Источник фото : j-news.ru
Абазины — древнейший народ Северного Кавказа. Их предки населяли регион ещё пять тысячелетий назад. Гордый и самобытный народ защищал свои территории во время Кавказской войны, был повержен, однако до сих пор не утратил национальную самоидентификацию.
Предки абазин относятся к древним протоабхазским племенам, населявшим территории современных Грузии, Абхазии и Черноморского побережья Краснодарского края — от Туапсе до Сухуми. После распада могущественного Ашуйского государства племена начали образовывать отдельные княжества.
Первое упоминание страны абазин относится ко II в. н.э., моменту образования княжества Абазгия, занимавшего часть территории современной Абхазии. К VII столетию происходит объединение абхазских и абазинских народов под знаменем Абазгского царства. В историю оно вошло под именем Абхазского царства, в 975 г. вошедшего в состав более могущественного Грузинского государства. На этот период приходятся миграционные волны абазин, искавших более пригодные для земледелия и скотоводства территории.
XVI столетие ознаменовано укреплением связей с Россией: в 1552 г. абазинский князь Иван Езбозлуков в составе черкесского посольства обсуждал с Иваном Грозным детали союза, направленного против крымского хана. К XVIII веку абазины формально находились под управлением Османской империи, присылавшей в регион начальника-бея. Фактически назначаемый правитель власти не имел: народ продолжал решать общественно-политические вопросы самостоятельно.

Исторической родиной племени абазин выступают территории современной Абхазии. Нехватка пригодной для обработки земли привела к нескольким миграционным волнам, в результате которых народ переселился в черкесские регионы.
По переписи 2010 года в России не менее 43 000 абазин, а по данным переписи населения 2020 года — 41 793. Большинство представителей этой национальности проживают в Карачаево-Черкесской Республике, преимущественно в Абазинском районе и г. Черкесске.
Число абазин в других регионах России:
Ставропольский край – 2 470;
Тюменская область – 382;
Кабардино-Балкарская Республика – 297;
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – 230;
Ямало-Ненецкий автономный округ – 147;
Краснодарский край – 177;
Москва — 153.
В результате Кавказской войны абазинам пришлось покинуть исторические зоны проживания. Потомки народа живут в Ливии, Иордании, Египте, Турции, Сирии, Израиле. Ассимиляция и тесное соседство с представителями других черкесских народов привели к утрате части национальных обычаев, однако многие сохранили самоидентификацию на основании исторических родов.
В древности абазины верили в силы природы и духов-покровителей, почитали скалы причудливой формы и сакральные деревья. Главным божеством считалось Анчва, покровитель вселенной. Землю населяли добрые и злые духи, способные как помочь, так и навредить. У народа существовали покровители воды, дождя, лесов, диких зверей, пчёл, домашнего скота и ткацкого ремесла. Младенческую смерть приписывали злому духу в женском обличье — уыд, а умопомешательство связывали с влиянием шайтанов.
Согласно преданиям, в начале I века в регионе проживания абазин проповедовал апостол Андрей Первозванный. Вплоть до XV–XVII веков народ исповедовал христианство.
В 1762 году французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель писал, что «религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее, народ признаёт себя благочестивыми христианами».
Впоследствии абазины подверглись влиянию мусульманских соседей и сегодня преимущественно исповедуют ислам суннитского толка.
Абазинский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе северокавказской языковой семьи. Он делится на два диалекта: тапантский и ашхарский.
Некоторые исследователи полагают, что предки абазин создали ашуйскую письменность, которая могла повлиять на развитие финикийского письма, а через него — и на создание латинского алфавита.
Однако собственная письменность появилась у абазин только во второй половине XIX века и была основана на арабской графике. В 1932 году её перевели на латиницу, а в 1938 году — на кириллицу.
Сейчас на территории РФ насчитывается 30 194 человека, владеющих абазинским языком.
Национальный костюм абазин имеет общие черты с нарядами других кавказских народов. Нательной одеждой мужчин служили свободные штаны и рубаха с высоким воротом, застёгивавшаяся рядом пуговиц. Поверх надевали бешмет со стоячим воротником, боковыми и нагрудными карманами, длинными рукавами, зауженными у запястья. Финальным элементом наряда служила традиционная черкеска — наплечный кафтан с длинными расклешёнными рукавами и треугольным вырезом на груди. По крою черкеска приталенная, расширяющаяся к низу.
Праздничные наряды опускались ниже колен на 10–15 см, повседневные доходили до середины бедра. Бедняки носили одежду тёмных цветов, знатные абазины предпочитали белую и красную расцветки. На обеих сторонах груди пришивались продольные строчки для газырей — карманов, где хранили пули и порох. Обязательным элементом был пояс, на который крепили нож или кинжал.
Женский костюм состоял из длиннополой нательной рубахи. Поверх надевали нижнее платье, облегающее вверху и расширяющееся от талии. В праздничные дни наряд дополняли распашным платьем из бархата или парчи, богато украшенным золотым шитьём на груди, спине, по подолу и всей длине. Абазинки носили ювелирные украшения: кольца, перстни, нависочники, объёмные серьги, браслеты, серебряные пояса.
Причёска служила не только украшением, но и указывала на возраст и социальный статус женщины. Девочки заплетали волосы в две косы и покрывали голову лёгким шёлковым платком. Совершеннолетние девушки на выданье носили шапки с остроконечным или округлым верхом, поверх которых надевали платки, концы которых перекидывали за шею. Шапку женщина снимала лишь после рождения ребёнка, заменяя её глухим платком, полностью закрывавшим волосы.



Источник фото : cherkesk.bezformata.com , m.my.mail.ru
Культура абазин богата преданиями, песнями и сказками. Главными героями выступают люди обычных профессий: пастухи, вышивальщицы, охотники. Сказки всегда заканчиваются победой добра над злом. Большинство песен и обычаев связаны с годовым земледельческим циклом.
Среди музыкальных инструментов выделялись: род балалайки (мышӏкъвабыз), двухструнная скрипка (апхьарца), дудка из оружейного ствола (кӏыжкӏыж), деревянные трещотки (пхьарчӏакь). Самыми древними инструментами у абазин были дудка и свирель.
Одной из наиболее развитых областей абазинского народного художественного творчества является декоративно-прикладное искусство. Изделия абазинских мастеров отличаются высоким художественным совершенством: гармоничностью пропорций, изящными линиями и обилием орнаментов. Это проявляется как в национальном костюме, так и в тонкой резьбе по дереву, узорах плетения и вязания, ювелирных изделиях.
Вышиванием занимались женщины и девушки всех социальных слоёв. Вышивали шерстяными и шёлковыми нитками, канителью. Канителью украшали не только костюмы и головные уборы, но и предметы быта — кожаные сумки и конское снаряжение. Самобытным видом декоративно-прикладного искусства была художественная обработка металла — железа, меди, серебра.

Источник фото : petvesti.ru
У абазин царил патриархальный уклад: главой рода считался старший мужчина в доме, хозяйственными делами ведала старшая женщина. Практиковались свадьбы по сговору, включая люлечные браки; реже встречался обряд умыкания. После свадьбы девушка переходила в дом мужа и соблюдала ряд традиционных правил:
Не навещать своих родных минимум год после свадьбы.
Избегать общения со свекровью. Невестка не имела права разговаривать с родителями мужа, оставаться с ними наедине, смотреть им в глаза, есть за одним столом или сидеть в их присутствии. Избегание свекрови могло длиться от недели до нескольких месяцев; молчание со свекром иногда сохранялось годами или даже всю жизнь.
Супруги не называли друг друга по имени, использовали прозвища или местоимения. Для мужчины считалось неприличным говорить о своей жене в присутствии других. При необходимости употребляли формулировки: «моя жена», «мать моих детей», «дочь того-то».
В дневное время супругам не полагалось находиться в одной комнате наедине.
Мужчинам не рекомендовалось прилюдно проявлять чувства к детям или называть их по имени.
В знатных семьях практиковалось аталычество — отдача детей на воспитание в семьи равного или меньшего статуса внутри рода, а иногда и в соседние народы для укрепления межнациональных связей. Ребёнок мог находиться в приёмной семье от нескольких месяцев до совершеннолетия.
Современные абазины в значительной степени отошли от старинных обычаев. Например, запрет на общение со свёкром сохранился лишь в отдельных сельских общинах. В большинстве семей невестке разрешено разговаривать со свекром и обедать с ним за одним столом. Супруги чаще называют друг друга по именам и совместно решают семейные вопросы. Замужним женщинам в кругу родных не обязательно покрывать голову платком.

Источник фото : www.liveinternet.ru
До XIX столетия абазины жили в плетёных домах круглой формы, а также в одно- или многокомнатных каменных домах. В центре главного помещения находился очаг, вокруг которого располагались обеденная зона и спальные места хозяев. Позже распространились деревянные дома, возводившиеся в центре просторной усадьбы.
На территории усадьбы строили гостевой домик — кунацкую. Традиции гостеприимства обязывали принимать гостей с почестями, делиться кровом и угощать лучшими блюдами. С дороги путников в кунацкую провожал хозяин дома, бравший на себя ответственность за их безопасность, здоровье и благополучие.

Источник фото : lerm-cbs.ru
Традиционные занятия абазин — скотоводство, земледелие, садоводство, пчеловодство. Разводили овец, лошадей, птицу; сажали просо, ячмень, кукурузу. Рядом с домом разбивали огороды и сады с алычой, грушей, сливами, кизилом, барбарисом, фундуком.
Женщины занимались выделкой кожи, ткачеством, вышивкой. Мужчины обрабатывали дерево и металл, славились как искусные ювелиры и оружейники.
Уникальная абазинская кухня формировалась на протяжении веков. Она отличается простотой и богатством вкуса. Современные кулинарные традиции кавказских народов во многом переплелись, однако у абазинок до сих пор сохраняются рецепты, по которым готовили их прабабушки.
Основу питания составляют продукты традиционного промысла: мясо, птица, молочные продукты, крупы, мёд, ягоды и фрукты. Особенностью абазинской кухни являются специи: острый перец, чесночная соль, тмин, чабрец, укроп и другие сухие пряные травы — без них не обходится ни одно блюдо.
Шашлык — традиционное блюдо у всех кавказских народов, однако у абазин есть свои кулинарные секреты его приготовления, основанные на особой мариновке мяса. Из индейки готовится повседневное блюдо «кту дзырдза» с пикантной острой подливкой.
На гарнир обычно подают мамалыгу, кашу «баста» из кукурузы и пшеницы, а также картофельное пюре, приправленное жареным луком, сладким перцем и специями. В качестве закуски часто готовят «кати зарапха» — фаршированную рисом баранью кишку.
Традиционный хлеб и лепёшки абазины пекут преимущественно из ячменной муки.
Пирожки «ачаш» с сыром — местный вариант хачапури. Творожный сыр готовят в больших количествах: он служит как закуской, так и дополнением к другим блюдам, и часто заготавливается впрок. У каждой абазинки есть свой рецепт приготовления древнего слабоалкогольного напитка «бахсыма» из кукурузной муки, мёда, солода и хмеля.
Интересен и этикет приёма пищи. В отличие от многих народов, подающих сначала супы, абазины начинают трапезу с варёного мяса с соусом, а затем запивают его бульоном, смешанным с кислым молоком.
Гостя угощают только самыми лучшими яствами, поскольку день, когда в дом пришёл гость, считается праздником. Угощения подают маленькими порциями, но с большим разнообразием блюд. Отказываться от угощения неприлично, но и съедать всё до последней крошки также не принято.



Источник фото: mammamia45.ru , kulinarenok.ru , 4vkusa.mirtesen.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения