Источник фото : dzen.ru
Ассирийцы проживали после распада империи на территории Арабского халифата, начиная с VII века, а в Османской империи и Персии — с XVI. Однако в ходе русско-персидской войны в конце XIX века, из которой Россия вышла победительницей, был заключён Туркманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в российскую Армению.
Многие ассирийцы воспользовались этой возможностью и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были уже во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге; ассирийцы получали образование и становились российскими подданными.
Вторая волна миграции ассирийцев в Россию началась во время Персидской кампании Первой мировой войны: после восстания в турецком тылу ассирийцев и армян российские войска пришли повстанцам на помощь. Из ассирийцев российскими военными формировались особые батальоны, которые впоследствии сражались с турками.
Однако ассирийское население сильно пострадало — в ходе столкновений с турецкими войсками и насильственной депортации погибло около четверти всех ассирийцев, сотни тысяч людей. Это событие вошло в историю как геноцид ассирийцев во время Первой мировой войны.
В результате русско-турецкого договора ассирийцы, проживавшие в Карской области, бежали в Россию и расселялись в крупных городах. В середине 1920-х годов в СССР проживало 50 тыс. ассирийцев, которые на исторической родине в основном занимались сельским хозяйством. Но теперь, в новых условиях, они брались за любую «чёрную» работу, так как у них не оказалось земли и каких-либо средств существования. Ремонт и чистка обуви для многих стало ремеслом, передававшимся от отца к сыну.
Трудности первых лет жизни в советской России не умаляют того факта, что здесь ассирийцы не только избавились от угрозы физического уничтожения, но и избежали религиозного и национального преследования, которым они подвергались в Турции и Иране. Для многих Россия стала второй родиной.



Источник фото : bubbleschool.ru , multiurok.ru , yachtpark-ptz.ru
Больше всего ассирийцев проживает в Ираке, наименьшее число насчитывают Грузия и Украина. Ассирийцев много в США и Сирии, а также Швеции. Причиной массового расселения людей стало свержение Саддама Хусейна. И даже в наши дни ассирийцам приходится скрываться, так как ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ) представляет для них угрозу. Стоит отметить, что массовое расселение народа началось ещё в прошлом веке.
В Армении ассирийцы являются третьим по численности народом. В Грузии насчитывается около 2500 ассирийцев. В Россию ассирийцы пришли ещё в 1920 году. В результате Первой мировой войны более 100 тысяч человек спасались бегством, укрываясь в Советском Союзе. Тогда многие принимали православие, что воспринималось негативно частью ассирийской общины.
Картина расселения ассирийцев, сложившаяся в 1920–30-е годы, в общих чертах сохранялась вплоть до перестройки 1980-х годов. Однако после нэповские миграции, репрессии 30-х годов, Великая Отечественная война и послевоенные депортации в Сибирь и Казахстан (1947) значительно сократили численность ассирийцев на территории России.
Сейчас наблюдается частичная ассимиляция ассирийцев — значительная часть из них не знает родного языка и культуры. Тем не менее в Москве существует ассирийская церковь, в которой ведутся богослужения.
На 2020 год в Российской Федерации насчитывалось 4 421 ассирийцев: преимущественно проживают в Краснодарском крае — 1 764 чел., в Ростовской области — 711 чел., г. Москва — 419 чел., Ставропольском крае — 387 чел., Московской области — 127 чел.

Источник фото : sparklogic.ru
Религия древнего ассирийского государства во многом была заимствована из Вавилона, и многие ассирийцы поклонялись тем же языческим богам, что и вавилоняне, но с одним существенным отличием — в качестве верховного бога почитался ассирийский бог Ашшур. В целом боги Ассирии имеют сходство с богами античной Греции.
У разных групп людей, в зависимости от рода занятий, мог быть разный бог-покровитель, которому те отдавали больше всего почестей. Была сильна вера в различные магические церемонии, а также магические амулеты и суеверия. Но уже с I века нашей эры мосульские ассирийцы начали принимать христианство.
Условно ассирийцев можно разделить на представителей:
- Ассирийской церкви Востока;
- Халдейской католической церкви;
- Православных.
Все ветви являются христианскими. Халдейская церковь формируется из священников, обучающихся в Багдадской патриаршей семинарии. Службы проводятся на сирийском языке. Ассирийская церковь Востока также тяготеет к восточно-сирийским обрядам и считается одной из самых древних восточных церквей.
Сейчас обе церкви имеют хорошие отношения друг с другом и ведут сотрудничество в рамках «патриаршего» заявления.
Религия ассирийцев представляет собой особую разновидность христианства — несторианство. Это религиозное направление возникло приблизительно в V веке. Основателем считается монах по имени Несторий, а позже — патриарх Константинопольский. Несторианство имеет множество отличий, а именно: позиционирование Иисуса Христа не как Бога (Православие) и не как человека (Ария), но как существо, которое имело человеческий облик с Богом внутри. Согласно этому учению, в Иисусе Христе было два начала: божественное и человеческое. Что касается таинств, они у несторианцев сходны с традиционными: крещение, священство, причащение, покаяние. Иконы и статуи, символизирующие святых, не являются обязательным элементом в церквях.

Источник фото : dzen.ru
Ассирийский язык относят к новоарамейским языкам. Лингвисты считают новоарамейский частью сирийского, вошедшего в его состав в качестве диалекта. Использование языка началось с V века до нашей эры. В лексике прослеживается влияние аккадского языка. На 2020 год ассирийским языком в РФ владело 1 922 человека.
Фольклор ассирийцев интересен эпосом «Катыне Габбара». Он полностью переведён на русский язык и частично издан на английском.
Первый том эпоса рассказывает о царе Туме, который сталкивается с дьяволицей Шиддой (также Лилит), нападавшей на население. Она порабощает женщин и мужчин, а детей съедает. Царю приходится созывать воинов, чтобы воззвать к их смелости и сразиться с чудовищем. Но мало кто из пришедших на зов царя мужей желает вступить в схватку. Только храбрый Катыне отважился дать бой Лилит.
Во втором томе идёт повествование о подвигах Катыне, что служит своеобразной предысторией воина. Ему предстоит столкнуться с загадочной и невероятно сильной женщиной. Чтобы победить её, нужно поднять локоны, с чем храбрый Катыне справляется с лёгкостью. Вторым испытанием становится сражение с двумя быками, нападающими на жителей маленькой деревни. И с ними Катыне справляется легко. Далее он отправляется в царство Шидды (Лилит). Внезапно ему является проводник, рассказывающий об опасностях, — это очередное испытание, которое проверяет стойкость разума юноши. Как только он вторгается в пещеру, закрытую мраморной дверью, злые духи жалобно начинают просить прогнать проводника, называя его злым колдуном. Катыне оказывается стойким и игнорирует их голоса, а после сдвигает камень-«корону», принадлежавшую Шидде.
На этом второй том заканчивается, и читатель возвращается к великой битве. Герою удаётся победить Шидду, но в конце произведения авторы оставляют загадочное послание, которое намекает, что всё прочитанное является аллегорией на борьбу добра и зла, которая никогда не заканчивается.
В обществе ассирийцев завоевать авторитет может только щедрый, уважающий старших, смелый человек.
Гость — это счастье и радость. Обычай гостеприимства предписывает обращаться с гостем как с посланником небес. Гостю же важно соблюдать определённый этикет, предписывающий надолго не задерживаться, много не пить, лишних вопросов не задавать. Постоянно ходить в гости тоже не принято, нужно делать это хотя бы через день.
Свадебные обычаи специфичны: на сватовстве предлагают девушке кольцо, которое она может надеть или отдать в знак отказа. У равнинных ассирийцев существовал обычай похищения невесты. За девушку обязательно нужно было отдавать выкуп. Если до свадьбы женщина находилась под опекой отца, то после она переходила в семью мужа. Перед организацией свадебного торжества молодожёны обращались к астрологу, который подсказывал наиболее удачный день для узаконивания брака. Пир устраивали в доме жениха, после чего в одной комнате молодые должны были провести трое суток. Затем наступала пора отправляться в дом жены, где молодожёны жили вместе. Не так давно женщине было необходимо чтить родителей мужа и подчиняться им, иначе её мог ждать развод, который считался позором. Сейчас нравы стали немного иными, поэтому ассирийцы уже не ищут пары только среди представителей своего народа.


Источник фото : dzen.ru , turclim.ru
Новый год празднуется у ассирийцев 1 апреля и называется Хаб-Ниссан. Связан он был с разливом рек Тигр и Евфрат. Разлив означал повышение плодородности почв и начало урожайного сезона. Вместо новогодней ели ассирийцы использовали дерево, называемое священным. До наших дней сохранились рисунки, на которых видны плоды, схожие с яблоками.
Ассирийцы празднуют Успение Богородицы, в ходе которого приглашаются все люди, которым приходится жить на улице. Каждого гостя угощают и поят, даже если это совершенно незнакомый человек.
Одежда ремесленников, воинов и земледельцев была скромнее. Проявлялось это прежде всего в тунике, которая доходила только до колен.
О женских нарядах известно немного — большинство сведений оказалось уничтожено в ходе войн и депортации. До наших дней дошли данные о том, что рабыням запрещалось носить покрывала, скрывавшие лица.

Источник фото : samlib.ru
Некоторые из воинов надевали особые одежды. Представители лёгких отрядов надевали латы с металлическими пластинами, защищавшими грудь. Под ними носили тунику. Головным убором являлся шлем, похожий на каску, с покрывалом, обрамляющим подбородок. Практически все мужчины носили бороды и завивали волосы.
Зажиточные ассирийцы носили платья и туникообразные рубашки. Рубашка украшалась бахромой, иногда использовали шерстяную ткань пурпурного цвета. Распространёнными украшениями служили серьги, браслеты, ожерелья. Знать не скупилась на дорогие аксессуары, приобретая крупные браслеты, выполненные из драгоценных металлов. В то же время в почёте была бронза. Платья подпоясывались широким поясом.
Особой роскошью отличалась одежда ассирийского царя. Верхнее платье было расшито красными нитями, исполнено преимущественно в тёмно-синем цвете. Рукава короткие, а талия стягивалась широким поясом, обшитым бахромой. Каждая кисть представляла собой стеклянные бусы. Сверху царь носил епанчу, отдалённо похожую на жилет, но очень длинную. Её тоже расшивали узорами и богато украшали. На голове он носил тиару с широкой лентой, расшитой золотыми нитями.
Культ украшений был развит у ассирийцев необычайно сильно. Серьги, браслеты, перстни изображали символику богов. Часто браслеты закрепляли выше локтей, иногда на предплечьях. Вместе с украшениями носили амулеты, которые тоже отображали божественные эмблемы.

Источник фото : 24warez.ru
- В Ассирии активно развивалась и процветала письменность, создавались библиотеки, крупнейшая из них, библиотека царя Ашшурбанипала, насчитывала 25 тысяч глиняных табличек. По грандиозному замыслу царя, библиотека, служившая по совместительству и государственным архивом, должна была стать хранилищем всех знаний, когда-либо накопленных человечеством. Чего тут только нет: и легендарный шумерский эпос о Гильгамеше, и работы древних халдейских жрецов (а по сути учёных) по астрономии и математике, и древнейшие трактаты по медицине, дающие интереснейшие сведения об истории медицины в древности, и бесчисленные религиозные гимны, и прагматические хозяйственные записи, и скрупулёзные юридические документы. При библиотеке работала целая специально обученная команда писцов, в чьи задачи входило переписывать все значительные произведения Шумера, Аккада, Вавилонии.


Источник фото : dzen.ru , yablor.ru
- Значительное развитие получила и архитектура Ассирии. Ассирийские зодчие достигли немалого мастерства в постройке дворцов и храмов. Некоторые украшения ассирийских дворцов являются великолепными примерами ассирийского искусства.
- Знаменитые ассирийские барельефы, бывшие некогда внутренними украшениями дворцов ассирийских царей и дожившие до нашего времени, дают нам уникальную возможность прикоснуться к ассирийскому искусству.
В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нём прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей — высокомерных, могущественных, грозных. Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование персидского искусства.
- Наука Ассирии непосредственно связана с достижениями вавилонских учёных. Трудно отделить достижения этих двух культур, но, несомненно, их синтез оказал сильное влияние на научную деятельность в Древней Греции и Риме. Именно в Ассирии и Вавилоне зародился современный счёт времени (семидневная неделя, 12 месяцев в году), были изобретены солнечные и водяные часы. Развита была геометрия и алгебра, военное дело — в том числе создание крепостей, мостов. Считается, что теорема Пифагора была хорошо известна ассирийским учёным.
Использование музыкальных инструментов, таких как арфа, лира и флейта, было распространено, а музыкальные композиции сопровождали различные церемонии, военные парады и праздники. Ассирийская народная музыка утверждает, что является потомком музыки их древних предков из Верхней Месопотамии, которая сохранилась в литургической музыке сирийских церквей. Темы, как правило, сосредоточены на тоске, меланхолии, раздорах и проблемах любви. Ассирийские песни обычно длинные, в среднем около 5 минут.
Сейчас мало кто знает народные песни и танцы, старинные обрядовые свадебные действа и соблюдает их. Из народных музыкальных инструментов в основном знают зурну и дхол, очень распространённые на Кавказе.
Ассирийская музыка включает четверть тона на полпути между нотами, часто с использованием инструментов или человеческого голоса. Большую часть времени музыку заучивают на слух и передают как устную традицию. Деревенскую музыку можно разделить, в основном, на четыре группы: местная светская музыка, не связанная с конкретными случаями; функциональная музыка; религиозная музыка и гимны; музыка, заимствованная из других областей.
Вот несколько видов племенной ассирийской музыки, которая сохранилась до наших дней, особенно в ассирийских деревнях и городах северного Ирака, юго-восточной Турции, северо-западного Ирана и северо-восточной Сирии:
Равех: древнее мелодичное песнопение, в котором слышны воющие голоса, обычно мужские. Раве напоминает о том, как чей-то голос отдаётся эхом в долине между горами.
Зурна О Даволе: это два традиционных музыкальных инструмента, буквально означающих барабан и духовую трубу (или флейту). Они исполняются вместе, либо с пением, либо без него, на многих церемониях, таких как свадьбы, приветствия и, хотя и редко, похороны.
Диване: поётся на собраниях; тексты песен охватывают такие аспекты жизни, как работа в поле, преследования, страдания, религия.
Лиляна: свадебные песни обычно поют только женщины, особенно для невесты перед выходом из дома на свадьбу. Также поётся для жениха за день до его свадьбы его семьёй и родственниками.
Танбур: другой музыкальный инструмент племени, струнный инструмент с длинным грифом, возникший в древней Ассирии, обнаруженный изображённым на резьбе из Южного Ирака от Ура до Аккада и Ашшура. Альберт Руэль Тамраз был известным ассирийским певцом из Ирака, который играл на этом инструменте и спел много фольклорных песен в сопровождении ручного барабана (табла).
Именно на родине ассирийцев, к северу от Мосула, люди начали писать на современном сирийском наречии. Записи на сирийском языке датируются V веком до н.э., в Ахеменидской Ассирии. Самым ранним текстом является стихотворение, написанное в 1591 году.
Неосирийская литература, существовавшая до прибытия британских и американских миссионеров, состояла в основном из поэзии. Эту поэзию можно разделить на три категории: строфические гимны, стихи для диспутов и застольные песни. Только гимны, которые на неосирийском языке называются дурики (можно рассматривать как эквивалент классического сирийского мадраса), восходят к отдельным авторам.
Ассирийские народные танцы в основном состоят из круговых танцев, которые исполняются в одну линию, которая может быть прямой, изогнутой или и тем, и другим. Большинство танцев допускают неограниченное количество участников, за исключением танца с саблями, для которого требуется не более трёх человек.
Танец Сискани включает в себя участников, которые энергично трясут плечами, энергично двигая конечностями, с упором на ноги в энергичной манере. Пульсирующий темп близок к электронной танцевальной музыке и танцевальной поп-музыке в западной музыке. Его в основном танцуют иракские ассирийцы, и впервые он был инициирован халдейскими христианами.
Танзара: легенда гласит, что танец был принесён в Анатолию древними ассирийцами во время их завоевания региона в Ассирийской империи в память о боге еды и растений. Танцоры соединяются, держась за руки по кругу или линии, двигаются вперёд и назад, слегка сгибая колени.
Белатый: танец сопровождается умеренно быстрым арабским ритмом, похожим на музыку танца живота. Танцоры соединялись в круге из рук в руки, поднимали ноги в такт, делая небольшой прыжок, и пинали ногами в стороны в воздухе.
Чоби: современный хоровод из иракской музыки. В нём участвуют иракские ассирийцы.


Источник фото : dzen.ru , tol-expertiza.ru
Интересным образом сложилось отношение к женщине. Если мужчина работал и выступал всегда главой семьи, то перед женщиной ставилась задача воспитывать детей. Работа для неё в принципе считалась наказанием. Женщина будет несчастной, если ей придётся работать. Покинуть дом она могла под присмотром пожилой женщины или одного из родственников-мужчин. Сейчас ассирийским девушкам не запрещено открывать лица.
Наиболее интересным жилищем являются старинные дома ассирийцев. Знать могла позволить себе дома с несколькими комнатами. Убранство помещений было богатым, причём богатство заключалось в большом количестве циновок, цветных тканей и ковров. Мебель украшали металлическими пластинами, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Окна в домах располагались под крышей и были квадратными. В них использовались глиняные или деревянные рамы. Стены оштукатуривались известью. В жаркое время года их поливали водой, и в процессе испарения таким образом охлаждали помещение.
Обычные горожане не могли позволить себе много мебели, тем более инкрустированной дорогими изделиями из слоновой кости. Максимум каждый мог иметь несколько табуретов или стульев, а в качестве спального места использовалась циновка. Муж и жена спали на кроватях, а гости и дети — как раз на подстилках.
Печь строили во дворе, там же держали кувшины с вином и отдельно с водой. Воду использовали для умывания и питья. Рядом с печью держали котёл, в котором кипятили воду.
Пищу принимали за столом: у богатых столы были большими, простые же люди могли позволить себе маленькие столики на коротких ножках. Женщины и мужчины держались в домах раздельно и только во время трапезы садились за общий стол.
Для защиты от сглаза или злых духов использовались амулеты в виде страшных существ. На каждом амулете вырезали заговор, который отгонял духов. Некоторые амулеты вешали над дверями, другие зарывали под порогом. Древние ассирийцы имели свой культ богов, покровительствующих хозяевам дома. Их фигурки тоже ставили в разные места комнат. Каждой из них периодически давали яства в знак жертвоприношения.
Современные ассирийцы сохранили древние обычаи приготовления пищи. Мясо птицы и животных было в изобилии благодаря развитому скотоводству, среди кисломолочных продуктов распространение получили сыры. Ассирийские блюда считаются одними из самых сложных в приготовлении, особенно в плане раскатки кяды — многослойного теста.
Ассирийские супы обычно имеют яичную основу. Мясо подают в мелко нарезанном виде и смешивают с другими ингредиентами. При этом не утратили популярность кебабы и блюда из курицы, подаваемые в арабских странах. Ассирийцы употребляют в пищу лаваш, зерновые, бобовые. Блюда готовятся в очаге и глиняной посуде, что в значительной мере влияет на их вкус.
Овощи и фрукты употребляют в сыром виде, иногда маринуют, сушат и квасят. Их обязательно добавляют в супы, вторые блюда. В древние времена ассирийцы заметили, что овощи способствуют лучшему усваиванию мяса. Как правило, овощи сдабривают специями: базиликом, мятой, кинзой, чёрным перцем. Из топлёного масла и муки делают мертоху — смесь, которую намазывают на лаваш. К ней добавляют корицу, ваниль и кардамон, получая кондитерское изделие.
Самым популярным супом в ассирийской кухне является ширва. В него добавляют лук, зелень, яйцо, красный перец, причём часть ингредиентов предварительно обжаривают. Из сладостей большую любовь приобрели хасыда, молочный пудинг рызза, джаджик.
Источник фото : novate.ru , kvashenaya-kapusta.ru , cafe-maxim.ru , dzen.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения