Багулалы относятся к этнической группе аварцев. Это один из дагестанских народов аварской группы народов. Название народа может переводиться по-разному, например: «нищие люди», «которые едят сырое мясо», «богатырь», «время еды».
Согласно переписи 1958 года в России проживало 4 500 багулалов, в 2002 году – 40, в 2010 – 5, в 2020 — всего 14 человек. Скорее всего, это связано с тем, что со времен СССР багулалов не выделяли в отдельную этническую группу, приравнивая их к аварцам. Багулалы проживают в Республике Дагестан. Живут на северных склонах Богосского хребта (Цумадинский и Ахвахский районы), а также в селе Чало и другие в Кизилюртовском, Хасавюртовском и Кизлярском районах.
Все же, согласно книгам сельских администраций, на текущий момент в России проживает около 5 000 представителей этого народа. При этом они не имеют самоназвания, предпочитая называться по названию селения, в котором проживают. Село Хусари — населено Хуштадинцами, Гьиндури — Тлондодинцами, Гьемери — Гимерсинцами, Кванди — Кванадинцами, Гьибищирди — Тлибищинцамиь.
Багулалы верующие. Большиство из них являются мусульманами-суннитами шафиитского мазхаба.
Отмечаются мусульманские и календарные праздники, характерны увеселительные собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные и т.д. передаются на аварском и бежтинском языках. Разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Сохранились обряды вызывания дождя, солнца и т.п., элементы поклонения небу, светилам, вершинам, водоемам, рощам и т.д., вера в джиннов, духов-покровителей, злых духов и т.д.
Язык багулальский, нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Багулальский язык не имеет письменности, используется только в бытовой речи, поэтому находится на грани исчезновения.
Выделяются 3 группы говоров: сел Хуштада и Тлондода, сел Кванада и Гемерсо, сел Тлисси и Тлибишо.
В багулалском языке очень высокий уровень грамматики и словообразования. Это связано с тем, что язык является развитым во всех отношениях инструментом для описания окружающего мира и выражения мыслей. Весь словарный запас является носителем информации о культуре багулалов и восприятии мира, которое им присуще.
Культура багулалов была сформирована под влиянием их истории и окружающей природы. Они развивали свой уникальный архитектурный стиль, музыку и танцы. Они были знамениты своими национальными костюмами и коврами.
Традиции багулалов пронизаны глубоким уважением к строгим правилам поведения и культурному наследию. Они уважают своих старших и считают, что знание передается из поколения в поколение.
Багулалы имеют множество традиций, связанных с религией, свадьбами, праздниками и даже смертью. Например, у этого народа существует обычай «хиджама» — лечение крови с постановкой банок и кроспусканием.
Багулалы любят народные игры. Они играют в «манкуал» — народный аналог шашек, «хавенцар» — настольный теннис с помощью рук, а также устраивают скачки на лошадях и игры со стрельбой из лука. Что касается национальной культуры багулалов, она также очень интересна. Народ знаменит своей музыкой и танцами. Обычно на мероприятиях исполняются национальные песни и танцы, такие как «Фигвари», «Хьурджинде» и «Лозинахь». Кроме того, в народе уважаются женщины, которые, помимо домашних дел, также занимаются национальными промыслами и художественным ремеслом.
Материалом для одежды служила продукция животноводства - шерсть, шкура, кожа. В конце XIX в. стали поступать различные материалы фабричного производства. Одежда делилась на мужскую и женскую, ритуальная по покрою мало чем отличалась от повседневной. По назначению одежда была повседневной и праздничной, нательной и верхней. К нательной одежде относились рубаха, штаны, а к верхней - бешмет, черкеска, брюки, овчинная шуба (нагольная). Рубаха являлась повседневной одеждой, и, чтобы она быстро не износилась, на спине ее пришивали подкладку. Штаны имели «широкий шаг». На голове носили косматую овчинную папаху конусообразного покроя. Обувью служили чарыки из сыромятной кожи собственного производства. Костюм женщины включал длинное черное платье-рубаху туникообразного покроя, штаны из темной ткани, доходящие до пят, темные покрывала, черное чухто с двумя парами серебряных височных колец, красный кушак. На ногах носили кожаные, войлочные сапожки, чарыки из сыромятной кожи, шерстяные носки с кожаной подошвой. Теплая одежда женщин почти не отличалась от мужской. Свадебная же одежда отличалась только дороговизной материала и обилием серебряных и медных украшений, пришиваемых на груди, голове.
Украшением мужской одежды были кинжал и пояс с серебряной инкрустацией, а женской - серьги, кольца, браслеты и др. До 40-летнего возраста мужчины брили голову, оставляя бороду, усы. Женщины отпускали косы, ухаживали за волосами, чаще мыли голову теплой водой, добавив в нее курагу, золу и т.д.
В наши дни традиционную одежду можно встретить только у представителей старшего поколения. В основном сейчас одежда имеет интернациональный (европейский) характер.
Традиционные занятия - пашенное земледелие (зерновые, бобовые, огородные, бахчевые, технич. культуры), садоводство, виноградарство, пчеловодство, а также отгонное овцеводство. В земледелии Багулалы прошли путь от примитивных форм выделки земли, до высокоразвитых аграрных технологий.
Получили развитие и некоторые виды промыслов. Сырьем для промыслов служили продукция животноводства (шерсть, шкуры, рога, кости), дерево, камень, имеющиеся в изобилии вокруг багулальских селений. Особое развитие получили ткачество, войлочное дело, сукноделие, вязание шерстяных носков и сапог, изготовление серебряных украшений (серег, перстней, нагрудных украшений), височных обручей для женского головного убора, блях для мужских поясов, ножен для кинжалов. Для внутреннего пользования женщины изготовляли подседельники, переметные сумки, мешки. Мужчины готовили сельскохозяйственный инвентарь - рало, молотильные доски, лопаты, кирки, вилы, корыта, косы, ткацкие станки, прялки и др. Значение промыслов в наши дни повышается в связи с получившей в последнее время широкое распространение индивидуальной трудовой коммерческой деятельностью и т.д.
Общественный уклад в прошлом отражал определенную систему социальных патриархально-феодальных отношений. Существовала частная собственность на дом, скот, пахотные участки, отдельные покосные угодья. Внутри селения сложились зависимые отношения между тухумами. Малочисленные общины зависели от крупных. Эта зависимость выражалась в необходимости оказания ими принудительной и обязательной помощи крупным и сильным обществам во время войны, стихийных бедствий, в сезоны сельскохозяйственных работ. К XIX в. и внутри селения появились отдельные тухумы, семьи, лица, различающиеся занимаемым положением в производстве и распределении, развивалось имущественное расслоение (неравенство), различные формы эксплуатации одной части населения другой ее частью.
В первой половине XIX в. пережиточно сохранялось патриархальное рабство (нисуди). Рабами становились люди, попавшие в плен во время войн, набегов.
Специфичным является древний институт гьоркьо рухъ (мужской дом). Ежегодно в течение двух—трех зимних месяцев мужская часть населения группами по 15-20 человек собирались в домах, куда доступ женщинам был запрещен. Мужчины проводили время в беседах, играх, развлечениях, пиршествах, выбирали из своей среды шаха, слово которого являлось законом для всех. Они занимались и закаливанием организма. Женатые мужчины могли провести ночь с четверга на пятницу у себя дома.
Существовал обычай взаимопомощи, практиковавшийся при выполнении трудоемких сельскохозяйственных работ, при возведении дома, на свадьбах, на похоронах и т.д.
До введения «военно-народного управления» во главе крупных сельских обществ стояли бегаулы (халиды), избиравшиеся на сельском сходе всеобщим голосованием из состоятельных и авторитетных семей. После введения российского управления бегаул утверждался начальником Каратинского участка Андийского округа (наибом). Он был в ответе за все, что делалось в обществе, осуществляя исполнительную и административную власть. Ему помогали два исполнителя (нукеры). Оплату им всем производили за счет штрафных сумм. В каждом селении было по два-три стражника (адилы), осуществлявших обязанности полицейского надзора. Помощниками стражников были осведомители-сторожа (гьелибы). Большой общественный вес имел дибир, избираемый в крупных селениях на сходе всеобщим голосованием. Он решал не только вопросы религии, но и хозяйственные дела. Ближайшим помощником дибира был будун. Они занимались преимущественно вопросами судопроизводства. Судебные решения выносились на базе норм адата (воровство, кража, уголовные дела и т.д.) и шариата (дела, связанные с семейно-бытовыми обычаями). Суд был общественным органом, главной целью которого являлось примирение сторон без какого-либо ущерба одной из них. Основной функцией суда было третейское разбирательство дел по охране прав собственности.
Определенное место в общественной жизни занимала кровная месть - один из атрибутов первобытно-общинного строя, возникший как эффективная мера самообороны, самосохранения, регулирования межличностных и межобщинных отношений. Пережитки кровной мести сохранялись до 30-х годов XX столетия.
В суровых условиях замкнутого быта большое значение имело гостеприимство. Оно являлось важным каналом, по которому развивались экономические, культурные связи между народами, обществами. Существовала специальная церемония по встрече и проводам гостя - самого уважаемого в селе и неприкосновенного человека.
Патриархальный характер быта и семьи ревностно оберегал честь и достоинство старших по возрасту, женщин.
Основная форма семьи - двухпоколенная малая (нуклеарная), состоящая из родителей и детей. Средний размер семьи составляет четыре-пять человек. Изредка встречались семьи трехпоколенные, в которых вместе с молодой семьей и их детьми, проживали престарелые родители. Это была система родства арабского типа. Предпочитали браки между родственниками, в том числе кузенные. Браки заключали уводом, уходом и похищением (умыкание), путем сговора. Преобладали последние. Свадьба проходила в три этапа, являвшихся логическим продолжением один другого - сговор, свадьба, послесвадебная обрядность. Своеобразным был в свадьбе обряд под названием «яри-яри-яришо». На следующий после свадьбы день группа молодежи (позднее - детей) со словами «яри-яри-яришо» (смысл которых неизвестен) входила сначала в дом родителей невесты, потом в дом родителей жениха и после соответствующих церемоний получала подарки.
Обязанности между членами семьи были строго распределены. Мужчине не полагалось вмешиваться в женские дела, а жена вела все домашнее хозяйство. В семье строго соблюдалось подчинение младших старшим, женщин - мужчинам.
Жилище багулалов делится на одно-, двух- и многоэтажное. Одноэтажное однокамерное жилище в прошлом было единственным для большой семьи. В нем посередине помещения устраивался открытый очаг, все места строго распределялись. Самое почетное место предназначалось главе семьи, его уступали лишь приходившему гостю. Двери и окна такого жилища были узкими и низкими, иногда световое отверстие оставляли в потолке, которое в непогоду закрывали плоским камнем. Маленькие размеры окон, дверей позволяли сохранить в помещении тепло. В связи с разрастанием семей и естественным приростом родственных коллективов увеличивается камерность путем возведения перегородок в большом помещении, а потом и этажность, когда нельзя возвести жилище рядом с домом родственника. Первый этаж двух- и многоэтажного хозяйственно-жилого комплекса предназначается для скота, на крыше устраивается сеновал. С проникновением изделий фабричного производства совершенствуются элементы жилища - окна, двери, балконы, веранды, лоджии и т.д. Устанавливают филенчатые двухстворчатые двери на петлях, окна ставят просторные со стеклами.
Для традиционного старого жилища был характерен центральный очаг, преобразившийся в XIX в. в пристенный камин с дымарем (у правой от входа стены). Слева в углу имелось углубление - хранилище, позднее, особенно в двухэтажном доме, превратившееся в отсек. У противоположной стены находилось возвышение для постелей, одежды (наль), позднее - лари-полки. Непременным атрибутом являлся массивный центральный столб с большой фигурной резной капителью. В стене - ниша для парадной посуды и других ценных предметов, сменившаяся через некоторое время ларем и сундуком. Впритык к дому было устроено деревянное массивное хранилище (гьекуш). Коренные изменения претерпело внутреннее убранство жилища в советское время. Жилую комнату обставляли покупной мебелью: диван, кресла, книжный шкаф; в ней имелся телевизор, радиоприемник; спальная комната снабжалась современным гарнитуром. Имеется и отдельная кухня. Не редкость в семьях холодильник, морозильник, кухонные шкафы и кухонная мебель. В наши дни внутреннее убранство дома - симбиоз традиционного и современного городского жилища. Основным строительным материалом ныне остаются камень-песчанник, глина, солома, дерево. В самое последнее время в возведении стен дома используется саманный кирпич.
Хозяйственные постройки для общественного скота в наши дни строятся по типовым проектам с применением современных строительных материалов (цемент, шифер, железобетонные конструкции и т.д.), а для личного скота отводится первый этаж жилого дома или возводится постройка рядом с домом во дворе.
Мер — хмельной напиток из проросших зерен пшеницы и толокна.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.