Основная часть народа проживает в США на территории Аляски, остальные — в России, Камчатском крае, Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Населяют Алеутские острова, острова Шумагина, западные берега Аляски до реки Угашик. Алеуты после прихода русских поселились на островах Прибылова, материке Северной Америки, некоторых прибрежных островах.
В 1731 году во время Второй Камчатской экспедиции острова населяло около 20 тысяч жителей. В результате колонизации и эксплуатации природных богатств островов (сначала русскими, а затем американцами) население алеутов значительно сократилось.
В середине 18 века на территории России насчитывалось 8 000-10 000 алеутов. После эпидемий на территориях расселения народа, нарушенного экологического равновесия, к 1820 году его численность сократилась до 2 000.
В 1882 году алеутское население (вместе с креолами) на Командорских островах насчитывало 500 человек (на острове Беринга — 309, на Медном — 191). Наивысшая численность населения островов была зарегистрирована в 1899 году: 354 человека на острове Беринга и 283 человека на острове Медном.
На 2020 год в России насчитывалось 397 алеутов, которые преимущественно проживают в Камчатском крае – 345 человек.
Традиционной религией алеутов является анимизм. Они почитали духов предков, изображали их на кости, дереве, камне, птичьих шкурках. Эти амулеты передавались по наследству. Из дерева делали маски, которые изображали духов-покровителей, надевали их во время обрядовых танцев. Распространен был шаманизм, по мифологии которого алеуты верили в существование разных миров. Костюм шамана, как и других народов Сибири, символизировал птицу. Существовала охотничья магия, она заключалась в проведении обрядов, вызывающих зверя. Те, кто поклонялся магии, носили амулеты, соблюдали особые охотничьи запреты.
В конце XVIII века алеуты, испытав сильную ассимиляцию со стороны русских промышленников и купцов, были обращены в православие. Христианство хорошо повлияло на сближение алеутов с русскими. Особенностью было то, что христианизацию начали не миссионеры, а русские промышленники, что обеспечило быстрый процесс распространения православия.
В конце 18 века алеуты окончательно были обращены в православие. Стало распространяться двуязычие, школьное обучение, появились религиозные книги на алеутском языке. Примечательно, что часть алеутов, принявших православие, стала миссионерами. До сих пор они являются убежденными православными христианами, проводят на русском и алеутском религиозные обряды. Одним из алеутов, почитаемым Православной Церковью как мученик, является Петр Алеут. Религия народа гармонично сочетает в себе православие и традиционное мировоззрение, что повлекло образование своеобразной «алеутской церкви», «алеутской веры».
Постоянное присутствие среди алеутов священников начинается с лета 1824 года, когда на остров Уналашку прибыл И. Е. Вениаминов (свт. Иннокентий), пробывший здесь десять лет. Он проводил крещение коренного населения, организовал в школах для детей обучение, учил алеутов иконописному, сапожному, столярному, плотничьему делу, подготовил продолжателей своего дела. Все называли его «добрым отцом алеутов».
Народ говорит на алеутском языке «унангам тунуу», который относится к группе языков Северной Америки. В языке существует 5 диалектов: медновский, беринговский, восточный, западный и аттуанский.
Значительно отличается от других диалектов медновский, специалисты сегодня рассматривают его как самостоятельный, смешанный алеутско-медновский язык, образовавшийся в результате очень сильного влияния друг на друга двух языковых образований: русского языка и аттуанского диалекта алеутского языка, исчезнувшего в середине 20 века.
Священник Иван Вениаминов в 1820-х годах разработал письменность для алеутского на основе кириллицы. Он и его последователи занимались переводом на алеутский язык религиозных книг, значительно улучшили школьное образование народа. К 1867 году среди коренного населения грамотность была на очень высоком уровне. Ударом по алеутскому языку стал запрет на использование родного языка в американских школах, введенный в 1910 году и отмененный лишь в 1967. В 1967 федеральный закон разрешил применять в школьном преподавании другие языки, помимо английского. С 1970 года преподавание языка восстановилось, но использовался уже алфавит на латинице. С 1983 преподавание алеутского ведется и на острове Беринга в младших классах. В начале 21 века здесь на алеутском говорили 15 человек старшего поколения, остальные перешли на русский. Основная часть алеутов, проживающих в США, уже перешла на английский. На западном диалекте говорило 80 человек, на восточном — 430. На 2010 год в США было 300 носителей алеутского, в России — 45. По данным 2020 года в РФ алеутским языком владеют 123 человека.
В октябре 2022 года скончался последний носитель алеутского языка (медновского диалекта) в России Геннадий Яковлев, который был одним из активнейших деятелей по развитию коренной культуры.
У народа существует своеобразная художественная культура. Охотничьи луки, метательные дротики, маски, головные уборы являются не только оружием для охоты, аксессуарами, это образцы орнаментального самобытного искусства народа. Оригинальной искусной резьбой алеуты украшали колотушки для глушения рыбы, деревянные оправы женских ножей. Головные уборы охотников были богато украшены бисером, бусами, гравированными накладными пластинами, перьями, сивучьими усами. Их расписывали минеральными яркими красками. Использование многоцветной росписи по дереву является отличительной чертой искусства алеутов среди народов крайнего северо-востока России, и в то же время схоже с искусством индейцев северо-запада Америки. По мотивам алеутская роспись больше близка к орнаменту эскимосов.
Своеобразны изделия из мягких материалов. Из волос оленя создавались разнообразные узоры, использовалась техника, неизвестная другим народам. Оригинальное плетение применяли для изделий из стеблей дикого ячменя, дикого гороха, изготавливали циновки, коврики, накидки, корзинки, мешочки.
У народа существовало много песен и исторических преданий. Основными темами в фольклоре была любовная лирика, морские промыслы. Во время праздников музыканты с бубнами воспевали проворство человека в управлении байдарой, подвиги предков.
Важная роль отводилась танцам, которые были наполнены смыслом. Они были стоячими и сидячими. Сидячие являются наиболее древними, они проводились в виде инсценировок. Стоячие состояли из движений пружинистого типа на полусогнутых ногах, тело было наклонено вперед, проводились резкие повороты с различным положением рук. Шаманы танцевали культовые пляски, надевали маски, делали магические телодвижения, вызывали души умерших охотников, воинов, добрых, злых духов. В древности, во время проведения тотемных обрядов, алеуты перевоплощались в птиц, морских животных, искусно имитировали их телодвижения.
В фольклоре народа есть и другие жанры:
• Сказки о богатырях;
• Рассказы о древних обычаях;
• Бытовые рассказы;
• Загадки;
• Поговорки.
Были распространены мифы о духах, животных-покровителях, этиологические предания о происхождении, бессмертии людей. Героический эпос состоял из преданий о борьбе с людоедами, родоначальниках, переселении народа с материка на острова.
Одним из основных праздников народа является празднование зимнего солнцестояния, которое сопровождалось раздачей подарков, плясками, представлениями мифологических сюжетов, охотничьих сцен. Перед охотничьим сезоном проводились обряды, во время которых танцевали, пели под бубен, играли пантомимы. Исполнители надевали маски из дерева, специальные головные уборы.
Женский и мужской костюм был похож по крою, украшениям. Традиционная зимняя одежда народа — глухая длинная парка без разреза спереди, изготовленная из меха морского котика, птичьих шкурок, калана. Поверх парки одевали камлейку — непромокаемую глухую одежду из кишок морских зверей, с рукавами, закрытым воротом, капюшоном. Праздничная камлейка и парка были обильно украшены бахромой, вышитыми полосами, меховыми ремешками. Края рукавов и капюшона затягивались шнурками. Носили промысловые куртки с капюшоном из сивучьих кишок, штаны из кожи нерпы. Чтобы защититься во время промысла от сырости, надевали дождевики, плетенные из травы, позже стали использовать соломенные плетеные циновки. Позже у народа появились штаны из сивучьих горл (бродни), к ним пришивались непромокаемые мягкие сапоги (торбаса) из кожи морского животного.
Летом носили поношенную зимнюю одежду, но шили и специальную летнюю из кишок морского животного, птичьих шкурок. Нижнего белья не было, использовалась поясная одежда, пошитая из шкур нерпы.
Во время промысла на голове носили конические шляпы из дерева, шляпы без верха, с очень удлиненной передней частью, украшенные богатой росписью, резной костью, перьями. Надевали их на капюшон камлейки. Делали такие шляпы из цельного куска древесины, распаривали для придания формы, затем расписывали. В отверстия по бокам вставляли сивучьи усы 50 см длиной. Их количество зависело от охотничьего статуса владельца. Носили такие уборы только мужчины. На обряды, праздники надевали шапки различной формы с украшениями, сшитые из шкурок и кожи птиц, кожаные повязки с узорными швами. Женщины дополняли костюм украшениями из кости, камня, сланцевых, деревянных палочек, корней растений, травы, усов морского льва. Делали браслеты на руки, ноги, ожерелья, подвески, вставки в отверстия около губ, в губах, носу, ушах, мочках уха. Алеуты наносили татуировки, раскрашивали тело, лицо. Но после контакта с русскими эта традиция постепенно исчезла. В повседневной жизни алеуты носят европейскую одежду.
До прихода русских алеуты делились на три класса:
• Тоены, старшие в роде, родоначальники, знатные личности;
• Свободные люди;
• Калги, рабы, происходившие из военнопленных.
Народ жил племенами, которые состояли из родовых общин. Каждую общину возглавлял тоен, его выбирали, или власть ему доставалась по наследству. Он занимался политическими, торговыми связями, судебными делами, контролировал угодья, охранял лежбища морского зверя. Помимо тоена, во главе родовой общины стоял совет старейшин. Рабы занимались хозяйственными делами, участвовали в войнах. На свободу раба могли отпустить за храбрость, хорошую работу. Когда островами начала управлять РАК (Российско-Американская компания), рабство искоренили, тоены стали приказчиками компании.
Древней формой брака алеутов был групповой брак, когда несколько мужчин считались потенциальными мужьями группы женщин. Разрешались браки между двоюродными сестрами и братьями, многомужество, многоженство, обычай покровительства дяди матери над племянниками «авункулат», гостеприимный гетеризм. Эти обычаи исчезли с принятием христианства. В 19 веке произошел распад общин, искоренили выкуп за невесту (калым), заменяющую его отработку за жену, в процессе которой муж жил в семье родителей жены в течение 1-2 лет, помогал по хозяйству. Стали распространяться обряды венчания, сватовства.
Основу хозяйства составляли зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство, дополнявшиеся собирательством, разводили ездовых собак и занимались огородничеством (репа, редис, картофель). С 1871 года котиковый и бобровый промыслы сдавались в аренду различным торгово-промышленным компаниям.
Зверобойный промысел. Алеутские мужчины охотились с байдар на морских животных, а на суше добывали морских котиков и — зимой — тюленей; в некоторых районах они вели охоту на медведей и карибу. Калана добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок — деревянных дощечек длиной 50-70 см с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. На речную рыбу ходили с сетями из китовых сухожилий.
Рыболовство. Алеуты ловили рыбу, используя длинные удочки, изготавливаемые из водорослей. К этим прочным и крепким приспособлениям крепились крюки. Удочки можно было использовать для ловли морской рыбы, такой, как палтус и треска. Речную рыбу ловили при помощи мешкообразных сетей, изготавливаемых из китовых сухожилий.
Птицеловство. Охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями.
Собирательство. Алеутские женщины собирали моллюсков и морских ежей, а также дикие растения — ягоды и травы (последние, в частности, использовались для изготовления разнообразных плетеных изделий).
Очень важную роль в морском промысле алеутов играла байдара. Это лодка с плоским дном, деревянным каркасом, обтянутая кожей нерпы, сивуча. Еще одна лодка алеутов каяк — кожаная, закрытая, с деревянным каркасом, отверстием в виде люка, куда охотник садился. Управлялся каяк двухлопастным веслом. Использовали дротики с костяными наконечниками, костяные, каменные ножи, луки. Русские открыли для алеутов огнестрельное оружие.
Мужчины изготавливали из камня топоры, ножи, наконечники для копий, стрел, жировые лампы с фитилем изо мха, сосуды для приготовления пищи. Женщины шили одежду, вышивали, делали обтяжки для байдар, плели корзины, циновки. У алеуток было универсальное орудие труда (пекулка) — короткий, широкий, слегка изогнутый нож. Иголки для шитья делали из костей птиц. Сегодня основная часть алеутов работает подсобными рабочими в коммунальных хозяйствах, некоторые заняты традиционными промыслами.
Знатных личностей хоронили в пещерах вместе с рабами. У входа устанавливали раскрашенный столб или тела покойных подвешивали между двумя столбами в корзинах. Вместе с покойными клали их оружие, орудия труда, посуду, личные амулеты, ритуальные маски. Алеуты с древних времен бальзамировали покойных.
Алеуты жили селениями, которые располагались на морском побережье, в устьях рек. Каждое селение состояло из двух или четырех больших полуземлянок (улягамах). Выбирали для них открытые, высокие места, для удобного наблюдения за приближением врага, морскими животными. Полуземлянка строилась из прибитых к берегу деревьев, сверху жилище покрывали дерном, шкурами, сухой травой. В крыше было несколько отверстий четырехугольной формы для входа. Внутрь алеуты забирались по бревну с зарубками. В одной такой полуземлянке умещалось от 10 до 40 семей. Вдоль стен внутри жилища стояли нары. У каждой семьи была своя часть, которая отделялась занавеской или столбами. Утварь хранили под нарами.
Летом алеуты переселялись в легкие отдельные постройки. В 19 веке полуземлянка претерпела изменения: стены делали из досок, жердей, которые обкладывали дерном. Наверху был люк для освещения, с боковой стороны располагался выход через небольшие сени. Освещением в жилище были жировые лампы, клали иногда печи. Помимо традиционной утвари, алеуты начали использовать привозную фабричную посуду.
Ели в основном жареное, вареное, сырое мясо морских животных, птицы, рыбу, морских беспозвоночных, дикие растения, водоросли. На зиму заготавливали юколу, вялили мясо, замораживали его или заливали жиром кита. Замороженное мясо могло храниться около года. Китовый жир запасали и хранили в пузырях из желудков морских зверей. Народ севера считает, что диета, состоящая в основном из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять в нем тепло.
Алеуты вынуждены были с древних времен прибегать к самым нестандартным способам выбора и приготовления пищи. Так рыбу они квасили в специальных ямах, а некоторые продукты, как, например, кровь и внутренности оленя, и вовсе ели сырыми.
Кухня состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо моржей, нерп, белух, оленей, белых медведей, овцебыков, птиц, а также их яйца. Так как в арктическим климате невозможно земледелие, жители Севера собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо съедают сразу, либо заготавливают впрок.
Тукалами на Командорах называют цветоносы борщевика шерстистого (он же борщевик сладкий – Heracleum lanatum). На Камчатке это еще и черенки листьев. Само растение часто называют «пучкой». Молодую зелень и сочные тукалы традиционно использовали в пищу. Не зря там ее называли indiancelery – индейский сельдерей. В то время, когда соцветие только формируется, молодая очищенная часть цветоноса съедобна. Позже она становится волокнистой и жесткой.
Борщевик традиционно ели свежими, делали из него салаты, добавляли в уху и супы, ставили квас и бражку, получали «сахар». К этому стоит добавить национальные кровяные супы, толкуши и прочее.
Классикой деликатеса считаются полоски дикого лосося: подготовленное филе сначала солят в растворе или крупной соли, затем в течение нескольких дней подсушивают на береговом ветру, после чего наступает пора холодного копчения.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.