834
Цыгане среднеазиатские
История

Среднеазиатские цыгане — таинственный народ, прошлое которого остается загадкой для него самого. Одна часть представителей народности считает себя коренными жителями Средней Азии, другая — цыганами, в незапамятные времена пришедшими из Индии. Люли исповедуют ислам, но не соблюдают намаз, а большинство никогда не держало Коран в руках. Они владеют тайным языком, однако восточнославянские цыгане не считают их родственниками, используя для их обозначения слово «люляйки», которое самим представителям народности не нравится.

В Таджикистане принято иное обозначение — джуги: слово в ряде индийских диалектов означает «отшельник, нищий». В некоторых регионах Средней Азии группы бродячих цыган называют мултони по имени пакистанского города Мултан. Оседлых называют косибы — «занимающиеся ремеслом». Сами себя люли предпочитают называть мугат, что в переводе с арабского означает «язычник, огнепоклонник». Некоторые группы люли используют самоназвание гурбат: арабский перевод слова звучит как «одиночество, чужестранность, безродность».

Вариантов значения этнонима «люли» столько, сколько версий происхождения народа. В местной среде существует легенда, что в стародавние времена у одной бедной семьи родились два ребенка: дочь Ли и сын Лю. Спасаясь от преследований, семья пустилась искать новый дом в чужих краях. По дороге дети потерялись и приняли решение разделиться. Спустя много лет Лю и Ли встретились, но не узнали друг друга, влюбились и вступили в брак. Когда правда вскрылась, мулла проклял брата с сестрой и весь род: так, согласно преданию, появился народ люли.

Существует и другая версия. Иноверцы поймали апостола и решили сжечь на костре. Спасти святого прилетел ангел, однако увидел, как брат с сестрой из среды иноверцев предались любви. Ангел не смог выдержать этого зрелища и улетел, не сумев спасти святого. С тех пор народ люли считают проклятым.

Наиболее правдоподобной с исторической точки зрения выглядит версия переселения люли и других цыганских народов из Индии. В книге «Шахнаме» («Книге о царях») персидского средневекового автора Фирдоуси содержится занимательная история. В V столетии подарком персидскому правителю Бахраму Гуру из Индии выслали порядка 12 000 артистов, музыкантов и певцов «лури».

Существует предание относительно причин столь щедрого подарка. На всенародном празднестве Бахрам Гур прогуливался по улицам города. Среди празднующих он увидел людей, танцевавших и певших без музыки. На вопрос о причине необычного веселья ему ответили, что музыкантов среди народа нет. Бахрам Гур написал индийскому царю Шангулу, известному шумным двором, письмо с просьбой прислать артистов.

Несмотря на отсутствие документальных подтверждений, в персидском языке выражение «люли» переводится как «занимающиеся песнями и плясками люди». Подтверждает версию индийского происхождения народа и другое объяснение названия. Ряд исследователей связывает этноним с названием города на северо-западе Индии Arur, или Al-rur, бывшего столицей древнейших раджей Синда.

Территориальное расположение и численность

Основными регионами расселения выступают пригороды крупных населенных пунктов Таджикистана и Узбекистана. Крупные поселки люли в Узбекистане расположены вблизи Самарканда, Ташкента, Бухары. Таджикские представители народности живут в населенных пунктах Варзоб, Хисор, Пенджикент, Шахринав, Турсунзаде.

В России, согласно данным переписи населения 2020 года, проживает всего 12 представителей этого народа: 5 в Новосибирской области, 2 в Московской области и по представителю в Марий Эл, Пермском крае, Оренбургской, Саратовской и Челябинской областях. 

Религия

Люли считают себя мусульманами-суннитами, на практике слабо представляя особенности веры. Одна из неукоснительно соблюдаемых мусульманских традиций в среде люли — обрезание. Большинство не соблюдает намаз, мусульманские посты, не отмечает религиозные праздники. Из-за повальной неграмотности (школьное образование получило порядка 10–30% представителей народности) люли не читали Коран. Женщины не закрывают лицо, обладают гораздо большей свободой по сравнению с мусульманками Средней Азии. Они свободно вступают в беседу с мужчинами, вмешиваются в общие разговоры, сидят за общим столом, участвуют в решении общественных вопросов.

Язык

Язык бытового общения люли различается в зависимости от региона проживания. Основная часть народа двуязычна: владеет таджикским (иранские корни) и узбекским (тюркская основа) языками. В языке люли присутствует незначительный пласт лексики цыган рома. Многие люли в значительной степени овладели русским, поскольку приезжают в Россию на сезонные заработки.

Особенно интересен собственный, известный исключительно люли, тайный язык, называемый «арабча», «лавзи мугат». Суть языка состоит в замене общеупотребительных местных слов на видоизмененную лексику других языков. Он создан для того, чтобы окружающие не понимали сути разговора, что позволяет тайно обсуждать друг с другом собственные дела. Факт использования тайного языка — один из важнейших культурных аспектов, указывающий на связь люли с другими цыганскими группами.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

Одежду люли переняли у таджикского и узбекского населения. Мужчины носят халаты и широкие штаны, на голову надевают тюбетейки, на которые наматывают чалму. В женском костюме отсутствуют характерные для европейских цыган широкая юбка и шали. Костюм среднеазиатской цыганки отличается от узбекского только большим предпочтением к ярким расцветкам, необычным по пестроте и сочетанию цветов. Цыганки имеют большую склонность к различным украшениям — кольцам, серьгам, браслетам, ожерельям, но и эти предметы утратили национальное своеобразие. Голову покрывают платком, паранджу и чачван не носят. Сегодня чаще покрывают голову на мусульманский манер, поскольку это приносит больший доход при попрошайничестве.

Тaтуировки

Люли наносят татуировки на лицо, руки, ноги и иногда на грудь. Это означает их принадлежность к цыганам и отличает от узбечек или таджичек. В основном мугаты украшают себя точками, кругами; встречаются крест, полумесяц, но в основном это точки. Эта традиция пришла из Индии — те цыгане, которые пришли с Бабуром, обладали этими татуировками, и теперь их сохраняют много поколений. Но сейчас эта традиция уже исчезает. Татуировки остались в основном у женщин после 60 лет. Молодежь их делать не хочет. 

Быт

Семейный уклад

Браки заключались, как правило, внутри табора, на сторону девушку отдавали редко. Выходили замуж рано — в 12–15 лет. У люли/джуги было распространено многоженство. После появления первого ребенка справлялся обряд лачак бандон — повязывание головного убора замужней женщины. На сбор подаяния цыганка обычно выходила только после совершения этого обряда.

Женщины, по сравнению с окружающими мусульманками, были более свободны, не носили паранджу и чачван. На пирушках мужчины и женщины праздновали вместе, женщины не стеснялись посторонних мужчин, не прятались от них, свободно включались в мужской разговор, что среднеазиатский этикет категорически запрещает. В семьях было много детей, но детская смертность была высокой.

Возраст совершеннолетия наступает в 16 лет: с этого времени юноша может официально выбрать жену, попросить благословения родителей на брак. На практике брачный возраст наступает раньше, с 13–15 лет. Известны случаи женитьбы детей в возрасте 10–12 лет.

Существуют разные формы брака:

1.    По сговору — традиционный вариант. При наступлении брачного возраста юноша указывал родителям понравившуюся девушку. Если родственников кандидатура невесты устраивала, в дом потенциальной супруги направляли сватов. Родня невесты смотрела в первую очередь на благосостояние семьи жениха. Если материальное положение устраивало, оговаривали размер выкупа, назначали день свадьбы.

2.    Сбеганием. К этому варианту прибегают в случае, когда обе семьи не согласны на брак. После сбегания влюбленные прячутся в доме родственников жениха, у друзей. Даже после одной ночи, проведенной в таком положении, девушка считается опороченной, поэтому у родителей не остается иного выхода, как согласиться на брак. Воздействием на родных жениха выступает старейшина рода. Согласно традиции, мужчина, пообещавший женщине верность в любви, должен отвечать за слова.

3.    Люлечный, обменный брак. Иногда родители сватают детей в детском, младенческом возрасте, а впервые молодожены видят друг друга лишь на свадьбе. Практиковался обмен детьми из семьи в семью, что позволяло избежать уплаты выкупа.

свaдьбa.jpg

Источник фото : dzen.ru 

Главой семьи люли считается мужчина, однако основным «добытчиком» выступает женщина. Ежедневно вместе с детьми жена уходит для сбора милостыни, мужчина занимается домом. Детей с раннего детства приучают к попрошайничеству: чем раньше ребенок научится себя кормить, тем лучше. Девочки занимаются промыслом на протяжении всей жизни, мальчики с 12 лет остаются дома с отцом. Даже во время свадебной церемонии невеста клянется «кормить и обеспечивать мужа до последнего вздоха».

Все изменилось с приходом девяностых. В городах меньше стали давать милостыню женщинам-цыганкам, и мужчины вышли на заработки: стали собирать металлолом, макулатуру, пластмассу, пластиковую тару. Многие целыми семьями стали ездить на заработки в соседние Казахстан и Россию, где устраивались на сезонную работу: мужчины — дворниками, садовниками, разнорабочими; женщины — на сбор фруктов и овощей, помощницами по хозяйству.

Занятия

Основным занятием люли во все времена выступало попрошайничество. У народа существует легенда: когда Аллах раздавал народам богатство, мугат золота не досталось, поэтому люли просят причитающуюся часть у других. Зазорным занятие народ не считает, воспринимая его как работу. Исследователи придерживаются двух основных версий относительно подобной черты менталитета:

•    Люли — выходцы из низших индийских каст, исторически живших подаяниями.

•    В древнеиндийских верованиях одаривание просящих благотворно влияло на карму. Поскольку люди обязаны давать, значит, должна существовать каста, принимающая милостыню.

Несмотря на версию происхождения люли от индийских артистов и музыкантов, в отличие от цыган рома, народ не зарабатывает на жизнь выступлениями. Основным занятием цыган-мужчин в северных районах Средней Азии было разведение и торговля лошадьми, они также делали разные изделия из конского волоса, в первую очередь чачван (сетки, которыми закрывались лица среднеазиатских мусульманок). Кое-где держали борзых собак и торговали их щенками. Кроме того, люли/джуги специализировались в деревообрабатывающих ремеслах — изготовлении деревянных ложек, чашек, другой мелкой хозяйственной утвари. В южных районах Средней Азии мужчины были ювелирами, мастерили браслеты, колечки, сережки и пр., иногда ремонтировали металлическую и деревянную посуду.

Женщины-цыганки занимались мелкой бакалейной торговлей — продавали парфюмерию, нитки, иголки и пр., а также ремесленные изделия своих мужей. Они же, точнее некоторые из них, занимались гаданием на зеркале и чашке с водой, ворожбой — предсказывали будущее, определяли место, где могут находиться потерянные вещи и т.д. Среди них были те, кто занимались врачеванием (в частности кровопусканием), и население охотно шло к ним лечиться. В некоторых таборах женщины шили тюбетейки и пояса.

scale_1200 (10).webp

Источник фото : dzen.ru 

Жилье

Традиционно они вели бродячий образ жизни, кочуя таборами (туп, тупар) от 5–6 до 10–20 шатров, останавливаясь близ деревень и живя в одном месте 3–5 дней. Летний шатер представлял собой обычный навес для тени, который держался на одном шесте. Зимний шатер (чадыр) состоял из бязевого полотнища, накинутого на 2–3 вертикальных шеста, края полотнища укреплялись на земле колышками. Для обогрева служил костер, раскладываемый в шатре в небольшом углублении ближе к выходу. Предметы обихода — кошмы, одеяла, деревянная посуда — были приспособлены к перекочевкам. У каждой семьи была лошадь.

Зимой люли нередко арендовали дома или хозяйственные постройки у жителей какого-нибудь кишлака. Во многих среднеазиатских городах были целые кварталы или пригородные поселки, которые образовались из таких зимовок. Были также селения — например, Мультани-кишлак в окрестностях Самарканда — где на зиму собиралось до 200 цыганских семей. Постепенно они превратились для многих люли/джуги в места постоянного проживания.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения