Источник фото : javr.ru
Чамалалы — небольшой по численности субэтнос аварцев. Их относят к андийским народам, проживающим на Кавказе. До сих пор чамалалы остаются самым малочисленным народом современного Дагестана. Сами чамалалы называют себя «нама ига», что в переводе с их языка означает «высушенная курага».
Истоки происхождения чамалалов до конца не известны. Из исторических источников известно, что изначально чамалалы были частью военной федерации Дидури, а позже присоединились к военно-политическому союзу Дидо.
С VIII по IX век на территорию чамалалов постепенно проникает ислам. В это же время миссионеры из Грузии начали проповедовать христианство, однако эта религия прочно не укоренилась. В XIII–XIV столетиях народ всё больше перенимал традиции и обычаи суннитского ислама, однако только спустя несколько веков эта религия стала общепринятой.
В ранний период своего существования (VI–XI вв. н.э.) чамалалы были тесно связаны с аварскими государствами: часть из них находилась под властью Аббасидского халифата и Ширвана, другая — под покровительством Аварского ханства. Это частично сформировало культуру и историю этноса. Впоследствии чамалалы организовали независимое «свободное общество», просуществовавшее многие столетия.
Только в XVIII веке встречается первое упоминание «чамалал» в письменных источниках. В состав «свободного общества» входили различные поселения: Гадиринское, Гакваринское, Цумадинское, Гигатлинское, Кенхинское. Управлялись они выборными старшинами.
В 1837 году чамалалы вошли в состав имамата Шамиля. После Кавказской войны, проходившей под предводительством Шамиля, их земли были присоединены к России и находились под управлением Каратино-Технуцальского участка Андийского округа.
До Кавказской войны чамалалы в большинстве своём были неграмотными; лишь некоторые мусульманские наставники могли свободно читать и писать по-арабски. После создания Советского Союза чамалалы начали обучаться в общеобразовательных школах; обучение проводилось на русском и аварском языках.
В 1929 году был образован Цумадинский район, включивший большинство поселений чамалалов. Посёлок Кенхи и прилегающие к нему территории вошли в состав Чечни. Такое административное разделение привело к возникновению этнических трудностей: ассимиляции с окружающими народами, утрате народных ценностей, быта, культуры и обычаев.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории Российской Федерации проживает 91 представитель данного народа. Чамалалы небольшими группами проживают на территории Дагестана. Большая их часть размещена в Цумадинском районе и Шаройском районе (Чечня). Территория их обитания простирается от левого берега реки Андийское Койсу до Андийского хребта южного склона.

Источник фото : dzen.ru
Чамалалы исповедуют преимущественно ислам суннитского направления. Сунниты свято почитают пророка Мухаммеда и его сунны (поступки и мудрые высказывания). Также они строго придерживаются религиозных традиций. Некоторые чамалинцы исповедуют шафиитский мазхаб — одно из направлений в исламе. При принятии решений по спорным вопросам они опираются на Коран, высказывания пророка Мухаммеда и мнения его сподвижников.
Тем не менее, у некоторых чамалалов сохраняются доисламские верования: они верят в горных духов, исполняют обряды, связанные с природными явлениями, и обращаются к знахарям.
Язык чамалалов относится к андийской подгруппе нахско-дагестанской языковой семьи. Считается, что он образовался от дагестанского праязыка ещё за несколько тысячелетий до н.э. Чамалинский язык делится на диалекты: гакваринский и гигатлинский.
На гакваринском диалекте говорят жители посёлков Верхней и Нижней Гаквари, Агвали, Цумады, Ричаганих, Гадыри, Кванхи. Гигатлинский диалект распространён в небольших поселениях Гигатль и Гигатль-Урух.
Чамалалы — бесписьменный народ. Для них характерно трёхъязычие. Дети, достигшие школьного возраста, изучают аварский язык, затем на его основе — русский, а на базе русского — один из иностранных языков. Чамалинский язык используется преимущественно в быту; его словарный запас постепенно сокращается.
Несмотря на трудности, чамалалы занимают достойное место среди дагестанцев в создании и приумножении национального богатства своей республики.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории Российской Федерации чамалинским языком владеют 4 926 человек, из них 4 417 используют его в повседневной жизни.
Большинство обрядов очень схожи с традициями других дагестанских народов, однако есть и свои особенности. Например, согласие невеста давала только после третьей встречи со сватами. «Закрепление» соглашения для свадьбы подтверждалось сестрой жениха, которая приносила невесте кольцо и серьги. После этого жених с тремя родственниками приходил с бараном, на котором везли платье и платок для невесты. Во время свадьбы было принято выкупать невесту.
По свадебной традиции невеста должна была показать, что не желает покидать родительский дом, а подружки невесты привязывали к костюмам друзей жениха различные лохмотья и высмеивали их. В родительском доме невесты проводился розыгрыш, при котором «выбиралась» невеста: её вместе с другими девушками одевали одинаково, и один из друзей жениха должен был угадать, кто из них невеста. Если он ошибался, то платил штраф. Другой друг жениха мог шутить с девушками и подшучивать над гостями и родственниками со стороны жениха, а также давать деньги девушкам во время разговора.
По окончании свадьбы, когда невесту забирали в дом жениха, её подружки начинали бить друзей жениха деревянными ложками, могли разрывать на них одежду и оставлять царапины.
Во время свадьбы лицо невесты смазывали курдючным жиром и приговаривали: «чтобы выиграла в хозяйстве и проиграла мужу». Чамалалы верят, что это помогает защитить невесту от зла и привлечь достаток в будущий дом. Жених и невеста активно участвовали в торжествах, что не принято у многих других народов Дагестана.
Во время беременности и родов существовало множество запретов и обрядов, которым должны были следовать родственники и сама беременная женщина. Все желания роженицы беспрекословно выполнялись. Если рождался мальчик, устраивалось пиршество; если девочка — событие могло пройти незамеченным.
Погребальные обряды у чамалалов проходят согласно традициям ислама. Похороны устраиваются в день смерти, если человек умер до обеда; если после обеда — на следующий день.
Если умирал молодой человек, близкие женщины выражали глубокую скорбь. Плакальщицами выступали матери или женщины, недавно потерявшие родных, особенно сыновей. Во время похорон траур выражался соболезнованиями и плачем; женщины надевали чёрную одежду, мужчины не брили бороду и одевались в повседневную одежду. Также старший родственник умершего мог отложить любое торжество во всём селении. Исключением было только совпадение дня траура со свадьбой: если из других посёлков уже приехали гости, животные были зарезаны, а хлеб испечён, старший родственник покойного обращался к отцу жениха и разрешал провести торжество.
Существенным элементом культуры чамалалов является народная медицина. В ней широко использовались лекарственные травы: зверобой, тмин, чабрец (тимьян ползучий), крапива, конский щавель, мята и др. Распространено было также знахарство. Знахарями выступали в основном служители религиозного культа, а также некоторые сельчане, разбиравшиеся в психологии людей. Основной метод лечения заключался во внушении и самовнушении; он имел форму психотерапии и носил магический характер.
Мужской костюм включал длинную нижнюю рубашку, штаны, шубу или безрукавку, куртку с рукавами, папаху из овчины, бурку, а также обувь из войлочного материала или сыромятной кожи. Зимой надевались вязаные носки из натуральной шерсти. Также неотъемлемыми элементами были бешмет и черкеска.
Женский костюм состоял из длинной нательной рубашки, поверх которой надевалось платье из тёмного материала и штаны. На голову обычно надевали платки или чухту. Женщины-чамалалы особенно любили украшения: серебряные монеты, серьги, цепочки из серебра и меди, подвески на шею, бусы из натуральных камней, вышивки на платьях, яркие широкие пояса, браслеты на запястья — медные, серебряные или стальные. Каждое украшение имело эстетическое или религиозное значение.
Мужчины также украшали себя. Основным атрибутом был кинжал за поясом. Также характерны узкие пояса из меди или серебра, а на черкеске — газыри (цилиндрические пороховницы).

Источник фото : www.culture.ru
Для чамалалов характерен скотоводческо-земледельческий тип хозяйства, в котором преобладает отгонное овцеводство, а земледелие играет второстепенную роль. Традиционно сеяли озимый ячмень, озимую пшеницу, а с XIX века — кукурузу.
Собственного хлеба на целый год не хватало, и его приобретали на низменностях, обменивая на продукты животноводства (сыр, масло, шкуры и т.д.). В горной долине было развито садоводство (яблоки, груши, сливы, абрикосы, хурма) и частично виноградарство. Большинство продуктов садоводства и виноградарства шли на обмен на хлебопродукты. В XIX веке стало развиваться огородничество; его продукция (чеснок, лук, перец, капуста, тыква, помидоры, огурцы) использовалась исключительно для собственных нужд.

Источник фото : tass.ru
Высшим органом власти являлся сельский сход, на котором решались все важные вопросы. Право голоса на сельском сходе имели все мужчины, достигшие 16-летнего возраста.
Судопроизводство осуществляли местные духовные лица на основании норм адата и шариата. Главной задачей суда было примирение сторон, поэтому он назывался третейским, или маслагатным. Вопросы семейно-бытового характера решались на основе шариата, остальные — по адату.
Значительное место в общественной жизни занимал обычай взаимопомощи. Он практиковался при строительстве дома, уборке урожая, пахоте, свадьбе и других трудоёмких работах. Важным элементом общественных отношений было гостеприимство. Каждый горец рад гостю в любое время года и суток, откуда бы тот ни явился. Существовал свод нравственных и этикетных норм по приёму и проводам гостей, направленный на удовлетворение потребностей пришедшего и помощь в решении его задач.
В формах семьи преобладала малая двухпоколенная нуклеарная семья со средним составом в четыре–пять человек. Предпочитались родственные, в том числе кузенные браки (эндогамия). Женщина в семье обладала правами почти наравне с мужчиной. В семейных отношениях существовали строгие этикетные нормы подчинения младших старшим и женщин — мужчинам.
Было развито также куначество. Кунак — почти родственник, разделяющий с семьёй радость и горе; как член семьи он может в любое время прийти в дом без предупреждения, и это отмечается торжественно. Кунаки бывают наследственные и вновь приобретённые. Они часто обмениваются дорогими подарками и называют своих детей именами кунаков.
Поселения чамалалов можно разделить на два типа: гьа (крупные посёлки) и авал (окружающие хутора).
Крупные посёлки изначально представляли собой «свободные общины», где жизнь была более упорядоченной и организованной. Здесь существовало местное управление во главе с главой общины, проводились собрания для мужчин, строились мечети и кладбища. К крупным посёлкам относятся Верхнее и Нижнее Гаквари, Гигатли, Гадири, Кенхи, Цумада, Ричаганих и Агвали.
В хуторах часто оседали люди, переселившиеся из крупных посёлков. Постепенно такие хутора разрастались и могли стать отдельными общинами. Так произошло с хуторами Агвали, Цумада и Урух. Вокруг крупных посёлков расположились такие поселения, как Гигих, Гавутли, Гачитли, Цуйди, Баглахатли, не имеющие отдельных мест для захоронения, собраний и мечетей. Вопросы, касающиеся жизнедеятельности общины, решались на общих собраниях с участием глав семейств. Образование хуторов и небольших поселений способствовало освоению новых территорий, что положительно влияло на экономическое положение горцев.
Крупные сёла и хутора имеют кучевой тип расселения, который делится на горный и горно-долинный. Горные поселения компактны и скучены, с преимущественно вертикальной застройкой. Планировка строений — ступенчатая, а в новых районах — горизонтальная на ровной поверхности. В горно-долинных поселках дома строятся горизонтально и компактно по отношению друг к другу. Жители стремятся максимально использовать ровные участки земли.
В древности чамалалы строили одноэтажные дома с одной большой комнатой, выполнявшей функции кухни, спальни, прихожей и гостевой. Сегодня дома чамалалов двух- или трёхэтажные. Каждый дом имеет свою особенность; в архитектуре нет однообразия.
По мере увеличения числа членов семьи растёт и количество этажей и комнат. Первый этаж традиционно отводился для скота, а последний использовался как сарай. Постепенно чамалалы начали строить отдельно стоящие сараи, которые также служили для приготовления еды и напитков.
Форма дома преимущественно квадратная или в виде буквы «П». Некоторые дома строились с лоджией для гостей, другие — с высокими консолями. Благодаря техническому прогрессу изменился облик жилищ: входные двери стали более просторными, окна — большего размера. Для строительства использовались дерево, камень и глина. Современные дома часто возводятся из самана, что широко распространено среди народов Дагестана.

Источник фото : blog.welcomedagestan.ru
Кухня чамалалов также представляет интерес. Традиционное повседневное блюдо — хинкал, часто с фасолью и горохом. Основой питания является хлеб, который выпекают из пшеничной, кукурузной и ячменной муки. Раньше его готовили на плоской плите из раскалённого камня, сегодня чаще жарят лепёшки на сковороде. Чамалалы любят хлебные лепёшки с картофелем, мясом, сыром, творогом и крапивой. Женщины часто готовят для детей каши из муки с молоком или на воде, а также из толокна. Для гостей иногда готовят урбеч.
Чамалалы привыкли заготавливать и хранить продукты: сушили мясо, делали домашнюю колбасу, сушили лечебные и полезные травы. Из напитков варили хмельную бузу, которую хранили в бочках.
Кухонный инвентарь преимущественно изготавливался из дерева местными плотниками. В быту до сих пор используются деревянные ложки, шумовки, миски и большие ёмкости для замеса теста. Также применяется металлическая посуда, приобретаемая на рынках в Хунзахе, Агвали, Ботлихе или Темир-Хан-Шуре. Металлический кухонный инвентарь принято развешивать на стене, что придаёт помещению уникальный горский интерьер.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения