Источник фото : logoslab.ru
История энцев обычно рассматривается в рамках общесамодийского этногенеза. В родовой этнонимике энцев, а также в ряде элементов их культуры присутствует южносибирская традиция, проникшая на Север в IX и XIII веках вместе с переселением ряда южносамодийских родов. Вторым этнокультурным компонентом является аборигенный, арктический. Его влияние прослеживается в одежде, жилище и других элементах культуры энцев.
Этническая территория обеих этнотерриториальных групп энцев оформилась к XVII веку. В этот период она охватывала обширные пространства тундры и лесотундры — от бассейна Нижнего и Среднего Таза на юго-западе до правобережья Енисея и Енисейской губы на северо-востоке (для тундровых энцев).
Название «энцы» появилось в 1930-е годы и означает «человек». Несмотря на малочисленность, энцы всегда делились на две группы — лесотундровую и тундровую.
Лесные энцы расселялись в бассейне Среднего и Верхнего Таза и далее на восток до правобережья Енисея. В начале XVII века на северо-востоке Западной Сибири произошли изменения этнической территории энцев, связанные с переселениями селькупов.
В результате этих процессов наибольшему изменению подверглась территория лесных энцев: многие их родовые подразделения переселились вниз по Енисею. Наиболее значительное влияние на энцев в этот период оказали их западные соседи — ненцы. Некоторые группы энцев уже к началу XIX века практически полностью утратили этническую специфику, перенимая ненецкий язык и культуру. Окончательно картина расселения энцев сложилась к середине XIX века.
В 2000 году постановлением Правительства РФ энцы получили статус коренного малочисленного народа Российской Федерации.


Источник фото : www.culture.ru , www.fishingsib.ru
Согласно данным переписи 2020 года, в России проживает 201 энец. Большинство из них — 195 человек — живут в Красноярском крае.
Энцы компактно проживают на юго-западе Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, в посёлках на Енисее: Потапово, Караул, Воронцово. Небольшое число энцев проживает в национальных посёлках Центрального Таймыра — Усть-Авам и Волочанка, а также в городе Дудинка.


Источник фото : atlaskmns.ru
Официально энцы считаются православными, однако из-за удалённости и труднодоступности мест проживания миссионерам не удалось полностью распространить христианство среди них. В православие были обращены официально только лесные энцы, тогда как большинство продолжает почитать явления природы и местных духов-хозяев. Изображения духов размещают в особых местах — в лесу или на сопках. В жертву им приносят оленье мясо, деньги и кусочки сукна.

Источник фото : www.culture.ru
До середины XX века энецкий язык считался одним из диалектов ненецкого. Он относится к самодийской группе уральских языков и наиболее близок к ненецкому, от которого отделился более 1000 лет назад. Позже энецкий язык сблизился с нганасанским.
Энецкий язык делится на два диалекта:
• лесной (пэ-бай);
• тундровый (сомату).
Они значительно различаются по языковой структуре, что затрудняет взаимопонимание между их носителями. Иногда лесные и тундровые энцы даже не считают себя представителями одного народа: тундровые называют лесных ненцами, а те, в свою очередь, относят тундровых к нганасанам.
Долгое время энецкий язык оставался бесписьменным. В 1986 году лингвист Н. Терещенко опубликовал проект первого алфавита, созданного на основе лесного диалекта. Хотя он официально не был утверждён, его используют при издании фольклорных текстов и в энецких публикациях газеты «Таймыр». На этом алфавите вышло три книги, включая русско-энецкий словарь для школьников.
Большинство энцев владеют несколькими языками: хорошо знают русский и ненецкий, многие понимают речь эвенков, нганасанов и долган.
В селе Потапово организована группа, где дети-энцы изучают родной язык, даже если их родители на нём не говорят.
Согласно переписи 2020 года, в России энецким языком владеют 97 человек.
В энецкий пантеон входят, с одной стороны, персонажи высшего уровня, сходные с ненецкими (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо), а с другой — многочисленные духи-хозяева природных объектов и животных, а также духи-покровители и помощники, часто изображаемые в антропозооморфном облике.
Основу традиционного мировоззрения энцев составляют представления о Матерях Природы: Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы). Эти образы определяют целостность мироздания, взаимодействие его частей, место человека в мире и его отношение к природе.
Мифы и легенды энцев рассказывают о происхождении Земли, жизни, народов, богов и духов, населяющих мир. Например, поэтический «Звёздный миф» (по-энецки — «Фонсэй-дёре») повествует о рождении божества Дюба-нга — покровителя энцев и охотничьего промысла. Другой миф — «Сиосику» — также посвящён Дюба-нга, но объясняет его происхождение иначе.
В обоих мифах начало схоже: старушка находит брошенного младенца (Дюба-нга — «бог-сирота»). Однако в «Звёздном мифе» он оказывается сыном «Верхнего бога» Нга-ныо и «Дочери Земли» Дя-каты, а в мифе «Сиосику» — сыном большой рыбы. Учёные объясняют это различие культурным взаимодействием северных и южных энцев с разными народами.
Шаманство отражает всю систему традиционного мировоззрения. Шаманами могли становиться только «избранные» люди, обладавшие выдающимися способностями. Традиционно энецкие шаманы делились на три категории:
• Нгатодэ — шаманы, обращающиеся к верхним небесным духам;
• Дьяно — шаманы, лечившие больных, помогавшие при родах и искавшие пропавших оленей;
• Саводе — шаманы, общавшиеся с подземными духами и участвовавшие в погребальных обрядах. Если после смерти человека его семью постигали несчастья (например, неудачи на промысле), Саводе выяснял причину через общение с духами и помогал её устранить.
Одним из главных праздников энцев является окончание полярной ночи, которое отмечают в конце января — начале февраля, когда солнце впервые появляется на небосклоне после долгого отсутствия.
К празднику выделяли или строили один «чистый чум», где несколько дней подряд находился шаман и непрерывно камлал. На улице молодёжь исполняла старинные танцы и устраивала игры под звуки бубна. Иногда сооружали тоннель — «каменные ворота», у которого проводились камлания. Все участники праздника проходили через этот тоннель вслед за шаманом.
Вступление в брак и создание семьи считалось обязательным условием сохранения рода. Мужчина, способный добыть дикого оленя, имел право завести семью. Девушка, в свою очередь, должна была уметь выполнять все женские виды работ: выделывать шкуры, шить, готовить пищу, колоть дрова.
После сватовства и согласия родителей невесты договаривались о размере калыма из оленей, который жених должен был внести за невесту. Если девушка происходила из богатой семьи, подарки за неё просили для всех женатых мужчин её рода, присутствовавших при сватовстве.
Другой формой заключения брака было похищение невесты женихом — обычно с её согласия, но без ведома родителей. В условленный день жених приезжал на стойбище на нартах и увозил девушку в свой чум. Также существовал брак отработкой: мужчина приходил в чум отца девушки и помогал в хозяйстве.
Музыкальная традиция энцев схожа с музыкой нганасанов и ненцев. В песенной культуре выделяют два жанра:
• Барэ — индивидуальная импровизация;
• Кунуярэ (у тундровых) и Кинуадэ (у лесных) — песенно-поэтические высказывания с традиционной системой иносказательных образов и символов.
Основной музыкальный инструмент — шаманский бубен. У тундровых энцев он называется «педди», у лесных — «фендир».
Развиты художественная аппликация по меху и сукну, а также резьба по кости.
Несмотря на малочисленность, энцы активно участвуют во всех культурных мероприятиях, проводимых в Таймырском муниципальном районе. На ежегодных фестивалях «Фольклорная классика Таймыра» они знакомят зрителей со своей культурой: исполняют песни на родном языке, рассказывают сказки и легенды, демонстрируют обряды
.

Источник фото : en.ppt-online.org
Энецкий фольклор включает несколько жанров:
• Сюдбичу — сказания о мифических героях и богатырях, сражающихся за красавиц и владеющих оленями с необыкновенными качествами. Богатыри живут в драгоценных чумах, облачены в медные и железные одежды, могут летать, а в случае гибели легко воскресают.
• Дёречу — повествования о реальных исторических событиях и персонажах, например о столкновениях энцев с другими народами — эвенками и ненцами.
Исторические документы подтверждают такие контакты. В других дёречу описывается мирное соседство с эвенками, включая сравнение особенностей быта обоих народов.
На Таймыре известна энецкая фольклорная группа «Татуй» («Искра»), которая представляет культуру своего народа на различных мероприятиях. Коллектив исполняет древние песни и напевы, а также занимается сбором и восстановлением исчезающих обрядов.
Зимой мужчины носили двойные парки глухого покроя, меховые штаны и чулки, а также высокую обувь из оленьих камусов. Женская парка была распашной. К верхней одежде пришивали рукавицы «оби» из камуса.
При поездках в тундру зимой вместо парки надевали сокуй — теплую меховую одежду, служившую спальным мешком. В ней можно было спать прямо на снегу. Сокуй украшали длинными кистями из полосок цветного сукна и меха. Под парку надевали рубахи из ровдуги.
Под верхней одеждой носили комбинезон без рукавов, сшитый мехом внутрь. Его украшали нашивками из медных украшений: цепочками, кольцами, серповидными бляхами, трубочками. Дополнительно пришивали игольник и мешочек для огнива.
С середины XIX века лесные энцы, а с XX века и тундровые, начали перенимать элементы ненецкой одежды.



Источник фото : www.ttelegraf.ru , www.culture.ru , rgdb.ru
Основными занятиями энцев традиционно были охота на дикого оленя и рыболовство. Для охоты использовали специально обученных домашних оленей: их рога обматывали ремнями, подпускали к диким оленям, и те, вступая в драку, запутывались в ремнях и становились добычей.
Развита была пушная охота, а также вьючное и упряжное оленеводство. Женщины занимались хозяйством, воспитанием детей, приготовлением пищи, шитьём одежды и художественной аппликацией. Мужчины обеспечивали семью, выполняли тяжёлую работу и занимались резьбой по кости.
В энецких названиях месяцев отражены традиционные промыслы:
• март — сойдадюнгуладири — месяц хорошей охоты на дикого оленя;
• апрель — надииро — время появления первых телят;
• июнь — наардири — лов рыбы;
• август — дедюдири — месяц лебедя;
• октябрь — могодиирио — месяц сбрасывания рогов оленем;
• ноябрь — кэдэркорадири — гон дикого оленя.

Источник фото : fotostrana.ru
Основным жилищем раньше был конический чум с покрытием — нюка, меньшим по размеру, чем у соседних народов. Зимой использовали нартенный чум. В задней части жилища, за очагом, хранились деревянные изображения предков. Во время перекочёвок их перевозили в особой священной нарте.
С 1930-х годов энцы начали использовать зимнее жильё — нартенный чум из балок.


Источник фото : dzen.ru , atlaskmns.ru
Для передвижения по тундре энцы использовали оленьи упряжки, а по воде — лодки. Оленей запрягали в ездовую нарту, а передовым оленем, которым управляли сидя на нарте, служил левый.
Зимой в лёгкую нарту запрягали 4–5 оленей, летом — 6–7. Управляли упряжкой с помощью вожжей и хорея — длинного шеста с костяным наконечником, который держали в левой руке. Способ запряжки — «веером». Энцы всегда садились на нарту слева. При переправе через реку вброд оленевод вставал на нарты и управлял упряжкой стоя.
Для осмотра охотничьих ловушек, охраны стад и перекочёвок использовали лёгкие нарты — узкие длинные сани с дощатой спинкой, запрягаемые собаками или оленями. Лесные энцы спереди крепили к ним деревянную дугу (баран), защищавшую от кустарника летом.
К заднику и бортам зимней женской нарты крепили меховой полог из оленьих шкур (мехом внутрь), защищавший от холода. Мужскую зимнюю ездовую нарту обязательно покрывали оленьей шкурой, служившей мешком для ног.
Для дальних перекочёвок использовали грузовые нарты разного назначения: для перевозки продуктов, утвари, одежды, шестов и покрышек для чума и т. д.
У оленеводов существовали «поганая» и «священная» нарты. На первой перевозили доски для пола, подстилки и женскую обувь. «Священная нарта» имелась в каждой семье: на ней хранили и перевозили шаманские принадлежности — костюм, бубен, деревянные изображения духов и др.
Летом и осенью, во время охоты на водоплавающую дичь и проверки рыболовных сетей, энцы использовали лодки (оддо). Это были долбленки с наставными бортами длиной 3–3,5 м. Также применялись русские дощатые лодки-ветки, сшитые из трёх досок.
В настоящее время в оленеводческих бригадах и частных хозяйствах олений транспорт сохраняет ведущую роль, тогда как деревянные лодки уступили место металлическим моторным.

Источник фото : novate.ru
Семья у энцев патриархальная, с родовым устройством общества. До XIX века сохранялись большие семьи, существовали многожёнство, левират и уплата калыма. Наличие детей имело большое значение для статуса женщины. Детская смертность была высокой, но встречались семьи с семью детьми. Рождение мальчика считалось более предпочтительным.
С семи лет детям поручали несложную работу. Мальчик считался зрелым в 15–16 лет, когда впервые самостоятельно отправлялся на охоту. Девочки с началом репродуктивного периода становились девушками и могли выходить замуж.
При рождении ребёнку давали имя-прозвище, связанное с его внешностью или обстоятельствами появления на свет. По достижении совершеннолетия прозвище заменялось именем одного из близких родственников.
Традиционной пищей энцев является сырое мясо оленя, которое едят сразу после охоты или забоя, в том числе и кровь. На зиму готовили рубанину и строганину: мясо рубили кусками или тонко резали ножом и замораживали.

Источник фото : www.kolymastory.ru
В рацион также входили куропатки, зайцы; летом варили гусей и уток. Рыбу ели свежей или солёной. Заготавливали юколу и порсу — рыбную муку, которую добавляли в суп или смешивали с растопленным рыбьим жиром (варка).
Из растительной пищи употребляли дикий лук, коренья и ягоды. Раньше заваривали листья брусники и древесные наросты; сегодня популярным напитком является чай.
Основными покупными продуктами стали ржаная мука, из которой пекут тонкие лепёшки, сахар, масло, молочные продукты и хлеб. Традиционные варёные мясо и рыбу теперь часто едят с хлебом, хотя по-прежнему с минимальным количеством соли.
Деликатесами считались уши, спинной и кишечный жир, кровь, вымя и печень оленя, которые употребляли в сыром виде.

Источник фото : polezniesvojstva.ru
Официальный сайт Президента Российской Федерации
Интернет-портал Правительства Российской Федерации
Официальный сайт СФ
Комитет Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей
Федеральное агентство по делам национальностей
Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации
Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества
Общественная палата Российской Федерации
Дом народов РоссииДепартамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения