Хваршины — небольшая по численности народность Дагестана, в значительной степени консолидировавшаяся с аварцами. Хваршины граничат с юга и запада с дидойцами, с севера и юга — с тиндалами. Этноним хваршины происходит от названия самого крупного их населенного пункта - селения Хварши.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на территории России проживают 827 хваршин. Они проживают в Республике Дагестан. Этническая территория хваршин находится в юго-восточной части высокогорного Цумадинского района, где в настоящее время они проживают в селениях Хварши, Хонох, Верхнее Инхоквари, Нижнее Инхокварн, Квантлада, Сантлада, Хвайни. Большая часть хваршин (около двух третей) ныне живет в равнинных районах республики Дагестан: в Хасавюртовском (селения Муцал-аул, Дружба, Октябрьское, Первомайское) и Кизилюртовском (сел. Комсомольское), а также в г. Кизляр.
Хваршины исповедуют ислам суннитского толка.
Хваршины многоязычны: кроме родного многие знают аварский, русский, тиндальский. Письменность (на аварском языке) на арабской графической основе существовала с конца XVIII - начала XIX в., на русской графической основе - с 1930-х годов.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в России владеют хваршинским языком 2 216 человек, из них 2 195 пользуются им в повседневной жизни.
Помимо мусульманских праздников праздновались также самый короткий день года (День безделья), праздник середины зимы (в начале февраля), первой борозды, окончания сбора урожая и др. Проводились обряды вызывания дождя и солнца. Устное народное творчество двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды, сказки, песни, плачи и др. передавались на хваршинском и аварском языках. Издавна почти в каждом селении были образованные люди, которые свободно владели арабским языком.
В свадебной обрядности, складывавшейся на протяжении многих столетий, бытовали пережитки реликтовых явлений, многие из которых в Х1Х - начале XX в., утратив свой первоначальный смысл, имели игровой и развлекательный характер. Они в совокупности создавали своеобразный этнический колорит и воспринимались в качестве культурно-специфических особенностей духовной культуры хваршин.
Обряды и обычаи детского цикла - одни из важнейших структурных компонентов традиционно-бытовой культуры хваршин. Они составляли разветвленную систему, значение которой определялось значимостью выполняемой ею функции - магическое обеспечение репродукции данной этнической группы. Многодетность рассматривалась как признак семейного благополучия; неуверенность в удачном исходе родов, постоянная угроза смерти и прочее вызывали в сознании людей обостренное чувство зависимости от вредоносных сил, воздействию которых, как казалось, особенно активно подвергались роженицы. В связи с этим для беременной женщины существовали определенные запреты и ряд действий, в основе которых лежала предохранительная магия, направленная на обеспечение благополучного исхода беременности. При родах пользовались услугами повитух, которые обладали определенным минимумом медицинских знаний и довольно успешно справлялись со своими обязанностями, используя при этом как рациональные, так и иррациональные действия (например, приглашение на роды мужчины, когда-то вынувшего лягушку из пасти змеи, для перешагивания через роженицу; прикладывание ко лбу и пояснице талисманов с письменами из Корана и т.д.). Различными обрядами и магическими действиями сопровождались также главные моменты жизни ребенка (наречение имени, укладывание в люльку, первая стрижка волос, ногтей, появление первых зубов, первые шаги).
Мужской костюм состоял из рубахи, штанов, распашного бешмета, черкески; в зимнее время надевались разновидности овчинных шуб, овчинные куртки, войлочные накидки; популярны были и андийские бурки. Головным убором служили белые или черные овчинные папахи нескольких типов: конусообразные, цилиндрические, с начала 20 века - в виде перевернутой трапеции с белым суконным дном. Наиболее распространенной обувью были шерстяные вязаные сапоги с войлочной простеганной подошвой и усеченным носком, орнамент - мелкий темный рисунок по белому полю. Бытовали также войлочные сапоги, полуботы из сыромятной кожи, чувяки, кожаные полусапожки, а также обувь с деревянной подошвой и кожаным верхом без задников. Украшением костюма служил кожаный ремень с серебряными бляшками, на котором справа висели пистолет и серебряная коробочка с нутряным жиром для смазывания рук, слева - кинжал. На большом пальце правой руки носили серебряную печатку, на запястье мужчины и женщины обязательно носили браслет из черного войлока. Голову мужчины брили наголо, отпускали усы, женатые мужчины - небольшие бороды.
Одним из основных элементов женского костюма было платье-рубаха туникообразного покроя с боковыми клиньями, прямыми вшивными рукавами без ластовиц и разрезом на груди. С конца 19 века молодые женщины надевали поверх платье на кокетке, а девушки - отрезное платье, присборенное или в складку. Обязательным для всех видов платья остался (у пожилых женщин - и в наше время) красный трехметровый кушак, подпоясанный в два оборота; концы его опускались спереди или сбоку. Зимой носили овчинные шубы: хуну (напоминало туникообразное платье, но было распашным и подвязывалось красным кушаком) и кIалакIач (шуба-накидка с ложными рукавами, уже и короче мужской). Вторым основным элементом женской одежды были штаны - прямые и очень широкие за счет квадратного клина в верхней части. Штаны стягивались на бедрах узким гашником, связанным из шерстяных ниток; концы гашника украшались кисточками. Низ штанин обязательно украшался тремя полосками грубого шелка зеленого, красного и черного цветов. В теплое время года штаны носили навыпуск, зимой заправляли в обувь. В качестве головных уборов бытовали два вида чухту и платок. Первый вид чухту - чепец, сшитый из однотонной яркой материи в сборку на лбу, с кожаной планочкой на темени для удержания височных колец в виде спирали из серебряной проволоки. Удлиненная часть сзади не зашивалась, а свисала как фата. У молодых женщин с 19 века имело распространение чухту-накосник с чепцом из материала темных тонов, по низу отделанный широкой красной полосой. Поверх чухту носили квадратный платок (4х4 м.) из сукна (позже - из бязи). Женская обувь отличалась от мужской только декором и длиной голенищ. В конце 19 века получили распространение сафьяновые сапожки с трапециевидным невысоким каблуком. Низ голенища отделывался цветной шелковой строчкой. Носок и задник украшали серебряными монетами.
Девочкам заплетали волосы в несколько косичек, девушкам - в две косы, взрослые женщины часто сбривали волосы на затылке, а пожилые оставляли только чуб.
Украшением для женщин служили серебряные монеты (ими обшивали ворот, подол и рукава платья), нагрудник «титино». Носили также пластинчатые ожерелья, браслеты, серьги, кольца, деревянные, коралловые и янтарные бусы.
Для шитья одежды до 19 века использовали в основном местные материалы (сукно, овчину, войлок); с 19 века проникли из России дешевые фабричные ткани.
В хозяйственно-экономическом отношении для хваршин было характерно развитое хуторское хозяйство; занимались они и скотоводством, главным образом овцеводством. Разводили овец тушинской жирнохвостой породы. Коровы же были малорослой горской породы. Второе по значимости направление хозяйства у хваршин - богарное земледелие на склоновых участках. Сеяли ячмень, пшеницу, рожь, просо (в низинах), из технических культур выращивали лен-кудряш, из овощных - тыкву, морковь; в настоящее время выращивают высококачественный картофель.
Большое развитие получили различные промыслы: производство сукна и особых ворсистых одеял пахъхъа-ала, вязание шерстяных носков, сапог, валяние войлока, изготовление деревянных бытовых предметов (столы, стулья и т.д.), кухонной утвари, долбленых бочек и ульев. Подсобными отраслями хозяйства являлись пчеловодство, бортничество и охота.
Хваршины активно занимались торговлей. Этому способствовало их географическое расположение и хозяйственная направленность - в Грузию, Азербайджан, Чечню вывозили изделия из шерсти, дерева. Внутренние рынки (Агвали, Эчеда, Ботлих) были организованы так, что почти каждый день имелась возможность торговать, переходя из селения в селение. До середины XIX в. торговля носила главным образом меновой характер. В современных условиях пришли в упадок все виды промыслов, из традиционных занятий сохранились земледелие, скотоводство, пчеловодство, получили развитие садоводство с использованием морозоустойчивых сортов яблонь и груш.
Основной хозяйственной и социальной ячейкой внутри общины была малая простая семья, состоявшая в среднем из четырех-пяти человек. Семьи, объединившиеся на основе общего предка в тухум, морально и материально поддерживали друг друга, хотя тухум не был экономически единым организмом. Важную роль играли родственные отношения. Самым близким считалось родство до четвертого колена.
В семье существовало строгое половозрастное разделение обязанностей. Характерной была авторитарная власть главы семьи - отца. Вместе с тем массовое отходничество мужской части населения в различные районы Северного Кавказа и Закавказья предоставляло женщинам возможность решать в отсутствие мужей многие важные для семьи вопросы, т.е. приучало их к определенной самостоятельности. Поэтому всевластие отца в семье, санкционированное обычным правом и установлениями шариата, взаимно дополнявшими друг друга, было не абсолютным, а адекватным ситуации.
Семья являлась той сферой жизнедеятельности, в которой наиболее стойко сохранялись различные традиционные институты, характерные для общества в целом. При существовании разнообразных форм заключения брака: левирата, сорората, похищения и его разновидностей (брак уводом, прикосновением, снятием платка с головы и др.) основной формой был брак, заключенный посредством сватовства, с богатым и разветвленным обрядовым как предсвадебным, так и свадебным комплексом.
Селения хваршин располагались на естественно-укрепленных местах. Там, где это было необходимо, устраивались сторожевые башни (у сел. Хварши сохранились четыре полуразрушенные башни). Особенностью хваршинских селений являлись их небольшие размеры.
Жилища - прямоугольные, в основном двухэтажные каменные, с турлучными внутренними стенами и с открытыми лоджиями на втором этаже. Первый этаж - хлев, второй - жилье, как правило, двухкамерное. Крыши плоские, земляные. Функцию двора часто выполняла крыша расположенного ниже дома; отдельный двор - редкое явление. К дому примыкали специальные деревянные пристройки для хранения продуктов.
Основу традиционного питания хваршин, как и других горцев Дагестана, составляли прежде всего хлеб и блюда из муки и злаков, а затем уже мясо-молочные продукты.
Часто употребляемым и широко распространенным блюдом у хваршин был и остается хинкал - галушки дискообразной формы диаметром 10-12 см. из круто замешенного теста, в том числе из кукурузной и бобовой муки (хелас кейко — черные бобы, перемолотые в различных пропорциях с ржаным и ячменным зерном), сваренные в воде или мясном бульоне, которые подаются с чесночной подливой.
Из печеных мучных блюд наиболее популярными были круглые пресные чуреки (музибо) диаметром 20-25 см., из теста, замешенного на воде из инхокваринского минерального источника (регъа), пресный хлеб (миржик) из ячменной или ржаной муки, кукурузные палочки (горгоба чанкарас), а также различные пироги - чуду (татиба) с самой разнообразной начинкой.
Особое значение придавалось кашам (из солода - къинос екку, из кураги — чIамас тошу), специальной формы пирогам (бушна), калачам, халве, приготовление которых приурочивали к семейным и общественным праздникам.
Продуктам скотоводства в балансе и рационе питания хваршин, несмотря на хозяйственную специализацию, отводилось второе место. Мясные блюда не имели такого разнообразия, как мучные. Горцы ели свежее мясо осенью, а в зимнее время только эпизодически готовили хинкал с сушеным мясом, колбасой или гороховый суп на бульоне из сушеного курдюка. Большую роль в рационе питания играли молочные продукты: разнообразные сыры, в том числе высушенный (творог, масло, сметана и блюда, приготовленные с их добавлением.
Определенное значение в питании хваршин имели и блюда из немногочисленных огородных культур - гороха, черных бобов, чечевицы, в некоторых селениях — фасоли, а также тыквы и моркови. Весной, когда кончались запасы зерна и других продуктов, различные съедобные дикорастущие травы и блюда из них (зеленые супы - гъого, кати - жахар, лъомопйас бухъуса и др.) становились для многих хваршин спасением от голода и авитаминоза. Имели широкое распространение густые компоты и отвары из лесных ягод и фруктов, а также хмельные напитки из злаков (зило, ороду, мед).
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.