Аварцы - самый многочисленный народ Дагестана. Этот народ во многом сформировал национальную самобытность региона, оказав серьезное влияние на его культуру. История и судьба аварского народа нераздельно связана с историей Страны гор.
На территории Российской Федерации проживает 1 012 074 аварцев. Подавляющее большинство аварцев проживает в Республике Дагестан (порядка 956 тыс. чел., по данным переписи России 2020 года), которая является субъектом Российской федерации и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Они занимают большую часть горного Дагестана, где обитали исторически. Часть аварцев живет на равнинах в Кизилюртовском, Буйнакском и Хасавюртовском районах. 28% народности проживает в городах, однако основной зоной расселения можно считать бассейны рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и Андинское Койсу.
Значительная часть аварцев проживает в других регионах России, среди них: Ставропольский край - 10 288, Москва – 4 320, Ростовская область – 4 285, Чеченская Республика – 4 079, Тюменская область – 3 614, Астраханская Область – 3 527, Московская область – 2 598, Республика Калмыкия – 2 500.
Потомки аварцев, значительно ассимилировавшиеся, однако сохранившие свою национальную идентификацию, проживают на территории Иордании, Турции, Сирии, Азербайджана, Грузии, Казахстана и других иностранных государствах.
Хотя аварцы считали себя единым народом, они выделяли внутри общности более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания. Из сохранившихся до сегодняшних дней выделяются в том числе:
До принятия христианства аварцы верили в белых и черных духов. У первых просили милости, выздоровления, удачи, а от вторых носили обереги. Тотемными животными разных этнических групп были волки, медведи и орлы. Волка называли «Божьим сторожем», уважали за его смелость, независимость и стремление жить по своим правилам. Орлов почитали за их силу и свободолюбие, и говорили, что как орлы не улетают зимовать в теплые края, так и аварцы никогда не покинут родину.
Во время господства христианства народ придерживался православной веры. До наших дней дошли руины храмов и православных захоронений: один из хорошо сохранившихся находится у села Датуна и относится к Х столетию. Сегодня большая часть аварцев исповедует ислам суннитского и шафиитского толка.
Говорят аварцы на языке, относящемся к нахско-дагестанской языковой семье. Аварский язык имеет два наречия: северное (хунзахский и салатавский говоры) и южное (анцухский, гидатлинский, батлухский, андалалский, келебский), каждый из которых в свою очередь делится на множество диалектов. На основе северного наречия в Аварии сложился литературный язык-болмац, что значит «язык народа, войска». Есть и другое толкование слова болма| как «гьа-болмац», что значит «язык гостя». Письменность до 1927 года была основана на арабской графике (аджам), в 1927-1938 гг. – на латинице, с 1938 г. – на кириллице.
В 50-60-х годах XX века в городах Дагестана имелись национальные школы. С 1938 по 1955 гг. обучение в школах Западного Дагестана до 5-го класса велось на аварском языке, а в старших классах — на русском. С 6-го класса аварский (родной) язык и литература изучались как отдельные предметы. В 1955/-1956 учебном году преподавание в школах аварских районов с 1-го класса было переведено на русский язык. С 1964-1965 учебного года все городские национальные школы в республике были закрыты. В настоящее время на территории Дагестана школьное обучение среди аварцев до третьего класса ведется на родном языке, затем на русском. Но это касается только сельских школ с мононациональным населением, в городах же преподавание ведется на русском языке. Согласно Конституции Дагестана, аварский язык в республике вместе с другими национальными языками имеет статус государственного.
Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а так же песнями: любовными, военными, плачами, героическими, историческими, лироэпическими, колыбельными. Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцами и танцорам использовалось большое число музыкальных инструментов. Среди них струнные: чагур и комуз; язычковые: зурна и ясты-балабан; смычковый: чагана; свирельного типа: лалу.
Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.
Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Существовали следующие варианты выбора невесты:
В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, и лишь на второй - в доме жениха. Невесту приводили к вечеру, закутанную в ковер, и уводили в другую комнату, где она проводила вечер в подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.
Особый обряд вхождения в новую семью существовал у невесты и назывался «обряд первой воды». На утро 3-5 дня сестры и снохи давали невестке кувшин и с песнями шли вместе с ней за водой. После этого она была обязана включиться в повседневные хозяйственные дела.
Особое отношение у аварцев было к гостям: их принимали с почетом, даже если не знали цель визита. Любого незнакомца, пришедшего в аварское село старейшина определял на постой. В доме его размещали в лучшей комнате, готовили праздничные блюда, не приставали с расспросами. Гость, в свою очередь, не должен был негативно высказываться о еде или хозяине, вставать из-за стола без спроса и проходить в женскую половину дома.
Как и многие земледельческие народы востока, аварцы отмечали древний Новый год, празднование которого приходилось на дни весеннего равноденствия (21-23 марта). Один из главных праздников аварцев – день первой борозды (оцбай), который открывает цикл весеннее-полевых работ. Этот древний праздник сохранился во многих селениях и до настоящего времени. По обычаю, первую борозду должен был провести самый умелый пахарь. Он надевал вывернутую наизнанку овчинную шубу – чтобы всходы были такими же густыми, как ворсинки меха. Все село готовит к этому дню праздничное угощение, нарядную одежду. Обязательно пекут несколько огромных бубликов или круглый хлеб весом до 15 кг.
Под звуки зурны и барабана быки, украшенные лентами, проводят первую борозду. Семена для посева должны быть собраны понемногу из всех домов села. Мулла читал молитву, а пахаря обливали водой, чтобы посевам хватало влаги. Весь день проходит в веселых развлечениях: устраивают танцы, различные спортивные состязания, скачки.
Традиционный аварский мужской костюм состоит их туникообразной рубахи, штанов, бешмета (гужгат), черкески (чуха). Головной убор – папаха, башлык. Зимой носили овчинную шубу или бурку. Обязательным атрибутом был кожаный ремень.
Женская одежда состояла из платья-рубахи, штанов, длинного распашного платья с двойными рукавами (хабалай). Зимой носили меховые шубы, наплечные накидки. Обувью служили кожаные чувяки с мягкой подошвой, туфли (мачуял), башмаки, вязанные и войлочные сапоги. На волосы аварские женщины надевали чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), сверху покрывало (мучу) или фабричный платок. Покрывало носили так, чтобы видна была налобная часть чохто, сшитая из парчи, шелка и украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, монетами, кольцами и пр. Традиционные женские украшения – бусы, серебряные цепочки, нагрудные подвески, медальоны, пояса, браслеты, кольца.
Огромное значение для аварцев во все времена имела семья. У них есть масса поговорок о том, что именно дом и близкие люди являются той защитой, «крепостью», что поможет выдержать любые испытания судьбы.
До сих пор в аварских семьях существует четкое половое разделение. В мальчиках с детства воспитывают понимание того, что они — защитники и кормильцы. Девочек учат быть «царицей дома», создавать уют и выполнять основные дела по хозяйству.
В старину у аварцев было принято делить дом на две половины — женскую и мужскую. На женской также с матерью оставались ее дети. Когда мальчику исполнялось пятнадцать лет, он переходил жить в комнату отца. Считалось, что с этого возраста юноша осознает себя как мужчина, защитник, воин — значит, он больше не ребенок.
Мужчина занимал главенствующее положение, решал все общественные и финансовые вопросы. Он полностью обеспечивал семью и отвечал за детей, в том числе за их воспитание, выбор невесты и будущей профессии. Голосовать имели право только мужчины.
Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось.
Царство женщины — дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.
Невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда.
В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.
В наше время можно заметить, что некоторые традиции воспитания детей у аварцев сохранились с прежних времен. Они с любовью относятся к младшим членам семьи, однако стараются не баловать их, а растить в уважении к труду и старшим людям.
Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трехэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха. В некоторых селениях дом состоял из одной комнаты площадью 80-110 кв.м, в центре которой стоял очаг и украшенный резьбой столб, вокруг которого ели и принимали гостей. В многокомнатных домах обязательно оборудовали комнату с камином, коврами и резным диваном: здесь отдыхали и принимали гостей.
Селились аравцы родственными общинами - тухумами. Они, в свою очередь, объединялись в крупные поселения - от 30-60 дворов в высокогорье до 120-400 в предгорьях и горах. Во главе каждого села стоял старейшина, решения принимали сообща на совете. В нем участвовали все мужчины, решающие голоса были у глав тухумов.
Большая часть селений была огорожена стенами и укреплена оборонительными башнями. В центре села располагалась центральная площадь, на которой проводились общие собрания и гулянья.
Предки аварцев активно занимались земледелием и животноводством. Большую часть стад составляли овцы, порядка 20% - крупнорогатый скот. Для подсобных нужд держали коней, коз и птицу.
Земледелие было террасное, пахотное. В высокогорье было гораздо труднее возделывать землю, чем на равнинах, из-за ограниченной территории она ценилась выше. Из основных культур выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, тыкву. В садах и огородах сажали сливы, алычу, персики, абрикосы, кукурузу, фасоль, чечевицу, бобы.
Процветали ремесла, среди которых выделялось кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, ткацкое дело. Особо славились изящные ювелирные изделия из серебра и рукоделия аварских мастериц:
Особую роль в жизни аварцев занимала военная подготовка. Мальчики с раннего детства обучались бою на палках и саблях, ближнему бою, тактике. Позднее все виды тренировок перешли в направление вольной борьбы.
Учитывая географическое расположение, аварская кухня вобрала некоторые приемы из соседних – азербайджанской и грузинской кухонь. А исторические скотоводческие традиции аварцев сделали их кухню схожей с некоторыми степными кухнями – узбекской и казахской.
В аварской кухне вы не встретите большого количества овощей. Обычный овощной рацион аварской кухни – это томаты, картофель, баклажаны и лук. Но зато здесь очень много разнообразной зелени и приправ.
Также стоит отметить сильные традиции аварцев в виноградарстве.
Мясо играет важную роль в аварской кухне. Традиционно мясные блюда готовятся из баранины и говядины.
Одна из жемчужин аварской кухни – сушеное мясо. Хотя такой вид приготовления мяса появился очень давно как способ предотвращения его порчи, аварцы по сей день сохранили верность этой традиции. Сушеное мясо можно подавать как отдельное блюдо или использовать в качестве одного из ингредиентов для более сложных блюд.
В аварской кухне можно встретить достаточно экзотические для европейского человека способы употребления молочных продуктов, например, к сушеной колбасе здесь подают молочные напитки.
Аварская кухня богата на различные приправы и специи. В блюда часто добавляется чеснок, уксус, а также различные травы и острые специи.
Самый популярный соус аварской кухни – сметана, смешанная с давленым чесноком, рубленой зеленью, солью и специями.
Супы в аварской кухне, в основном, густые и наваристые, как например, чурпа или, как его еще называют, шурва. Самые популярные рецепты – чурпа чечевичная и чурпа из щавеля. Панк-чурпа – один из самых популярных аварских супов, который готовится из баранины с домашней лапшой.
Ботишал – традиционный аварский пирог из тончайшего теста с начинкой из творога и картофеля.
Чуду – кавказские лепешки из тонкого теста с различными начинками, чаще всего с зеленью, мясом, овощами, сыром или яйцами.
Аварский хинкал – еще одно популярное блюдо аварской кухни. Аварский хинкал готовят из теста на кефире или сыворотке, которое нарезают на небольшие кусочки и отваривают в бульоне или в воде. Готовый хинкал поливают топленым маслом и подают на большой тарелке вместе с мясом.
Курзе – кавказский аналог вареников, которые красиво защипываются косичкой. В качестве начинки чаще всего используют сырые яйца с зеленью, также делают курзе с мясом, картошкой, сыром или творогом.
Сариси – рулет из бараньей печени и субпродуктов, которые мелко рубятся, затем заворачиваются в сальник (жировую сетку) и запекается.
Бахух – аварская халва, которая готовится из муки со сливочным маслом и сахаром. Бахух считается праздничным блюдом, его часто готовят на свадьбы.
Чай – один из самых популярных напитков аварской кухни. К чаю часто подают фрукты и орехи. Также стоит отметить сильные традиции аварцев в виноградарстве.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.