Источник фото : sakh-tour.com
Удмурты — самобытный народ, чья культура привлекает людей со всего мира.
Республика Удмуртия — это красивый и привлекательный уголок России с множеством рек, озёр, широкими лесами и богатым культурным наследием.
Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило определённый образ жизни населения. Люди занимались охотой и рыболовством. Земля здесь была богатой, что позволяло охотиться на крупных животных и заготавливать материалы для одежды. Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена придерживались матриархата.
Постепенно климат становился теплее, территория — более благоприятной для жизни, что способствовало строительству поселений и привлекло внимание соседних племён. Территория Удмуртии попадала под влияние различных государственных образований. Позднее началось объединение земель с русским населением. Удмурты смогли перенять от русских новые орудия труда, схему многопольного земледелия, методы разведения скота и выращивания культур. Впервые у населения появились русские печи в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря взаимодействию с русскими у удмуртов появился алфавит и письменность.
До середины XVI века удмурты не были единым народом, делясь на северных и южных, внутри которых существовали несколько локальных групп. Северные удмурты вошли в состав Вятской земли, осваиваемой русскими переселенцами. Южные удмурты находились под влиянием Волжской Булгарии, позднее — Золотой Орды и Казанского ханства. Развитие промышленности в Удмуртии началось в XVIII веке. Здесь стали производить железо и выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, включая годы Великой Отечественной войны. Сейчас Удмуртия имеет статус республики в составе Российской Федерации.
Удмуртия находится на востоке Русской равнины, в междуречье Камы и её правого притока Вятки. По географическому районированию Удмуртия входит в обширное Западное Предуралье и является частью Приволжского федерального округа.
По данным переписи населения 2020 года в России проживает не менее 386 465 удмуртов. Из них более 299 000 человек живёт на территории Удмуртской Республики. За пределами республики представители данной народности проживают в соседних регионах и в Татарстане.
Число удмуртов в других регионах России: в Татарстане — 21 327; в Башкортостане — 17 149; в Пермском крае — 11 808; в Кировской области — 7 698; в Свердловской области — 6 108; в Тюменской области — 2 882; в Москве — 1 077. Численность удмуртского народа к 2020 году снизилась на 165,8 тыс. человек по сравнению с данными переписи 2010 года.

Источник фото : photocentra.ru
Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность традиционным верованиям. Одним из главных божеств в удмуртских традиционных верованиях является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты почитали силы природы и плодородие, так как это играло важную роль в их жизни. Удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Считается, что духи присутствуют практически во всём: в лесу, ветре, хлеве, поле. Сохраняется вера в домовых. Противником Инмара выступает Кереметь, которого считают злым духом.
Молитвы читают перед куалой — культовым постаментом, который располагают во дворе. В постаменте живёт дух, покровительствующий всему роду. Духу преподносят хлеб, птицу, блины, сжигая дары на огне. Богам воздают почести, регулярно совершая обряды во время праздников. Молитвы читали жрецы, прося о хорошей погоде, урожае и благополучии для всех жителей деревни. На каждый религиозный праздник готовили кашу, используя различные крупы, собранные со всех жителей. В кашу добавляли бульон, топлёное масло, куриные яйца. Кашу сначала преподносили богам, затем ели сами.
Верующие в традиционные верования посещают священные рощи, где совершают обряды. Священную рощу предназначали исключительно для моления — здесь запрещалось пасти скот, собирать ягоды и рубить деревья. В традиционных верованиях чётко разделены обряды: весной и летом просили благословения на урожай; осенью и зимой воздавали благодарность и просили благополучия на будущий год. Во время празднования Нового года вновь просили благословения на урожай.
Все жители Удмуртии участвуют в народных гуляньях, связанных с древними обрядами. Неизменной популярностью пользуются Масленица, Пасха (называемая Акашкой), Гырон — праздник, связанный с окончанием пахотных работ. Детям рассказывают про Тол Бабая — персонажа, аналогичного Деду Морозу, у которого есть собственная усадьба. Туда ежегодно приезжают дети не только из самой Удмуртии, но и из соседних регионов. В домике Тол Бабай встречает гостей, угощая их блинами.
Удмуртский язык входит в уральскую языковую семью, к которой также принадлежат эстонский, финский и венгерский языки. Удмурты относятся к финно-угорским народам, а их ближайшие языковые родственники — коми. Существует несколько диалектов удмуртского языка, а также говоры срединного типа. Удмуртский язык наряду с русским является государственным языком Удмуртской Республики. Согласно переписи 2020 года, на удмуртском языке говорят более 255 000 граждан России.

Источник фото : www.somb.ru
Древнейшим божеством удмуртов является Инмар — бог неба. Помимо Инмара существовали другие верховные божества — Кылдысин, Куазь, Инву. В удмуртской мифологии образ Обыды сходен с Бабой Ягой — она живёт в лесу и обладает своенравным нравом, способна как помочь человеку, так и навредить. Удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами природы и хозяйства.
Важнейшим национальным праздником Удмуртии считается Гербер. Он имеет прочные исторические корни, хотя официально был утверждён только в 1992 году.
Праздник всегда приурочен к окончанию пахотных работ. Обязательными во время праздника были обряды общины, жертвоприношение, обход вокруг поля. В качестве жертвы использовали бычка, которого закалывали рядом с хлебным полем. Мясо добавляли в кашу с овсом, ячменём и гречкой. По завершении трапезы народ начинал гулять, проводить игры, танцевать и водить хороводы. Любимым состязанием на Гербере были скачки, которые также служили возможностью для молодых людей познакомиться.
Браки традиционно заключались зимой до наступления Масленицы или осенью до начала Филиппова поста. Такой подход объяснялся укладом жизни: люди завершали полевые работы и находили время для подготовки к свадьбе. Летом свадьбы проводить не рекомендовалось. Нежелательными днями для торжества считались воскресенье, пятница и среда. Подготовка к свадьбе могла занять от двух недель до нескольких месяцев.
Раньше родители не спешили отдавать дочерей замуж. Девушка в семье с юного возраста помогала по хозяйству, а с возрастом на неё возлагали всё больше обязанностей. Иногда девушки выходили замуж за мужчин, которые были младше их на 3–4 года. Для поиска подходящей невесты выбирали специальную посредницу (дэмчи), которая составляла характеристику потенциальной невесты и её семьи.
Удмурты ценили в жёнах покладистость, трудолюбие и умение вести хозяйство. Когда родственники жениха отправлялись за невестой, первой с её родителями начинала говорить дэмчи. Сваха обращалась к родителям в стихотворной форме, используя красочные эпитеты. При согласии невеста выходила к гостям и ставила на стол самовар. Далее следовало чаепитие, во время которого обсуждались калым, время начала торжества и приданое.
Подготовка к свадебному пиру требовала особой организации. Трапезу обычно устраивали в доме невесты, который тщательно прибирали, застилали кровати, развешивали декоративные полотенца, выставляли закуски и выпечку. Родственники редко садились за стол сами, обслуживая гостей. Такой пир называли сюан. Гости обязательно должны были съесть лепёшек. Если пир устраивали в доме жениха, прибывшие родственники и гости разучивали песни для совместного исполнения. Жених и невеста в пении не участвовали, только слушали. Такой пир именовали ярашон. На ярашон хозяева дома дарили молодожёнам бочонок с мёдом, а молодожёны угощали мёдом всех присутствующих.
После свадьбы существовали определённые обряды: родителям невесты необходимо было проведать молодожёнов; впервые после свадьбы жена могла приехать к родителям только в сопровождении мужа и его матери; приданое молодожёны забирали первой осенью.
Удмуртская музыка делится на песенное и инструментальное направления. Песенное творчество может быть обрядовым, необрядовым и ритуальным.
Удмуртский народ посвящал песни различным явлениям жизни: охоте, бортничеству, свадьбе, земледелию, смене времён года. Люди сочиняли песни о важных исторических событиях. В музыке прослеживается влияние разных культур. Любовь к музыке способствовала её развитию в сфере образования — дети со школьной скамьи изучали ноты, пели в хорах и участвовали в балах. В середине XIX века население стало увлекаться произведениями Пушкина, Гоголя и других русских писателей.
Театральные традиции в Удмуртии имеют древние корни, связанные с религиозными культами. Театральные сценки изначально выполняли роль обрядов и проводились в полях, домах или на полянах. Со временем они эволюционировали от ритуалов к художественным постановкам. В начале XX века в театрах Удмуртии начали ставить пьесы русских классиков.
Удмуртская народная поэзия получила известность благодаря творчеству Верещагина, Первухина, Гаврилова и других авторов. Поэты рассказывали о повседневной жизни, трудностях, их произведения носили социально-лирический, героический или эпический характер. Многие произведения были посвящены мифологии.
Удмуртский фольклор всегда служил источником мудрости и самопознания.
Фольклорные произведения не были строго разделены по жанрам и включали материальную, религиозную и этическую культуру. Многие произведения были посвящены обрядам, магии, хореографии и музыке. Через фольклор люди обращались к природе, выражали пожелания, давали клятвы и поздравления. Фольклор отражал все аспекты жизни: сбор урожая, переправу через реку, лечение болезней.
Среди удмуртов существовали традиции, связанные с лечебными словами и заговорами. Были заговоры против болезней, сглаза. Особое значение придавали хозяйственные заговоры, которые, по верованиям, приносили благополучие дому. Фольклор содержит множество мелодий, посвящённых проводам льда, хороводам, первому весеннему празднику, приёму гостей.
Фольклор рассказывал обо всех аспектах жизни. Недаром удмурты говорят, что сочинялся он по принципу «расскажу и спою о том, что вижу». Многие фольклорные произведения стали былинами, пересказами, сказками и новеллами. Фольклор имел поучительное значение, рассказывал о табу, передавал поговорки и пословицы, знакомил с приметами.

Источник фото : rcrkoo.ru
Основными материалами для изготовления национальной одежды Удмуртии являются холст, сукно и овчина. Женщины носили туникообразную холщовую рубаху, поверх которой надевали белый халат, подпоясываемый поясом. Для холодной погоды надевали камзол. На ноги — штаны. Одежда обычно была цветной, а в праздничные дни люди предпочитали белую одежду. Обувью служили валенки или лапти.

Источник фото : dzen.ru
Вышивка украшала одежду орнаментом по усмотрению мастерицы. Женщины расшивали наряды бисером и носили бусы, а на юге особой популярностью пользовались монеты в качестве украшений. Замужние женщины носили повязку на лбу. Основным головным убором служила берестяная шапка, которую тоже украшали монетками или раковинами.
Мужчины носили туникоподобную рубаху с косым воротом, подпоясывали её, надевали штаны, на голову — валяную шляпу, ходили в лаптях или сапогах. Шубы издавна были распространены, защищая от холодов и демонстрируя социальный статус. Современная этническая мода сочетает традиционные элементы с европейским стилем.


Источник фото : sitekid.ru , razrisyika.ru
Земледелие и животноводство были главными занятиями древних удмуртов.
Плодородные почвы позволяли выращивать разнообразные культуры. Люди постоянно потребляли ягоды и овощи. Мужчины занимались охотой, рыболовством и пчеловодством. Близость к лесу обеспечивала доступ к дичи для пропитания семьи. Удмурты рано освоили заготовку древесины, деревообработку, ткачество, вязание и вышивку. Одежду изготавливали дома, часть продавали.
В XVIII веке началось развитие промышленности. Население переходило на промышленное производство, оставляя традиционные ремёсла. По сей день часть населения Удмуртии занята в производственном секторе, но некоторые продолжают традиции предков.
Традиционный удмуртский дом имеет сходство с финно-угорскими жилищами. Местные жители называют его «кода». Удмурты селились поближе к воде: вдоль рек и возле родников. Удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились компактно вокруг родовой усадьбы.
Позднее удмурты стали жить в избах с сенями. Внутри избы обязательно ставили гур — глинобитную печь. Рядом с печью располагался красный угол со столом и стульями. Самый красивый стул предназначался почётному гостю или главе семьи. Вдоль стен стояли лавки, над которыми размещали полки (жажы). Посуду хранили в шкафу, а спали на нарах.
Современные дома в Удмуртии часто сохраняют традиционное убранство. Почти в каждом доме можно найти ковры на стенах и множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки и подоконники. По традиции на окна вешают занавески из ситца с национальными узорами.
Источник фото : onlytravel-ufa.ru , udmlib.ru

Источник фото : azvem.ru
Благодаря развитому земледелию, удмуртская кухня включает разнообразные продукты, богатые витаминами и микроэлементами. Она основана на злаках и бобовых. Из гороха варят кисель, пекут колобки, готовят супы. Даже дети любят горох, который является здесь лакомством — его поджаривают и засахаривают.
Традиционная удмуртская кухня сохраняет верность давним рецептам. Как и в прошлом, в блюда добавляют редьку, морковь, брюкву, капусту. Тесто для пирожков может показаться пресным — это особенность местной выпечки. Хлеб пекут из ржи и пшеницы.
Хлебобулочные изделия пользуются большим уважением. Самыми любимыми считаются табани — маленькие лепёшки из кислого теста. Их подают с топлёным маслом и сметаной, иногда с подсоленным творогом. В летний день такую лепёшку едят с ягодами. Табани никогда не употребляют холодными — лепёшка хороша только горячей.
Самым разнообразным блюдом являются удмуртские пельмени. Существует множество рецептов с различными начинками: баранина, свинина, редька, грибы, творог. Удмурты часто заготавливают пельмени впрок для зимнего потребления. Многие жители региона считают, что именно удмурты первыми изобрели пельмени. В Ижевске даже установлен памятник этому блюду.

Источник фото : mur-mur.top
На праздники подают перепечи — блюдо, напоминающее чебуреки. В качестве начинки используют картофель, редьку, капусту, грибы, куриные яйца.

Источник фото : modawomen.ru
Самый популярный напиток — сур. Это удмуртский квас с добавлением хмеля, аниса и берёзовых листьев.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения