Источник фото : news.kmnsoyuz.ru
Алеуты являются коренным населением Алеутских островов и входят в Единый перечень малочисленных коренных народов Российской Федерации. В течение долгого времени существовало два предположения о происхождении алеутов: согласно первому — они пришли с Аляски, согласно второму — с северо-восточного побережья Азии. История изучения народа начинается с 1741 года, когда Великая Северная экспедиция (отряд Беринга—Чирикова) открыла Алеутские острова.
На острове Вуди алеуты сопротивлялись русским, но постепенно удалось наладить контакт: было организовано поселение и установлены торговые отношения. В середине XVIII века на Алеутские острова ежегодно прибывали корабли русских купцов; русские зимовали на островах и иногда оставались там на 5–6 лет, женились на алеутках и осваивали навыки коренного населения.
В 1750–1760 годах между восточными алеутами и русскими промышленниками происходили вооружённые конфликты. Один из наиболее тяжёлых эпизодов — восстание алеутов с островов Лисьей гряды против российских промышленников. Тогда погибло от трёх до пяти тысяч аборигенов.
С 1799 года Алеутские острова и прилегающая часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией (РАК). Для освоения ранее необитаемых Командорских островов компания с 1826 года стала переселять туда промысловых рабочих-алеутов с близлежащих Алеутских островов. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами; на остров Медный переселялись выходцы с Атту.
Основной целью РАК было привлечение алеутов к охоте на котиков и каланов, чьи меха были надёжным и основным источником прибыли (до обнаружения золота на Клондайке). Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи: они платили ясак, а с 1821 года были признаны российскими подданными (при этом их отнесли к сословию «островитян», а в 1844 году приравняли к «оседлым инородцам»).
В конце 1835 года в Русской Америке вспыхнула эпидемия оспы, от которой сильно пострадало коренное население Аляски и Алеутских островов: в колониях до введения прививок погибло около 3000 человек. Для борьбы с эпидемией в мае 1838 года в Уналашкинский отдел Лисьих островов был направлен военный врач 12-го флотского экипажа Эдуард Блашке, который внёс значительный вклад в вакцинацию алеутов: в период с 19 июня по 25 августа, объехав на байдарке множество селений, он сделал прививки 1080 местным жителям (130 всё же погибло). Блашке также проводил этнографические наблюдения, результатом которых стал очерк «Несколько замечаний о плавании на байдарках и о лисьевских алеутах», опубликованный в 1848 году в журнале «Морской сборник».
В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США, после чего в России алеуты остались лишь на Командорских островах. Это привело к изоляции русских и американских алеутов на сто семьдесят лет. Под властью США алеуты и креолы были отнесены к разряду «нецивилизованных племён» и сохраняли этот статус до 1915 года, когда их приравняли в правовом отношении к американским индейцам и передали под опеку Бюро по делам индейцев. Права американского гражданства они получили только в 1924 году.
В первые десятилетия XX века традиционное хозяйство американских алеутов оставалось в целом таким же, как и во времена РАК. Уровень жизни алеутов был крайне низким: дискриминация ограничивала их возможностями заниматься только неквалифицированным трудом, а оплата труда аборигенов Аляски была в 2–2,5 раза ниже, чем у белых.
В июне 1942 года японские войска десантировались на остров Атту, после чего его жители были насильно выселены на Хоккайдо, где три года находились в условиях принудительных работ (погибла почти половина выселённых). В 1945 году американские власти поселили их не на родном острове, а на острове Атка, где они влились в местное население.
Начиная с 1960-х годов положение американских алеутов стало улучшаться (в частности, удалось справиться с ранее широко распространённым туберкулёзом). В соответствии с принятым в декабре 1971 года «Актом об урегулировании претензий коренных жителей Аляски» в июне 1972 года была создана «Алеутская корпорация». Акт признал также права алеутов на «ведение традиционного образа жизни» и предусматривал выплату им компенсаций за отчуждённые земли.
После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке России началось восстановление разрушенного хозяйства на Командорских островах. В 1928 году Командорские острова были выделены в Алеутский национальный район. С 1935 года начался прирост численности населения. В то же время усилился процесс расселения алеутов и их оседания на материке.
В 1969 году село Преображенское (о. Медный) по решению местных властей в рамках кампании по ликвидации «неперспективных деревень» было закрыто, а его жители перевезены на остров Беринга; после этого основным местом сосредоточения российских алеутов стало село Никольское.
По образу жизни и социальной структуре коренные алеуты сегодня не отличаются от приезжего населения. Преобладание межнациональных браков с проживающими в селе русскими и представителями других народов, а также отсутствие в прошлом школьного преподавания алеутского языка способствуют усилению ассимиляции российских алеутов, что угрожает утратой родного языка и даже исчезновением народа как этнической общности.


Источник фото : konkurent.ru , kulturologia.ru
Основная часть народа проживает в США на территории Аляски, остальные — в России, в Камчатском крае, на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Алеуты населяют Алеутские острова, острова Шумагина, западные берега Аляски до реки Угашик. После прихода русских алеуты также поселились на островах Прибылова, на материке Северной Америки и на некоторых прибрежных островах.
В 1731 году, во время Второй Камчатской экспедиции, острова населяло около 20 тысяч человек. В результате колонизации и эксплуатации природных богатств островов (сначала русскими, затем американцами) численность алеутов значительно сократилась.
В середине XVIII века на территории России насчитывалось 8 000–10 000 алеутов. После эпидемий и нарушения экологического равновесия к 1820 году их численность сократилась до 2 000.
В 1882 году алеутское население (вместе с креолами) на Командорских островах насчитывало 500 человек (на острове Беринга — 309, на Медном — 191). Наивысшая численность населения островов была зарегистрирована в 1899 году: 354 человека на острове Беринга и 283 человека на острове Медный.
По данным на 2020 год, в России насчитывалось 397 алеутов, преимущественно проживающих в Камчатском крае — 345 человек.

Источник фото : photodnya.ru
Традиционной религией алеутов является анимизм. Они почитали духов предков, изображали их на кости, дереве, камне, птичьих шкурках. Эти амулеты передавались по наследству. Из дерева делали маски, изображавшие духов-покровителей, которые надевали во время обрядовых танцев. Был распространён шаманизм: согласно мифологии, алеуты верили в существование разных миров. Костюм шамана, как и у других народов Сибири, символизировал птицу. Существовала охотничья магия, заключавшаяся в проведении обрядов для привлечения зверя. Те, кто следовал магическим практикам, носили амулеты и соблюдали особые охотничьи запреты.
В конце XVIII века алеуты, подвергшиеся сильному культурному влиянию со стороны русских промышленников и купцов, были обращены в православие. Христианство способствовало сближению алеутов с русскими. Особенностью процесса христианизации было то, что его начали не миссионеры, а русские промышленники, что обеспечило быстрое распространение православия.
К концу XVIII века алеуты окончательно приняли православие. Распространилось двуязычие, началось школьное обучение, появились религиозные книги на алеутском языке. Примечательно, что часть алеутов, принявших православие, сами стали миссионерами. До настоящего времени они остаются убеждёнными православными христианами и проводят религиозные обряды на русском и алеутском языках. Одним из алеутов, почитаемых Православной Церковью как мученик, является Петр Алеут. Религия алеутов гармонично сочетает православие и традиционное мировоззрение, что привело к формированию своеобразной «алеутской веры».
Постоянное присутствие священников среди алеутов началось летом 1824 года, когда на остров Уналашку прибыл И. Е. Вениаминов (святитель Иннокентий), пробывший здесь десять лет. Он крестил коренное население, организовал обучение детей в школах, обучал алеутов иконописи, сапожному, столярному и плотницкому делу, подготовил продолжателей своего дела. Все называли его «добрым отцом алеутов».
Народ говорит на алеутском языке «унангам тунуу», который относится к группе языков Северной Америки. В языке существует пять диалектов: медновский, беринговский, восточный, западный и аттуанский.
Медновский диалект значительно отличается от других; специалисты сегодня рассматривают его как самостоятельный, смешанный алеутско-русский язык, образовавшийся в результате сильного взаимного влияния русского языка и аттуанского диалекта алеутского языка, исчезнувшего в середине XX века.
Священник Иван Вениаминов в 1820-х годах разработал письменность для алеутского языка на основе кириллицы. Он и его последователи занимались переводом религиозных книг на алеутский язык и значительно улучшили школьное образование народа. К 1867 году среди коренного населения грамотность была на очень высоком уровне. Ударом по алеутскому языку стал запрет на его использование в американских школах, введённый в 1910 году и отменённый лишь в 1967 году. Федеральный закон 1967 года разрешил применять в школьном преподавании другие языки, помимо английского. С 1970 года преподавание алеутского языка возобновилось, но уже с использованием латинского алфавита. С 1983 года алеутский язык преподаётся и на острове Беринга в младших классах. В начале XXI века на алеутском языке говорили 15 человек старшего поколения, остальные перешли на русский. Основная часть алеутов, проживающих в США, перешла на английский. На западном диалекте говорило 80 человек, на восточном — 430. По данным 2010 года, в США насчитывалось 300 носителей алеутского языка, в России — 45. По данным 2020 года в РФ алеутским языком владеют 123 человека.
В октябре 2022 года скончался последний носитель медновского диалекта алеутского языка в России — Геннадий Яковлев, один из активнейших деятелей по развитию коренной культуры.
У народа существует самобытная художественная культура. Охотничьи луки, метательные дротики, маски и головные уборы являются не только функциональными предметами, но и образцами орнаментального искусства. Искусной резьбой алеуты украшали колотушки для глушения рыбы и деревянные оправы женских ножей. Головные уборы охотников были богато украшены бисером, бусами, гравированными накладными пластинами, перьями и сивучьими усами. Их расписывали яркими минеральными красками. Использование многоцветной росписи по дереву является отличительной чертой искусства алеутов среди народов Крайнего Северо-Востока России и в то же время схоже с искусством индейцев северо-запада Америки. По мотивам алеутская роспись ближе к орнаменту эскимосов.
Своеобразны изделия из мягких материалов. Из волос оленя создавались разнообразные узоры с использованием техники, неизвестной другим народам. Оригинальное плетение применяли для изделий из стеблей дикого ячменя и дикого гороха: изготавливали циновки, коврики, накидки, корзинки и мешочки.
У народа существовало множество песен и исторических преданий. Основными темами фольклора были любовная лирика и морские промыслы. Во время праздников музыканты с бубнами воспевали проворство человека в управлении байдарой и подвиги предков.
Важную роль играли танцы, наполненные смыслом. Они делились на стоячие и сидячие. Сидячие танцы являются наиболее древними и проводились в виде инсценировок. Стоячие танцы состояли из пружинистых движений на полусогнутых ногах, с наклоном тела вперёд и резкими поворотами при различных положениях рук. Шаманы исполняли культовые пляски в масках, совершали магические движения, призывая души умерших охотников, воинов и духов. В древности, во время тотемных обрядов, алеуты перевоплощались в птиц и морских животных, искусно имитируя их движения.
В фольклоре народа представлены и другие жанры:
1. сказки о богатырях;
2. рассказы о древних обычаях;
3. бытовые рассказы;
4. загадки;
5. поговорки.
Были распространены мифы о духах и животных-покровителях, этиологические предания о происхождении мира и бессмертии людей. Героический эпос включал предания о борьбе с людоедами, родоначальниках и переселении народа с материка на острова.
Одним из основных праздников народа является празднование зимнего солнцестояния, сопровождавшееся раздачей подарков, плясками и инсценировками мифологических сюжетов и охотничьих сцен. Перед началом охотничьего сезона проводились обряды с танцами, пением под бубен и пантомимами. Исполнители надевали деревянные маски и специальные головные уборы.
Женский и мужской костюмы были схожи по крою и украшениям. Традиционная зимняя одежда — глухая длинная парка без разреза спереди, изготовленная из меха морского котика, птичьих шкурок или калана. Поверх парки носили камлейку — непромокаемую глухую одежду из кишок морских зверей с рукавами, закрытым воротом и капюшоном. Праздничная камлейка и парка обильно украшались бахромой, вышитыми полосами и меховыми ремешками. Края рукавов и капюшона затягивались шнурками. Использовались промысловые куртки с капюшоном из сивучьих кишок и штаны из кожи нерпы. Для защиты от сырости во время промысла надевали дождевики, плетённые из травы; позже стали применять соломенные плетёные циновки. Позже появились штаны из сивучьих горл (бродни), к которым пришивались непромокаемые мягкие сапоги (торбасы) из кожи морских животных.

Источник фото : dzen.ru
Летом носили поношенную зимнюю одежду, но шили и специальную летнюю из кишок морских животных или птичьих шкурок. Нижнего белья не было; использовалась поясная одежда из шкур нерпы.
Во время промысла на голове носили конические деревянные шляпы, а также шляпы без верха с удлинённой передней частью, украшенные росписью, резной костью и перьями. Их изготавливали из цельного куска древесины, распаривали для придания формы и расписывали. В отверстия по бокам вставляли сивучьи усы длиной до 50 см; их количество зависело от охотничьего статуса владельца. Такие уборы носили только мужчины. На обряды и праздники надевали шапки различной формы с украшениями из шкурок и кожи птиц, а также кожаные повязки с узорными швами. Женщины дополняли костюм украшениями из кости, камня, сланца, дерева, корней растений, травы и усов морского льва. Изготавливали браслеты для рук и ног, ожерелья, подвески, а также вставки в отверстия около губ, в губах, носу и мочках ушей. Алеуты наносили татуировки и раскрашивали тело и лицо, однако после контакта с русскими эта традиция постепенно исчезла. В повседневной жизни алеуты носят европейскую одежду.

Источник фото : travelask.ru
До прихода русских алеуты делились на три социальные группы:
1. тоэны — старшие в роде, родоначальники, знатные лица;
2. свободные люди;
3. калги — зависимые лица, происходившие из военнопленных.
Народ жил племенами, состоявшими из родовых общин. Каждую общину возглавлял тоэн, избираемый или получавший власть по наследству. Он отвечал за политические и торговые связи, судебные дела, контролировал угодья и охранял лежбища морского зверя. Помимо тоэна, во главе общины стоял совет старейшин. Зависимые лица занимались хозяйственными делами и участвовали в военных действиях. За храбрость или добросовестный труд их могли освободить. После того как островами стала управлять Российско-Американская компания, зависимость была упразднена, а тоэны часто становились приказчиками компании.
Древней формой брака у алеутов был групповой брак, при котором несколько мужчин считались потенциальными мужьями группы женщин. Разрешались браки между двоюродными братьями и сёстрами, многомужество и многожёнство, существовал обычай авункулата (покровительства дяди матери над племянниками). Эти обычаи исчезли с принятием христианства. В XIX веке произошёл распад общин, был отменён выкуп за невесту (калым), заменённый отработкой: муж в течение 1–2 лет жил в семье родителей жены и помогал по хозяйству. Стали распространяться обряды венчания и сватовства.
Основу хозяйства составляли зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство, дополнявшиеся собирательством. Разводили ездовых собак и занимались огородничеством (репа, редис, картофель). С 1871 года котиковый и бобровый промыслы сдавались в аренду различным торгово-промышленным компаниям.
Зверобойный промысел. Алеутские мужчины охотились с байдар на морских животных; на суше добывали морских котиков и зимой — тюленей; в некоторых районах вели охоту на медведей и карибу. Калана добывали в открытом море гарпуном (метательным копьём на длинной верёвке), сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком — надутой шкурой нерпича, имитируя крик самки. На китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконита. Через 2–3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок — деревянных дощечек длиной 50–70 см с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. На речную рыбу ходили с сетями из китовых сухожилий.
Рыболовство. Алеуты ловили рыбу с помощью длинных удочек из водорослей, к которым крепили крючки. Такие удочки использовались для ловли морской рыбы, например палтуса и трески. Речную рыбу ловили мешкообразными сетями из китовых сухожилий.
Птицеловство. Охотились на птиц метательными копьями (шатин) и болой — связкой ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, болу бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей. На птичьих базарах птиц отлавливали большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями.
Собирательство. Алеутские женщины собирали моллюсков, морских ежей, а также дикие растения — ягоды и травы (последние использовались для изготовления плетёных изделий).
Важную роль в морском промысле играла байдара — лодка с плоским дном, деревянным каркасом, обтянутая кожей нерпы или сивуча. Другая лодка — каяк — была кожаной, закрытой, с деревянным каркасом и отверстием-люком, в которое садился охотник. Управлялся каяк двухлопастным веслом. Использовали дротики с костяными наконечниками, костяные и каменные ножи, луки. Русские познакомили алеутов с огнестрельным оружием.
Мужчины изготавливали из камня топоры, ножи, наконечники для копий и стрел, жировые лампы с фитилем из мха, сосуды для приготовления пищи. Женщины шили одежду, вышивали, делали обтяжки для байдар, плели корзины и циновки. У алеуток было универсальное орудие труда — пекулка: короткий, широкий, слегка изогнутый нож. Иголки для шитья делали из костей птиц. Сегодня основная часть алеутов работает подсобными рабочими в коммунальных хозяйствах, некоторые заняты традиционными промыслами.
Знатных лиц хоронили в пещерах. У входа устанавливали раскрашенный столб или подвешивали тела покойных между двумя столбами в корзинах. Вместе с умершими клали оружие, орудия труда, посуду, личные амулеты и ритуальные маски. Алеуты с древних времён практиковали бальзамирование умерших.
Алеуты жили селениями на морском побережье и в устьях рек. Каждое селение состояло из двух–четырёх больших полуземлянок (улягамах). Их строили на открытых, возвышенных местах для удобного наблюдения за приближением врага или морскими животными. Полуземлянку возводили из деревьев, прибитых к берегу, и покрывали сверху дерном, шкурами и сухой травой. В крыше делали несколько четырёхугольных отверстий для входа; внутрь забирались по бревну с зарубками. В одной полуземлянке умещалось от 10 до 40 семей. Вдоль стен стояли нары; у каждой семьи была своя часть, отделённая занавеской или столбами. Утварь хранили под нарами.
Летом алеуты переселялись в лёгкие отдельные постройки. В XIX веке полуземлянка претерпела изменения: стены стали делать из досок и жердей, обкладывая их дерном. Наверху устраивали люк для освещения, сбоку — выход через небольшие сени. Освещение обеспечивали жировые лампы; иногда устанавливали печи. Помимо традиционной утвари, алеуты начали использовать привозную фабричную посуду.

Источник фото : travelask.ru
Основу рациона составляли жареное, варёное и сырое мясо морских животных, птицы, рыба, морские беспозвоночные, а также дикие растения и водоросли. На зиму заготавливали юколу, вялили мясо, замораживали его или заливали китовым жиром. Замороженное мясо могло храниться около года. Китовый жир запасали и хранили в пузырях из желудков морских зверей. Считается, что диета, основанная преимущественно на мясе, укрепляет организм и помогает сохранять тепло.
Алеуты с древних времён использовали разнообразные способы приготовления пищи. Рыбу квасили в специальных ямах; некоторые продукты, например кровь и внутренности оленя, употребляли в сыром виде.
Кухня основана на продуктах охоты и собирательства. В рацион входят мясо моржей, нерп, белух, оленей, белых медведей, овцебыков, птиц, а также их яйца. Поскольку в арктическом климате невозможно земледелие, жители Севера собирают клубни, корни, стебли, водоросли и ягоды — их либо едят сразу, либо заготавливают впрок.
На Командорских островах «тукалами» называют цветоносы борщевика шерстистого (также известного как борщевик сладкий — Heracleum lanatum). На Камчатке так называют также черенки листьев. Само растение часто именуют «пучкой». Молодую зелень и сочные тукалы традиционно использовали в пищу; не случайно её называли indian celery — «индейский сельдерей». В период формирования соцветия молодая очищенная часть цветоноса съедобна; позже она становится волокнистой и жёсткой.
Борщевик ели свежим, делали из него салаты, добавляли в уху и супы, варили квас и бражку, получали «сахар». К этому можно добавить национальные кровяные супы, толкуши и другие традиционные блюда.
Классическим деликатесом считаются полоски дикого лосося: подготовленное филе сначала солят в растворе или крупной соли, затем в течение нескольких дней подсушивают на береговом ветру, после чего подвергают холодному копчению.


Источник фото : kamtoday.ru , zooclub.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения