlas.ru
Женщины также носили халаты, запахивавшиеся налево, как и у мужчин. Поверх халата надевали кожаную безрукавку, которую носили постоянно. Женская одежда украшалась орнаментами, бисером, драгоценностями и монетами. Шапки шились из ткани и меха. Из обработанной кожи, шкур, юфти и овчины изготавливали унты (гутал, годhон) как мужские, так и женские. Женские унты отличались лёгкостью и изяществом, а их носок украшался орнаментом.

Источник фото : travelask.ru
Свадебный обряд начинался с приезда сватов Эгэ-Тутхаху к родным невесты для заключения предварительного сговора. При положительном настрое следующий визит совершался совместно с женихом. В семье девушки резали барана, устраивали пир и обсуждали размер калыма. После его выплаты шаман проводил свадебный обряд с использованием крови и огня.
Молодая жена переезжала в юрту к мужу и принималась за обустройство быта. Ей запрещалось поворачиваться к гостям и супругу спиной, стоять спиной к огню и проходить в переднюю часть жилища, считавшуюся наиболее почётной.
Национальный праздник сойотов «Улугдаг» («Великая священная гора») связан с почитанием самой высокой горы Мунку-Сардак. Это один из ключевых мировоззренческих элементов урянхайских и монгольских народов, и все племена, проживавшие здесь, поклонялись этой горе. Праздник «Улугдаг» отмечают осенью, включая в программу «игры трёх мужей» и другие состязания.
Другой праздник, традиционно отмечаемый весной в начале мая, также связан с почитанием горы Мунку-Сардак и её хозяина Бурэн-Хана и называется «Бурэн Хаанай Тахил». Из многочисленных святых мест Бурятии пик Мунку-Сардак — высочайшая вершина Восточных Саян и обитель Бурэн-Хана — имеет первостепенное значение как главная святыня всего Байкало-Саяно-Хубсугульского региона. Ежегодно в мае у подножия этой вершины — «Сибирской Фудзиямы» — проводится праздник, способствующий духовному единению народов Саяно-Алтайского региона. Праздник был возрождён первым сойотским хамбо-ламой Данзаном Хайбзуном Самаевым — Римпоче-Багши. Это событие имеет общественную и историческую значимость для всего региона.

Источник фото : travelask.ru
Традиционное занятие сойотов — отгонное оленеводство, основанное на постоянных перекочёвках: от 4 до 10 раз в течение года. Здесь разводили карагасскую породу северных оленей. Олени круглый год находились на подножном корме — мхе-ягеле. Шкуры использовали для шитья одежды и обуви, утепления жилища и выделки кожи. Мясо употребляли в пищу, а рога молодых оленей применяли для приготовления лекарственных снадобий.

Источник фото : ru.pinterest.com
Небогатые сойоты использовали оленей как транспорт для освоения новых охотничьих угодий; такой тип оленеводства получил название «саянский». Для мобильности достаточно было иметь трёх оленей: двух самцов и одну самку, дававшую приплод в начале лета и ежедневно снабжавшую молоком. Как только стадо превышало необходимое для передвижения количество, лишних оленей продавали или забивали.
Охота — древнейшее занятие сойотов. Пушнину обменивали или продавали на предметы первой необходимости: оружие, муку, ткани, обиходные вещи. С охотой было связано множество запретов и правил, основанных на древних шаманских верованиях. Считалось, что кабан и медведь понимают человеческую речь, поэтому во время охоты на них соблюдали молчание.

Источник фото : gazeta-n1.ru
Запрещалось убивать птиц, особенно лебедей и ласточек. Лебеди жили парами, и при потере партнёра, по поверьям, проклинали убийцу; ласточки же, как считалось, общались с небесными ханами. Неосознанно сойоты соблюдали важные экологические нормы: не убивали зверей целыми выводками, охотились только в сезон, не использовали железные капканы и делали перерывы в освоении охотничьих угодий.
Рыболовство у окинских бурят в древности было редким явлением, поскольку считалось грехом. Многочисленные реки и озёра Оки богаты рыбой; по словам старожилов, в них «кишмя кишели» рыбы, которую можно было ловить даже заострённой палкой. Рыболовство как промысел появилось лишь в конце XIX века с приходом русских служилых людей, от которых местные жители переняли способы и средства ловли.
В жизни сойотов господствовал патриархальный уклад. Женщина занимала зависимое положение и не обладала правами. Мужчина занимался охотой и оленеводством, на женщину же ложился полный комплекс хозяйственных и бытовых обязанностей. Дочери и жёны готовили пищу, выделывали кожи, плели верёвки и ухаживали за домашним скотом.
Браки внутри рода запрещались, преобладала моногамия, хотя добрачные и внебрачные связи допускались. Зависимое положение женщин не давало им права голоса при выборе партнёра. В общественной жизни сойотки участия не принимали и на собраниях права голоса не имели. Свадьба заключалась по сговору, а лучшим временем для неё считалось полнолуние — Саган-Сара.
Кочевой образ жизни отразился на традиционном жилье сойотов, представленном в виде шалаша (уруса). Летом сооружали остроконечный шалаш из тонких жердей, зимой его покрывали оленьими шкурами снаружи и изнутри. С приходом в регион бурят широкое распространение получила монгольская юрта, состоящая из четырёх–шести стен и покрытая шкурами.

Источник фото : dzen.ru
В верхней части жилища размещали свето-дымовое отверстие, под ним обустраивали очаг, над которым на опорах вешали чайники и котлы. Справа находилась женская половина, где хранили домашнюю утварь, личные вещи женщин и продовольственные запасы. Слева располагалась мужская половина с оружием, орудиями для погона оленей, шкурами и пушниной. Противоположная от входа сторона предназначалась для гостей и размещения домашних идолов и фетишей.
Основу рациона сойотов составляли мясная и молочная пища. Туши использовали полностью: готовили кровяные колбасы и блюда из субпродуктов; изысканным лакомством считались губы и язык оленя. Свежее мясо варили, реже жарили; для хранения его коптили, солили или вялили. Высушенное мясо впоследствии отваривали, а охотники использовали растолчённые в порошок мясные заготовки — их было удобно хранить и готовить. Из молока оленей и яков производили мягкие сыры, а из муки пекли пресные лепёшки.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения