1962
Шорцы

Источник фото : nt-kuzbass.ru

Шорцы — это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и их притоков. Они были умелыми охотниками и рыболовами. Русские называли их кузнецкими татарами — за умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы.

История

С VI по IX век шорцы находились в составе Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. В этот период народ подвергся тюркизации и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древнеалтайскими и енисейско-киргизскими племенами.

В XV–XVII веках шорцы входили в состав Ойратского ханства. В XVII–XVIII веках к ним присоединились кочевники-скотоводы телеуты, пришедшие с севера.

Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. В середине XIX века часть шорцев переселилась в Хакасию; в результате основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не относятся к шорцам. В 1925 году был образован Горно-Шорский национальный район, центр которого сначала располагался в селе Мыски, а затем — в Кузедеево. Район прекратил своё существование в 1939 году.

Все родовые группы шорцев (абинцы, каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится как «человек-татарин». Название «шорцы» закрепилось за народом после XVIII века — так их называли хакасы и алтайцы. Русские именовали народ кузнецкими татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и другие самоназвания: шор-кижи, татар-кижи, татар, тадар.

Сами шорцы называли себя по именам родов, управ, волостей и рек, например: Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в Таяшской волости, назывались таяш-чоны. 

Народ делится на две этнографические группы: горнотаёжные (южные) — проживают в области, именуемой с XX века Горной Шорией; лесостепные (северные) — шорцев из этой группы называют абинцами. У северных шорцев издавна большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда и наименование «кузнецкие татары»).

С 1940-х годов начался процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который продолжается до сих пор. В XX веке в Северной Шории начались значительные изменения: на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие посёлки с многонациональным населением, включая ссыльных и заключённых. Когда Кемеровский облисполком в 1960 году принял решение ликвидировать в Горной Шории все колхозы как нерентабельные, коренное население начало массово мигрировать в крупные посёлки и города Кемеровской области. Сегодня основная часть шорцев проживает именно там.

шорцы.jpg

Источник фото : semrez.ru

Территориальное расположение и численность

По результатам переписи населения 2020 года в Российской Федерации проживает 10 507 человек. Основная территория расселения расположена на юге Кемеровской области (8 324 чел.) — бассейн верхнего течения реки Томи и её притоков Кондомы и Мрассу: Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский районы, города Мыски, Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово. Также шорцы живут в Хакасии (1 445 чел.) — Аскизский и Таштыпский районы, город Абакан.

Религия

Традиционная вера шорцев — пантеизм, анимизм и шаманство. Связующим звеном между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных, защищал народ от злых духов и совершал обряды, связанные с жизнью и бытом. Во время камлания к нему на помощь приходили духи, изображения которых размещались на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передавалось по наследству. Души умерших шаманов, согласно верованиям, могли воплощаться в различных существах — животных или насекомых.

шаманы шорцы.jpg

Источник фото : ifaba.ru

В начале XX века значительная часть коренного населения, проживавшего в верховьях Томи, начала исповедовать православное христианство.

Язык

Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Он подразделяется на два диалекта — мрасский и кондомский, каждый из которых распадается на ряд территориальных говоров. Современный литературный язык сформировался на основе мрасского диалекта. Письменность была создана в XIX веке на основе кириллицы.

Владение языком ограничено средним и старшим поколениями. В среднем поколении языком владеет не более 10 % этнических шорцев. Все носители — двуязычны: в повседневной жизни они преимущественно пользуются русским языком, в том числе при общении друг с другом. По данным переписи населения 2020 года, шорским языком в РФ владеют 2 927 человек.

шорский алфавит c.jpg

Источник фото : tili.tadarlar.ru

Традиционная и современная культура

Мифология

С древних времён шорцы представляли мир разделённым на три сферы: небесный мир верховного божества Ульгеня, земной мир людей и подземный мир злых духов. Во владении Ульгеня — девять небес: на седьмом находятся звёзды и Луна, на восьмом — Солнце, на девятом живёт сам Ульгень. Люди считали его добрым божеством. Согласно верованиям, человека и мир создали Ульгень и его брат Эрлик, олицетворяющий злое начало, владыка подземного мира и правитель царства мёртвых.

Национальный костюм

Мужчины и женщины носили рубахи (кунек), штаны (чембары) и халат (шабур), украшенный вышивкой на вороте, подоле и обшлагах. Зимой надевали несколько халатов, запахивали их слева направо и подпоясывали кушаком.

Женская рубаха была длинной с разрезом в области груди. Зажиточные люди носили покупную одежду и овчинные шубы, крытые материей. На юге одежду изготавливали из конопли и крапивы, северные шорцы чаще шили её из покупных тканей. Будничные платья шили из ситца, сатина, фланели, а для праздничных — использовали дорогие шёлка, украшая их однотонными полосками из другой ткани. Эти изделия отличались яркостью и насыщенностью цвета.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы. Незамужние девушки заплетали одну косу, которая могла делиться на три, пять или семь прядей (обязательно нечётное количество). Косы завершались накостным украшением чинча — жгутами из конского волоса, обвитыми нитками с бусами, раковинами каури, серебряными монетами и маленькими медными колокольчиками. При ходьбе украшения издавали звон, который, по поверьям, отпугивал злых духов.

На шею шорские женщины надевали несколько нитей бус. Зажиточные носили ожерелье мончуг из трёх рядов разноцветных бус. Ушными украшениями служили серьги ызырга с подвесками из бисера, раковин каури и серебряных монет. Серьги изготавливались из медной проволоки.

Обувь — кожаные сапоги одук и чарык с длинным голенищем. У бедняков сапоги были из кендыря. Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой — осокой. На голове женщины носили платки, мужчины — шапки, картузы из бересты, ткани или кожи, холщовые круглые шапки с тульёй в виде колпака. Зимой носили меховые шапки. Под влиянием русских шорцы стали носить более практичную одежду и нижнее бельё.

954.jpg5.jpgShorsyu-dress-2.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com , nazaccent.ru , kultura-novokuznetsk.ru

Устное народное творчество

Фольклор шорцев богат и включает сказки, предания (ербек, пурунгу чоок), легенды, охотничьи рассказы, поговорки, песни, загадки (тапкак), пословицы (кеп сос, улгер сос).

Особое место занимают героические поэмы и сказания о богатырях, исполняемые горловым пением (каем) или речитативом. Их сопровождают на комусе — щипковом двухструнном инструменте, изготавливаемом из ствола кедра или ивы.

Другие музыкальные инструменты народа:

•    тююр — бубен; 
•    орба — колотушка; 
•    тулу пуяк — трёхструнный инструмент; 
•    кайгомысек — двухструнный инструмент.

4b1a4f1e71db4bf0a1f7b84ce8afdd4e.jpg12.jpg

Источник фото : nt-kuzbass.ru , travelask.ru

Обычаи и традиции

При рождении ребёнка имя ему мог дать любой из присутствовавших при родах. В семье избегали повторения имён, особенно среди мужчин. С появлением мальчика отец крепил к колыбели лук, с появлением девочки — веточку берёзы. У кроватки новорождённого ставили оберег от злых духов — ножницы с нашитой пуговицей.

Для мужчины считалось удачей жениться на вдове с ребёнком — это символизировало благополучие. У шорцев традиционно выходили замуж с 14 лет.

Первые три дня после свадьбы молодожёны жили в шалаше, построенном из священной берёзы. Жених первым входил в шалаш и разводил костёр. Невеста стояла у входа и дарила всем, участвовавшим в строительстве, медные кольца — их девочки начинали собирать ещё с детства.

В шалаше молодые принимали подарки от гостей и угощали всех квасом (абырткой). Через три дня временное жилище сносили и уносили в лес. После этого молодые начинали строить собственную юрту и временно жили в доме мужа с его родителями.

обряды шорцев.jpg

Источник фото : tomskayapisanitsa.ru

Национальные праздники

Малтык-Пайрам отмечают 18 января. В этот день все едят пельмени с предсказаниями: в каждый пельмень кладут мелкий предмет, символизирующий будущее человека в наступающем году.

Чыл пазы — Новый год, отмечаемый 20–21 марта в день весеннего равноденствия. Люди веселятся, ходят в гости, переодеваются в медведей и других существ (качаган).

Шорский национальный праздник мылтык.jpg

Источник фото : dzen.ru

Шор-Пайрам — праздник, посвящённый сельскому хозяйству и скотоводству. В этот день проводятся конкурс красоты и конкурс на самую длинную косу.

На праздник Пайрам собираются люди из разных районов области. Проводятся конкурсы:

•    лучшее представление национального костюма; 
•    лучший стан; 
•    лучшее исполнение народной песни; 
•    конкурс национальных блюд.

1.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com

Обязательно проходят спортивные соревнования по национальным видам спорта: тебек, куреш, стрельба из лука, камчы.

Тебек — состязание, в ходе которого участники по очереди набивают ногой тебек (волан из шкуры с утяжелителем), стараясь удержать его в воздухе как можно дольше. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков.

Куреш — борьба двух соперников на поясах. Победителем становится тот, кто положит противника на обе лопатки, оторвёт его от земли выше пояса или заставит коснуться земли любой частью тела.

спортивные соревнования.jpg

Источник фото : travelask.ru

Камчы — соревнование по владению плетью: участники на скорость сбивают плетью все бабки (кости или баклушки) в произвольной последовательности. 
На празднике выступают народные танцевальные, музыкальные и вокальные коллективы, для зрителей проводятся показы различных обрядов.

Быт

Жизнь

Основным занятием шорцев до XIX века было кузнечное дело и плавка железа, особенно развитые на севере. Шорцы выплачивали дань тюркским каганам изделиями из железа и обменивали их на скот и войлок у кочевников. С XVIII века они начали продавать железные изделия русским купцам, которые называли их кузнецкими людьми, а места их проживания — Кузнецкой землёй.

К концу XVIII века кузнечество стало исчезать из-за распространения привозных русских изделий. Ослабли связи с кочевниками, усилился контакт с русскими. Основным занятием шорцев стала охота. Сначала охотились на крупного зверя: лося, марала, оленя, косулю. Постепенно распространился пушной промысел — на белку, лису, соболя, горностая, рысь, выдру. До XIX века использовали лук, затем — ружья, получаемые от русских купцов. В те времена охотой занималось до 90 % шорцев.

Важным источником питания была рыба, а также собирательство. Женщины собирали корни, клубни, луковицы, стебли сараны, черемши, кандыка, дикого лука, пиона, борщевика. Много заготавливали ягод и орехов, которые в XIX веке стали продавать. За кедровыми орехами ходили целыми артелями и семьями, жили по несколько недель в тайге. Издавна шорцы занимались бортничеством, позже заимствовав у русских пчеловодство.

В горных и степных районах, особенно на севере, было распространено пашенное земледелие. Сеяли в основном пшеницу. Разводили лошадей, использовали их для передвижения в упряжках, на санях и телегах. Женщины ткали из крапивы и конопли, занимались выделкой кожи, из дерева и бересты изготавливали утварь. Мужчины занимались промыслами, обработкой кожи, рогов и дерева. 
На табакерки, пороховницы, черенки ножей и другие деревянные предметы наносили художественную резьбу, на кости — выжигали узоры. Также занимались вышивкой и изготовлением изделий из лепной керамики.

Сегодня большинство шорцев работает на шахтах; сельское хозяйство, охота и рыболовство отошли на второй план. Традиционный образ жизни сохранился в основном в Шерегеше, где основным промыслом остаётся охота. Серьёзной проблемой для современных шорцев является нехватка рабочих мест и отсутствие образовательных учреждений в сёлах. Многие уезжают в близлежащие города. Те, кто остаётся в сёлах, продолжают заниматься традиционными промыслами и сельским хозяйством.

Жилище

Образ жизни шорцев был оседлым. Переселялись всей семьёй на пашню; мужчины уходили в тайгу группами на время охоты. Постоянные жилища меняли редко — обычно при забросе старых пашен или после смерти одного из членов семьи.

Народ проживал небольшими селениями, особенно на юге. Селения располагались далеко друг от друга и состояли из 10 юрт; некоторые включали всего 3 юрты и назывались по имени старшего родственника. Северные шорцы жили в домах, и их селения напоминали русские деревни. Другой тип селения объединял несколько родов или их представителей; такие поселения насчитывали более 10 юрт и домов и получали названия от рек или гор, рядом с которыми располагались. В северных селениях не было улиц; дома и хозяйственные постройки выглядели скромно.

В конце XIX — начале XX века у шорцев существовало два основных типа жилища:

•    одаг — деревянный шалаш из досок, жердей и брёвен, покрытый берестой, с земляным полом и очагом в центре. Такие шалаши строили на пашнях и в лесах как временное жильё. На юге они служили и зимними жилищами — их утепляли вторым слоем бересты и засыпали землёй.

одаг.jpg

Источник фото : orkse4.ru

•    низкая срубная юрта из брёвен, четырёхугольная, с берестяной крышей. Очаг делали глинобитным, располагали у стены слева от входа. Иногда к очагу добавляли плетёную трубу из прутьев и две доски, обмазанные глиной и установленные вертикально к стене.

Шорцы также строили избы русского типа, которые на севере практически вытеснили юрты. На юге, у притоков рек, деревянных юрт было больше, чем домов. Зажиточные представители народа строили двухэтажные дома, крытые железом и тёсом. Жилища обносили деревянным забором, во дворе возводили хозяйственные постройки. Внутреннее убранство было скромным; у богатых оно напоминало русский мещанский быт.

изба.jpg

Источник фото : travelask.ru

На юге хозяйственные постройки делали в виде срубов на четырёх столбах для хранения зерна и мяса. Амбары строили с крышей, полом и дверью, устанавливая их на столбах, зарытых в землю. На севере, помимо таких построек, использовали и русские амбары. Торговцы возводили крупные двух- или трёхэтажные амбары, крытые железом и тёсом.

Семейный уклад

Семья у шорцев была патриархальной и многопоколенной. Шорцы делились на роды; члены рода называли себя карындаш. Родовое собрание было высшим органом управления: на нём решали важные общественные вопросы, выбирали паштыка, распределяли повинности (албан и ясак), принимали решения о переходе в христианство.

Подходящим возрастом для вступления в брак считался 14–17 лет. В конце XIX — начале XX века существовало два основных способа заключения брака — умыкание и сватовство. Свадьбы обычно справляли весной.

Рождение ребёнка отмечали скромно. Роды принимала соседка. Пуповину обрезали обычным ножом, заворачивали в тряпку и прятали в сухом месте. Позже её зашивали в мешочек, украшенный раковинами каури и пуговицами, и привязывали над колыбелью к потолочному кольцу. При рождении мальчика отец делал маленький лук и стрелу — символ зверопромышленника и атрибут богини Умай, даровавшей ребёнку душу (кут). При рождении девочки в углу над колыбелью прибивали вершинку молодой берёзы — символ свадебного шалаша и будущего замужества. В качестве оберега в колыбель клали ножик или ножницы, а к верёвке привязывали пулю или пуговицы, подаренные новорождённому на счастье. 
Существовало несколько типов колыбелей — из бересты или дерева. Наиболее распространённый тип — деревянная рама, затянутая холстом и подвешенная за углы к потолку на четырёх верёвках. В месте их соединения крепили косточку птицы или животного как оберег.

Для приобщения детей к труду большое значение имели игры. Мальчики играли с маленькими луками, лодочками с веслами и шестами, удочками с крючком на нитке, деревянными топориками, игрушечными граблями и бороной. Среди игрушек — лошадки: плоские фигурки с выразительно изогнутой шеей, чаще всего с неразделёнными ногами и вставным хвостом из ниток. Шлея обозначалась лёгкой нарезкой или бахромой из кожи.

У девочек были свои игрушки — ступки, прялки, туеса, а также куклы из ткани. Основу куклы составлял плотно скатанный валик, обёрнутый цветной материей. На куклу надевали одно или несколько платьев, подпоясывали ленточкой. 
 

Кухня
шорская кухня.jpg

Источник фото : caten-decor.ru

Основу рациона шорцев издавна составляли мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. Мясо и рыбу варили и жарили на костре. 
Корни дикого пиона сушили, несколько раз варили, чтобы удалить ядовитые вещества, затем растирали в ручной мельнице и делали из них муку для каш и лепёшек.

С развитием земледелия стали использовать ячменную и пшеничную муку и крупу. Муку талкан ели с молоком, чаем, мёдом, сметаной, маслом; варили из неё кашу саламат. Кусочки теста (тутпаш) варили в воде или молоке с мясом и рыбой.

Пресные лепёшки тертпек варили в воде и ели с ухой и супом. У зажиточных шорцев на севере были распространены хлеб калаш и конина, считавшаяся деликатесом. Шорцы, проживавшие в степи, употребляли молочные продукты: творог, кислое молоко, сыр пыштак, масло. Позже в рационе стало больше овощей.

В кухне шорцев выделяют три вида супа: с лапшой, бульон, суп с крупой. Мясные бульоны варили долго, на медленном огне, обычно с большим количеством мяса. Раньше добавляли талган и дикий лук, позже — измельчённый лук с тёртой морковью. Вместо мяса иногда использовали говяжьи и конские потроха и рубец; такое блюдо называлось супом из внутренностей.

Самое любимое блюдо шорцев — пельмени пелбен. Их готовят особым образом: тесто делают из ржаной муки (иногда с добавлением пшеничной); фарш измельчают вручную из говядины, оленины или конины; в мясо добавляют измельчённые кедровые орехи и молоко; варят пельмени в молоке (иногда разведённом водой); лепят их крупными, полукруглой формы, как вареники, не залепляя «ушки».

Любимыми напитками являются толокняные кисели, растительные чаи из душицы, шиповника, черёмухи, иван-чая, а также айран, сыворотка, буза, арака и сыра. Из ячменной муки готовят водку аргы и брагу абыртка.

кан.jpg

Источник фото : orkse4.ru

Национальным продуктом считается кровяная колбаса кан. Если вместо крови использовать ливер, получается ыста — домашняя ливерная колбаса. Из выпечки популярны пирожки с различными начинками, хворост, лепёшки с мясом и крупный пирог с начинкой — кюрмек.

кюрмек.jpg

Источник фото : lk-ieok.kemsu.ru

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения