Источник фото : www.ruspanorama.ru
Название народа в русском литературном языке – татары, название для мужчины – татарин, для женщины – татарка.
Самоназвание народа на татарском языке – татар, татарлар.
Впервые этноним «татары» зафиксирован у тюркских и монгольских племен Центральной Азии в VI-VIII веках. К XIII веку татарские племенные объединения вошли в состав Монгольской империи Чингисхана и участвовали в его завоевательных походах. В образовавшемся Улусе Джучи (Золотой Орде) XIII-XIV веков, несмотря на численное преобладание кыпчаков, господствующее положение заняли тюрко-монгольские кланы. Это привело к распространению среди населения этнонима «татары», который, обозначая первоначально военно-служилое сословие, составлявшее элиту государства, стал символом знатности и власти. В арабо-персидских, русских и китайских источниках это название использовалось для обозначения войск и населения империи Чингисхана, а позднее - Золотой Орды. В средневековый период термин «татары» как экзоэтноним применялся на Руси, в Европе и мусульманских странах для наименования всего населения Золотой Орды, позднее – тюркоязычных мусульман Казанского, Крымского и Сибирского ханств.



Источник фото : ru.pinterest.com , milliard.tatar , umcistra.ru
Этническую основу волго-уральских татар составили болгарские племена, которые в X веке основали Волжско-Камскую Болгарию. Это государство сохраняло независимость до монгольского нашествия 1236 года. Население Волжско-Камской Болгарии отличалось разнообразным этническим составом. Помимо болгар, в него входили племена тюркские барсилов, эсегелов и савиров. Часть этих племен ранее входила в гуннские и хазарские объединения. Определенную роль в формировании болгарского населения сыграли угорские группы, переселившиеся из Приуралья в XI веке. В рамках Волжско-Камской Болгарии происходило объединение множества тюркских и финно-угорских племенных образований в болгарскую народность, находившуюся на стадии консолидации к моменту монгольского нашествия. Падение Волжской Болгарии и ее включение в состав Золотой Орды привело к существенным изменениям. На месте прежнего государства был создан административный округ с центром в Булгаре. В XIV-XV веках здесь образовались самостоятельные княжества с центрами в Наровчате, Булгаре, Казани и других городах. В этот период в регионе расселились кыпчакские и ногайские группы. В XIV-середине XVI веков завершается формирование казанских, касимовских татар и мишарей. В XVI-XVIII веках переселенческие процессы в Волго-Уральском регионе способствовали интеграции и консолидации этих групп в единый народ с общим самосознанием, который в этнографической науке принято называть волго-уральскими татарами. С XVIII века усилились контакты между волго-уральскими и астраханскими татарами, которые сформировались на основе золотоордынских групп с возможным включением хазарских и кыпчакских компонентов. В XV-XVII веках это население, проживавшее в Астраханском ханстве и Ногайской Орде, подверглось ногайскому влиянию. В их состав вошли также таты, персы, индийцы и тюрки Средней Азии.
На рубеже XIX-XX веков под воздействием интеграционных и демографических факторов (территориальная близость ареалов расселения, миграционные потоки волго-уральских татар в астраханский регион и Западную Сибирь, языковая и культурная интеграция) происходило объединение волго-уральских, астраханских и сибирских татар в единую этническую общность. Индикатором данного процесса стало распространение среди всех групп универсального татарского самосознания и самоназвания. Отдельные подгруппы сибирских татар использовали этноним «бухарцы», астраханские - «ногайцы» и «карагаши», тогда как согласно переписи 1926 года 88% татарского населения европейских регионов СССР самоидентифицировались как татары.
В 1920 г. в составе РСФСР образована Татарская АССР, с 1992 года - Республика Татарстан (Татарстан Республикасы).

Источник фото : csk.organizations.mchs.gov.ru
Во время Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. татарами назвали себя более 4,7 млн. человек. В республике Татарстан проживает более 2 млн татар; около миллиона татар проживают в западных, северных и северо-западных районах Республики Башкортостан; 120 тыс. татар проживают в Челябинской области, 116 тыс. – в Оренбургской области, более 110 тыс. – в Ульяновской области. Больше 84 тыс. татар проживают в Москве, 46 тыс. – в Московской области, почти 30 тыс. – в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Исторически татары также компактно проживают в отдельных районах Астраханской, Свердловской, Самарской, Пензенской, Тюменской областей.
Татарский язык (татар теле, татарча) входит в поволжско-кыпчакскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков.
