Logo
629
Андийцы

Андийцы — один из древнейших коренных народов Дагестана, предки которого появились в регионе в бронзовом веке. Главный предмет материальной культуры, прославивший народ на века, традиционная андийская бурка, защищавшая от пуль, кинжалов и непогоды.

Территориальное расположение и численность

В древние времена андийцы занимали обширные территории в Гумбете и бассейне реки Андийское Койсу. Страна, обнесенная цепью белоснежных скальных хребтов Бахаргана, считалась труднодоступной из-за природного расположения и выстроенных на границах оборонительных сооружений.

Перепись семидесятых годов XIX столетия показывает, что андийцы жили в семи небольших поселениях. Они составляли порядка полутора тысяч дворов с общей численностью населения 5693 человека. Неучтенными оказались андийцы соседнего наибства в населенных пунктах Кванхидатль и Муни.

Сегодня андийцы располагаются в основном в северо-западном Дагестане. С юго-востока андийцы граничат с другими народностями андийской языковой подгруппы и аварцами, с северо-запада - с аварцами и чеченцами. Историческая область компактного расселения андийцев - Андия, обширный котлован, образованный андийским хребтом и его отрогами. Белоснежный скальный хребет Бахарган занимает всю северную границу, ограждая территорию от холодных ветров, смягчая ее климат. Андия во внутренней части - сильно эродированная область. Раньше она была покрыта лесами, однако хозяйственная деятельность, особенно пастбищное скотоводство, сильно видоизменили её ландшафт. Андия считалась труднодоступной страной; дороги, соединявшие ее с внешним миром, запирались оборонительными сооружениями: на юге - Мунинской башней, на севере - крепостью Буцурха. По территории андийцев протекает речка Унсалъен с тремя притоками, вдоль которых расположены андийские села. Ныне во все селения андийцев проложены автодороги.

По данным переписи 2020 года, численность андийцев в РФ составляет порядка 16 758 человек. Большинство (16 245 человек) проживает в северно-западных регионах Дагестана в Ботлихском, Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Новолакском, Тарумовском и Кизлярском районах.

1615882203_57-p-natsionalnaya-odezhda-andiitsi-67.jpg
Религия

Большая часть андийцев придерживается традиционной для региона религии, исповедуя ислам суннитского толка. В памяти народа сохранились традиционные верования, связанные с духами-хранителями гор, рек, лесов, покровителями промыслов, злыми духами-вредителями.

Верховное божество именовали ЦIоб, главный культовый центр располагался на горе Бахарган. До сих пор практикуется обряд прошения дождя, проводимый во время сильной засухи. Для этого андийцы вместе с религиозным служителем поднимаются на вершину горы, где с молитвами и обрядовым танцем просят милости в виде дождя.

По старинному верованию андийцев Унтул эбел - существо в тряпках — полуплоть, полудух, женщина огромного роста, её лицо со впалыми щеками и длинным носом не видно из-за рыжих волос. Обычно она появляется в селении неслышно, ночью. Приход ее предвещает болезни, эпидемии. Чтобы умилостивить ее и уберечь себя от бед, надо дать выкуп, жертвоприношение, еду, старую одежду.

В каждом селении есть своя мечеть. Служитель культа – дибир, служитель мечети – будун. В начале XX века при мечетях работали медресе, где обучали одаренных детей.

Язык

Андийцы – народ, говорящий на нескольких диалектах андийского языка. Относится он к ветви северокавказской языковой семьи. Делится на два говора, каждый из которых можно отнести к самостоятельному языку по разным признакам: верхнеандийский и нижнеандийский.

Исторически письменность андийцев была схожа с арабской или аварской, сейчас используется преимущественно кириллица. Первым «адаптацию» арабских букв под аварский язык произвел просветитель и религиозный деятель Али-Мирза ал Анди в XV в. Сейчас в начальных школах ведется преподавание аварского языка.

По данным переписи 2020 года, в Российской Федерации андийским языком владеют 18 133 человека.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

Традиционный мужской костюм не отличался от аварского: нательные рубаха и штаны дополнялись бешметом, черкеской, буркой, папахой. Женская одежда более разнообразна: в повседневной жизни носили платье туникообразного кроя с широким подолом и прямыми рукавами, на поясе чуть заправленное в нательные штаны. Сверху закутывались отрезом белой материи с ног до головы.

Отличительная особенность женского наряда — головной убор чухта: шапочка в форме полумесяца с опущенными вниз «рожками». Боковые части чухты оббивали красным шелком, среднюю — лиловым, сзади пускали шлейф, касавшийся подола платья. Головной убор имел важное значение в традициях. Если андийка снимала шапочку и произносила любую просьбу с добавлением «во имя этого чухто-кази», ее желание беспрекословно удовлетворялось, будь то прекращение дуэли или даже развод.

1615882149_6-p-natsionalnaya-odezhda-andiitsi-6.jpg1_20150511_74.jpg1615882113_1-p-natsionalnaya-odezhda-andiitsi-1.jpg

Андийская бурка

Андийская бурка — символ горцев Кавказа, в XIX столетии стала модным предметом гардероба российских военных. Не раз о ней писали Пушкин и Лермонтов, символ революции Василий Иванович Чапаев навсегда останется в народной памяти облаченным в национальный андийский костюм.

38090_original_thumb_fed_photo.jpg

Бурка — наплечная одежда, свалянная из шерсти уникальных андийских коз черного или белого цвета. Накидка отличалась прямым кроем, зауженными плечами, отсутствием застежек, широким подолом, способными укрывать не только хозяина, но и лошадь. Особенность андийской бурки заключалась в особом способе валяния, состоявшем из 15 последовательных этапов. Непревзойденные свойства придавало использование для создания материала шерсти особой породы овец. Секрет валяния шерсти и породу овец, чья шерсть используется, андийцы передают по наследству.

Благодаря этому бурка служила в качестве бронежилета и щита: в ней застревали пули, ее невозможно было прорубить кинжалом или шашкой. О воинах в черных одеждах упоминали еще античные источники, знали об исключительных свойствах наряда по всему миру. Ежегодный экспорт андийских бурок в начале XX столетия составлял более 30 000 штук на сумму порядка 50 000 рублей.

Бурка играла важную роль в повседневной жизни и традициях, сопровождая мужчину до самой смерти: традиционную накидку из белой шерсти использовали вместо савана. Во время дуэлей бурку бросали на пол под ноги противникам: проигравшим считался заступивший на землю. Считалось правильным поделиться собственной буркой с дуэлянтом, вышедшим в бой без нее.

0_3fd4b_942c15ee_-1-XL.jpg

Культура

Говоря о духовной культуре андийцев, следует подчеркнуть, что музыкальный фольклор у них своеобразен, но наиболее близок к аварскому. Танцевальное искусство близко к чеченскому. Старинный, уже забытый андийский танец кьибдил имел только ему присущий рисунок.

Андийцы в Дагестане известны как мастера меткого слова, как люди, которые ценят юмор и сочиняют анекдоты, любят беседы и новеллический жанр устной литературы.

Андийцы также славятся своим ремеслом. Они умеют создавать настоящие произведения искусства из различных материалов. Некоторые из самых известных ремесел включают создание пончо, личинок, ювелирных изделий, деревянной посуды и игрушек, а также создание и украшение тканей.

full_IMG_5583.jpg

Быт

Семейный уклад

Андийцы селились общинами (джамаатами), в состав которых входило несколько крупных родов, ведущих счет по материнской линии. Внутри родов жили малыми семьями, двух- или трехпоколенными, однако понятия взаимопомощи, родовой чести, кровной мести, почтения старших были чрезвычайно важны.

В подавляющей части семей практиковалась моногамия, редко встречались полигамные отношения. Брачный возраст наступал для юношей и девушек с 15 лет. Поощрялось заключение семьи внутри джамаата: поскольку число родов в пределах одного селения редко превышало 7-8, разрешались близкородственные браки вплоть до кузенов.

Существовало 3 способа заключения брака: 
1. По сговору со сватовством;
2. Умыканием;
3. Уходом из дома.

Последние два варианта не приветствовались, считались позорными, часто вызывали кровную месть. Особенно рискованным было подобное мероприятие для девушки: часто случалось, что родители жениха не принимали невесту с сомнительной историей. Жених, для которого родовая честь и почитание родителей стояли на первом месте, отказывался от девушки. Вернуться домой она тоже не могла под угрозой смерти, поэтому единственным выходом был побег в другие земли или самовольный уход из жизни.

Ригьин – заключение брака – сопровождалось трехдневным торжеством – ловзар. Традиционные свадьбы начинались со сватовства, калым не предусматривался, приданное оставалось в собственности невесты до конца жизни. В день свадьбы за девушкой приезжал свадебный поезд из друзей и родственников жениха: жители общины чинили ему препятствия, не давая уехать и выпрашивая откупы. После прибытия невесты в дом жениха, к ее родителям отправлялись сваты по женской линии: их задача состояла в доставке приданого.

Молодоженов селили в отдельном доме или в отдельных комнатах, которые выделял отец жениха. Современные городские андийцы могут вступать в брак с другими национальностями, но внутрисемейная иерархия придерживается старого уклада. В случае развода мальчики оставались жить с отцом. Имущественное право детей оговаривалось при заключении брака. Младший сын всегда оставался жить с родителями и наследовал отеческий дом.

Жизнь

Жизнь в Андийском котловане, окруженном горной цепью, определила традиционные занятия народа. Жители горных районов занимались отгонным скотоводством, пытались обрабатывать каменистую землю террас. Нижние андийцы отдавали предпочтение земледелию, садоводству, огородничеству. Разводили коней, использовавшихся в качестве транспорта. Важную роль в жизни андийцев играла торговля: основными источниками доходов была продажа бурок и соли.

Традиционное половозрастное разделение труда у андийцев сохраняется и в наше время. Земледельческие работы, за исключением пахоты и молотьбы, производят женщины, они заняты молочным хозяйством, промыслами и домашней работой: кухня, уборка, шитье, дети. Женщины также занимаются мелкой коммерцией, их в качестве продавцов и покупателей можно видеть чаще, чем мужчин, на еженедельном базаре. Наиболее тяжелые работы выполняли мужчины: это доставка лесоматериалов, пахота и обмолот урожая, содержание скота и уход за ним на альпийских пастбищах, перегон овец на зимние пастбища, сенокошение на дальних участках, перевоз сена и т.д. Состоятельные андийцы нанимали для этих целей сезонных рабочих из соседних аварских селений. По традиции, мужчинам полагалось быть свободными и посвящать свое время военно-спортивным упражнениям, общественно-политическим делам, что объяснялось образом жизни в условиях самоуправления и гражданской общины в прошлом. 

1615882169_8-p-natsionalnaya-odezhda-andiitsi-8.jpg

Традиции

Андиец – национальность, для представителей которой высшими ценностями выступают добродетель, правдивость, обходительность. Национальный характер андийцев во многом схож с чеченским. Андийцы ценят в общении вежливость, уравновешенность, красноречие, любят беседовать.

Один из древнейших праздников андийцев является праздник первой борозды, который называется куомболь гъIаблол игьир или унсо булIолъир («ввести быка»). Андийцы готовили фигурные хлеба-баранки гимура для того, чтобы одеть их на рога быков во время первой вспашке.

Жилье

Как и везде в Дагестане, современное жилище имеет свободную планировку, со скатными крышами, покрытыми современными материалами. Распространены дома в один-два этажа, с двором, галереями, отдельным или нижним этажом для скота.

В традиционном жилье андийцев был центральный столб и тавхан – большой камин, отделанный декором из лепной глины. Посуду прятали во встроенные ниши или шкафы. Современный интерьер такой же, как у всех народов. Сохранена комната для гостя – традиция, оставшаяся от предков.

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.