Пуштуны - иранский этнос, который проживает в Афганистане и Пакистане. Также этих людей называют афганцами. Основополагающим в их жизни является закон Пуштунвали — кодекс чести, положениям которого они беспрекословно подчиняются. Согласно народной концепции, пуштун — это не только человек, говорящий на языке пушту, но прежде всего воин, соблюдающий Пуштунвали.
О количестве пуштунов можно говорить только приблизительно, так как на территории Афганистана перепись жителей не проводится больше 30 лет. Предположительно их число составляет 42 000 000 человек.
Большая часть пуштунов живет в Афганистане и Пакистане. На территории Афганистана ими густо заселены юг, запад, восток, также племена продвигаются на север государства. В Пакистане они расселяются по берегам реки Кабул, предгорьях Сулеймановых гор. Провинции Хайбер-Пахтунхва, Белуджистан плотно заселены пуштунами. Город Пешавар является одним из главных центров культуры.
Также они проживают в ОАЭ, Иран, Великобритания, Канада, США.
На 2020 год в Российской Федерации насчитывалось 3 536 афганцев: г. Москва – 680 чел., Московская область – 433 чел., Ростовская область – 280 чел., г. Санкт-Петербург - 269 чел., Ивановская область – 213 чел., Ставропольский край – 212 чел.
Большая часть пуштунов исповедует ислам суннитского толка. Они основали радикальное исламское движение Талибан. Тем не менее, приоритетным для них является кодекс Пуштунвали. Это некий свод ценностей, традиций, норм, контролирующих поведение людей в любых ситуациях. Пуштуны почитают Коран и опираются на его законы, однако если какое-то положение Пуштунвали идет вразрез с исламской верой, то руководящими принципами будут пуштунвалийские. Главные принципы пуштунвали:
- Сохранение своего достоинства, национальной гордости;
- Порядочность, благопристойность, почитание бога;
- Упорство в достижении цели;
- Равноправие;
- Незапятнанная честь, сохранение репутации;
- Право отмщения.
Истинным пуштуном считается тот, кто делами подтверждает принципы Пуштунвали. Такой человек достоин уважения всего племени. В первую очередь мужчина должен организовать свою жизнь и быт. Это означает умение распоряжаться имуществом, землей, а также создать правильные отношения в семье. Это основа устройства жизни, и человек, неспособный на это, не может быть полноправным членом общества. Все мужчины племени равны между собой, так как они — потомки царя Израилевого. Все представители народа должны соблюдать закон гостеприимства. Любому гостю нужно дать пищу, кров, одежду. С врагами нужно соглашаться на перемирие. На войне мужчина обязан быть смелым и отважным, но при этом проявить милосердие. Он должен защищать слабых, больных, женщин, детей, помогать тем, кто в этом нуждается. Необходимо отстаивать честь и достоинство, свое честное имя. Все обязаны соблюдать право кровной мести.
При несоблюдении этих законов человека могут выгнать из племени, тогда он останется один, без поддержки своего рода. Все спорные вопросы решаются на общем совете старейшинами. Совет (джирга) собирается сразу, по мере необходимости. Существует два типа джирги. На одной решаются внутренние проблемы племени (нарушение традиций, распределение общих ресурсов). На них разрешено присутствовать женщинам. На второй старейшины племени занимаются регулировкой отношений с соседними этническими группами, правительством страны. На джиргах обсуждаются все конфликты, принимаются решения об исполнении кровной мести. Каждый присутствующий может открыто выразить личное мнение. Запрещены оскорбления, ругательства. За нарушение этого правила выносится штраф, человек подвергается всеобщему позору.
Пуштуны разговаривают на языке пушту, принадлежащем к восточноиранским языкам. Он является государственным в Афганистане. Также некоторая часть говорит на урду (близкий к хинди), дари (язык афганских этнических групп).
На 2020 год языком пушту в РФ владеют 2 328 человек, урду – 321 человек и дари – 501 человек.
Среди пуштунского народа имеется легенда, что они происходят от древних израильтян. Их царем является Саул — библейский персонаж, царь Израиля. По другой версии один из приближенных пророка Мухаммеда был знаком с афганским вождем, который принял от него ислам. Поэтому пуштуны считают себя истинными мусульманами и ревностно защищают свою веру. Эти версии подтверждаются многими арабскими летописями, в которых пишется про древних афганцев и обозначаются места их расселения.
Календарь афганцев основан на лунном, поэтому с европейским не совпадает даже начало нового года. Национальные праздники длятся до десяти дней, продолжительность в каждом регионе может быть разной.
• 21 марта – Навруз (персидский Новый год);
• 18 апреля – День Освобождения;
• 28 апреля – День исламской революции;
• 1 мая – День труда;
• 4 мая – День памяти мучеников и инвалидов;
• 19 августа – День независимости Афганистана.
Одеяния пуштунов близки к традиционной одежде кочевников. Это просторные штаны, рубаха, безрукавка. Поверх этого костюма надевают длинный запашной халат. На голову надевают чалму или небольшую круглую шапочку в виде берета — паколь. Обувью служат кожаные сандалии. Женщины носят хлопковые штаны в сочетании с длинной рубашкой свободного кроя. Также популярны платья с длинными рукавами, присборенные по талии. Голову закрывают платком — хиджабом.
Национальным видом спорта пуштунов является бузкаши. Игра заключается в выхватывании козла во время верховой езды, лежащего на середине площадки и бросить оторванную голову в цель. Раньше использовалось тело раба. В бузкаши нет почти никаких правил. Регламент не определяет количество игроков, дополнительные могут присоединяться в процессе игры. Допускается избиение лошади, потасовка и сталкивание игроков сверху.
Аттан - это особый вид танца, исполняемый труппой от 50 до 100 танцоров, которые размахивают красными шарфами в воздухе, пока музыканты бьют в барабаны. Этот танец распространен среди пуштунов, и правящая элита продвигала его как национальный танец Афганистана.
Хаттак - это быстрый боевой танец, который обычно исполняется с мечом и носовым платком в руках. Его совершали воины перед сражениями. Он использовался в качестве упражнения для подготовки к войне и известен как единственный танец с фехтованием.
История пуштунской литературы насчитывает более пяти тысяч лет, уходя своими корнями в устную традицию тапа. Однако первый зарегистрированный период начинается в 7 веке с Амира Крора Сури (поэта-воина). Позже Пир Рошан, который основал свою суфийскую школу мысли и начал проповедовать свои убеждения, придал пушту прозе и поэзии новый мощный тон с богатым литературным наследием. «Хайр-уль-Баян», тезис, который часто цитируется и подвергается резкой критике, является, скорее всего, первой книгой о суфизме в пуштунской литературе. Среди его учеников - некоторые из самых выдающихся поэтов, писателей, ученых и суфиев, такие как Арзани, Мухлис, Мирза Хан Ансари, Даулат и Василь, чьи поэтические произведения хорошо сохранились. Ахунд Дарвеза (1533–1615), популярный религиозный деятель и ученый, дал мощный отпор движению Баязидов в лице Махзанул Ислама. Он и его ученики обогатили язык пушту и литературу, написав несколько книг прозы.
Основными мирными занятиями пуштунов являются земледелие и скотоводство. Земледелие распространено на территориях с наличием плодородных земель (долины рек). В горных районах выращивали ячмень, пшеницу. На равнинах, кроме них, культивировали кукурузу, горох, чечевицу, масличные. Южные районы давали возможность возделывать рис, сахарный тростник, хлопок. Ввиду засушливого климата издавна применяется искусственное орошение земель. Для этого создавалась система каналов, идущая со склонов гор. В окрестностях Пешавара, Кухистана выращиваются виноград, абрикосы, сливы, инжир.
Скотоводство распространено у всех племен. Это важная отрасль хозяйства пуштунов. На равнинных территориях разводят коров, буйволов, лошадей, верблюдов, ослов. В горах держат преимущественно коз, овец. Мулы играют большую роль в транспортировке, так как хорошо передвигаются по горным тропам. У восточных племен распространены ремесла: гончарство; обработка дерева; ковроткачество; изготовление тканей; вышивка; производство национальной одежды, шапок.
В горных районах существует такой вид ремесла, как изготовление оружия. Пуштуны умеют плавить металл, занимаются ковкой. Наряду с холодным, производится также огнестрельное оружие, порох, патроны.
Только 48% мужчин-афганцев умеют читать и писать, среди женщин грамотных втрое меньше — всего 15%. Более трети афганцев живут за чертой бедности.
У кочевых племен жилищем является четырехугольный шатер. Стоянка состоит из нескольких шатров, образующих круг. В центр загоняют скот. С приближением зимы жители концентрируются в более крупные поселения, состоящие из 70-100 семей. Оседлые племена живут в глинобитных одноэтажных домах. Жилище преимущественно однокомнатное, с плоской крышей, небольшими окнами. В горах селения имеют террасообразный вид. На равнине деревни окружают высокой стеной. Дом отапливается очагом. Топливом служит верблюжий навоз. На пол кладут циновки. Постель состоит из кошмы (войлочного ковра), подушки и одеяла. Вода для питья и домашнего пользования хранится в кувшинах. Каждое поселение имеет мечеть, кузницу, магазины. В больших городах строятся новые здания европейского типа. Там есть кинотеатры, рестораны, учебные учреждения.
Пуштуны — самый многочисленный в мире народ, не утративший родоплеменное деление. Афганские племена сохраняли родоплеменную структуру и клановую организацию; самостоятельность во внутренних делах они сохранили даже в XIX веке. У них имеется 60 племен, которые включают в себя около 400 родов. Каждый род состоит из кланов. Это семейства, управляемые старейшинами. Рода возглавляют вожди, каждое племя подчиняется хану. Совет племени называется джирга.
Пуштуны часто заключают браки в пределах соседних родов. Невесту подбирают родители или женатые братья. Бывает, что в супруги предлагают младшую сестру жены одного из братьев. Родители невесты подробно расспрашивают о женихе. Если имеются какие-либо недостатки, могут отказать. До свадьбы молодые люди друг друга не видят. О внешности будущего супруга можно судить только по описаниям родственников. Невесте собирают приданое, среди которого множество отрезов ткани (на пошив одежды). Их дарят родственникам жениха. Свадьбу празднуют несколько дней. Дом украшают гирляндами, лепестками роз. Имеет место брачный контракт — жених подписывает документ, в котором оговаривается, что получит жена в случае смерти мужа или развода.
Основной пищей пуштунов являются пшеничные или кукурузные лепешки и молокопродукты. В рацион добавляются овощи, фрукты, рис. Повседневный завтрак часто состоит из чая и лепешки, ужин — похлебки с хлебом. Популярны также лапша, манты, самса, различные виды плова. В состоятельных семьях в меню входит мясо барана, буйвола, верблюда. На свинину наложен запрет. В пищу употребляют все части животных. После того, как животное режут, мясо вялят и кладут на хранение. Рыбу и морепродукты пуштуны не едят. Важное значение в питании имеют молокопродукты. Молоко в чистом виде употребляют редко, оно идет на приготовление сыра, сливок, сметаны, творога, йогурта. В пуштунской кухне используется множество пряностей. Некоторые из них: имбирь, шафран, кунжут, куркума, кориандр, гвоздика, зира, красный, черный, белый перец.
На праздники готовят сладости. Это пахлава, халва, рисовые пудинги, печенье, сладкий кебаб из яиц и сиропа. Популярным напитком является чай. Его пьют с пряностями, молоком, содой, травами. Алкогольные напитки запрещены. Человек, появившийся в нетрезвом виде, подвергается строгому порицанию.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.