Чамалалы – небольшой по численности субэтнос аварцев. Их относят к андийским народам, проживающим на Кавказе. До сих пор чамалалы остаются самым малочисленным народом современного Дагестана. Сами чамалалы называют себя «нама ига», что в переводе с их языка означает «высушенная курага».
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Российской Федерации проживает 91 представитель данного народа. Чамалалы небольшими группами проживают на территории Дагестана. Большая их часть разместилась в Цумадинском районе и Шаройском районе (Чечня). Территория их обитания простирается от левого берега реки Андийское Койсу до Андийского хребта южного холма.
Чамалалы исповедуют преимущественно ислам суннитского направления. Сунниты свято почитают пророка Мухаммеда и его сунны (поступки и мудрые высказывания). Также они строго придерживаются религиозных традиций и участвуют в выборе главы народа - халифа. Некоторые чамалинцы исповедуют Шафиитский мазхаб, это одно из направлений в исламе. Для принятия любого решения в спорных вопросах они используют Коран, высказывания пророка Мухаммеда и спрашивают мнения активных последователей пророка Мухаммеда.
Тем не менее, некоторые чамалалы до сих пор верят в горных духов. Они исполняют языческие обряды и верят в знахарство, гадание и магию, а также проводят специальные ритуалы для вызова солнца и дождя.
Язык чамалалов относится к андийской подкатегории нахско-дагестанской группы языков. Считается, что язык образовался от дагестанского праязыка еще за несколько тысячелетий до н.э. Чамалинский язык разделяется на диалекты: гакваринский, гигатлинский.
На первом говорят жители поселков Верхней и Нижней Гаквари, Агвали, Цумада, Ричаганих, Гадыри, Кванхи. Второй распространен в небольших поселениях Гигатль и Гигатль-Урух.
Чамалалы - бесписьменный народ. Для них характерно трехъязычие. Дети, достигшие школьного возраста, изучают аварский, затем на его основе - русский и наконец на базе русского - один из иностранных языков. Чамалальский язык превратился в чисто бытовой, он оскудевает, становится беднее его словарный фонд. Несмотря на трудности, чамалалы занимают достойное место среди дагестанцев по созданию и умножению национального богатства своей республики.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Российской Федерации чамалинским языком владеют 4 926 человек, 4 417 используют его в повседневной жизни.
Большинство обрядов очень схожи с традициями других дагестанских народов, однако есть и свои отличия. Например, согласие невеста давала только после третьей встречи со сватами. «Закрепление» соглашения для свадьбы подтверждалось сестрой жениха, которая приносила невесте кольцо и серьги. После этого жених с тремя родственниками приходили с бараном, который вез на себе платье и платок для невесты. Во время свадьбы было принято выкупать невесту. По свадебной традиции невеста должна была показать, что она не желает покидать родительский дом, а подружки невесты привязывали к костюмам друзей жениха различные лохмотья и высмеивали их. В родительском доме невесты проводился розыгрыш, при котором «выбиралась» невеста. Невесту вместе с другими девушками одевали одинаково, и один из друзей жениха должен был угадать, где невеста. Если он указывал на девушку и не угадывал, то платил деньги за проигрыш. Другой друг жениха мог шутить с девушками и подшучивать над гостями и родственниками со стороны жениха. Также он мог давать деньги девушкам во время разговора. По окончании свадьбы, когда невесту забирали в дом жениха, ее подружки начинали бить друзей жениха ложками из дерева, могли разрывать на них одежду и расцарапывать лицо.
Во время свадьбы лицо невесты смазывали курдючным жиром и приговаривали: «чтобы выиграла в хозяйстве и проиграла мужу». Чамалалы верят, что это помогает защитить невесту от зла и привлечь достаток в будущий дом. Жених и невеста активно участвовали в торжествах, что не принято у многих других народов Дагестана.
Во время беременности и родов было очень много различных запретов и обрядов, которым должны были следовать родственники и сама беременная женщина. Все желания роженицы беспрекословно выполнялись. Если рождался мальчик, то устраивалось пиршество, а если девочка, то такое событие могло пройти незамеченным.
Погребальные обряды у чамалов проходят согласно традициям ислама. Похороны устраиваются в день смерти, если человек умер до обеда; если после обеда, то на следующий день.
Если умирал молодой человек, то матери и сестры покойного занимались самоистязанием, вплоть до явных увечий. Плакальщицами были матери или женщины, которые недавно потеряли родных, особенно если это были сыновья. Во время похорон траур выражался соболезнованиями и плачем, женщины надевали черную одежду, мужчины не брили бороду и одевались повседневно. Также старший родственник умершего мог отложить любое торжество во всем селении. Исключением было только если с днем траура совпадала свадьба: когда из других поселков уже приехали гости, животные были уже зарезаны, а хлеб испечен, старший родственник покойного шел к отцу жениха и разрешал проводить торжество.
Существенный элемент культуры чамалалов - народная медицина. В ней широко использовались лекарственные травы: зверобой, тмин, чабрец (тимьян ползучий), крапива, конский щавель, мята и др. Широко было распространено и знахарство. Знахарями выступали в основном служители религиозного культа, а также некоторые сельчане, разбиравшиеся в психологии простых людей. Основной метод лечения заключался во внушении и самовнушении; он имел форму психотерапии и принимал магическую окраску.
Для мужчин костюм составлял нижнюю длинную рубашку, штаны, шубу или куртку без рукавов, куртку с рукавами, папахи из овчины и бурки, обувь из войлочного материала или сыромятной кожи. Зимой надевались вязаные носки из натуральной шерсти. Также незаменимыми оставались бешметы и черкески.
В женский костюм входили нательная длинная рубашка, на которую надевалось платье из темного материала, и штаны. На голову обычно надевались платки или чухта. Женщины-чамалалы очень любят различные украшения. Это могли быть монеты из серебра, серьги, цепочки из серебра и меди, подвески на шею, бусы из различных видов натуральных камней, вышивки на платьях, широкие яркие пояса, браслеты на запястье – медные, серебряные или стальные. Каждое украшение имело эстетическое или религиозное значение.
Мужчины также украшали себя. Основным атрибутом был кинжал за поясом. Также для мужчин характерны узкие пояса из меди или серебра, на черкеске – газыри (цилиндрические пороховницы).
Для чамалалов характерен скотоводческо-земледельческий тип хозяйства, в котором преобладает отгонная форма овцеводства, а земледелие играет второстепенную роль. Традиционно сеяли из зерновых: озимый ячмень, озимую пшеницу, кукурузу (начиная с XIX в.).
Своего хлеба на целый год не хватало, и его приобретали на низменности, обменивая на продукты животноводства (сыр, масло, шкуры и т.д.). Развито было в горной долине и садоводство (яблоки, груши, сливы, абрикосы, хурма), и частично виноградарство. Большинство продуктов садоводства и виноградарства шли на обмен на хлебопродукты. В XIX в. стало развиваться и огородничество, продукты которого целиком использовались для своих нужд (чеснок, лук, перец, капуста, тыква, помидоры, огурцы).
Высшим органом власти являлся сельский сход, на котором решались все важные вопросы. Право голоса на сельском сходе имели все мужчины, достигшие 16-летнего возраста.
Судопроизводство осуществляли местные духовные лица на основании норм адатов и шариата. Главной задачей суда было примирение тяжущихся сторон, поэтому он назывался третейским, маслагатным. Вопросы семейно-бытового характера решали на базе шариата, а все остальные - адата.
Значительное место в общественной жизни занимал обычай кровной мести, выступавший с древнейших времен регулятором взаимоотношений между разными общинами и отдельными лицами. Кровная месть соблюдалась неукоснительно при преднамеренном убийстве, нанесении оскорбления, вредительстве. Она распространялась на мужскую часть родственников от 16 до 60 лет.
В общественной жизни большая роль отводилась обычаю взаимопомощи. Он практиковался при строительстве дома, при уборке урожая, пахоте, свадьбе, во всех трудоемких работах. Важным звеном в сфере общественных отношений было гостеприимство. Каждый горец рад гостю в любое время года и суток, откуда бы он ни явился. Существовал свод нравственных и этикетных норм по приему и проводам гостей, призванный удовлетворить потребности пришедшего, помочь ему решить задачу, ради которой он прибыл в данный населенный пункт.
В формах семьи преобладала малая двухпоколенная нуклеарная семья. Средний состав ее четыре-пять человек. Предпочитали родственные, в том числе кузенные браки (эндогамия). Женщина в семье обладала правами почти наравне с мужчиной. В семейных отношениях существовали строгие этикетные нормы подчинения младших старшим, женщин - мужчинам.
Было развито также куначество. Кунак - почти родственник, который разделяет с семьей радость и горе; как член семьи он может в любое время прийти в дом без предупреждения, и это отмечается весьма торжественно. Кунаки бывают наследственные и вновь приобретенные. Они часто обмениваются дорогими подарками, называют своих детей именами своих кунаков.
Поселения чамалалов можно разделить на два типа: гьа (крупные поселки), авал (окружающие хутора).
Крупные поселки в самом начале были «свободными общинами», где жизнь была более упорядоченной и организованной. Здесь было местное управление главой общины, также постоянно устраивались собрания для мужчин, строились мечети и кладбища. К крупным поселкам можно отнести Верхнее и Нижнее Гаквари, Гигатли, Гадири, Кенхи, Цумада, Ричаганих и Агвали.
В хуторах часто оседали люди, которые переселились из крупных поселков. Постепенно такие хутора разрастались и могли стать отдельными общинами. Так произошло с хутором Агвали, Цумада и Урух. Вокруг крупных поселков расположились такие поселения, как Гигих, Гавутли, Гачитли, Цуйди, Баглахатли, не имеющие отдельно отведенного места для захоронения умерших, мест для собраний и мечети. Если возникали какие-либо вопросы, относящиеся к устройству жизнедеятельности общины, то решались они на общих собраниях, где участвовали главы семейств. Образование хуторов и небольших поселений помогало осваивать новые территории, что положительно влияло на экономическое состояние горных жителей.
Крупные села и хутора имеют кучевой вид расселения, который разделяется на горный и горно-долинный тип. Горные поселения достаточно компактные и скученные, имеют преимущественно вертикальную застройку. Планировка строений ступенчатая, а в новых районах горизонтальная на ровной поверхности. В горно-долинном поселке дома строятся горизонтально и компактно по отношению один к другому. В таких районах горные жители стараются полностью занять ровную поверхность.
В древности чамалалы строили одноэтажные дома с одной большой комнатой, которая выполняла роль кухни, спальни, прихожей и гостевой. Сейчас дома чамалалов двух- или трехэтажные. Каждый дом имеет свою особенность, у народа нет однообразия в строительстве жилых домов.
По мере увеличения количества членов семьи увеличивается и количество этажей и комнат. В доме первый этаж отводился для скота, а последний использовался как сарай. Постепенно чамалалы начали строить отдельно стоящий сарай, который использовали еще и для приготовления еды и напитков.
Форма дома преимущественно квадратная или в виде буквы П. Некоторые дома строились с лоджией для гостей, другие с высокими консолями. Благодаря прогрессу изменился вид домов. Входные двери стали более просторными, а окна больших размеров. Для строительства использовались различные материалы, включая дерево, камень и глину. Современные дома строятся из самана, что достаточно сильно распространенно у народов Дагестана.
Не менее интересна кухня чамалалов. Традиционное блюдо на каждый день – хинкал, часто с фасолью и горохом. Основная еда для народа - хлеб. Его выпекают из различных сортов муки: пшеничной, кукурузной и ячменной. Для этого используют плоскую плиту из раскаленного камня. Сегодня хлебные лепешки жарятся на сковородке. Также чамалалы любят хлебные лепешки с картошкой, мясом, сыром, творогом и крапивой. Женщины очень часто готовят для детей каши из муки с молоком и на воде. Принято варить каши из толокна. Иногда для гостей готовится урбеч.
Чамалалы привыкли заготавливать и хранить продукты питания. Например, всегда сушилось мясо, делалась домашняя колбаса, сушились различные лечебные и полезные травы. Из напитков в бочках делали хмельную бузу.
Кухонный инвентарь преимущественно изготавливался из дерева местными плотниками. В быту до сих пор используются деревянные ложки, шумовки, миски и большие посудины для замеса теста. Также используется металлическая посуда, которую можно купить на рынках в Хунзахе, Агвалии, Ботлихе или Темир-Хан-Шуре. Металлический кухонный инвентарь принято развешивать на стене, что придает помещению уникальный горский интерьер.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.