Источник фото : kanash-info.ru
Чуванцы — малочисленная коренная народность Дальнего Востока и Сибири. Этноним русского происхождения, предположительно от названия реки Чаун. Коряки, ближайшие соседи чуванцев, называли их этылылгу, чукчи — этел. Это чукотское название со временем стало самоназванием чуванцев. Бытовало и другое самоназвание — чуванчи.
Первые упоминания о чуванцах в русских источниках относятся к XVII веку, где они фигурируют как одна из юкагирских народностей. В конце XVII — начале XVIII века они участвовали в военных походах вместе с казаками против коряков и чукчей, что способствовало сближению с русскими. В 1740–1750-х годах стойбища чуванцев и юкагиров подверглись нападениям чукчей, и значительная часть чуванцев переселилась в Анадырский острог. После его упразднения в 1770 году они перешли в Гижигу. В конце XVIII века столкновения с чукчами значительно уменьшились, что позволило чуванцам вернуться в район Анадыря. К концу XIX века они входили в число пяти обществ Анадырской округи.
В начале XIX века чуванцы разделились на две этнографические группы:
1. Кочевые, или «оленные», по культуре близкие к оленным чукчам и корякам;
2. Оседлые, которых также называли анадырцами или марковцами. Большинство из них подверглось значительной обрусевости.
В первые годы советской власти оседлых чуванцев-марковцев стали называть камчадалами, а термином «чуванцы» обозначали только кочевых. До 1989 года чуванцы не учитывались отдельно в переписях населения — их причисляли к чукчам или русским. Современные группы оседлых и кочевых чуванцев смешались как между собой, так и с соседними народами, однако продолжают сохранять свои культурные особенности.

Источник фото : touristmaps.ru
По данным переписи населения 2020 года, численность чуванцев на территории Российской Федерации составляет около 900 человек. Основная часть проживает на Чукотке (742 человека) — в районе Шелагского мыса, в бассейнах среднего и нижнего течения реки Паляваам, в верховьях Малого и Большого Анюя, рек Чаун, Амгуэма. Также чуванцы живут в Магаданской области (33 человека), Самарской области (25 человек), Камчатском крае (25 человек). Небольшое количество представителей народности проживает на территории Украины.
В настоящее время чуванцы в основном исповедуют православие. Русское влияние оказало значительное воздействие на духовную культуру и социальные отношения чуванцев: они стали отмечать церковные праздники, в домах появились иконы и религиозные книги. Кочевые чуванцы до сих пор в значительной степени сохраняют традиционные верования — анимистический пантеизм и шаманскую обрядность; православие их затронуло слабо. До принятия христианства чуванцы изготавливали зооморфные и антропоморфные фигурки из дерева, кости и кожи, а также использовали гадательные камни, сходные с корякскими аняпелями.
В 1883 году в посёлке Марково была открыта первая приходская церковь на Чукотке, построенная на средства православной миссии.
Ранее чуванцы говорили на чуванском языке, который ныне утрачен. Современная языковая ситуация характеризуется следующим: носители считают, что внутри семей и неформальных групп они общаются на особом варианте русского языка, называемом «марковским говором». Однако в официальных учреждениях и при контактах с посторонними используется русский язык, близкий к литературному стандарту. Исследования лингвистов показывают, что устойчивого «марковского говора» в настоящее время не зафиксировано: местные жители повсеместно используют стандартный русский язык без выраженных диалектных особенностей. Тем не менее память о традиционном говоре сохраняется благодаря составлению списков специфической лексики, которые бережно хранятся как элемент этнокультурной самоидентификации.
Национальный костюм чуванцев не утрачен. В начале XX века помощник начальника Анадырской округи подробно описывал местную одежду: «Носят … ровдужные и нерпичьи торбоза-сапоги, а также камусные штаны и ровдужные рубахи. … Тут же вы увидите местную парку — женскую кухлянку, только несколько длиннее, — сделанную из хорошо прибранного чёрного выпоротка с богатым шитьём по подолу, опушённую хорошим речным бобром».
Чуванки славились мастерством оформления подолов — опуванов. Там использовались меховая мозаика, вышивка подшейным волосом оленя (ныне утраченная) и тончайшая оленья замша. Это умение служило также источником дохода для женщин.
Зимой кочевые чуванцы носили двойную меховую кухлянку и двойные меховые штаны, летом — камлейки из ровдуги или ткани. Существовало несколько видов обуви — култы, сутуры, калипляки, соткари и сары — в зависимости от материала: нерпичья кожа, камусы или ровдуга. Чуванцы-марковцы использовали русскую одежду.


Источник фото : ysia.ru , ru.pinterest.com
У оседлых и кочевых чуванцев был распространён охотничий фольклор, сочетающий фантастические и реалистические сюжеты. У современных потомков сохранились сказки, песни и русские старинные былины. В XIX веке у камчатских казаков чуванцы заимствовали драматическую игру «Лодка». Из музыкальных инструментов использовались балалайка и гармонь. Во время досуга играли в мяч из оленьих шкур и в лапту. В фольклоре кочевых чуванцев заметно влияние чукчей, юкагиров и коряков.

Источник фото : yakutiakmns.org
Празднования сопровождались анимистическими ритуалами, жертвоприношениями и забоем оленей. Распространено было гадание на оленьей лопатке и с использованием зооморфных и антропоморфных фигурок.
С приходом православия и русских обычаев чуванцы стали отмечать свадьбы по русскому обряду. Перед свадьбой жених устраивал мальчишник, невеста — девичник. Брачующиеся обменивались подарками, причём жених обычно дарил невесте свадебную одежду.
Покойных хоронили по православному обряду, однако в гроб мужчине клали спиртное и табак, а женщине — орудия для рукоделия. Ранее чуванцы отмечали сезонные праздники, связанные с хозяйственным оленеводческим циклом.
Основными занятиями чуванцев были оленеводство, рыболовство и собирательство. Они охотились на дикого северного оленя и ещё до прихода русских занимались посреднической меновой торговлей с чукчами и населением Охотского побережья. На охоту отправлялись на каяках — долблёных лодках, использовали специальные пики (колюги) и вели пушную охоту. Кочевые чуванцы занимались крупнотабунным оленеводством.

Источник фото : rushrono.ru
С XIX века оседлые чуванцы вели хозяйство юкагирского типа, включавшее, помимо прочего, разведение ездовых собак. Весной ловили горбушу, чира и востряка. В июне семьями перекочёвывали на лодках-карбасах на летники, где ожидали ход красной рыбы. Её ловили сетями, удочками, неводами и сачками. Поскольку неводов было мало, объединялись в артели, состоявшие из владельца невода и пайщиков — как мужчин, так и женщин. Улов хранили в амбарах — небольших свайных срубах с двускатными крышами.

Источник фото : dzen.ru
На оленя охотились на плавях. Осенью, вооружившись пиколюгами, на одноместных долблёных лодках выходили на промысел. Мясо складывали в мешки и сушили, из шкур изготавливали ровдугу. С помощью капканов и ружей охотились на пушного зверя: белку, зайца, песца, лисицу, волка.
Основным средством передвижения оседлых чуванцев, помимо лодок, были лёгкие берёзовые санки, запряжённые собаками. В упряжке обычно было от 8 до 12 собак, запряжённых попарно. Летом собак отпускали добывать пищу самостоятельно, зимой им готовили похлёбку из муки с рыбой и давали юколу.

Источник фото : ru.pinterest.com
Сегодня чуванцы работают вместе с эвенами и чукчами в оленеводческих хозяйствах, занимаются традиционными промыслами, ловят и перерабатывают рыбу. Многие разводят скот и занимаются огородничеством.
Оседлые чуванцы проживали в совместных селениях с юкагирами и русскими старожилами. Их дома были срубными, без потолка, с плоской крышей. Полы — земляные, застеленные оленьими шкурами. Для отопления использовали очаг (чувал) из жердей, обмазанных глиной. Вместо стёкол на окна натягивали скоблёные оленьи шкуры или китовые кишки, приобретённые у чукчей. В сильные морозы к окнам примораживали ледяные плиты квадратной формы для сохранения тепла. Спали на деревянных кроватях (урунах), нарах, лавках; на полу стелили перины, использовали подушки и одеяла из заячьего меха. У некоторых семей имелись бани. Летом, во время хода красной рыбы, уходили на летники, где жили в балаганах — юртах якутского типа.
Кочевые чуванцы жили в ярангах — переносных конических чумах, каркас которых изготавливался из жердей и покрывался дерном и корой.

Источник фото : arctic-megapedia.com
Чуванцы жили неразделёнными, многопоколенными патриархальными семьями, объединёнными в патрилинейные роды под руководством князьцов или тойонов. Если муж умирал, вдова с детьми часто объединялась с другими семьями для совместного ведения хозяйства, но продолжала жить в отдельном доме.
Основу питания чуванцев составляло мясо оленя, рыба. В лесу собирали различные коренья, травы, ягоды.
Основу питания составляли мясо оленя и рыба. В лесу собирали коренья, травы и ягоды. Повседневным рыбным блюдом была юкола — вяленая красная рыба. Рыбу квасили в ямах, солили и заготавливали впрок. Красную рыбу вялили в больших количествах как для собственного потребления, так и для кормления собак. На праздники пекли пироги и хлеб. Из напитков употребляли брагу (бурдук) и много чая. Кочевые чуванцы питались преимущественно олениной.

Источник фото : dzen.ru
В годы неурожая рыбы чуванцы испытывали голод, и погибало много собак. В таких случаях оседлым безвозмездно помогали оленеводы, снабжая их оленьим мясом.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения