Logo
432
Азербайджанцы

Азербайджанцы — самый крупный тюркоязычный и мусульманский народ на Кавказе, покоривший мир своим пением, искусством и гостеприимством. Они культурно и лингвистически похожи на турков, однако по происхождению близки самым древним народам Кавказа и Ближнего Востока.

Территориальное расположение и численность

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживает не менее 474 576 азербайджанцев. Большинство представителей этой национальности — 116 907 человек, проживают в Республике Дагестан.

Число азербайджанцев в других регионах России:

Москва — 37 259;
Тюменская область — 34 835;
Ханты-Мансийский автономный округ — 21 259;
Московская область — 21 258;
Санкт-Петербург — 16 406;
Ставропольский край — 13 996;
Саратовская область — 12 362;
Ростовская область — 12 083;
Красноярский край — 11 658.

Подавляющее большинство азербайджанцев проживает в Азербайджанской Республике и Иранском Азербайджане. Также азербайджанцы проживают в северо-западных провинциях Ирана. В Азербайджанской Республике по данным от 1 апреля 2023 года проживает 10 138 585 азербайджанцев. Диаспора численностью более миллиона человек разбросана по всему остальному миру.

Поселения азербайджанцев в горах.jpeg
Религия

90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. Незначительная часть представителей нации относится к ханафитам, приверженцам суннитской ветви.

Набирает популярность обращение в православие, число представителей этой конфессии в Азербайджане растет, особенно на территории России и других стран, где православие является доминирующей религией и существует соприкосновение этнических азербайджанцев с православной общиной.

В последние годы у азербайджанцев произошел значительный рост религиозного самосознания. Очень много молодых людей стали верующими, происходит «омоложение» религии. Например, подавляющее большинство азербайджанцев Республики Дагестан – шииты, а азербайджанцы, живущие в сельской местности (Дербентский и Табасаранский районы) – сунниты.

Язык

На азербайджанском языке говорят около 95% населения Азербайджана. В разговорном варианте наблюдается значительное количество диалектов (восточная, западная, северная, южная группы). Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.

Согласно переписи 2020 года на азербайджанском языке говорит более 291 484 граждан России.

Азербайджанский язык развился из восточной ветви западно-тюркской ветви языков, которая распространялась на Кавказе, в Восточной Европе и в Северном Иране, а также в Западной Азии во время средневековых тюркских миграций. Персидский и арабский влияли на данный язык, но арабские слова, в основном, передавались посредством литературного персидского языка. На азербайджанский иранские наречия оказали самое глубокое влияние в фонологии, синтаксисе и лексике, в меньшей степени в морфологии.

Тюркский язык Азербайджана постепенно вытеснил иранский в регион, который сейчас является Северным Ираном. К началу XVI века он стал доминирующим в регионе и был разговорным языком в государствах Сефевидов и Афшаридов.

Ранний азербайджанский язык содержал гораздо больше персидских и арабских заимствований, фраз и синтаксических элементов. Ранние писания на азербайджанском также демонстрируют лингвистическую взаимозаменяемость между элементами огузских и кыпчакских наречий во многих аспектах (например, местоимения, окончания, причастия и т. д.).

По мере того, как он переходил от простого языка эпической и лирической поэзии к тому, чтобы быть также языком журналистики и научных исследований, его литературная версия стала более унифицирована и упрощена с потерей многих архаичных тюркских элементов, иранизмов и оттоманизмов, а также других слов, выражений и правил.

Российское завоевание Закавказья в XIX веке разделило единое культурно-языковое сообщество на два государства. Советский Союз способствовал развитию языка, но значительно изменил его при помощи двух последовательных изменений в системе письма — от персидской до латинской, а затем даже попытался ввести кириллицу, в то время как иранские азербайджанцы продолжали использовать персидские буквы. Несмотря на широкое использование азербайджанского языка в АзССР, он стал официальным только в 1956 году.

Современный алфавит азербайджанского языка различается в зависимости от регионов проживания. В Дагестане остался кириллический, в Иране пользуются арабицей, а в Азербайджане создали новый вариант — латинский на основе турецкого.

Традиционная и современная культура

Традиции

На весь мир известна прошедшая сквозь века традиция гостеприимства. Раньше важных гостей выходило встречать все селение во главе с аксакалами. Визитера угощали сладостями и чаем, развлекали народными песнями и танцами. Любой путник найдет приют у азербайджанца, если его попросит. Первым делом его проводят в дом (на пороге необходимо снять обувь) и поят чаем из национального стакана армуду со сладостями.

Чайная церемония и сладости — это неизменные атрибуты любого застолья и праздника азербайджанцев. Чаем начинают и заканчивают любую трапезу, его пьют во время переговоров, отдыха, сватовства. В стране популярны чайханы, однако, в отличие от азиатских, в них подают лишь сладости и чай. Здесь вечерами собираются исключительно мужчины, чтобы отдохнуть и обсудить дела. Сладости символизируют сладкую жизнь: в огромном количестве они присутствуют на свадьбах.
Если же гостю чай не наливали, то это означало, что видеть его в доме не рады. А неожиданное вручение полного мешка еды говорило о том, что гостеприимством злоупотреблять не стоит и хозяева просят чужака покинуть дом.

Национальный костюм

Национальный женский костюм состоял из многих компонентов. Нательная одежда включала просторную рубаху кёйнек, юбку, различавшуюся по крою, в зависимости от региона, широкие штаны джютбалаг или узкие дарбалаг.

Верхняя одежда была еще более разнообразна. Обязательные элементы — верхняя рубашка и архалыг: плотно прилегающий к телу короткий кафтан с высоким воротником. Архалыг дополняли поясами из кожи, серебра или золота. На ноги надевали разноцветные гетры и туфли с загнутым носом.

Особое внимание уделяли ярким аксессуарам из камней. Голову покрывали небольшой шапочкой, сверху укрывавшейся кялагаи — платком с традиционным набивным узором. Этот предмет национального костюма в 2014 году был включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Завершающим элементом была чадра, которой укрывались, выходя из дома.

Мужской костюм состоял из нательной рубахи и кальсон, поверх которых надевали широкие штаны и архалыг с поясом. Дополняли наряд чухой — аналогом черкески, в холодных регионах носили бараньи шубы или бурки. Распространенный вариант зимней одежды — длинная шуба с фальш-рукавами до пола.

Национальный костюм.pngЖенский национальный костюм.jpg

Национальные праздники

Самыми крупными праздниками считаются Курбан-Байрам и Навруз-байрам.

Курбан-Байрам — Это один из главных праздников в исламской религии. Его принято отмечать ровно через 70 дней после другого праздника – Ураза-байрам, знаменующего собой окончание поста и священного месяца Рамадан. Кстати, название Курбан-байрам закрепилось исключительно в русском языке. Арабское название торжества – «Ид аль-Адха», означающее «праздник жертвы». Но также этот день известен как праздник радости и любви к Аллаху. Главная традиция праздника — принесение в жертву барана.

Накануне торжества принято держать однодневный пост: ничего не есть и не пить. А ночь накануне Курбан-байрама следует провести за чтением намаза. Мусульмане верят, что в эту ночь Аллах отвечает на все просьбы молящихся. Ну а с утра начинается само празднование. В этот день мусульмане совершают омовение и надевают свои лучшие одежды. Женщины проводят генеральную уборку и готовят множество блюд.

Мясо убитого барана принято делить на три части. Треть оставляют в семье, еще треть — для угощения гостей и родственников. Последнюю треть принято отдавать бедным и обездоленным. Благотворительность – важная часть праздника. В этот день мусульмане стараются накормить как можно больше голодных, а также раздают милостыню.

В Курбан-байрам также принято ходить на кладбище, чтобы помолиться за усопших.

Навруз-байрам — это праздник Нового года и Весны, который отмечают 21 марта. Под конец зимы люди начинают к нему готовиться: ремонтируют свое жилище, шьют новую одежду для семьи, на тарелках проращивают пшеницу, которую потом отваривают специальным способом.

Празднику Навруз предшествует празднование 4-х сред: Су Чершенбе, Одлу Чершенбе, Торпаг Чершенбе и Ахыр Чершенбе. Согласно народному поверью, нужно 4 недели, чтобы весна полноправно вступила в свои права. Накануне праздника люди разжигают во дворе большой костер, а остатки золы из него выбрасывают на окраине села, чтобы все беды и проблемы остались в прошлом.

Накануне глава семейства в каждом доме совершает намаз и читает молитву. В день праздника женщины накрывают на стол и ставят огромное количество блюд, чтобы Новый год был богатым и плодородным. Вся большая семья собирается за большим столом, на котором традиционно присутствуют семь ритуальных блюд, все названия которых начинаются на букву «с». Одно из них сэмени – каша из посевной пшеницы, приготовление которой в древние времена считалось единением с природой. Помимо прочего, на столе можно было увидеть долму, плов, люля-кебаб и другие национальные блюда страны.

Во время Навруза также принято гадать. Для этого на стол ставят зеркало, свечу и крашеное яйцо. Также молодежь в этот день по обыкновению ходит к реке, где купается и веселится до самого утра.

Празднки Навруз байрам.jfif

Мифология

Мифы и легенды азербайджанцев создавались на основе веры в мифические и полумифические существа — носителей добра и зла. В азербайджанской мифологической системе чрезвычайно активны такие мифические единства, как Земля-Небо, Море-Гора, Вода-Огонь, Человек-Зверь, Дерево-Цветок. Ветер-Сель. Значительная часть сюжетов на основе этих единств на протяжении веков передавалась в устной речи, сохранившись до настоящего времени.

Также существуют сюжеты на основе цифр от 1 до 9, где, к примеру, цифра 3 олицетворяет три действительности — мир растений, животный мир и человеческое общество, а цифра 4 охватывает воду, огонь, воздух и землю.

Истоки некоторых азербайджанских мифов лежат в эпическом памятнике «Огуз-Наме», а также в сказаниях героического эпоса огузов «Китаби деде Коркуд», который вобрал в себя как раннетюркские представления, так и сформированные на Кавказе архаичные взгляды.

В азербайджанской мифологии встречаются циклопы, дивы, драконы, пери, представляющиеся в образе прекрасных дев с белой кожей и длинными волосами, Агач-Киши («лесной человек») — дух, живущий в горных лесах, представляющийся в образе волосатых существ, а также Гюль-ябани (также гуляйбаны, биабан-гули) — злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников.

В азербайджанской мифологии наблюдаются сюжеты, связанные с превращением человека в зверя или наоборот, причем, нередко в удвоении — родственников или даже близнецов.

Распространены сказания и мифы о пещерных обитателях — карликах (аджинна, джыртдан) или великанах (див), которые когда-то обитали в подземных жилищах или глубоких пещерах. Во всех азербайджанских сказаниях борьба человека с троглодитами, великанами и чудовищами, кончается полной победой и торжеством человека, несмотря на превосходство физической силы последних.

Живопись

В развитии изобразительного искусства Азербайджана отражены насыщенная политическими и военными потрясениями история и положение на путях, издревле соединяющих Восток с Западом.

На территории Азербайджана изобразительное искусство было развито еще со времен палеолита. О первобытном искусстве в эпоху мезолита свидетельствуют сохранившиеся на скалах в Гобустане изображения. IV—I тысячелетиям до н. э. датированы петроглифы Гямигая на территории Ордубадского района.

Вхождения территории Азербайджана в состав Арабского халифата и распространение мусульманской культуры сыграли свою роль в дальнейшем развитии изобразительного искусства. Строительство культовых памятников архитектуры сопровождалось украшением их различными узорами и орнаментом, элементами каллиграфии (эпитафии), кафелем и барельефами. После ослабления Арабского халифата складывались локальные художественные школы. Важнейшими из них являются нахичеванская, ширвано-апшеронская. В XV веке в таких городах как Баку, Шамахия развивалась также миниатюрная живопись.

На развитие искусства XVII века и особенно XVIII века тяжело сказались войны между Турцией и Ираном, а также междоусобные феодальные распри между ханствами. Однако продолжали создаваться яркие произведения изобразительного искусства, одними из которых являются росписи дворца шекинских ханов, построенного зодчим Хадали Зейнал Абдином из Шираза в 1797 году. Эти декоративные рисунки выполнены яркими и пестрыми красками. Здесь изображены стилизованные узоры, изображения людей и животных, а также сменяющие друг друга во внутренних залах и комнатах дворца сцены войны и охоты.

С XIX по начало XX века известность получили несколько художников декоративного стиля, не получивших профессионального художественного образования, например, Мир Мохсун Навваб, который, не имея профессионального художественного образования, был известен также как поэт, теоретик музыки, каллиграф. Для его творчества характерны плоскостно-декоративные орнаментальные стенные росписи, рисунки с изображением цветов и птиц с попыткой объемной моделировки, иллюстрации к собственным рукописям («Бахр-уль Хазан» (Море горестей), 1864).

Национальные традиции стенной росписи использовал Уста Гамбар Карабаги (1830-е — 1905 год). Он известен своими работами в реставрации Дворца шекинских ханов, росписями интерьеров домов Мехмандарова и Рустамова в Шуше и других городах. Выполненная им роспись не нарушала плоскостности стены, подчеркивая ее архитектурные детали.

Стоит отметить также пейзажи, изображения цветов и образцы декоративно-прикладного искусства известной поэтессы Хуршидбану Натаван. Свои стихи она также украшала лирическими изобразительными мотивами.

Среди азербайджанских миниатюристов того времени известны Авазали Муганлы («Калила и Димна» 1809 года), Мирзы Алигулу («Шахнаме» 1850 года), Наджафгулу Шамахылы («Юсиф и Зулейха» 1887 год) и др.

В XIX веке новое прогрессивное изобразительное искусство обнаруживало некоторое отставание в развитии. В этот период начинается зарождение станковой живописи, но работы этого периода, например портреты, написанные Эривани, «еще крепко связаны с традициями восточной средневековой миниатюры».

Художник Мирза Гадим Эривани, также не имевший профессионального художественного образования, прославился в основном как портретист. Известны такие его произведения, как «Танцовщица» (азерб. Rəqqasə), «Дервиш», «Силач» (азерб. Pəhlivan), «Кавалерист» (азерб. Süvari).

В связи с изданием в начале XX века журнала «Молла Насреддин», с развитием книгопечатания, начали возникать и жанры сатирической графики. Основоположником азербайджанской считается Азим Азимзаде. Известны его острые карикатуры и шаржи, высмеивающие царившее общественное неравенство, невежество и фанатизм, гнет царизма. Известна его знаменитая серия из акварельных работ «Сто типов», посвященные свободе женщин, атеизму и политическим мотивам, а также иллюстрации к сборнику произведений Мирзы Алекпера Сабира «Хопхопнаме».

Бахруз Кенгерли, первый азербайджанский художник, получивший неполное профессиональное образование (1916), будучи одним из основоположников азербайджанской реалистической станковой живописи, создал такие пейзажи, как «Гора Иланлы при лунном свете», «При заходе солнца», «Весна». Известны также созданные им портреты обездоленных людей из серии «Беженцы», бытовые композиции «Сватовство», «Свадьба».

В 1920 году, в Азербайджане начало формироваться искусство нового типа, открылось первое художественное училище, где создавали новые жанры изобразительного искусства.

В 1930-е годы в области графики работали такие художники, как Азим Азимзаде, Газанфар Халыков, Исмаил Ахундов, Алтай Гаджиев, М. А. Власов, Кязим Кязимзаде, А. Мамедов и др. создавались иллюстрации к книгам азербайджанских и зарубежных писателей. На актуальные темы того времени рисовались плакаты.

В 1928 году открылась первая творческая выставка Азербайджанского общества молодых художников. В 1930-е годы успехом пользовалась выставка Азербайджанского союза революционного изобразительного искусства. Интересны рисунки Салам Саламзаде, Г. Халыгова, А. Рзагулиева, посвященные актуальным темам.

В 1932 году был создан комитет азербайджанских художников. В этот период известны работы С.Шарифзаде «Уборка винограда», «Портрет А. Азимзаде» Г. Хагвердиева, «Портрет Низами Гянджеви» Газанфара Халыгова. Следует отметить работы Микаила Абдуллаева, Беюкага Мирзазаде, Б. Алиева, Саттара Бахлулзаде, Камиля Ханларова. Первый съезд азербайджанских художников состоялся в 1940 году.

В годы Второй мировой войны создавались в основном политические плакаты и сатирические карикатуры. Создавали политические карикатуры такие уже известные художники как А. Азимзаде, Г. Халыгов, И. Ахундов, А. Гаджиев, С. Шарифзаде.

Этап художественной зрелости наступил в азербайджанском изобразительном искусстве в середине 50-х годов. Во второй половине XX века обрели известность такие художники советского Азербайджана, как Беюк Ага Мирза-заде, Микаил Абдуллаев, Таир Салахов, Видади Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде, Тогрул Нариманбеков, Надир Абдуррахманов, Ваджия Самедова и др. В произведениях Б. Алиева, Л. Фейзуллаева, А. Мамедова, А. Вердиева и др. находят свое отражение темы труда и индустрии. Темы, посвященные историческому прошлому, обычаям и традициям азербайджанского народа, темам войны и мира видны в творчестве Э. Рзагулиева, В. Нариманбекова, Т. Садыгзаде, А. Гусейнова, К. Наджафзаде и др.

В жанре пейзажа работали Н.Гасымов, К. Ханларов, М. Тагиев, С. Хагвердиев, Т. Джавадов, Ф. Халилов, Б. Маратлы, Н. Рзаев, А. Аскеров, У. Хаквердиев и др. К современным жанрам близки работы Ф.Халилова, посвященные природе Апшерона, а также работы скульптора и графика С.Курбанова.

Одним из известных азербайджанских художников-пейзажистов, отображавший красоты природы Азербайджана был народный художник республики Саттар Бахлулзаде. Известны такие его работы, как Мечта Земли, «Дорога в Гызбановше» (азерб. Qızbənövşəyə gedən yol), «Родные равнины» (азерб. Doğma düzənliklər), «Тоска по земле» (азерб. Torpağın həsrəti), «Слёзы Кяпаза» и др.

Среди портретистов того времени известны С. Саламзаде, Т. Тагиев, В. Самедова, Ш. Шарифзаде, О. Садыгзаде, Наджафгулу, А. Керимов, Г. Мустафаева, О. Агабабаев, Г. Зейналов, Г. Керимов, С. Мамедов, Ч. Фарзалиев и др. Широко известны портреты деятелей культуры и искусства, выполненные Б.Мирзазаде.
Литература
Первым памятником на тюркском языке считается «Книга моего деда Коркута» — эпос огузских племен, позднее вошедших в состав туркменского, азербайджанского и турецкого народов. В эпоху Средневековья на азербайджанском творили такие поэты, как Насими, Хакики (Джаханшах), Шах Исмаил Хатаи, Физули, Ковси Табризи, Ашуг Гурбани и др. Самые ранние тексты на тюрко-азербайджанском языке считаются также частью старо-османской литературы, а язык в значительной мере еще носит общетюркский характер. Основоположником же реализма в азербайджанской литературе стал поэт XVIII века и везирь при дворе карабахского хана Молла Панах Вагиф, главной темой поэзии которого была любовь и душевная красота человека.

После того, как в XIX веке территория нынешней Азербайджанской Республики вошла в состав Российской империи, местное население было оторвано от персидской традиции и приобщилось к русско-европейской. В этот период творят Гасым-бек Закир, Сеид Абульгасым Небати, Сеид Азим Ширвани, Хуршидбану Натаван, Аббасгулу ага Бакиханов, Мирза Шафи Вазех, Исмаил-бек Гуткашынлы, Джалил Мамедкулизаде. В середине века зарождается азербайджанская драматургия, среди видных представителей которого можно выделить Мирзу Фатали Ахундова, Наджаф-бека Везирова. В Иранском Азербайджане творят такие поэты, как Сеид Абдульгасем Набати и поэтесса Хейран-ханум. В азербайджанской литературе того периода большое место занимала также ашугская поэзия. Наиболее известными были ашуги Алескер, Наджафкули, Гусейн Бозалганлы и другие.

В начале XX века начинают свое творчество Мухаммед Хади, ставший основателем прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе, а также Гусейн Джавид, Микаил Мушфиг, Аббас Сиххат. Среди видных литературных деятелей Советского Азербайджана можно назвать Самеда Вургуна, Сулеймана Рустама, Расула Рзу, Мамеда Саида Ордубади, Мирзы Ибрагимова, Бахтияра Вахабзаде, и др. В это время в Иранском Азербайджане творили Мухаммад Хусейн Шахрияр, Самед Бехранги и др.

Из писателей современного Азербайджана, наибольшую известность среди русскоязычных читателей получили кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и автор детективных романов Чингиз Абдуллаев, писавших исключительно на русском.

«Мечта Земли». Саттар Бахлулзаде. 1964 год.jpg

Музыка

На протяжении веков азербайджанская музыка бытовала в рамках фольклорного искусства. Среди музыкальных инструментов выделяют тар, саз, канон, уд, кеманча, тютек, балабан, зурна, нагара, гоша-нагара, деф и другие.

Народное искусство представлено также искусством ашугов, подчиненного определенным стилистическим признакам. Ашуги исполняют дастаны (сказания) — героические («Кер-оглы»), лирические («Асли и Керем», «Ащуг Гариб»), песни-диалоги — дейишме (музыкально-поэтические соревнования 2 ащугов), аккомпанируя себе на сазе. В 2009 году азербайджанское ашугское искусство было внесено в Репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Возникновение мугамов связано с развитием городской культуры в Средние века. Исполнители мугамов — музыканты-профессионалы, составляющие вокально-инструментальные ансамбли в составе: ханенде (певец), тарист, кеманчист. Текстами мугамов служат в основном стихи поэтов-классиков.

Фундамент современной музыкальной культуры заложен Узеиром Гаджибековым, создавшему первую азербайджанскую оперу «Лейли и Меджнун» по одноименной поэме Физули (1908), оперетту «Аршин мал алан» (1913) и др. Среди первых артистов оперы и драмы Гусейнкули Сарабский, М. Терегулов, М. Багиров, Г. Гаджибабабеков, М. Алиев, Ахмед Агдамский.

В 1940 году композитор Афрасияба Бадалбейли сочинил первый азербайджанский балет и первый балет на мусульманском Востоке «Девичья башня».

Среди азербайджанских композиторов можно выделить Кара Караева, Фикрета Амирова, Элдара Мансурова, Вагифа Мустафа-заде. Были популярны такие певцы как Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов, Шовкет Мамедова, Бюльбюль, его сын Полад Бюль-Бюль Оглы. Долгое время азербайджанский симфонический оркестр возглавлял дирижер Ниязи. В 2009 году азербайджанка Айсель Теймурзаде и певец Араш с азербайджанскими корнями заняли на конкурсе Евровидение 3-е место.

Азербайджанский мугам в 2008 году объявлен наследием ЮНЕСКО.jpgДаф - азербайджанский вариант бубна.pngКяманча – более простой вид лютни, меньшего размера и с меньшим количеством струн.jpg

Танцы

В народных танцах участвовали юноши и девушки. Для первых характерны резкие, эмоциональные движения, вторые же танцевали плавно, элегантно, сдержанно. Типичное строение танца трехчастное: сначала участники двигаются по кругу медленно, затем застывают в символической позиции, а после продолжают круговое движение, но более эмоционально и выразительно.

Азербайджанский хореографический ансамбль с народными танцами.jpg

Архитектура

Архитектура Азербайджана привлекает хорошо сохранившимися замками-крепостями (например, на полуострове Апшерон), дворцами, среди которых выделяется шахский дворец в Нухе, создающими неповторимый городской облик мощеными улочками, мавзолеями, караван-сараями, домами из необработанного камня.

Быт

Жизнь

Основные занятия азербайджанцев, живших на равнинных территориях, были связаны с сельским хозяйством. Выращивали пшеницу, овес, рожь, просо, кукурузу, ячмень, рис, занимались хлопководством, виноградарством, садоводством. Важную роль занимало разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство.

Традиционные ремесла были связаны с обработкой металлов: меди, золота, серебра. Широко славились произведенные местными мастерами ювелирные украшения, клинки, кованые сундуки с изысканными узорами.

На весь мир до сих пор славятся ковры с национальными узорами. Особо ценным ремеслом считалась тамбурная вышивка шелковыми нитями по бархату черного, синего, красного оттенков. Позволить себе ее могли только богачи.

Жилище

Народ формировал целые поселения и строил помещения для проживания на горных склонах. Из природных каменных глыб и сырого кирпича строились дома. Снаружи все покрывалось дерном, а увенчивало строение двускатная крыша. Довольно часто сооружения находились так близко друг от друга, что всадникам с трудом удавалось разъехаться.

Дома располагались хаотично только на равнинах. Вокруг жилого помещения всегда находились усадьба или маленький дворик. Делались они из тех же материалов, что и жилье. Усадьба – это чаще всего дома с большим количеством комнат и несколькими этажами. Обычно на первом ярусе размещали скот и различные хозяйственные помещения.

Чуть позже начали строить деревянные дома с двускатной крышей. На чердаке хранили запасы и занимались выращиванием тутового шелкопряда. Все члены семьи спали на полу на циновках, днем их сворачивали и отодвигали в сторону. Чтобы в жилище было тепло, пользовались очагом. Когда наступали холода - обогревали помещение с помощью печки. В современном мире таких домов практически не осталось.

Дома строили из сырого саманного кирпича или камня.jpg

Семейный уклад и традиции

Ведущим типом семьи у азербайджанцев была моногамная малая двухпоколенная семья, хотя почти везде вплоть до середины XX в. сохранялись неразделенные семьи.

Нормы ислама издревле определили главенствующую роль мужчины. Его задача состояла в обеспечении семьи жильем и финансами. Участия в домашних делах и воспитании детей мужчина не принимал. Его слово было законом для жены и не оспаривалось, к женщинам относились пренебрежительно. Мужчинам разрешалось многоженство, практиковались левират и сорорат, допускались измены.

Азербайджанские мужчины отличаются спокойным и твердым характером, сохраняют серьезное выражение лица, держатся скромно и с достоинством. Они быстро принимают решения и четко им следуют, не допуская сомнений. Трепетно относятся к посягательству на честь семьи или собственную, держат слово, особую важность имеет общественное мнение, статус, внешний вид.

Женщина у азербайджанцев всегда была на вторых ролях. Главная ее задача — следить за хозяйством, не выходить на улицу и воспитывать детей. Всю работу по дому женщины делали сами, в том числе кололи дрова и носили воду. После замужества им приходилось слушать не только мужа, но и всех его старших родственников. В родной семье, помимо отца, законом было слово братьев.

В женщине ценилась скромность, покорность, трудолюбие и красота. Первостепенную важность играла ее честь: ни до, ни после замужества она не должна быть замечена в порочащих связях с мужчинами: это считалось позором.

Главными в семьях и родовых поселениях были старики, которых называли аксакалами. Они принимали все общественные решения, к ним ходили за советом, их привлекали к разрешению споров, хозяйственных вопросов, просили помощи в сватовстве. В малых семьях ее глава имел решающее слово, ослушаться его не могли дети, жена, сестры и братья. Брачный возраст для девушек наступал в 15-17 лет, иногда замуж выдавали и раньше. После свадьбы невеста приходила в дом мужа. Традиционно к этому времени родители готовили для сына отдельное жилье, в ряде селений принято было жить с родителями. Невестке запрещалось первой заговаривать со свекрами, а в случае диалога требовалось прикрывать рот уголком платка.

Рождение ребенка, особенно сына, было настоящим праздником. По традиции сразу после обрезания пуповины его купали в соленой воде, чтобы был чистым и смелым. После этого передавали матери, с которой тот не расставался до 7-10 лет. Имя выбирали обычно созвучное именам других детей, часто давали имена дедушки или бабушки.

Серьезное значение придавалось физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков, которых приучали уважать старших и друг друга, быть вежливыми и отзывчивыми. Приветливое и доброжелательное отношение к людям – характерная черта азербайджанцев. Об этом свидетельствуют и такие институты традиционного общественного быта, как гостеприимство и куначество. В общественном быту сохранялись также обычаи взаимопомощи, кровной мести и др.

Специфический обычай дербентских азербайджанцев – в случае исполнения желаний (чтобы не болел и т.п.) ребенку ко дню Ашура (день траура по имаму Хусейну, погибшему в сражении при Кербеле 10 октября 680 г.) в знак шиитского траура шили одежду черного цвета.

Похоронные обряды их почти не отличались от обрядов других народов, исповедующих ислам. У дербентских азербайджанцев на соболезнование в дом к умершему женщины приходят с утра до обеда, а мужчины – с обеда до вечера. Последние ходят на кладбище в течение 40 дней после полуденного намаза.

Азербайджанская свадьба.jpgСемья азербайджанцев.pngОбрад «Парча бичини» - проводы невесты.jpg

Кухня
Азербайджанская кухня.webp

Каждый, входя в дом к азербайджанцу, чувствует себя царем. Ему подают различные блюда – вначале закуски, лаваш, чуреки, далее суп.

Одним из национальных блюд азербайджанцев является бозбаша – бульон на баранине с овощами, нутом, каштанами и картошкой. Не менее популярна довга – рисовый суп с мясными фрикадельками, приготовленный на простокваше.

Суп бобзаш.jpgДовга – рисовый суп с мясными фрикадельками.jpeg

Ни одно застолье не обходится без плова. Азербайджанцы готовят его на иранский манер: перемешивая рис с мясом прямо на тарелке едока. К слову, вместо мяса может использоваться рыба, овощи, фрукты или яйца.

Не менее популярны и мясные блюда, такие как шашлык, бастурма, люля-кебаб, кюфта и множество других блюд с большим количеством зелени. Среди азербайджанских десертов – пахлава, печенье курабье, рогалики с орехами. Из традиционных напитков принято подавать гостю шербет, айран и чефир.

Азербайджанский плов.jpg

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.