Источник фото : dzen.ru
Уйльта — один из самых малочисленных народов Дальнего Востока России.
В начале XIX века уйльтинские общины расселились на Северном Сахалине — от полуострова Шмидта до залива Терпения, соседствуя с нивхами и айнами. Они кочевали вокруг заливов Охотского моря и по рекам севера острова.
Известны под названием «ороки». Самоназвание — ульта (уйльта), также — орочены (как правило, при общении на русском языке), на-ни («местный человек»).
В 2000 году постановлением Правительства РФ уйльта наделены статусом коренного малочисленного народа.

Источник фото : dzen.ru
По данным переписи населения 2020 года, в России проживает 268 ороков.
В России уйльта проживают в основном в Сахалинской области (216 человек) в трёх населённых пунктах: городе Поронайске, посёлке городского типа Ноглики и селе Вал (Ногликский район).
Также они проживают в посёлках Гастелло и Вахрушев Поронайского района, селе Виахту Александровск-Сахалинского района, посёлке Смирных Смирныховского района, в Охинском районе и в Южно-Сахалинске.
Уйльта до сих пор исповедуют пантеизм с уклоном в космогонию. Это свойственно многим народам Севера и Дальнего Востока, чья жизнь тесно связана с охотой и рыболовством.
Родной язык подавляющего большинства уйльта — русский. Уйльтинский язык относится к приамурской (нанийской) подгруппе тунгусской ветви тунгусо-маньчжурских языков.
Специалисты выделяют в нём два диалекта:
• северный (восточносахалинский — территориальная группа дороннени);
• южный (поронайский — группа суннени).
На уйльтинском языке владеют 89 человек.
Мифологическая картина вселенной основана на представлениях о трёхуровневом устройстве мира. Согласно этим воззрениям, вселенная состоит из верхнего мира — уунгу буга, среднего — дулин буга и нижнего — буни. В небесном мире обитает Женщина-Солнце Нюлта Калиулин.
Нижний (загробный) мир описывается неоднозначно. С одной стороны, это место обитания душ, исчерпавших срок пребывания на земле. С другой — в буни живут существа, представляющие опасность для человека.
Южные истоки ряда мифологических сюжетов проявляются в образе первотворца и культурного героя по имени Хадау. Он не только создаёт культурные ценности и шаманские ритуалы, обучает людей правильному отправлению обрядов, но и спасает обитателей среднего мира от палящего жара нескольких солнц, оставив на небе лишь одно дневное светило.
Среди важных элементов традиционной культуры — почитание медведя. При поимке медведя в тайге его торжественно доставляли в поселение. Тушу клали на землю, перед мордой расставляли разные угощения. Если в лесу удавалось поймать медвежонка, его растили до двух лет в отдельном срубе, после чего устраивали медвежий праздник, длившийся несколько дней. Праздник завершался ритуальным убийством медвежонка стрелой из лука. Мясо зверя торжественно употребляли в пищу, а кости хоронили.
В охотничьем промысле существовали специальные нормы поведения в отношении духов-хозяев, от которых, по верованиям уйльта, зависел успех охоты.
Также практиковались жертвоприношения, совершавшиеся в специальных помещениях — шаманских кумирнях. Рядом с кумирнями обычно устанавливали столб высотой 8–10 метров, на вершине которого помещали деревянную резную птицу. В жертву духам-покровителям приносили свиней, собак или петухов.
Большое значение имели амулеты, защищавшие людей от злых духов и несчастий. Их носили все, особенно беременные женщины и дети. В каждой семье существовал покровитель дома — диулин, который, по поверьям, оберегал дом и семью, способствовал здоровью и удачной охоте.
Медвежий праздник представляет собой комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Он сопровождается игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением.
Условно праздник состоит из нескольких частей: ритуальной — с соблюдением всех правил и запретов охоты или инсценированной охоты на выращенного для этого медведя (иногда — хранение медвежьей шкуры для праздника); соблюдение правил свежевания, доставки туши и шкуры с головой в селение, где медведя встречали как почётного гостя, одаривали и угощали; извинительных обрядов; воспевания зверя как предка рода или родственника (медвежий фольклор); звериных и птичьих плясок, драматических сценок и инсценировок, иногда — спортивных состязаний; ритуального приготовления медвежьего мяса и трапезы; обрядов захоронения костей и черепа, направленных на возрождение медведя; хранения шкуры, черепа, норки (части морды), губ и лап как священных предметов.
За невесту полагалось платить калым, включавший вещи, изготовленные женщинами, и оленей. Обязательной частью калыма были котлы для приготовления пищи. Свадьбу играли ранней весной или зимой, так как свадебный поезд должен был ехать на оленях, запряжённых в нарты.
Когда невеста покидала родительский дом, проводился обряд «топтания котлов»: девушка наступала на опрокинутые котлы — один из которых входил в приданое, другой предназначался для калыма.
Основное место в музыкальной культуре занимают песенные импровизации (хээгэ). Все музыкальные инструменты обозначаются общим термином — тэккэрэ. У уйльта два типа варгана:
• дуговой металлический — мухан’е;
• пластинчатый деревянный — кунга.

Источник фото : dzen.ru
В фольклоре уйльта представлено несколько жанров:
• топонимические предания;
• нинма(н) — героический эпос о небесных женщинах-богатырях и богатырях с оленьим копытом;
• тотемические мифы о происхождении народа от животных (нерпы, медведя);
• космогонические мифы о происхождении Земли, Вселенной, людей и культурном герое Хадау;
• песни: лирические, календарные, колыбельные, свадебные, ритуальные (яян, хэхэ-хэ-хеккэ);
• частушки (яята);
• шутки, поговорки, пословицы, приметы;
• загадки (гайаво);
• волшебные, бытовые и детские сказки о животных;
• сахури — сказки с заимствованным сюжетом;
• турпин — устные рассказы.

Источник фото : ocnt.sakhalin.gov.ru
Традиционный костюм уйльта схож с одеждой нивхов и других народов Нижнего Амура. Женщины и мужчины носили короткие штаны (пэру), сшитые из ткани, рыбьей шкуры или кожи, ноговицы на пояске (тэлэги), летний халат из ткани (покто). Женщины надевали халаты из рыбьей кожи (уттэури).
В начале XX века стали распространяться мужские тканевые рубахи русского покроя и суконные якутские халаты на подкладке (ульбаху). Промысловая одежда включала куртку (пэтэгэ), юбку до колен (хоссэ), сшитую из шкур нерпы, и нагрудник из оленьей шкуры (ауту).
Зимой мужчины носили шубы из осенних шкур дикого оленя (сун), женские шубы шили из лапок лисицы, соболя или оленьего меха.
Головные уборы мужчин и женщин имели форму капора и кроились по-разному. Обязательным элементом праздничной и свадебной женской одежды были суконные нагрудники эвенкийского типа (нэллу), украшенные бисером и вышивкой; иногда их использовали и в погребальном костюме. В начале XX века у северных уйльта появились фартуки, украшенные бисером и пуговицами, которые подпоясывались поясом.
Из украшений женщины носили серебряные изделия: накосники (узи), нагрудные украшения (сэлтэ), серьги в ушах и носу, браслеты на руках и ногах.
Обувь была двух типов: тунгусского башмаковидного и амурского поршневидного. Существовало множество терминов для обозначения видов обуви, среди них: хосома утта, доки, эмтирэ, муру, монд.

Источник фото : ru.pinterest.com
Хозяйство северной группы уйльта основывалось на оленеводстве в сочетании с сезонной охотой, морским зверобойным промыслом, рыболовством и собирательством. В традиционном обществе уйльта оленей держали в небольшом количестве: на одного хозяина редко приходилось более 20 особей, чаще — восемь или пять.

Источник фото : urengoy-dobycha.gazprom.ru
Крупнотабунное оленеводство появилось лишь в период колхозов, что породило устойчивый образ «уйльта-оленеводов» как у современного поколения самих уйльта, так и в научной литературе.
Характерной чертой уйльтинского оленеводства было доение важенок. Молоко очень жирное: важенка даёт в день около 1 литра молока, которое для употребления разводили в пропорции 1:10. Южная группа уйльта традиционно занималась рыболовством и морским зверобойным промыслом.
Хозяйство было комплексным. Северные уйльта кочевали по территории Северного Сахалина, занимались оленеводством. Летом они выходили на восточное побережье, где вели морскую охоту и рыболовство. Оленей использовали в качестве транспорта и доили. В каждой семье было 20–30 оленей, которые подразделялись на верховых, вьючных и упряжных для нарт. На оленях ездили зимой в тайгу на охоту. С наступлением весны семья перебиралась на восток и оставалась там до осени. К началу XX века в семьях обычно держали по 15–20 оленей; лишь у немногих было около сотни, таких ороков считали очень богатыми.
Основным средством передвижения служили нарты. У северных уйльта они были оленьими, с широкими полозьями трёхгранного сечения. Копылья устанавливались так, что верх нарт был уже низа. На нартах сидели верхом, ставя ноги на полозья. Существовало два типа нарт: грузовые (дан оксо) и ездовые (нути оксо).
Южные уйльта использовали ручные нарты (оксо) амурского типа — узкие, с прямыми копыльями и двусторонне загнутыми полозьями. Иногда они применяли сохранившиеся оленьи нарты, но запрягали в них собак.
Также использовались лыжи амурского типа: голицы (каяма) и подволоки, на подошвы которых клеили нерпичью шкуру или камус. Для передвижения по воде применяли лодки, которые делали самостоятельно, но чаще приобретали у нивхов и айнов.
Долгое время уйльта проживали небольшими летними и зимними поселениями. Зимой они жили в землянках, устраиваемых на склонах сопок. Во время кочёвок строили временные жилища (аундау) конической формы из коры и жердей. Летние жилища (каура) имели двускатную форму и строились из крупных хвойных деревьев. Вокруг располагались хозяйственные постройки: амбары на сваях, вешала, свайные помосты (лабазы).
Зимой северные уйльта жили в чумах конической формы (каундау). Основу конструкции составляла тренога из крупных брёвен, верхушки которых связывали и крепили к ним тонкие жерди. Сверху чум покрывали гуйдэ — материалом из бересты, рыбьей кожи или шкур оленей и нерпы. В центре жилища устраивали очаг.
В самые суровые месяцы северные уйльта уходили с оленями в верховья незамерзающих горных рек. Туда они перевозили чумы, которые к концу зимы разбирали: жерди оставляли в лесу, а покрышки сворачивали и увозили с собой. Южные уйльта иногда оставляли зимние жилища на месте. Они зимой жили в каркасных четырёхугольных домиках с двускатными крышами, покрытыми берестой.

Источник фото : dzen.ru
Уйльта жили многопоколенными патриархальными семьями. В обществе преобладало родовое устройство.
Основу традиционной кухни составляли мясо морских и сухопутных животных, а также рыба в сыром, вяленом, мороженом, варёном и копчёном виде. Из растительной пищи употребляли ягоды, дикорастущие растения, орехи и морскую капусту.
Ритуальным блюдом считалось варёное мясо собаки, которое ели перед выходом на промысел. Наиболее жирные куски рыбы и брюшки жарили на углях и ели, запивая жиром нерпы или рыбы.
На зиму заготавливали юколу, оленину и мясо морских зверей; сало последних также использовали для освещения. Из юколы варили суп с добавлением крапивы, морской капусты, стеблей кувшинок и рыбьего жира. Готовили бульоны из нерпы, оленя, раковин и дичи, добавляя в них борщевик, молодую крапиву и полынь.
Из морской капусты делали студенистую массу, которую ели с отварной рыбой. Из мяса и рыбы готовили шашлыки, рыбный паштет подавали с диким чесноком, ягодами и черемшой. Кишки кеты также использовали в пищу — их варили. Толстые кишки оленей наполняли кровью и варили. Из кожи горбуши и кеты делали студень (мусин).


Источник фото : welldaily.ru , dzen.ru
Распространено было собирательство: в лес ходили за диким луком и чесноком, съедобными травами; собирали чернику, голубику, морошку, шиповник, шикшу, бруснику, стланиковые и кедровые орехи.

Источник фото : viwr.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения