1630
Удэгейцы

Источник фото : yachtpark-ptz.ru 

Удэгейцы — древний коренной народ, веками селившийся вдоль приморских рек. Эти охотники-рыболовы были носителями уникальной культуры, которая постепенно утрачивается; численность народа, и без того небольшая, неуклонно сокращается.

История

Племя «удага» впервые упоминается в V–VI веках. В историографии империи Цзинь говорится, что в её время берега Японского моря заселяло племя Удаха. Очевидцы называли членов этого племени «дикие люди удахэ».

Ещё один китайский документ рассказывает о том, что в XVII веке на берегу Японского моря проживало некое рыболовное племя.

История развития удэгейцев тесно связана с нанайцами и эвенками. Эти народы так активно контактировали между собой, что учёные не различали их до XIX века.

С приходом русских удэгейцы обрели письменность. Сначала она основывалась на русском алфавите. Удэгейский алфавит был разработан и утверждён только в 1930 году.

Русские миссионеры обращали местных жителей в христианскую веру, и к началу XX века шаманизм у удэгейцев сохранился лишь в самых труднодоступных районах.

По утверждению этнографа Владимира Арсеньева, кредиторы могли отнимать у местного жителя жену или забирать у него детей в счёт долгов. Кредиторы и работодатели пользовались неграмотностью удэгейцев, выплачивая им минимальное вознаграждение за труд или вовсе не платя.

К началу XXI века большинство удэгейцев живут так же, как и русское население Дальнего Востока — в посёлках и городах. 

В 2000 году удэгейцы получили статус коренного малочисленного народа Российской Федерации.

cdbe60e43c04a9ce03dc5c4a1d57d339.jpeg

Источник фото : ulptd.ru 

Территориальное расположение и численность

По данным переписи населения 2020 года в России проживает 1 325 удэгейцев. Большая часть представителей этой народности проживает на территории Приморского (713) и Хабаровского края (548).

Большинство живут в сёлах на реке Хор (район имени Лазо Хабаровского края) и Бикин (Пожарский район Приморского края).

Религия

Удэгейцы исповедовали шаманизм, верили в родство людей с медведями и тиграми. Важную роль играли шаманы, участвовавшие во всех значимых родовых событиях, проводивших камлания и традиционные праздники. Шаманы использовали варганы, бубны, горловое пение, специальные маски «хамбаба». Считалось, что, надев маску, шаман перевоплощается в духов предков, выходит с ними на связь.

В древности народ верил, что земля лежит на спине огромного дракона, покоящегося на воде. Позже в верованиях появились идеи о бессмертии души, перемещавшейся между несколькими нижними и верхними мирами. Итогом путешествия по загробному миру становилось перерождение в своем роду, однако в лице иного пола.

Удэгейцы считали, что окружающий мир населен добрыми и злыми духами: гор, озер, болот, воды, тайги.

1600488290262_default.jfif

Источник фото : samokatschool.ru

В XX веке, после прихода русских, удэгейцы приняли христианство, но некоторые традиционные представления о природе сохранились и по сей день. Например, у удэгейцев особое почитание к духу огня: очаг разводит только мужчина, огонь в нем никогда не должен потухать. Чтобы соблюсти традицию, при каждом переезде угли от домашнего очага сгребают в опаленную емкость и перевозят с собой на новое место.

Язык

Удэгейцы говорят на удэгейском языке, который относится к алтайской языковой семье и очень схож с орочским.

Удэгейский язык настолько богат в фонетическом плане, что в попытках отразить это богатство лингвисты составили для него несколько кириллических алфавитов. Язык отражает представление удэгейцев о равенстве времени и пространства, а точкой отсчёта для говорящего является либо река, либо домашний очаг.

Диалекты удэгейского языка выделяют прежде всего на географической основе: каждой территориальной группе приписывается свой диалект. Мнение о том, что диалектные различия в удэгейском языке очень значительны, высказывалось неоднократно. Этнограф В. К. Арсеньев писал, что удэгейцы из разных территориальных групп едва понимали друг друга.

Поскольку вплоть до конца XX века у удэгейцев выделялись субэтносы, в языке прослеживаются три диалекта:

•    бикино-иманский; 
•    хорско-анюйский; 
•    самаргинско-хунгарийский.

Носителей удэгейского языка становится всё меньше. Согласно переписи 2020 года, в России на удэгейском языке говорят 193 человека.

f593b3a859f1210dae663015a64409d6.jpg

Источник фото : news.rambler.ru 

Традиционная и современная культура

Мифология

Был развит культ хозяина тайги, гор (Онку), воды (Ганихи), рыбы (Сукдзя одзяни), кеты (Мамаса давани). Считалось, что у зверей есть своя мифологическая покровительница — Тагу Мама. Из животных особенно почитался тигр. Обнаружив след тигра в тайге, молились следу, прося об охотничьей удаче.

Землю, Луну и звёзды удэгейцы одушевляли. Например, считалось, что втыкать в землю нож — дурная примета, обязательно последует несчастье. Солнце, согласно местным поверьям, к ночи умирало, а по утрам возрождалось вновь. Однако ему мешала Небесная собака — злейший враг Солнца, стремящаяся его проглотить. В дни солнечных затмений это и происходило. Тогда люди начинали стучать в бубны, громко звенеть железом — Небесная собака должна была испугаться. Они радовались, когда затмение заканчивалось, и веселились по этому поводу.

У разных групп удэгейцев огонь представлялся в образе старой седой женщины — Пузя азани — или молодого парня. Удэгейцы верили, что после смерти душа уходит в загробный мир (бунига), где живёт ещё одну человеческую жизнь, а затем попадает в мир (санку), где царит вечный мрак и где питается углями. Затем, измождённая, она попадает к старухе Тагу Мама, которая выхаживает её, обращает в противоположный пол и снова посылает на землю в виде птички в тот род, к которому принадлежал покойник. Когда в мире живых лето, в мире мёртвых — зима. Для защиты от злых духов, против болезней и для удачи изготавливали деревянные фигурки и амулеты.

Степень сохранности традиционных верований у удэгейцев в настоящее время различна. Часть из них утрачена или трансформирована, однако такие обычаи, как кормление духа — хозяина тайги и воды, сохраняются.

Традиции

До наших дней сохранилось не так много элементов национальной культуры. Например, ежегодно перед нерестом кеты удэгейцы отмечают праздник «Большая рыба», чтобы задобрить духов рыбной ловли.

Важнейшим ритуалом этого праздника является своеобразное заклинание кеты. Голову и хвост первой выловленной рыбы выбрасывают в воду, потому что именно в этих частях, согласно поверью, находится её душа. Перед тем как бросить голову и хвост обратно в воду, рыбе объясняют, что люди ловят её для еды, а не ради забавы, и делают это только из насущной необходимости.

Ещё одним важным праздником удэгейцев был медвежий праздник — яркое проявление культа медведя. По представлениям удэгейцев, медведь являлся их священным родственником и первопредком. Благодаря внешнему сходству с человеком, а также природному уму, хитрости и силе, медведь с древнейших времён приравнивался к божеству. Чтобы укрепить родственные связи с этим могущественным существом и увеличить количество медведей в промысловых угодьях, устраивали торжество.

Праздник проводился в двух вариантах: пиршество после убиения медведя в тайге и праздник после трёхлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. Приглашались гости из соседних и дальних стойбищ. На празднике соблюдались возрастные и гендерные запреты при употреблении священного мяса. Определённые части медвежьей туши сохранялись в специальном амбаре. Как и последующее захоронение черепа и костей медведя, это было необходимо для будущего возрождения зверя и поддержания добрых отношений со сверхъестественным родственником.

Большую роль играли благодарственные ритуалы в честь добрых духов перед отправлением на промысел и непосредственно на месте охоты или рыбной ловли. Охотники и рыболовы угощали добрых духов кусочками пищи, табаком, спичками, несколькими каплями крови или спиртного и просили помощи: чтобы повстречался нужный зверь, чтобы не сломалось копьё или хорошо сработала ловушка, чтобы не сломать ногу в буреломе, чтобы не перевернулась лодка, чтобы не повстречаться с тигром.

Удэгейские охотники сооружали для таких ритуалов небольшие конструкции, а также приносили угощения духам под особо выбранное дерево или на горный перевал.

Культура

В удэгейской культуре существует множество песен и молитв, обращённых к духам природы. Эмоции удэгейцы также выражают через стихи и песни, но эти произведения народного искусства настолько своеобразны, что людям другой культуры их сложно понять.

Музыкальный инструментарий удэгейцев разнообразен: бубны, флейты, свирели, свистки, пищалки, однострунные скрипки, погремушки, кункай и др. Музыкальные инструменты использовались в зависимости от жизненной ситуации или обрядовых действий. Под звуки флейт и свирелей разных конструкций проводились обрядовые, ритуальные и бытовые танцы. Женщины танцевали вокруг костра, а шаман исполнял особую пляску. Участники танцев имитировали движения зверей. Коллективные игровые танцы устраивались не только во время шаманских камланий и в честь удачных промыслов, но и служили целям воспитания молодёжи и сплочения родового коллектива.

Танцы устраивали по случаю удачной охоты. Каждый охотник, добывший медведя, устраивал так называемый медвежий праздник (таласиини). В обряде участвовали только мужчины.

Обрядовые танцы занимали важное место в различных ритуалах, связанных с почитанием и промыслом зверей. В основу танцев ложились имитации движений животных и их поведения. Игровые танцы происходят от слова «саиити» (смышлёный, бойкий). Ранее они служили целям воспитания и сплочения коллектива. Эти танцы у удэгейцев были очень эмоциональными.

Особое место среди танцев занимала шаманская пляска — сольная импровизация, составленная из иллюстративно-изобразительных, подражательных движений, переходящих в пантомиму.

1ea8e6849f0ea675620036d7463ca3d8.jpeg

Источник фото : dzen.ru 

Фольклор

У удэгейцев существовал собственный фольклор, основанный на родовых преданиях. Он представлен историческими рассказами, преданиями, мифами, сказками и другими жанрами. Выделяются несколько групп произведений народной поэзии: ниманку, тэлунгу, ехэ, культовый фольклор, игры, музыкальные импровизации, фольклор малых форм.

К тэлунгу относятся различные виды мифов, истории о случаях на охоте и промысле, исторические и родовые предания, шаманские легенды. Тэлунгу обычно невелики по объёму и рассказывались подчёркнуто простым, бытовым языком. В них отсутствуют песенные вставки, аллитерация, ритмизация и тропы.

К ниманку относятся героические сказания и сказки (волшебные, бытовые). Язык ниманку резко отличается от бытового: в них употребляются особые «сказочные» слова, не используемые в обыденной речи.

Ехэ (или йехэ) — народные песни — по тематике делятся на лирические, колыбельные, шуточные. Нередко пение сопровождается звукоподражаниями и особыми звуковыми эффектами.

У удэгейцев известны различные песенные традиции: лирическая, эпическая, магическая (песни, исполняемые от имени духов). Пением сопровождались традиционные игры, например, «гуси». Для удэгейцев понятие песни связано в первую очередь с мелодией, а не с текстом, поэтому часто встречается пение совсем без слов. 
В особую группу выделяют шаманские песни — ейни. У каждого шамана была своя песня с определённой мелодией и текстом. Особенно распространены шаманские песни для призывания духов-покровителей; их тексты практически непереводимы. Существуют и другие обрядовые песни — лечебные, погребальные.

ccace65e5a1ca4a7e5eb8737f69c7fd4.jpg

Источник фото : antonia-tex.ru 

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство удэгейцев представлено узором, орнаментом, деревянной скульптурой и сюжетным рисунком. Узором и орнаментом украшались бытовые предметы, орудия труда и культовые принадлежности.

Широкое развитие получило женское искусство — вышивка узоров и орнаментов на цветных тканях, рыбьей коже и замше, тиснение на бересте. Мужское искусство связано с обработкой твёрдых материалов — дерева, кости, металла.

Удэгейские мастера создавали ритуальные скульптуры больших и малых форм (фигурки тигра, собаки, человека, птицы и др.), украшали резьбой предметы быта (столики для еды и разделки мяса и рыбы, поварёшки, кроильные доски, палки для накомарников), а также рукоятки орудий труда (шилья, перемычки в оморочках, весла и др.).

Национальный костюм

Традиционная удэгейская одежда — пошитый из ткани или ровдуги халат типа «кимоно», застёгивающийся на правую сторону. Мужской халат доходил до колен, женский был длиннее. Нательная одежда — узкие штаны из камуса, доходящие до голеней или бёдер. В холода носили меховые куртки, варежки, закрывающие шею тканевые капоры и маленькие круглые шапки с беличьими хвостами.

Женский наряд украшался богаче мужского. Неизменный атрибут — нагрудник, декорированный бисером и монетами. Рукава, подол и кромка халата украшались меховыми аппликациями и вышивкой.

Copy-of-0011-alexander-khimushin-siberia.jpg

Источник фото : kulturologia.ru 

Женщины также носили серебряные украшения из серебра, меди и бронзы: кольца, серьги, браслеты. По одежде можно было определить, кто из женщин — искусная мастерица: их наряды были расшиты сложными узорами.

Традиционный орнамент содержал геометрические и растительные мотивы; популярным был узор из мелко закрученных спиралей. Мужчины и женщины заплетали волосы в две косы; девушки дополнительно украшали их накосниками с бусами и монетами.

Одежда охотника называлась сигэ — это была сшитая из шкуры изюбря шерстью наружу, чтобы снег сразу скатывался. К спине пришивали петлю для подвешивания топора. На поясе висели ножны и сумочка паду, где хранилось всё необходимое в тайге: спички или огниво, трут, кремень, иголка и нитки из сухожилий. На голову надевали пумпу — накидку на голову и плечи от комаров и снега — и богдо — шапку с беличьим хвостиком на макушке.

U4UTB15.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com  

Быт

Жизнь

Удэгейцы — охотники и рыболовы; обработкой земли они не занимались. Из животных разводили лишь собак, которых зимой впрягали в нарты для перевозки грузов. Охотились на изюбров, пятнистых оленей, кабанов, медведей. С весны до осени занимались рыболовством: летом добывали горбушу, осенью — кету, весной — хариуса и других мелких речных рыб.

Охота была пушной и мясной; кроме того, удэгейцы добывали панты (молодые неокостеневшие отростки рогов) изюбрей. В XIX веке женьшеньевый промысел был одной из важных статей дохода этого лесного народа. Им занимались только мужчины. Найдя растение, промысловик очищал поверхность земли от листьев и хвои, слегка удалял землю вокруг корневища, чтобы определить его размер. Если корень был недостаточного размера, покров из почвы и листьев восстанавливали, а рядом оставляли опознавательные палочки, чтобы вернуться к найденному растению через несколько лет и чтобы другой добытчик, случайно обнаруживший женьшень, его не трогал.

С наступлением лета женщины уходили в тайгу на заготовку разнообразных трав: черемши, дикого лука, дикого чеснока. Сбор ягод начинался в июне и продолжался до поздней осени. Собранные растения служили лекарствами и продуктами питания. Знания о лекарственных свойствах растений тщательно хранились удэгейцами.

Средства передвижения

Традиционные средства передвижения - оморочки и баты - лодки-долбленки являются характерными для всех территориальных групп удэгейцев. Передвигались лодки при помощи шестов и весел. Начиная с 60-х годов XX столетия традиционные лодки постепенно вытеснялись моторными.

719b80e01c5713f50fd975bde2345273.jpeg

Источник фото : dzen.ru 

Зимой вместо лодок использовались лыжи и нарты. Ими пользовались охотники и рыбаки при ходьбе по глубокому снегу и перевозке грузов. В настоящее время в быту охотников преобладают мотосани, а из традиционных средств передвижения продолжают сохраняться только оморочки, нарты и лыжи.

0c4129fcfb1d279e78cd0ec35b2e7e70.jpeg

Источник фото : dzen.ru 

Жилище

Традиционные постройки удэгейцев делятся на полуподземные, наземные и свайные. По конструкции они бывают срубными и каркасными. Каркасные сооружения представляют собой деревянный остов, покрытый корой и берестой. Стены делались деревянными — из уложенных друг на друга бревён.

Зимнее жилище обычно разделялось деревянными перегородками на несколько частей. Стены засыпались землёй наравне с бревнами. В месте, предназначенном для отдыха, устанавливались нары. В центре жилья отводилось специальное место для обработки рыбы и мяса — их традиционно коптили и вялили. Здесь же, посреди жилища, каждый день готовили еду, поэтому там устанавливали котёл.

Летние жилища представляли собой шалаши. Со стороны они выглядели как двускатная крыша, установленная над землёй на сваях. Сверху шалаш укрывали корой кедра или берестой. Возле шалашей размещались хозяйственные постройки с обязательными отдельными помещениями для разделки рыбы и мяса.

Жилище удэгейцев также делилось на мужскую и женскую половины. Некоторые учёные считают, что эта форма деления жилья могла быть заимствована у китайцев. 
Ритуальные постройки (кумирни, родильные шалаши, погребальные домики) бытовали у удэгейцев всех территориальных групп. В конце XIX века у удэгейцев стали появляться китайские фанзы и полуземлянки, а в XX веке — рубленые дома русского типа.

Семейный уклад

Удэгейцы жили общинами, состоявшими из одного или нескольких родов, считавшихся по мужской линии. Во главе каждого рода стоял старейшина, выбираемый из числа наиболее уважаемых представителей старшего поколения. Старейшины принимали важные общественные решения, разрешали бытовые конфликты, выступали в роли судей, руководствуясь сводом родовых правил.

В общинах сохранялись черты первобытнообщинного строя, кровной мести, взаимопомощи, уважения к старшим. При возникновении споров между людьми из соседних родов в роли судьи выступал старейшина с нейтральной территории. Кровная месть была не столь жестокой, как, например, у кавказских народов. Во время набега на соседнюю общину нельзя было трогать женщин и детей, охотиться и пить воду на соседских угодьях. Это подразумевало ограничение конфликта по времени, поэтому большинство из них заканчивалось перемирием.

С конца XIX в. у удэгейцев преобладали малые семьи (родители с детьми) численностью до восьми человек.

Жили малой семьей, чаще моногамной, однако встречались случаи полигамии, левирата. Задача мужчины — обеспечение пищей и защита семьи. Женщина занимала зависимое положение, на ее плечи ложилась большая часть работы по дому: установка чума, приготовление пищи, уход за детьми, разделка туш убитых животных, изготовление домашнего скарба.

Браки были договорными и выкупными. В первом случае роды обменивались девушками и юношами, часто подобные сговоры проходили в детстве, и уже в 4-5-летнем возрасте девочек отправляли на работу в дом родителей будущего мужа. Брачный возраст наступал в 12-15 лет, традиционно за невесту платили калым, часто девушек выкупали китайские купцы.

Рождение ребенка сопровождалось для женщины очередными сложностями. На последних месяцах беременную отправляли в специально приготовленный шалаш, стоящий вдали от поселения. Там ей полагалось самостоятельно родить и жить с младенцем, пока тому не исполнится месяц. Навещать роженицу могла лишь повитуха, иногда не приходила и она, что часто приводило к смерти матери и ребенка.

Кухня

Питание удэгейцев определялось сезоном: с конца весны до осени преобладала рыбная и растительная пища, с начала сентября — мясо диких зверей, птиц и рыба. В октябре мясо почти полностью вытеснялось красной рыбой. В больших количествах употреблялись рыбий жир и сухая икра.

тала свежая рыба.jfif

Источник фото : eda.ru 

С середины лета бикинские удэгейцы наряду с рыбой и мясом употребляли овощи. Удэгейцы собирали черемшу (содой), дикий лук (дасухта), дикий чеснок (зызокто), а также разные коренья, травы и ягоды. Собранные растения служили лекарствами и продуктами питания.

похлебка манэ.jpg

Источник фото : vladnews.ru 

Также готовили лянцай – это салат с обжаренной кетой и луком, который удэгейцы едят как в холодном, так и в теплом виде.

салат лянцай.jpg

Источник фото : novodev-monastyr.ru 

В годы Советской власти и в постсоветский период состав питания существенно изменился. Основу современного рациона составляют как покупные продукты, так и продукты из подсобных хозяйств.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения