2187
Адыгейцы

Источник фото : sovetskaya-adygeya.ru

Адыгейцы являются одним из народов, происходящих от адыгской общности. Нередко эту народность называют нижними адыгами — такое название связано с географическими особенностями их расселения. Традиции адыгейцев, как и родственных им народов, весьма интересны, поскольку формировались в условиях длительного взаимодействия с соседними племенами.

История

Адыгейцы, как и другие адыгские народы (кабардинцы и черкесы), — потомки коренного населения северо-западного Кавказа. Предками адыгейцев считаются древние зихи. Первое упоминание о зихах сделал в I веке до н.э. Страбон в своём труде «География». После территориального обособления в XIII–XIV веках из протоадыгской общности кабардинцев и черкесов в Причерноморье и бассейне Кубани остались жить племена, образовавшие адыгскую народность. С начала XVI века крымские ханы совершали походы на земли адыгейцев. Велика была их роль в распространении ислама среди адыгейцев.

Как этнос адыгейцы сформировались в XIII–XIV веках. Россия фактически присоединила Адыгею, однако этот процесс занял несколько десятилетий. Новая и гораздо более свободная жизнь началась для адыгейцев в 1922 году в связи с образованием Адыгейской автономной области (в составе Краснодарского края). В 1991 году эта область была преобразована в Республику Адыгея. Адыгея — единственный регион России, полностью окружённый территорией другого субъекта Федерации — Краснодарского края.

Территориальное расположение и численность

Республика Адыгея расположена на юго-западе Российской Федерации, в левобережье Кубани, занимает центральную часть Прикубанской наклонной (Закубанской) равнины и северные склоны Северо-Западного Кавказа. Основная территория республики находится в бассейне двух главных притоков Кубани — Лабы и Белой. Адыгея граничит с Красноармейским, Динским, Усть-Лабинским, Курганинским районами Краснодарского края и городом Краснодаром — на севере; с Адлерским, Лазаревским, Хостинским районами Большого Сочи — на юге; с Апшеронским, Белореченским, Северским районами и территорией, подчинённой администрации города Горячий Ключ, — на западе; с Мостовским, Лабинским и Курганинским районами — на востоке.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, всего в России проживают 111 471 человек. Подавляющее большинство представителей народа проживает в Республике Адыгея и составляет 98 138 человек. Далее — Краснодарский край, где проживает 10 484 адыгейца. В остальных регионах России численность представителей народа значительно меньше:
Кабардино-Балкарская Республика — 579;
г. Москва — 364;
Ставропольский край — 242.

Религия

Адыгейцы прошли через три основных периода религиозного развития: язычество, христианство и ислам.
В древности адыгские народности верили в единство человека и космоса, считали, что земля круглая и окружена лесами, полями и озёрами. Для них существовало три мира: верхний — с божествами, средний — где живут люди, и нижний — куда уходят усопшие. Миры соединяло дерево, которое и поныне сохраняет сакральное значение. Так, после рождения внука в первый год его жизни дедушка обязан посадить дерево, за которым ребёнок впоследствии будет ухаживать. Верховным божеством адыгейцев был Тха (или Тхашо) — создатель мира и его законов, управляющий течением жизни людей и всего сущего. В обрядовой культуре также почитались духи-покровители огня, воды, леса, охоты.

Христианство утвердилось к VI веку и господствовало здесь до падения Византии.

Начиная с XVI века, под влиянием Османской империи начал распространяться ислам. К XVIII веку он стал доминирующей религией и сыграл важную роль в сплочении населения в период Кавказских войн. Сегодня большинство адыгейцев исповедует ислам суннитского толка. 

Язык

Адыгейский язык имеет четыре диалекта: абадзехский (на территории России в настоящее время практически вымер), бжедугский, темиргоевский и шапсугский. В качестве литературного языка выбран темиргоевский диалект, который успешно освоен всеми носителями. Несмотря на наличие диалектов, все адыгейцы говорят на одном языке, принадлежащем к абхазо-адыгской языковой группе. Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, в России владеют адыгейским языком 81 294 человека, из них 75 793 общаются на нём в повседневной жизни.

Письменность у народа существовала ещё в древности, о чём свидетельствуют сохранившиеся письменные памятники: Майкопская плита и петроглифы Махошкушха, относящиеся к IX–VIII векам до нашей эры. К XVI веку она была утрачена. Начиная с XVIII века использовались аналоги, основанные на арабском письме. Современный алфавит на основе кириллицы появился в 1937 году, но окончательно утвердился лишь к 1989 году.

Традиционная и современная культура

Все принципы морали, поведения в обществе и самовоспитания у адыгейцев заключены в устном своде законов — «Кхабзе». Этот свод считается священным, а нарушителя наказывает совет старейшин. 
Известно, что у адыгейцев существует клятва именем матери — самая сильная клятва, — или именем предка. Нарушение такой клятвы считалось позором всего рода. Человек, преступивший клятву матери, терял доверие общества.

Свадебные традиции

Свадебные традиции адыгейцев во многом сохраняются до сих пор. Часто инициатива в выборе жениха исходила от девушки, которая намекала на своё желание создать семью небольшим подарком. Переговоры о будущем союзе начинались со сватовства: мужчины со стороны жениха приезжали к дому девушки и останавливались в месте, где кололи дрова. Таких визитов совершалось не менее трёх: если во время последнего их приглашали к столу, это означало согласие невесты. Затем родные девушки выезжали на осмотр дома жениха, чтобы оценить его материальное положение. Это было необходимо, поскольку брак заключался преимущественно внутри одного социального слоя. Если увиденное устраивало, обсуждался размер калыма: обычно он включал как минимум одну лошадь и скот, количество голов которого зависело от благосостояния семьи. 

В день свадьбы за невестой приезжали мужчины-родственники жениха и одна девушка для сопровождения молодой. По пути свадебному поезду устраивали шуточные препятствия, а в дом невесты можно было войти лишь после символического «сражения». Будущую жену осыпали сладостями, стелили перед ней дорожку из шёлковой материи и обязательно переносили через порог, чтобы не потревожить духов предков. По прибытии в дом жениха невесту вновь осыпали сладостями и монетами, а будущий супруг на весь день уходил, возвращаясь лишь к закату. В течение дня девушку развлекали родственницы мужа. Существовал также шуточный обычай «ухода бабушки»: с приходом новой хозяйки старой якобы не оставалось места в доме. Невесте следовало побежать за ней с угощениями и уговаривать остаться. После этого они обнимались и вместе возвращались в дом.

свадьба 4.webpсвадьба 2.jpgсвадьба 3.jpg

Источник фото : lady.mail.ru , vestikavkaza.ru , granmax.ru

Традиции при рождении ребенка

Множество обычаев адыгейцев связано с рождением детей. Сразу после родов над домом вывешивали флаг: однотонный — при рождении мальчика, пёстрый — при рождении девочки. Это означало, что и с матерью, и с ребёнком всё в порядке. До родов приданое ребёнку не готовили — это считалось дурной приметой. После родственники матери изготавливали колыбель из дерева боярышника и привозили постельное бельё. Первой в люльку клали кошку, чтобы ребёнок спал так же крепко, как она. Затем малыша туда клала бабушка со стороны отца, которая до этого обычно не видела новорождённого. Если во время родов в доме находился гость, ему предоставляли право выбрать имя для ребёнка. Такое почётное право он получал, поскольку адыгейцы считали любого гостя посланником бога.

Похоронные традиции

В эпоху раннего и позднего Средневековья у некоторых этнических групп адыгейцев существовал обряд воздушного погребения. Тело усопшего помещали между выдолбленных колод, которые закрепляли на ветвях деревьев. Обычно через год мумифицировавшиеся останки предавали земле. 

В древности применялись и другие формы захоронений. Часто усопшим строили каменные склепы, наподобие сохранившихся в районе Сочи дольменов. Богатым людям устраивали насыпные могильники, где оставляли предметы обихода, которыми умерший пользовался при жизни.

Танец

Особую роль в традиции адыгов играл танец, существовавший с древнейших времён и считавшийся душой народа. Популярный парный танец — лирический исламей, в котором мужчина, словно гордый орёл, парит по кругу, а скромная, но гордая девушка отвечает на его ухаживания. Более ритмичный и простой — удж, который обычно танцуют группами на свадьбах и во время народных гуляний.

танцы 2.jpgтанцы.jpg

Источник фото : madarabeauty.ru , www.adygheya.ru

Национальный костюм

Национальный адыгейский костюм стал символом народа. У мужчин он состоит из рубашки, просторных штанов и черкески — приталенного кафтана с ромбовидным горловым вырезом. На груди с обеих сторон нашивались газыри — специальные кармашки, в которых сначала хранили отмеренный порох для выстрела, а позже — только пули. Это позволяло быстро перезаряжать оружие даже во время верховой езды. 

У старшего поколения рукава были длинными, у молодых — узкими, чтобы не мешали в бою. Цвет наряда также имел значение: князья носили черкески белого цвета, дворяне — красного, крестьяне — серого, чёрного и коричневого. Альтернативой черкеске служил бешмет — похожий по крою кафтан, но без выреза и со стоячим воротником. В холодное время костюм дополняли буркой — длинной шубой из овечьего меха. 

Женские наряды были особенно красочны. Богатые адыгейки специально закупали для пошива платьев бархат и шёлк, бедные довольствовались шерстяной материей. Крой платья подчёркивал талию: облегал верхнюю часть фигуры и сильно расширялся к низу благодаря использованию клиньев. Украшали наряд изысканным поясом из кожи с серебряными или золотыми украшениями. На голову надевали невысокую шапочку, а после замужества и рождения ребёнка её заменяли платком. 

Частью традиционного костюма адыгейских девушек был корсет — «шъохъта». Носили его только в девичестве. Первый корсет девочка получала в возрасте 9–10 лет. Перед тем как впервые его надеть, она должна была обхватить своё запястье указательным и большим пальцем. Корсет способствовал правильной осанке, гибкому стану, тонкой талии и плоской груди — эти внешние качества высоко ценились как в обществе, так и за его пределами. В первую брачную ночь жених срезал корсет ножом — замужней женщине носить его не полагалось. Символом красоты были также длинные волосы: девушки заплетали их в косы или делали другие причёски, а замужние женщины обязаны были прятать волосы под платок.

адыгейцы 1.jpgадыгейцы.jpg

Источник фото : granmax.ru , dzen.ru

Быт

Жизнь

Основу традиционного хозяйства адыгейцев составляли земледелие и скотоводство. Зерновые представлены посевами проса и ячменя, но с XIX века началось стремительное распространение кукурузы, которая вместе с пшеницей стала основной возделываемой культурой. Давним хозяйственным занятием было также садоводство, в том числе горное. Адыгейцы разводили как крупный, так и мелкий рогатый скот; особое значение имело коневодство. Подсобными занятиями были охота, пчеловодство и кустарные промыслы.

перегон-овец.jpg

Источник фото : travelask.ru

Жилье

Традиционные адыгейские поселения не имели чёткой планировки. Отдельные хутора-усадьбы располагались в произвольном порядке, образуя протяжённые поселения. Их остатки в горах кое-где сохранились, и адыгейцы помнят, где находились их родовые гнёзда. Поселения, возникшие на равнине, имели уже иную структуру — улично-квартального типа, сохранённую в адыгейских селениях по сей день. 

Старое жилище адыгейцев было турлучным. По периметру вбивали колья, между которыми протягивали и закрепляли переплетённые прутья; затем плетень тщательно обмазывали смесью глины и мелко нарубленной соломы. Характерной особенностью адыгейской усадьбы было специальное строение — хачешь, предназначенное исключительно для приёма гостей. Интерьер традиционного дома отличался низкой деревянной мебелью: столиками, скамьями, лежанками, сундуками и др. 

Традиционное жилище небогатых адыгейцев обычно состояло из одной комнаты с очагом в центре. Согласно обычаю, очаг никогда не должен был гаснуть — это сулило семье несчастье. Позже к дому пристраивали дополнительные комнаты для женатых сыновей, решивших остаться с родителями. Впоследствии получили распространение обширные усадьбы: в центре стоял главный дом, по бокам — хозяйственные постройки. В богатых семьях на территории двора строили отдельные жилища для гостей. Сегодня это встречается редко, однако почти каждая семья старается иметь специальную комнату для размещения путников, родственников и гостей.

Семейный уклад

У адыгейцев принят традиционный патриархальный уклад семьи. Вместе с тем роль женщины была значительно более значимой, а положение — более свободным, чем у других кавказских народов. Девушки, наравне с юношами, могли участвовать в народных гуляньях и принимать у себя молодых людей: в богатых домах для этого даже оборудовали отдельные комнаты. 

Это позволяло присмотреться друг к другу и найти себе пару: мнение невесты при выборе жениха было определяющим, если не противоречило традициям и желанию родителей. Свадьбы редко заключались по сговору или без согласия стороны. 

В древности были распространены большие семьи численностью от 15 до 100 человек, во главе которых стоял старейшина — основатель рода или наиболее уважаемый мужчина. С XIX–XX веков приоритет перешёл к малой двухпоколенной семье. Главным в решении социальных вопросов считался муж, с которым не следовало спорить, особенно при посторонних. Однако хозяйкой дома была женщина: она решала все бытовые вопросы, занималась воспитанием маленьких детей и девочек. 

В богатых, особенно княжеских семьях, широко практиковалось аталычество. Одного или нескольких сыновей из знатного рода с раннего возраста отдавали на воспитание в менее знатную, но уважаемую семью. Там мальчик рос до 16 лет, после чего возвращался в родительский дом. Эта практика укрепляла связи между родами и соответствовала традиции, согласно которой отцу не полагалось проявлять прилюдную привязанность к детям.

Кухня

Традиционная адыгейская кухня состоит из молочных, мучных и мясных продуктов. В повседневной жизни ели варёную баранину с бульоном. 

Адыгейские национальные блюда не включают утиного и гусиного мяса, рыбы и грибов. Никаких религиозных или иных запретов на эти продукты нет — просто народность изначально не использовала их в пищу.

Адыгейский сыр

Это мягкий кавказский сыр, приготовленный из цельного пастеризованного молока. Он обладает свежим ароматом и мягким молочным вкусом. Многие отмечают его сходство со средиземноморской фетой. Адыгейский сыр действительно похож на фету, но менее солёный и проще в приготовлении. Его едят сразу после изготовления, он прекрасно сочетается со свежими овощами и травами, но также может подвергаться копчению или жарке. Свежесть, польза и простота приготовления — вот что определяет суть адыгейского сыра. 

По легенде, секрет приготовления сыра был передан юной девушке богом Амышем, покровителем домашних животных. Девушка спасла в бурю стадо животных и получила в награду имя Адыиф («Светлорукая») и рецепт сыра. Другая легенда рассказывает о храбром Къуицыку, которому мать положила в дорогу свежий сыр. В пути Къуицыку встретил одноглазого великана Иныжа и обхитрил его, устроив состязание: великан крошил в руке камни, а Къуицыку сжимал головку сыра, похожую на камень; из неё текла сыворотка, которую великан принял за воду и посчитал Къуицыку великим силачом. 

Адыгейский сыр в оригинале называется Матекъуае — составное слово из двух частей: мате (корзина) и къуае (сыр). 

В России адыгейский сыр стал известен в середине XIX века, но настоящий успех пришёл к нему в советскую эпоху — в 1970–1980-х годах. В 1980 году адыгейский сыр поставлялся на Московскую Олимпиаду, получил красочную упаковку и зарегистрированный бренд. В сентябре 2009 года адыгейский сыр получил статус продукта с защищённым географическим указанием, и теперь только предприятия Адыгеи имеют право использовать название «Адыгейский сыр».

Адыгейский сыр.jpg

Источник фото : los69.ru

Щипс   
Слово щипс не имеет дословного перевода, но означает жидкую основу. Существует множество вариантов приготовления этого блюда:   
– за основу бульона берут разные сорта мяса — баранину, говядину или птицу (обязательно молодую);   
– крупа может быть пшённой, кукурузной или пшеничной, иногда встречаются варианты с рисом и даже манкой;   
– мука — пшеничная или кукурузная;   
– в классическом рецепте добавляют много специй, преимущественно острых. 

В результате получается консистенция либо слишком густого супа, либо жидковатого второго блюда. Адыги готовят щипс на любые торжественные мероприятия, наделяя это блюдо особым сакральным смыслом.

Щипс.jpg

Источник фото : micemap.ru

Халюжи — это пирожки с адыгейским сыром, жаренные в масле, которыми адыги (черкесы) с незапамятных времён угощают гостей во время обрядовых праздников и торжеств. Традиционное блюдо адыгейской кухни готовится из самых простых ингредиентов: молока, муки, яиц и соли, с адыгейским сыром в качестве начинки.   
Обжаренные в подсолнечном масле до золотистого цвета, они олицетворяли собой половину солнца и своим нежным вкусом наделяли вкушающего счастьем и благополучием. 

Простые в приготовлении, вкусные и питательные, халюжи были частью повседневной жизни адыгейцев и одним из самых желанных угощений на обрядовых праздниках. В старину самые изысканные халюжи готовили на свадебные торжества и другие события свадебного цикла. Особенно тщательно делали угощения, которые отправляли в родительский дом невесты. Туда отвозили сундуки со свадебными кушаньями, а сверху укладывали специальные свадебные халюжи: круглые и фигурные, с затейливыми украшениями и зубчиками по краям. Для их приготовления приглашали лучших в округе мастериц. Они знали, что тесто халюжа и его края должны быть тонкими, а обжарка — до лёгкого золотистого цвета. Обрядовую выпечку раздавали всем гостям, поскольку она считалась сакральной и приносящей удачу и счастье. Каждый гость считал своим долгом обязательно попробовать халюж, надеясь на благополучие в жизни.

Халюжи.jpg 

Источник фото: povar.ru

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения