Источник фото : ako.ru
Телеуты — народ монголоидной расы, сохранивший своё этническое самосознание в пределах нескольких населённых пунктов Кемеровской области. Телеуты включены в состав народов Севера, хотя исконные их земли всегда располагались в южносибирских степях и предгорьях Алтая.
Телеуты — тюркский коренной малочисленный народ России. Своё происхождение они ведут от древних племён, упоминаемых в китайских источниках под именем «теле», которые в древности заселяли земли восточнее Енисея. Сегодня телеуты компактно проживают на территории Российской Федерации в Кемеровской области.
Телеуты называют себя «байат-пачат», «тадар» и «теленнет» — от древнетюркского этнонима «теле». Первые упоминания о теле относятся к началу новой эры: народ взаимодействовал с китайскими, ираноязычными и тюркскими племенами. В XIII веке телеуты попали под влияние монголов, а позднее вошли в состав Ойратского ханства. К XVII веку в юго-западных районах Сибири сложилась так называемая Телеутская землица, контролируемая кочевым телеутским населением. На протяжении столетия этот регион выступал в качестве буферной зоны между Российским государством и Джунгарским ханством.
Телеутская феодальная верхушка умело лавировала между сильными соседями, отстаивая собственные интересы. Народ продолжал вести традиционный образ жизни. Распад Джунгарского ханства положил конец Телеутской землице: народ рассеялся, откочевав в Джунгарию и регионы сегодняшнего расселения.
Сибирские воеводы прозвали телеутов «белыми калмыками» за характерную внешность, а за развитое родоплеменное занятие металлургией — «кузнецами». По мнению антропологов, именно телеуты сыграли важную роль в этногенетическом формировании как северных, так и южных алтайцев.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории Российской Федерации проживает 2 217 телеутов. Из них 2 060 — в Кемеровской области, 51 — в Республике Алтай, 4 — в городе Москве.

Источник фото : travelask.ru
У телеутов существовала сложная модель мира, делившегося на пять «земель»:
1. Реальная земля, где обитали люди и пайна — духи земного пути. К ним относились хозяева рек, тайги, гор, покровители животных и промысловых культов.
2. Земной путь, представлявшийся в виде широкого кольца над реальной землёй.
3. Земли истины, состоявшие из двух миров. Проникать в них могли лишь шаманы.
4. Нижний мир, населённый злыми духами кара-неме.
5. Верхний мир, разделённый на 16 сфер, где жили боги-творцы. Верховный бог Бай Ульген, часто представлявшийся в женском образе матери всего сущего, обитал в верхней сфере.
Важную роль в жизни телеутов играли шаманы, дар которых передавался по наследству. Традиционные атрибуты шаманов — колотушка, шапка с перьями птиц и шаманский бубен; прикасаться к последнему простым людям было запрещено.
Общие моления и обряды проходили в священных местах. Одно из них находилось в Шанде на горе Шаанту: считалось, что здесь обитают духи предков. Гору называют Звенящей из-за поверья: встав в одну из впадин и загадав желание, можно услышать необычный звон, означающий, что желание услышано богами и будет исполнено. Услышанный вместо звона гром считался дурным знаком, предупреждающим о бедах.
С приходом христианства многие традиционные обрядовые праздники слились с православными. Один из них — весенний праздник «Сомо», выпадающий на Троицу. Согласно древним верованиям, наиболее почитаемым богам молились вместе с шаманом в берёзовой роще. После праздника каждая семья приносила к своей изгороди молодую берёзку, символизировавшую одного из богов; идолов называли сомо. Берёзы освящал шаман камланием, после чего к идолам привязывали красные и белые ленты. Эта традиция сохраняется поныне.
Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакской (хакасской) подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является диалектом южноалтайского (собственно алтайского) языка. В последнем случае он распространён не только в Кемеровской области, но и в Республике Алтай (Шебалинский муниципальный район, вдоль реки Катуни и её притока реки Семы) и в Алтайском крае.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории России телеутским языком владеют 1 246 человек, из них 1 113 используют его в повседневной жизни.
У телеутов брак можно было заключить двумя способами: через сватовство и через похищение. До начала XX века практиковались браки с несовершеннолетними.
Церемония состояла из куды (сватовства), яраштыка (мирения) и той (пира). Обычно за невесту необходимо было заплатить калым в 2–3 лошади, плюс туша барана или кобылы, алкоголь и деньги. Невеста готовила к этому дню приданое, включавшее платья, шубы, домашнюю утварь и постельные принадлежности.
Свадебный наряд шился только из красной материи, а с изнанки обшивался синими лентами, символизировавшими небо. Традиционная шапка для этого торжества называется «киш порук» и украшена синей кистью. Золото, серебро и ткани аналогичных оттенков имели сакральное значение: телеуты верили в покровительницу женщин Маг-ана с серебряными волосами, защищающую свой народ золотым луком. Верховный бог Бай Ульген, по поверьям, обитал на вершине золотой горы и восседал на золотом троне в золотом дворце. Поэтому воротник женских свадебных и нарядных платьев расшивали нитями из золота и серебра, а также украшали акчей — металлическими бляшками.
Наряды для свадебных торжеств украшали нагрудниками из бересты, обшитыми тканью, бисером, монетами и вышивкой. Эти нагрудники состояли из двух частей, символизировавших женское и мужское начало. Женщины обязательно надевали на свадьбу серебряные серьги, браслеты и накосники с каури, поскольку ракушки каури считались оберегами от сглаза. По этой же причине их клали в колыбельки детей.
Один из интересных телеутских ритуалов — укладывание новорождённого в колыбельку. Обряд совершался в новолуние в присутствии старейшины рода.
Похороны и поминки у телеутов-христиан совершаются по канонам православия. Умерших обычно хоронили через два дня после кончины. В пути на кладбище исполняли сыгыт — плачи. В гроб клали гостинцы для умерших, деревянную посуду с надломанным краем и любимые вещи покойного. Умершего обряжали в национальный костюм в соответствии со временем года.
Особое внимание уделялось наряду лошади, которая везла гроб. Её покрывали коврами, обвивали шалями, вплетали в гриву ленты. После похорон самый старший член семьи объезжал на этой лошади всю родню усопшего или водил её в похоронном убранстве по знакомым и родственникам. Все они должны были покормить лошадь овсом, а провожатого напоить чаем и вином. Поминки устраивали на седьмой день и на сороковины. Во время поминок обрядовую лошадь закалывали, мясо её съедали, а убранство раздавали. Иногда лошадь отдавали в бедные семьи. Траур соблюдали три года. В первые 40 дней вдова не выходила из дома, распускала косы и носила вывернутую наизнанку одежду с распоротым воротником. Над могилой устанавливали сруб.
Традиционная женская повседневная одежда — шаровары и туникообразное платье кунек с клинообразными вставками. Наряд отличался широкими рукавами, сужающимися к запястью, невысоким воротником-стойкой с декоративной отделкой и поясом из искусно выделанной ткани.
Наряд имел сакральное значение: он призван был защищать девушку от злых духов и сохранять способность к деторождению. Элементы, открывающие непокрытую кожу — ворот, кромки рукавов, низ платья — с изнанки обшивали красной тканью. Красные оттенки связывались с благодатью, ассоциировались со способностью к деторождению и началом новой жизни.
Свадебный наряд шили полностью из красной материи, «опасные» зоны с изнанки обшивали синими лентами, символизировавшими верхнее небо, населённое верховными богами. Синей была и кисть на традиционной шапке для торжеств — киш порук.
Сакральное значение имели серебро, золото и ткани схожих оттенков. Телеуты верили, что богиня-мать, покровительница женщин Маг-ана, защищает детей золотым луком, а красоту ей придают серебряные волосы. Верховный бог Бай Ульген, по поверьям, обитал на вершине золотой горы, восседая на золотом троне в золотом дворце. Воротник женского платья расшивали серебряными и золотыми нитями, украшали металлическими бляшками акча.
Наряды украшали нагрудниками, скроенными из двух соединённых частей, символизировавших женское и мужское начало. Нагрудники делали из бересты, обшивали тканью, декорировали бисером, монетами и вышивкой. Широко использовали серебряные серьги, браслеты, накосники с ракушками каури. Считалось, что каури защищают от дурного сглаза; их также клали в колыбель к младенцам.


Источник фото : wiki-sibiriada.ru , dzen.ru
Духовная культура телеутов основывается на эпосах. Самые известные из них — «Алтай Куучун» и «Козийка и Баян-Слу». Эпос исполняют кайчы — сказители, аккомпанирующие себе на шертме-комысе — струнном инструменте из кожи жеребца.
Песни телеутов рассказывают о ключевых событиях истории народа: о джунгарских войнах, битвах с китайцами, вступлении в состав России. Легендарные герои этих песен — Шюню-богатырь, Мамыт-князь и Балык.


Источник фото : logoslab.ru , kuzbass.aif.ru
По роду преобладающих традиционных занятий телеуты делились на две группы:
1. Горно-степные полукочевые скотоводы;
2. Пешие таёжные и степные охотники.
Скотоводы разводили баранов, крупный рогатый скот; в подсобных хозяйствах держали коз и свиней. Особую роль отводили коневодству. Каждый род имел собственное тавро; количество голов в стаде определяло социальное положение. Телеуты славились как искусные наездники и знали более десяти способов стреноживания лошадей, умели объезжать диких и непокорных животных.
Охота составляла основу повседневного рациона в периоды между забоем скота. Добытые шкуры пушных зверей использовались в торговле и для выплаты ясака.
Охотились на волков, медведей, косуль, лосей, рысей, горностаев, колонков, соболей, маралов, ласок, диких коз. Важное место занимал промысел дичи и мелких животных: зайцев, барсуков, кротов, хорьков, сусликов, куропаток, тетеревов, уток, глухарей, рябчиков, перепелок.
Подсобную роль играли собирательство и рыболовство. Собирали луковицы сараны, ягоды, орехи, черемшу. Рыбу ловили в реках сетями, острогами, неводами и удочками. С приходом и усилением влияния русских телеуты переняли основы земледелия, огородничества и пасечного пчеловодства.
Традиционные ремёсла делились на мужские и женские. К мужским относились обработка дерева, кожи и металлов. Телеуты славились искусством плетения из кожаных ремешков арканов, плёток и предметов конской сбруи. Особенно почитались кузнецы: как покровители огня и металла они фигурировали в мифологии и пользовались уважением соплеменников. Женщины занимались пошивом одежды, вышивкой, созданием украшений, мозаичных покрывал, тканей, войлока, шнуров из шёлковых и шерстяных нитей.

Источник фото : travelask.ru
Традиционное телеутское жилище представляло собой конический чум, утеплённый дерном, обмазанный глиной и покрытый сверху шкурами животных. Кочевники-скотоводы со временем переняли традиционную монгольскую юрту. На зиму строили полуземлянки с двускатной крышей, позднее в обиход вошли четырёх- и пятистенные деревянные дома.
Жилище делилось на две части: справа располагалась женская половина, слева — мужская. Соответственно размещалось имущество: на мужской стороне хранились оружие, кожи и орудия труда, на женской — домашний скарб, ткани, предметы рукоделия и продовольственные запасы. Здесь же устанавливали детскую люльку, изготавливаемую из черемухового дерева, срубленного в новолуние.
В центре жилища располагался очаг, предназначавшийся для обогрева и имевший сакральное значение, связанное с верованием в духов-покровителей огня. За очагом размещалась специальная подставка дьаныртык. Сверху ставили кайырчак — деревянный ящик, декорированный искусной резьбой. В кайырчаке хранили семейных идолов — хранителей рода в виде деревянных куколок. Телеуты верили в силу энергии и доверяли вырезать лица куклам только шаману. Идолов берегли, раз в год устраивали кормления и передавали хранителей из поколения в поколение.

Источник фото : dzen.ru
Основу рациона телеутов составляла мясомолочная пища, преимущественно баранина, конина и дичь. Национальное повседневное блюдо — тутмаш: куски теста, сваренные с овощами в насыщенном бараньем бульоне. В пищу использовали все части животных: делали кровяные колбасы, начиняли очищенные кишки субпродуктами с резаным луком, чесноком и специями. Из бараньего и конского молока готовили сыр, сметану, варенец, айран и молочную водку аракы.
С XVI века распространение получили модернизированные пельмени. В отличие от традиционных русских, телеутские пельмени лепили в форме полумесяца. Размер изделия значительно больше, сродни небольшому чебуреку. Ежегодно кемеровские телеуты отмечают праздник «Пельменек». В этот день готовят национальные пельмени с начинкой из конины, баранины, картофеля с салом, ходят друг к другу в гости, поют национальные песни и устраивают народные гулянья.

Источник фото : www.lovetoeat.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения