1126
Черкесогаи

Источник фото : 4k-video.ru

История

Черкесогаи — самоназвание ветви армян, переселившейся в среду адыгов Северного Кавказа. Название сформировалось путём соединения этнонима «черкесы» с самоназванием армян — hay («хай»). 

Отдельные случаи миграции армян на Северный Кавказ известны ещё с I века до нашей эры, когда в регион пришли, а затем частично осели армянские легионы Тиграна Великого. 

Массовые переселения начались в VIII веке, после падения армянского государства под ударами арабов-мусульман. Огромное количество армян покинуло родные земли и укрылось в Византии, где образовало зависимые княжества. Со второй половины XI века территория Армении подверглась нашествию турок-сельджуков, что вновь вызвало массовую эмиграцию армянского населения — на север, в Грузию и на Северный Кавказ, а также на юг, в Киликию. В 1071 году, после битвы при Манцикерте, турками-сельджуками был создан султанат Рума, включавший всю Армению и внутреннюю часть Анатолии. В этих условиях усилилась миграция армян к прибрежным областям, поскольку армянское население подвергалось гонениям. 

Дальнейший отток армянского населения связан с татаро-монгольским нашествием и походами Тамерлана. В этот период земли, ранее принадлежавшие армянам, заселялись тюрками. Тамерлан переселил в Закавказье 50 000 семейств тюрков-каджаров, поселив их в Эривани, Гяндже и Карабахе. В последующие годы гонения продолжались. В это время Северный Кавказ, Предкавказье и особенно Крым стали одними из важных центров расселения армянского этноса. 

Однако и здесь армянам не было покоя: в 1475 году Османская империя захватила генуэзские колонии в Крыму и приступила к тюркизации и исламизации христианского населения. Армяне Крыма переселились в Молдавию и Польшу. Часть армян нашла убежище в горах Северного Кавказа, среди адыгов (черкесов), где в тот период ислам ещё не получил распространения. Черкесы приняли их гостеприимно, дали убежище и обещали защищать. В знак дружбы они предложили армянам в супружество своих дочерей. Армяне приняли это предложение, но с условием, чтобы жёны и дети исповедовали христианскую религию. Благодаря этому сообщество сумело сохранить определённые черты культурной самобытности вплоть до XIX века. 

В период проживания в Черкесии черкесские армяне или черкесогаи называли себя «эрмелы», но при этом чётко осознавали, что в культурно-бытовом отношении они резко отличались от остальных армян. Черкесогаи культурно и внешне стали похожими на адыгов (черкесов), отличаясь лишь тем, что в искажённой форме исполняли христианские ритуалы и использовали грузинские иконы. 

Со временем обстановка в регионах проживания черкесогаев осложнилась из-за культурной и религиозной пропаганды Османской империи. Часть армян начала переселяться ближе к российским границам. Российское правительство приветствовало такие инициативы, стремясь усилить христианизацию населения. 

Основание первого армянского поселения на Кубани относится к 1839 году. Переселение осуществлялось под прикрытием и при физической поддержке русских войск. Черкесогаям выделяли строительные материалы и инструменты. Новое селение они назвали Армавир в 1848 году — в честь древнего армянского города Армавир, бывшего столицей Армении в IV–II веках до н. э.

cherkesogai_3.jpg

Источник фото : dzen.ru

Территориальное расположение и численность

Наиболее масштабное переселение армян на Кавказ произошло в XV веке из Крыма. Миграция привела к образованию национальных аулов в горных районах современной Адыгеи и Краснодарского края, в пригородах современного Геленджика и в районе современной Анапы. 

Первое армянское поселение на Кубани было основано в 1839 году. Его защищали с трёх сторон глубокие рвы и вал; с четвёртой стороны естественной границей выступала река Кубань. В первый год в новое поселение переехало 120 семей, к 1840 году их число возросло до 400. К 1842 году в Армавире проживало около 1300 черкесогаев. После 1850 года царская администрация пришла к выводу, что переселение черкесогаев завершено, однако значительная их часть ещё оставалась в Черкесии. 

Переселением по собственной инициативе занялся адмирал Л. М. Серебряков, сам армянин по происхождению. Он намеревался поселить всех оставшихся в горах черкесогаев в Новороссийске, однако это удалось ему лишь отчасти. 

В 1848 году аул получил название Армавирского — в честь древней столицы армян. Через город была проложена железная дорога, активно развивались торговля, производство, культура и образование. За счёт притока украинских и русских мигрантов быстро росла численность населения. В 1914 году село получило статус города под названием Армавир, став центром концентрации диаспоры до настоящего времени. 

В 60–70-е годы отдельные группы черкесских армян обосновались в Екатеринодаре, Майкопе, Митровке, Ильинке, а также в Лабинском, Белореченском, Некрасинском, Темергоевском, Каргинском и Усть-Лабинском районах. В конце XIX века значительное количество черкесских армян сконцентрировалось недалеко от Армавира — на хуторе Романовский, около станции Кавказская. Отдельные семьи оказались и за пределами Кубани — в Астрахани и Москве. 

С одной стороны, переселение позволило черкесогаям избавиться от турецкого влияния и перебраться в более безопасные районы, но с другой стороны, в христианской среде они подверглись ассимиляции, чего не происходило в окружении адыгов. 

Точная численность черкесогаев неизвестна. По оценкам специалистов, число представителей этой группы во всём мире составляет порядка 100 000 человек. Большинство из них проживает в Майкопе и Армавире. На территории РФ в 2020 году зафиксировано всего 12 черкесогаев: 6 человек в Краснодарском крае, 4 — в Республике Адыгея, 1 — в Москве и 1 — в Брянской области. 

Установление точного числа черкесогаев затруднено тем, что многие представители этой группы во время переписей указывают себя как армян.

Крым в XVII веке.png

Источник фото : ru.ruwiki.ru

Религия

В обрядах черкесогаев тесно переплетались христианские и дохристианские элементы. В религиозной практике чётко прослеживается адыгское влияние, в результате чего сложился синкретический погребально-поминальный ритуал, сочетающий этнические и конфессиональные компоненты.

Христианское духовенство долгое время боролось с проявлениями языческих верований и добилось того, что в 1871 году по решению армавирского общества был запрещён ряд обрядов и обычаев нехристианского характера.

В общественно-семейной жизни черкесогаи соблюдали многие христианские праздники и посты. У них осталась армянской только религия, связывающая горских армян как национальную группу.

Долгое пребывание в черкесской среде и отсутствие собственного священника и церкви приводили к тому, что они не могли креститься в полном соответствии с обрядом: прикладывали руку ко лбу, совершали определённые движения у груди. Функции религиозного служителя выполнял староста аула.

Язык

Среди этнических групп армянского круга выделяются черкесогаи — армяне, говорившие когда-то по-адыгски. Двойственная природа этой группы выражена даже в её названии.

Переселившись в новый регион, армяне переняли черты культуры, быта и языка черкесов. Часть переселенцев сохраняла в семьях знание армянского языка и письменности. Однако подавляющее большинство горских армян в период трёхсотлетнего соседства с северокавказскими народами полностью перешло на адыгский язык. Сформировался особый этнолект, воспринимаемый как один из диалектов адыгского языка.

Традиционная и современная культура

Традиции и обряды

Свадебный обряд черкесогаев был схож со свадьбой у черкесов. За невесту полагался калым. Процесс обручения был прост: в дом невесты приходила девушка со стороны жениха и приносила яблоки на подносе. Если подарок принимали, начинали готовиться к свадьбе. 

Брачный наряд невесты состоял из шёлкового или шерстяного платья, круглой шапочки и черкесских украшений: серебряного пояса, браслетов, колец. Невесту наряжала одна из родственниц жениха. После церемонии венчания посредник со стороны жениха отводил невесту в дом мужа. 

Со дня замужества свобода женщины значительно ограничивалась. Она не должна была выходить из дома и избегала общения с посторонними мужчинами. Затворничество молодой женщины продолжалось до тех пор, пока её родители не устраивали торжественный приём в её честь. В ходе этого мероприятия делались подарки членам новой семьи, устраивалось богатое угощение. С этого дня женщине разрешалось посещать дома родителей и ближайших родственников. После рождения троих детей её семейный статус повышался. Если же она оставалась бездетной, то «сидела в доме мужа семь лет». 

Молодой женатый мужчина был значительно более свободен в своих поступках. По обычаю в течение некоторого времени он должен был избегать только тестя, пока последний не одаривал зятя (обычно конём) и не устраивал пышный обед. 

Смерть воспринималась черкесогаями как длительный, глубокий сон, что породило ряд обычаев, направленных на «пробуждение» покойного. В случае смерти было принято поднимать шум: били по деревянным доскам, трясли тело. Лишь убедившись в реальности смерти, начинали громко оплакивать умершего. 

Хоронили на второй день. Приглашались плакальщицы из числа близких родственниц, которые исполняли песни-плачи, воспевая лучшие качества покойного и рассказывая эпизоды из его жизни. Они царапали себе до крови лицо и грудь. Мужчины, которым по этикету предписывалась сдержанность, не проливали слёз, но в знак глубокой скорби наносили себе удары, оставлявшие заметные следы. 

Хотя похороны в целом соответствовали требованиям христианской религии, при их проведении исполнялось множество дохристианских обрядов. В течение первых трёх дней после похорон посещали кладбище ранним утром до рассвета, взяв с собой заранее испечённые пышки, которыми угощали прохожих. Поминки обязательно устраивали на четвёртый, седьмой, сороковой дни после похорон, а также в годовщину смерти и в поминальные дни, предусмотренные церковным календарём. В дни поминок одежду покойного вешали на стену и, прежде чем выпить за упокой его души, обливали её вином.

992x496.jpg

Источник фото : granmax.ru

Фольклор

В поэтическом творчестве народов Кавказа значительное место занимают эпические сказания. Древние эпические песни прочно вошли в национальное сознание. В армянских песнях отразились древние легенды и исторические события. Они распространялись вместе с лирическими народными песнями бродячими певцами — гусанами, игравшими на тавиге, сазе и других музыкальных инструментах. 

Патриотизм армян отразился в народном эпосе «Давид Сасунский», или «Сасунские дзуры» («Смельчаки из Сасуна») — национальном армянском эпосе, повествующем о длительной борьбе с арабским Халифатом. 

Разнообразны у народов Кавказа сказки, басни, легенды, пословицы, поговорки и загадки, отражающие все стороны народного быта. Особенно богат на Кавказе музыкальный фольклор.

1645451592_23-klublady-ru-p-obraz-kostyumi-cherkesov-natsionalnie-foto-28.jpg1645451644_53-klublady-ru-p-obraz-kostyumi-cherkesov-natsionalnie-foto-64.jpg

Источник фото : eurokat70.ru , ru.pinterest.com

Традиционный костюм

Мигрировавшие из Крыма армяне в течение первых десятилетий после переселения активно заимствовали черты материальной культуры горцев, включая особенности традиционного костюма. Мужчины стали носить бешметы, черкески, папахи и бурки, крой и цвет которых идентичны традиционным адыгским. Обувь шили из кожи и сафьяна. 

Исторические элементы национального армянского костюма дольше сохранялись у женщин. Базовый комплект составляли узкие штаны и длинная рубаха светлых оттенков, присборенная в области плеч. Поверх нательной одежды надевали просторную кофту из более плотной ткани тёмного цвета с грудными складками и рядом мелких пуговиц. Замужние женщины обязательно покрывали голову платком из тонкой материи. Праздничные наряды не отличались по крою, но шились из дорогих тканей: шерсти, шёлка, парчи.

1645451567_1-klublady-ru-p-obraz-kostyumi-cherkesov-natsionalnie-foto-1.jpg

Источник фото : dzen.ru

Национальные праздники

Новый год у черкесогаев назывался Тлеумсик, что означало «мясопуст». В этот период люди питались преимущественно бобовыми культурами. После Нового года отмечалось Рождество Христово. Праздник Сретение Господне на языке черкесогаев назывался Созерешь. Масленица — Угаг, пост — Угыг, длившийся 48 дней. 

Черкесскими армянами праздновались Вербное воскресенье (Гулигах) и Пасха (Удыш), во время которой не полагалось бить яйца. Седьмого апреля отмечался праздник Нагышатах, посвящённый Богоматери. 
Примечательно, что при доминировании христианских элементов в праздничной практике сохранились отголоски армянского народного календаря. Во время Великого поста ниткой привязывали лук к потолку, втыкали в него семь перьев, и самый младший ребёнок в семье каждую неделю доставал одно перо и выбрасывал его. Во время Пасхи этот лук клали в пасть жертвенного барана. 

В конце июля справляли праздник Псыутж, во время которого обливались водой. Своеобразным был праздник Сурб Акоба (Святого Якова), отмечавшийся в декабре. В этот день каждая семья резала столько петухов, сколько мужчин было в семье, плюс ещё одного — для Сурб Акоба. Число петухов должно было быть нечётным: если число мужчин вместе с Сурб Акобом оказывалось чётным, резали ещё одного петуха. Кровью петуха, приносимого в жертву Сурб Акобу, рисовали кресты на лицах детей, на двери курятника и на воротах дома. Мясо жертвенных петухов варили и обязательно угощали соседей и родственников. 

У черкесогаев зафиксированы несколько обрядов «вызывания дождя». Один из них заключался в том, что несколько пожилых женщин, накинув на себя железные цепи, трижды обходили церковь, поливая водой землю и обливая прохожих. 

Наиболее распространённым был следующий обряд: на две соединённые поперёк палки надевали женское платье так, чтобы получилось человекообразное чучело. Женщины и дети водили это чучело по дворам, где хозяева обливали водой всех участников и особенно само чучело. Обойдя таким образом все дворы поселения или квартала, дети направлялись к реке Кубани, куда и бросали чучело. У черкесогаев этот обряд был известен под названием Ханцегуашь. И название, и характер действия схожи с черкесским. 

Черкесогаи почитали деревья, поражённые молнией. В Армавире было три таких дерева. Вокруг стволов были обмотаны железные цепи, а в радиусе двух метров выставлены камни. К этим деревьям приходили в разных случаях, приводили жертвенных бычков и баранов, которых здесь же резали, варили и устраивали ритуальную трапезу, веря, что таким образом излечатся от болезней. Подобные обычаи зафиксированы у многих народов Кавказа, в том числе у армян и черкесов.

Быт

Семейный уклад

Мирное сосуществование армян и черкесов во многом объясняется схожестью семейного уклада, традиций, этического кодекса, норм и правил поведения. Селение было разбито на кварталы, в которых селились семьи, вышедшие из одних и тех же аулов. 

Традиционной формой семьи была патриархальная, где роль главы безоговорочно принадлежала мужчине. Он отвечал за безопасность, честь, достаток и благополучие близких, принимал важные общественные решения, и его слово было законом. 

Женщина занимала зависимое положение: по дому при мужчинах она ходила с закрытым лицом. Однако её почитали и уважали муж и дети. При женщине считалось неприличным сквернословить, хвалиться подвигами, выяснять отношения, драться или курить. Для горских армян величайшим позором считалось ударить жену или нанести ей физическую или моральную обиду. 

Женщина была хозяйкой дома, заправляла хозяйственными делами и занималась воспитанием детей. Несмотря на то, что женщинам запрещалось есть с мужчинами за общим столом и участвовать в разговорах, они обладали определённым влиянием в серьёзных вопросах. Так, известна традиция, согласно которой женщина могла прекратить любую драку, даже кровную месть, бросив между дерущимися платок. 

Особым уважением в семьях пользовались пожилые люди. Им отдавали лучшие места за столом, не садились раньше них, даже если занимали более высокое положение в обществе. За столом почести отдавались старшим хозяевам дома, несмотря на то, что подготовкой приёмов занимались невестки, а обеспечением семьи — сыновья. 

Как и у черкесов, девочку в возрасте 10–12 лет обычно одевали в кожаный корсет, который она не снимала до замужества. У черкесогаев одной из распространённых форм заключения брака в XIX веке был брак похищением. Лишь в редких случаях родня могла вернуть девушку в отцовский дом, но поскольку в таких случаях девушка считалась «опозоренной», это могло служить поводом для межродовых конфликтов.

Хозяйство

Одной из наиболее развитых отраслей экономики черкесогаев было коневодство. В 1876 году у черкесогаев Армавира насчитывалось 5746 лошадей. В основном разводили лошадей кабардинской породы.

Жилище

Наиболее распространённым типом жилища черкесогаев в Армавире был длинный дом, обычно состоявший из трёх комнат. Дома, как правило, были лёгкими: стены — плетёные, обмазанные глиной и известью. Крыши чаще были двускатные, крытые камышом и соломой, причём их края перекрывали боковые и торцовые стены, образуя навес вокруг дома. Пол обмазывали глиной, перемешанной с навозом. 

Внутри дом делился на мужскую и женскую половины. В женской половине жили также дети. В центре средней комнаты располагался открытый очаг. С очагом была связана специфическая утварь, главной из которой считалась очажная цепь, висевшая над огнём и воспринимавшаяся как главная домашняя святыня. У цепи приносили присягу, совершали обряды усыновления и излечения детей, использовали её в ритуалах защиты от эпидемий и вызывания дождя. Цепь хоронили вместе с последним умершим членом семьи.

photo_2023-08-01_20-32-50.jpg

Источник фото : multiurok.ru

Кухня
scale_1200.webp

Источник фото : coffee-learn.ru

Кукурузные лепёшки — традиционное блюдо черкесогаев. Они употребляли в пищу баранину, говядину и конину. Мясо обычно варили, а на зиму коптили. К столу подавали различные соусы с кислым молоком, чесноком, бульоном и т. д. Готовили молочные супы на кукурузной или пшеничной муке. Хлеба употребляли сравнительно мало; вместо него обычно готовили пастэ — густую просяную кашу, подававшуюся ко всем блюдам. 

Из молочных продуктов готовили мацун (кислое молоко), тан (пахту), масло, разные виды сыров и творог. 

Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса — каша с разваренным до волокон мясом, кюфта — мясные тефтели с крупой в супе, толма — овощные голубцы с мясом и крупой и др.

ариса.jpgкюфта.webp

Источник фото : traveling-forum.ru , eda.ru

Со второй половины XIX века, когда значительно расширилось земледелие, удельный вес земледельческих продуктов в рационе несколько возрос. Стали чаще употреблять кукурузные и пшеничные лепёшки маджодж. 
Любимыми блюдами черкесогаев были четлыпш (курятина с пшеничным и чесночным соусом) и лелепш (баранина с острым чесночным соусом). 

Разнообразны были сладости. Особенно принято было печь губыд, который готовили на низких круглых столиках. Также готовили фабе-халюв — густо сваренную крупную лапшу, предварительно поджаренную на подсолнечном масле и смешанную с мёдом. Из пшеничной муки делали шушук-курабье (с сахаром) и адыгы-курабье (с мёдом). 

В период интенсивных межэтнических контактов в рацион черкесогаев вошли русские щи, украинский борщ, калмыцкий чай и др. После переселения нахичеванских армян в Армавир черкесогаи освоили приготовление различных видов халвы, армянских супов и других блюд. Именно в этот период в их повседневность вошли толма и гата. 

Однако и в этот период заметно преобладали мясо-молочные продукты, что, вероятно, объясняется как устойчивостью традиционной системы питания, так и престижным характером таких продуктов в черкесской среде.

1626887210_31-kartinkin-com-p-blyuda-vostochnoi-kukhni-yeda-krasivo-foto-34.jpg

Источник фото : fonopad.ru

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения