Источник фото : pegasovaphoto.ru
Туркмены относятся к тюркоязычному народу древнеогузского происхождения и являются основным населением Туркменистана. Туркмены, проживающие в Ираке, Сирии и Турции, — потомки тех, кто переселился на территорию Анатолии и Ближнего Востока в XI веке.
Первое упоминание о туркменах встречается в китайских источниках. В более поздние времена османский историк Мехмед Нешри объяснял происхождение этнонима: по его мнению, слово «туркмен» состоит из двух основ — «тюрк» и «иман». В переводе с древнего наречия это означало «верующий тюрк». Таким образом османы называли всех представителей тюркских народов, принявших ислам.
Венгерский историк Арминий Вамбери придерживался иного мнения. Он считал, что «тюркмен» означает «истинный тюрк». После своего длительного путешествия по Туркмении исследователь отмечал, что местные жители сохранили верность традициям и культуре предков, не утратив «истинности» своего народа.
В 1930-х годах туркмены ещё сохраняли деление на племена с многоступенчатой родовой структурой внутри каждого. Крупнейшими из них были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и човдуры. У каждого племени были свои особенности образа жизни, традиции, кухня и культура.
В 1880-х годах территория современного Туркменистана была присоединена к Российской империи, что способствовало развитию хозяйства и политической жизни региона. При этом туркмены оказались разделёнными: основная масса проживала в Закаспийской области (впоследствии включённой в состав Туркестанского края), а также в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате.
Сегодня туркмены сформировались в единую нацию, где племенная принадлежность утратила прежнее значение.

Источник фото : kalyanholl.ru
Основная часть туркменского народа проживает на территории Туркменистана, Ирана и Афганистана. Также туркмены живут в Узбекистане, Турции, Пакистане, Украине, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Латвии.
Согласно данным переписи населения 2020 года, в Российской Федерации проживает 41 338 представителей туркменского народа. Наибольшее количество сосредоточено в Ставропольском крае — 15 100 человек;
Астраханская область — 2 777;
Республика Татарстан — 2 514;
город Москва — 2 015;
Московская область — 1 621.
Как и в других странах Центральной Азии, на территории Туркменистана в древности исповедовали зороастризм, буддизм и христианство. Начиная с VII–VIII веков, после арабского завоевания, господствующей религией стал ислам. Сегодня подавляющее большинство верующих в Туркменистане — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Небольшая часть населения, преимущественно выходцы из Ирана, исповедует шиитский ислам.
На протяжении веков значительную роль в туркменском обществе играл суфизм — мистическое направление ислама, сочетающее метафизические учения с аскетической практикой и идеей постепенного приближения к Богу через любовь и духовное очищение.
В XX веке в стране появилась община европейского происхождения, включающая православных христиан, католиков и лютеран. На территории Туркменистана действуют православные и католические церкви, а также представлены другие религиозные конфессии.
Туркменский язык относится к огузо-туркменской группе тюркской языковой семьи. С 1940 года в Туркменской ССР русский язык активно использовался во многих сферах общественной жизни, став не только официальным, но и языком науки и высшего образования. Большинство людей с детства осваивали его как второй родной.
Изначально для письма применялась арабская графика, однако она не всегда точно отражала фонетику туркменского языка. В 1922–1924 годах были введены диакритические знаки перед и после гласных.
В 1920-х годах начался процесс латинизации, и был принят новый тюркский алфавит — яналиф. Официально туркмены перешли на латинский алфавит в 1929 году. Яналиф использовался в литературе, школах и государственных документах до 1940 года.
В конце 1930-х годов началась кириллизация. В 1940 году был опубликован первый туркменский алфавит на основе кириллицы, который применялся в Туркмении до 1993 года. За пределами страны он используется и по сей день.
После распада СССР был разработан новый алфавит, утверждённый в апреле 1993 года. Позже он был доработан, и с 2000 года является единственным официально допустимым в Туркменистане.
Согласно переписи 2020 года, в Российской Федерации туркменским языком владеют 27 037 человек.
Традиционный мужской костюм включает простые чёрные брюки, обувь, белую рубашку с вышивкой на воротнике и пальто. Поверх надевается широкий красный пояс из тонкого шёлка — «кетени». Головным убором служит шапка из овечьей шерсти — «тельпек», считающаяся главным элементом костюма и символом национальной принадлежности. Тельпек может быть белого, коричневого или чёрного цвета; его оттенок мог многое рассказать о владельце.
Другие элементы мужского костюма — «доны» (традиционные халаты) и «хатья» (тюбетейки с узорами из тонкой вышивки).
В качестве обуви носили туфли с загнутыми вверх носками или сандалии поверх шерстяных чулок. Знатные и состоятельные туркмены носили сапоги на каблуках из тонкой кожи, а также мягкие сапоги «ковуш», поверх которых надевались кожаные галоши.
Женский народный костюм отличается преобладанием оттенков красного цвета, символизирующего силу природы и обладающего, по поверьям, защитными свойствами — от сглаза, в поддержании здоровья и благополучного деторождения.
Воротники и рукава женских рубах и халатов традиционно украшались вышитыми узорами. Для разных регионов характерны свои цветовые и орнаментальные особенности. Мастерицы владели разнообразными швами и техниками, благодаря чему каждый костюм был уникальным.
Женский костюм включает платье или рубаху прямого покроя, штаны, халат и головной убор. Женская рубаха отличается от мужской количеством украшений, формой воротника и длиной. Основным материалом служил домотканный шёлк малинового, красного или тёмно-бордового цветов. Женщины старшего возраста носили рубахи с меньшим количеством вышивки и более тёмных оттенков.
Незаменимой частью женского образа были украшения, которые также служили оберегами. В них часто встречались стилизованные изображения насекомых и животных, символизировавшие связь человека с природой. Девочек приучали носить украшения с 3–4 лет: на одежду нашивали перламутровые бусины и пуговицы, на руки надевали браслеты. С возрастом количество украшений увеличивалось.
Ювелирные изделия — браслеты, броши, кулоны, кольца, серьги — стали ярким проявлением туркменской культуры и неотъемлемой частью женского костюма.



Источник фото : ru.pinterest.com , ru.pinterest.com , dc113.ru
Среди туркмен большой популярностью пользуются народные песни — «айдым», отражающие повседневную жизнь народа.
Старинный фольклор представлен преимущественно любовно-лирическими песнями, разделёнными на мужские и женские. Мужские песни богаты образными оборотами — метафорами, сравнениями и эпитетами. Женские песни, называемые «ляле», выражают личные чувства и часто затрагивают тему трудной женской доли.
Песня сопровождала все стороны жизни: существовали трудовые, обрядовые и праздничные песни. Некоторые из них со временем трансформировались. Например, в древности существовал обряд «Суйт Газан» — обращение к божеству, покровительствовавшему туркменам и посылающему дождь на засушливую землю.
Исполнение отличается особой манерой: певцы поют высоким голосом, сильно напрягая связки, после чего звучание резко сменяется тихим звучанием дутара. Такая манера сложилась под влиянием кочевого образа жизни в пустынных и степных ландшафтах, где люди привыкли говорить громко.
Музыкальные инструменты
Дутар — струнный инструмент. Название происходит от иранских слов «ду» (два) и «тар» (струна).
Оскар — один из древнейших музыкальных инструментов (около III века), керамический духовой инструмент, по звучанию напоминающий флейту.
Гопуз — струнный щипковый инструмент с вибрирующим язычком. Музыкант держит его губами и одновременно манипулирует языком, создавая необычный звук.
Гиджак — струнный смычковый инструмент, прозванный «восточной скрипкой».
Туйдук — духовой инструмент, напоминающий сурнай. Согласно народному поверью, архангел Джебраил оживил Адама, вылепленного из глины, мелодичной игрой на туйдуке. Также считается, что в изобретении туйдука участвовал черт. В Туркмении до сих пор сохраняется древний ритуал приглашения гостей: два туйдукчи становятся друг против друга, поднимают инструменты и играют в унисон, совершая круговые движения, напоминающие шаманские практики.

Источник фото : www.advantour.com
Один из главных национальных танцев — обрядовый «куштдепди». Сегодня его исполняют на праздниках как развлекательный номер, однако его корни уходят в глубокую древность.
Танец начинается с плавных движений девушки и юноши, окружённых другими танцорами, которые мерно хлопают в ладоши. Во время танца звучат четверостишия «газала», завершающиеся восклицаниями: «ух-ху», «эй-ха», «кушт-кушт». Центральные танцоры задают ритм, которому вторят окружающие. Обычно танец завершается громким криком «хув-хак», после чего все останавливаются и подносят ладони к лицу. Исполняется в традиционных костюмах тёмно-малинового, красного и бордового цветов.



Источник фото : travelask.ru , turkmenportal.com , ru.pinterest.com
В начале XIX века в туркменской литературе появились прозаики и поэты, писавшие на родном языке. Среди них — Шабенде, автор произведений о народных героях, сражавшихся с врагами.
Известен также поэт Молланепес, написавший роман «Зере ве Тахыр», в котором разоблачается предательство придворных и шахов. Его поэзия отличается яркими образами и богатством языка.
Поэты первой половины XIX века — Зелили, Сейди, Кемине — в своих произведениях поднимали социальные вопросы, призывали к объединению племён и борьбе за свободу. Зелили осуждал взяточничество и жестокость правителей.
В середине XIX века творили такие поэты, как Зынхари, Байлы, Досмяммет, Ашыки, Аллагулы, Аллазы, Хусуп Ходжа, Гараоглан. Их произведения в основном сохранились в народной памяти.
В начале XX века в литературе появились новые темы: критика невежества духовенства, осуждение устаревших обычаев, просветительские идеи. Об этом писали Бишаре Мохаммета Гилича, Моллы Дурди и другие.
В советский период литература развивалась в русле партийной линии. Первым советским туркменским поэтом стал Молла Мурт, прославлявший социализм простым и понятным языком. В прозе выделялся Агахан Дурдыев, автор поэм «Волна ударников», «Гурбан», «В море грез», «Красавица в когтях орла», «Мерет». Многие писатели обращались к темам эмансипации женщин и строительства Каракумского канала.
Особое место в литературе занимал поэт Берди Кербабаев, выступавший за новые нравственные нормы и преодоление пережитков прошлого.
После обретения независимости в 1991 году литературные темы сместились в сторону индивидуального опыта: писатели стали подробно описывать внутренний мир героев, их чувства и переживания.
Среди современных авторов, известных не только в Туркменистане, но и за его пределами, — Оразгулы Аннаев, Гурбанназар Оразгулыев, Гурбаниаз Дашгынов.
Ковёр — символ Туркменистана, подобно тюльпанам в Голландии или самовару в России. Узоры ковров — «гёли» — передают древние заветы Огуз-хана, легендарного прародителя туркменского народа. Ковры обычно выполняются в красных тонах с чёткой геометрической структурой орнамента. При этом каждое племя имеет свой уникальный рисунок, который не повторяется у других.
Некоторые исследователи считают, что основа гёлей — символ солнца, а традиция включать геометрические мотивы в ковры восходит к древнему культу солнца.
Туркменский ковёр — настоящее произведение искусства. На его создание уходят недели и даже месяцы. За час мастерица завязывает не менее 3000 узлов и наносит тысячи ударов железным гребнем весом до 1 кг.
Изначально ковры имели практическое значение. Кочевые племена использовали разные виды ковров: «намазлыки» — для молитв, «асмалыки» — для семейных торжеств, «чувары» — вместо комодов, «гапалыки» — для утепления жилищ. Ковры также служили для зонирования пространства, украшения коней и верблюдов, создания уюта в поле.
Переход к оседлому образу жизни позволил превратить ремесло в изысканное искусство. Навыки передавались от матери к дочери из поколения в поколение.

Источник фото : dzen.ru
Туркменское гостеприимство — важнейшая черта национального характера. Отношение к гостю считается показателем достоинства человека. Гостя встречают словами «Хош гелдиниз!» и ритуальными фразами: «Как мы рады вас видеть! Какую честь вы нам оказали!».
Скатерть, на которой подают еду, считается священной; наступать на неё — грех. Перед едой принято возносить хвалу Богу. В народе говорят: «Гость — от Аллаха!», поэтому принятие гостя — не только долг, но и священная обязанность. Эта традиция уходит корнями в древность, когда выживание в пустыне зависело от взаимопомощи.
Хлеб и соль считаются святыми. Наступать на них — к беде.
Почитание старших — важнейший обычай. Нельзя спорить со старшими, смотреть на них исподлобья или напоминать об оказанной услуге. Туркменская поговорка гласит: «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют». Отец — глава семьи, защищающий детей и оценивающий их поступки. К матери относятся с особым благоговением; любое проявление неуважения к ней осуждается обществом.
Туркмены высоко ценят честь: «Моя честь — это честь моей семьи, моего племени, моего народа». Сильны чувства родственной солидарности.
Искренность — важное качество: «Говори правду, даже если она против тебя». Почитаются долг и обязательство, осуждаются болтливость и легкомыслие.
В обществе не одобряют злословие: «Тот, кто сплетничает с тобой, сплетничает и о тебе». Осуждаются трусость, малодушие и неблагодарность.
Свадебная одежда туркменских женщин имела и обережную функцию. Наряд новобрачной включал амулеты, призванные защитить от злых сил и принести здоровье и благополучие.
Лицо и фигуру невесты скрывали накидкой. Её украшали талисманами, вшивали в одежду нитки верблюжьей шерсти, серебряные пластинки, бусы с «глазками». К накидке пришивали мешочек с углём и солью — веществами с охранительными свойствами.
Согласно поверьям, в первые дни замужества невесте не следовало ступать там, где проливалась кровь животных, проходить мимо грязной воды или золы, ходить под определёнными деревьями. Также её не брали на похороны и поминки.
Особое место в свадебном обряде занимает «башсалма» — смена девичьего головного убора «тахья» на женский. Церемония сопровождается символической «борьбой»: подруги невесты пытаются удержать её, но в итоге уступают женщинам со стороны жениха. Затем на голову молодой набрасывают «аладжа» — уздечку из цветных шнурков. Жених трижды дёргает её, символически снимая девичий убор. После этого голову покрывают белым платком, подаренным почётной многодетной женщиной, а тахью передают младшей сестре жениха.
Смысл обряда — передача благодати: считалось, что носительница тахьи должна передать удачу другой девушке, чтобы и та вышла замуж и родила детей. При передаче говорили: «Санада той этмек несип этсин!» («Пусть и у тебя будет свадьба!»).

Источник фото : www.advantour.com
День «Капля воды — это зерно золота» (первое воскресенье апреля). Вода — ценный ресурс в пустынной стране, и этот день напоминает о её важности.
День туркменского ковра (последнее воскресенье мая). Ковроткачество — национальное достояние. Туркменские ковры известны во всём мире и регулярно участвуют в международных выставках. Праздник отмечают в Музее туркменского ковра в Ашхабаде.
День туркменской дыни (второе воскресенье августа). В это время собирают урожай дынь, и все гости могут попробовать разнообразные сорта.
День нейтралитета (12 декабря) — второй по значимости государственный праздник, отмечаемый концертами и гуляньями в Ашхабаде.
Навруз — праздник «нового дня». В каждой семье готовят угощения, приглашают гостей. Обязательное блюдо — «семене» из пшеницы, символизирующее начало сельскохозяйственного года. После трапезы устраивают игры и разжигают костёр, через который прыгают.
День туркменского скакуна (последнее воскресенье апреля). Посвящён ахалтекинской породе лошадей — грациозных, тонконогих, с лоснящейся шерстью золотистого или серебристого отлива. В этот день проходят выставки, конкурсы красоты и скачки.

Источник фото : stihi.ru
Традиционными занятиями туркмен были кочевое скотоводство и поливное земледелие. Ранее они вели полукочевой образ жизни: в сёлах проживали как оседлые земледельцы, так и скотоводы. На западе развивалось скотоводство — разводили верблюдов, овец и лошадей. В оазисах выращивали пшеницу, хлопок, бахчевые, сорго и разводили крупный рогатый скот. С середины XIX века получили распространение шелководство и ковроткачество.
Женщины выполняли множество домашних обязанностей: уход за детьми, обработка шерсти и войлока, ткачество, приготовление пищи, сбор дров, уход за скотом.

Источник фото : travelask.ru
Традиционное жилище — юрта «гара-ой». В оазисах строили глинобитные дома постоянного типа из 1–3 комнат. Также существовали дома из сырцового кирпича с плоской крышей. Прикаспийские туркмены возводили деревянные жилища на сваях.
Сегодня типичное сельское жилище — дом из обожжённого или сырцового кирпича с 3–4 комнатами, большими окнами и двускатной или четырёхскатной крышей из шифера или железа. Обязательный элемент — «айван» (крытая веранда), где летом спят и отдыхают. Хозяйственные постройки располагаются во дворе. Юрты используют как летнее жильё на усадьбах или на сезонных пастбищах.

Источник фото : travelask.ru
Ранее было распространено многожёнство. Положение женщины в большой семье традиционно было непростым. После замужества на неё возлагалось множество обязанностей. Ей объясняли правила поведения в доме и запреты в отношении старших родственников мужа. Молодые замужние женщины скрывали лицо и фигуру большой шалью. Обращаться напрямую к мужчинам из семьи мужа было не принято; сообщения передавались через мальчика.
С возрастом положение женщины улучшалось. Став старшей женой («кейваны»), она приобретала авторитет: её советами руководствовались не только дети, но и все родственники. После смерти мужа она могла стать главой семьи.
Сыновья, даже будучи самостоятельными, всегда прислушивались к советам матери.
В малой семье главой считался муж. Ранее он мог инициировать развод без согласия жены; женщина имела право на развод лишь в исключительных случаях. Если муж пропадал без вести, находился в плену или скрывался, жена должна была ждать его возвращения и не имела права вступать в новый брак.
Женщине не рекомендовалось покидать дом без сопровождения: на рынок она ходила с мужем, а к родным — с пожилой родственницей мужа.
После смерти мужа вдова иногда вступала в брак с его братом (левират), чтобы остаться рядом с детьми. Она могла отказаться от повторного замужества, но в этом случае сохраняла статус вдовы на всю жизнь.

Источник фото : travelask.ru

Источник фото : ru.pinterest.com
Основное блюдо туркменской кухни — плов «аш». Существует множество рецептов, но обязательные ингредиенты — рис и мясо (баранина или птица). В плов добавляют овощи, специи и сухофрукты.
Из баранины готовят:
• шашлык «кебап»;
• жареную баранину «говурма»;
• вялено-сушеное мясо «кокмач»;
• омлет с мясом «хейгенек»;
• манты «бёрек»;
• жареную баранину с помидорами и картофелем «чекдирме»;
• баранину с помидорами «говурлан-эт»;
• колбаски «гарын»;
• пирожки с мясом и луком «ишлекли».

Источник фото : travelask.ru
Популярные первые блюда:
• суп с помидорами «гара-чорба»;
• рисовый суп с овощами «мастава»;
• молочный суп с лапшой «суитли-унаш»;
• гороховый суп «дограма»;
• гороховый суп с бараниной «нохудлы-чорба»;
• мучной суп «умпач заши»;
• суп с пельменями «этли-борек-чорбасы».
Особенность туркменской кухни — национальные рыбные блюда. Рыбу готовят на вертеле, в котлах, с рисом, гранатовым соком, изюмом, кунжутом и урюком. Особенно ценится шашлык из осетровых — «балык-шара». Рыбу жарят, тушат в горшочках или используют вместо мяса. Существуют сложные блюда, такие как «чеме», «балык-берек», «гаплама».
Широко используются молочные продукты. Из верблюжьего молока (считающегося особенно полезным и сладким) делают масло, йогурты и айран. Из овечьего — сыры и брынзу, из коровьего — творог, простоквашу, сыр «гурт» и сливочное масло.
Из сладостей готовят халву из корня лилейного растения, сладкие коржики, пышки с сахарной пудрой, пончики. Популярны местные арбузы, дыни и фрукты.
Из напитков предпочитают чай: на востоке — зелёный, на севере и западе — чёрный. Зимой его часто заваривают на молоке с добавлением бараньего жира или масла. Также популярны минеральная вода «Берзенги» и фруктовые соки. В Туркменистане производят собственное вино, а также водку и коньяк.

Источник фото : www.advantour.com
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения