Татары – самая крупная этническая группа, которая исповедует ислам на территории Российской Федерации и является ее неотъемлемой частью. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских.
По данным переписи 2020 года в Российской Федерации – 4 713 669 татар. Примерно половина проживает в Республике Татарстан (2 091 175 чел.).
Другие расселены по остальной территории России.
В Башкортостане – 1 025 690;
В Москве – 180 838;
В Ульяновской области – 150 530;
В Самарской области – 129 725.
По территориально-этническому признаку народ делится на 3 большие группы:
Сибирские;
Астраханские;
Живущие в Среднем Поволжье, Приуралье.
В последнюю группу входят: казанские татары, мишари, тептяри, кряшены. К другим субэносам относятся:
Касимовские татары;
Пермские татары;
Польско-литовские татары;
Чепецкие татары;
Нагайбаки.
Большинство татар исповедуют ислам. Подавляющее большинство из них мусульмане-суниты. В основе данного течения лежит священное предание о жизни исламского пророка Мухаммеда — «Сунна», описывающая его поступки и изречения.
Присоединившись к России, на месте разрушенных войной мечетей, по приказу Ивана Грозного, стали возводиться христианские храмы. Татарам некуда было деваться и люди приняли новую веру. Их часто называют этнонимом — «крященые». Происходило это на территории Волжского и Уральских регионов.
Интересная ситуация с религией складывается у коренных тюркских народов Запада и Юга Сибири. В этом регионе у татар мусульманская вера смешалась с обычаями шаманства, например заклинания животных и общение с духами. Произошло это по двум причинам:
● Во времена Орды монгол не сильно заботила Сибирь и кому подконтрольные племена поклоняются, их целью было обогащение за счет войны с Русью и Европой.
● После вхождения в состав России оказались как бы в изоляции, из-за удаленности от Москвы. Поэтому развивались независимо, у них даже проповедниками и учителями остались шаманы.
За время нахождения в Золотой Орде, татары переняли терпимость к другим религиозным учениям. Современные татары считают, что все люди живут под одним богом, просто называется он у каждого по-разному и относиться ко всем необходимо одинаково.
Татарский язык относится к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков, делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Современный литературный язык сформировался во второй половине XIX в. на основе среднего диалекта.
Татарский язык — национальный язык татар и государственный язык Республики Татарстан. Второй по распространенности и по количеству говорящих национальный язык в Российской Федерации. Является ключом ко всей группе тюркских языков. Татарский язык в средние века был международным деловым языком в Евразии, государственным языком «Великой Татарии» – государства Алтын Урта (Золотая Орда) и многочисленных Улусов, Ханств и Каганатов от Восточной Европы до Тихого океана.
В разное время использовались на основе разных алфавитов разные системы графики письма:
- Руническая — использовалась с древнейших времен до периода принятия ислама в 922 г. - Арабская — использовалась с периода принятия ислама в 922 г. до 1927 года; В период Золотой Орды при составлении официальных документов до XIV в. применялось «уйгурское письмо».
- Латинская — использовалась в 1927—1939 годах;
- Кириллическая — используется с 1939 года по настоящее время татарами, проживающими на территории РФ, в том числе в Республике Татарстан и в некоторых странах ближнего зарубежья.
Татарский народный костюм сформировался под влиянием азиатской культуры. Некоторые элементы были заимствованы у кавказских народов. Наряды разных этногрупп немного различаются. Основу мужского костюма составляют такие элементы, как:
1. Удлиненная рубаха (кулмэк);
2. Штаны типа шаровар;
3. Длинная безрукавка;
4. Широкий пояс;
5. Тюбетейка;
6. Ичиги.
Туника украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах. В дополнение к рубахе надевали свободные штаны. Поверх комплекта носили безрукавку, полочки который снабжались вышивкой. Иногда надевали длинный халат (почти до пола) из хлопкового материала. Голову покрывали тюбетейкой, которая щедро украшалась национальным орнаментом. В некоторых этногруппах носили фески — турецкие головные уборы. В холодную погоду надевали бешмет — кафтан узкого покроя длиной до колен. Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки. Обувью служили ичиги. Это легкие, удобные сапоги из мягкой кожи без каблука. Ичиги украшали вставками из цветной кожи, орнаментом.
Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Изначально девушки носили костюм, подобный мужскому: длинная (в пол) туника и широкие штаны. К нижнему краю туники пришивали воланы. Верхнюю часть расшивали узорами. В современных нарядах туника трансформировалась в длинное платье с узким лифом и расклешенным подолом. Платье хорошо подчеркивает женскую фигуру, придавая ей пышные формы. Поверх него надевается жилетка средней длины или длиной до талии. Ее богато украшают вышивкой. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком.
Мифология татар в своей основе мусульманская. Из домусульманских мифологических представлений сохранились некоторые образы низшей мифологии. Ряд мифологических персонажей связан с древними традициями местного, видимо, угро-финского населения, которое влилось в состав татар (например, из мифологии мари и удмуртов). Древнетюркские и иранские мифологические представления отражены слабо.
Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и то же время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов. Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.
Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой. Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.
Традиционная татарская свадьба не проходит без мусульманского обряда никах. Этот обычай проводится дома или в мечети в присутствии муллы. Традиционный праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: бялиш, кырт, губадья, чак-чак, корт, катык, перемячи. Жених надевает тюбетейку, невеста длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.
Правда, сейчас невеста уже не лепит кияу пельмэне. Это маленькие пельмешки для жениха и его семьи, которые по традиции после никаха невестка сама лепила вручную, и то, насколько маленькими получались пельмени, показывало, насколько заботливой хозяйкой она будет. Каждая пельмешка должна была пройти через обручальное кольцо.
Обязательными ежегодными праздниками Татарстана остаются:
● Сабантуй
Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Сабантуй проходит во всех деревнях и городах Республики Татарстан. Кульминация торжества - проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.
● Новруз
Отмечается во второй половине марта. Навруз (Науруз) — это древнейшее празднество согласия и дружбы народов. Так же это праздник весеннего равноденствия и земледелия. В этот день татары ходят друг к другу и кушают разные вкусности. Стол обычно накрывается лепешками из самых разных злаков. Наиболее частое блюдо за столом - сумаляк. Он представляет собой лакомство из ростков пшеницы. По традиции блюдо готовится дружной компанией в большом казане или котле, и каждый должен поучаствовать в создании блюда, бросив на перемолку и отжим свою часть пшеницы.
● Ураза-байрам
Это день завершения поста в месяц Рамазан. Крайне важно в этот день собрать всех друзей и родственников у себя дома и провести день в семейном кругу, даря друг другу подарки и угощая традиционными татарскими блюдами. Праздник отмечается весело и радостно, а также несет в себе надежды на счастливое будущее в следующем году.
● Курбан-байрам
После хаджа (обязательное для верующих мусульман паломничество в Мекку) устраивается праздник жертвоприношения. Дата празднования - десятый день 12го месяца мусульманского календаря. История события такова, что ангел Джебраил предстал перед пророком Ибрахимом и сказал, что Аллах хочет, чтобы Джебраил принес своего первенца в жертву. Пророк беспрекословно собрался отправиться в Мекку сделать это. Все это было испытание, и ребенок был заменен ягненком, а Ибрахим был отблагодарен за верность. Символизм праздника: подчинение воле Аллаха. В Курбан-байрам с утра все верующие направляются в мечеть, совершают утренний намаз и режут барашка. Одну третью туши оставляют семье, а остальное идет бедным и на угощения для соседей и друзей в равной доле.
Татарская народная музыка – часть татарского национального фольклора. Основные виды: песни (тат. көйле җырлар) — светские и духовные – мунаджаты и баиты, отличаются интонационно и ритмически, напевы дастанов и поэтических произведений, такмаки (плясовые и игровые), танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши. Чтение Корана нараспев – имеют свои уникальные особенности.
В татарской музыке традиционно используются такие инструменты, как саз, кубыз, курай, думбыра, гусли, разновидности гармоней, классические инструменты. Татарская народная музыка в основном одноголосна.
Наиболее распространенный вокальный жанр — песня — имеет две основные формы (иногда они сосуществуют в рамках одного произведения как запев и припев) соответствующие двум основным формам текста — «кыска көй» и «озын көй».
У самых своих истоков татарские танцы носили обрядовый характер. Они были напрямую связанны с ритуальными действиями шаманов. В каждом движении демонстрировался потайной культ, отражение животных, разных птиц. И до сих пор некоторые из этих движений сохранили свою актуальность. К таковым можно отнести взмах рук, создающий образ летящей птицы. Но не только лишь ритуальные склонения можно увидеть в татарских танцах. Во многом такие танцы имели подражательный, игровой характер. Татарами создавались целые танцевальные пантомимы, в которых ярко выражался их культурно-хозяйственный уклад.
Для каждого конкретного случая, татары про запас имели свой танец. Так, в холодные зимние вечера девушки собирались на молодежные (для того времени) посиделки, называемые «кич утыру» и «аулакэи», на которых было запрещено присутствие людей старшего возраста, в том числе родителей. По приходу парней устраивались танцы сопровождаемые песнями. Провожая своих родных в рекруты, татары выплясывали «Сабантуи». Здесь в пляс пускались люди всех возрастов. В конце этого празднования устраивался всеобщий танец – «хоран». Он имеет нечто общее с хороводом и является символом единства, дружбы народа.
Народные танцы подчеркивают гордость и смелость татар, их деятельность - причем, как трудовую, так и военную. Однако, в большинстве своем, танцам характерны светлые и добрые замыслы. Это связано с тем, что танец создавался, прежде всего, для разнообразных празднований, например, для свадеб, для приезда гостей, даже для покупки нового коня или постройки жилища. Многие танцы являются небольшими театральными зарисовками значимых исторических событий, которых было очень немало в истории народа.
Существует разделение танцев на женские, мужские и совместные. Женским татарским народным танцам характерна утонченность, изысканность и изящество, яркие танцевальные костюмы и радужная атмосфера представления. Многие мужские танцы носят более серьезный характер. Часто они являются жанровыми зарисовками тех или иных исторических событий.
Основными занятиями татарских племен были:
Пашенное земледелие;
Пастбищно-стойловое животноводство;
Огородничество.
На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала.
Среди ремесел распространение получили такие занятия:
Производство ювелирных изделий;
Скорняжное дело;
Валяльное ремесло;
Ткачество;
Кожевенное производство.
Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.
До 20 века в племенах были родоплеменные отношения. Существовало разделение между мужской половиной населения и женской. Девушек изолировали от молодых людей, до свадьбы они не общались. Мужчина имел более высокий статус, чем женщина. Пережитки таких отношений сохраняются в татарских селениях и сейчас.
Все татарские семьи глубоко патриархальны. Все, что говорит отец, исполняется беспрекословно. Дети почитают мать, но жена практически не имеет право голоса. Мальчиков воспитывают во вседозволенности, так как они — продолжатели рода. Девочек с детства учат благопристойности, скромности, подчинению мужчине. Юные девушки знают, как вести хозяйство, помогают матери по дому.
Браки заключались по договоренности между родителями. У молодых согласия не спрашивали. Родственники жениха обязаны были заплатить калым — выкуп. Большинство свадебных обрядов и застолье происходило без присутствия жениха и невесты, в них участвовала многочисленная родня. Девушка попадала к мужу только после уплаты калыма. Если жених устраивал похищение невесты, то семья освобождалась от выкупа.
Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.
Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями, часто можно было найти сундуки красного и зеленого цветов, в которых традиционно хранилось приданное дочерей. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.
Так как татары в большей части мусульмане, хотя встречаются приверженцы и других религиозных конфессий, то на стене дома обязательно висит «шамаиль» - вставленный в красивую рамку кусочек текста из священной книги.
Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники — это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном.
Популярные блюда татарской кухни:
1. Шурпа — жирный, густой суп на основе баранины.
2. Бэлиш — печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
3. Тутырма — домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
4. Бешбармак — тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
5. Пахлава — угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
6. Чак-чак — сладкое изделие из теста с медом.
7. Губадия — закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.
В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.
Из напитков популярны:
● Айран — кисломолочный продукт на основе кефира;
● Квас из ржаной муки;
● Шербет — прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
● Травяные чаи.
Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.