Источник фото : arctic-megapedia.com
Тубаларов называли детьми леса или лесными жителями. Название этого народа возникло благодаря бережному отношению к природе и интуитивному экологическому поведению. Тубалары и поныне почитают могущественные кедры, обеспечивавшие пропитание людям и обитателям тайги, верят в силу огня и просят хозяев тайги даровать благополучие на охоте.
Алтае-Саянское нагорье, включающее прителецкую тайгу и Телецкое озеро, считается самой западной границей предполагаемого очага происхождения североамериканских индейцев. Ряд исследователей полагает, что Каракольская культура распространялась именно отсюда на северо-восток. Изучение генетического материала тубаларов указывает на значительное число совпадений с генами индейцев. Об этом же свидетельствует схожесть некоторых обрядов и традиций: поклонение огню, курение трубки во время важных переговоров, например, сватовства.
Относительно происхождения тубаларов существует несколько точек зрения. Например, В. Вербицкий (миссионер, этнограф, тюрколог) считал их племенем «сомнительного происхождения», указывая, что «язык и верования их общие с алтайскими калмыками. Но может быть, они и финского племени, только слились с народностью монгольской».
Наибольшее распространение получило мнение В. Радлова — российского востоковеда-тюрколога и этнографа. В. Радлов первым обратил внимание на то, что алтайцы называют «черневых татар» этнонимом «туба». Радлов, основываясь на том, что термином «туба» называют себя сойоты, то есть тувинцы, а также койбалы, и учитывая, что в истории Южной Сибири XVII века часто упоминается имя, связанное с тувинцами, центр обитания которых находился на реке Убсэ (правый приток Енисея), высказал предположение: «…они переселились с востока. По всей вероятности, они являются самодийскими племенами, которые уже ранее отуреченные жили в начале XVII столетия в области между Телецким озером и Катунью… диалектные особенности их языка указывают на то, что эти племена были отуречены киргизами. Они до сих пор занимаются собиранием корней и кедровых орехов, как об этом писали китайцы в отношении “Дубо”» («Дубо» — китайское название племён туба, населявших в конце I тысячелетия восточный Саян и принявших участие в этногенезе восточных тувинцев).
Некоторые авторы связывают появление названия народа со словом «дубо», которым китайские летописные источники VI–VIII веков обозначали одно из племён теле, обитавшее на Енисее. Название постепенно было воспринято тубаларскими сеоками как обобщающее самоназвание, хотя и не было зафиксировано в переписи 1897 года.
В XIII веке, после завоевания Алтая Чингисханом, южные алтайцы попали под власть монголов и частично ассимилировались с этим народом. Тубалары ушли в тайгу и не участвовали в битвах. Однако Алтай вошёл в улус сына Чингисхана Джучи, и постепенно тубаларов объясачили. Дань платили белками и соболями. В XVII веке тубалары стали данниками Алтын-ханов. В XVIII веке они платили дань Джунгарии. В первой четверти XVIII века тубалары стали русскими подданными.
Для русских тубалары были неясачными до 1627–1629 годов: они не платили ясак и участвовали в боях с казаками, но перевес оказался на стороне казаков. Эквивалентом пушной дани сначала был только соболь, а затем и другие дорогие меха. Тубалары были двоеданцами: они платили ясак России соболями, а джунгарам — по котлу и железному тагану с человека (южские, кергежские и комляжские).
Источник фото : dzen.ru
С древности тубалары селились в бассейне реки Бия и по обеим берегам Телецкого озера до границы территории проживания телеутов. В XVIII столетии от имени крупных сеоков образовались отдельные территориальные единицы — волости, служившие местом компактного расселения тубаларов. Среди них:
1. Юдская волость: селения Сайдыс, Чемал, Улала, Ынырга, небольшие поселения по рекам Ынырга и Учак-Иша.
2. Кузенская волость: селения по рекам Сары-Кокша, Иша.
3. Кергежская волость: селения по берегам Телецкого озера, рекам Пыжа, Сары-Кокша, Тулой, Эдиган.
4. Комляжская, или Кондожская волость: селения Паспаул, Чепош, Кебезень, Ильинское, Ерехалка; небольшие поселения существовали по берегам Телецкого озера и были разбросаны по рекам Тулон, Кузя, Иша.
Известно, что в 1897 году численность тубаларов составляла 5 692 человека. Данные могут быть неточными, поскольку в состав тубаларских сеоков были включены роды соседних народов. В советские годы народность не учитывали в переписях, поэтому достоверных данных о численности тубаларов в этот период нет.
Изменение традиционного образа жизни, ассимиляция русскими и другими алтайскими народами привели к утрате большинством представителей народности национальной самоидентификации.
В новом тысячелетии тубаларов отнесли к числу коренных малочисленных народов России. По сравнению с концом XIX столетия численность народа значительно сократилась. Согласно данным переписи населения 2020 года, 3 620 жителей Российской Федерации идентифицировали себя как тубалары. Подавляющее большинство представителей народности — 3 424 человека — живёт в Республике Алтай.

Источник фото : klau.club
В настоящее время большинство верующих — православные. Традиционные же религиозные верования основаны на шаманизме, смешанном с пантеизмом и одушевлением окружающего мира. Ряд божеств распределялся по нескольким слоям небесного мира: на верхнем находился Уш Курбустан (также Уч-Курбустан), на нижних — остальные небожители. По другим данным, верховным божеством выступал Ульген, характерный для мифологии других алтайских народов.
Наиболее почитаемые боги связывались с жизненно важным для народа промыслом — охотой. Покровителем и помощником охотников считался Шаныр; за недостаточное внимание он наказывал, насылая кожные болезни и заслоняя зверя от пуль лопаткой.
Перед охотой приглашали шамана и устраивали моление, чтобы испросить удачу на промысле. Обряд производил шаман, игравший важную роль в жизни каждого рода: он участвовал в похоронных, религиозных и промысловых обрядах, лечил, делал предсказания и служил посредником между людьми и духами предков. Обязательный атрибут шамана — бубен с обручем из кедра и ручкой с антропоморфным наконечником. Для извлечения звуков из бубна применяли колотушку; дополнительно шаман использовал горловое пение и звукоподражание.
Священным деревом тубалары считали кедр. У каждого рода было собственное место для молений возле одного из кедров, произраставших вблизи селения. Возле него совершались моления, камлания, повязывание на ветви цветных лент во время обрядов благодарения. В самих селениях кедры не сажали: считалось, что это принесёт беду, поскольку из его древесины изготавливали домовины.
Кедры запрещалось рубить, ломать их ветки, сжигать, плевать рядом с ними и ругаться. Тубалары понимали, что дерево не только даёт им питательные орехи, но и помогает существовать всей тайге.
Тубалары приносили высшим божествам в жертву лошадь с последующим вывешиванием её шкуры на шесте, как это делали древние тюрки. Среди божеств Каным и Тезим представляли собой персонифицированные олицетворения гор, характерные для древних тюрков. Хозяин лесов Каным-бий был персонифицированным божеством конкретной местности. Каным — название высокого хребта в северной части Алтая. Тезим — также название высокой горы или горного узла. Тубалары называют его Тезим-бий. Этим божествам раз в три года приносили в жертву лошадей определённой масти. Жертвоприношение одномастных лошадей горам характерно для тюркоязычных кочевников Саяно-Алтайских гор. Тубалары покупали лошадей для жертвоприношений, поскольку они держали мало скота из-за природных условий.

Источник фото : dzen.ru , turclim.ru
Тубаларский язык относится к бесписьменным, исчезающим языкам и официально признан одним из отдельных языков малочисленных народов России.
Согласно этноязыковой классификации, тубалары относятся к группе северных алтайцев, происхождение которых связано со смешением древнетюркских, угорских, самодийских и кетских этнических компонентов. Языки северных алтайцев входят в северо-восточную (уйгурскую) группу тюркских языков.
По мнению большинства тубаларов, их язык отличается от литературного алтайского, имеющего существенные фонетические и лексические расхождения с северными диалектами. Это выражается при произношении отдельных букв, так как графическое изображение букв в кириллице не обеспечивает точной передачи звуков тубаларского языка.
Тубаларский язык существует только в устной, разговорной форме и в семейно-бытовой сфере. Хотя все тубалары свободно владеют русским языком, большинство взрослых тубаларов являются тубаларско-русскими билингвами, а фактически — тубаларско-русско-алтайскими трилингвами.
По данным переписи 2020 года, в Российской Федерации тубаларским языком владеют 527 человек.
Традиционная верхняя одежда тубаларов — короткая куртка из войлока, покрытая грубой холстиной. Из этого же материала шили круглые зимние шапки. Обувь делали из камусов маралов с кожаной подошвой; вместо чулок использовали сухую траву.
Штаны и рубахи просторного кроя шили из косульей кожи, выделанной на манер замши. Поверх надевали халаты прямого или расширяющегося к низу кроя, дополненные растительными узорами, характерными для алтайских народов. Замужние женщины обязательно дополняли наряд платками из покупных тканей.
Охотничий костюм состоял из кошемной куртки и шапки, обшитых грубым серым холстом, и меховых штанов (чаще из шкуры телёнка).
В начале XX века была распространена обычная русская крестьянская одежда.
Из украшений были распространены простые круглые кольца (медные, серебряные, золотые), а также серьги (из медной или серебряной проволоки), подвески из блях и пуговиц. Женщины носили серьги в обоих ушах, девушки — обычно в одном ухе. Кроме того, были украшения в виде привязываемых к косам бус, пуговиц, бляшек, ракушек каури, ключей, деревянных палочек и т. д.
Женщины носили две косы, которые при встрече гостей перебрасывались на грудь. Девушки носили несколько кос. Мужчины носили длинные волосы, подстриженные в кружок.


Источник фото : marsimage.ru , reshenie-tut.ru
В тубаларской сказочной традиции представлены мифы-сказки, сказки о животных, волшебные, новеллистические и бытовые. При этом сказки разного содержания нередко обнаруживают сходные черты. При рассказывании сказок могут использоваться разные типы голосового интонирования: речевой, вокально-речевой, вокальный и сигнальный. В речевое сказочное повествование органично включаются символические (культурно трансформированные) звукоподражания и песенные эпизоды, которые обнаруживают близость к колыбельным, но не похожи на песенные напевы других жанров. Кроме того, сказочные напевы являются этническими маркерами, отличающими тубаларские сказки от близкородственных им чалканских и кумандинских. В настоящее время сказочная традиция тубаларов угасает.
Сказки обозначаются этническим термином чӧрчӧк / шӧршӧк, который был общим для сказок и эпоса. Возможно, эпические сказания пелись в сопровождении двухструнной щипковой лютни тошпуур. Однако музыка тубаларского эпоса осталась неизвестной, поскольку традиция во второй половине XX века прекратила своё существование, а аудиозаписи подлинного звучания тубаларского кая отсутствуют. Вместе с тем допускалась и другая форма исполнения эпоса — в виде речевого сказывания. Если пение кая было разрешено только мужчинам, то речевое сказывание дозволялось и женщинам.
Продолжительность сказок при исполнении варьируется в довольно широких пределах. Их звучание может занимать от одной до семнадцати минут. При этом самая длинная сказка на порядок короче самого короткого эпического сказания.
У народа существовало несколько вариантов заключения брака:
1. Сватовство с соблюдением полного цикла обрядов.
2. Люлечный или подростковый сговор.
3. Сбегание молодожёнов по взаимному согласию.
4. Умыкание невесты.
В двух последних случаях удавалось сэкономить на свадебном торжестве. Родители молодых после умыкания или сбегания старались соблюсти необходимые формальности, устраивая необходимые обряды «задним числом»: например, сватали невесту после умыкания. Свадебные традиции тубаларов, схожие с обрядами других алтайских народов, состояли из трёх основных этапов:
1. Предсвадебный.
2. Свадебный.
3. Послесвадебный.
Выбором невесты занимались родственники жениха, тщательно отслеживавшие родословную кандидатки: следили за отсутствием психических и физических отклонений, благосостоянием семьи. Если выбранная девушка приходилась жениху по нраву, к ней отправлялись сваты. С собой они обязательно приносили молочную водку, которую из одной чаши распивали с родителями потенциальной невесты. После раскуривали трубку, что означало достижение предварительного согласия. Последний этап сватовства — назначение даты торжества и обсуждение размера калыма. В прошлом его составляли шкурки пушных зверей, железная утварь и лодка-долблёнка; позже счёт шёл на головы животных.
В день свадьбы основным был обряд переплетения волос. Две подруги невесты в специальном балагане расплетали косу девушки, кропили волосы молоком, после чего каждая завязывала по одной косе. Новая причёска и надетый поверх неё платок символизировали переход в статус замужней женщины. После этого в доме жениха начинался свадебный пир, на котором присутствовали родственники с обеих сторон. Послесвадебная обрядность заключалась в ответном визите зятя к родителям невесты с благодарностями.
Важным событием в жизни молодой семьи являлось рождение ребёнка.
Роды принимались в аиле. Для этого приглашалась бабушка-повитуха (сыймучи туркуш). Она сразу удаляла из помещения всех мужчин и помогала распустить роженице волосы. Обладая определёнными анатомическими знаниями и навыками массажа, повитуха существенно облегчала процесс деторождения. В случае тяжёлых родов в жилище принято было приглашать незнакомого мужчину преклонного возраста, часто из соседнего поселения. Роженица, как правило, его пугалась и сразу же «освобождалась».
Пуповину перетягивали ниткой и перерезали ножницами (кайчы). Её закапывали затем где-нибудь в чистом месте. Ребёнка сразу обмывали в деревянной ёмкости с тёплой водой и обёртывали в имеющуюся под рукой домотканую материю, так как у тубаларов не было принято заранее шить для ребёнка одежду и даже готовить зыбку (пежик). В противном случае, согласно народным представлениям, новорождённый мог умереть.
Родственникам по материнской линии ребёнка показывали лишь через год или полтора. Смотрины (чан) сопровождались благопожеланиями (алгыш) со стороны дедушки и бабушки. В стихотворной форме внуку или внучке желали здоровья, радости, силы и т. п. Немаловажное место в жизни малыша занимал дядя по матери (таай). Как правило, таай давал имя племяннику или племяннице и дарил подарки (что-нибудь из вещей, лошадь или корову, деньги).
Одной из важных этнокультурных составляющих общественных отношений, во многом связанных именно с охотничьим промыслом, у тубаларов являлся и остаётся по сей день так называемый обычай равной доли (теҥ ӱлеш / уча), предписывающий охотнику отдавать часть добытого животного людям, прямо не участвовавшим в охоте на него.
Jылгаяк — это календарный праздник встречи нового года и проводов старого, сложившийся на базе архаичных народных традиций. Интерпретировать его название можно как «праздник катания/скольжения»: в день празднования было принято кататься с гор на шкурах, палками колотили снег, чтобы он скорее растаял и быстрее наступила весна, пришло тепло. Праздник Jылгаяк проводили ближе ко дню весеннего равноденствия.
Jӱрӱк байрам — праздник в честь созревания кедрового ореха, проводившийся в конце лета — начале осени. В его названии содержится указание на роль кедра как подателя жизни и пищи не только человеку, но и обитателям тайги: белкам, кедровкам, медведям.
Ещё один праздник — праздник цветения маральника. Цветение маральника начинается обычно в первых числах мая. Праздник начинается с традиционного обряда освящения по народному алтайскому обычаю. На празднике проходят выступления сказителей с эпосом «Маадай-Кара», выставки-ярмарки народных промыслов и ремёсел, соревнования по национальным видам спорта, конкурсы национальных блюд и рисунков, этнической песни, национального костюма, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству и игре на народных музыкальных инструментах.
Поселения тубаларов обычно состояли из трёх–пяти юрт. Обычно члены одного рода жили поблизости. Сколько семей в роду — столько и юрт. Если рядом жили представители нескольких родов, то это уже было большое поселение и называлось оно — улус.
Традиционными видами жилища тубаларов считаются полуземлянка (кереге), крытый корой чум (сеелтю) и конусовидный шалаш айлу (чайлу).
Сеелтю представлял собой квадратное в плане сооружение, построенное из брёвен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Сверху оно покрывалось корой. В центре располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши.
Шестиугольные айлы, крытые берестой, корой или тёсом, получили распространение во второй половине XIX века. Аил — это жилище в виде конуса. Конус строится из длинных и тонких стволов деревьев или жердей. Основание выполняется в виде круга. Сверху жерди связываются. Весь конус покрывается войлоком, корой деревьев или шкурами зверей. В самом верху оставляется отверстие для выхода дыма. Вход располагается с восточной стороны. Аил делится на мужскую и женскую половины. Женская половина — это кухня и место для детей. Здесь находятся вещи, связанные с хозяйственной деятельностью женщины. Она расположена справа от входа. Мужская половина — это оружие, орудия труда, сёдла и т. д., располагается слева от входа.
Обогревается айлу костром, который находится в центре. Вдоль стен располагаются скамейки. Над костром подвешивается котёл, в котором готовится пища.
Окон в жилищах алтайцев, как правило, не было. Зимой оно освещалось пламенем очага, летом — естественным солнечным светом через открытую дверь.
С середины XIX века у коренного населения Горного Алтая в миссионерских селениях появилось жильё русского типа — изба. Некоторые особенно зажиточные тубалары имели двухэтажные дома.



Источник фото : drugojbereg.ru, azvem.ru , pegasovaphoto.ru
Основными занятиями тубаларов были:
1. Охота. Добывали пушных зверей — соболей, белок, лисиц, охотились на оленей, маралов, медведей, зайцев. Использовали ловушки, самострелы, ямы; на крупных зверей часто ходили с собаками, применяли загороди. Охотились лишь на своей родовой территории, с которой прогоняли любого встретившегося охотника-чужака. Перед отправлением на промысел устраивали камлания, приносили бескровные жертвы молочной водкой духу тайги, повязывали белые ленты на родовой кедр, прося покровительства и удачной охоты.
2. Рыболовство. Рыбу ловили удочками, острогами, неводами, ставили загороди. Основные объекты промысла — таймень, окунь, щука, чебак, хариус, ерш, налим, пескарь, которых вылавливали в Телецком озере, реке Бии и её притоках. Из рыбы варили уху, готовили пироги, заготавливали впрок: солили, вялили, коптили.
3. Собирательство. Важное место в повседневном рационе занимали продукты собирательства. Промысловое значение приобрели сбор черемши и кедрового ореха, которые продавали русским купцам. Занимались бортничеством, со временем превратившимся в широко распространённое пчеловодство.
Земледелие и скотоводство играли подсобную роль. Сажали в основном ячмень, из которого затем делали талкан — питательный продукт из толчёных зёрен, который охотники брали на промысел. В хозяйстве держали ограниченное число коров и лошадей, используя их для получения молока и мяса, а также в качестве транспорта.
Важным ремеслом, с древности отличавшим тубаларов от соседних народов, была металлургия. Народ добывал руду особым способом с помощью мини-горнов и выплавлял железо. Из металла изготавливали оружие, наконечники для стрел, клинки, предметы обихода. Для создания домашней утвари использовали бересту.
Передвигались тубалары верхом на лошадях, особенно в весенне-летний период; зимой использовали лыжи. Тубаларские лыжи (чана) изготавливали из древесины: черёмухи, берёзы или лиственницы. Известны два вида лыж — для ходьбы по снегу и по насту. Первые, очевидно, довольно архаичные лыжи для снега отличались от вторых тем, что были полностью обтянуты кожей марала, коня или оленя с мехом, закрепляемой шнуровкой по длине верхней стороны. Мех располагали так, чтобы можно было скользить, идя вперёд, и тормозить, если нога с лыжей откатывается назад.
Благодаря этому тубаларские охотники могли преодолевать большие расстояния по круто пересечённой горно-таёжной местности. Длина лыж зависела от роста человека, но была не менее полутора метров, а ширина — не менее 15 см.
Второй вид лыж применялся для ходьбы по весеннему насту, изготавливался из сосны и отличался отсутствием шкуры. Постоянно необходимый атрибут охотника — веслообразная палка. Эта палка (тайак или косок) была универсальным инструментом, служащим, помимо опоры при ходьбе на лыжах, ещё и для разгребания снега, зачерпывания воды, а также в качестве колотушки. Лыжную палку-лопатку изготавливали из берёзы длиной не менее полутора метров и шириной в нижней, собственно лопатообразной части — не менее пятнадцати сантиметров. В тёплый сезон года лыжную палку могли использовать как весло.
Для перемещения по рекам и озёрам пользуются по сей день плотами (сал) и лодками (кеме). Плот изготавливали из сухостойных брёвен, поскольку он лёгок в управлении в бурных водах горных рек. При передвижении на плоту отталкиваются от дна реки шестом (косок), на лодках — веслами. Современные тубалары широко используют велосипеды, мопеды, мотоциклы, легковые и грузовые автомобили. Важную роль в качестве средства передвижения продолжают по сей день играть лошади, чаще всего верховые, так как ко многим малым селениям до сих пор нет дорог надлежащего качества. Соответственно, для передвижения между селами и от села до сенокоса или охотничьего стана пользуются лошадьми, а от села до районного центра или столицы республики — машинами.
Как в традиционной структуре питания тубаларов, так и в современной основу рациона составляют растительная, мясная и молочная пища.
Питались тубалары традиционно мясом крупных и мелких таёжных зверей, мясом и молоком домашнего скота, ячменным толокном талган, а также различными видами таёжных растений и кедровыми орехами.
В XX веке в их повседневный рацион вошли покупные крупы, начали выращивать и употреблять картофель. Из ячменя традиционно пекли хлеб тертпек из пресного теста в горячей золе. Из пресного теста изготовлялось также блюдо казан тертпек, буквально «котла хлеб», в виде небольших лепёшек, отваренных в мясном бульоне мӱн.
Традиционным блюдом у тубаларов является тутпач — сочни из пресного теста в виде мелко нарезанных кубиков, сваренных в воде или мясном бульоне. Из ячменя же изготавливали толокно талган, предварительно обжаривая и измельчая его на каменных или деревянных зернотёрках.
В весенне-летний период в питании тубаларов важное место занимали луковицы, стебли и листья дикорастущих растений: кандыка, сараны (саргаш), черемши (калба), пучки (палтырган). Их употребляли как в сыром, так и варёном виде.
В июне–августе выкапывали корни кандыка и клубни сараны, содержащие много крахмала, употребляя в отварном виде или запекая в горячей золе. В сушеном виде эти корни в значительном количестве заготавливались на зиму. Кроме того, в пищу употребляли малину, красную и чёрную смородину, черёмуху, клубнику, землянику, чернику, калину. Одним из важных продуктов питания были и остаются блюда, приготовленные из жареных кедровых орешков, растёртых на зернотёрке, называемых токчок.
При добавлении в измельчённый орех талгана, сушеных корней сараны, кандыка или молотой черёмухи получался своеобразный фаст-фуд, который тубалары брали с собой на охоту и в дальнюю дорогу. Мясо, мясные полуфабрикаты и рыбу в значительном количестве запасали на зиму. В пищу использовали мясо медведя, оленя, лося, марала, бурундука, зайца, белки, глухаря, рябчика, гуся и утки. Для лучшей сохранности в конце лета — начале осени мясо коптили, предварительно слегка отварив в солёной воде, чтобы не вытекал мясной сок, затем нарезали неширокими полосками и развешивали на специальных решётках (аткыс). В традиционном жилище тубаларов, как и у всех алтайцев, имелись установленные выше и ниже очага два столба, соединённые двумя перемычками из жердей, на которые укладывались решётки из веток, связанных между собой на одинаковом расстоянии. Мясо таким образом коптилось в процессе приготовления повседневной еды днём, а по ночам — при обогреве жилища.
Следующий способ заготовки мяса на зиму — замораживание. Традиционно замораживали мясо крупных животных, домашних и диких, преимущественно в объёме и размере кусков, необходимых для семьи на два–три дня. В зависимости от погоды куски мяса предварительно либо обкладывали снегом, либо, если стоял сильный холод, обливали водой, чтобы предотвратить обветривание. В связи с тем, что в местах традиционного расселения тубаларов снежный покров достигает одного–полутора метров, зимой мясо хранили на помостах под крышей. Таким же образом замораживали на зиму и рыбу. Основные объекты рыболовства — щука, окунь, чебак, гольян, налим, пескарь, хариус, таймень, большой таймень, ленок.
Молочные продукты — ещё один компонент пищи у тубаларов, проживающих в менее залесённых участках территорий традиционного расселения. Из коровьего молока, как и все алтайцы, готовят чеген — кисломолочный продукт, наподобие кефира; после перегонки которого на специальном аппарате получали важный продукт длительного хранения — курут, в сухом копчёном виде заготавливаемый также на зиму и представляющий собой твёрдый сыр. Другой продукт, получаемый после перегонки чегена, — слабоалкогольный напиток араа. Из сметаны (кайвык) изготавливали сливочное масло (сайрӱ).



Источник фото : povar.ru , galt-auto.ru , atlaskmns.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения