Основными местами проживания бухарских евреев являются Самарканд, Ташкент, Душанбе, Бухара, Коканд, Андижан, Маргелан, Хатырчи, Шахрисабз. Значительное число евреев — выходцев из бухарско-еврейской общины живет в Израиле.
По данным переписи населения 2020 года в РФ проживает 18 среднеазиатских евреев, большинство находится в Москве (5 человек) и в Тверской области (4 человека).
Как у большинства евреев, основная религия – иудаизм. В середине XVIII века в Бухарском ханстве, которое с 1747 года стало именоваться Бухарским эмиратом, произошло массовое насильственное обращение евреев в ислам. К еврейским семействам, обращенным в мусульманство («анусим», принужденные), закреплялось неприятное прозвище «чала», в переводе на русский язык — «ни то, ни се». Их жизнь превращалась в сплошной ад, население относилось к ним с презрением, в брак с ними узбеки не вступали. Евреи от них тоже отказывались, и им приходилось жить вдали от всех, в специально отведенных кварталах, расположенных вокруг еврейских махаллей (кварталов). Новообращенные мусульмане вступали в брак с персидскими рабами.
В первой половине XIX века произошло новое массовое обращение, что значительно увеличило численность общины анусим. Свидетельства начала XX века сообщают, что «почти все «чала» только по внешним проявлениям мусульмане, а в душе — евреи».
В течение длительного периода, проживая в среде ираноязычных народов, бухарским евреям не оставалось другого выхода, как приобщаться к языку фарси. Продвигаясь дальше в Среднюю Азию, они сберегли его. Данному обстоятельству помогало то, что таджикский язык новых районов не слишком отличался от персидского. Постепенно он стал диалектом, который начали называть бухарским. Началом существования бухарскоеврейского языка принято считать Х-ХI в., а его зачинателем признан писатель Мавлана Шахин. Однако арабскую письменность евреи не приняли, продолжая пользоваться еврейским письмом.
Невозможно рассказать историю бухарских евреев, не сказав ничего об их вкладе в музыкальное искусство Средней Азии. Музыкально-фольклорный жанр под названием шашмаком был известен на территории Средней Азии с древнейших времен. Огромную роль в его развитии и усовершенствовании сыграли бухарские евреи, среди которых было не мало музыкантов и поэтов любителей, которые играли на дутарах, дойрах и тамбурах, на ходу сочиняя мелодии, вошедшие впоследствии в шашмаком. Кроме того, в советское время существовало множество вокальных, инструментальных и свадебных ансамблей, и многие бухарские евреи принимали участие в любительских музыкальных кружках.
Несмотря на запреты, основным мужским головным убором бухарских евреев стал тюрбан. Историки считают, что эта деталь одежды пришла к ним от афганцев и персов, с которыми поддерживали отношения еврейские купцы. Также заимствованием в национальном костюме стал халат. Здесь уже заметно таджикское влияние. Что интересно, самым популярным цветом одежды у бухарских евреев стал вишневый.
Традиционным нарядом женщин стало платье курта, имевшее туникообразный покрой. Для него использовали гладкие блестящие ткани. В сочетании с пестрым рисунком они представляли завораживающее зрелище. Такая одежда сверкала и переливалась на солнце, добавляя привлекательности и яркости своей обладательнице.
Бухарские женщины и девушки довольно часто использовали специальную занавеску — чачван, которой прикрывали лицо. Изготавливали ее из конского волоса, причем само изделие по структуре напоминало сетку. Во время праздника или проведения свадебных ритуалов использовали паранджу.
Традиции, в основном, являющиеся религиозными постулатами, практически мало чем отличаются у евреев различных этнических групп. Более существенную разницу имеют обычаи и обряды, возникшие и ставшие неотъемлемой частью образа жизни в изгнании. Длительное пребывание бухарских евреев в Центральной Азии наложило отпечаток на весь уклад их жизни от рождения до смерти. В данном разделе приведен сокращенный вариант некоторых обычаев и обрядов, сопровождающихся определенным характерным застольем.
С давних времен приготовление блюд на свадьбах, поминальных и других крупных мероприятиях возлагался на специального человека (обычно женщину).
Бухарские евреи устраивают масштабное празднество, связанное с первым днем обучения ребенка в школе. На торжество приглашают всех друзей, родственников, соседей, знакомых и даже просто прохожих. Каждый из них желает первокласснику успехов в обучении.
Гостеприимство - отличительная черта бухарских евреев. С этим связано множество ритуалов, обычаев и обрядов, корни которых уходят в глубокую древность.
Гостя не принято сразу спрашивать, зачем он пожаловал. Его принимают с улыбкой на лице, теплыми словами приветствия. Накрывают на стол. Перед гостем выкладывают самые лучшие яства, фрукты, сладости.
Застолье начинается с разламывания хлеба-лепешки и пиалы чая. Первую пиалу чая хозяин наливает себе, а следующую предлагает гостью. Затем беседа плавно переходит в выяснение причин визита. При этом все протекает в весьма тактичной и вежливой форме характерной восточным манерам.
В настоящее время часть перечисленных моментов предается забвению, но основной «скелет» обычая приема гостей сохранен.
Обычаи, которых придерживаются бухарские евреи при проведении похоронных и траурных мероприятий преследуют цель оказания достойного уважения ушедшему в мир иной и облегчения душевной горести близких и родных усопшего.
У евреев Центральной Азии перед началом траурного митинга играли музыканты и исполняли обрядовые похоронные песни. До настоящего времени существует обряд, «плачущий голос, стенание» - «shaiydu ovos». Для его исполнения на женскую половину приглашается специальная женщина, плакальщица – «goyanda».
В память о потере близкого человека, в течение недели, проводятся ежедневные поминальные мероприятия – «yushvo». Их называют «кампания» - «oshi aval».
В первый месяц проводят еженедельные поминки, и затем каждый месяц в течение года. Отмечают годовщину и далее проводят каждый год поминки.
В соответствии с еврейской традицией в поминальные дни читают соответствующие молитвы, зажигают свечи и посещают могилу усопшего, если она в пределах досягаемости.
Бухарские евреи, в дополнение к этому, организовывают застолье. На поминальные мероприятия собираются родственники, близкие, знакомые и друзья, количество которых нередко превышает 200 человек.
Все, кто приходит почтить память покойного, первый раз, в течение первого года, оказывают посильную помощь, то есть вносят определенную сумму денег, в счет расходов на поминальные мероприятия.
По обычаю, в начале мероприятия, на стол подают сахар-рафинад, изюм, хворост и чай. После завершения молитвы, в соответствии с установившейся очередностью, на стол выставляют хлеб, тонкие мучные лепешки, овощные салаты, жареную рыбу, мясное горячее блюдо, один из видов плова.
Из спиртных напитков употребляют, в небольших количествах, только водку.
Основными занятиями среднеазиатских евреев были крашение пряжи и тканей, торговля (главным образом шелком), частично - хлопководство, виноградарство, табаководство. Они участвовали в торговле с Россией. Вторжение на среднеазиатские рынки российских фабричных тканей привело к фактической ликвидации красильного ремесла, с начала 20 века евреи занимаются преимущественно парикмахерским, сапожницким, портновским ремеслами, мелкой торговлей.
Дома бухарских евреев соответствовали традиционному типу жилища равнинной части Средней Азии. Климатические особенности повлияли на общий характер планировки; дом был разделен на две части: летнюю и зимнюю, а его непременным атрибутом являлся айван (открытая галерея с потолком на колоннах). Колонны айвана изготавливались из дерева в форме сталактитов, нижняя часть колонны украшена резьбой с цветочным или геометрическим орнаментом. Особое внимание в отделке дома и айвана уделялось потолку, который отличался разнообразием форм и используемых цветов, сохранивших свою яркость в течение долгого времени. Гладкие дощатые потолки стали появляться в самом начале прошлого века, поскольку в это время доски уже производили фабричным способом. Гладкие потолки украшали деревянными накладками и расписывали на полу, а затем укрепляли на потолочных балках.
Излюбленными мотивами росписей были сложные геометрические полихромные узоры, всевозможные букеты, отдельные цветы. В росписи могли включать надписи на иврите и даже еврейскую символику.
В основу еврейской кухни заложена определенная пищевая философия - кашрут. Кашрут - это система питания, принятая еще у древних иудеев, требующая от последователей строго соблюдения в любых землях, куда бы ни забрасывала история. В основе кашрута три главных запрета. Первое, «не вари козленка в молоке матери его», поэтому никакого мяса в молочном соусе. Кроме того, в доме надо иметь отдельные наборы столовой и кухонной посуды и особые места для приготовления мясных и молочных блюд. Нельзя употреблять в одну трапезу мясные и молочные блюда, даже если они лежат на разных тарелках. Второе, в пищу можно употреблять только парнокопытных жвачных животных, причем, животное должно быть убито мгновенно, чтобы мясо не было испорчено гормонами страха. Поэтому из кулинарных книг исключены рецепты из свинины, зайчатины, мяса хищных животных и птиц, рыбы без чешуи и крови животных. Третье, нельзя готовить в субботу. Отсюда рецептура блюд, которые можно приготовить в пятницу, чтобы к субботе они настоялись, например, такие блюда как мешочный плов, халта сово, оше сово, серканиз.
В еврейской кухне обилие мучных заготовок и выпечки. Для приготовления мучных блюд и изделий используется пшеничная мука или маце-мел. Как добавки к выпечке идут мед, орехи, мак, изюм.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.