Источник фото : onlytravel-ufa.ru
Впервые арчинцы упоминаются в исторической хронике Мухаммеда Рафи из Ширвана, относящейся к периоду не ранее конца XIII — не позднее XVI веков.
Профессор Сергеева Г. А. предполагает, что в глубокой древности предки арчинцев и лезгин жили вместе, но затем первые отделились и ушли в горы, граничившие с землями аварцев и лакцев. Благодаря этому арчинцы сочетают в себе традиции и обычаи множества народов. В облике и одежде можно увидеть афганские черты.
До первой трети XX века арчинцы имели одно селение — Хеьреь (авар. Рочиб, рус. Арчиб), в котором по прежним адатам разрешалось жить только три летних месяца в году. Остальное время они проживали на хуторах (духхурум) с капитальными хозяйственными постройками и жилищами, вокруг которых располагались зимовья для овец — малъи.
После установления советской власти и особенно в связи с коллективизацией и изъятием в 1930-е годы по решению правительства Дагестана части горных пастбищ арчинцев в пользу хозяйств Гунибского и Лакского районов система расселения претерпела кардинальные изменения.
Арчиб — основное селение арчинцев — обезлюдело и к 1944 году превратилось в груду «полуразрушенных покинутых жилищ». В нём осталось всего 45 из 258 хозяйств. Их обитатели перешли на постоянное жительство на хутора. Последние разрослись и превратились в селения.
После коллективизации и раскулачивания одна часть арчинцев (около десятка семей) была выселена в Гунибский район (селения Салта, Кудали, Кегер и др.), четыре семьи отправлены в Киргизию и т. д. Другая часть, обедневшая в послевоенные годы, была вынуждена искать приют за пределами родного селения. Таким образом, около 30 семей (то есть почти каждая десятая) проживают в настоящее время в Киргизии, Азербайджане, а также в Гунибском, Тляратинском и Хивском районах Дагестана.
Ещё с XIX века арчинцы оседали в Кумухе и других лакских селах, куда они обычно прибывали в качестве служителей культа, овцеводов, ремесленников (каменщиков, столяров).

Источник фото : adamant-anapa.ru
В XIX веке арчинцы контактировали преимущественно с лакцами. Арчиб входил в состав Казикумухского ханства. Знаменитый в Дагестане Кумухский базар был основным для арчинцев местом торговли. Из записанных рассказов следует, что ещё в середине XX века арчинцы ходили туда по пешеходной тропе. Это был основной путь, по которому можно было попасть в Арчиб. Регулярных контактов с аварским населением на протяжении XIX века не засвидетельствовано.
В XX веке значимость контактов с лакцами стала падать, следствием чего явилась утрата владения лакским языком. С установлением советской власти в 1929 году был образован Чародинский район, в состав которого вошёл Арчиб.
По народным преданиям арчинцев, их народ ранее занимал большую территорию, но в результате войн с аварцами и лакцами вынужден был уходить со своих земель; его численность сокращалась в результате битв, уводов в плен и ассимиляции. В результате последнего столкновения с аварцами арчинцы вынуждены были оставить своё главное село и свои земли, расположенные на месте современного села Читаб, уйти выше в горы на свои прежние хутора и обосновать там своё главное село — Арчиб.
Сейчас арчинцы проживают в бассейне реки Хатар, в сёлах Арчиб, Алчинуб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района.
По переписи 2020 года их численность — 1 693 человека, большая часть которых проживает в Республике Дагестан — 1 677 человек.
Народ исповедует преимущественно ислам суннитского толка. Если обратить внимание на наличие куфийских арабоязычных памятников в местах проживания арчинцев, ислам они приняли не позже X века.
Арчинский язык принадлежит к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Этот язык до недавнего времени был бесписьменным и нелитературным. В 2006 году группой российских лингвистов была разработана письменность на основе аварской кириллицы. Среди арчинцев распространены лакский и аварский языки.

Источник фото : руни.рф
Женщины носили одежду, которая отличалась от костюма других дагестанок. Характерна специфическая, несимметричная вышивка и нашивка, покрытая монетами, которую наносили на головные уборы. Надевали платье-рубаху, которое дважды подпоясывалось цветным кушаком из материи, завязывали его спереди узлом. Вместе с платьем носили широкие длинные штаны. У некоторых арчинок были праздничные платья «бузма», зауженные в области талии. Обувь шили из войлока или кожи; на голову надевали «чухту» — мешочек, в который прятали волосы, заплетённые в косу. Сверху на голову накидывалось покрывало. Дополняли костюм украшения из латуни, серебра и меди. Женщины носили ожерелья, браслеты, кольца, серьги, нагрудные украшения, пряжки к поясам; к чухте надевали подвески.

Источник фото : dzen.ru
Мужчины надевали рубаху туникообразного кроя, штаны с широким шагом, бешмет, черкеску, папаху из каракуля или овчины, овчинную шубу-накидку свободного покроя с ложным рукавом «раьгьуь» и без рукава «парттукь», бурку. Носили обувь из сыромятной кожи, войлочные и мягкие кожаные сапоги.
Сегодня мужчины носят из традиционного костюма овчинные шубы-накидки и папахи. У женщин встречаются чухта, покрывало для головы, пояса яркой расцветки и длинные штаны.


Источник фото : www.culture.ru , style.pibig.info
У арчинцев был распространён лакский и аварский фольклор. Из музыкальных инструментов у народа были популярны:
— зурна;
— барабан;
— кумуз.
Самый популярный среди арчинцев танец — лезгинка. Песни исполнялись на аварском языке. Существовал традиционный вид искусства — художественная резьба по дереву, в основном трёхгранно-выемчатая. Украшали резьбой лари, деревянные сундуки, люльки, мерки, кружки, вилки, ложки.

Источник фото : dzen.ru
Арчинцы дольше других народов сохраняли свои традиции и гордятся этим. По сей день в Арчибе особенно бережно хранят многие традиции, связанные с похоронами, сбором урожая и свадьбой.
Все важные решения для арчинского народа по традиции принимались в Арчибе, где расположено единственное кладбище народа. Всегда соблюдались традиции уважения старших, трудовой взаимопомощи и родственной солидарности.
Если умирал муж, женщине не позволялось выходить из дома в течение 40 дней; она не имела права больше выходить замуж и до конца своих дней должна была носить чёрную одежду. Поминальные и погребальные обряды проводились в строгом соответствии с шариатом. Брак без религиозного оформления всегда считался греховным. При заключении брака считалось, что если в этот момент недоброжелатель вынет кинжал и вложит его в ножны неправильной стороной или завяжет узел, это отрицательно повлияет на потенцию мужа и прочность брачного союза в целом.
Свадьба тоже проводилась всегда в соответствии с традициями. Подарки выставлялись напоказ; приносили их на праздник только женщины. Мужчины приходили на свадьбу с целой или половиной туши барана в зависимости от степени родства или вносили для молодых определённую сумму денег.
Многие обряды и обычаи связаны с хозяйственным циклом. На 15-й день лета (5 июля) отмечали праздник отгона овец на летние пастбища (къелиши оьхъмул), сопровождавшийся спортивными состязаниями, борьбой, поднятием тяжестей и совместной трапезой (главное блюдо — свежеприготовленный овечий сыр). Осенью, в конце октября, устраивали праздник гӀеги бумул, связанный с улучшением пород скота. Дети ходили по домам с песнями, в которых желали увеличения поголовья овец, их веса и т. п. Весной праздновали день выхода плуга или первой борозды (анс бетӀмул), во время которого для всех жителей устраивали угощения и спортивные игры. Организатор праздника выбирался по жребию из числа удачливых в хозяйственных делах людей.
Зрелищно, с разжиганием костров и народными играми, отмечался и праздник весеннего равноденствия (лъанихълин ищ).
Народ очень гостеприимен. По обычаю хозяин обязан стоять, пока стоит гость, не оставлять его одного, а если необходимо отлучиться, заботу поручали родственнику. Гостя нельзя спрашивать о цели визита, пока он сам не расскажет. Нельзя спрашивать его о времени отъезда; при этом и сам гость должен вести себя достойно.

Источник фото : gdeichto.ru
Основным занятием арчинцев издавна было пастбищное скотоводство: разводили крупный рогатый скот и овец, занимались богарным земледелием. Весной перегонять скот в низменные районы Дагестана могли себе позволить только зажиточные арчинцы. Они организовывали «коши» и нанимали односельчан, которые пасли скот. Зимой скотину держали на хуторах или вокруг них, летом отгоняли на альпийские пастбища, дома оставляли только телят и дойных коров. На территории хуторов овчарни располагались на втором этаже, над хлевом для крупного скота. Пашни находились в долинах рек и на горных склонах. Из хозяйственных орудий использовали плуг (рало) из дерева с железным наральником, молотильные доски, серпы, деревянные лопаты.
Со второй половины XIX века у арчинцев в хозяйстве появились косы. Сеяли преимущественно полбу, ячмень, пшеницу. Бахчевые и огородные культуры народ не выращивал; чеснок и лук покупали у заезжих торговцев из лакских и аварских селений или в Кумухе.
Из ремёсел было развито изготовление паласов с шерстяным лохматым начёсом, шерстяное ткачество, выделка сукна для одежды, резьба по дереву, изготовление посуды, орудий труда и утвари. Позже распространились и другие занятия: охота на туров, пчеловодство. Арчинцы мастерили плетёные ульи и обмазывали их глиной.
Арчинцы жили скученными селениями в горных местностях. Важную роль в жизни общества играла сельская община — джамаат, а также кровнородственные патриархальные объединения — тухумы. Для традиционного семейного быта характерны подчинение младших старшим и неравное положение женщины, выполнявшей большую часть трудоёмких работ (уход за крупным рогатым скотом, заготовка кормов, уборка урожая, переноска тяжестей, обработка шерсти, шитьё и др.). Современные семьи в основном малые, часто двухпоколенные, хотя раньше были распространены большие, неразделённые. В семьях поддерживаются традиции уважения стариков, трудовой взаимопомощи и родственной солидарности (при устройстве свадьбы, похорон, в других важных делах). В прошлом предпочитались родственные браки, заключавшиеся по воле родителей. Желание породниться с той или иной семьёй тщательно обдумывалось, и после принятия решения день за днём устанавливались добрые межсемейные отношения. Свадьбе предшествовали сговор и религиозное оформление.
Народный характер основывался на двух понятиях:
— Билъоннол, что означает «настоящая женщина»;
— Бимушур, что переводится как «настоящий мужчина».
Эти понятия у арчинцев были каноном благородства, чести, ума, совести и мудрости. Дети до поступления в школу совсем не знали русского языка и не понимали его.
Для арчинцев характерны два типа поселений: селение и отселки (хутора), возникшие на местах выпаса скота или вблизи удобных земельных участков. Хуторской тип поселения известен местным жителям давно, однако на постоянное проживание туда стали переселяться лишь с 1920-х годов. Ещё в начале XX века арчинцы летом обычно жили в главном селении — Арчи. Ныне вместо хуторов существуют небольшие селения. Ранее преобладал территориальный принцип расселения. Село Арчи делилось на кварталы, в которых жили представители разных тухумов. Общественная жизнь сосредоточивалась возле мечетей (в Арчи их было четыре, на хуторах — две). Все селения арчинцев — горные, скученные.
Дома строили из камня в один–два этажа или многоэтажные. Крыши делали плоскими; в доме на первом этаже находился хлев, на втором — овчарня, хозяйственные помещения, комнаты для хранения соломы и жилые помещения. В советское время начали появляться дома с галереями по фасаду, уменьшилось количество этажей в жилищах и площадь хозяйственных построек.


Источник фото : promo-movix.ru , travelask.ru
В арчинской кухне преобладают мучные и мясо-молочные блюда; она не отличается особым разнообразием, хотя арчинцы уверены, что по вкусовым качествам их пища (особенно овечья брынза и вяленая колбаса — гурккимай) превосходна. Из мучных изделий для повседневного питания пекут пресный хлеб (букърехвалли), а для проведения обрядов (свадьба, похороны, раздача милостыни — садакъа) — заквашенный (хеьхмуллин ххвалли) хлеб. Готовят также различные пироги с мясной или творожной начинкой (носорххвалли). Поскольку кукуруза в Арчибе не растёт, лепёшки из кукурузной муки с парным молоком считаются деликатесом. Для беременных женщин, рожениц, истощённых болезнью и престарелых из солода и толокна пекут лепёшки (бокӀарчи) или варят кашу (гьоьлокӀала). Ещё 15 лет назад на ручной каменной мельнице мололи пшеницу или кукурузу и из полученной крупы готовили кашу хъулурхъус.
Самое распространённое блюдо — хинкал (хъонкӀартту), представляющий собой кусочки теста продолговатой формы, размером с мизинец, прищемлённые по центру подушечками пальцев и называемые ссурхӀиллу (то есть «сюргинские»), которые едят с мясом, сыром, сметаной, кислым молоком, чесночной приправой. Широко бытовали также пельмени (ацӀуттиб хъонкӀартту) и пироги с начинкой (с мясом, с внутренним бараньим жиром и ливерной начинкой, творогом, яйцами, молозивом, с крапивой, черемшой).
Другой вид хинкала — гъаънккуртту (ср. с лакск. гьовккури) — больше напоминает суп, чем хинкал. Для его приготовления в кипящее молоко добавляют мелкие куски пресного теста и раскрошенный творог. Блюдо заправляют чесноком и растопленным старым курдюком или бараньим жиром.
Готовят также различные мясные и постные супы, которые непременно заправляют курдюком или старым вяленым бараньим жиром (къалия).
В качестве специй широко применяются тмин, чабрец, перец. Из молочных продуктов употребляются парное и кипячёное молоко, брынза (мурти-ла), простокваша (теьреьнакъ), обрат (къиъчӀиьнаъкъ), сыворотка (меь), кефир (хъатухх).
Мясные блюда готовились летом и осенью в основном из свежего, а в остальное время года — из сушеного (вяленого) мяса. Употребление мяса и блюд, состоящих исключительно из мяса, особенно свежего (например, хъуйурма), было делом далеко не повседневным. Это можно было позволить летом (в сезон свадеб) и осенью (во время забоя скота на мясо для сушения, в том числе в виде разделанных туш — баккур, чихин, колбас — гурккимей, паъртӀи, квасила, цӀомо, курдюков и т. д.). Мясо птиц считалось деликатесом (из-за дефицита зерновых кормов птицеводством здесь специально не занимались).
Традиционный хмельной напиток на свадьбах и праздниках — буза (ххалай) сахарная или из толокняной муки (букъарин ххалай) с добавлением солода. Из десертных продуктов употребляется урбеч из семян льна, абрикосовых косточек, халва (бахъухъ) из муки, масла и сахара или из семян конопли (Hamlyxl), абрикосовых косточек, орехов. В последние годы стали готовить из завозных фруктов компоты и варенья, хотя традиционно отношение к пище садоводов, точнее к немясной пище, у арчинцев индифферентное.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения