1696
Абхазы

Источник фото : eliseo.ru

Существует несколько версий происхождения абхазского народа. Согласно одной из них, предки абхазов ранее проживали в Северо-Восточной Африке, откуда начали переселение в сторону Кавказа. Другая версия утверждает, что абхазы являются коренным народом Северного Кавказа, однако эту гипотезу оспаривают многие археологи, опираясь как на результаты раскопок, так и на письменные источники. Третья версия связывает происхождение абхазов с Малой Азией.

Существует также смешанная концепция, основанная на ряде археологических находок. Согласно ей, формирование абхазского этноса произошло в результате взаимодействия местных кавказских племён и пришедших из Малой Азии народов.

История

Уже ко II веку н. э., когда территория Западной Грузии входила в состав Римской империи, на этих землях начали появляться княжества абхазов. Их правителей называли «царями» и наделяли титулом по решению римского императора. Впоследствии эти территории вошли в состав Византии, а их жители приняли православие. 

Особо выделялось княжество Абазгия, которому удалось получить множество привилегий, воспользовавшись противостоянием Византийской и Персидской империй. Это был также один из немногих регионов, не пострадавших от арабского нашествия в VII–VIII веках. К 778 году басилевс Леон II, заручившись поддержкой хазар, добился полной независимости Абхазского царства от Византии. В начале IX века государство обрело и религиозную независимость: местная православная церковь откололась от Константинопольской. 

Однако к этому времени период расцвета царства уже завершился. В XIII веке Абхазия вошла в состав грузинского государства. Спустя некоторое время абхазы вновь обрели самостоятельность. В XVI веке и Абхазия, и Грузия оказались в зависимости от Османской империи. Турки укрепились на восточном побережье Чёрного моря, построив крепости в Сухум-Кале, Поти и Анапе. Колонизация этих земель и попытки обратить местное население в ислам вызвали антиосманские выступления и стремление заручиться поддержкой России. 

Первым в российское подданство попросился абхазский князь Келешбей в 1803 году. В 1808 году произошёл дворцовый переворот, предположительно организованный турками. Сын Келешбея — Асланбей — убил отца и объявил себя мтаваром Абхазии. Мятеж подавил другой сын убитого князя — Сафарбей. В 1809 году он обратился за покровительством к российскому императору Александру I. Тот удовлетворил просьбу, и 17 февраля 1810 года был подписан манифест о включении Абхазского княжества в состав России. Полный контроль над территориями Абхазии и Грузии Россия установила после победы в Русско-турецкой войне 1812 года. 

Не все местные жители поддержали присоединение к России. Отдельные роды встали на сторону Асланбея и оказали русским и сторонникам владетеля Абхазии Сафарбея вооружённое сопротивление. Попытки усмирить регион продолжались вплоть до окончания Кавказской войны в 1864 году. Некоторые районы сопротивлялись ещё дольше. Османы также не теряли надежды вернуть своё влияние в регионе. Во время Крымской войны, после падения Севастополя, в Абхазии высадился турецкий десант, однако русским, абхазам и грузинам удалось отразить нападение. После этого российские власти заподозрили владетеля Абхазии — к тому времени им был Михаил Шервашидзе — в поддержке турок. Эти подозрения, а также неспособность владетеля стабилизировать ситуацию в регионе, заставили царскую администрацию задуматься об упразднении Абхазского княжества. Официально это произошло в том же 1864 году, когда княжество было преобразовано в Сухумский военный отдел. 

Незадолго до этого наместник императора на Кавказе Михаил Романов представил план развития региона. Заселить Абхазию планировалось казаками и грузинами, активно участвовавшими в подавлении местных выступлений. У племён убыхов и садзов потребовали покинуть насиженные места. В итоге 45 000 убыхов и 20 000 садзов были вынуждены переселиться в Турцию. Оставшиеся в России абхазы на тридцать лет получили статус «виновного населения». На освободившиеся земли переселяли грузин и мегрелов. О необходимости этого процесса открыто писали в местных газетах. В результате абхазы постепенно начали терять национальное большинство на своей исторической родине. Если в 1886 году они составляли 86 % населения, то в 1897 году — лишь 55 %. 

После Февральской революции власть в Сухуми перешла к грузинским меньшевикам. С ноября 1917 года Сухумский округ находился под управлением Закавказского комиссариата. В ходе Гражданской войны Абхазия несколько раз переходила от комиссариата к коммунистам и обратно. Окончательно власть большевиков утвердилась в регионе лишь в 1921 году. Была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. Однако уже в 1931 году республика была преобразована в автономную и включена в состав Грузинской ССР. Последовавшая грузинизация региона, прекращение преподавания абхазского языка в школах и перевод абхазской письменности на грузинский алфавит привели к дальнейшему сокращению доли абхазов в населении своей республики. К 1989 году их численность составляла всего 18 %. Для сравнения, доля грузин к тому времени достигла 45 %. 

Во время Великой Отечественной войны Абхазия почти не пострадала. Немецкие войска продвинулись лишь до села Псху. Оккупация длилась несколько дней — с 2 по 8 сентября 1942 года. 

Столкновения между местными жителями и грузинами начались ещё до распада СССР. Массовые беспорядки с требованием вывести Абхазию из состава Грузинской ССР вспыхивали в 1957, 1967 и дважды в 1978 годах. 18 марта 1989 года в деревне Лыхны состоялся 30-тысячный сход, выдвинувший те же требования. 15–16 июля того же года произошли новые столкновения между абхазами и грузинами, в результате которых погибло 16 человек. 

Новое обострение ситуации произошло, когда грузинские власти объявили о возвращении к Конституции Грузинской Демократической Республики 1918 года, не предусматривавшей автономий. В 1990 году Верховный Совет Абхазии принял Декларацию о суверенитете Абхазской АССР. В 1991 году Грузия объявила о выходе из СССР, тогда как Абхазия выразила желание остаться в его составе. В 1992 году Грузия ввела в Абхазию войска, что привело к вооружённому конфликту с применением артиллерии и авиации. В 1993 году грузинские силы были вытеснены с большей части территории республики (за исключением Кодорского ущелья). В 1994 году конфликт удалось урегулировать мирным путём при посредничестве России и ООН. 

Россия поддержала стремление абхазов к независимости. 18 августа 1994 года был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между Абхазией и Республикой Башкортостан, что стало символическим признанием суверенитета обеих республик. В 2005 году Абхазия начала выпуск собственных паспортов.

imgpreview.jpgb9c8675a63fb62de238a2f251e649875.jpg1024607056.jpg

Источник фото : reztur.ru , megavtogal.com , ria.ru

В 2008 году разногласия вновь вылились в вооружённый конфликт, в результате которого абхазские силы освободили территорию республики от грузинской армии. В том же году Российская Федерация признала независимость Абхазии. Позднее её признали также Венесуэла, Никарагуа и Науру.

Территориальное расположение и численность
1688312539_almode-ru-p-samie-krasivie-mesta-abkhazii-16.jpg

Источник фото : msknovosti.ru

Историческая родина абхазов находится на территории частично признанной Республики Абхазия. Различают так называемую Большую Абхазию — от реки Ингур до реки Бзыбь — и Малую Абхазию — от реки Бзыбь до реки Мзымты. Абхазы составляют большинство населения Республики Абхазия — около 245 000 человек. 
По данным переписи 2020 года, в России проживают 8 177 абхазов. Больше всего их в Москве — 2 357 человек. Далее следуют Краснодарский край — 1 587, Санкт-Петербург — 733, Московская область — 540, Ростовская область — 450.

Религия

Абхазский народ в основном разделён на абхазскую православную христианскую и суннитскую мусульманскую общины. Сохраняются также традиционные дохристианские и доисламские верования. 

Христианство стало господствующей религией абхазов в VI веке, ещё во времена правления византийского императора Юстиниана I, и продолжало распространяться при грузинских царях в средневековье. 

В XVI веке Османская империя принесла в Абхазию ислам. Регион постепенно стал преимущественно мусульманским вплоть до 1860-х годов, когда христиане вновь стали составлять большинство населения.

pitsundskij-hram-1.jpg

Источник фото : azbyka.ru

Язык

По данным переписи 2020 года, абхазский язык в России знают 5 506 человек. В самой Абхазии язык, несмотря на статус государственного, долгое время был мало распространён среди населения. Это связано с последствиями переселений после Кавказской войны и политикой грузинизации. В начале XIX века абхазский язык был распространён по всей Абхазии, однако к 1989 году его носители оставались преимущественно в двух районах Абхазской АССР: Очамчырском и Гудаутском. 

Абхазский язык включает множество диалектов, чьи носители ранее проживали по всему восточному побережью Чёрного моря. Сегодня на Кавказе сохранились три основных диалекта: абжуйский — в Очамчырском районе, бзыбский — в Гудаутском районе и самурзаканский — в отдельных сёлах Галского района. 

Несмотря на богатую историю народа, письменность у абхазов начала формироваться лишь в XIX веке. В 1862 году российский лингвист и этнограф П. К. Услар опубликовал монографию «Абхазский язык», к которой приложил первую абхазскую азбуку на основе кириллицы. Азбука не получила широкого распространения, но с многочисленными изменениями некоторое время использовалась местным духовенством для печати религиозной литературы. Абхазский алфавит в тот период не имел чёткой нормы и мог варьироваться от издания к изданию. 

В 1920-е годы абхазский язык, как и языки многих народов СССР, прошёл латинизацию, чтобы в 1940–1950-е годы вновь вернуться к кириллице. В 1930-е годы предпринималась попытка перевести абхазскую письменность на грузинскую графику. Современный алфавит был утверждён в 1954 году на основе работ П. К. Услара и с учётом грузинской письменной традиции.

gsqznJL1AuU.jpg

Источник фото : sputnik-abkhazia.ru

Традиционная и современная культура

Мифология

Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях — нартах. Нартский эпос, один из древнейших памятников мирового фольклора, является не только литературным достоянием человечества, но и важным источником для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение различные этапы социально-экономического и культурного развития: от эпохи матриархата до установления классовых отношений. 

нартский эпос.jpg

Источник фото : siyaikzn.ru

Культура

Важной культурной особенностью абхазов является музыка. Её традиционно посвящали охоте, земледельческому труду или пастушеской жизни. На свадьбе исполняют оуредаду, под которую невеста заходит в дом жениха. В случае смерти почитаемого человека звучит ауоу. Каждый участник хора исполняет песню в собственной манере.

Традиции

Особое место в абхазской культуре занимает гостеприимство. Независимо от вероисповедания каждого человека обязывают принимать гостя с радушием. С гостя не полагается брать деньги, но принимать его следует не хуже, чем в гостинице. Гостю предоставляют спальное место, еду, уход и угощение. Почётного гостя могут встретить целым праздничным столом. В прошлом для гостей строили отдельные дома; сегодня их принимают в просторных помещениях. Гость садится за стол первым, затем — глава семьи и остальные. 

Абхазы придерживаются кодекса апсуара, сформированного много веков назад и сохраняющего значение и сегодня. Главными его принципами являются аламыс (совесть) и ауаюра (человечность). Абхазы считают, что человек, утративший совесть, «умер» в тот же момент. Апсуара призывает быть снисходительным и благородным, требует вставать при входе любого человека в помещение — как знак уважения и приветствия.

1645172992_50-klublady-ru-p-obraz-natsionalnii-abkhazskii-kostyum-foto-55.jpg

Источник фото : eliseo.ru

Стыд рассматривается как важное чувство, помогающее контролировать поведение и не нарушать принятые нормы. Абхазов учат стыду с детства, делая акцент на жизни и морали, а не на религиозных предписаниях. Нормы апсуара охватывают все аспекты поведения — от речи до жестов. 

Существует интересный парадокс: в Абхазии высоко ценится скромность, однако многие жители любят рассказывать о своих достижениях. Под скромностью понимается умение не акцентировать внимание на недостатках — например, на неаккуратно расставленной посуде или неидеальной мебели. Указывать хозяевам на такие мелочи считается бестактным. Если человек хвалится своим достатком, он обязательно желает того же другим. Театральная, преувеличенная скромность с извинениями и акцентом на собственных недостатках, напротив, воспринимается с уважением. 

По традиции гостю, попросившему пить, предлагают вино. Абхазы считают вино лучшим напитком и полагают, что гостю следует дать самое лучшее. Если гостю понравится какой-либо предмет интерьера, его могут подарить. При приветствии рукопожатия не практикуют, хотя такой жест не считается неприемлемым. Гостеприимство может проявляться и за пределами дома: даже случайный прохожий может поинтересоваться у иностранца, как тот отдохнул и что ему понравилось.

22.jpg

Источник фото : life.ru

Особое значение имеет традиция застолья. Убранство помещения для торжества обычно богатое, поскольку праздники устраивают так, чтобы произвести яркое впечатление на всех участников. В застолье соблюдается множество правил: приглашение гостей, мытьё рук, обмен подарками, рассадка, темы для разговора, тосты. Торжество может отмечаться с большим размахом, и неудивительно, что гостеприимные абхазы приглашают на него практически всех желающих. 

Наиболее сложной считается процедура рассаживания. Обязательно учитываются возраст, пол, степень родства и другие факторы. Всех гостей обязательно знакомят друг с другом. 

Во главу стола садятся старшие и почётные гости. Во время тоста младшие держат бокалы ниже, чем старшие. Первым обычно звучит тост за народ, затем — за дружбу народов. Обязательно поднимают бокалы за виновника торжества и за родственников.

Национальный костюм

Национальную одежду абхазов всегда отличал орнамент, указывавший на социальный статус и принадлежность к роду. Наиболее ценными элементами костюма считались пояс и застёжки. Существовали заметные различия между одеждой крестьян и состоятельных людей: крестьянская одежда шилась из льна и хлопка, тогда как у князей использовались бархат, кружева и парча. 

Важным атрибутом костюма был посох алабашья, изготавливавшийся из прочных пород дерева. Его использовали как опору, особенно старейшины. Воткнув посох в землю, человек обозначал готовность произнести важную речь. 

_dkyjc g zdxtz odliniq-66.jpg1526933404_djigiti-1.jpg1645173025_32-klublady-ru-p-obraz-natsionalnii-abkhazskii-kostyum-foto-32.jpg

Источник фото : abkhazia-apsny.ru , uralds.ru , zhiznteatr.mirtesen.ru

Быт

Семейный уклад

Повышать голос в разговоре не рекомендуется — это считается невежливым. Обычаи абхазов предписывают избегать шума, поэтому громкая музыка воспринимается негативно. Принято обращаться на «ты», однако при этом используются многочисленные уважительные формы обращения к старшим, женщинам и представителям разных социальных групп. 

Особое отношение абхазы проявляют к детям: их стараются баловать, но при этом воспитывают сдержанность.

404617_original.jpg

Источник фото : berezkatour.ru

Жилище

Традиционное жилище включало 2–3 помещения. В самой большой комнате располагался очаг, возле которого спали старшие и принимали гостей. Младшие члены семьи размещались в меньших комнатах. Поддержание огня в очаге считалось важным занятием, поскольку огонь символизировал жизнь. 

Рядом с очагом ставили скамьи, на стенах крепили нары с шерстяными покрывалами. Некоторые абхазы и сегодня пользуются той же утварью, что и их предки: сундуками, шкатулками, старыми ящиками, которые накрывают покрывалом. На полках хранили специи, ружья вешали на специальные крючки. Дрова для очага складывали в головной части дома.

апацха.jpg

Источник фото : raymesto.ru

Жизнь

Традиционными занятиями абхазов были земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, пчеловодство и охота. Выращивали кукурузу и другие зерновые, табак, хлопок, виноград, садовые культуры, чай, цитрусовые; разводили крупный рогатый скот и в горах — коз. 

Абхазы умели обрабатывать кожу и древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и относились с настороженностью к товарно-денежным отношениям. 

Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты — сооружения из огромных каменных глыб) на Западном Кавказе в III тысячелетии до н. э. В начале I тысячелетия до н. э. они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до н. э. одними из первых в мире начали производить и обрабатывать железо.

Кухня

Абхазская кухня отличается разнообразием. В ней широко используются:
•    фрукты;
•    овощи;
•    мясо;
•    молочные продукты;
•    злаки.

Предпочтение отдаётся кукурузе и пшенице. Молоко получают от буйволиц, коров и коз. Вместо хлеба чаще всего используют кукурузную муку, из которой готовят кашу мамалыгу. В неё могут добавлять ореховое масло, сыр или молоко. Из кукурузной муки также делают лепёшки, хлебцы и халву. Саму кукурузу обычно варят.

Пшеничная мука идёт на приготовление пирогов, вареников и пахлавы. Мясо готовят с аджикой, курицу подают с ореховым соусом. Излюбленным деликатесом считается ягнёнок или козлятина с добавлением мяты.
Из овощей готовят акуд, в который добавляют специи, фасоль и мамалыгу. Иногда делают простую ачапу из свежих овощей. Зимой ачапу солят.

Сыр подают по-разному: с мятой, в виде творога или в сливках. Среди пряностей распространены:
•    кориандр;
•    петрушка;
•    крапива;
•    укроп;
•    портулак.

Главное место занимает аджика, острота которой зависит от количества красного перца и пряностей. Аджика может быть мягкой или очень острой. Её используют для приготовления разнообразных соусов с ягодами и орехами.

Источник фото: dzen.ru , lafoy.ru , best-tourism.ru , berezkatour.ru

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения