Армяне - один из древнейших народов Передней Азии, сложившийся на территории Армянского нагорья. Находясь на пересечении важнейших путей между Востоком и Западом, Армения не раз служила ареной «выяснения» политических интересов, опустошительных войн и насильственных переселений. Но древний народ смог сохранить аутентичную культуру благодаря уникальному языку, строгому отслеживанию чистоты крови и богатым традициям.
В начале VII века до н. э. ареал расселения армян занимал территории в Анатолии, Закавказье и Среднем Востоке которые впоследствии стали известны как Армения.
В то же время, начиная с VII в., складываются многочисленные армянские колонии за пределами исторической родины. Основные причины их образования - непрерывные войны на территории Армении, национальные и религиозные преследования, массовые переселения армян завоевателями. Самая массовая миграция из Турецкой Армении в 1915-1916 гг. была вызвана геноцидом, учиненным османскими властями.
В Киевской Руси первые колонии армян появились в Х в. в Киеве, Новгороде, Владимире и других городах. Они состояли в основном из ремесленников, купцов, врачей и сыграли большую роль в установлении торговых и культурных связей Руси с Закавказьем.
В XI в. армянские поселения зафиксированы в Крыму и Поволжье; в XIV в. - в Москве, в XVIII в. - в Санкт-Петербурге, на Северном Кавказе и в низовьях Дона (с конца XVIII в.); на Черноморском побережье Кавказа - с 1870-х. гг.
В настоящее время основная масса армян, преимущественно вследствие геноцида 1915 года, проживает за пределами исторической Армении. По разным оценкам численность армян в мире составляет до 12—14 миллионов человек, из которых лишь меньшая часть проживает в Республике Армения (около 3 млн. чел.).
В Российской Федерации армян проживает свыше 946 000: в Краснодарском крае – 211 132 чел., в Ставропольском крае – 135 384 чел., в Ростовской области – 86 265 чел., в Московской области – 70 199 чел., в Москве – 68 018 чел., в Самарской области – 19 732 чел., в Саратовской области – 18 465 чел., в Волгоградской области - 15 891 чел.
С середины 1 тысячелетия до н.э. армяне верили в зороастрийских богов: отца всех богов и творцы мира Ахура-Мазду, бога солнца Михру, богиню мудрости и плодородия Анахиту. Анахита была очень почитаемой в Армении, ее считали великой матерью. Менее значительными богами были бог войны Вахагн, богиня любви Астгик, бог науки Тир был писарем Ахура-Мазды. Многие из божеств, кроме зороастрийских, появились в Армении под влиянием греко-римской культуры.
Можно заключить, что дохристианская армянская религия носила синкретический, смешанный характер. Христианизация в начале 4 века не смогла уничтожить языческие корни армян полностью, поэтому они существуют до сих пор.
Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей мира. В начале IV века (301 год) при царе Трдате III Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии, став, таким образом, первым в истории христианским государством. Примерно в 404 году на Вагаршапатском соборе было принято решение создать армянский алфавит, перевести на армянский язык Библию и отменить в стране греческую и сирийскую письменность. Эта историческая миссия была успешно осуществлена в 405-406 году Месропом Маштоцем. В 506 году на Двинском церковном соборе Армянская апостольская церковь окончательно отделилась от византийской догаматики и стала независимой.
Сегодня Армения является почти моноконфессиональной страной. Свыше 90% народа считают себя приверженцами Армянской апостольской церкви.
Армянский язык, принадлежит к особой группе индоевропейской языковой семьи, в рамках которой не сохранилось других живых языков. Уже на рубеже I века до н. э. — I века н. э. все население Армении говорит на одном языке — армянском.
Алфавит был создан в 405 году ученым и священником Маштоцем. Изначально состоял из 36 букв. На протяжении более 1600 лет армянский алфавит существует почти без изменений. В Европе только грузины и армяне имеют свой собственный алфавит, остальные нации используют в своем письме либо латиницу, либо кириллицу.
На сегодняшний день существует два основных литературных варианта плюрицентрического армянского языка:
западный (в основном используется в диаспоре) и восточный (ныне это официальный язык Республики Армения). Ведутся дебаты о признании западного варианта наряду с восточным — официальным языком.
В армянском языке различают свыше 40 диалектов. Ввиду значительного рассеяния армян, среди армян со времен средневековья распространено двуязычие. На территории собственно Армении как второй язык широко распространен русский язык. Согласно переписи 2020 года, на армянском языке говорит более 500 000 граждан России.
Для армянской культуры характерно гостеприимство, добрососедские отношения, стремление к сохранению родственных связей, большое уважение к старшим и трепетное отношение к браку.
Свадьба в армянском обществе воспринимается как крайне важный праздник. Раньше во время него было принято гулять целую неделю, причем отмечали свадьбы целым селами. Сейчас они празднуются скромнее, но все равно с размахом. В традиции армянской свадьбы входит выбор крестной семьи, которую подбирают исходя из характера. Крестные должны быть похожи на своих крестников, они становятся практически родственниками для семейной пары. Интересно, что именно крестный отец делает самый дорогой подарок, но и все остальные гости должны принести дары, которые подносят особым образом. У армян принято дарить на свадебное празднество драгоценности, деньги, дорогие ткани и предметы быта.
Весьма примечательной является традиция покачивания ребенка. Невеста обязательно должна держать в руках мальчика, ведь мужчина в армянской семье считается опорой и главой. С наступлением утра после свадьбы женщины по линии мужа должны принести в дом к невесте красное яблоко, символизирующее ее невинность.
Большие семьи в Армении не редкость. Особенно это касается сельских жителей, большинство из которых является многодетными. У армянского народа принято не показывать младенца 40 дней с момента рождения. Его могут видеть только близкие люди. Интересно, что как при рождении ребенка, так и в любом другом радостном событии, у армян принято класть руку на голову другу и говорить: «Передаю тебе».
В понятие гостеприимства армяне вкладывают нечто большее, чем мы привыкли видеть. В случае радостного события принято накрывать стол не только дома, но и на работе, угощая друзей, родственников и коллег. Таким образом люди делятся счастьем с другими, одновременно приумножая его.
Праздники в Армении напрямую связаны с сезонами года. Например, зимой празднуют Трндез и символизируют поклонение пламени. Праздник языческий, но отмечают его обычно при церкви. Во время трндеза разжигают большой костер, через который могут прыгать все желающие, хотя в первую очередь он предназначен для молодоженов.
С приходом весны начинается празднование Царзардара. Во время его празднования люди приходят в церковь с ветками вербы и плетут из нее венки для детей.
С наступлением лета приходит Вардавар. Этот праздник символизирует победу над засухой. В традиции армян принято обливаться водой, что опять-таки связано с языческими обрядами. Девушки за 3 дня до наступления праздника наливают чистую воду в чашу и бросают в нее пшеницу и овес. После прорастания семян этой водой нужно обливаться.
Основу мужской и женской традиционной одежды армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки мужчины носили архалух (тип длинного сюртука) или короткие открытые жилеты и куртки. Поверх надевались разчухи - черкески, подпоясывались либо поясом или (чаще у женщин) длинным шарфом. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Женщины носили расшитый передник.
Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные или тканевые шапки. Женщины покрывали голову накидками, дополняемыми ободком с различными украшениями. Обувь представляла собой поршни (сшитые из куска сыромятной кожи обувь, собранные на щиколотке ремешком), туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.
С конца XIX в. эти формы национального костюма постепенно вытесняются одеждой европейского покроя.
Армянские танцы являются настоящим искусством и пользуются популярностью во всем мире. Для разных событий у армян предусмотрены разные танцы. Исполнением могут заниматься как исключительно мужчины, так и женщины. Например, берд и трахаг являются военными композициями, поэтому участие в них принимают только мужчины.
Берд считается довольно сложным танцем, требующим серьезной физической подготовки, так как в процессе исполнения мужчины должны резко взбираться друг другу на плечи и образовывать стену в 2 этажа. Такая непростая композиция символизирует необходимость защиты и сильной обороны.
Трахаг подразумевает еще более сложную подготовку, так как танец предполагает использование различных типов оружия. Фактически танец имитирует настоящий бой, поэтому раньше всегда исполнялся воинами.
Невесты танцуют узундару — сольную композицию, которая родилась в Карабахе. Танец символизирует благодарность родителям, а также уход из родного дома и начало семейной жизни. Динамка неизменно плавная и требует от девушки значительной гибкости.
У кавказских армян большой популярностью пользуется шалахо. Сейчас он распространен среди кавказских народностей. Особенность танца заключается в исполнителях, которыми непременно должны быть двое мужчин и одна девушка. Танец символизирует борьбу за женское сердце.
Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: народные сказки, песни, анекдоты, пословицы.
Большой интерес представляют мифические сказания о предке армян Гайке, об Ара Прекрасном. Мировую известность получил героический эпос «Давид Сасунский». Из старинных песен выделяются трудовые песни и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпосы и песни исполняются народными певцами - гусанами.
Музыкальная культура армян опирается на многовековые традиции. До сегодняшнего дня используются такие древние музыкальные инструменты, как кяманча, кямани (смычковые), саз, чонгур, уд, тар и канон (щипковые) блул, дудук, зурна (духовые), даф, нагара, сантур (ударные).
Основная масса армян на исконно этнической территории вплоть до ХХ в. сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, лен, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством. Скотоводство пастбищное либо отгонное, специализация - выращивание крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей, а также тяглового скота (буйволов, мулов и ослов).
Были развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) ремесла.
Для армянской диаспоры основными сферами деятельности в прошлом и настоящем остаются торговля, финансы, наука и культура.
Основной тип традиционного жилища - глхатун (тун) - наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием (деревянным с земляной засыпкой), опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре. Жилая и хозяйственная части могли помещаться как под одной кровлей, так и раздельно (в теплых районах). Глхатун освещался через дымоход, имел вмазанные в пол глиняные печи (тониры) и стенные камины (бухари).
Реже строились дома с глинобитными стенами и плоской кровлей. В поселениях дома располагались скученно, и нередко в целях обороны соединялись тайными ходами. В горах крыша одного дома могла служить двориком другого.
В конце XIX в. в деревню проникают городские виды построек - полутора- или двухэтажные, с большими окнами, черепичной и открытой верандой. В сер. ХХ в. в Армении уже преобладает двухэтажный, многокомнатный дом из хорошо отесанных туфовых, реже бетонных блоков или дикого камня, с четырехскатной шиферной или жестяной крышей, открытой или застекленной верандой, печным или водяным отоплением и другими современными удобствами.
В процессе перестройки поселения приобретают уличную планировку, с приусадебными садами и огородами. Тонир обычно сохраняется, но выносится за пределы дома в особую пристройку.
На сегодня этническая специфика армян ярче всего отражается в национальной кухне. Армянская кухня — одна из древнейших кухонь в Азии и самая древняя в Закавказье. Ее характерные черты сложились еще, по крайней мере, за тысячелетие до нашей эры в период формирования армянского народа и сохраняются во многом на протяжении более трёх тысячелетий.
В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной, а в прошлом и ячменной муки в печах-тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают тонкую лапшу - аршта, слоеные пирожки с мясом - пури самса, традиционное сладкое печенье - гата, хурабиа. Хлеб у армян имел сакральное значение. Хлеб как символ благополучия играл большую роль в обрядах жизненного цикла армянского народа.
Из круп варят каши, заправляют ими супы, делают различные виды плова. Плов с изюмом обязателен на свадебном и поминальном столах. Широко распространены молочные продукты - сыры (панир, чечил), топленое масло (юх). Кислое молоко (мацун) и пахта (тан) употребляются как прохладительные напитки и как основа для приготовления супов. Из молока готовят молочный суп - катнапур.
В обрядовых блюдах использовалось вареное мясо, по праздникам - жареное. По-прежнему большой популярностью пользуются люля-кебаб и особенно шашлык (хороваи), который по старинным обычаям заворачивается в лаваш. Сохранилось приготовление традиционной колбасы - суджук, а также вяленного в специях мяса - бастурмы.
Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса - пшеничная каша с разваренной курятиной, кюфта - мясо-крупяные тефтели в супе, толма - овощные голубцы из виноградных листьев с мясо-крупяным фаршем. В различных видах готовится красная и зеленая фасоль (лоби). Самое национальное рыбное блюдо армян - севанская форель в различных видах.
Очень широк набор консервов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно использование пряных трав в свежем и сушеном виде. Из огромного перечня ягод и фруктов, произрастающих в Армении, самыми вкусными считаются абрикос и виноград.
Интересно, что названия многих армянских блюд связаны не с составом продуктов, как это принято у народов Европы, а с названием посуды, в которой их приготовляют. Таковы, например, путук, кчуч, тапак — все это одновременно и виды глиняной посуды и названия блюд. Эта армянская традиция перешла и к соседям армян — грузинам и азербайджанцам.
Особое место в жизни армян занимает виноделие. В стране считается, что традиции этого сложного занятия были известны еще в древнюю эпоху. По легенде первым виноделом стал Ной, который посадил виноградную лозу, оказавшись на территории современного армянского государства. Современное виноделие имеет древние корни и насчитывает не одну сотню лет. Рецепты сохранились со времен Урарту. Для изготовления вин используется специальный пресс «ханзан». В этой конструкции предусмотрен чан, сделанный из камня. К этому чану подсоединяли огромный кувшин, который врывали в землю. Виноград давили босыми ногами, тем самым выдавливая сок прямо в кувшин, в котором он некоторое время бродил. Затем из кувшина сусло переливали в другой и уже после разливали по небольшим глиняным кувшинам. Хранили их в земле. Сорта армянского винограда имеют одну важную особенность — в них содержится много сахара, который способствует выработке спирта. В связи с этим в Армении больше распространены сладкие и полусладкие вина.
Коньяк почитается в Армении так же, как и вино. Причем изготовление этого напитка дается гораздо сложнее. Наладить производство коньяка в Армении удалось только в 19 столетии. Популярными сортами до сих пор являются Мсхали, Чилар и Воскеат. В силу традиций в данном ремесле большое значение имеют бочки. Материал древесины невероятно важен, именно он в значительной мере повлияет на вкус коньяка. Спирт необходимо выдерживать минимум 3 года и только потом используют родниковую воду. Вода считается крайне важным ингредиентом, ведь без нее букет коньяка не будет достаточно насыщенным.
Перед тем, как разлить коньяк, его нужно держать в старой деревянной бочке около года, а если речь идет о марочных, то и все 3 года. Столь скрупулезное отношение к винам и коньякам уже оценили во всем мире. Сам Уинстон Черчилль покупал армянский коньяк в количестве 400 бутылок ежегодно.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.