1315
Тазы

Источник фото : kmns.ru

Тазы являются одним из самых малочисленных народов России. Их родственными этносами считаются удэгейцы и нанайцы, у которых тазы переняли ряд традиций и элементов быта.

История

Появление тазов на территории России связывают с проникновением в Уссурийский край китайцев. Их основными занятиями стали сбор трав и охота, добыча морепродуктов, собирательство. Постепенно начали развиваться земледелие и торговля. Большинство пришедших в Уссурийский край были мужчинами, многие из которых вступали в брак с женщинами удэгейского и нанайского происхождения. Это способствовало быстрому формированию нового этноса, которого китайцы называли «дацзы», что означало «туземцы».

В 1860 году Уссурийский край стал частью России. Местное население русские стали именовать «тазами». К тому времени потомки китайцев уже населили Приморье, среди них было много метисов, а также представителей орочей и удэгейцев. В. К. Арсеньев упорядочил представления о местном населении, описав его как особую этническую группу смешанного происхождения, сформировавшуюся в начале XX века.

По мнению Арсеньева, пришедшие эмигранты из Китая оставались китайцами, хотя это противоречило культуре и быту тазов, которые таковыми себя не считали. Тем не менее именно Арсеньев повлиял на советскую власть, предотвратив депортацию тазов. В 1936 году всех граждан китайской и корейской национальностей высылали из Приморского края. Арсеньев подробно разъяснил особенности тазов, что помогло уберечь их от депортации. Одновременно это сказалось на использовании китайского языка, который для многих из них был родным. Большинство утверждало, что говорит на «тазском» языке, которого на тот момент не существовало. Позднее сформировался севернокитайский диалект, характерный для населения Приморского края, с многочисленными заимствованиями из удэгейского и нанайского языков. Тазы сыграли важную роль в службе радиоперехвата, поскольку без специальной подготовки могли понимать и переводить китайские военные переговоры, ведшиеся на путунхуа.

33428.jpg

Источник фото : pikabu.ru

Территориальное расположение и численность

Численность тазов в России невелика — 235 человек по данным переписи населения 2020 года. Основная часть сосредоточена в Приморском крае (220 человек).
 

Религия

В религиозных представлениях тазов сочетаются буддизм, китайский культ предков и другие элементы китайской культуры.

Язык

В 1938 году тазы были переселены в деревню Михайловка Ольгинского района, освободившуюся после выселения корейцев. С тех пор они избегали признавать, что их родной язык — китайский; вместо этого утверждали, что говорят «на своём языке». Фактически в советское время тазы говорили на русском и на тазском диалекте севернокитайского языка с многочисленными заимствованиями из удэгейского и нанайского языков. Владевшие этим диалектом тазы-призывники могли без специальной подготовки заниматься радиоперехватом китайских военных переговоров, ведшихся на путунхуа.

Ко времени прихода русских все аборигены на юге Приморья были двуязычны. В конце XIX — начале XX века в некоторых районах Приморья существовали китайские школы, где аборигены обучались письму и счёту на китайском. С 1938 года в михайловской школе дети тазов стали официально изучать русский язык. К началу 1940-х годов все тазы в возрасте от 9 до 40 лет уже умели читать и писать по-русски, но в быту и на рабочих местах общались на своём диалекте китайского языка.

Традиционная и современная культура

Фольклор

Фольклор тазов представлен разнообразными жанрами: легендами, преданиями, былями, сказками, анекдотами, загадками, песнями, шутками.

В легендах (цэньди) повествуется о происхождении земли, названии звёзд, Млечном Пути — небесной речке Тяньхэ, о хозяине леса (сопок) — Сансы и его помощнике — тигре (ломаза), о старинных праздниках: Коня (Новый год) — в конце января, Чин Мин — в марте, Чиочи — 7 июля — в честь умерших родных; о роли дяди по матери, о воспитании им племянников.

В былях (кусаи) рассказывается о случаях на охоте, о поисках корня женьшеня.

Сказки (тя) — о животных, птицах, волшебные, бытовые и другие. В анекдотах (сяхор) высмеиваются глупость и невежество.

Традиции

На традиции тазов оказало большое влияние китайское происхождение. Особенно ярко это проявляется в области медицины и врачевания. Некоторые тазы до сих пор используют глину в качестве адсорбирующего средства для выведения токсинов из организма. Смесь из глины применяется при пищевых отравлениях. Среди тазов есть опытные специалисты по иглоукалыванию, некоторые из которых работают в клиниках Северного Китая, применяя знания акупунктуры.

Следуя принципам народной медицины, тазы придают большое значение гигиене, умеренности в питании и уходу за телом. Особое значение имеют волосы: уход за ними связан с верой в их магическую силу, питающую разум. Это указывает на связь с китайской культурой. Воспитание детей считается главной обязанностью родителей. Любовь к труду прививается с детства. Как и многие китайцы, тазы поддерживают коллективные формы труда. Труд для них — неотъемлемая часть жизни, и каждый родитель должен подавать пример своим детям.

Девочка в тазской семье с раннего возраста учится заботиться о доме и понимать роль матери. Мальчиков обучают охотничьему ремеслу.

Велика роль игр. Тазы любят простые, но увлекательные игры: шахматы, кости. Мальчики часто бегают наперегонки и сражаются на палках. В последние годы популярность приобрёл футбол. Девочкам нравились куклы, которые они изготавливали из початков кукурузы. Более сложной и дорогой считалась кукла, вырезанная из бересты.

Тайга для тазов стала родным домом, и её глубоко уважают. Каждый охотник должен беречь популяцию животных, защищать лес и помнить, что на этой земле он — гость. Жизнь в тайге породила множество легенд и мифов, которые передают рассказчики — одни из самых уважаемых людей в общине.

Тазы сохранили веру в божество Онку, управляющего горами; за реки и озёра отвечает Ганихи, а за рыбу кету — Мамаса. Эти верования и связанные с ними традиции были заимствованы у удэгейцев. Считается, что каждый зверь подчиняется воле богини Тагу, которая помогает охотникам и защищает зверей от тех, кто охотится ради наживы. Распространён культ тигра: следу тигра молятся при его обнаружении во время охоты, чтобы привлечь удачу. Особое значение имеет огонь: очагу поклонялись и просили благодати для всех родных.

Согласно верованиям, душа проходит через несколько миров, затем попадает к Тагу, которая превращает её в птицу.

Можно сделать вывод, что верования тазов претерпели значительные изменения. Изначально многие из них придерживались традиционных китайских верований, однако географическое положение и жизнь в тайге оказали сильное влияние на их мировоззрение. Шенизм, более характерный для китайцев, уступил место языческому культу тайги.

Создание семьи сопровождалось рядом ритуалов — от сватовства до отвода молодых на отдельное ложе. Сложный, регламентированный свадебный обряд с собственной терминологией пришёл к тазам через китайцев; на его фоне старинные ритуалы аборигенов казались простыми и скромными. Сватовство могло происходить за полгода и раньше. Сватом (мэйэн) обычно выступал мужчина — дальний родственник жениха или посторонний человек. Свадьбу устраивали осенью или весной, до начала или после завершения хозяйственных работ, и длилась она три дня.

Родители невесты и жениха готовили сундуки с приданым (пэйсу). Женское приданое складывали в красный сундук, в который входили одежда и обувь невесты (ихэ). У жениха также был сундук, куда он складывал бельё и одежду.

С 1970-х годов XX века свадебная одежда стала обычной праздничной. Традиционный свадебный красный цвет уступил место белому, который ранее ассоциировался с похоронами. Современный свадебный обряд и праздничный стол практически не отличаются от русских.

Появление ребёнка на свет и первые месяцы его жизни сопровождались множеством ритуалов, запретов и предписаний. Роды, как и у других народов юга Дальнего Востока, происходили в отдельно построенном для этих целей шалаше (цуэло или супичан), который строили муж или дед. В нём же мать и новорождённый проводили первый месяц жизни. Во время родов и после них роженице помогала свекровь или пожилая женщина, часто не родственница. Родная мать не могла помогать, так как считалась принадлежащей к другому роду.

Обычай хумбу — вывешивание над входом в жилище лука со стрелами при рождении мальчика или красного лоскута при рождении девочки — служил оберегом от злых духов и выражал пожелания удачи новорождённому. Со временем этот обычай стал простым обозначением пола ребёнка. Имя ребёнку давал дед, исходя из его характеристик; если ребёнок часто болел, ему давали кличку, чтобы запутать злых духов. Тазам, рождённым в начале XX века, уже давали русские имена, а у некоторых даже фиксировались русские отчества.

Воспитанием грудного ребёнка занималась мать, а позже к этому процессу присоединялся дядя по матери. У тазов существует специальная система обозначения этапов развития ребёнка:

— сёхай еае цэр (ни) — младенец в люльке; 
— сёхай хуй хуансэн — ребёнок переворачивается; 
— сёхай хуй цуэзэлэ — ребёнок садится; 
— сёхай хуй пала — ребёнок начинает ползать; 
— сёхай хуй цэулэ — ребёнок начинает ходить.

После этого возраст ребёнка исчисляется по годам.

После трёх лет воспитание девочек и мальчиков происходило раздельно. Девочку воспитывали мать, бабушка и другие женщины. Большое внимание уделялось обучению хозяйственным навыкам, помощи по дому, рукоделию и огородничеству. Работа на земле постепенно стала женской специализацией. Мальчика воспитывал дядя по матери, в меньшей степени — отец и другие старшие мужчины семьи или общины. Воспитательный процесс включал рассказы из жизни, случаи на охоте и рыбалке, устный фольклор и личный пример. Мальчик в 7–8 лет уже помогал отцу в различных промыслах, а к 10–12 годам осваивал промысловые навыки и становился полноценным работником.

Национальный костюм

Для традиционной одежды тазов характерен восточноазиатский тип без плечевых швов. Нательную и летнюю одежду шили из хлопчатобумажной ткани без подкладки, весенне-осеннюю — на тканой подкладке, зимнюю — на ватной.

Повседневная мужская нательная одежда — распашная куртка (цен пусай) из светлой ткани с равными полами на четырёх застёжках; верхняя куртка на подкладке с двумя карманами (тянь гоу) — из тёмной ткани на шести застёжках.

Зимняя одежда — длинный халат на вате с двойной левой запахом и стоячим воротником; поверх него надевали короткую распашную по центру куртку (се мяньгоу) без воротника.

Штаны: нижние — цэпку, на подкладке — куза, ватные — мянь куза.

тазы2.jpeg

Источник фото : dc113.ru

Одежда тазовок — левополая, в виде халата (тяньгоу) или куртки со штанами и нагрудниками-передниками (тоу найда тоу) шестиугольной формы. Женщины до родов носили светлую, яркую одежду, после рождения ребёнка — тёмную.

Детская одежда включала куртку, штаны и нагрудник четырёхугольной формы с карманчиком, в который клали оберег (цуден) — мозжечок из свиной головы.

Оберегом также служила полоска орнамента в виде зигзага.

Свадебная одежда: халат невесты красного цвета (фунгды тяо), халат жениха — чёрного цвета, а также круглая шапочка (маоза).

Летом на голову надевали берестяные конические или сплетённые из соломы шляпы (цаосе), зимой — меховые или матерчатые на вате шапки.

Причёска зависела от пола и возраста: детей от 1 до 5 лет стригли, затем отращивали волосы. Мальчикам до 15 лет заплетали три косички, центральную привязывали к правой; во время женитьбы косу со лба срезали, а боковые заплетали в одну. Девочки заплетали две косички. Невеста распускала волосы, делила их пополам и сворачивала колбаской, завязывая тесьмой; в доме жениха распущенные волосы закручивали жгутом в шишку, удерживаемую шпильками, и сверху надевали сетку.

Украшения — браслеты, кольца, серьги — изготавливались из золота, серебра или меди.

тазы3.jpg

Источник фото : raymesto.ru

Быт

Жизнь

Главными хозяйственными занятиями тазов были охота и рыболовство. Охотники умело использовали природные ориентиры: течение рек, направление ветра, положение солнца, луны и созвездий. Охотились на изюбря, лося, кабана с помощью копья и ружья. На пушного зверя ставили ловушки и капканы. Рыбу, преимущественно лососёвых, били острогами, ловили на крючки и сетями.

Популярен был ночной рыболовный промысел при свете факела. Запорами из тальниковых прутьев перегораживали мелкие реки или ручьи. К концу XIX века получило распространение огородничество, а к середине XX века — земледелие.

Тазы разводили свиней. Коров не доили и молоко не пили — держали на мясо. Быки использовались как тягловые животные. Занимались также птицеводством. Важное значение имело собирательство, особенно женьшеневый промысел и сбор древесных грибов. Знахари верили, что корень женьшеня возвращает молодость.

Пожилым людям рекомендовали ежедневно употреблять сырой корень, тщательно разжёвывая небольшой кусочек. О женьшене слагали легенды, утверждая, что найти его может лишь человек, ведущий чистую и нравственную жизнь.

Помимо грибов и ягод, заготавливали морскую капусту, трепангов, раковины гребешков.

Семейный уклад

Современная семья тазов — типично малая, в ней присутствуют представители только двух поколений: родители и дети. Средний состав — 4–5 человек (хотя встречаются и многодетные семьи). Ранее жили большими семьями, включавшими родителей и одного из братьев.

Брак у тазов во второй половине XIX — середине XX века был моногамным; после вступления в брак женщина переходила жить в семью мужа. Экзогамные нормы заключения браков из-за изолированности проживания и малочисленности народа иногда нарушались, но это не одобрялось большинством. После образования селений эти нормы стали соблюдаться строже.

Тазы, будучи прекрасными охотниками и знатоками тайги, делились своими знаниями и навыками для получения продуктов таёжного промысла. Вступая в брак с аборигенками, китайские мужчины включались в родственные связи семьи жены и «укоренялись» в Приморье, что в дальнейшем способствовало их легализации.

Главой семьи в XIX веке являлся старший мужчина — преимущественно дед. С распадом больших патриархальных семей во главе малой семьи стал отец, однако мнение деда по-прежнему уважали, хотя окончательное решение принимали супруги. Женщина в хозяйстве тазов занимала активную позицию: она работала в огороде наравне с мужчиной и, подобно удэгейским женщинам, могла ходить в тайгу за добычей. Это отличало её от китаянок, которые занимались преимущественно домашними делами.

семья тазов.jpg

Источник фото : baikzori.ru

Жилища

В середине XIX века поселения тазов иногда состояли из одного дома-хутора; также тазы строили дома среди жилищ китайских отходников и корейских переселенцев.

В начале XX века, когда тазам выделили земельные участки, начали формироваться их поселения — Тадунгоу, Эрлдагой, посёлок Тазовский на реке Ютангоу. Все они расположены в долинах небольших рек или недалеко от морского побережья, с характерным линейным расположением усадеб, имеющих свободный выход к реке, морю или тайге. В конце 1920-х — начале 1930-х годов тазы жили более чем в 20 населённых пунктах Приморья.

Деревня или поселение тазов называется тоньза (от кит. тун — военно-пахотное поселение). Дореволюционные поселения зажиточных тазов представляли собой целые усадьбы с комплексом построек, огороженных высоким тыном (цангза).

Основным постоянным жилищем тазов был дом каркасного типа — фанза. Различались пять типов фанз — в основном по расположению канов (отопительной системы). Первый (для одной малой семьи) — однокановый (сикан), с каном с западной стороны дома. Второй — двукановый (тунмеркан) для двух семей (родителей и сына); кани располагались либо на западе и востоке, либо на севере и юге. Третий — самеркан с трёхсторонним каном в виде буквы «П» (на западной, северной и восточной сторонах) — дом для большой семьи или трёх малых. Четвёртый — фанза с каном Г-образной формы и двумя перегородками. Пятый — дом с двойным П-образным каном, сквозным коридором и двумя входами-выходами — предназначался для большой или зажиточной семьи.

После переселения в Михайловку тазы стали строить срубные одно–двухкамерные дома, а для отопления использовать печки-голландки.

Сезонные постройки на местах охотничьего или рыболовного промысла — корьевые двускатные балаганы (супича) для большой семьи и односкатные — для охотников, а также конический чум (цуэлэ). Хозяйственные постройки включали сараи для коров и лошадей, свинарни, свайные амбары (цанфа) с отсеками для разных сортов зерна, вешала для вяления и сушки рыбы и мяса — одинарные и двойные.

В прошлом у тазов существовали и ритуальные постройки — кумирни (лао ин ху).

Фанза – традиционное жилище тазов.png

Источник фото : dzen.ru

Кухня

Большинство тазов предпочитает кухню Северного Китая. Сохранились также блюда удэгейской и нанайской кухни. Основной культурой является рис, из которого делают муку. Наиболее часто употребляемым видом мяса является говядина. Повседневными блюдами на столе тазов стали пельмени, лапша в мясном бульоне с добавлением соевого соуса. Тазы сочетают солёное и сладкое, что характерно для северных регионов Китая. Известное в Китае блюдо хого в исполнении тазов практически не отличается от оригинала; в него добавляют много овощей и различные виды мяса.

Благодаря доступу к морю появились и рецепты с гребешком или трепангом. Нередко готовят уху, добавляя соевый соус вместо соли. Тазы едят строганину, нарезанную тонкими полосками. Строганина представляет собой свежезамороженную рыбу, которую сразу после нарезки повторно замораживают. К ней подают макало, например, томатную пасту с чесноком и молотым перцем. Иногда используют сметану со специями и чесноком. Это блюдо заимствовано из нанайской кухни.

строганина.jpg

Источник фото : dzen.ru

У нанайцев тазы переняли квашеную оленину — редкое, но любимое многими блюдо. Оно является консервированным продуктом: для его приготовления оленину укладывают в мешок и закапывают в снег.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения