По народным преданиям арчинцев, их народ прежде занимал большую территорию, но в результате войн с аварцами и лакцами вынужден был уходить со своих земель, его численность сокращалась в результате битв, уводов в плен и ассимиляции. В результате последнего столкновения с аварцами арчинцы вынуждены были оставить своё главное село и свои земли, расположенные на месте современного села Читаб, уйти выше в горы на свои прежние хутора и обосновать там своё главное село Арчиб. Сейчас арчинцы поживают в бассейне реки Хатар, в сёлах Арчиб, Алчинуб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района.
По переписи 2020 года, их численность - 1 693 человека, большая часть которых проживает в Республике Дагестан – 1 677 человек.
Народ исповедует преимущественно ислам суннитского толка. Если обратить внимание на наличие куфийских арабоязычных памятников в местах проживания арчинцев, ислам они приняли не позже 10 века.
Арчинский принадлежит к лезгинской ветке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Этот язык до недавнего времени был бесписьменным, нелитературным. В 2006 году группой российских лингвистов была разработана письменность на основе аварской кириллицы. Распространены среди арчинцев лакский, аварский языки.
Женщины носили одежду, которая отличалась от костюма других дагестанок. Характерна специфичная, несимметричная вышивка, нашивка, покрытая монетами, наносили ее на головные уборы. Надевали платье-рубаху, которое два раза подпоясывалось цветным кушаком из материи, завязывали его спереди платья узлом. Вместе с платьем носили широкие длинные штаны. У некоторых арчинок были праздничные платья «бузма», зауженные в области талии. Обувь шили из войлока или кожи, на голову надевали «чухту» — мешочек, в который прятали волосы, заплетенные в косу. Сверху на голову накидывалось покрывало. Дополняли костюм украшениями из латуни, серебра и меди. Женщины носили ожерелья, браслеты, кольца, серьги, нагрудные украшения, пряжки к поясам, к чухте надевали подвески.
Мужчины надевали рубаху туникообразного кроя, штаны с широким шагом, бешмет, черкеску, папаху из каракуля или овчины, овчинную шубу-накидку свободного покроя с ложным рукавом «раьгьуь» и без рукава «парттукь», бурку. Носили обувь из сыромятной кожи, войлочные и мягкие кожаные сапоги.
Сегодня мужчины носят из традиционного костюма овчинные шубы-накидки, папахи. У женщин встречаются чухта, покрывало для головы, пояса яркой расцветки и длинные штаны.
У арчинцев был распространен лакский и аварский фольклор. Из музыкальных инструментов у народа были популярны следующие: зурна, барабан, кумуз.
Самый популярный среди арчинцев танец - это лезгинка. Песни исполняются на аварском языке. Существовал традиционный вид искусства: художественная резьба по дереву, в основном трехгранно-выемчатая. Украшали резьбой лари, деревянные сундуки, люльки, мерки, кружки, вилки, ложки.
Арчинцы дольше других народов сохраняли свои традиции и горды этим. По сей день в Арчибе особо хранят многие традиции, связанные с похоронами, сбором урожая, свадьбой.
Все важные решения для арчинского народа, по традиции, принимались в Арчибе, где расположено и единственное кладбище народа. Всегда соблюдались традиции уважения старших, трудовая взаимопомощь, родственная солидарность.
Если умирал муж, женщине не позволялось выходить из дома в течение 40 дней, она не имела права больше выходить замуж, до конца своих дней должна была носить черную одежду. Поминальные, погребальные обряды проводились в строгом соответствии с шариатом. Брак без религиозного оформления всегда считался греховным. При заключении брака считается, что если в этот момент недоброжелатель вынет кинжал и вложит его в ножны неправильной стороной, завяжет узел, это отрицательно повлияет на потенцию мужа и прочность брачного союза в общем.
Свадьба тоже проводилась всегда в соответствии с традициями. Подарки выставлялись напоказ, приносили их на праздник только женщины. Мужчины приходили на свадьбу с целой или половиной туши барана, в зависимости от степени родства, или вносили для молодых определенную сумму денег.
Многие обряды и обычаи связаны с хозяйственным циклом. На 15-й день лета (5 июля) отмечали праздник отгона овец на летние пастбища (къелиши оьхъмул), сопровождавшийся спортивными состязаниями, борьбой, поднятием тяжестей, совместной трапезой (главное блюдо - свежеприготовленный овечий сыр). Осенью, в конце октября, устраивали праздник г1еги бумул, связанный с улучшением пород скота. Дети ходили по домам с песнями, в которых желали увеличения поголовья овец, их веса и т.п. Весной праздновали день выхода плуга или первой борозды (анс бетIмул), во время которого для всех жителей устраивали угощения, спортивные игры. Организатор праздника выбирался по жребию из числа удачливых в хозяйственных делах людей.
Зрелищно, с разжиганием костров, народными играми, отмечался и праздник весеннего равноденствия (лъанихълин ищ).
Народ очень гостеприимен. По обычаю, хозяин обязан стоять, пока стоит гость, не оставлять его одного, а если необходимо отлучиться, заботу поручали родственнику. Гостя нельзя спрашивать о цели визита, пока он сам не расскажет. Нельзя спрашивать его о времени отъезда, при этом и сам гость вести себя должен достойно.
Основным занятием арчинцев издавна было пастбищное скотоводство, разводили крупный рогатый скот, овец, занимались богарным земледелием. Весной перегонять скот в низменные районы Дагестана могли себе позволить только зажиточные арчинцы. Они организовывали «коши» и нанимали односельчан, которые пасли скот. Зимой скотину держали на хуторах или вокруг них, летом отгоняли на альпийские пастбища, дома оставляли только телят и дойных коров. На территории хуторов овчарни располагались на втором этаже, над хлевом для крупного скота. Пашни находились в долинах рек и на горных склонах. Из хозяйственных орудий использовали плуг (рало) из дерева с железным наральником, молотильные доски, серпы, деревянные лопаты. Со второй половины XIX века у арчинцев в хозяйстве появились косы. Сеяли преимущественно полбу, ячмень, пшеницу. Бахчевые и огородные культуры народ не выращивал, чеснок и лук покупали у заезжих торговцев из лакских, аварских селений или в Кумухе.
Из ремесел было развито изготовление паласов с шерстяным лохматым начесом, шерстяное ткачество, выделка сукна для одежды, резьба по дереву, изготовление посуды, орудий труда, утвари. Позже распространились и другие занятия: охота на туров, пчеловодство. Арчинцы мастерили плетеные ульи и обмазывали их глиной.
Жили арчинцы скученными селениями в горных местностях. Важную роль в жизни общества играла сельская община джамаат, кровнородственные патриархальные объединения тухумы. Для традиционного семейного быта характерны подчинение младших старшим, неравное положение женщины, выполнявшей большую часть трудоемких работ (уход за крупным рогатым скотом, заготовка кормов, уборка урожая, переноска тяжестей, обработка шерсти, шитье и др.). Современные семьи в основном малые, часто двухпоколенные, хотя раньше были распространены большие, неразделенные. В семьях поддерживаются традиции уважения стариков, трудовой взаимопомощи, родственной солидарности (при устройстве свадьбы, похорон, в других важных делах). В прошлом предпочитались родственные браки, заключавшиеся по воле родителей. Желание породниться с той или иной семьей тщательно обдумывалось, и после принятия на сей счет решения день за днем устанавливались добрые межсемейные отношения. Свадьбе предшествовал сговор и религиозное оформление.
Народный характер был основан на двух понятиях:
Билъоннол, означает «настоящая женщина»;
Бимушур, переводится как «настоящий мужчина».
Эти понятия у арчинцев были каноном благородства, чести, ума, совести и мудрости. Дети, до того как поступить в школу, сосем не знали русского языка и не понимали его.
Для арчинцев характерны два типа поселений: селение и отселки (хутора), возникшие на местах выпаса скота или вблизи удобных земельных участков. Хуторской тип поселения известен местным жителям давно, однако на постоянное проживание туда стали переселяться лишь с 1920-х годов. Еще в начале XX в. арчинцы летом обычно жили в главном селении - Арчи. Ныне вместо хуторов существуют небольшие селения. Ранее преобладал территориальный принцип расселения. Село Арчи делилось на кварталы, в которых жили представители разных тухумов. Общественная жизнь сосредоточивалась возле мечетей (в Арчи их было четыре, на хуторах — две). Все селения арчинцев — горные, скученные.
Дома строили из камня в один-два этажа или многоэтажные. Крыши делали плоские, в доме на первом этаже находился хлев, на втором — овчарня, хозяйственные помещения, комнаты для хранения соломы, жилые помещения. В советское время начали появляться дома с галереями по фасаду, уменьшилось количество этажей в жилищах и площадь хозяйственных построек.
В арчинской кухне преобладают мучные и мясо-молочные блюда, она не отличается особым разнообразием, хотя арчинцы уверены, что по вкусовым качествам их пища (особенно овечья брынза и вяленая колбаса — гурккимай) превосходна. Из мучных изделий для повседневного питания пекут пресный хлеб (букърехвалли), а для проведения обрядов (свадьба, похороны, раздача милостыни — садакъа) — заквашенный (хеьхмуллин ххвалли) хлеб. Готовят также различные пироги с мясной или творожной начинкой (носорххвалли). Поскольку кукуруза в Арчибе не растет, лепешки из кукурузной муки с парным молоком считаются деликатесом. Для беременных женщин, рожениц, истощенных болезнью и престарелых из солода и толокна пекут лепешки (бокIарчи) или варят кашу (гьоьлокIала). Еще 15 лет назад на ручной каменной мельнице мололи пшеницу или кукурузу и из полученной крупы готовили кашу хъулурхъус.
Самое распространенное блюдо - хинкал (хъонкIартту), представляющий собой кусочки теста продолговатой формы, размером с мизинец, прищемленные по центру подушечками пальцев и называемые ссурхIиллу (т.е. "сюргинские"), которые едят с мясом, сыром, сметаной, кислым молоком, чесночной приправой. Широко бытовали также пельмени (ацIуттиб хъонкIартту) и пироги с начинкой (с мясом, с внутренним бараньим жиром и ливерной начинкой, творогом, яйцами, молозивом, с крапивой, черемшой).
Другой вид хинкала - гъаънккуртту (ср. с лакск. гьовккури) более напоминает суп, чем хинкал. Для его приготовления в кипящее молоко добавляют мелкие куски пресного теста и раскрошенный творог. Блюдо заправляют чесноком и растопленным старым курдюком или бараньим жиром.
Готовят также различные мясные и постные супы, которые непременно заправляют курдюком или старым вяленным бараньим жиром (къалия).
В качестве специй широко применяются тмин, чабрец, перец. Из молочных продуктов употребляются парное и кипяченое молоко, брынза (мурти- ла), простокваша (теьреьнакъ), обрат (къиъч1иьнаъкъ), сыворотка (меь), кефир (хъатухх).
Мясные блюда готовились летом и осенью в основном из свежего, а в остальное время года из сушенного (вяленого) мяса. Употребление мяса и блюд, состоящих исключительно из мяса, особенно свежего (например, хъуйурма) было делом далеко не повседневным. Это можно было позволить летом (в сезон свадеб) и осенью (во время забоя скота на мясо для сушения, в том числе в виде разделанных туш - (баккур, чихин), колбас — (гурккимей, паърт1и, квасила, ц1омо), курдюков и т.д.). Мясо птиц считалось деликатесом (из-за дефицита зерновых кормов птицеводством здесь специально не занимались).
Традиционный хмельной напиток на свадьбах и праздниках - буза (ххалай) сахарная или из толокняной муки (букъарин ххалай) с добавлением солода. Из десертных продуктов употребляется урбеч из семян льна, абрикосовых косточек, халва (бахъухъ) из муки, масла и сахара или из семян конопли (Hamlyxl), абрикосовых косточек, орехов. В последние годы стали готовить из завозных фруктов компоты и варенья, хотя традиционно отношение к пище садоводов, точнее, к немясной пище, у арчинцев индифферентное.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.