В языке волго-уральских татар выделяют два основных диалекта – средний и западный, в каждом из которых выделяется несколько групп говоров. До середины XIX века письменным языком служил поволжский вариант письменного языка тюрки́. Во второй половине XIX в. старотатарский письменный язык постепенно все больше сближается с разговорным языком – многие исследователи считают этот период началом формирования современного литературного татарского языка, который окончательно оформился в советский период. Современный литературный татарский язык на фонетическом и лексическом уровне близок к среднему диалекту, а в отношении морфологии – к западному. В синтаксическом отношении унаследовал многие нормы старотатарского письменного языка. С 922 г. в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве и в составе Россииа затем - в Казанском ханстве и в составе Русского государства татары и их предки пользовались письмом на арабской основе (иске имлә – (старое письмо), после реформы 1920 года - яңа имлә (новое письмо). В 1927 г. был разработан алфавит на основе латинской графики (яңалиф). В 1939 г. этот вариант алфавита был заменен на алфавит на кириллической основе. В татарском алфавите 39 букв. Он включает в себя 33 буквы русского алфавита и 6 дополнительных букв: Ә, Ө, Ү, Җ, Ң, Һ.
На рубеже XIX-XX веков казанские татары для пошива одежды применяли преимущественно фабричные ткани (особенно городские жители), тогда как мишари и наряду с покупными материалами использовали домотканое полотно и сукно. Основу мужского и женского костюма составляли просторная туникообразная рубаха (күлмәк) и свободного покроя штаны (ыштан). От мужских рубах соседних народов татарская отличалась длиной и шириной: ее шили очень свободной, до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывали. Верхняя одежда татар имела распашной крой с цельной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавку или камзол с короткими рукавами. Мужчины поверх камзола носили просторный длинный халат (җилән) с небольшим воротником-шалью, который подпоясывали кушаком. В зимний период использовали бешметы, чикмени и меховые шубы. Мужским головным убором служила четырехклинная тюбетейка (түбәтәй) полусферической формы либо в виде усеченного конуса (кәләпүш). Праздничный бархатный вариант украшался позументной тесьмой и вышивкой, включая золотное шитье. В холодный сезон поверх тюбетеек надевали меховые или стеганые шапки полусферической или цилиндрической формы, а летом -войлочные шляпы с опущенными полями.
Женская рубаха-платье (күлмәк) декорировалась воланами и оборками, а нагрудная часть выделялась дугообразной аппликацией, рюшами или специальным нагрудным украшением изү. В отделке как мужских, так и женских рубах помимо аппликации часто применялась тамбурная вышивка с растительными мотивами.
Женский головной убор калфак, украшенный жемчугом, золочеными монетами и золотной вышивкой, получил распространение среди всех групп татар. Шапочка кашпау, отделанная серебряными монетами, встречалась у лямбирских мишарей, вышитые тамбурным швом покрывала өрпәк - у казанских татар, полотенцеобразные тастары - у мишарей и касимовских татар.
Женские украшения казанских татар включали массивные миндалевидные серьги (алка), подвески для кос (чулпы), нагрудные украшения – воротниковые застежки с подвесками (яка-чылбыры), перевязи (хәситә) и браслеты (беләзек). При их создании ювелиры использовали различные техники: скань, зернь, чеканку, литье, гравировку, чернение, а также инкрустацию самоцветами. В сельской местности для изготовления украшений широко применяли серебряные монеты.
Традиционная обувь представлена кожаными ичигами и башмаками как с мягкой, так и с жесткой подошвой, часто выполнявшимися из цветной кожи. Праздничная женская обувь украшались многоцветной кожаной мозаикой. На повседневной работе носили лапти татарского типа (татар чабата) - с прямой головкой и невысокими бортиками, которые носили с белыми суконными чулками (тула оек).



Источник фото : forum.ixbt.com , nashiimena.ru , www.pulslive.com
История развития просвещения у татар уходит корнями в древний и средневековый периоды, а уважение к знаниям и просвещению является частью традиционного народного мировоззрения. С официальным принятием ислама предками татар в 922 году начинается мусульманский период в развитии татарского образования, который условно можно разделить на несколько основных этапов: классический (до середины XVI века), кадимистский (XVI – XIX века), джадидистский (рубеж XIX - XX веков). Образовательное пространство татарского народа не ограничивалось Казанской губернией: получившие образование в медресе Казани, Крыма, Оренбурга распространяли знания не только в Поволжье и Приуралье, но и в Сибири, Казахстане, у тюркских народов Средней Азии и Кавказа.
Традиции научного изучения татарского фольклора начинаю складываться еще в последней четверти XIX века, что позволило уже ко второй половине прошлого столетия хорошо представить главные особенности и даже жанровый состав фольклора той или иной группы татар. Например, достаточно убедительно установлено, что для фольклора сибирских татар наиболее характерны эпические сказания – дастаны; для творчества казанских татар – богатырские сказки, книжные дастаны и баиты; для мишарей – исторические и обрядовые, особенно свадебные, песни. Сказки считаются одним из самых долговечных жанров фольклора, а наиболее ранней разновидностью сказок являются сказки о животных. Но основное место в татарском прозаическом фольклоре занимают волшебные сказки, среди которых немало произведений большого объема: «Белый волк» («Ак бүре»), «Золотая птица» («Алтын кош»), «Таинственная подкова» («Серле дага») и другие.
Целый ряд фольклорных произведений периода Золотой Орды является общим достоянием тюркских народов. Именно к этому периоду относятся эпические сказания – дастаны, которые исследователи разделяют на следующие группы: 1) ранний героический или сказочно-мифологический эпос; 2) героические сказания; 3) лироэпические сказания о любви; 4) книжный эпос.
Тематика татарских песен охватывала все стороны жизни народа. Наиболее своеобразны протяжные сольные лирические и лирико-эпические песни (озын көй). Для них характерны волнообразное развертывание мелодии с тенденцией поступенного движения к нижней опоре, ритмическая свобода, переменный метр, асимметричность структуры. Большую роль играют импровизируемые певцом мелизматические распевы.


Источник фото : i-elf.ru , цнк-нв.рф
Определяющим при выделении комплексов годового цикла традиционных праздников татар Поволжья и Урала является наличие или отсутствие определенных праздников, имеющих набор устойчивых и одинаковых по форме элементов. Первый комплекс, который исследователи традиционной татарской культуры условно называют «казанско-татарским», характеризуется празднованием сабантуя и джиена. Весенний праздник сабантуй проводился перед началом посевных работ. Он не имел привязки к определенной дате или дню. Время проведения определялось погодными условиями, интенсивностью снеготаяния и степенью готовности почвы к посеву яровых культур. Поселения одной округи праздновали в установленной последовательности. Сабантуй был чисто своим, деревенским праздником. На него не было принято приглашать гостей из других деревень, а желающие посмотреть или принять участие в празднике, сами прибывали на место состязаний. К обрядам, предваряющим праздник, относятся приготовление каши из собранных продуктов, сбор и различные манипуляции с куриными яйцами, предварительные скачки. Отдельно заранее также собирали подарки для победителей состязаний. Кульминацией торжества становился мәйдан, на котором проводились соревнования по бегу, прыжкам, борьбе көрәш и конные скачки (ат чабышы).
Традиционный праздник джиен у казанских татар представлял собой циклическое чередование торжеств среди группы деревень, каждая из которых соблюдала строго установленные временные рамки. Джиен проводился в летнее время, в период между окончанием весенних полевых работ и началом сенокоса и жатвы. Начинала его в традиционно установленный срок одна группа деревень, на следующей неделе – праздновала следующая группа. Очередность празднования была традиционной. Это был период приема гостей из других деревень, празднующих свой джиен не в эту неделю. Приезжали в основном родственники, обязательно на этот праздник к родителям приезжали дочери, выданные замуж в другие деревни. Они приезжали со всем своим семейством. Обязательной частью джиенов были молодежные гуляния и игры.
Другой праздничный комплекс, который исследователи условно называют «мишарским», отличается от первого отсутствием традиции празднования сабантуя и джиена. Но в праздничной системе татар-мишарей были свои, единые для всех элементы. Почти повсеместно было традиционным особо отмечать день Нового Года и в целом период святок в виде устройства посиделок, девичьих гаданий. Повсеместно весной бытовал праздник Кызыл йомырка, Йомырка көне, приуроченный к пасхальным дням и сопровождавшийся крашением яиц, подворным сбором крашеных яиц детьми. Летом совершался особый обряд, направленный на обеспечение благополучия общины и будущего урожая, который сопровождался коллективной молитвой и закланием жертвенного животного с последующей трапезой. Средства на приобретение жертвенного животного собирались всей общиной.
Среди религиозных праздников важнейшими были праздник жертвоприношения Корбан гаете, завершение месячного поста Ураза гаете и день рождения пророка Мухаммеда Мәүлид. Их обрядовая часть состояла из коллективного утреннего намаза в мечети с участием мужчин. В домашней обстановке проводились семейные торжества с участием родственников.

Источник фото : ru.pinterest.com
Традиционная экономика волго-уральских татар формировалась на основе природных условий и исторически сложившихся форм земледелия, скотоводства и ремесел.
Главной отраслью хозяйственной деятельности на протяжении столетий оставалось пашенное земледелие, формы и методы которого значительно различались в зависимости от природно-климатических зон. В XIX - начале XX века в лесной и лесостепной полосах Поволжья, Прикамья и Приуралья преобладала паровая система трехполья. Основными зерновыми культурами являлись озимая рожь, овес, ячмень, горох, чечевица, просо (особенно у мишарей) и полба. Среди технических культур возделывались лен и конопля. Орудия труда различались по регионам. В лесной зоне использовали двузубую соху, в степных районах - тяжелый деревянный плуг-сабан. Уборка урожая проводилась преимущественно серпами, в степных районах также использовали косы.
Скотоводство имело вспомогательное значение, хотя в степных районах поголовье было многочисленным, а у оренбургских казаков-татар и астраханских татар животноводство по своей значимости уравнивалось с земледелием, сохраняя черты экстенсивного полукочевого скотоводства: лошади и овцы часто круглогодично содержались на подножном корме. Для татар характерно особое отношение к лошади - наследие кочевых традиций. Выращивали домашнюю птицу - кур, гусей, уток, а в более поздний период - индеек.
Огородничество имело дополнительный, вспомогательный характер. Главной культурой, особенно в северных районах, был картофель. В южных регионах -бахчевые культуры (арбузы, дыни, тыквы).
Особое значение имело пчеловодство. Изначально этот промысел был бортевым (содержание пчел в дуплах деревьев), а с XIX века стал пасечным, с использованием ульев.
Наряду с сельским хозяйством большое значение сохраняли промыслы и ремесла, которые служили источником дополнительных доходов. Широко практиковались отходничество и сезонные работы в районах товарного земледелия, на промышленных предприятиях, лесозаготовках и в городах. Наиболее активными в этих занятиях были татары-мишари и касимовские татары.
Высокого уровня развития достигли ремесла, связанные с обработкой дерева, кожи, шкур и мехов, изготовление войлока, кузнечество, ювелирное искусство, ткачество и вышивка. На основе этих ремесленных традиций в Заказанье в XVIII-XIX веках сформировались валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные и золотошвейные мануфактуры, а в XIX веке - кожевенные, суконные и другие фабричные производства.
Торговля занимала особое место в экономике волго-уральских татар. С давних времен татары являлись активными участниками внутренних и внешних торговых связей. С XVIII века татарские купцы стали играть ведущую роль в торговых операциях с Казахстаном и Средней Азией, что способствовало укреплению их экономического положения и развитию торгового сословия.
Селения в основном располагались вдоль рек, многие возникали у родников, транспортных путей и озер. Старинные татарские селения Предкамья, основанные в период Казанского ханства, вплоть до конца XIX - начала XX веков сохраняли кучевую и гнездовую планировку, отличались хаотичной застройкой, теснотой дворов, извилистыми и запутанными улицами, часто заканчивавшимися тупиками. В организации уличной сети часто наблюдалось соседское расселение родственных групп, иногда в пределах одной усадьбы проживало несколько родственных семей. Сохранялась традиция размещения домов в глубине дворов, а также сплошная линия уличных оград.
Внешний вид поселений отражал социально-этнические характеристики жителей. В центральной части аулов концентрировались усадьбы зажиточных крестьян, представителей духовенства и торговцев. Здесь же размещались мечети, торговые лавки, магазины и общественные хлебные амбары. В моноэтничных населенных пунктах могло находиться несколько мечетей, тогда как в полиэтничных, помимо них, возводились и церкви.
Традиционная усадьба разделялась на две функциональные зоны: передний, или чистый двор, где размещались жилой дом, хозяйственные постройки и помещения для скота, и задний двор с огородом и гумном. В задней части располагались ток, овин-шиш, помещение для хранения мякины, иногда баня. Реже встречались усадьбы с единым дворовым пространством, а у зажиточных крестьян существовали усадьбы, в которых центральный двор полностью отводился под строения для содержания животных. Особенностью мишарских поселений в Окском бассейне было вынесение хозяйственных хранилищ за пределы усадьбы с размещением их вдоль улиц.
Основным строительным материалом служило дерево. Преобладала срубная технология возведения построек. Также встречалось строительство жилых зданий из глины, кирпича, камня, самана и плетеных конструкций. Наиболее распространенным был двухкамерный тип планировки - изба-сени, в некоторых местностях бытовали пятистенки и избы с прирубом.
Внутренняя планировка соответствовала северно-среднерусскому типу. В отдельных районах лесной и степной зон иногда применялся восточный вариант южнорусской планировки, изредка встречалось расположение устья печи к входу, а у мишарей Окского бассейна - западнорусская планировка.
Традиционные элементы интерьера включали расположение печи у входа, почетное место «түр» в центре нар (сәке, урдык) вдоль передней стены. Пространство избы разделялось перегородкой на женскую (кухонную) и мужскую (гостевую) половины.
Интерьер характеризовался длинными нарами, служившими универсальной мебелью. У мишарей использовались укороченные нары с лавками и столами. Применялись различные полки и подставки для хранения постельных принадлежностей.
Помещение украшалось ткаными и вышитыми изделиями, полотенцами (сөлге), занавесями(чаршау). Спальные места отделялись пологами (чыбылдык), вдоль матицы и по периметру стен размещали декоративные подзоры – кашага. Интерьер дополняли ковры и дорожки. Стены украшали своеобразные картины с изречениями из Корана – шамаил.
В украшении срубных построек казанских татар мастерски сочетались традиционная трехгранно-выемчатая резьба с техниками накладной, пропильной и глухой резьбы. Особенно богато декорировались оконные наличники, фронтоны, карнизы и причелины. Резные орнаменты присутствовали в элементах крыльца, воротных створках и столбах, верхних частях глухих оград. Узоры включали растительные и геометрические мотивы: розетки, пальметты, ромбы, витые жгуты, солнечные символы. Встречались стилизованные изображения птиц и животных.


Источник фото : nazaccent.ru , pronavoz.ru
У татар Среднего Поволжья и Урала, издавна занимавшихся оседлым земледелием, основное место в составе исходных продуктов занимали зерновые: мука и крупа. Муку употребляли ржаную, пшеничную, гороховую, овсяную, просяную, гречневую, из круп – пшено, гречку, полбу, ячмень; большое значение имели также бобовые культуры (горох и чечевица). С конца XIX века все большее значение приобретает картофель, которым стали заменять многие старинные мучные и крупяные блюда. Из овощей были распространены морковь, репа, редька, хрен, лук, свекла, тыква, реже – капуста и огурцы. С глубокой древности татары всех групп использовали в пищу мясо крупного рогатого скота, овец, домашней птицы, дичи, а также конину. Богата и разнообразна молочная кухня, в которой главным образом использовалось коровье молоко, изредка – козье и еще реже (только в контактных зонах с башкирами и казахами) – кобылье. В быт татар довольно рано вошли такие покупные продукты, как рис, чай, сухофрукты (урюк, изюм, финики) и пряности (черный перец, гвоздика, шафран, имбирь, ваниль).
Такая характерная для татар комбинация духовой печи с очагом и вмазанным над ним чугунным котлом давала возможность применять различную технологию и приемы тепловой обработки блюд.



Источник фото : www.rbc.ru , 1000.menu , dzen.ru
Основным продуктом питания был хлеб – ипи, икмәк из кислого ржаного теста. Своеобразие татарского стола до сих пор определяют супы с мучной заправкой, история которых восходит к древнему периоду истории, когда мука просто засыпалась в бульон. Как считается, именно с тех пор сохранился боламык – заваруха, болтушка. Позднее мучная приправа получила оформление в виде кусочков теста различной формы: умач, чумар, салма, токмач. Татарская кухня богата печеными изделиями, в том числе из сдобного теста: лепешки кабартма, оладьи и блины, жареные сдобные кош теле, бавырсак, катлама и так далее. Знаменитый чәкчәк был обязательным свадебным блюдом: в дом мужа его приносит молодая невеста (яшь килен чәкчәкге), а также ее мать (кодагый чәкчәкге). Разнообразны пироги, печеные и жареные, с самыми разными начинками: бәлеш, өчпочмак, бөккән, кыстыбый, пәрәмәч, гөбәдия.
Большое место в рационе татар принадлежало молоку и молочным продуктам. Из сливок сөт өсте сбивали масло или томили в печи для приготовления пешкән каймак. Разнообразны кисломолочные продукты - катык, әйрән, творог- эремчек, сөзмә, корт.
С XIX века самым популярным напитком остается чай – чәй, который стал одним из символов татарского праздничного застолья и гостеприимства. Самым любимым был черный байховый, к которому отдельно подавали мед, сахар, масло, молоко, топленые сливки. Астраханские татары любили кирпичный крупнолистовой чай, который варили с молоком, а пили с солью, маслом, добавляя иногда черный перец. Такой чай, известный как «калмыцкий», астраханские татары называли «татарским» - татар чәе. Также готовили квас, различные напитки с добавление меда, у мишарей до середины ХХ сохранялась традиция готовить бузу из проса.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения