Агулы — один из самых многочисленных народов малой этнической группы, населяющих известную Агульскую республику в Дагестане. Их культура и история настолько уникальны, что привлекли внимание многих ученых и исследователей.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Российской Федерации проживает 34 576 агулов. 29 253 из них проживают в Республике Дагестан.
Народ населяет центральную часть юго-востока Дагестана: Курахский, Агульский, Табасаранский, Дербентский районы. Часть агулов живет в селении Гелинбатан. Больше половины являются сельскими жителями, проживают в 21 историческом ауле, которые располагаются в верхнем течении рек Курах, Чирахчай. Остальные представители народа живут в Махачкале, Дербенте, городе Дагестанские Огни, Тюбе.
Агулы исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами.
Агульский язык относится к лезгинской группе нахско-дагестанской семьи языков. Внутри этой группы он наиболее близок лезгинскому и табасаранскому языкам, вместе с которыми образует восточно-лезгинскую подгруппу.
Все агулы в той или иной степени владеют русским языком, жители Курахского района помимо русского владеют и лезгинским языком. Большая часть мужского населения в прошлом в той или иной степени владела азербайджанским языком. Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в России агульским языком владеют 20 563 человек, 19 513 из них используют его в повседневной жизни.
Неслыханным с точки зрения морали и не виданным с точки зрения практики, делом считалось, нанесение гостю обиды. Случись такое в жизни — обидчик потерял бы не только уважение в своем обществе, но и стал бы нравственным изгоем для своих соплеменников. В равной степени ответственность в соблюдении не только моральных и нравственных норм, но и общепринятых этических правил требовалось и со стороны самого гостя. Так, например, считалось недопустимым для воспитанного человека ехать верхом в чужом населенном пункте. Это означало бы проявление гордыни. Садиться на лошадь можно было лишь за его пределами. Признаком дурного воспитания считалось также, если гость, проходя мимо людей, не здоровался с ними, хотя бы кивком головы.
Оказавшись в другом обществе, гость в первую очередь навещал своих кунаков, если таковые имелись. Те привязывали его лошадь в специально отведенном месте, и радушно приглашали его в дом. Если в этот момент дома никого не было, гость оставлял свою лошадь там, а затем отправлялся по своим делам. Если в момент приезда гостя в доме не оказалось главы семьи, то до прихода его, побыть с гостем приглашали кого-либо из близких родственников. Могло быть и так, что гость сам отправлялся к ним.
Гостевые обязательства во всей их полноте распространялись не только на членов одной конкретной семьи, но и всего тухума «рода», к которому принадлежала данная семья. Агулы с гостем здоровались дважды – вначале на улице в момент его приезда, а затем и дома, после того, как приехавшего усадят на свое место. В этом случае к нему подходили и здоровались за руку – хулан хвашккелди «домашнее приветствие» все члены семьи, начиная с главы, в том числе и женщины. Сразу расспрашивать гостя о цели его приезда, считалось неприличным. Это делалось лишь через три дня. По истечению этого срока его уже условно приравнивали к членам семьи. Если гостью было необходимо решить какие-то вопросы, то члены рода оказывали ему всяческое содействие.
Тухум также был обязан обеспечивать гостю безопасность, пока он находился в их кругу, если даже был преступником. От такого долга они освобождались лишь тогда, когда пришелец оказывался за пределами территорий данного общества. Еще одна характерная черта гостевых традиций агулов заключается в том, что, подружившись однажды, кунаки свою дружбу передавали потомкам, а те – своим. Таких кунаков называли дадарин хIуIлар – «кунаки предков» и соответственно, отношение к ним было особым.
Мужчины носили нательную туникообразную рубаху, штаны, поверх которых надевали бешмет и черкеску. Нарядные бешметы и черкески носили с покупными дорогими кожаными поясами и серебряным набором. Из теплой одежды надевали меховые нагольные шубы двух типов:
1. «кул», чуть приталенная, с обычным рукавом, небольшим шалевым воротником;
2. «хыкул», шуба-накидка, трапециевидной формы, больших размеров, с длинным ложным рукавом, большим шалевым воротником.
Чабаны и путники ходили в бурке. Из головных уборов мужчины носили папаху. На ноги во время работы надевали поршни, сделанные из одного куска сыромятной кожи, обувь шаламар со шнуровкой в области носка. Повседневная обувь — сафьяновые мягкие чувяки мяхсар с обувью без задника, калоши (яхул калушар). На праздник обували хромовые сапоги (чакмавур). Зимняя обувь — вязаные сапоги (гивянар) с отогнутым назад носком.
Женщины носили туникообразную платье-рубаху, неширокие штаны, распашной халат валжаг с узким облегающим лифом и широкой юбкой. Нарядный валжаг дополняли серебряным поясом камар. Из теплой одежды носили овчинную шубу кул, пошитую в форме трапеции, с узким шалевым воротником или без него, но с отделанной сафьяном горловиной. Надевали различные безрукавки из овчины и материи, подбитые шерстью, ватой. Головной убор женщин — наволосник «къуч», покрывало-полотнище «ашмагъ». На ноги женщины надевали вязаную обувь с отогнутым носком, кожаную с вязаными носками. Молодые агулки носили украшения из серебра, которые отличались разнообразием, особым колоритом. Свадебная одежда отличалась обилием украшений.
Сегодня современные агулы носят одежду городского типа, только пожилые в сельской местности надевают отдельные элементы костюма: овчинные шубы, папахи, головные платки, безрукавки, вязаные носки.
Девушки с юношами встречались только на праздниках и во время коллективных работ. Без согласия родителей девушка не имела права выходить замуж. Если у нее не было матери и отца, согласие давали другие родственники. При заключении брака, особенно если невеста была из другого рода, знатность, численность рода, имущественное положение молодых строго учитывалось. Юноши выбирали невесту тоже с согласия родителей. До свадьбы молодые могли вместе ходить на праздники, общественные мероприятия. Когда парень выбирал себе невесту, напрямую родителям он об этом не говорил, а сообщал через сестру или друга. На следующий вечер, его родители приходили в дом девушки, где собралась вся ее родня. Сразу после согласия сваты дарили невесте ткань для платья и кольцо. Калым выплачивали деньгами, но часто вместо этого давали скот, участки земли, кувшины из меди. Жених обязан был полностью одеть свою невесту и практически всех ее родственников.
Устное народное творчество агулов разнообразное и богатое, состоит из следующих жанров: лирические песни, бытовые песни, плачи, сказки, поговорки, пословицы.
Танцы у агулов преимущественно с плавными движениями, самые популярные:
Быстрый парный;
Медленный (исполняют в основном женщины); Коллективный.
Самый древний и широко распространенный музыкальный инструмент агулов — пастушеская свирель. Изготавливали ее из камышового тростника. Из других инструментов распространены зурна, барабан. У народа ни один праздник не проходит без ансамбля, который состоит из барабанщика и двух зурначей.
Основное занятие народа — скотоводство. Разводят в основном овец, крупный рогатый скот, лошадей. Летом скот пасли высоко на склонах гор, зимой перегоняли на более отдаленные пастбища. Арендовать пастбища на равнине могли себе позволить только зажиточные. У бедных часто скот погибал от голода, так как они вынуждены были держать их зимой в селении. Сегодня в агульских колхозах есть молочные, овцеводческие фермы, летние и зимние пастбища со всем необходимым. В скотоводческих хозяйствах есть ветеринары, зоотехники.
Еще одно основное занятие современных агулов — земледелие, которое раньше было развито слабо из-за неподходящей местности. Народ обрабатывал небольшие клочки земли в горах, постоянно следил, чтобы почва не размывалась, но часто посевы погибали от мороза, града. Хлеба агулам не хватало, завозить его в горы могли только обеспеченные. Сегодня земледелие достигло хороших результатов, есть колхозы, в горы урожай привозят на машинах. Выращивают рожь, пшеницу, ячмень, кукурузу, картофель, капусту, морковь, различные овощи, которых в дореволюционное время здесь вообще не было. Есть в агульских ущельях фруктовые сады. На равнинах занимаются виноградарством. Из ремесел развито кузнечество, резьба по дереву и камню, обработка кожи, шерсти, изготовление паласов, тканей, безворсовых ковров, прядение, вязание носков «джурабов».
Основные обязанности женщины: уход за детьми, домом, заготовка топлива, уход за коровами и переработка молока. В поле женщины пололи, перевозили урожай, занимались скирдованием, жатвой, обрабатывали шерсть и изготавливали из нее различные изделия. Мужчины обрабатывали землю, ухаживали за овцами, доили их, кормили, пасли, занимались стрижкой шерсти, переработкой молока, ухаживали за лошадьми, занимались торговлей мясом, шерстью, сыром, маслом. Молотьба и сенокос были коллективными занятиями.
По причине тяжелой жизни в прошлом у народа широко развилось отходничество. Бедные уходили на заработки в близлежащие города и селения, другие районы Кавказа, внутренние области России. Практические все взрослые мужчины уходили на зиму из дома, оставались в семьях только дети, старики, женщины. Сегодня отходничество исчезло.
Жили малыми и большими семьями, в которых было до 20 человек. Глава семьи — отец или старший брат, власть которого была почти неограниченной. При разделе имущества часть получали не только сыновья, но и дочери, даже те, которые давно вышли замуж. После раздела обычно все братья жили по соседству друг с другом. Родственные группы назывались «тохумы». У каждого тохума были свои сенокосы, пастбища, отдельное кладбище.
Традиционные поселения насчитывали в среднем около 60 хозяйств, делились на тухумные кварталы. Строили крепостные стены, боевые башни, на дорогах — сторожевые башни. Башни внутри селений соединялись подземными ходами. Планировка селений: на склонах — ступенчато-террасообразная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном месте, на гребне горы — кучевая, характерны комбинации различных типов. Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие, извилистые, часто в виде лестницы. Планировка переселенческих сел на равнине — квартально-уличная.
Традиционное жилище каменное, прямоугольное в плане, двух-, трех-, реже четырехэтажное с узкими окнами и одним входом (дом-крепость), с плоской земляной крышей. Со второй половины XIX века появляются открытые лоджии и балконы, хозяйственные помещения выделяются в отдельную постройку. Современное жилище — двухэтажное каменное многокамерное со скатной крышей (железо, шифер), с застекленной верандой, большими окнами.
Традиционная пища агулов состоит из растительных, молочных продуктов, мяса. К повседневным блюдам относятся хинкалы из ржаной, пшеничной муки, каши из круп, лапша. Бобовые смешивают с зерновыми и готовят муку. Хлеб пекут ржаной, пшеничный, ячменный, на закваске, пресный. На праздники делают слоеный хлеб на молоке с яйцом, пироги с разными начинками. В пищу употребляют дикорастущие травы, их сушат, заготавливают на зиму. Любимое блюдо агулов — тонкий хинкал, сваренный на мясном бульоне с приправами. С чесночной подливой, сметаной, маслом едят пельмени с начинкой из мяса. Из толокна варят кашу, едят ее вместо хлеба, с сыром и маслом. Раньше, когда другой еды не было, ели поджаренное зерно. Зимой пшеничные зерна варили с фасолью, сушеным мясом. Из молока делали два вида брынзы, творог, масло, айран, сыворотку. Из толокна и солода изготавливали слабоалкогольный напиток. Из сладостей делают халву из муки, масла, меда с орехами, семенами конопли. Постепенно в кухню агулов пришли блюда из европейской и восточной кухни, способы консервирования, ассортимент продуктов расширился.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.