Шорцы – это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы.
По результатам переписи населения 2020 года в РФ проживает 10 507 человек.
Основная территория расселения расположена на юге Кемеровской области (8 324 чел.) — бассейн верхнего течения р. Томи и ее притоков Кондомы и Мрассу — Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский районы, города Мыски, Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово. Живут также в Хакасии (1 445 чел.) (Аскизский район, г. Абакан, Таштыпский район).
Традиционная вера шорцев — пантеизм, анимизм и шаманство.
Связывающим между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные виды и могут быть животными или насекомыми.
В начале 20 века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех, кто пройдет обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты.
Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор.
Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Подразделяется на два диалекта: мрасский и кондомский, каждый из которых распадается на ряд территориальных говоров. Современный литературный язык сформировался на базе мрасского диалекта. Письменность создана в XIX в. на основе кириллицы.
Владение языком ограничено средним и старшим поколениями. В среднем поколении языком владеет не более 10% этнических шорцев. Как в среднем, так и в старшем поколении все носители – билингвы, в повседневной жизни пользуются в основном русским языком, в том числе при общении друг с другом.
По результатам переписи населения 2020 года шорским языком в РФ владеет 2 927 человек.
С древних времен шорцы представляли, что мир поделен на три сферы: земля Ульгеня — верховного божества в шаманизме, земля людей и земля злых духов, или подземный мир. Во владении Ульгеня 9 небес: на седьмом — звезды и луна, на восьмом — солнце, на девятом живет сам Ульгень. Люди представляли его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы Ульгенем и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала, владыкой подземного мира и главным правителем царства мертвых.
Мужчины и женщины носили рубахи (кунек), штаны (чембары) и халат (шабур), который украшали вышивкой на вороте, подоле и обшлагах. Зимой надевали несколько халатов, их запахивали слева направо, подпоясывали кушаком.
Женская рубаха была длинной с разрезом в области груди. Зажиточные носили только покупную одежду и овчинные шубы, крытые материей. Одежду на юге изготавливали из конопли и крапивы. Северные шорцы чаще шили из покупных тканей. Будничные платья – из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев использовали дорогие шелка, украшали их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом.
Замужние женщины заплетали волосы в две косы. Незамужние девушки заплетали косы в одну (три-пять-семь) косичек (обязательно нечетное количество кос). Косы оканчивались накостным украшением «чинча» - жгутами, сплетенными из конского волоса, обвязанными нитками с бусами, раковинами каури, серебряными монетами и маленькими медными колокольчиками. При ходьбе украшения издают своеобразный звон. Эти звенящие элементы призваны были отпугивать злых духов.
На шею шорские женщины надевали несколько нитей бус. Зажиточные надевали на шею ожерелье «мончуг» из трех рядов бус разных цветов.
Ушными украшениями считаются серьги «ызырга» с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных монет. Серьги делаются из медной проволоки.
Обувались в кожаные сапоги одук, чарык с длинным голенищем. У бедняков сапоги были из кендыря. Ноги обматывали вместо портянок мягкой травой осокой. На голове женщины носили платки, мужчины надевали шапки, картузы из бересты, ткани или кожи, холщовые круглые шапки с тульей, в виде колпака. Зимой носили меховые шапки. Под влиянием русских шорцы начали носить более практичную одежду и нижнее белье.
Фольклор шорцев богат и состоит из самых разных жанров: сказок, преданий «ербек», «пурунгу чоок», легенд, охотничьих рассказов, поговорок, песен, загадок «тапкак», пословиц «кеп сос», «улгер сос».
Героические поэмы и сказания о богатырях занимают важное место среди народных жанров, исполняются они горловым пением «каем» или речитативом и относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Их исполняют под аккомпанемент комуса — щипкового двухструнного инструмента, который делают из ствола кедра или ивы. Другие музыкальные инструменты народа:
Бубен — тююр;
Колотушка — орба;
Трехструнный инструмент — тулу пуяк;
Двухструнный инструмент — кайгомысек.
Когда в семье рождался ребенок, имя ему мог дать любой человек из тех, кто присутствовал при родах. Всегда избегают имен, которые повторяются в роду, особенно среди мужчин. С рождением малыша отец мастерил символьные знаки: если был мальчик, на колыбельную крепили лук, если девочка — березку. У кроватки новорожденного ставили оберег от злых духов в виде ножниц с нашитой пуговицей.
Большой удачей считается для мужчины жениться на вдове с ребенком. Это символизирует богатство. У шорцев принято выходить замуж с 14 лет. Три дня после свадьбы новобрачные живут в шалаше, построенном из священной березы. Первым в него входил жених, он разводил костер. Невеста в это время стояла у входа и дарила всем, кто принимал участие в строительстве шалаша, медные кольца. Эти кольца каждая девочка начинает собирать еще с детства.
В шалаше молодые принимают от гостей подарки, угощают всех квасом абырткой. Через три дня временное жилище молодых сносили и уносили в лес. Молодые начинали строить собственную юрту и временно проживали в доме мужа с его родителями.
Малтык-Пайрам отмечают 18 января. На празднике все едят пельмени с предсказаниями. В каждый пельмень принято класть мелкий предмет, который что-то обозначает и предсказывает, что ждет человека в этом году.
Чыл пазы - это Новый год. Отмечается 20 и 21 марта в день весеннего равноденствия. Все веселятся и ходят в гости, переодеваются в медведей и разных существ (качаган).
Шор-Пайрам является праздником, посвященным сельскому хозяйству и скотоводству. В этот день помимо традиционного празднования проводится конкурс красоты и конкурс на самую длинную косу.
На праздник Пайрам собираются люди из разных районов области, проводятся различные конкурсы:
● Лучшее представление национального костюма;
● Лучший стан;
● Лучшее исполнение народной песни;
● Конкурс национальных блюд.
Обязательно проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта: тебек, куреш, стрельба из лука, камчы.
На празднике выступают народные танцевальные, музыкальные и вокальные коллективы, для зрителей проводится показ различных обрядов.
Обязательно проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта:
Тебек - в переводе – набивание жестка. Для состязания используется волана (тебек): кусочек шкуры длинноворсового животного (медведь, овечка), утяжеленный свинцом или иным грузом. Игроки по очереди набивают внутренней стороной стопы тебек, до момента пока он не упадет на землю. Побеждает набравший наибольшее количество очков.
Куреш - это борьба двух соперников на поясах. Победителем становится борец положивший противника на обе лопатки, оторвавший противника от земли выше пояса или заставивший его коснуться земли любой частью тела.
Стрельба из лука;
Камчы - соревнование по владению плетью. В ходе состязания необходимо на скорость сбить плетью по одной в произвольной последовательности все бабки (кости, баклушки).
Основным занятием народа до 19 века была ковка и плавка железа. Особенно развито ремесло было на севере. Шорцы выплачивали дань тюркским каганам изделиями из железа, обменивали их на скот и войлок у кочевников. С 18 века начали сбывать железные изделия русским купцам, которые называли их кузнецкими людьми, а места, где они проживали, Кузнецкой землей.
В конце 18 века кузнечество стало исчезать, так как появилось много привозных русских изделий. Ослабла связь с кочевниками и усилился контакт с русскими. Основным занятием шорцев стала охота. Поначалу охотились на крупного зверя: лося, марала, оленя, косулю. Постепенно стал популярен пушной промысел и охота на белку, лису, соболя, горностая, рысь, выдру. До 19 века охотились с использованием лука, затем начали применять ружье, которое получали от русских купцов. В те времена охотой занималось до 90% шорцев. Одним из основных источников питания была рыба, присутствовало собирательство. Женщины собирали корни, клубни, луковицы, стебли сараны, черемши, кандыка, дикого лука, пиона, борщевика. Много собирали ягод и орехов, которые в 19 веке стали продавать. За кедровыми орехами ходили целыми артелями и семьями, жили по несколько недель в тайге. Издавна шорцы занимались бортничеством, позже у русских заимствовали пчеловодство.
В горных и степных районах, на севере было распространено пашенное земледелие. Сеяли в основном пшеницу. Разводили лошадей, передвигались на них в упряжках, на санях и телегах. Женщины ткали из крапивы и конопли, занимались выделкой кожи, из дерева и бересты производили утварь. Мужчины были заняты промыслами, обработкой кожи, рогов и дерева.
На табакерки, пороховницы, черенки ножей и другие предметы из дерева наносили художественную резьбу, на кости выжигали. Вышивали, изготавливали предметы из лепной керамики.
Сегодня большинство шорцев работает на шахтах, сельское хозяйство, охота и рыболовство остались на втором плане. Старинный образ жизни сохранился только в Шерегеше, где по сей день основным промыслом населения является охота. Большой проблемой современных шорцев является нехватка рабочих мест и отсутствие образования в селах. Многие уезжают в близлежащие города, где устраиваются на работу. Те, кто проживает в селе, занимаются традиционными промыслами и сельским хозяйством.
Жизнь народов была оседлой, переселялись всей семьей на пашню, мужчины уходили в тайгу группами на время охоты. Меняли свои постоянные жилища шорцы редко, если старые пашни были заброшены или после смерти одного из членов семьи.
Народ проживал маленькими селениями, особенно это было распространено на юге. Все селения располагались далеко друг от друга и состояли из 10 юрт. Некоторые включали только 3 юрты и назывались в честь старшего родственника. Северные шорцы жили в домах, и их селения были похожи на русские маленькие деревни. Другой тип селения состоял из нескольких родов или их некоторых представителей. В них было более 10 юрт и домов, название они получали от имени реки или горы, около которой располагалось село. У северных шорцев в селениях не было улиц, дома и хозяйственные постройки выглядели бедно и немного запущенно.
В конце 19 и начале 20 века у шорцев было два основных типа жилища: одаг — деревянный шалаш, построенный из досок, жердей и бревен. Покрывали его берестой, полы были земляные, очаг располагался в центре. Строили такие шалаши на пашнях и в лесах, в качестве временного жилья. В южной Шории шалаш служил шорцам и зимним жилищем. Его утепляли, покрывали двумя слоями бересты, набрасывали землей.
Второй тип жилья — низкая срубная юрта из бревен, четырехугольная. Крышу покрывали тоже берестой, очаг делали глинобитный, располагался он у стены слева от входа. Часто для очага делали плетеную трубу из прутьев, тогда он дополнялся двумя досками, обмазанными глиной, которые ставили вертикально к стене.
Шорцы строили избы русского типа, которые в северной Шории практически вытеснили юрты. У притоков рек на юге деревянных юрт было больше, чем домов. Богатые представители народа строили двухэтажные дома, покрывали их железом и тесом. Жилища обносили забором из дерева, во дворе строили различные хозяйственные постройки. Внутри дома были обставлены достаточно бедно и очень примитивно. У богатых обстановка была выполнена в русском типаже, характерном для мещан и зажиточных крестьян.
На юге хозяйственные постройки строили в виде срубов из дерева, установленных на четырех столбах. Здесь хранили зерно, мясо. Амбары строили с крышей, полом и дверью, установлены они были на зарытых в землю четырех столбах. На севере помимо таких построек были русские амбары. Торговцы строили большие амбары, состоящие из 2 или 3 этажей, крытые железом и тесом.
Семья у шорцев патриархальная и большая. Шорцы делились на роды. Члены рода называли себя «карындаш», родовое собрание являлось высшим органом, на нем решались важные общественные дела, проводились выборы паштыка, раскладка албана и ясака, принятие христианства.
Подходящим для вступления в брак считался возраст 14–17 лет. В отдаленных таежных аилах встречались браки между 6–10 летними мальчиками-сиротами и 20–30 летними женщинами. В последнем случае до совершеннолетия такая супруга была своему «мужу» матерью, и только потом становилась женой, неся все это время заботы о хозяйстве. В конце XIX – нач. XX века существовало два основных способа заключения брака: умыканием и сватовством. В обоих случаях свадьба справлялась обычно весной.
Рождение ребенка у шорцев отмечалось довольно скромно. Сразу после родов, которые обычно принимала соседка, пуповину обрезали обычным ножом, заворачивали в тряпку и прятали в сухом укромном месте. По прошествии некоторого времени ее зашивали в украшенный раковинами каури и пуговицами мешочек, который и привязывали над зыбкой к потолочному кольцу. Если рождался мальчик, то его отец делал лучок и небольшую стрелу – эмблему зверопромышленника и атрибут богини Умай, подарившей жизнь ребенку в виде субстанции человеческой души кут. Если рождалась девочка, в углу над колыбелью прибивали к стене вершинку молодой березки – символ свадебного шалаша, а значит замужества. С целью оберега от злых духов в детскую колыбель клали ножик или ножницы, привязывали к веревке пулю или пуговицы, подаренные новорожденному на счастье.
Известны несколько типов колыбелей из бересты или дерева, а также наиболее распространенный тип – затянутая холстом деревянная рама, подвешиваемая за углы к потолку с помощью четырех связанных вместе веревок. В месте их соединения у потолочного кольца в качестве оберега крепилась косточка птицы или животного.
Для привлечения детей к труду большое значение имели игры. Мальчики играли с маленькими луками, лодочками с веслами и шестами, удочками с крючком на нитке, деревянными топориками, игрушечными граблями и бороной. Среди игрушек для мальчиков выделяются лошадки - плоские фигурки с очень выразительно изогнутой шеей, чаще всего с нерасчлененными ногами, с вставным хвостом из ниток. Легкой нарезкой или бахромой из кожи показана шлея.
У девочек были свои игрушки – ступки, прялки, туеса, а также сшитые из ткани куклы. Основу кукол составлял плотно скатанный валик из ткани, обернутый цветной материей. На куклу надевалось одно или несколько платьев, которые подпоясывались ленточкой.
Издавна основной пищей в рационе шорцев было мясо зверя и птицы, рыба, дикорастущие растения. Мясо и рыбу варили и жарили на костре.
Корни дикого пиона сушили, затем несколько раз варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом растирали в ручной мельнице и делали муку, готовили каши и лепешки.
После развития земледелия стали использовать ячменную, пшеничную муку и крупу. Муку талкан ели с молоком, чаем, медом, сметаной, маслом, варили из нее кашу саламат. Кусочки теста (тутпаш) варили в воде или молоке с мясом и рыбой. Пресные лепешки тертпек варили в воде и ели с ухой и супом. У зажиточных шорцев на севере был распространен хлеб калаш и конина, которая считалась роскошью. Шорцы, проживающие в степи, употребляли молочные продукты: творог, кислое молоко, сыр пыштак, масло и творог. Позже начали употреблять больше овощей.
В кухне шорцев существует три вида супа: суп с лапшой, бульон, суп с крупой.
Мясные бульоны варят долго, на медленном огне, обычно в них кладут много мяса. Раньше добавляли талган и дикий лук, затем измельченный лук с тертой морковью. Вместо мяса можно использовать говяжьи и конские потроха и рубец, такое блюдо называется суп из внутренностей.
Самое любимое блюдо шорцев — пельмени пелбен. Готовят их тоже по-особенному: тесто делают из ржаной муки, иногда с добавлением пшеничной; фарш измельчают вручную, он может быть из говядины, оленины и конины; в мясо добавляют измельченные кедровые орехи и молоко; варят пельмени в молоке, иногда разведенном с водой; лепят пельмени большими, полукруглой формы, как вареники, не залепляя ушки.
Любимыми у народа являются напитки на основе толокна, различные растительные чаи из душицы, шиповника, черемухи, иван-чай, айран и сыворотка, буза, арака, сыра. Из ячменной муки делают водку аргы и брагу абыртка.
Национальным продуктом у народа является кровяная колбаса кан, если использовать ливер вместо крови, получится ыста — домашняя ливерная колбаса. Из выпечки популярны пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом, крупный пирог с начинкой — кюрмек.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.