2308
Азербайджанцы

Источник фото : apdance.ru

Азербайджанцы — самый крупный тюркоязычный и мусульманский народ на Кавказе, известный своим пением, искусством и гостеприимством. Они культурно и лингвистически близки к туркам, однако по происхождению связаны с древнейшими народами Кавказа и Ближнего Востока.

История

В процессе этногенеза азербайджанцев участвовало древнее коренное население Атропатены и Кавказской Албании. В основном это были иранские народы, кавказские албаны и другие кавказоязычные группы, которые смешались с тюркоязычными и ираноязычными племенами, проникавшими на территорию в I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. 

Азербайджанцы как народ сложились в результате постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами (гуннами, огузами, кыпчаками и др.). 

Проникновение тюрок-сельджуков в Восточное Закавказье привело к тюркизации значительной части местного населения. В XI–XIII вв. началось формирование тюркоязычного азербайджанского этноса, завершившееся в основном к концу XV века, в эпоху правления Сефевидов. Переселение тюркских племён в Закавказье продолжалось вплоть до XVI–XVII веков, когда на территорию Азербайджана переселились полукочевые племена шахсеваны (Мугань) и падары (некоторые западные регионы). Вплоть до XX века существовали различные этнографические группы азербайджанцев — айрумы, карапапахи, терекеме, падары, шахсевены, карадагцы, афшары, каджары, баяты и др. 

В ранний период правления Сефевидов азербайджанские тюрки играли ведущую роль в управлении Персией, а местный вариант тюркского языка и персидский язык испытывали сильное взаимное влияние. В XVIII веке на территории проживания азербайджанцев образовались два десятка полунезависимых ханств, во главе с азербайджанскими тюркоязычными династиями. 

Русско-персидская война начала XIX века привела в 1828 году к разделу Азербайджана по реке Аракс согласно Туркманчайскому договору: северный Азербайджан перешёл под контроль Российской империи, а южный (Иранский Азербайджан) остался в составе Ирана, что значительно ослабило влияние азербайджанцев в Иране. 

После распада Российской империи в 1918 году была провозглашена первая на мусульманском Востоке парламентская демократическая республика — Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), просуществовавшая два года. В результате советизации Азербайджана была образована Азербайджанская ССР. 

Многие азербайджанские революционеры, активно участвовавшие в установлении советской власти, стали инициаторами серьёзных преобразований в азербайджанском обществе, но погибли в ходе массовых репрессий 1930-х гг. В годы Великой Отечественной войны большая часть азербайджанцев защищала свою родину в рядах Красной Армии (с оружием в руках сражался каждый пятый житель Азербайджана; сотни тысяч из этих советских граждан погибли на полях сражений). Среди азербайджанцев много получивших различные награды за боевые заслуги, в том числе несколько десятков — звание Героя Советского Союза. 

В составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане участвовали 7,5 тыс. азербайджанцев, из которых погибло 195 человек — наибольшие потери среди кавказских народностей. 

В настоящее время азербайджанцы традиционно расселены в четырёх государствах: Азербайджане, Иране, Грузии и России (Дагестан). 18 декабря 2008 года в Баку была принята «Хартия солидарности азербайджанцев мира», главной целью которой является объединение азербайджанцев, проживающих по всему миру. 
Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 года №191 азербайджанцы были отнесены к коренным малочисленным народам Республики Дагестан.

Русско-персидская война, 1828 год.png

Источник фото : dzen.ru

Территориальное расположение и численность

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживает не менее 474 576 азербайджанцев. Большинство представителей этой национальности — 116 907 человек — проживают в Республике Дагестан. 

Число азербайджанцев в других регионах России: 
Москва — 37 259; 
Тюменская область — 34 835; 
Ханты-Мансийский автономный округ — 21 259; 
Московская область — 21 258; 
Санкт-Петербург — 16 406; 
Ставропольский край — 13 996; 
Саратовская область — 12 362; 
Ростовская область — 12 083; 
Красноярский край — 11 658. 

Подавляющее большинство азербайджанцев проживает в Азербайджанской Республике и Иранском Азербайджане. Также азербайджанцы проживают в северо-западных провинциях Ирана. В Азербайджанской Республике по данным от 1 апреля 2023 года проживает 10 138 585 азербайджанцев. Диаспора численностью более миллиона человек рассеяна по всему остальному миру.

Поселения азербайджанцев в горах.jpeg

Источник фото : klubgidov.ru

Религия

90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. Незначительная часть представителей нации относится к ханафитам — приверженцам суннитской ветви.

В последние годы у азербайджанцев произошёл значительный рост религиозного самосознания. Многие молодые люди стали верующими, происходит «омоложение» религии. Например, подавляющее большинство азербайджанцев Республики Дагестан — шииты, а азербайджанцы, живущие в сельской местности (Дербентский и Табасаранский районы), — сунниты.

Язык

На азербайджанском языке говорят около 95% населения Азербайджана. В разговорной речи наблюдается значительное количество диалектов (восточная, западная, северная, южная группы). Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.
Согласно переписи 2020 года, на азербайджанском языке говорит более 291 484 граждан России.

Азербайджанский язык развился из восточной ветви западно-тюркской группы языков, которая распространялась на Кавказе, в Восточной Европе, Северном Иране и Западной Азии во время средневековых тюркских миграций. Персидский и арабский языки оказали влияние на данный язык, однако арабские слова в основном передавались посредством литературного персидского. Наиболее глубокое влияние иранские наречия оказали на фонологию, синтаксис и лексику азербайджанского языка, в меньшей степени — на морфологию.

Тюркский язык Азербайджана постепенно вытеснил иранские языки в регионе, который сейчас является Северным Ираном. К началу XVI века он стал доминирующим и служил разговорным языком в государствах Сефевидов и Афшаридов.

Ранний азербайджанский язык содержал гораздо больше персидских и арабских заимствований, фраз и синтаксических элементов. Ранние письменные памятники на азербайджанском также демонстрируют лингвистическую взаимозаменяемость между элементами огузских и кыпчакских наречий во многих аспектах (например, местоимения, окончания, причастия и т. д.).

По мере того как язык переходил от поэтического к средству журналистики и научных исследований, его литературная версия стала более унифицированной и упрощённой, с потерей многих архаичных тюркских элементов, иранизмов и оттоманизмов, а также других слов, выражений и правил.

Российское завоевание Закавказья в XIX веке разделило единое культурно-языковое сообщество на два государства. Советский Союз способствовал развитию языка, но значительно изменил его при помощи двух последовательных реформ письменности — от арабской (персидской) графики к латинице, а затем к кириллице. В то же время иранские азербайджанцы продолжали использовать арабский алфавит. Несмотря на широкое использование азербайджанского языка в АзССР, он стал официальным только в 1956 году.

Современный алфавит азербайджанского языка различается в зависимости от региона проживания. В Дагестане используется кириллица, в Иране — арабица, а в Азербайджане — латинский алфавит на основе турецкого.

Традиционная и современная культура

Традиции

На весь мир известна прошедшая сквозь века традиция гостеприимства. Раньше важных гостей выходило встречать всё селение во главе с аксакалами. Гостей угощали сладостями и чаем, развлекали народными песнями и танцами. Любой путник найдёт приют у азербайджанца, если попросит об этом. Первым делом его проводят в дом (на пороге необходимо снять обувь) и поят чаем из национального стакана армуду со сладостями. 

Чайная церемония и сладости — неизменные атрибуты любого застолья и праздника азербайджанцев. Чаем начинают и заканчивают любую трапезу, его пьют во время переговоров, отдыха, сватовства. В стране популярны чайханы, однако, в отличие от азиатских, в них подают лишь сладости и чай. Здесь вечерами собираются исключительно мужчины, чтобы отдохнуть и обсудить дела. Сладости символизируют сладкую жизнь: в огромном количестве они присутствуют на свадьбах. 

Если же гостю чай не наливают, это означает, что видеть его в доме не рады. А неожиданное вручение полного мешка еды говорит о том, что гостеприимством злоупотреблять не стоит и хозяева просят гостя покинуть дом.

Национальный костюм

Национальный женский костюм состоял из множества компонентов. Нательная одежда включала просторную рубаху кёйнек, юбку, различавшуюся по крою в зависимости от региона, широкие штаны джютбалаг или узкие дарбалаг. 

Верхняя одежда была ещё более разнообразной. Обязательные элементы — верхняя рубашка и архалыг: плотно прилегающий к телу короткий кафтан с высоким воротником. Архалыг дополняли поясами из кожи, серебра или золота. На ноги надевали разноцветные гетры и туфли с загнутым носком. 

Особое внимание уделялось ярким аксессуарам из камней. Голову покрывали небольшой шапочкой, сверху укрывавшейся кялагаи — платком с традиционным набивным узором. Этот предмет национального костюма в 2014 году был включён в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Завершающим элементом была чадра, которой укрывались, выходя из дома. 

Мужской костюм состоял из нательной рубахи и кальсон, поверх которых надевали широкие штаны и архалыг с поясом. Дополняли наряд чухой — аналогом черкески; в холодных регионах носили бараньи шубы или бурки. Распространённый вариант зимней одежды — длинная шуба с фальшивыми рукавами до пола.

Национальный костюм.pngЖенский национальный костюм.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com , skinse.ru

Национальные праздники

Самыми крупными праздниками считаются Курбан-Байрам и Навруз-Байрам. 
Курбан-Байрам — один из главных праздников в исламской религии. Его отмечают ровно через 70 дней после Ураза-Байрама, знаменующего окончание поста и священного месяца Рамадан. В русском языке закрепилось название «Курбан-Байрам», тогда как арабское название — «Ид аль-Адха» — означает «праздник жертвы». Этот день также известен как праздник радости и любви к Аллаху. Главная традиция праздника — принесение в жертву барана. 

Накануне торжества принято держать однодневный пост: ничего не есть и не пить. Ночь накануне Курбан-Байрама следует провести за чтением намаза. Мусульмане верят, что в эту ночь Аллах отвечает на все просьбы молящихся. С утра начинается само празднование. В этот день мусульмане совершают омовение и надевают лучшую одежду. Женщины проводят генеральную уборку и готовят множество блюд. 

Мясо убитого барана делят на три части: треть оставляют в семье, ещё треть — для угощения гостей и родственников, последнюю треть — отдают бедным и нуждающимся. Благотворительность — важная часть праздника. В этот день мусульмане стараются накормить как можно больше голодных и раздают милостыню. 

В Курбан-Байрам также принято ходить на кладбище, чтобы помолиться за усопших. 

Навруз-Байрам — праздник Нового года и Весны, который отмечают 21 марта. Под конец зимы люди начинают готовиться к нему: ремонтируют жилище, шьют новую одежду для семьи, на тарелках проращивают пшеницу, которую потом отваривают специальным способом. 

Празднику Навруз предшествует празднование четырёх «сред»: Су Чершенбе, Одлу Чершенбе, Торпаг Чершенбе и Ахыр Чершенбе. Согласно народному поверью, нужно четыре недели, чтобы весна полноправно вступила в свои права. Накануне праздника люди разжигают во дворе большой костёр, а остатки золы выбрасывают на окраине села, чтобы все беды и проблемы остались в прошлом. 

Накануне глава семейства в каждом доме совершает намаз и читает молитву. В день праздника женщины накрывают на стол и ставят огромное количество блюд, чтобы Новый год был богатым и плодородным. Вся большая семья собирается за большим столом, на котором традиционно присутствуют семь ритуальных блюд, все названия которых начинаются на букву «с». Одно из них — сэмени, каша из посевной пшеницы; в древние времена её приготовление считалось единением с природой. Помимо прочего, на столе можно увидеть долму, плов, люля-кебаб и другие национальные блюда. 

Во время Навруза также принято гадать. Для этого на стол ставят зеркало, свечу и крашеное яйцо. Также молодёжь в этот день по обычаю ходит к реке, где купается и веселится до самого утра.

Празднки Навруз байрам.jfif

Источник фото : gravitsky.ru

Мифология

Мифы и легенды азербайджанцев создавались на основе веры в мифических и полумифических существ — носителей добра и зла. В азербайджанской мифологической системе особенно активны такие пары, как Земля–Небо, Море–Гора, Вода–Огонь, Человек–Зверь, Дерево–Цветок, Ветер–Сель. Значительная часть сюжетов на основе этих противопоставлений на протяжении веков передавалась в устной форме и сохранилась до настоящего времени. 

Также существуют сюжеты, основанные на цифрах от 1 до 9: например, цифра 3 олицетворяет три сферы бытия — мир растений, животный мир и человеческое общество, а цифра 4 охватывает четыре стихии — воду, огонь, воздух и землю. 

Истоки некоторых азербайджанских мифов лежат в эпическом памятнике «Огуз-Наме», а также в сказаниях героического эпоса огузов «Китаби Деде Коркуд», который вобрал в себя как раннетюркские представления, так и архаичные взгляды, сформированные на Кавказе. 

В азербайджанской мифологии встречаются циклопы, дивы, драконы, пери — прекрасные девы с белой кожей и длинными волосами, Агач-Киши («лесной человек») — дух, живущий в горных лесах и представляющийся в образе волосатого существа, а также Гюль-ябани (также гуляйбаны, биабан-гули) — злой дух, обитающий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. 

В азербайджанской мифологии распространены сюжеты о превращении человека в зверя или наоборот, причём нередко в удвоении — родственников или даже близнецов. 

Распространены сказания и мифы о пещерных обитателях — карликах (аджинна, джыртдан) или великанах (див), которые когда-то жили в подземных жилищах или глубоких пещерах. Во всех азербайджанских сказаниях борьба человека с троглодитами, великанами и чудовищами заканчивается полной победой и торжеством человека, несмотря на превосходство физической силы последних.

Живопись

В развитии изобразительного искусства Азербайджана отразились насыщенная политическими и военными потрясениями история и положение на путях, издревле соединяющих Восток с Западом. 

На территории Азербайджана изобразительное искусство было развито ещё со времён палеолита. О первобытном искусстве эпохи мезолита свидетельствуют сохранившиеся на скалах в Гобустане изображения. Петроглифы Гямигая на территории Ордубадского района датируются IV–I тысячелетиями до н. э. 

Вхождение территории Азербайджана в состав Арабского халифата и распространение мусульманской культуры сыграли свою роль в дальнейшем развитии изобразительного искусства. Строительство культовых памятников архитектуры сопровождалось их украшением различными узорами, орнаментами, элементами каллиграфии (эпитафиями), кафелем и барельефами. После ослабления Арабского халифата сложились локальные художественные школы. Важнейшими из них являются нахичеванская и ширвано-апшеронская. В XV веке в таких городах, как Баку и Шамахы, развивалась также миниатюрная живопись. 

На развитие искусства XVII и особенно XVIII века тяжело сказались войны между Турцией и Ираном, а также междоусобные феодальные распри между ханствами. Однако продолжали создаваться яркие произведения изобразительного искусства, одними из которых являются росписи Дворца шекинских ханов, построенного зодчим Хадали Зейнал Абдином из Шираза в 1797 году. Эти декоративные рисунки выполнены яркими и пёстрыми красками. Здесь изображены стилизованные узоры, фигуры людей и животных, а также сцены войны и охоты, сменяющие друг друга во внутренних залах и комнатах дворца. 

С XIX по начало XX века известность получили несколько художников декоративного стиля, не получивших профессионального художественного образования, например, Мир Мохсун Навваб, известный также как поэт, теоретик музыки и каллиграф. Для его творчества характерны плоскостно-декоративные орнаментальные стенные росписи, рисунки с изображением цветов и птиц с попыткой объёмной моделировки, а также иллюстрации к собственным рукописям («Бахр-уль Хазан» (Море горестей), 1864). 

Национальные традиции стенной росписи использовал Уста Гамбар Карабаги (1830-е — 1905 гг.). Он известен своими работами по реставрации Дворца шекинских ханов, росписями интерьеров домов Мехмандарова и Рустамова в Шуше и других городах. Выполненная им роспись не нарушала плоскостности стены, подчёркивая её архитектурные детали. 

Стоит отметить также пейзажи, изображения цветов и образцы декоративно-прикладного искусства известной поэтессы Хуршидбану Натаван. Свои стихи она украшала лирическими изобразительными мотивами. 

Среди азербайджанских миниатюристов того времени известны Авазали Муганлы («Калила и Димна», 1809), Мирза Алигулу («Шахнаме», 1850), Наджафгулу Шамахылы («Юсиф и Зулейха», 1887) и др. 

В XIX веке новое прогрессивное изобразительное искусство обнаруживало некоторое отставание в развитии. В этот период начинается зарождение станковой живописи, но работы этого времени, например портреты, написанные Эривани, «ещё крепко связаны с традициями восточной средневековой миниатюры». 

Художник Мирза Гадим Эривани, также не имевший профессионального художественного образования, прославился в основном как портретист. Известны такие его произведения, как «Танцовщица» (азерб. Rəqqasə), «Дервиш», «Силач» (азерб. Pəhlivan), «Кавалерист» (азерб. Süvari). 

В связи с изданием в начале XX века журнала «Молла Насреддин» и развитием книгопечатания начали возникать жанры сатирической графики. Основоположником азербайджанской сатирической графики считается Азим Азимзаде. Известны его острые карикатуры и шаржи, высмеивающие общественное неравенство, невежество и фанатизм, гнёт царизма. Знаменита его серия акварельных работ «Сто типов», посвящённая свободе женщин, атеизму и политическим темам, а также иллюстрации к сборнику произведений Мирзы Алекпера Сабира «Хопхопнаме». 

Бахруз Кенгерли, первый азербайджанский художник, получивший неполное профессиональное образование (1916), будучи одним из основоположников азербайджанской реалистической станковой живописи, создал такие пейзажи, как «Гора Иланлы при лунном свете», «При заходе солнца», «Весна». Известны также созданные им портреты обездоленных людей из серии «Беженцы», бытовые композиции «Сватовство», «Свадьба». 

В 1920 году в Азербайджане начало формироваться искусство нового типа, открылось первое художественное училище, где создавались новые жанры изобразительного искусства. 

В 1930-е годы в области графики работали такие художники, как Азим Азимзаде, Газанфар Халыков, Исмаил Ахундов, Алтай Гаджиев, М. А. Власов, Кязим Кязимзаде, А. Мамедов и др., создававшие иллюстрации к книгам азербайджанских и зарубежных писателей. На актуальные темы того времени рисовались плакаты. 

В 1928 году состоялась первая творческая выставка Азербайджанского общества молодых художников. В 1930-е годы успехом пользовалась выставка Азербайджанского союза революционного изобразительного искусства. Интересны рисунки Салама Саламзаде, Г. Халыгова, А. Рзагулиева, посвящённые актуальным темам. 

В 1932 году был создан комитет азербайджанских художников. В этот период известны работы С. Шарифзаде «Уборка винограда», «Портрет А. Азимзаде» Г. Хагвердиева, «Портрет Низами Гянджеви» Газанфара Халыгова. Следует отметить работы Микаила Абдуллаева, Беюкага Мирзазаде, Б. Алиева, Саттара Бахлулзаде, Камиля Ханларова. Первый съезд азербайджанских художников состоялся в 1940 году. 

В годы Второй мировой войны создавались в основном политические плакаты и сатирические карикатуры. Политические карикатуры рисовали такие уже известные художники, как А. Азимзаде, Г. Халыгов, И. Ахундов, А. Гаджиев, С. Шарифзаде. 

Этап художественной зрелости наступил в азербайджанском изобразительном искусстве в середине 1950-х годов. Во второй половине XX века обрели известность такие художники советского Азербайджана, как Беюк Ага Мирзазаде, Микаил Абдуллаев, Таир Салахов, Видади Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде, Тогрул Нариманбеков, Надир Абдуррахманов, Ваджия Самедова и др. В произведениях Б. Алиева, Л. Фейзуллаева, А. Мамедова, А. Вердиева и др. находят отражение темы труда и индустрии. Темы, посвящённые историческому прошлому, обычаям и традициям азербайджанского народа, а также войне и миру, представлены в творчестве Э. Рзагулиева, В. Нариманбекова, Т. Садыгзаде, А. Гусейнова, К. Наджафзаде и др. 

В жанре пейзажа работали Н. Гасымов, К. Ханларов, М. Тагиев, С. Хагвердиев, Т. Джавадов, Ф. Халилов, Б. Маратлы, Н. Рзаев, А. Аскеров, У. Хаквердиев и др. К современным жанрам близки работы Ф. Халилова, посвящённые природе Апшерона, а также работы скульптора и графика С. Курбанова. 

Одним из известных азербайджанских художников-пейзажистов, отображавших красоты природы Азербайджана, был народный художник республики Саттар Бахлулзаде. Известны такие его работы, как «Мечта Земли», «Дорога в Гызбановше» (азерб. Qızbənövşəyə gedən yol), «Родные равнины» (азерб. Doğma düzənliklər), «Тоска по земле» (азерб. Torpağın həsrəti), «Слёзы Кяпаза» и др. 

Среди портретистов того времени известны С. Саламзаде, Т. Тагиев, В. Самедова, Ш. Шарифзаде, О. Садыгзаде, Наджафгулу, А. Керимов, Г. Мустафаева, О. Агабабаев, Г. Зейналов, Г. Керимов, С. Мамедов, Ч. Фарзалиев и др. Широко известны портреты деятелей культуры и искусства, выполненные Б. Мирзазаде.

«Мечта Земли». Саттар Бахлулзаде. 1964 год.jpg

Источник фото : dzen.ru

Музыка

На протяжении веков азербайджанская музыка существовала в рамках фольклорного искусства. Среди музыкальных инструментов выделяют тар, саз, канон, уд, кеманча, тютек, балабан, зурну, нагару, гоша-нагару, деф и другие. 

Народное искусство представлено также искусством ашугов, подчинённого определённым стилистическим признакам. Ашуги исполняют дастаны (сказания) — героические («Кёр-оглы»), лирические («Асли и Керем», «Ашуг Гариб»), песни-диалоги — дейишме (музыкально-поэтические соревнования двух ашугов), аккомпанируя себе на сазе. В 2009 году азербайджанское ашугское искусство было внесено в Репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. 

Возникновение мугамов связано с развитием городской культуры в Средние века. Исполнители мугамов — музыканты-профессионалы, составляющие вокально-инструментальные ансамбли в составе: ханенде (певец), тарист, кеманчист. Текстами мугамов служат в основном стихи поэтов-классиков. 

Фундамент современной музыкальной культуры заложил Узеир Гаджибеков, создавший первую азербайджанскую оперу «Лейли и Меджнун» по одноимённой поэме Физули (1908), оперетту «Аршин мал алан» (1913) и др. Среди первых артистов оперы и драмы — Гусейнкули Сарабский, М. Терегулов, М. Багиров, Г. Гаджибабабеков, М. Алиев, Ахмед Агдамский. 

В 1940 году композитор Афрасияб Бадалбейли сочинил первый азербайджанский балет и первый балет на мусульманском Востоке — «Девичья башня». 

Среди азербайджанских композиторов можно выделить Кара Караева, Фикрета Амирова, Эльдара Мансурова, Вагифа Мустафа-заде. Популярны такие певцы, как Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов, Шовкет Мамедова, Бюльбюль и его сын Полад Бюль-Бюль оглы. Долгое время азербайджанский симфонический оркестр возглавлял дирижёр Ниязи. В 2009 году азербайджанка Айсель Теймурзаде и певец Араш с азербайджанскими корнями заняли на конкурсе «Евровидение» 3-е место.

Азербайджанский мугам в 2008 году объявлен наследием ЮНЕСКО.jpgДаф - азербайджанский вариант бубна.pngКяманча – более простой вид лютни, меньшего размера и с меньшим количеством струн.jpg

Источник фото : bigbaz.ru , bubbleschool.ru , 7book-time.ru

Танцы

В народных танцах участвовали юноши и девушки. Для первых характерны резкие, эмоциональные движения, вторые же танцевали плавно, элегантно и сдержанно. Типичное строение танца — трёхчастное: сначала участники двигаются по кругу медленно, затем застывают в символической позиции, а после продолжают круговое движение, но более эмоционально и выразительно.

Азербайджанский хореографический ансамбль с народными танцами.jpg

Источник фото : travelask.ru

Архитектура

Архитектура Азербайджана привлекает хорошо сохранившимися замками-крепостями (например, на полуострове Апшерон), дворцами, среди которых выделяется шахский дворец в Нухе, создающими неповторимый городской облик мощёными улочками, мавзолеями, караван-сараями, домами из необработанного камня.

Быт

Жизнь

Основные занятия азербайджанцев, живших на равнинных территориях, были связаны с сельским хозяйством. Выращивали пшеницу, овёс, рожь, просо, кукурузу, ячмень, рис, занимались хлопководством, виноградарством, садоводством. Важную роль занимало разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство. 

Традиционные ремёсла были связаны с обработкой металлов: меди, золота, серебра. Широко славились произведённые местными мастерами ювелирные украшения, клинки, кованые сундуки с изысканными узорами. 

На весь мир до сих пор славятся ковры с национальными узорами. Особо ценным ремеслом считалась тамбурная вышивка шёлковыми нитями по бархату чёрного, синего, красного оттенков. Позволить себе её могли только богатые семьи.

Жилище

Народ формировал целые поселения и строил помещения для проживания на горных склонах. Из природных каменных глыб и сырого кирпича строились дома. Снаружи всё покрывалось дерном, а увенчивало строение двускатная крыша. Довольно часто сооружения находились так близко друг к другу, что всадникам с трудом удавалось разъехаться. 

Дома располагались хаотично только на равнинах. Вокруг жилого помещения всегда находились усадьба или маленький дворик. Делались они из тех же материалов, что и жильё. Усадьба — это чаще всего дом с большим количеством комнат и несколькими этажами. Обычно на первом ярусе размещали скот и различные хозяйственные помещения. 

Чуть позже начали строить деревянные дома с двускатной крышей. На чердаке хранили запасы и занимались выращиванием тутового шелкопряда. Все члены семьи спали на полу на циновках; днём их сворачивали и отодвигали в сторону. Чтобы в жилище было тепло, пользовались очагом. Когда наступали холода, обогревали помещение с помощью печки. В современном мире таких домов практически не осталось.

Дома строили из сырого саманного кирпича или камня.jpg

Источник фото : 24warez.ru

Семейный уклад и традиции

Ведущим типом семьи у азербайджанцев была моногамная малая двухпоколенная семья, хотя почти везде вплоть до середины XX в. сохранялись неразделённые семьи. 

Нормы ислама издревле определяли главенствующую роль мужчины. Его задача состояла в обеспечении семьи жильём и финансами. В домашних делах и воспитании детей мужчина участия не принимал. Его слово было законом для жены и не оспаривалось. 

Азербайджанские мужчины отличаются спокойным и твёрдым характером, сохраняют серьёзное выражение лица, держатся скромно и с достоинством. Они быстро принимают решения и чётко им следуют, не допуская сомнений. Трепетно относятся к посягательству на честь семьи или собственную, держат слово; особую важность имеет общественное мнение, статус, внешний вид. 

Женщина у азербайджанцев традиционно занимала второстепенное положение. Главная её задача — следить за хозяйством, воспитывать детей. Всю работу по дому женщины выполняли сами, в том числе кололи дрова и носили воду. После замужества им приходилось считаться не только с мужем, но и со всеми его старшими родственниками. В родной семье, помимо отца, законом было слово братьев. 

В женщине ценилась скромность, покорность, трудолюбие и красота. Первостепенную важность играла её честь: ни до, ни после замужества она не должна была быть замечена в порочащих связях с мужчинами — это считалось позором. 

Главными в семьях и родовых поселениях были старики, которых называли аксакалами. Они принимали все общественные решения, к ним ходили за советом, их привлекали к разрешению споров, хозяйственных вопросов, просили помощи в сватовстве. В малых семьях её глава имел решающее слово; ослушаться его не могли дети, жена, сёстры и братья. Брачный возраст для девушек наступал в 15–17 лет, иногда замуж выдавали и раньше. После свадьбы невеста приходила в дом мужа. Традиционно к этому времени родители готовили для сына отдельное жильё; в ряде селений было принято жить с родителями. Невестке запрещалось первой заговаривать со свёкром и свекровью; в случае диалога требовалось прикрывать рот уголком платка. 
Рождение ребёнка, особенно сына, было настоящим праздником. По традиции сразу после обрезания пуповины его купали в солёной воде, чтобы он был чистым и смелым. После этого передавали матери, с которой тот не расставался до 7–10 лет. Имя выбирали обычно созвучное именам других детей; часто давали имена дедушки или бабушки. 

Серьёзное значение придавалось физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков, которых приучали уважать старших и друг друга, быть вежливыми и отзывчивыми. Приветливое и доброжелательное отношение к людям — характерная черта азербайджанцев. Об этом свидетельствуют и такие институты традиционного общественного быта, как гостеприимство и куначество. В общественном быту сохранялись также обычаи взаимопомощи. 

Специфический обычай дербентских азербайджанцев — в случае исполнения желаний (например, чтобы ребёнок не болел и т.п.) ко дню Ашура (день траура по имаму Хусейну, погибшему в сражении при Кербеле 10 октября 680 г.) в знак шиитского траура шили одежду чёрного цвета. 

Похоронные обряды почти не отличались от обрядов других народов, исповедующих ислам. У дербентских азербайджанцев на соболезнование в дом к умершему женщины приходят с утра до обеда, а мужчины — с обеда до вечера. Последние ходят на кладбище в течение 40 дней после полуденного намаза.

Азербайджанская свадьба.jpgСемья азербайджанцев.pngОбрад «Парча бичини» - проводы невесты.jpg

Источник фото : adm-gruzino.ru , city-sochi.ru , travelask.ru

Кухня
Азербайджанская кухня.webp

Источник фото : dzen.ru

Каждый, входя в дом к азербайджанцу, чувствует себя желанным гостем. Ему подают различные блюда: сначала закуски, лаваш, чуреки, затем суп. 
Одним из национальных блюд азербайджанцев является бозбаша — бульон на баранине с овощами, нутом, каштанами и картофелем. Не менее популярна довга — рисовый суп с мясными фрикадельками, приготовленный на простокваше.

Суп бобзаш.jpgДовга – рисовый суп с мясными фрикадельками.jpeg

Источник фото : www.armmuseum.ru , lifehacker.ru

Ни одно застолье не обходится без плова. Азербайджанцы готовят его на иранский манер: перемешивая рис с мясом прямо на тарелке едока. Вместо мяса может использоваться рыба, овощи, фрукты или яйца. 
Не менее популярны и мясные блюда, такие как шашлык, бастурма, люля-кебаб, кюфта и множество других блюд с большим количеством зелени. Среди азербайджанских десертов — пахлава, печенье курабье, рогалики с орехами. Из традиционных напитков принято подавать гостю шербет, айран и чефир.

Азербайджанский плов.jpg

Источник фото : modawomen.ru

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения