1455
Чуваши

Источник фото : dev.abcdef.wiki

Название народа в литературном русском языке – чуваши, название для мужчины – чуваш, для женщины – чувашка. Возможны два варианта ударения в слове «чуваши»: «чува́ши» (ударение на 2-м слоге) и «чуваши́» (ударение на 3-м слоге). 

Самоназвание народа на чувашском языке – чӑвашсем, представителя народа (мужчины и женщины) – чӑваш.

С точки зрения традиционной культуры и особенностей языка выделают верховых (вирьял, тури), средненизовых (анат енчи) и низовых (анатри) чувашей. Среди верховых (вирьял чӑвашсем) этнографами выделяются четыре подгруппы: северо-западная (сундырская), средняя (выло-волжская), юго-восточная (межцивильская) и красночетайская; среди средненизовых (анат енчи чăвашсем) - аниш-цивильская, нижнецивильская и козловская подгруппы. Среди низовых (анатри чăвашсем) этнографы выделяют также три подгруппы: северная (междуречье Аниша и Урюма); подлесная или западная (междуречье Булы и Карлы); южная или степная (хирти) (междуречье Кубни и Карлы).

История

Исторические корни верховых чувашей (вирьял) восходят к тюркским племенам булгар, которые в VII-VIII веках мигрировали в Среднее Поволжье из степей Северного Кавказа и Приазовья. На новых землях они вступили в тесное взаимодействие с местными финно-угорскими племенами. По одной из научных версий, самоназвание «чӑваш» происходит от названия булгарского племени сувар (или суваз). Важнейшую роль в консолидации разнородных тюркских и финно-угорских племен сыграло Болгарское государство (Волжская Булгария), возникшее в X веке. Однако в 30-х годах XIII века оно пало под натиском монголов и вошло в состав Золотой Орды, а позже — Казанского ханства. В этот турбулентный период с левого берега Волги в междуречье Цивиля и Свияги переселилась новая волна булгарских племен. Эти переселенцы стали предками низовых чувашей (анатри).

Первое письменное упоминание этнонима «чуваш» в русских летописях датируется 1508 годом, а в 1551 году чувашские земли вошли в состав Российского государства. Чувашские крестьяне относились к ясачному сословию, а с XVIII века - к государственным и удельным крестьянам. К середине XVIII века большинство чувашей было обращено в христианство. Часть населения, принявшая ислам, со временем перешла на татарский язык и ассимилировалась. При этом до наших дней сохранилась этноконфессиональная группа некрещеных чувашей, которые называют себя «истинными чувашами» (чӑн чӑвашсем) и проживают в Самарской, Ульяновской областях, Татарстане и Башкортостане.

Со второй половины XIX века среди чувашей распространилось отходничество: они уходили на заработки на лесозаготовки, уральские заводы, в донецкие шахты и крупные города. Этот процесс способствовал росту городского населения. После Октябрьской революции 1917 года чуваши получили автономию (автономный округ – с 1920 года, АССР с 1925 года, ССР с 1990 года, Чувашская Республика с 1992 года). С 1990-х годов началась интенсивная урбанизация, и сегодня около половины чувашей России проживает в городах, а другая половина — в сельской местности.

lpmSLMh8WIo.jpgpost-53090-1322493036.jpg

Источник фото : tr.pinterest.com 

Территориальное расположение и численность

По переписи населения 2020-2021 гг. чувашами себя назвали 1 млн. 67 тыс. человек.
Свыше 684 тыс. чувашей проживают в Чувашской Республике, составляя 57,7% населения региона. В Республике Татарстан проживает 90 тыс. чувашей, менее 80 тыс. – в юго-западных и центральных районах Республики Башкортостан, 58 тыс. – в северных районах Ульяновской области, 46 тыс. – в северных и северо-восточных районах Самарской области. Чуваши представлены практически во всех субъектах Российской Федерации.

Источник фото : rkod.med.cap.ru , topbloger.livejournal.com , visitvolga.ru 

Язык

Чувашский язык (чӑваш чӗлхи, чӑвашла) относится к булгарской группе тюркских языков, довольно однороден и различия между диалектами незначительны. В настоящее время различия между диалектами ещё больше стираются. Исследователями выделяются два основных диалекта: верховой диалект («окающий»), низовой диалект («укающий»). 

Начало формирования литературного чувашского языка относится к последней четверти XIX века. В основу литературного языка легли произносительные нормы низового диалекта. Выработка литературной нормы в значительной мере облегчалась относительной однородностью чувашского языка, а также наличием давних и устойчивых устно-поэтических традиций (прежде всего в богатых жанрах). В XVIII веке создаётся письменность на основе русской графики. Первая печатная грамматика чувашского языка появилась в 1769 году - «Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка» Еремея Ивановича Рожанского. Появляются словари, переводы церковной литературы. Новая письменность была создана в начале 1870-х годов Иваном Яковлевичем Яковлевым (1848-1930). В новом алфавите было 25 букв (17 букв русского алфавита и 8 букв, снабженных различными диакритическими знаками). За советский период в графику и орфографию чувашского языка были внесены изменения и в настоящее время в чувашском алфавите насчитывается 37 букв (33 буквы русского алфавита и 4 буквы с диакритическими знаками: ӑ , ӗ , ҫ , ӳ ). 

f96e877afd0a4e7e9398.jpg

Источник фото : chrio.rchuv.ru

Традиционная и современная культура

Духовная культура

Традиционная чувашская свадьба могла длиться 4-5 дней. Действие разворачивалось на нескольких «сценах»: в домах невесты и жениха, а также в доме особого родственника-покровителя новой семьи.

Традиционно большинство браков заключалось через сватовство. Сам свадебный ритуал следовал строгому сценарию, наполненному глубокой символикой. Он начинался с торжественного монолога старшего дружки, обращенного к родителям невесты. Затем следовал символический выкуп ворот - плата за право свадебного поезда въехать на двор. Одним из самых эмоциональных моментов был обряд плача невесты, который знаменовал ее прощание с родным домом перед переездом в семью мужа.

На второй день свадьбы для молодой жены начинались обряды, призванные приобщить ее к новой семье и роду. Новобрачную вели за водой к источнику, а родственники жениха устраивали проверку ее хозяйственных навыков. Кульминацией всего торжества был обряд снятия покрывала (пӗркенчӗк), который символизировал окончательный переход девушки в статус замужней женщины.

Даже после свадьбы цикл обрядов не заканчивался. Молодые должны были нанести визиты всем родственникам мужа, а невеста — посетить свой родительский дом с особым ритуалом «сурпан катартни» (буквально «показ сурпана»), демонстрируя свое новое положение молодой замужней женщины. 
Церковное венчание могло происходить до, после или даже спустя долгое время после свадебного гуляния. Распространенной, особенно в более ранний период, была практика умыкания невесты как по предварительному сговору, так и против воли девушки.

К концу XIX века обряды верховых чувашей (вирьял) стали изменяться быстрее, чем у низовых (анатри). В XX веке свадьба трансформировалась: при сохранении поезда жениха, пиров в обоих домах и увоз невесты как основы ритуала, часть обрядов (например, плачи) исчезла, а другая (выкуп) превратилась в веселую игру. 
Наиболее развитым и всенародно любимым из всех жанров чувашского фольклора были песни (юррисем). Их исполнение подчинялось особым правилам: для каждого события, времени года и социальной группы существовали свои наборы песен, напевов и мелодий. Молодежь пела на посиделках и хороводах, существовали особые обрядовые, рекрутские, застольные и даже поминальные песни (юпа юррисем).  
Вокал чувашей, как правило, одноголосный. Из музыкальных инструментов самыми распространенными были волынка (сарнай), гусли (кĕсле), барабаны, позже к ним добавились гармонь и скрипка.

Не менее богатым и развитым был и прозаический фольклор. В легендах и преданиях сохранялась память о прошлом: временах Волжской Булгарии, Казанском ханстве, присоединении к России. Исторические предания рассказывали о переселении на Урал и в Сибирь, основании новых деревень и многом другом. Таким образом, через сказки и легенды чувашский народ не только развлекался, но и сохранял свою уникальную историю и культурную идентичность для будущих поколений. Особое место занимают сказания о богатыре Улыпе, на основе которых в конце XX века был написано самостоятельное оригинальное произведение — эпос «Улып».

i (4).webpi (5).webpyasna (1).jpg

Источник фото : ch-ansamble21.ru , str-roschinsk.ru , nazaccent.ru

Народные и фольклорные праздники

Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота, Çăварни (масленица), многодневный весенний праздник Мункун (совпавший затем с православной Пасхой), праздник весенней пахоты (Акатуй), праздник цветения природы Çимек, сочетающийся с днем поминовения мертвых. После сева проводились моления и жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоёме и обливанием водою. По завершении уборки хлебов в честь нового урожая устраивали моления духу-хранителю овина, моления с пивом, благодарения богам и духам. Молодежь устраивала в весенне-летний период гуляния с хороводами Вӑйӑ или Уяв, зимой – посиделки Улах. В середине зимы проводился молодежный праздник «Девичье пиво»: девушки в складчину варили пиво, устраивали пирушку, ездили со своим пивом к родственникам в соседние селения.

img-20220625-wa0050.jpghd_8v8a0840.jpeg

Источник фото : unreal-beauty.ru

Традиционная одежда

Чувашский традиционный костюм, особенно женский, для знатоков является яркой летописью народа, где по крою, узору и украшениям можно прочитать о принадлежности его владельца к определенной локальной общности, возрастной и социальной группе. Основой мужского костюма была холщовая рубаха (кĕпе) и штаны (йĕм). Женский костюм строился вокруг туникообразной рубахи кĕпе, вид которой сильно различался у разных групп чувашей. 

Верховые чуваши (вирьял) и группа анат енчи предпочитали рубахи из тонкого белого полотна, которые были узкими и носились с напуском. Праздничные рубахи чувашек этих групп отличала невероятно обильная и сложная вышивка. Низовые чувашки (анатри) изначально носили белые рубахи, расширявшиеся книзу, а со второй половины XIX века перешли на рубахи из пестрой ткани (пестряди), украшенные двумя-тремя цветными оборками. Обязательным элементом женского костюма был передник. У вирьял он был с нагрудником, богато украшенным вышивкой и аппликацией, а у анатри - без нагрудника и шился из яркой красной клетчатой ткани.

Головные уборы были особенно символичны и строго разделялись по возрасту и семейному положению. Девушки носили тухъю - открытую шлемовидную шапочку, расшитую бусинами, бисером и монетами. Замужние женщины должны были полностью прятать волосы от посторонних глаз. Сначала они повязывали сурпан - длинное головное полотенце. Поверх него низовые чувашки надевалии хушпу - шапочку в виде усеченного конуса с длинной лопастью сзади, украшенную бисером и монетами. Верховые чувашки поверх сурпана повязывали вышитую полоску масмак. Также женщины носили платки, чаще белые или светлых оттенков.

вышивка.pngвышивка 2.jpg

Источник фото : invest.tatarstan.ru , dzen.ru

Женский костюм дополняли нагрудные, шейные, наспинные и поясные украшения, выполнявшие не только эстетическую, но социальную и обережную (апотропеическую) функцию. «Визитной карточкой» низовых чувашек была тевет - перевязь, расшитая рядами серебряных монет, которая надевалась через левое плечо под правую руку. В костюме верховых чувашек такой яркой локальной особенностью были плетеные пояса с крупными кистями, полосками кумача, вышивкой и подвесками из бус.

В зависимости от погоды и времени года чуваши носили разную верхнюю одежду: холщовый кафтан (шупӑр), суконную поддёвку (сахман), шубу из овчины (кĕрĕк). Традиционной обувью были лыковые лапти и кожаные сапоги, которые носили с чулками и онучами.

1657066154_57-mykaleidoscope-ru-p-chuvashskaya-natsionalnaya-odezhda-devushk-58.jpg1660813971_67-mykaleidoscope-ru-p-chuvashi-kostyum-devushka-krasivo-foto-69.jpg_3.jpg

Источник фото : str-rdk.ru , tr.pinterest.com , www.slavyarmarka.ru

Быт

Традиционные занятия

Основу экономики чувашей испокон веков составляло земледелие, которое велось по трехпольной системе. Главными хлебами на их полях были неприхотливые рожь, полба, овес и ячмень. Такие культуры, как пшеница, гречиха и горох, встречались реже. Также крестьяне активно возделывали лен и коноплю для производства тканей и масел, а развитое хмелеводство обеспечивало сырьем традиционное пивоварение. 

Арсенал земледельца включал в себя традиционные для того времени орудия: соху, косулю, деревянную борону, серп и цеп для обмолота. Интересно, что для освоения целинных земель в степных районах чуваши использовали тяжелый однолемешный плуг - «акапуҫ». Из-за нехватки пастбищ и сенокосов животноводство (овцы, коровы, свиньи, лошади) носило подсобный характер, также многие занимались пчеловодством.

Были развиты резьба по дереву, гончарство, плетение, а также различные виды текстильного искусства: вышивка и шитье бисером и монетами, узорное ткачество. Среди кустарных промыслов преобладала обработка дерева: бондарное, столярное и колесное дело. Существовали и целые артели плотников и портных, а в начале XX века на Волге появились первые небольшие судостроительные предприятия.

Особой красотой и символичностью отличалась чувашская вышивка (тĕрĕ). В ней геометрические узоры искусно сочетались с растительными и животными мотивами. Цветовая палитра была основана на приглушенных красных, мареновых тонах с добавлением желтого, зеленого и синего. Существовали региональные различия: верховые чуваши (вирьял) создавали мелкие узоры, часто - на цветном фоне, а низовые (анатри) вышивали крупный, контрастный рисунок на белом холсте. Не менее ярким было и узорное ткачество, знавшее как сдержанные двуцветные (красный по белому), так и сложные многоцветные композиции. Сегодня эти традиции продолжает известное чувашское предприятие «Паха тӗрӗ» («Красивый узор») и отдельные мастерицы.

Резьбой по дереву украшали практически все: от деревянной утвари (особенно праздничных пивных ковшей) до мебели, наличников, воротных столбов и карнизов. Мастера виртуозно владели двумя основными техниками: глухой барельефной резьбой с плавным растительным орнаментом и ажурной пропильной резьбой, придававшей изделиям легкость и изящество.

Традиционные поселения и жилище

Традиционные чувашские поселения, села и деревни (ял), изначально возникали вдоль рек и оврагов, что было продиктовано необходимостью быть ближе к источникам воды и более эффективным использованием земельных ресурсов. Планировка поселений различалась: на севере и в центре дома группировались в живописные «гнезда» (кучево-гнездовая планировка), часто по принципу родства, когда в одной части деревни (касы) проживали близкие родственники. На юге же была более распространена линейная, рядовая застройка. Привычная большинству современных россиян уличная планировка стала повсеместно появляться лишь со второй половины XIX века.

Сердцем усадьбы была изба (пурт, ҫурт), которую ставили в центре двора, ориентируя вход на восток, а окна - на южную, солнечную сторону. Древнейший тип жилища топился «по-черному»: дым выходил прямо через дверь, так как трубы не было. В такой избе у задней стены стояла глинобитная печь (кăмака), а вдоль стен устраивались нары для сна и отдыха.

thumbstrip19.jpgthumbstrip2.jpg

Со временем планировка жилища меняется. Появляются дома среднерусского типа с трехчастной структурой: «изба - сени - клеть». В таких избах окна прорубали уже в трех стенах, внутри выделяли красный угол, ставили лавки и отделяли кухню перегородкой. На смену курной печи пришла русская печь с трубой и полатями. Однако чуваши сохранили верность и своему традиционному очагу (вучах) с вмазанным (у низовых) или подвешенным (у верховых) котлом. 

Дома украшали полихромной росписью, ажурной пропильной резьбой и накладными деталями. Ворота, стоявшие на трех-четырех столбах под двухскатной крышей, часто покрывали богатой барельефной резьбой, а позже яркой росписью. Крыши были в основном двухскатными, на юге - четырехскатными, крытые соломой, дранкой- у богатых -тесом.

На чувашских усадьбах сохранялась древняя постройка лаҫ - сруб без потолка и окон с открытым очагом, которая изначально могла служить жилищем, а позже стала выполнять роль летней кухни. Непременными атрибутами каждой усадьбы были также погреб (нўхреп) для хранения припасов и баня (мунча).

IMG_6392.jpg31055780778_6906a0b5b1_b.jpgthumb_1280__1654231863.jpg

Источник фото : lamirina-opt.ru , dzen.ru , pronavoz.ru

Кухня
pivovarenie.jpgmedium.4b8f246588f5c0db973ad1ea608296e5.jpg

Источник фото : turlog.ru , dzen.ru

Основу традиционного чувашского стола составляли продукты, производимые в собственном крестьянском хозяйстве. Рацион был в своей основе растительным, а при приготовлении пищи ничего не должно было пропасть зря.

Главным продуктом был ржаной хлеб (хура çăкăр). Каждый день готовили разнообразные супы (яшка, шурпе) или сытные похлебки с клецками, в которые добавляли огородную зелень и дикоросы - сныть, крапиву, щавель. Из круп варили каши: полбяную, гречневую, пшенную и даже чечевичную. Популярны были толокно, вареный картофель и своеобразные кисели — не сладкие ягодные, а сытные, из овсяной или гороховой муки. Из теста чувашские хозяйки готовили не только хлеб, но и разнообразные пироги (кукăль) с начинкой из крупы, капусты или ягод, лепешки и ватрушки (пӳремеч) с картофелем или творогом. Мясо (говядина, баранина, свинина, а у низовых чувашей — и конина) было не повседневной, а скорее сезонной и праздничной едой. Праздничными кушаньями считались: шăртан - особая колбаса из овечьего желудка, начиненная мясом и салом; тултармăш - вареная колбаса с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови; хуплу - большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой, настоящее украшение стола. Сливочное масло и яйца в основном берегли на продажу, поэтому в собственном рационе они присутствовали нечасто. Рыба появлялась на столах у жителей прибрежных районов, а из дичи иногда употребляли зайчатину.

шартан.jpgтултармаш.jpg

Источник фото : kitap.tatar.ru , vkusnatisha.ru

Из молока делали свои традиционные продукты: кислое молоко (турăх), пахту (уйрай) и сыр из творога (чăкăт). Главным сладким лакомством был, безусловно, мед. Его не только ели просто так, но и готовили из него медовые напитки и брагу. Излюбленным хмельным напитком чувашей было пиво (сăра), которое варили из ржаного или ячменного солода – крепкое для праздников и легкое, почти безалкогольное – для будней. В обычные дни также пили пахту, кислое молоко или простую воду. Такие напитки, как квас и чай, стали проникать в быт чувашей позже, через соседних русских и татар.

 

Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения