Источник фото : tvsever.ru
Название народа в литературном русском языке – чукчи, название для мужчины – чукча, для женщины – чукчанка. Возможны два варианта ударения в слове «чуваши»: «чува́ши» (ударение на 2-м слоге) и «чуваши́» (ударение на 3-м слоге).
Традиционно чукчи делятся на две этнографические группы: оленеводов (тундровых чукчей), кочующих по континентальной Чукотке, и морских зверобоев (береговых чукчей), проживающих на побережьях.
Общепринятое название «чукчи» происходит от самоназвания тундровых чукчей – «чаучу» или «чавчу», что переводится как «оленний человек». Береговые чукчи называли себя «аӈкальыт» или «аӈкалын» – «морской народ». Существовало и общее самоназвание для обеих групп – «лыгъоравэтлъян» («настоящие люди»), но оно не прижилось в качестве официального названия.
Чукчи также использовали самоназвания, основанные на месте их проживания или кочевок: например, «увелельыт» («уэленцы») или «чаальыт» («чукчи, кочующие по реке Чаун»). Даже в современных укрупненных поселках сохраняются названия для внутрипоселенческих групп, таких как «тапкаральыт» («живущие на косе») или «гынонральыт» («живущие в центре»). Западные чукчи имеют собственное самоназвание – «чугчит», предположительно произошедшее от «чаучу».
Ранее предполагалось, что прародина чукчей находилась на побережье Охотского моря, откуда они продвигались на север, ассимилируя часть юкагиров и эскимосов. Однако современные исследования показывают, что предки чукчей и коряков обитали во внутренних районах Чукотки более 6 тысяч лет назад. В тот период они вели относительно оседлый образ жизни, специализируясь на охоте на северного оленя.
В начале первого тысячелетия нашей эры часть чукотских племен двинулась к морскому побережью, вступая в контакт с эскимосами. Произошла частичная ассимиляция, и чукчи восприняли многие элементы эскимосской культуры: это касается жировых ламп для освещения и обогрева жилищ, пологовых конструкций внутри жилищ, особой формы бубнов, промысловых обрядов и праздников, а также плясок-пантомим. В результате взаимодействия сухопутной и морской охотничьих культур произошло разделение труда, где одни занимались охотой на оленей, а другие – на морского зверя. Юкагирский элемент также сыграл роль в этногенезе чукчей. Стабильные контакты с юкагирами установились к XIII-XIV векам, когда юкагиры, под давлением эвенов, продвинулись в бассейн реки Анадырь. Считается, что оленеводство у тундровых чукчей сложилось под влиянием коряков незадолго до прихода русских.
Первые русские документы, датируемые 1640-ми годами, уже разделяли чукчей на «оленных» (кочевых оленеводов) и «пеших» (оседлых морских охотников). Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого океана от Алазеи до Берингова пролива, включая мыс Шелагский. Поселения «пеших» чукчей, часто соседствовавшие с эскимосами, располагались между морем Дежнева и заливом Креста, а также южнее, в низовьях Анадыря и реки Канчалан. К концу XVII века численность чукчей оценивалась в 8-9 тысяч человек. Контакты с русскими изначально ограничивались нижней Колымой.
С конца XVIII века наблюдался рост торговых связей между чукчами и русскими. «Устав об управлении инородцев» 1822 года закрепил добровольный характер уплаты ясака чукчами, которые получали за это различные подарки. Установление мирных отношений с соседними народами (русскими, коряками и юкагирами), а также развитие пастушеского оленеводства способствовали дальнейшей территориальной экспансии чукчей на запад (до междуречья Колымы и Индигирки к 1860-м годам), юг (до территории коряков между Пенжиной и бухтой Корфа, где произошла частичная ассимиляция) и восток (усиление ассимиляции эскимосов). В 1850-х годах в торговлю с приморскими чукчами активно включились американские китобои. Расширение ареала обитания сопровождалось формированием отдельных территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние чукчи), туманской, или вилюнейской, олюторской, беринго-морской (морские чукчи) и другие.

Источник фото : zooclever.ru
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, численность чукчей составляет 16 228 человек.
Большинство чукчей проживают в Чукотском автономном округе, а также на севере Камчатского края и в Нижнеколымском районе Якутии. Народ расселен на гигантском пространстве, охватывающем более 1600 км с востока на запад и 1200 км с юга на север – от Колымы до Берингова моря и от Северного Ледовитого океана до Камчатского края.

Источник фото : www.kolymastory.ru
К началу XX века большинство чукчей приняли православие, но часть дохристианских верований и представлений сохраняются и сегодня.
Космологическая концепция представляла собой широко распространенное у разных народов деление на верхний, средний и нижний миры, но были и представления о неопределенной множественности миров, когда живущие в одном мире умирают при переходе в другой. К числу верхних существ (Ваыргын) относятся Творец, Рассвет, Зенит, Подень, Полярная звезда.
Основными элементами традиционного чукотского пантеона являются: верховное существо, очень активный культурный герой с чертами плута-трикстера (Ворон), некоторые небесные существа, духи-хозяева, различные виды злых духов (келет) и противостоящих им шаманских духов. В чукотской демонологии имеется целый ряд существ, занимающих промежуточное положение между духами – хозяевами земли и сакрализованными животными, например, косатка, превращающаяся зимой в волка, или восьминогий костяной белый медведь Кочатко, а в заклинаниях упоминается космическая рыба времен творения – Канайольгын.
Центральным героем чукотских мифов творения является первопредок – культурный герой и мифологический озорник-трикстер Ворон-Куркыль. В чукотских «вестях начала творения» Куркыль часто действует по поручению творца, но практически он совершает основные деяния: создает рельеф местности, собак, китов, тюленей, оленей, птиц, первых людей, которых учит говорить и есть мясо животных, а также шить одежду и добывать огонь.
Чукотский язык относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Его ближайшие родственники: корякский, керекский, алюторский и ительменский. Для чукотского языка характерна инкорпорация, когда в одно морфологическое целое объединяется сразу несколько смысловых единиц.
В 1920-х годах чукотский язык был переименован в луораветланский по автоэтнониму «ӆыгъоравэтӆьат» («настоящие люди»), это название не укоренилось в повседневном употреблении, хотя и сохраняется в переписях населения как дополнительное к этнониму «чукчи». Сегодня чукчи используют два самоназвания для своего языка, оба производныеот йыӆйыӆ - язык: ӆыгъоравэтӆьэн йыӆйыӆ– (на Чукотке) и чувчеӈйыӆйыӆ (в Нижнеколымском районе Якутии и Пенжинском районе Камчатки).
Чукотский язык является относительно молодым письменным языком, стандартизированная графическая система для которого была разработана в 1930-х годах, что положило начало чукотской литературе. До этого момента записи чукотских слов были несистематическими и зависели от графических систем исследователей, таких как Оскар Нурдквист и Михаил Петелин. Примечательной вехой в развитии чукотской письменности стала попытка оленевода Теневиля (Тыневиля) в начале XX века создать собственную идеографическую систему. Он разработал сотни символов для различных частей речи, использовал их для личных записей и обучения, но его система, распространенная лишь локально, исчезла после его смерти в 1937 году.
Официальная письменность чукотского языка изначально базировалась на латинском Едином северном алфавите. Ключевыми событиями стали издание первого букваря авторства В.Г. Богораза и И.С. Вдовина «Красная грамота» в 1932 году и публикация статьи на чукотском языке в газете «Советская Чукотка» в 1933 году. Однако после 1937 года, в рамках общей политики, чукотская письменность была переведена на кириллицу. В 1950-х годах были введены специальные кириллические знаки (ӈ и ӄ) для точной передачи уникальных чукотских звуков.
Формирование стабильной письменности значительно ускорило развитие чукотского литературного языка. Это привело к появлению широкого круга изданий: от фольклорных сборников и школьных учебников до словарей и переводов классической литературы. В этой работе активно участвовали чукотскоязычные студенты, получившие образование в Институте народов Севера.
Чукотский язык, несмотря на огромный географический охват, демонстрирует удивительную степень единства, что позволяет носителям легко понимать друг друга. Это объясняется отсутствием значительных горных барьеров, высокой мобильностью оленеводов и активным обменом между различными чукотскими группами.
Сегодня принято выделять три географические зоны чукотской языковой общности: западную, восточную и южную. Восточная зона охватывает большинство говоров Чукотского АО, включая как приморские, так и оленеводческие. Западная зона включает части Билибинского района, Пенжинского района Камчатки и Нижнеколымского района Якутии. Южная зона представлена югом Анадырского района и севером Камчатского края.
Чукотский фольклор охватывает широкий набор жанров, включая космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных и шаманах, а также мифологическую прозу. Мифология чукчей демонстрирует общие черты с мифологическими системами коряков, ительменов, эскимосов и североамериканских индейцев, в частности, в сюжете о Вороне как трикстере и демиурге.
Чукотские календарные праздники тесно связаны с основными хозяйственными занятиями: для береговых чукчей – с морской охотой, для кочевых – с оленеводством.
Основные праздники тундровых чукчей-оленеводов:
Пэгытти (21–22 декабря): Чукотский Новый год, совпадающий с зимним солнцестоянием.
Тиркык, Эмэт (январь): Праздник встречи солнца.
Ръилет (конец зимы – начало весны): Гонки на оленьих упряжках.
Элгааткон (Элгыраткон) (февраль-март): Праздник, посвященный подготовке стада к весне и летовке, знаменующий окончание зимнего сезона.
Кильвей (апрель-май): «Праздник молодого теленка», отмечающий прибавление в стаде.
Ульвэв (май-июнь): Посвящен яранге и новому летнему стойбищу, куда оленеводы переезжали после весны. Включал обряд ваамкаанмат – благодарение реке или озеру, где обосновалось новое стойбище.
Вылгыкаанмат (Вылгыкоранмат) (август-октябрь): Главный итоговый праздник оленеводов. В это время проводился осенний забой оленей с обрядом благодарения, а также подготовка к зиме и следующему оленеводческому сезону.
Наиболее известные праздники береговых чукчей: «Праздник байдары» при первом в году выходе в море; «Праздник голов» - после окончания охоты на тюленей; Праздник Кита, на котором благодарили Кэрэткуна - хозяина всех обитающих в море животных.
Все эти праздники традиционно включали в себя различные состязания: бег, борьбу, стрельбу, подбрасывания на шкуре моржа, а также гонки на оленьих и собачьих упряжках. В современных праздниках заметно влияние клубных учреждений, вносящих в традиционные сценарии определенные инновации. Закрепились и уже стали традиционными гонка на собачьих упряжках «Надежда» и парусно-весельная регата «Берингия».

Источник фото : nedvizhimost-svyatoy-vlas.ru
Традиционная чукотская одежда из шкур оленей и морских животных была приспособлена к суровому климату и имела глухой крой. Зимой надевали два слоя одежды: нижний – мехом к телу, верхний – мехом наружу, что обеспечивало максимальную защиту от холода. Для лета использовалась однослойная одежда, часто сшитая из поношенных зимних вещей, которые уже потеряли свои теплозащитные свойства и не могли использоваться в морозы.
Мужчины зимой носили двойную кухлянку (ирэн) (рубаху до колен), подпоясанную ремнем с ножом и кисетом, двойные узкие штаны (конагты) и меховую обувь с чулками. Женский костюм состоял из мехового комбинезона-керкера, который шили двойным для зимы и одинарным для лета, а также меховой обуви длиной до колен. Образ дополняли украшения и татуировки на лице: у мужчин кружки вокруг рта, у женщин – две полосы на носу и лбу. Мужчины носили стрижку с выбритым теменем, а женщины заплетали волосы в две косы.
Источник фото : www.dvnovosti.ru , matveychev-oleg.livejournal.com , davaipogovorim.mirtesen.ru
Основные хозяйственные занятия чукчей четко разделялись по этнографическим группам.
Жизнь тундровых чукчей была неразрывно связана с кочевым оленеводством, имевшим ярко выраженный мясо-шкурный характер. Олени служили не только источником пищи и шкур, но и транспортным средством в упряжках. Стада отличались крупными размерами, при этом олени были слабо приучены и выпасались без использования пастушьих собак. Зимой стада содержали в укрытых от ветра местах, совершая несколько перекочевок. Летом мужчины следовали за стадами в тундру, тогда как женщины, старики и дети оставались в стойбищах по берегам рек или моря.

Источник фото : pikabu.ru
Для береговых чукчей ключевым занятием была охота на морского зверя. Зимой и весной добывали нерпу и тюленя, а летом и осенью – моржа и кита. Охота на тюленей требовала индивидуального мастерства, а на моржей охотились группами, используя несколько байдар. В качестве традиционного охотничьего снаряжения использовались гарпун с поплавком, копье и ременная сеть.
Рыболовство было развито слабо, за исключением крупных речных бассейнов Анадыря, Колымы и Чауна, где им занимались мужчины. Для ловли рыбы использовались сачки, удочки, сети (летом с байдар, зимой через проруби). Лосось заготавливался впрок.
Традиционные ремесла включали выделку меха и шкур, плетение сумок из растений (женщины), а также обработку кости (мужчины). Чукотское искусство отличалось развитой художественной резьбой и гравировкой по кости и моржовому клыку, аппликацией из меха и тюленьей кожи, а также вышивкой оленьим волосом. Характерной чертой орнамента был мелкий геометрический узор. В XIX веке на восточном побережье возникли кустарные объединения, специализирующиеся на производстве резных предметов из моржовой кости для продажи. В XX веке получило развитие сюжетное косторезное искусство, центром которого стала мастерская в селе Уэлен, созданная в 1931 году.


Источник фото : iz.ru
К началу контактов с русскими общественный строй чукчей находился в стадии трансформации: от патриархальной общины к соседской, с нарастающей имущественной дифференциацией. Частная собственность распространялась на оленей, собак, жилища и байдары, в то время как пастбища и промысловые территории оставались в общинном владении.
Базовой социальной единицей у тундровых чукчей являлось стойбище, состоящее из 3-4 родственных семей. У малоимущих членов общества стойбища могли объединять семьи, не связанные кровным родством. В стойбищах зажиточных оленеводов проживали наемные работники со своими семьями. Оленные чукчи также формировали патрилинейные родственные группы (варат), объединенные общими обычаями, такими как кровная месть, передача ритуального огня и нанесение общих знаков на лицо во время жертвоприношений.У приморских чукчей основной формой социальной организации являлась байдарная община (этвэт йырын), возглавляемая владельцем байдары.
Основное жилище – разборный шатер-яранга (яраӈы)из оленьих шкур у тундровых чукчей и из моржовых – у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась жировой лампой. До конца 19 века у приморских чукчей сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран – «дом из челюстей кита») – на каркасе из китовых костей, покрытых дёрном и землей. Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой через длинный коридор. Стойбища кочевых чукчей состояли из 2-10 яранг, были вытянуты с востока на запад, первой с запада ставилась яранга главы общины. Поселения приморских чукчей насчитывали до 20 и более яранг.


Источник фото :

Источник фото : ria.ru
Питание чукчей было идеально адаптировано к суровым условиям и основывалось на доступных ресурсах. Оленные чукчи зависели от оленины, а береговые – от мяса морских животных. Мясо употреблялось в сыром, вареном и вяленом виде. Для долговременного хранения оленеводы во время забоя готовили рилькэиль – вареное содержимое оленьих желудков с кровью и жиром. Морские охотники, в свою очередь, заквашивали мясо китов, моржей и белух в ямах (копальгын), зашивая его в шкуры. Рыбу ели сырой, а на Анадыре и Колыме заготавливали юколу из лосося. Растительная пища, такая как листья карликовой ивы, щавель и корни, также тщательно заготавливалась: их замораживали, квасили или смешивали с жиром, кровью и рилькэилем. Из толченых корней с мясом и моржовым жиром лепили питательные колобки. С появлением привозных продуктов в рацион вошли каши из муки и лепешки, жареные на тюленьем жире. Дополняли рацион морские водоросли и моллюски.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Официальный сайт Президента Российской Федерации
Интернет-портал Правительства Российской Федерации
Официальный сайт СФ
Комитет Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей
Федеральное агентство по делам национальностей
Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации
Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества
Общественная палата Российской Федерации
Дом народов РоссииДепартамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения