1456
Украинцы

Источник фото : ethnomir.ru

Название народа в современном литературном русском языке – украинцы, название для мужчины – украинец, для женщины – украинка. 

Самоназвание народа на украинском языке – українці. 

Этимология этнонима «украинец» связывается с древнерусским словом «оукраина» (впервые появляется в древнерусских летописях в последней четверти XII века), которое переводится как «пограничье» или «окраинная территория». При этом в письменных памятниках древнерусского периода все восточные славяне (предки белорусов, русских и украинцев) именовались во множественном числе «русь», а в единственном числе – «русин». В XIII-XVIII веках этноним «русин» встречался в литовских и польских документах для обозначения жителей восточнославянских земель. С середины XVI века появились латинизированные версии - «рутены», «роксоланы».

С XVII века, после воссоединения части исторических украинских территорий с Россией, в официальных документах под влиянием киевского духовенства все чаще используются понятия «малороссияне», «малороссы» или «малорусы», при этом часто просто в значении - «жители, уроженцы данной территории».

В российском государстве, включая летописи и официальные документы, до конца XVIII века малороссийских казаков называли «черкасами».

В XIX веке в Российской империи слово «украинцы» употреблялось нерегулярно, первоначально относясь лишь к жителям Слободской Украины. Его распространение и популяризация произошли со второй половины столетия в результате деятельности активистов украинского движения. Начиная с революции 1917 года этноним «украинцы» начинает насаждаться политическими методами, особенно активно – после установления советской власти и создания УССР. При этом в ранний советский период, в рамках политики коренизации, термин «малороссы» был объявлен шовинистским и вышел из употребления.

История

Вопрос о времени начала формирования украинской народности является предметом дискуссий. В среде российских историков XVIII - начала XX века преобладала точка зрения, согласно которой «великороссы» и «малороссы» являлись ветвями единого русского народа. Советская историческая наука придерживалась концепции, согласно которой Киевская Русь была образована восточнославянскими племенными союзами в IX-X веках, которые впоследствии (в XI-XII веках) слились в единую древнерусскую народность. Начиная с конца XIV века, древнерусская народность, согласно той же концепции, разделилась на три отдельных восточнославянских народа -  белорусов, русских и украинцев. Большинство современных российских исследователей относят процесс формирования украинской народности к XV веку, также полагая, что она выделилась из древнерусской народности. Однако Б.Н. Флоря, основываясь на анализе большого числа документов, пришел к выводу, что восточные славяне Русского царства и Речи Посполитой начали осознавать свою принадлежность к разным этническим общностям только с последней четверти XVI века.

1-64.jpg

Источник фото : humus.livejournal.com

Формирование украинского народа происходило на основе восточнославянских племен, в первую очередь, полян, древлян, тиверцев, северян, уличей, волынян (дулебов) и белых хорватов, которые наряду с другими племенами вошли в состав Киевской Руси (IX-XII вв.). После ее распада эти земли стали частью Галицко-Волынского, Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств.

Основным центром формирования украинского народа считается среднее Приднепровье. В XV-XVI веках этническая территория расширилась благодаря заселению юго-западных окраин и возникновению запорожского казачества. Под властью Речи Посполитой украинцы переживали национальный, религиозный и социально-экономический гнёт, что привело к ряду восстаний, крупнейшим из которых стало восстание Богдана Хмельницкого. 

В 1654 году на Переяславской раде Левобережная Украина, Киев, Запорожье и Чернигово-Северская земля воссоединились с Россией. Правобережная Украина оставалась в составе Речи Посполитой, пережив период «Руины» и массовый отток населения в контролируемые Россией земли, известные как Слободская Украина (современные Харьковская, Сумская, Луганская, Курская, Белгородская и Воронежская области). В результате разделов Речи Посполитой (1793 и 1795 гг.) вся Правобережная Украина и Волынь также вошли в состав России, завершив объединение основных территорий формирования украинского народа. 

В XVIII-XX веках украинские переселенцы активно осваивали обширные территории России: Северное Причерноморье (Новороссию), Поволжье, Южное Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток, а после Второй мировой войны - Калининградскую область, Москву и Ленинград. Большинство переселенцев происходило из лесостепных регионов Левобережной (Полтавская, Черниговская губернии) и Правобережной (Киевская губерния) Украины, предпочитая для расселения схожие по климату лесостепные и степные районы России.

Сегодня большинство жителей украинского происхождения Воронежской, Белгородской, Курской, Ростовской областей, Краснодарского края и некоторых других районов Российской Федерации идентифицирует себя как русские. Эта трансформация обусловлена общими социально-экономическими тенденциями, включая урбанизацию, высокую подвижность населения, рассредоточенное проживание и усиление межэтнических контактов. Давняя языковая и культурная близость русских и украинцев значительно облегчила этот процесс. Нередко решающую роль в самоопределении играет место рождения и район длительного проживания.

Территориальное расположение и численность

Во время переписи населения 2020-2021 гг., украинцами в России себя назвали чуть менее 900 тыс. человек. Украинцы представлены практически во всех регионах России.
Традиционно украинцы компактно проживают в части регионов Южного и Приволжского федеральных округов, в южных регионах Сибири и Дальнего Востока Заметное присутствие украинцев также отмечается в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе и Омской области.

Религия

Большинство украинцев, живущих в России, - православные, хотя в конце XX века активно стали распространяться протестантские течения.

Язык

Украинский язык (українська мова) относится к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Для записи украинского языка используется адаптированная 33-буквенная кириллица. Её особенностями являются буквы Ґ ґ, Є є, І і и Ї ї. Украинский язык, подобно другим восточнославянским языкам, берет свое начало от древнерусских диалектов. Его выделение в самостоятельный язык было обусловлено политическим распадом Киевской Руси и последующие вхождение украинских земель в состав Великого княжества Литовского, где официальным письменным языком служил западнорусский (также известный как староукраинский или старобелорусский). В истории литературного украинского языка выделяют два основных периода: староукраинский (XIV – середина XVIII вв.) и современный (с конца XVIII в.). Основополагающую роль в формировании современного литературного украинского языка сыграли, как считается, Иван Петрович Котляревский (1769-1838 гг.) и Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861 гг.). 

Традиционно украинский язык разделяют на три наречия: северное, юго-западное и юго-восточное, которое послужило основой для формирования современного литературного украинского языка.

Традиционная и современная культура

Духовная культура

Украинская культура весьма широко развита песенная традиция. Миграции частично обеднили фольклор, но повсеместно сохранялись пословицы, поговорки, сказки и предания, но особенно популярна была песня: лирическая, трудовая, военно-историческая. Пели сольно и хором, на отдыхе, на работе, в будни и праздники. На Кубани развивалась казачья песенная традиция, выражавшая удаль, тоску по дому и семье. Популярны были также любовные, семейно-бытовые, обрядовые и шуточные песни. Исполнялись песни на стихи Т.Г. Шевченко и романсы. 

В традиционной народной культуре украинцев каждый этап жизни человека (от рождения до смерти) и годовой календарный цикл осмысливались через сложную систему верований, где христианство переплеталось с дохристианскими верованиями. Каждый предмет и действие имели функциональное и символическое значение, усиленное ритуалами. Крестьяне верили в существование мифологических существ: чертей, ведьм, русалок, упырей и др. Эти демонические существа были враждебны людям, что требовало защитных обрядов от их воздействия. Особенно важными были новогодний цикл – Святки (Рождество, Крещение, Новый год) и Троице-Купальский обрядовый комплекс, которые считались временем наибольшей активности нечистой силы.

Родильные и похоронные обряды украинцев сходны с обрядами этого цикла у русских и белорусов. Многие старинные родильные обычаи исчезли, но после возвращения матери с ребёнком из роддома собираются родственники, дарят «на зубок». Многие семьи крестят детей в церкви. В некоторых местах еще совершаются ночные бдения при покойнике, чтение псалтыря, верующих отпевают в церкви. Стойко соблюдаются обычаи поминок (на 9-й, 40-й день, через год). Во многих семьях поминания, как и в прошлом, приурочиваются к определённым календарным датам, особенно к «родительским субботам», Пасхе и Троице.

2_0013.jpgkaravay-na-svatovstvo.jpg

Источник фото : dzen.ru , darfix.ru

Народные и фольклорные праздники

Важное место в общественной жизни украинцев занимали календарные праздники и обряды, которые, формируясь на общеславянской основе, приобрели свои уникальные черты. Многие обряды и обычаи были приурочены к датам христианского календаря. 
Святки были временем вечерних посиделок с ритуальными блюдами, магическими практиками с использованием хлеба и зерна, гаданиями и карнавальными шествиями с ряжеными. Неотъемлемой частью были колядки (на Рождество) и щедривки (на Новый год), хождение «со звездой» и обряд «засевания» зерна детьми в домах соседей.  
Масленица отмечалась украинцами не столь пышно, как у русских, но включала катания на лошадях и взаимные визиты в гости для угощения варениками и блинами. 

Пасха (Паска, Великдень) была центральным событием с массовыми гуляниями, хороводами и молодёжными играми. Особое внимание уделялось обрядовой еде, которую освящали в церкви: куличам (паскам), крашеным яйцам, колбасам, жареному поросёнку и мёду. 

На Троицу дома (хаты), ворота и хлевы украшались зелёными ветками, травами и цветами; девушки иногда выполняли обряд «завивания берёзы». На Кубани для молодёжных собраний «строили садки» - вкапывали срубленные деревца белой акации двумя кругами, внутри которых устраивали скамьи. 

Иван Купала (по времени и названию совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи) отмечался установкой обрядового дерева («марены» или «купалы»), украшенного венками и цветами, на высоком берегу реки. Жгли костры, девушки гадали, бросая венки в воду, собирали лекарственные травы и совершали ритуальные обливания водой. 

Многие традиционные элементы этих праздников, характеризующиеся весёлым игровым характером, сохраняются до сих пор: колядование, щедрование, ряжение на Новый год; катания на лошадях и санках, угощения блинами и варениками на Масленицу. В последние годы заметно активнее отмечаются главные христианские праздники – Рождество, Масленица, Троица и особенно Пасха. Для сельской местности остаются важными престольные праздники.

Традиционная одежда

украинские танцы 2.jfif1-306.jpg4-150.jpg

Источник фото : eaff.eu , ru.pinterest.com , unreal-beauty.ru

В XIX – начале XX века украинская народная одежда во многих поселениях сохраняла традиционные черты, характерные для центральных и восточных районов Украины. Это был сложный ансамбль из рубахи, поясной, нагрудной, верхней одежды, головного убора, обуви и украшений.

Рубаха («сорочка») была центральным элементом мужского и женского костюма, служила нательной и выходной одеждой. Женские рубахи имели длинные рукава, часто с вышитыми плечевыми вставками (поликами), орнамент которых эволюционировал от геометрического к цветочно-растительному. К концу XIX века старые формы поясной женской одежды (дергу и плахту) повсеместно вытеснила юбка (спідниця) из фабричных тканей. В Южном Приуралье под русским влиянием носили сарафан. Поверх рубахи надевали безрукавную приталенную «керсетку». Костюм дополняли украшения: браслеты, серьги, ожерелья, а также бусы или подвески с монетами (монисто, дукачi). Традиционный головной убор - «намiтка» поверх «очiпка» - сохранялся редко, повсеместно преобладали платки.

Мужская народная одежда трансформировалась быстрее женской под влиянием городской и местной моды. Долго сохранялись вышитые туникообразные сорочки, носимые заправленными или навыпуск. Под влиянием русских появились рубахи-косоворотки. В XIX веке в некоторых регионах ещё носили широкие украинские шаровары, но позднее их вытеснили узкие штаны русского образца, а к началу XX века - брюки городского покроя. Традиционные головные уборы включали высокую барашковую шапку (кучма), зимние шапки (треух), шляпы из войлока и соломы (бриль). С конца XIX века распространились городской картуз и кепка.

Верхняя одежда включала распашные халатообразные изделия из сукна (сiряк, свiтка) и меховые из овечьих шкур (кожушанки, тулупи). С конца XIX века появились новые формы из фабричных тканей.

Обувь состояла из кожаных сапог (чоботи), туфель (чоревики) и «постолей» (из одного куска кожи). С конца XIX века распространилась фабричная обувь. В регионах (Южное Приуралье, Сибирь) перенимались русские лапти и валенки.

Одежда городского населения развивалась под влиянием европейской моды, но национальные черты дольше сохранялись среди торгово-ремесленной буржуазии и рабочих.

zhenskij-nacionalnyj-kostyum.jpgукраинский танец.jpeg

Источник фото : ru.pinterest.com , astanaballet.com

Быт

Традиционные занятия

Основу экономики украинцев испокон веков составляло земледелие.

Вспомогательными отраслями были животноводство, рыболовство, среди украинских переселенцев в Башкирии и Сибири – также охота. 

Часть сельского населения занималась различными промыслами и ремёслами: кожевенно-сапожным, шубным, гончарным, столярным, бондарным, иконописным, винодельным и другими. 

Украинские слободы Курской и Воронежской губерний стали крупными центрами этих кустарных производств и торговли. Многие крестьяне отправлялись на сезонные сельскохозяйственные работы, а на Кубани занимались извозным промыслом на волах, известным как «чумачество». 

В земледелии в этот период наиболее распространённой была паровая система с трёхпольным зерновым севооборотом, а на целинных землях применялись длительные залежи. Выращивали широкий спектр культур: рожь, пшеницу (озимую и яровую), ячмень, овёс, гречиху, просо, горох, фасоль, лён, коноплю, овощи, бахчевые, а в европейских регионах также разводили сады. 

Традиционные методы обработки земли различались в зависимости от природных зон. В степных и лесостепных районах, где преобладали трудные чернозёмные почвы, украинцы обрабатывали землю тяжёлым деревянным двухколёсным плугом, широко используемым на Украине («малороссийский» плуг). Для пахоты и перевозки грузов использовали волов. Орудия для боронования (рало, деревянная рамная борона), уборки урожая (серп, позднее коса с «грабками») и молотьбы (цеп, на юге позднее каменный каток, а в старину – копыта скота) были схожи с русскими. Зерно, провеянное лопатой, часто дополнительно очищали на больших круглых решетах, подвешенных на треноге (грохот).

Жилище

Типы и планировка украинских поселений в России формировались под влиянием миграций, этнокультурных контактов (особенно с русскими) и местных условий. Ранние малодворные поселения (хутора, заимки) со временем развивались в многодворные сёла, деревни, станицы и хутора. Поселения традиционно располагались у водоёмов, природных объектов или дорог. 

Изначально (XVII-XIX вв.) планировка была стихийной, часто линейной. Однако правительственная регламентация (XVIII-XIX вв.) привела к упорядочиванию, особенно в казачьих станицах, где доминировал улично-квартальный план. К началу XX века преобладали уличная, улично-квартальная и улично-радиальная планировки. Украинцы поддерживали традиционный облик поселений: благоустроенность, чистоту, обилие зелени и садов. Названия часто отражали имена основателей, владельцев или топонимику мест исхода. 

Долго сохранялись традиционные правила в застройке усадьбы. Дома ориентировали окнами на солнечную сторону, с палисадником перед фасадом. При такой ориентации жилого помещения достигается наилучшее использование солнечного тепла; две стены прогреваются солнцем, одна - боковая - утеплена прилегающими к ней сенями, а потеря тепла через заднюю стену уменьшается отсутствием в этой стене оконных проемов и компенсируется расположенной непосредственно у стены печью и лежанкой. Хотя в некоторых регионах хаты ставили торцом к улице, в отдалённых хуторах сохранялась традиционная постановка дома внутри двора. Двор был открытым, с функциональным расположением хозяйственных построек: «чистые» (амбар, летняя кухня) ближе к дому, «грязные» (хлевы) - в глубине. Усадьба завершалась большим огородом с садом и «ливадой», за которыми располагалось гумно с «клуней» для молотьбы и хранения зерна. В лесных районах Южного Приуралья и Сибири украинцы под влиянием традиций местного русского населения хозяйственные постройки нередко объединяли с жилым домом под одной крышей, а часть двора перекрывали навесом. 

Этническая специфика жилых домов сохранялась до 1930-40-х годов. Строились традиционные низкие, побелённые хаты без подклета, с глинобитным полом и четырёхскатной крышей. Стены возводились из дерева, глины, камня. Срубные постройки в лесных районах со временем дополнялись или заменялись каркасными, саманными, глинобитными и кирпичными, но традиция обмазывать глиной и белить стены сохранялась. Для народной украинской архитектуры характерны большие выносы крыши, создававшие своеобразные «галереи». В основе этой тенденции заложено стремление защитить от сырости помещение и особенно стену, в конструкцию которой почти всегда входит глина. Чем больше вынос крыши, тем дальше от стены падает стекающая с крыши вода, а косой дождь не попадает на ее побеленную поверхность. Свес крыши имел также и большое хозяйственное значение, так как под навесом сохраняются или сушатся овощи и фрукты.

Традиционная планировка дома была двух- или трёхраздельной (хата и сени; или две хаты/хата с коморой, соединённые сенями). Многокомнатные дома встречались в городских поселениях и казачьих станицах. Внутренний план хаты был типичным для Украины (в литературе известен также как «украинско-белорусский» или «западнорусский» тип планировки). Сразу же при входе в жилое помещение сбоку стояла большая духовая печь (варiста пiч). Все пространство над сводом печи использовалось для просушки зерна, а зимой также как спальное место для детей и стариков. Со стороны, противоположной печи, у наружной стены размещали кухонное оборудование; между дверью и наружной стеной устраивали полки со шкафчиком для кухонной посуды. Таким образом, часто загрязняемая часть жилья, кухня, располагалась сразу же у входа, благодаря чему не загрязнялась вся остальная часть помещения. По диагонали от печи находился «покут» (красный угол) с иконами и обеденным столом. Вдоль стен крепились лавки (лави). Кухонная зона располагалась напротив устья печи, ближе к двери. Печь, «покут» и передняя стенка расписывались, передний угол украшался рушниками, цветами и колосьями.

ukrainian-hut-which-inheritance-have-the-ancestors-left-for-future-generation_1024x1024_6.jpg1647997663_1-idei-club-p-khata-mazanka-interer-interer-krasivo-foto-1.jpg1664923919_1-amiel-club-p-mazanka-v-interere-vkontakte-1.jpg

Источник фото : e-klad.com , diona-mebel.ru , fashionhot.club

Кухня

Рацион украинцев в России определялся зерновым земледелием. Основу питания составляли хлеб, мучные и крупяные продукты, дополняемые овощами, животноводческой продукцией, а на Кубани - рыбой. 

Хлеб (ржаной, пшеничный) замешивался на закваске и выпекался в виде крупных буханок (паляница). Из теста готовили пироги, лепёшки (пампушки), блины, оладьи. Хлебные изделия имели ритуальное значение (коровай на свадьбу, паска на Пасху), символизируя благополучие и гостеприимство.

сало.jpg

Источник фото : cafe-maxim.ru

Из муки готовили старинные блюда путём запаривания и заквашивания («квашу»). Популярны были блюда из варёного теста: галушки, вареники (с творогом, картофелем, вишней), лапша (локшина), «затiрка». В Башкирии и Сибири в рацион вошли пельмени.    
Повседневно готовили каши из гречихи, пшена, пшеницы, овса, ячменя, которые были также и обрядовой пищей. «Кулiш» из пшена с луком, картофелем и салом был одним из самых популярных блюд. Борщ из свёклы и капусты (з буряків та капусти), заправленный салом или растительным маслом, стал визитной карточкой кухни.

Готовили и другие супы (например, «капусняк»). В Южном Приуралье «борщом» могли называть и русские щи. Широко использовались картофель, тыква, а на Кубани - горох и фасоль. В южных степях из арбузов и дынь варили «мёд» (мед із кавуна).    
Молочные продукты включали свежее, топлёное, замороженное и кислое молоко, а также солёный творог (сир). В Башкирии и Сибири под влиянием местных народов украинцы стали употреблять кумыс и айран.

капустняк.jpg

Источник фото : lifehacker.ru

Мясные блюда подавались в основном по праздникам. Предпочтение отдавалось свинине и баранине, птице. В Башкирии и Сибири употребляли конину. Мясо и сало использовались для заправки блюд, а к праздникам готовили колбасы, «сальтисон», голубцы, холодец. Для хранения мясо солили, замораживали, коптили.   
Среди напитков популярен был квас (из ржаных сухарей, ягод, берёзового сока). На юге пили «узвар» (компот из сухофруктов), готовили хмельную брагу, медовуху, самогон. В XIX веке чаепитие вошло в быт зажиточных горожан, но большинство крестьян заваривали травы.

крученики.jfif

Источник фото : ukraina.ru

 

Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения