334
Ахвахцы
Территориальное расположение и численность
-1-e1416943245110.jpg

По данным переписи 2020 года, в РФ насчитывается 5 282 ахвахца. В основном они проживают в Западном Дагестане, на западных и восточных склонах Богосского хребта – 5 266 чел.

Также они живут в Загатальском районе Азербайджана, где они поселились еще в 17-18 веках. Выходцы из Нижнего Ахваха основали в Азербайджане селение Ахахдере.

Религия

Ахвахцы являются мусульманами-суннитами шафиитского мазхаба. Исламизация народа была завершена уже во второй половине 18 века. И сегодня они следуют мусульманским канонам, знают молитвы, соблюдают мусульманские ритуалы. В каждом ахвахском селении есть молельные дома и мечети. До сих пор сохранились пережитки древней веры народа, которая связана с анимистическими представлениями. Существует культ земли, неба, небесных светил, огня, молнии и грома, горных вершин, лесов и водоемов. Существуют поверья о злых и добрых духах.

Язык

Ахвахский язык принадлежит к нахско-дагестанской семье языков, относится к языкам андийской группы аваро-андийской подветви (аваро-андо-цезская ветвь). Наиболее близок ахвахский с каратинским языком. В ахвахском два диалекта: южный и северный.

Проживающие в Азербайджане ахвахцы говорят на северноахвахском. В южном диалекте существует цегобский и тлянубский говоры.

До начала 21 века у языка не существовало письменности, ахвахцы использовали для письма русский и аварский. Ахвахский алфавит был разработан в 2000-х годах на основе кириллицы, но используется он очень редко. В 2007 году был создан ахвахско-русский словарь.

В Российской Федерации, по данным переписи 2020 года, ахвахским языком владеют 5 019 чел.

Традиционная и современная культура

Традиции

Ахвахцы очень почитают старших, всегда помогают родственникам и соседям, сохраняют традиции куначества, гостеприимства и тухумной солидарности. В брак ахвахцы вступали по инициативе родителей, но часто у них была и возможность собственного выбора. Девушки сами выбирали спутников жизни из нескольких претендентов. Существовал обычай, во время которого парни и холостые мужчины, вдовцы собирались под окном комнаты, где находились девушки и женщины, кидали папахи, каждая по очереди ловила их и оставляла себе головной убор того, кто ей нравился, остальные выбрасывала обратно в окно. Были у ахвахцев браки путем похищения, бегства молодых, сорорат, левират и уход женщины в дом мужчины. Случались браки, инициаторами которых выступала сельская администрация. Например, мужчине, даже женатому, могли навязать в жены девушку или вдову.

После проведения обряда сватовства и сговора, жених и невеста могли видеться в любое время, им разрешалось даже спать в одной постели, но парень не имел права касаться тела девушки ниже пояса до заключения брака. Во времена правления предводителя кавказских горцев Шамиля был случай, когда девушка кинжалом убила своего жениха, потому что он нарушил этот адат (правило). При этом ее никак не наказали, даже наоборот, она получила всеобщую похвалу. Традиционно свадьбы играли осенью, по окончании полевых работ.

Выбор жениха.jpg

Национальный костюм

У мужчин это главным образом шерстяные штаны, зауженные книзу и без ширинки, туникообразная рубаха, бешмет, безрукавки (войлочные и овчинные), куртки и пальто из войлока, черкеска, несколько разновидностей шуб, войлочная бурка, конусообразная или полусферическая овчинная папаха. На ногах носили чарыки (постолы) из одного куска сыромятной кожи, обувь типа кожаных галош и типа войлочных (или комбинированных, с кожаным низом) чувяк, башмаки без задника, сапоги с мягкой подошвой (с конца XIX - начала XX в. - с твердой подошвой и каблуком), а также ноговицы (кожаные, войлочные). На поясе носили кинжал (до XX в.). Голову мужчины брили, оставляли бороду и усы. Суконные ткани для одежды с XIX в. стали вытесняться привозными - фабрично-заводскими (ситец, сатин, полотно и др.).

Женская одежда состояла из туникообразных и отрезных по талии рубах нескольких разновидностей, нарядных платьев типа «полуша» и «къабалай», безрукавок, платков и теплых шалей, чепца - накосника - чухту, узких и длинных штанов. Обувь женщин была та же, что и у мужчин, за исключением сапог и ноговиц. Костюм женщин дополняли бусы, серебряные кольца, перстни, серьги, браслеты, височные, налобные, нашейные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями (бирюза, коралл, жемчуг, сердолик, агат, гранат, янтарь и др.). Волосы заплетались в косы, женщины старшего поколения стригли волосы на затылке.

В одежде ахвахцев можно было выделить и заимствования: шубу с пелериной и ложными рукавами переняли у лакцев, платье типа къабалай - у кумыков, тип «кавказской» рубахи - скорее всего у народов Северного Кавказа, эпизодически встречающиеся чабанские войлочные шляпы — у народов Северного Кавказа, папахи типа «бухара» - у народов Средней Азии и др.

Современная одежда ахвахцев - прежде всего одежда городская, европейская. Отдельные элементы традиционной народной одежды встречаются в костюме представителей старшего поколения.

6.jpg

Быт

Жизнь

Традиционным занятием ахвахцев всегда было животноводство, преимущественно разведение овец. На склонах гор обустраивали пастбища для выпаса скота. Занимались пашенным, террасным и частично орошаемым земледелием. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, полбу, овес, бобовые, табак, лук и чеснок. С 19 века начали культивировать картофель и кукурузу. Из ремесленных занятий широко распространена обработка дерева, камня и овчины, выработка кож, кузнечное дело. Торговали сукном, шерстью, сушеным мясом, топленым маслом и сырами. Торговые отношения у ахвахцев существуют издавна с соседними народами, чеченцами и азербайджанцами.

Ахвахцы жили общинами «джамаатами» скотоводов и воинов-земледельцев, придерживались кровнородственных патриархальных объединений (тухум). Преобладала у народа малая семья, состоявшая из родителей и детей. Когда сын женился, его старались сразу отделить от семьи и дать тем самым возможность проявить самостоятельность. До начала 20 века встречались и неразделенные семьи, которые состояли из родителей, нескольких сыновей с семьями. Все они жили под одной крышей и вели общее хозяйство.

В семьях соблюдали обычаи запретов и избеганий. Младшие подчинялись старшим, женщины — мужчине, а члены семьи главному в доме. Женщина, которая выполняла больше всех работы по хозяйству, имела свое имущество в виде приданого и свадебных подарков родственников: скот, пашни, земельные участки, утварь, одежда и серебряные украшения, пользовалась в семье уважением, имела относительную свободу и самостоятельность, почиталась детьми. В семье обычно было по 2-3 ребенка, редко 4 и более. Когда детям исполнялось 5-6 лет, их начинали обучать письму и чтению, они заучивали суры из Корана. Мальчиков обучали отдельно от девочек, в школах при мечетях. После они могли продолжить обучение, поступив в медресе. После его окончания юноша мог стать на несколько лет учеником и последователем известного арабиста. Мальчиков дома учили ухаживать за скотом, заниматься земледелием, владеть топором, молотком, обрабатывать древесину и класть стены, ездить верхом. Девочек с малых лет учили работать в поле, вести домашнее хозяйство, шить, ткать, вязать, стирать, доить корову, перерабатывать молоко.

После Октябрьской революции в Ахвахе построили начальные школы, в которых обучались не только дети, но и взрослые, для ликвидации неграмотности среди населения. Постепенно начали появляться семилетние и средние школы. Сегодня ахвахцы учатся в школах-десятилетках, школах-интернатах, многие после их окончания продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

5.jpg

Жилище

Ахвахцы живут в расчлененных горными долинами и ущельями горных местностях на вершине 1 500 и более метров. Дома и хозяйственные постройки люди возводили на скалах и землях, непригодных для обработки. Традиционным жилищем была одноэтажная сакля, построенная из камня, рядом с которой обустраивался двор. Зажиточные ахвахцы строили сакли из 2 или 3 этажей. На первом этаже был хлев, сарай, подсобные помещения. На втором располагались помещения для гостей и хозяев. По всей длине дома тянулась терраса. Вместо окон в стенах делали проемы без стекол и рам. Были такие отверстия и в потолке над камином, который встраивался в стену. Дым выходил через трубу. Полы в помещениях были глиняные, дверные проемы узкие со створчатыми дверьми. В стенах ахвахцы делали ниши, которые служили местом для хранения вещей. Кухни в доме не было, пищу готовили в общей комнате, летом это иногда делали во дворе.

Мебели в традиционных жилищах было мало, к ней относились и низкие треногие стульчики и появившиеся в XIX в. деревянные скамьи-лежанки. Одна из комнат обставлялась лучше других и служила в основном как помещение для приема гостей. Здесь раскидывались по полу и развешивались по стенам лучшие ковры, шкуры зверей, нарядная сбруя, дорогое оружие, бурки, расставлялась по нишам и полкам редкая посуда и т.д. Другая комната, с очагом типа пристроенного камина, была главной, повседневного пользования, тут семья проводила свободное время, садилась за совместную трапезу, укладывалась на ночлег. В отдельных комнатах хранились обычно предметы утвари и продовольственные припасы. Одежда развешивалась по деревянным кольям, вбитым в стену, или цеплялась на свешивающуюся с потолка суковатую палку. В нишах и по полкам располагалась медно-бронзовая, керамическая и деревянная посуда. Интерьер современного жилища максимально приближен к городскому. В домах ахвахцев с конца XIX - начала XX в. появляются современные кровати, столы, стулья, шкафы, буфеты и прочая мебель, позже - радио и телеаппаратура, книги, современная посуда и т.д. Хозяйственные помещения сейчас занимают гораздо меньший объем жилищно-хозяйственного комплекса, нередко они выносятся на территорию усадьбы, строятся отдельно. Несмотря на то, что современные жилища ахвахцев по форме и типу весьма разнообразны, тесная связь с традиционной культурой строительства все же сохраняется.

Жилище.jpg

Кухня

Основным продуктом питания был хлеб и мучная пища, лепешки. Готовили еду на треножке, на которую ставили тонкую каменную плиту. В медных и чугунных котлах готовили хинкал, варили вяленое и свежее мясо. Одно из национальных блюд ахвахцев суп «гъоди», готовят его из кукурузы, фасоли, черных бобов и брынзы. Готовые блюда сдабривали кусочками курдюка, мяса и домашней колбасы. Ячмень поджаривали и мололи в муку, которую мешали с кипятком и готовили блюдо ракъва. Во время походов, набегов и дальних переходов питались курдюком, хинкалом из поджаренного ячменя и вяленым мясом. Хлеба в избытке не было, поэтому часто его обменивали или покупали у чеченцев.

Овощей в рационе было мало, их компенсировали дикорастущими растениями: черемшой, мятой, крапивой, тмином, конским щавелем, лопухом, борщевиком. Из них делали и начинки для хинкала. С появлением картофеля кухня народа стала существенно разнообразнее. Из молока делали масло, сыры, брынзу и сметану. В 20 веке начали выращивать овощи, которые стали занимать важное место в рационе. Из круп готовили различные каши на воде, сыворотке и молоке.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.