83
Алюторцы

Алюторцы – этнографическая группа коряков. Проживают на севере Корякского округа. Длительное время представляли самое крупное по численности этнокультурное подразделение коряков. Делились на оседлых и кочевых. Оседлые жили в селениях на восточном побережье Камчатского перешейка – от залива Корфа на севере до мыса Тымлат на юге.

Территориальное расположение и численность

Живут на севере Камчатского края. Большая часть оседлых алюторцев живет в с. Вывенка Олюторского района, кроме того в поселках Тымлат, Кичига, Анапка, Тиличики, Култушино, Олюторка, Хаилино, Ветвей — на восточном побережье Камчатского перешейка; от залива Корфа на севере до м. Тымлат на юге; на западном побережье — пос. Рекинники. Кочевые алюторцы живут и на западном, и на восточном побережье Камчатского перешейка.

В России по данным Всероссийской переписи населения 2020 года насчитывается 96 алюторцев. Из них 88 человек проживает в Камчатском крае. 

Религия

Традиционные религиозные представления алюторцев сводятся к палеоазиатскому варианту шаманизма, с развитыми культами предков, духов-хозяев природных объектов, морских промыслов. Христианизация алюторцев происходила с середины XVIII в., однако реальных успехов православная миссия достигла лишь в начале XX в., с открытием приходской школы в поселке Тилички.

Отрывок из «Рукописи села Маркова» (авторː А.Е. Дьячков, 1893 г.) Коряки, которые живут по берегу Олюторскаго моря называются олюторцами. Они более всех склонны к принятию христианства и начали креститься в начале нынешнего столетия. Крещение производилось священниками дракинского селения на Камчатке.

Язык

Алюторский язык принадлежит чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков, бесписьменный, ранее считался нымыланским диалектом корякского языка, ныне рассматривается как самостоятельный. Использование корякской грамматики затруднено фонетическими расхождениями корякского и алюторского языков. В составе алюторского языка выделяют 3 диалекта, наиболее изучен собственный алюторский диалект. На данный момент алюторским языком владеют 172 человека, из них используют его в повседневной жизни 162 чел.

Традиционная и современная культура

Праздники

Праздники, преимущественно сезонные, промысловые. Во время праздников широко практиковались жертвоприношения.

В конце декабря – середине января оленеводы праздновали «Возвращение солнца». В феврале продолжением праздника становился массовый забой оленей, после которого хозяин стойбища устраивал гонки на оленях и другие спортивные состязания.

У береговых жителей главные праздники проводились осенью, когда у морских охотников заканчивался промысловый сезон. В фольклоре алюторцев упоминаются праздники, посвященные киту. Весьма популярным был праздник проводов нерпы. На праздниках проводились специальные обряды. Он сопровождался играми, плясками, пением.праздник.jpg

Традиции

В группу семейно-бытовых обрядов входят ритуалы, связанные с заключением брака, с рождением и смертью человека.

Традиционной формой заключения брака была отработка за невесту, представляющая компенсацию ее родственникам потерю работницы. По окончании срока отработки устраивался обряд «хватания невесты» – жених должен был разорвать одежду сопротивляющейся невесты и дотронуться до ее обнаженного тела.

Бытовали обычаи левирата (младший брат брал себе в жены вдову старшего) и сорората (вдовец женился на младшей сестре или племяннице умершей жены).

Для беременной женщины и ее окружения существовали особые правила и предписания. Женщина рожала в закрытом пологе, принимали роды старые женщины. Во время родов женщине запрещалось кричать, дабы не привлекать внимания злых духов. На другой день после появления ребенка на свет благодарили Верховное божество, приносили в жертву собаку или оленью важенку, приглашали гостей, устраивали гонки на оленях. Имя новорожденного определяли с помощью гадального камня – аняпеля. Если ребенок болел, ему нередко меняли имя.

Умерших хоронили в специальной погребальной одежде белого цвета, сшитой из шкур личных молодых оленей. Спать в помещении, где находится умерший запрещалось. С умершим старались общаться, как с живым. Ставили у его изголовья продукты, «играли» с ним в карты.

Основным способом погребения было трупосожжение. Вместе с умершим на костре сжигали его личные вещи, небольшое количество продуктов и подарки, предназначенные умершим родственникам. У кочевых алюторцев важным элементом поминального обряда считался забой личных оленей умершего. После проведения годовых поминок места погребения посещали редко.

Национальный костюм

К концу XIX – началу XX в. основным материалом для изготовления одежды у алюторцев служили специально обработанные оленьи шкуры. Реже для пошива одежды использовались шкуры cобак и тюленей.нац. одежда алюторцы.jpg

Меховая одежда алюторцев относится к глухому типу, распространенному у арктических народов.  Она не имеет разреза спереди и надевается как рубаха или комбинезон.  Одежда подразделялась на зимнюю и летнюю, повседневную и праздничную, нижнюю и верхнюю. Нижнюю одежду носили мехом внутрь, верхнюю – мехом наружу.

алюторец в национальной одежде.jpg

Зимняя мужская одежда включала двойную меховую рубаху (ямочгын) – кухлянку длиной до колен, двойные штаны, достигавшие щиколоток, коническую шапку-ушанку «малахай» и обувь из оленьих камусов, сшитых мехом наружу. Кухлянка обычно имела капюшон. Отправляясь в дорогу, поверх кухлянки надевали камлейку – широкую ровдужную рубаху, защищавшую меховую одежду от снега. Меховые рукавицы использовали главным образом пастухи.

Женская зимняя одежда включала двойной меховой комбинезон – керкер, поверх которого надевали широкую и длинную меховую рубаху, сшитую мехом внутрь и имевшую капюшон.

Летняя одежда изготовлялась из оленьих шкур со стриженым мехом или из ровдуги – оленьей замши, а также из тюленьих и собачьих шкур. Мужчины носили рубахи и штаны из этих материалов, женщины –  ровдужные комбинезоны.

Одежда была богато украшена меховой мозаикой, разноцветным бисером. Особенно отличалась обилием украшений праздничная одежда. Использовался геометрический, растительный, животный орнамент. Большое распространение имели браслеты, серьги, подвески и другие художественные изделия.  Многие из них считались оберегами.  Магические охранительные свойства приписывались татуировкам и прическам. 

Особые отличия имела погребальная одежда. Ей был присущ характерный орнамент и белый или светло-серый цвет меха.

К началу XX в. в местах расселения коренных жителей Камчатки получила распространение привозная одежда и фабричные ткани, используемые населением (преимущественно оседлым) для ее шитья.  Мужчины под меховой одеждой стали носить матерчатые рубахи. У женщин получили популярность платки и, платья, сшитые по русскому образцу.

Быт

Жизнь

Образ жизни кочевых и оседлых алюторцев различался.

У оседлых алюторцев главными хозяйственными занятиями были рыболовство и морская охота (обычно – на лахтака и нерпу), охотились также на пушного зверя. Кочевые алюторцы больше занимались оленеводством.

Рыбу ловили с половины июня до половины сентября. Во время нерестового хода и оседлые, и кочевые алюторцы переселялись на устья рек, куда приплывала с моря кета, горбуша и другие породы лосося. Ловили рыбу неводами, объединяясь в артели. Традиционно такие объединения создавались по принципу родства и свойства. Артели организовывались и для проведения морской охоты. Практиковался и единоличный способ лова рыбы с использованием ставных сетей.  Рыбу использовали в основном для приготовления юколы.ловля наваги сачковыми сетями. Село Рекинники.jpg

Морским зверобойным промыслом алюторцы занимались весной и осенью. Весенний охотничий сезон продолжался с середины марта до середины июня. На нартах, запряженных собаками, охотники выезжали на морской лед. В артель охотников входило обычно 7–8 человек. Для охоты использовали ружья, копья, гарпуны. Мясо и жир убитого морского зверя делилось поровну между всеми жителями поселка. Прибытие в поселок охотников с добычей сопровождалось специальным обрядовым праздником.

Осенний морской промысел продолжался с конца сентября   до конца ноября. Он производился на прибрежной полосе Берингова моря. На байдарах, сшитых из лахтачьих шкур, охотники выходили в море. Артель охотников включала 6-9 человек. Как и весной, для охоты использовали гарпуны и копья. Осенний сезон морской охоты заканчивался «нерпичьим праздником», посвященным проводам душ убитых на охоте зверей обратно в море. Нерпичий праздник считался главнейшим праздником алюторцев.

Зимой алюторцы охотились на пушного зверя: лису, росомаху, выдру, зайца, горностая. Выезжали на юго-запад группами в 4-5 человек для охоты на соболя. Избегали убивать волков, считая волка зверем-шаманом.

Оленеводство алюторцев – мелкотабунное. Их табуны не превышали 1000 оленей. Алюторский табун до начала коллективизации являлся общей собственностью четырех-шести хозяев, связанных узами родства или свойства.

Характерно, что у оленных алюторцев главным транспортным животным была собака, а не олень. Каждая семья оленеводов имела одну или несколько собачьих упряжек. На оленьих упряжках передвигались лишь на небольшие расстояния.

Ремесла

Алюторцы – это древнее народное племя, живущее на территории Северной Европы. Они славятся своим мастерством в создании украшений из меди – алюминиевого сплава, который применяется только в их культуре.

Традиционно алюторцы изготавливают украшения, такие как браслеты, кольца, серьги и ожерелье. Они умело применяют технологию холодной ковки, которая позволяет им создавать изделия с неповторимым рисунком и формой.

Над созданием каждого украшения алюторцы трудятся несколько дней. Они используют различные инструменты, такие как молотки и наковальни, чтобы сформировать нужную форму. Затем изделие подвергается обработке, чтобы придать ему блеск и тем самым сделать его еще более привлекательным.

Медные украшения алюторцев – это не просто предметы декора, они имеют магическое значение для этого народа. Каждый узор и символ на изделиях имеет свое значение и считается, что при ношении украшения алюторцы получают защиту от злых сил.

Искусство ковки меди ведется семьями в течение многих лет. Мастерство передается от отца к сыну, чтобы сохранить ценные традиции алюторцев.

быт.png

Жилище 

Типы жилища у кочевого и оседлого населения различались. У кочевников как зимним, так и летним жилищем служила яранга – большая круглая палатка, имеющая каркасный остов из жердей, покрытых оленьими шкурами. В диаметре большая яранга достигала десяти, а в высоту –  четырех метров. Крыша жилища имела куполообразную форму. Внутри яранги к ее стенкам прикреплялись спальные пологи из оленьих шкур, имеющие вид ящиков, перевернутых отверстиями вниз. Высота полога была около полутора метров, длина достигала четырех метров. Пространство под пологом устилалось оленьими шкурами.  В каждой яранге размещалось от трех до пяти пологов. Максимальное число обитателей яранги в конце XIX – начале XX в. доходило до 25 человек. Стойбище кочевых алюторцев имело от двух до пяти яранг.быт. жилище - яранга.jpg

У оседлых алюторцев одним из распространенных типов жилища была восьмиугольная полуземлянка – лымгыян, или яяна. Такое жилище было углублено в землю до полутора метров, имело в длину около 15 м., в ширину – около 12 м., в высоту – 3-7 м. Внутри помещения алюторцы сооружали пологи. Крышу делали из жердей и плах. К одной из стен полуземлянки пристраивали коридор, в крыше которого имелось дымовое отверстие, его открывали, когда в помещении разжигали костер.  Через коридор в жилище входили в период промысла на морских животных – с мая по конец октября, зимой же для входа использовали дымовое отверстие и специально сооруженные для этого бревна с зарубками. В полуземлянке проживало три-пять семей (22-25 человек).

В конце XIX – начале XX века многие семьи оседлых алюторцев жили в бревенчатых избах, появившихся у них под влиянием русских.

Средства передвижения  

И кочевые, и оседлые алюторцев передвигались главным образом на собачьих упряжках. На оленьих упряжках ездили только на короткие расстояния. В каждую упряжку впрягали цугом от трех до семи пар собак.  Для понукания и остановки собак использовали палку с длинным острием. Упряжное собаководство сохранялось на Камчатке вплоть до середины 1950-х годов.

У оседлых алюторцев были распространены различные виды водного транспорта: кожаные байдары, долбленые баты и каюки. На байдарах, для изготовления которых использовали лахтачьи шкуры, выходили в море, чтобы охотиться на морских животных. На долбленых батах, достигавших в длину 12 м., плавали по мелководным и каменистым рекам, используя вместо весел шесты для отталкивания от дна.

Зимой средством передвижения также служили лыжи – ступательные (ракетные) и скользящие. Ступательные лыжи использовали для передвижения по снегу и прокладывания пути для собачьей упряжки. На скользящих лыжах «тигыт», подклеенных оленьим камусом или нерпьчьей шкурой, передвигались по рыхлому снегу.

Традиционные виды транспорта вышли из широкого употребления в 1960–1970-е годы. С 1990 годов наблюдается тенденция   возрождения   упряжного собаководства и других архаичных транспортных средств.

на оленьих гонках, с. Тымлат 1970.jpg

Кухня

У оседлых и у части кочевых алюторцев основу пищевого рациона составляла рыба.  Высушенную на солнце потрошеную рыбу (юколу) складывали в шалаши на высоких сваях, крытые сухой травой. Юкола была основной пищей в течение всего года. Ей также кормили ездовых собак. Заготавливали квашеную в ямах рыбу, которой кормили собак и которую ели сами. «Кислые головки» алюторцы считали лакомством. Мясо и жир добытого морского зверя либо сразу же употребляли в пищу, либо запасали впрок.

Главным пищевым продуктом оленных алюторцев было мясо оленей. Оленину употребляли преимущественно в вареном виде. Из вяленой оленины приготавливали особое блюдо – толкушу (тылкытыл), добавляя в растертое мясо коренья, жир и ягоды. Сырым (замороженным) мясом зимой питались в дороге. Сырыми ели также свежие почки, хрящи и костный мозг оленей, считавшиеся лакомством.

Оленные алюторцы, совмещавшие оленеводство с рыболовством и морским зверобойным промыслом, употребляли в пищу, помимо мяса оленя, рыбу и продукты морской охоты. Питались также мясом добытых на охоте диких оленей, горных баранов, бурых медведей, диких уток, куропаток и др.

Традиционным блюдом алюторцев-оленеводов была толкуша, которую готовили, растирая в деревянных корытцах вяленое мясо с добавлением жира и ягод. Свежие почки, хрящи и костный мозг оленя съедались сырыми. Зимой ели также строганину – тонко наструганную мороженую рыбу.

кухня. толкуша.webp

Все алюторцы широко употребляли в пищу продукты собирательства: корни сараны, дикого щавеля, свежие листья, корни и стволы кипрея, сладкий борщевик и другие травы.  Из ягод собирали бруснику, шикшу, голубику, морошку, рябину, шиповник и др. На зиму запасали орехи кедрового стланика.

Привозные продукты (мука, крупы, чай, сахар и др.) начали использоваться алюторцами, в конце XIX – начале XX вв. В настоящее время эти продукты употребляются повсеместно.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.