167
Арабы

Арабы - народ, что состоит из множества племен, уклад жизни и принципы которых существенно различаются. Некогда это были враждующие общины, однако непростая жизнь и суровый климат пустыни вынудили их объединиться, став одной большой нацией.

Территориальное расположение и численность

Существует Лига арабских государств, в которую входит не одна страна, где живут арабы, а несколько, находящихся как раз на этой территории. Крупнейшие из них: Саудовская Аравия, Египет, Алжир, Ливия, Судан, Марокко. В эту организацию входят двадцать два государства, где живут арабы, суммарное население которых превышает 425 млн. человек. Проживают арабы и в России.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Российской Федерации проживают 16 329 арабов. Большинство проживает в г. Москва (2 185 арабов). 1 144 араба проживают в г. Санкт-Петербург, 866 – в Республике Башкортостан, 782 – в Московской области, 727 – в Кабардино-Балкарской Республике.

Религия

Ислам — господствующая религия арабских стран — от Саудовской Аравии до Марокко. На этой территории, которая включает в себя Ближний Восток и Северную Африку, когда-то существовал Арабский Халифат. Более 90% арабов исповедуют ислам, часть - христианство.

Основателем ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.
Среди принципов ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

image.gif
Язык

Арабский язык относится к западно-семитской группе афразийской семьи. Литературный арабский язык, распространенный среди всех арабов, имеет диалектные варианты (иракский арабский, йеменский арабский и т.д.). Современные разговорные арабские диалекты распадаются на следующие важнейшие группы: аравийские, йеменские, иракские, сиро-ливанские, египетские, суданские, магрибские, хасания, шува и др. На новоарамейских диалектах говорят представители этноконфессиональных общностей (сабийцы и др.) в некоторых районах Сирии и Ирака. Часть арабов южноаравийского побережья говорит на малых языках южнопериферийной подгруппы: шахри, ботхари, харсуси в Омане, махра и сокотрийцы в Йемене. Письменность на арабской графической основе.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в России арабским языком владеют 46 028 человек, из них 17 098 используют данный язык  в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

Арабской культуре приписывают большое влияние на мир. Примерно в 4 веке нашей эры у арабов уже была сформирована письменность. Арабский халифат объединил множество государств, бурное развитие получили точные и прикладные науки. Особенно арабов интересовала астрономия. Они одними из первых определили размер земного шара, успехами арабов в математике восхищалась Западная Европа. Тригонометрические уравнения появились на рубеже 9–10 веков.

Даже сегодня престиж арабов — это ученые и врачи. С давних времен их увлекала медицина теоретического порядка и врачевание.

Одним из основоположников офтальмологии как дисциплины стал Ар-Рази, который в 10 веке нашей эры активно развивал геометрическую оптику.

Культурное богатство арабов не ограничивается наукой. Архитектурные шедевры известны во всем мире. Среди них мечети, минареты, дворцы. Эти типы зданий считаются уникальными, в том числе благодаря орнаментам.

Даже в период крестовых походов и нашествия монголов, когда наблюдалось уничтожение культурных ценностей, арабский народ смог показать серьезные достижения. Науки уже не просто развивались, но стали преподаваться как дисциплины. Одновременно развивалась художественная литература и обработка керамики.

В раннем средневековье активно развивался фольклор, поэты ценились невероятно сильно. В обиход граждан входили метафоры, поговорки, способность красиво говорить оценивалась очень высоко. Поэты восхваляли соплеменников, повышая их авторитет. В народе поэтов воспринимали неоднозначно. Часто люди говорили, что вдохновение к ним приходит от шайтана, который слушает разговоры ангелов. Часто поэты оказывались обезличенными — народ интересовался их творчеством, но не жизнью. Поэтому о многих представителях творческой элиты мало что известно.

Среди известных поэтов следует отметить Абу Нуваса, прославлявшего пиры и любовь. Абу-ль-Атахия восхвалял нравственность, подчеркивал несправедливость жизненного уклада, ругал мирскую суету. Аль-Мутанабби прослыл скитальцем, чествующим правителей Ирана, Египта, Сирии. Он не стеснялся бранить их и мириться.

Самым значимым поэтом в арабском народе считается Абуль-Ала аль-Маарри. Аль-Маарри был мусульманином, изучавшим Коран с детства. Будучи еще ребенком, он потерял зрение из-за оспы. Однако это подстегнуло его к изучению наук, философии и дало толчок к желанию познать мир. Путешествуя, поэт сочинял стихи, в которых современники отмечают глубокую эрудированность. Много трудов аль-Маарри посвятил изучению общества, отмечая его пороки.

Говоря об арабской литературе, невозможно не вспомнить произведение «Тысяча и одна ночь».

Каждый знаком с Али-Бабой, Аладдином, Синдбадом-мореходом. Именно арабские сказки с юных лет знакомят читателя с особенностями дворцового быта арабского народа.

Историки и востоковеды искренне удивляются стремлениям внести поэзию в самые разные труды, в том числе медицинские. В трактатах сохранились стихотворения, а позднее практически на всю литературу стал оказывать влияние Коран.

Коран является сборником положений учения ислама. Его основой служат заповеди, молитвы, назидания и юридические установки. Именно в Коране изложен древнейший договор займа, регламентирующий отношения между заемщиком и лицом, предоставляющим заем. Коран дает возможность прочесть притчи пророка Мухаммеда — последователи ислама учат суры наизусть. Мусульмане разделяют изречения на сказанные Мухаммедом и сказанные Аллахом, называя последние откровениями. Остальные называют преданиями. Коран был возведен в канон в 7 веке нашей эры. Значимым явлением для священного писания являются комментарии, позволяющие верующим лучше понять Писание.

Фанатизм учения Корана появился в средние века. Объемную книгу учили наизусть, считая ее одновременно книгой изучения арабского языка. Коран запрещалось переводить на иные языки, однако распространять среди арабского населения писание разрешалось. Это способствовало развитию мусульманской культуры арабского народа.

Фольклор

Фольклор арабского народа будоражит умы фантастов и любителей фэнтези. Есть целое учение, посвященное джиннам — джиннология. В исламе джинны воспринимаются как демоны, созданные из пламени. Человек же был сотворен из глины, а ангелы — из света. Джинны смертны, но способны жить сотни лет. Джинн должен есть, ему свойственно сближаться с человеком и даже вступать в брак с людьми. Среди сверхъестественных способностей, которыми обладали джинны, были обретение невидимости, превращения в животное, растение, другого человека.

Джиннов принято делить на добрых и злых. Первые приняли ислам, оставшись покорны Аллаху. Злые обернулись неверными, однако оба вида джиннов опасны для человека. Наибольшую угрозу представляли мариды и ифриты, жаждущие крови. Арабы верили (некоторые верят даже сейчас), что на кладбищах вводятся гули — огромные оборотни-людоеды.

Джинны сопровождали человека всю его жизнь, поэтому люди всегда предупреждали друг друга об опасности столкновения с ними. Для защиты мусульманин обращался к Аллаху, чтобы тот предостерег от нападения демонов. Часто использовались защитные амулеты, одним из наиболее популярных стала «Ладонь Фатимы», представлявшая собой медную ладонь с бусиной голубого цвета.

Фатима была дочерью пророка Мухаммеда, а амулет, названный ее именем, по верованию арабов, должен был защитить от сглаза.

Именно сглаз считался наиболее страшным явлением. Источником сглаза могла стать льстивая речь, грубость собеседника.

Боязнь сглаза повлияла на жизненный уклад арабов. Это проявляется в одежде, стремлении сохранить семейные тайны.

Сны у арабов воспринимаются, как уникальное явление. Первый сонник датируется 11 веком. В Коране сказано, что лгать о снах нельзя, поэтому придумывать и домысливать сон запрещалось. Разрешалось гадать, обращаясь к старцам, которые могли «прочитать» сон. Гаданию уделялось много внимания, прежде всего ориентировались на птиц. Увлекаться ритуалами гадания не стоило, так как это могло привести к магии. Считалось, что белая магия была уделом благочестивого человека. Ей соблаговолили ангелы, хорошие джинны. Неопытный человек мог быстро прийти к черной магии, способной воплотить тайные и темные желания. Злому магу помогали шайтаны, накликавшие беды, причем не только на окружающих, но и на него самого. Эти особенности мировоззрения появились еще в доисламские времена, они сохранились и в наши дни.

Национальные праздники

Праздничный календарь арабских народов отражает систему их верований. Одним из самых значимых религиозных праздников является Курбан-Байрам. Многие мусульмане отправляются в Мекку, чтобы воздать хвалу Аллаху. Те же, кто не имеет такой возможности, славят Всевышнего дома, совершают в честь праздника жертвоприношение.

Принесение жертвы в Курбан-Байрам – это символ очищения человека от его грехов, отождествление со смирением и верностью заветам Аллаха.

В качестве жертвенного животного выбирают овцу, верблюда или корову. Они должны быть здоровы и не иметь внешних дефектов, поощряется большое количество жира. Во время торжеств мусульмане обмениваются сладостями и прочими угощениями, что выступают в качестве своеобразного поздравления.

Не только в праздники, но и в самые обычные дни арабы нередко подают милостыню нуждающимся. Это – не просто проявление сострадания, но и старинный обычай. Традиции арабов призывают подавать милостыню с добром в сердце, со светлыми помыслами.

Такая помощь бедному человеку обеспечивает дающему счастье в будущем. Интересно, что в день свадьбы или помолвки арабы в качестве милостыни раздают немалые суммы. Такие добрые дела привлекают успех в жизнь человека, не поскупившегося помочь ближнему.

Праздник.jpg

Свадебные традиции

Если для европейских молодоженов брачный контракт только сейчас начинает входить в моду, то для арабских стран такой договор является обязательным элементом свадьбы. Подписывают брачный контракт вместо невесты два ее родственника.

Само же свадебное торжество после подписания может состояться в течение года – до этого жених может видеть свою будущую жену только в присутствии ее родни. За невесту семья жениха выплачивает калым, который может достигать и нескольких сот тысяч долларов, поэтому рожать девочек выгодно.

Арабская свадьба – зрелище поистине грандиозное. Стол ломится от угощений, которые постоянно обновляются, дабы показать приглашенным свое гостеприимство и изобилие. Так как ислам запрещает алкоголь, на праздничном столе нет ничего, крепче кофе. Но это не запрещает гулять свадьбе до семи дней.

свадьба.jpg

Похоронные традиции

Если человек чувствует, что его кончина наступит скоро или он болен, то он должен прочитать свидетельство Шахада — в нем человек подтверждает единство бога и миссию пророка Мухаммеда. Если человек не может сам прочитать свидетельство, ему нашептывают его родственники. Считается, что если последними словами перед смертью были эти строчки, то его душу примут с милостью. После того, как человек умирает, его кладут лицом к Мекке. В тот же день проходит процедура омовения.

Перед погребением покойного кладут на специальные носилки (тобут), и относят сначала в мечеть, где совершается молитва о прощении грехов, а потом на этом же тобуте его относят на кладбище. Похороны совершаются в тот же день. Могилы делаются просторными, с углублениями снизу или сбоку.

В исламе запрещается делать выделяющиеся надгробия. Как правило, там указывают только имя покойного, даты жизни и смерти, а также одну из глав Корана (суру). На мусульманских кладбищах запрещено хоронить людей других религий, как и наоборот.

В исламе соболезнования называют тазией, и их нужно выражать после похорон. Считается, что именно в этот момент семья испытывает одиночество и тоску по покойному. Траур нужно держать три дня, не большие и не меньше. Более длительный траур должна держать жена по своему мужу — он длится четыре месяца и десять дней. В это же время нужно высказать соболезнования, но нельзя это делать больше одного раза. Все соболезнования строго регламентированы. Если высказываете мусульманину, но покойный был не мусульманином — одни слова, если оба были мусульмане — другие слова. Все зависит от веры того, кому высказывают соболезнования и по кому. Допускается высказывать их позже, если человек был в пути или узнал о смерти позже траура.

Поминовение проводится на 3-й, 7-й и 40-й день после смерти усопшего. Как правило, они представляют собой молитву в мечети.

Национальный костюм

Арабская женщина скромна и целомудренна. При этом одеяние не должно быть прозрачным, плотно облегать грудь, бедра и талию или пахнуть духами.

Основных предметов гардероба, призванных защитить девушку от посторонних глаз, существует несколько:
•    Паранджа – халат с длинными ложными рукавами и сеткой, закрывающей глаза (чачван);
•    Чадра – легкое покрывало, скрывающее полностью фигуру женщины с головной частью из муслиновой ткани;
•    Абайя – длинное платье с рукавами;
•    Хиджаб – головной убор, оставляющий лицо открытым;
•    Никаб – головной убор с узкой прорезью для глаз.

Большинство мужчин носят традиционную одежду, которая представляет собой длинную рубаху, называемую дишдаша, реже — гандура. Обычно она белого цвета, но в сельской местности, а также в городе в зимние месяцы можно встретить также голубую, черную и коричневую дишдашу. Данью современности в дишдаше стали привычный для нас воротник и наличие карманов. Приглядевшись, можно заметить у городских жителей «галстук» -шнурок, который может быть различной формы, и называется тарбуша. Головной платок — гутра — обычно белый. Зимой он может быть из более плотной материи с добавлением шерсти и с красным орнаментом. Удерживающий его на голове игаль, имеющий вид толстого шнура, по преданию, восходит к веревке, которой бедуин привязывал на ночь верблюдов, а днем, свернув, хранил ее на голове.

dea3d2a7a2d7363278c060cf38eaed3c.jpgарабки.jpgарабы 1.jpg

Быт

Жизнь

Арабские племена были кочевыми, полуоседлыми или оседлыми. Основой их хозяйственной жизни являлись скотоводство и оазисное земледелие, дополнявшиеся на побережье рыболовством.

Там, где регулярно выпадали дожди, занимались главным образом садоводством и огородничеством, а в горных областях — террасным земледелием. Выращивали рис, хлебные злаки, лен, сахарный тростник. Южноаравийскую пшеницу экспортировали в другие районы полуострова.

Наскальные изображения в Центральной Аравии свидетельствуют о том, что в глубокой древности арабы разводили крупный рогатый скот. А значит, в те времена климатические условия здесь были гораздо благоприятнее, нежели в исторически обозримом прошлом.

Даже в годы набегов крестоносцев арабы продолжали торговые отношения с Европой. Во время гражданской войны в Бейруте мусульмане вели торговлю с христианами. Иранские арабы, несмотря на регулярные конфликты с Израилем, поддерживают торговые отношения для сбыта сельскохозяйственной продукции.

Торговля для арабских стран стала национальным делом. В частности, ОАЭ сумели диверсифицировать экономику благодаря созданию торговых мостов между Европой и странами Азии. Многие арабы независимо от специальности стараются заниматься торговлей. Даже профессора открывают лавки, а большинство ВУЗов направлено на выпуск специалистов по налаживанию торговых отношений.

Жилье

Дома арабов из среднего и низшего классов населения повсюду отличаются крайней простотой и, с этой точки зрения, сильно отличаются от роскошных домов зажиточных арабов.

Их общая конструкция одинакова для всего Востока. Но в тех странах, где ощущается европейское влияние, они многое теряют из своего первоначального облика.

Только в определенных деревнях Сирии, Алжира или Марокко можно обнаружить столь характерные восточные дома – белые, с квадратной террасой в форме куба с просверленными отверстиями, которые окружены пальмами.

Строительными материалами таких домов являются камень, известковый раствор и другие, в зависимости от того, какие природные ресурсы имеются в данном регионе и какие из них пригодны для строительства.

По этой причине все дома арабов, проживающих вдоль берегов Нила, строятся исключительно при помощи ила из этой реки. Их сооружают из кирпичей, изготовленных из смеси рубленой соломы с илом, высушенных на солнце.

Высота таких домов не превышает 3 метров. Входом служит очень узкий проем в стене. Наиболее бедные дома вообще не имеют других отверстий, кроме дверей.

Дома же богатых арабов состоят из нескольких комнат, или даже нескольких построек: жилого дома, конюшен, голубятней и т.д. Весь комплекс окружен стеной из глины, выбеленной известью. Меблировку составляют циновки и иногда – тахта. Одежду вешают на стену.

Циновки и покрывала, на которых спят, каждое утро скручиваются и размещаются на полках, приделанных к стене. Под домом обычно располагается терраса.

жильё 3.jpgжилье 2.jpgжильё 4.jpg

Семейный уклад

Расхожее мнение о дискриминации в отношении арабских женщин – на деле оказывается несколько преувеличенным. В любой арабской семье женщина должна слушаться мужа, но она всегда принимает участие в решении важных вопросов.

В традициях арабов женщина воплощает качества образцовой жены, матери. Она – хранительница домашнего уюта, прекрасный цветок, о котором мужчина обязан заботиться. Она не может готовить или заниматься уборкой. Свою жену муж должен обеспечить всем необходимым, создав ей достойные условия жизни.                

Его доброе отношение подразумевает «плату» с её стороны. Девушка в арабской семье должна быть скромной и сдержанной. Она не имеет права появляться на улице без сопровождающего родственника-мужчины или старшей женщины.

Семьи в арабских странах делятся на кланы. Традиционно число детей в одной семье может достигать 5–8. Родственная поддержка в арабской семье обладает огромной силой. К примеру, в случае, если женщина овдовела, брат мужа сочтет своим долгом, на ней женится и оберегать.

семья.pngсемья 2.jpg

Кухня

Традиционная арабская кухня характеризуется тем, что в ней в качестве мясного ингредиента зачастую используется баранина. Помимо этого, арабы употребляют мясо птицы, а вот телятину едят редко. В связи с тем, что в арабских странах распространен ислам, свинину запрещается употреблять в пищу.

Изюминкой арабской кухни является специфическая термическая обработка еды. Большинство деликатесов из мяса изготавливается без использования жира. Для этого посуду для жарки сильно нагревают (приблизительно до трехсот градусов), потом выкладывают мясные кусочки, которые, касаясь нагретой поверхности емкости, с молниеносной скоростью покрываются тоненькой золотистой корочкой. Кстати, эта корочка не дает мясному соку испариться. В связи с этим мясо всегда получается невероятно нежным и сочным. Иногда кусочки мяса сначала жарят на сухой хорошо разогретой сковороде, а потом обжаривают в жире.

Также в арабской кухне особое место занимают сыры (чем-то напоминают брынзу), яйца и кисломолочные изделия.

Одними из самых популярных блюд в арабской кухне являются:

Хумус
Среди ингредиентов – кунжутная паста, нут, оливковое масло, лимонный сок и чеснок. В некоторых регионах рецепт немного видоизменяется, и в блюдо добавляют и другие ингредиенты. Свежеиспеченные лепешки отлично оттеняют вкус хумуса, поэтому обычно его подают в качестве закусок. Хумус из нута можно отведать в качестве основного блюда, аперитива с овощами гриль или использовать как спред на хлеб.

хумус.jpg

Манакиш 
Это лепешки, которые напоминают пиццу или открытый пирог. Основная начинка – бараний фарш, заатар, острый говяжий фарш и сыр. Манакиш арабы едят и на завтрак, и на обед, и на ужин.

манакиш.jpg

Шаурма
Одна из самых известных закусок во всем мире. Но классический рецепт блюда принадлежит арабам. Шаурму принято подавать с соусом тхина или картофелем фри.

шаурма.jpg

Кнафе
В арабской кухне немало десертов. Одна из самых оригинальных сладостей – кнафе. Особенность блюда заключается в сочетании соленого вязкого сыра и сладкого сиропа.

кнафе.jpg

Шиш таук
В качестве основного блюда арабы предпочитают шиш таук – традиционный шиш кебаб, приготовленный в печи тандыр и маринованный в специях. Готовое мясо подают с чесночным соусом.

шиш таук.jpg

Напитки
Излюбленный холодный напиток арабов, подаваемый перед едой для возбуждения аппетита, - айран. Он делается на основе закваски и напоминает солоноватый густой сироп. Традиционным считается употребление розовой воды. Простую очищенную воду настаивают на лепестках роз и выпивают после кушанья, это способствует пищеварению. Более простые и привычные варианты прохладительных напитков: миндальное молоко, настоянная на тамаринде вода, гранатовый сок, мятный сироп. Из горячих напитков предпочитают черный кофе без сахара. Самый популярный и расходуемый сорт - арабика.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.