1252
Цахуры

Источник фото : www.liveinternet.ru 

Цахуры относятся к одному из коренных народов Кавказа и являются титульной народностью Республики Дагестан. Вместе с предками других народов лезгинской языковой семьи цахуры входили в многоплеменное государственное объединение — Кавказскую Албанию.

История

Первые сведения о цахурах встречаются в грузинских и армянских источниках VII века: в одних упоминается страна Цукети, в других — её жители, именуемые «цахайки». Главное селение дагестанских цахуров — Цахур — существовало уже в XI–XII веках, о чём свидетельствуют найденные и датированные этим периодом надписи. В XIII веке о Цахуре сообщает арабский учёный Закария аль-Казвини.

Существование цахурских населённых пунктов в указанный период, однако, не закрывает вопрос об этногенезе цахурского народа. Степень генетического родства лезгинских языков показывает, что цахуро-рутульский язык, наряду с другими языками этой группы, до VI–VII веков являлся локальной единицей, «видимо, с выраженной диалектной обособленностью». В X веке на территории, занимаемой носителями лезгинских языков, в том числе и цахурами, существовало раннефеодальное государственное образование — Лакз. При этом ни один из авторов IX–XV веков ни словом не упоминает о лезгинах, цахурах, рутульцах и агулах. Все эти народы, а иногда и другие, объединялись под общим названием «жители страны Лакз».

В XV веке на территории проживания цахуров возникло феодальное образование с центром в ауле Цахур — Цахурское ханство.

С течением времени часть цахуров продвинулась к югу и расселилась также в Кахском и Джарском эриставствах. Процесс переселения цахуров из Дагестана на юг, в пределы северо-западного Азербайджана, завершился в XVII веке. Среди русских историков XIX века (Линевич, Эсадзе и другие) существовало мнение, что цахуры, которых они называли «лезгинами», являются пришельцами, захватившими в XVII веке часть территории Кахетинского царства. Однако эта точка зрения является неверной. От царевича Вахушти известно, что уже в XVI веке в нагорных частях Кахетии существовало множество цахурских поселений. К началу XVIII века на указанной территории окончательно оформились аварские и цахурские вольные общества, более известные как Джаро-Белоканские вольные общества.

После того как в начале XVIII века резиденция владетелей Цахура была перенесена на территорию Закавказья — в селение Илису, — Цахурское ханство стало называться Илисуйским султанатом. В его состав также вошли три цахурских вольных общества, сохранивших внутреннее самоуправление. Население султаната находилось под сильным влиянием азербайджанской культуры. Илисуйский султанат просуществовал до 1844 года, пока не был ликвидирован российскими властями. После его ликвидации здесь была введена русская администрация. Часть цахурских селений вошла в состав Джаро-Белоканского округа, преобразованного в 1859 году в Закатальский округ, а остальные — в Самурский округ, входивший первоначально в Каспийскую область, а затем в Дербентскую губернию и Дагестанскую область.

В 1852 году российские власти с целью лишить движение Шамиля поддержки со стороны цахуров насильно переселили их на Приалазанскую равнину; 15 селений в верховьях Самура были до основания разрушены войсками. Лишь в 1861 году цахурам было разрешено вернуться в прежние места проживания. По сведениям 1875 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи», цахуры общей численностью 2430 человек проживали на территории Самурского округа Дагестанской области. По данным Памятной книжки Дагестанской области от 1895 года, цахуры общей численностью 5149 человек населяли Гельмецкое, Джинихское, Калальское, Муслахское, Мишлешское и Цахурское сельские общества Лучекского наибства в составе Самурского округа.

Территориальное расположение и численность

По данным переписи населения 2020 года в России живёт 12 514 цахуров. Наибольшее число проживает на территории Республики Дагестан — 10 320 человек, преимущественно в юго-западном Дагестане, а также в Махачкале, Рутульском, Кизлярском и Кумторкалинском районах.

Также цахуры проживают в следующих регионах России:

•    Ставропольский край — 320;
•    Тюменская область — 245;
•    Ростовская область — 214;
•    Ханты-Мансийский автономный округ — 176;
•    Волгоградская область — 161;
•    Астраханская область — 111.

Цахуры также проживают на северо-западе Азербайджана — в Закатальском и Гахском районах, а также на Украине, в Беларуси и Казахстане.

Религия

Цахуры на протяжении своей истории исповедовали три религии:

•    зороастризм; 
•    христианство; 
•    ислам.

Все эти религии оставили свой след в жизни народа. В древности цахуры поклонялись огню. Многие культовые древние постройки на территории, где проживают представители народа, связаны напрямую с зороастризмом. В цахурском селе Мамрух расположен храм хозяина земли Спента Армайти, в селении Гьаласкьар сохранились руины храма божества Аша Вахушта, управляющего огнём. В селении Юхары Чардахлар есть руины храма бога неба Ншара Ваирйя. Народ, исповедовавший зороастризм, верил, что существует один главный бог и шесть божеств-светочей, которые подчиняются ему. Вместе они правят миром.

Христианство цахуры приняли в 313 году. IV–VII века считаются расцветом Кавказской Албании. Христианство в этой стране было государственной религией, большое внимание уделялось строительству храмов, церквей, часовен и монастырей. Ислам народ принял неравномерно: в Азербайджане этот процесс начался в начале VIII века, в Дагестане — в X–XI веках. В этих местах сохранилось множество сооружений, связанных с исламом.

6.jpg

Источник фото : travelask.ru 

Язык

Народ говорит на цахурском языке, который относится к нахско-дагестанской группе северокавказских языков и входит в лезгинскую ветвь. Цахурский язык наиболее близок к рутульскому и делится на три диалекта:

1.    Гельмецко-курдульский; 
2.    Цахурско-сувагильский; 
3.    Сапучинский (сабунджинский).

Для письма народ использовал арабскую модифицированную письменность. В 1930-х годах на основе латинской графики был разработан алфавит. В местных школах с 1935 по 1938 годы велось обучение на цахурском языке. В 1990 году был создан новый алфавит на основе кириллицы. Сегодня цахурский язык является одним из официальных языков Дагестана.

По данным переписи 2020 года, цахурским языком в Российской Федерации владеют 6340 человек.

Цахурский афавит.jpg

Источник фото : fr.wikipedia.org 

Традиционная и современная культура

Свадебные традиции

Материальное благополучие и общественное положение являлись главными критериями при вступлении цахуров в брачный союз. Практиковался колыбельный сговор, чаще всего между дагестанскими и азербайджанскими цахурами. На колыбелях помолвленных детей делали надрезы, после чего девочка считалась наречённой невестой. Отцы таких детей должны были быть друзьями. Брачный выбор определяли родители с участием близких родственников. Однако существовал обычай, согласно которому девушка могла публично выразить своё желание выйти замуж. Для этого она должна была подняться на крышу мечети и громко произнести установленную фразу. Мужчины были обязаны устроить её судьбу и найти ей жениха.

В ряде цахурских селений существовали традиции, связанные с проверкой юношей и девушек на зрелость. Например, в селении Сюгют юноша должен был расколоть на мелкие части сосновый пень. Девушек отводили к камню с углублением округлой формы. Там и проверяли, «доросла» ли девушка до замужества. Этот камень называли «мерка для невест».

В сватовстве принимали участие родственники жениха (дядя, тётя, старшие брат или сестра), уважаемые старики, отличающиеся умением вести разговор. При первом визите присутствовали мать или отец юноши. Сваты приносили сладкие угощения и при необходимости могли приходить несколько раз, вплоть до получения согласия стороны невесты на брак. Отец девушки не принимал участия в переговорах между сватами. По их окончании он ставил условие, чтобы старший из сватов взял на себя ответственность за благополучную жизнь дочери в будущей семье. Тот, к кому обращался отец, клялся своей папахой, что не допустит недозволенного в отношениях между будущими женой и мужем. Рукопожатие сватов символизировало достижение согласия. После этого сваты вручали одному из младших родственников со стороны невесты завернутую в платок обручальную серебряную монету. В том случае если сваты оказывались младше присутствующих, эту монету клали под ковёр.

Невеста, по обычаю цахуров, вступала в права члена семьи жениха после сватания. В день обручения назначали срок свадьбы. Родственницы жениха приносили в дом невесты обручальное кольцо, украшения, комплекты одежды, продукты и сладости. Сторона невесты готовила приданое, в которое входили наборы домашних вещей, одежды и мебели. Период между обручением и свадьбой охватывал от одного года до трёх лет, в зависимости от материальных возможностей сторон. Семья жениха в это время заботилась о невесте, одаривала её подарками по праздникам. Будущие супруги избегали общения между собой и не встречались с родителями и родственниками друг друга. Невеста могла в знак сватовства с разрешения родных жениха носить свадебную одежду.

К свадьбе родители жениха готовили продукты и отправляли их в дом невесты. Свадьба продолжалась от двух до пяти дней. Торжества в честь бракосочетания проходили в доме жениха. При заключении брака вносилась определённая сумма в пользу женщины на случай смерти мужа или развода. Родителям жениха и невесты вручались подарки. Будущий супруг получал право войти в комнату невесты только после религиозного обряда. По завершении застолья свадьба отмечалась в доме невесты.

Ключевыми моментами торжества были вывод жениха и переход невесты в его дом. Жених и его шаферы, один из которых был другом, а другой — родственником, за два дня до свадьбы и после неё находились в доме своих близких. Их охраняли специальные люди, чтобы не допустить «кражи» жениха или его папахи. Похищенный или его папаха возвращались только за выкуп. Будущего мужа выводили в новой овчинной шубе и сажали на почётное место. Такое же одеяние было и у шаферов жениха. Мать жениха приносила поднос с обрядовой папахой, платком и сладостями. Затем она поздравляла сына, надевала на его голову папаху, а мулла читал молитву. При отсутствии матери эту церемонию выполняла сестра или тётя жениха.

За день до вывода невесты мать давала ей большой чурек (лепёшку), символизирующий благополучие. Этот чурек делили на части и раздавали детям на пороге дома жениха. У цахуров Дагестана невеста, одетая в яркое платье, с платком на голове и с покрывалом, закрывавшим лицо, ехала на коне. На него невесту сажал отец или дядя. Её сопровождали две наставницы, музыканты, молодёжь, которая устраивала по пути конные состязания и танцы. Свадебную процессию встречали залпами ружей, невесту осыпали рисом, орехами, сладостями, желали ей благополучия. По дороге участников процессии останавливали молодые люди, требуя выкупа за невесту сыром, мясом, хлебом, сладостями. Сопровождающий невесту требовал у родственников жениха барана, овцу или ягнёнка и тут же осуществлял жертвоприношение животного. Этот обычай предотвращал сглаз и гарантировал новой семье благополучие. Родители жениха приветствовали невесту при входе в дом. Перед её ногами клали металлический предмет, так как, по поверьям, при соприкосновении с металлом первый шаг невесты становился прочным как железо. Переступив порог, невеста наступала на белую шерсть, которая символизировала счастье и благополучие молодых. В течение трёх дней невеста находилась в одеянии с покрывалом. На четвёртый день покрывало снимали с лица в присутствии родственниц. Невесту в этот день одаривали деньгами, платками, тканью. С момента обручения и переодевания невесты в свадебную одежду до снятия покрывала с лица её называли «невеста в нарядном одеянии». Этот термин означал её девственность. После первой брачной ночи женщины-наставницы извещали родителей жениха о целомудрии невесты.

В конце свадьбы девушки и невеста красили себе ладони и пальцы рук хной. После одного–двух месяцев совместной жизни молодожёнов родители новобрачной приглашали дочь вместе с мужем и его родными к себе. Затем молодые могли беспрепятственно посещать дом родителей жены. При первом визите молодожёнов одаривали коровой, тёлкой, овцами с приплодом, лошадью, а иногда участком земли.

Свадьба.jpg

Источник фото : dzen.ru 

Обряды

Цахуры заблаговременно заботились о будущем урожае. С этой целью проводили специальные обряды. В конце марта — начале апреля люди собирались на кладбище у святого места, захватив с собой муку, сахар, жир, яйца, и пекли на чугунном блюде, установленном на закреплённом над костром треножнике, большие блины. Их поровну делили между всеми односельчанами, угощали гостей и прохожих. В селении Мишлеш отмечался похожий обряд, приуроченный к окончанию годовых сельскохозяйственных работ. Все женщины аула пекли большую лепёшку и относили её на центральную площадь, где угощали мужчин, которые обменивались взаимными пожеланиями хорошего урожая в будущем году. Мужчины, в свою очередь, делились угощением с детьми. Коллективным процессом приготовления пищи и совместной трапезой цахуры как бы обеспечивали будущий хороший урожай.

В благоприятный год юноши требовали от чабана выкуп скотом. С этой целью на его пути выставляли два камня, что означало требование подарка. Подарки зерном получали также от отдельных домохозяев. Отказать молодым людям было нельзя. Этот обряд использовался выборочно, применительно к зажиточным людям.

Была распространена детская обрядность, связанная с заботой о здоровье ребёнка. Приветствовалось рождение мальчика как продолжателя рода. К появлению на свет девочки относились спокойно. Ребёнка нарекали именем через два–семь дней после рождения. Как правило, давали имя уважаемого умершего родственника. Кровать и постельные принадлежности для ребёнка приносила в дом мать роженицы. К одежде ребёнка пришивали амулеты, предохранявшие от дурного сглаза. Воспитанием детей в раннем возрасте занимались женщины (мать, бабушка), после семи лет — мужчины. Приобщение детей к этическим и моральным нормам происходило через совместное с взрослыми участие в обрядах, молениях и общественных праздниках.

Национальные праздники

Цахуры отмечали календарные праздники начала весны и проведения первой ритуальной борозды на пашне. Эти торжества сопровождались обильным угощением детей и соседей. На праздник начала весны красили яйца, готовили специальное блюдо из вяленого мяса и зёрен, кашу, пекли фигурные хлебные изделия, жгли костры, исполняли обрядовые песни. Со скотоводческим циклом был связан праздник, посвящённый возвращению чабанов с зимних пастбищ. По этому поводу совершали ритуальное жертвоприношение — резали скот, мясо раздавали соседям и родственникам. Устраивались скачки, состязания борцов, танцы, собачьи бега.

Скачки были своеобразной формой проведения досуга. Они проходили поздней весной в селении Цахур. Распорядитель праздника — бек — определял состав наездников, оценивал степень готовности коня и сбруи. Он же отвечал за подготовку коллективного угощения. Наездники-мальчики в группах по четыре человека соревновались до выявления победителя. По окончании скачек устраивали коллективный безалкогольный пир. Затем участники возвращались домой, где их ждала торжественная встреча. Женщины украшали победившую лошадь красочными лентами и парчой. Семья владельца коня угощала всех присутствовавших.

Спортивные состязания лежали в основе другого праздника — Сейран. Его устраивали летом в селениях Цахур и Мишлеш. Каждый участник имел при себе кинжал, саблю, сбрую, бурку и запас продуктов на неделю. Для поддержания порядка избирали хана с помощниками. Нарушители правил поведения подвергались штрафу. Зажиточные люди отвечали за общественную трапезу, для которой выделяли скот и необходимые продукты. Застолье с музыкой и танцами продолжалось три дня. Затем все шли на гору Гащел, где в течение двух–трёх дней проходили скачки. Там же осуществляли ритуальное жертвоприношение. Вечером в последний день праздника все присутствовавшие торжественно возвращались в село. На коне, украшенном цветами, ехал предводитель. Рядом с ним — победители. Помимо скачек в горах проводились состязания по борьбе, метанию камня и лазанию по скалам.

Внешность.jpg

Источник фото : strazi-nail.ru 

Фольклор

Древние музыкальные инструменты цахуров: дюттек, сипсий, балабан, баян «накьра», тампур, дам-дам (дяф), зурна, кос.

Цахурский традиционный ансамбль называется «кьаварчер» и состоит из четырёх человек, играющих на разных инструментах. Народ отдаёт предпочтение быстрой ритмичной музыке, которая вдохновляет, поднимает настроение и даёт жизненные силы. Грустные мелодии не пользуются популярностью.

Песенная культура цахуров отличается двуязычием словесного текста. Большинство песен отличается танцевальностью жанрового облика и ритмического строя. Типичными являются лады минорного наклонения, иногда с элементами азербайджанского «шур».

Самые любимые песни у цахуров — это народные песни «Издагъ алэеъэна», «Бег гяъана», а среди авторских — «Къайджуна», «Аман ед`», «Алшанын» и др. Авторами этих песен являются Гамзат, Хан-Алмаз, Н. Исмаилов, А. Давудов и другие.

Зурна.jpg

Источник фото : reztur.ru 

Национальный костюм

Одежда во многом схожа с традиционным костюмом народов Дагестана, но отличается по отделке, покрою, цвету и способу ношения. Шили одежду в основном из шерсти и кожи. Мужчины носили туникообразную рубаху, штаны, бешмет на подкладке «алхалыг», распашную длинную черкеску, островерхую шапку конусообразной формы, пошитую из овчины, башлык, каракулевую шапку. Зимой надевали шубу-накидку со сложным рукавом, шубу с рукавами, бурку. Чабаны носили войлочный плащ. На ноги надевали вязаные носки, поршни-чарухи (кусок кожи, стянутый по форме ноги), чувяки, сафьяновые сапоги, шерстяную вязаную обувь с загнутым вверх носком. Обязательными элементами костюма были кинжал и кожаный пояс.

10.jpg

Источник фото : dzen.ru 

Женская одежда состояла из штанов, рубахи туникообразного покроя, широкой юбки, кофты на подкладке, бешметов различного кроя (катиба, алхалыг), фартука-передника. На голове носили платок, чухту. Способ ношения головного убора зависел от возраста. В холодное время года надевали безрукавку, овчинную шубу. На ногах — шерстяные пёстрые носки, башмаки, поршни, вязаные сапоги, сафьяновые чувяки. Широко использовали украшения: нарядный капор «дугмаче», налобник, пояс, серьги, браслеты, серебряные цепочки, нагрудные подвески. Одежду украшали вышивкой, монетами, трубочками, бляшками. Сегодня носят в основном городскую одежду; сохранились шубы, носки, вязаная обувь, шапки из каракуля.

Национальная одежда.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com 

Быт

Жилище

Наиболее древним типом традиционного жилища цахуров был дега — большое однокамерное помещение, служившее жильём для большесемейной общины. Вся домашняя жизнь протекала именно здесь. В дега семья принимала пищу, воспитывала детей, сообща совершала семейные обряды и занималась домашним трудом. Отсеки и углы этой довольно просторной комнаты использовались для хозяйственно-производственных нужд; одновременно помещение служило кухней и кладовой, местом переработки и хранения растительных и животноводческих продуктов.

Чтобы увеличить полезную площадь жилья, к задней стене пристраивали открытые отсеки, разделённые на два полуэтажа. Верхний полуэтаж назывался кьас, нижний — хидва. В верхнем отсеке хранили всевозможный инвентарь, сельскохозяйственные орудия, постельные принадлежности; нижний служил для хранения продуктов, в основном молочных. Наличие таких двуярусных пристроек позволяло сохранить в комнате свободное место для дневной работы семьи. Отопление и освещение жилища осуществлялись с помощью открытого очага, устраиваемого в центре комнаты в небольшом углублении. Дым выходил наружу через светодымовые отверстия.

Традиционная система отопления у цахуров была несложной. В центре земляного пола общего жилья выкапывалась ямка, обмазывалась твёрдой земляной массой, затем боковые стенки обжигали. После этого здесь беспрепятственно можно было разводить огонь — для приготовления пищи и обогрева помещения. Когда в жаровне оставались одни угли, над ямкой ставили курси — вид табуретки, которую покрывали паласом или войлоком, чтобы дольше сохранить тепло. Такое центровое отопление называется лахха, то есть ямочное отопление. Здесь в зимнее время семья спала, располагаясь ногами к центру, к тандыру. Такую систему отопления можно наблюдать не только в Дагестане, но и у части грузин, армян, азербайджанцев. Ареал данного вида отопления значительно шире и встречается у многих народов, различаясь лишь в деталях.

Азербайджанские цахуры строили дома более добротно и обставляли их лучше, чем цахуры Дагестана. Обилие стройматериалов и удобство их доставки позволяли им строить многокомнатные жилища с подвальными помещениями для продуктов. Преобладали полутора- и одноэтажные дома. В отличие от Горного магала, кровли домов здесь делали двускатными, с чердаком и покрывали соломой или камышом. Это было вызвано непригодностью чернозёма для покрытия плоской кровли и частыми осадками.

Дега.jpg

Источник фото : dzen.ru 

Жизнь

Основными занятиями цахуров издавна были скотоводство и земледелие. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в основном доминировало овцеводство. Летом овец держали в Самурской долине Дагестана, осенью перегоняли на зимние пастбища в Азербайджан. После распада СССР хозяйственный уклад цахуров претерпел изменения. В начале 1990-х годов овцеводство пришло в упадок, сейчас оно постепенно восстанавливается. Сегодня стада уже не перегоняют. В некоторых селениях есть крупные овцеводческие фермы.

Цахуры, проживающие на территории Дагестана, занимаются в основном скотоводством. В Азербайджане цахуры занимаются земледелием, садоводством, огородничеством, выращиванием бахчевых культур. Выращивают табак, кукурузу, пшеницу, овёс. В садах растут орехи, хурма, яблони. В Дагестане мало посевных площадей, поэтому ранее проживающие там цахуры обменивали и покупали зерно на равнинах Азербайджана. Издавна народ занимается пчеловодством. Мёд на Кавказе очень ароматный и вкусный. Особенно ценится мёд из горных районов. Цахуры широко используют продукты пчеловодства в лечебных целях.

55.jpg

Источник фото : proza.ru 

Ремесло

Из промыслов и ремёсел распространена обработка шерсти, из которой изготавливают сукно. Это сукно идёт на изготовление одежды, шалей, ковров, мешков, носков «турсбы» и «хурджуны». Шерсть пряли на ручных прялках. Большим спросом пользовались изделия из войлока: чопуз, кече-бурка, полушубок. Ковры ткали различных видов: килим, паласы, хирсак. Пряжу окрашивали натуральными красками из хны и марены.

Цахуры занимались обработкой кожи. Из обработанной овчины делали шубы, папахи, бурдюки для хранения сыра. Из кожи крупного рогатого скота изготавливали ремни, кнуты, уздечки, сёдла, верёвки, сумки.

Широко распространена работа по дереву. Изготавливают предметы домашнего обихода, кухонную утварь, ложки, корыта, черпалки, кадки, маслобойки, сундуки, люльки, лари, грузовые арбы, музыкальные инструменты.

Цахурские мастера украшали опорные столбы, потолки мечетей и богатых домов узорами, изготавливали мебель, окна, двери. Широко распространены у народа и другие ремёсла: кузнечное, сапожное, лудильное, ювелирное, портняжное, гончарное дело. Развита была торговля; свои товары цахуры продавали в Грузии, России, Турции, Иране.

2.jpg

Источник фото : dzen.ru 

Семейный уклад

У народа существуют две формы семьи: большая неразделённая и малая. Неразделённая семья состоит из нескольких поколений родственников, среди которых работоспособными являются несколько женщин и мужчин. Все члены такой семьи сообща пользуются скотом, землёй, хозяйственными и жилыми постройками, продуктами.

При разделе имущества все сыновья обладали равными правами на наследство. Незамужние дочери получали в два раза меньше. Женщинам принадлежали только личные вещи: приданое и одежда, но при дележе имущества у матери были равные с сыновьями права. Инвентарь, скот, земельные владения и продукты делились поровну, хозяйственные и жилые постройки — по жребию. По адату старый отцовский дом оставался самому младшему сыну, который оставался жить с родителями.

В малой и большой семье главным был старший мужчина. Он выполнял многие сложные обязанности, связанные с бытом и ведением хозяйства, распределял между членами семьи работу и строго следил, чтобы каждый исполнял свои обязательства. Все имущество и доходы семьи находились в его полном распоряжении. Глава семьи решал судьбы домочадцев. Обращались к такому мужчине не по имени, а уважительно — «абаттей».

Из женщин в семье главной была «абай» — жена старшего брата. Она отвечала за сбережение съестных припасов, занималась обработкой продуктов земледелия и животноводства, готовила еду. Абай контролировала расход продуктов, следила, чтобы все женщины в доме были бережливы и экономны, особенно те, кто отвечал за кормление скота и работал на кухне. Мужчины в женские дела не имели права вмешиваться, поэтому все споры женской части семьи решала абай. Без её разрешения даже самый главный мужчина в доме не мог распоряжаться ничем из женского хозяйства.

Так как в больших семьях было несколько свекровей, абай за каждой из них закрепляла её невестку. Молодая жена должна была облегчить работу матери своего супруга, помогать ей, но и в полной мере выполнять свою работу по хозяйству. Нередко молодые невестки в неразделённых семьях оказывались под двойным подчинением у свекрови и абай.

Кухня

В рационе народа преобладают мучные и мясные блюда. Проживающие в Азербайджане цахуры питаются более разнообразно. В кухне присутствуют продукты земледелия и животноводства, блюда из пшеничной и кукурузной муки, рис, овощи, фрукты. Из орехов делают халву, используют съедобные травы.

Хлеб пекут в печах двух видов:

•    тандур — печь круглой формы со стенками высотой в 1 метр; иногда располагалась в яме, в земле; 
•    кульба — прямоугольная печь высотой 1,5 метра.

Печи обычно расположены во дворе дома. Хлеб пекут овальной и круглой формы. В зависимости от вида муки и состава теста выбирают печь.

Тандур печь.jpg

Источник фото : dzen.ru 

Важное место в питании народа занимает сушеное мясо. Его заготавливают в ноябре из целой туши барана, которую засаливают, а затем сушат на ветру. На зиму делают разные сушеные колбасы. Из молочных продуктов употребляют творог, молоко, айран, гатык, простоквашу. Цахуры хорошо готовят коровий и овечий сыр. Масло делают в специальной деревянной маслобойке.

У народа существует много самобытных блюд. Одним из вкуснейших и лучших считается цахурский хинкал. Готовят его на пару и подают с сушёным мясом. Тесто используется очень тонкое, как листок. Примечательно, что не каждая хозяйка может приготовить это блюдо правильно.

Цахурский хинкал.jpg

Источник фото : cake-boutique.ru 

Другие блюда цахурской кухни:

•    сюргьюллю — из тонко раскатанного теста формируются закрученные листочки или лодочки; варят в кипящем бульоне, подают с сушёным мясом;

•    цыинт — похожи на сюргьюллю, только меньше размером; подают с фасолью и мясом;

•    гырц — пельмени с творогом или мясом; для начинки также используют сушеные травы: мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, щавель;

Гырц.jpg

Источник фото : dc113.ru 

•    маххвара — блинчики со рваными краями;

•    быджак — лапша с молоком;

•    кьуцяр’-чуду — лепёшка с мясом, творогом или тыквой;

•    тыелебы — тонкие хинкалы разной формы, подаются с различной начинкой.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения