1442
Багулалы

Источник фото : shtampik-er.ru

Багулалы относятся к этнической группе аварцев — одному из дагестанских народов аварской группы. Название народа может переводиться по-разному: «нищие люди», «которые едят сырое мясо», «богатырь», «время еды».

История

Истоки народа уходят к I веку до нашей эры, когда объединённые племена багулалов входили в состав Ди-дури. Так они существовали вплоть до XV века, после чего союз распался. Впоследствии народ объединился в союз сельских общин под названием Багулал, центр которого находился в селе Хаштада. В состав России багулалы вошли в 1921 году вместе с остальными андийскими народами.

багулалы.jpg

Источник фото : www.culture.ru

Территориальное расположение и численность

Согласно переписи 1958 года, в России проживало 4 500 багулалов, в 2002 году — 40, в 2010 — 5, в 2020 — всего 14 человек. Скорее всего, это связано с тем, что со времён СССР багулалов не выделяли в отдельную этническую группу, приравнивая их к аварцам. Багулалы проживают в Республике Дагестан. Они населяют северные склоны Богосского хребта (Цумадинский и Ахвахский районы), а также село Чало и другие населённые пункты в Кизилюртовском, Хасавюртовском и Кизлярском районах.

Вместе с тем, согласно книгам сельских администраций, на текущий момент в России проживает около 5 000 представителей этого народа. У багулалов отсутствует единое самоназвание; они предпочитают называться по названию селения, в котором проживают: село Хусари — населено хуштадинцами, Гьиндури — тлондодинцами, Гьемери — гимерсинцами, Кванди — кванадинцами, Гьибищирди — тлибищинцами.

Религия

Багулалы — верующие люди. Большинство из них являются мусульманами-суннитами шафиитского мазхаба.

Отмечаются мусульманские и календарные праздники. Характерны увеселительные собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные и другие фольклорные жанры передаются на аварском и бежтинском языках. Разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Сохранились обряды вызывания дождя, солнца и тому подобные, элементы почитания неба, светил, горных вершин, водоёмов, рощ и т.д., а также вера в джиннов, духов-покровителей и злых духов.

Язык

Багулальский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской языковой семьи. Багулальский язык не имеет письменности и используется только в бытовой речи, поэтому находится на грани исчезновения.

Выделяются три группы говоров: сёл Хуштада и Тлондода, сёл Кванада и Гемерсо, сёл Тлисси и Тлибишо.

В багулальском языке очень высокий уровень грамматики и словообразования. Это связано с тем, что язык является развитым во всех отношениях инструментом для описания окружающего мира и выражения мыслей. Весь словарный запас является носителем информации о культуре багулалов и их восприятии мира.

Традиционная и современная культура

Культура багулалов сформировалась под влиянием их истории и окружающей природы. Они развивали уникальный архитектурный стиль, музыку и танцы, были известны своими национальными костюмами и коврами.

Традиции багулалов пронизаны глубоким уважением к строгим правилам поведения и культурному наследию. Они уважают старших и считают, что знание передаётся из поколения в поколение.

У багулалов существует множество традиций, связанных с религией, свадьбами, праздниками и похоронами. Например, у этого народа практикуется обычай «хиджама» — лечение с постановкой банок и кровопусканием.

Багулалы любят народные игры. Они играют в «манкуал» — народный аналог шашек, «хавенцар» — настольный теннис с помощью рук, а также устраивают скачки на лошадях и игры со стрельбой из лука.
Национальная культура багулалов также весьма интересна. Народ знаменит своей музыкой и танцами. На мероприятиях исполняются национальные песни и танцы, такие как «Фигвари», «Хьурджинде» и «Лозинахь». В народе уважаются женщины, которые, помимо домашних дел, занимаются национальными промыслами и художественным ремеслом.

Национальный костюм

Материалом для одежды служила продукция животноводства — шерсть, шкура, кожа. В конце XIX века стали поступать различные материалы фабричного производства. Одежда делилась на мужскую и женскую; ритуальная по покрою мало отличалась от повседневной. По назначению одежда была повседневной и праздничной, нательной и верхней. К нательной относились рубаха и штаны, к верхней — бешмет, черкеска, брюки, овчинная шуба (нагольная). Рубаха являлась повседневной одеждой, и чтобы она быстро не изнашивалась, на спине к ней пришивали подкладку. Штаны имели «широкий шаг». На голове носили косматую овчинную папаху конусообразного покроя. Обувью служили чарыки из сыромятной кожи собственного производства.

Женский багулалский костюм.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com

Костюм женщины включал длинное чёрное платье-рубаху туникообразного покроя, штаны из тёмной ткани, доходящие до пят, тёмные покрывала, чёрное чухто с двумя парами серебряных височных колец и красный кушак. На ногах носили кожаные и войлочные сапожки, чарыки из сыромятной кожи, шерстяные носки с кожаной подошвой. Теплая одежда женщин почти не отличалась от мужской. Свадебная же одежда отличалась дороговизной материала и обилием серебряных и медных украшений, пришиваемых на грудь и головной убор.
Украшением мужской одежды служили кинжал и пояс с серебряной инкрустацией, женской — серьги, кольца, браслеты и другие украшения. До 40-летнего возраста мужчины брили голову, оставляя бороду и усы. Женщины отпускали косы, тщательно ухаживали за волосами, чаще мыли голову тёплой водой с добавлением кураги, золы и т.д.

В наши дни традиционную одежду можно встретить только у представителей старшего поколения. В основном сейчас преобладает интернациональная (европейская) одежда.

Быт

Хозяйство

Традиционные занятия — пашенное земледелие (зерновые, бобовые, огородные, бахчевые, технические культуры), садоводство, виноградарство, пчеловодство, а также отгонное овцеводство. В земледелии багулалы прошли путь от примитивных форм обработки земли до высокоразвитых аграрных технологий.

Получили развитие и некоторые виды промыслов. Сырьём для них служили продукция животноводства (шерсть, шкуры, рога, кости), дерево и камень, имеющиеся в изобилии вокруг багулальских селений. Особое развитие получили ткачество, войлочное дело, сукноделие, вязание шерстяных носков и сапог, изготовление серебряных украшений (серёг, перстней, нагрудных украшений), височных обручей для женского головного убора, блях для мужских поясов, ножен для кинжалов. Для внутреннего пользования женщины изготавливали подседельники, перемётные сумки, мешки. Мужчины готовили сельскохозяйственный инвентарь — рало, молотильные доски, лопаты, кирки, вилы, корыта, косы, ткацкие станки, прялки и др.

Значение промыслов в наши дни повышается в связи с широким распространением индивидуальной трудовой и коммерческой деятельности.

Общественный уклад

Общественный уклад в прошлом отражал определённую систему патриархально-феодальных отношений. Существовала частная собственность на дом, скот, пахотные участки и отдельные покосные угодья. Внутри селения сложились зависимые отношения между тухумами. Малочисленные общины зависели от крупных. Эта зависимость выражалась в необходимости оказания ими принудительной и обязательной помощи крупным и сильным обществам во время войны, стихийных бедствий и в сезоны сельскохозяйственных работ.

К XIX веку и внутри селения появились отдельные тухумы, семьи и лица, различающиеся занимаемым положением в производстве и распределении, что способствовало имущественному расслоению (неравенству).

Специфичным является древний институт гьоркьо рухъ (мужской дом). Ежегодно в течение двух–трёх зимних месяцев мужская часть населения группами по 15–20 человек собиралась в домах, куда доступ женщинам был запрещён. Мужчины проводили время в беседах, играх, развлечениях и пиршествах, выбирали из своей среды шаха, слово которого являлось законом для всех. Они также занимались закаливанием организма. Женатые мужчины могли провести ночь с четверга на пятницу у себя дома.

Существовал обычай взаимопомощи, практиковавшийся при выполнении трудоёмких сельскохозяйственных работ, строительстве домов, на свадьбах и похоронах.

До введения «военно-народного управления» во главе крупных сельских обществ стояли бегаулы (халиды), избиравшиеся на сельском сходе всеобщим голосованием из состоятельных и авторитетных семей. После введения российского управления бегаул утверждался начальником Каратинского участка Андийского округа (наибом). Он отвечал за всё, что происходило в обществе, осуществляя исполнительную и административную власть. Ему помогали два исполнителя (нукеры). Оплата им производилась за счёт штрафных сумм.

В каждом селении было по два–три стражника (адилы), осуществлявших функции полицейского надзора. Помощниками стражников были осведомители-сторожа (гьелибы). Большой общественный вес имел дибир, избираемый в крупных селениях на сходе всеобщим голосованием. Он решал не только религиозные, но и хозяйственные вопросы. Ближайшим помощником дибира был будун. Они занимались преимущественно вопросами судопроизводства. Судебные решения выносились на основе норм адата (вопросы воровства, кражи, уголовные дела и т.д.) и шариата (семейно-бытовые обычаи).

Суд был общественным органом, главной целью которого являлось примирение сторон без ущерба для одной из них. Основной функцией суда было третейское разбирательство дел по охране прав собственности.

В суровых условиях замкнутого быта большое значение имело гостеприимство. Оно служило важным каналом развития экономических и культурных связей между народами и обществами. Существовала специальная церемония встречи и проводов гостя — самого уважаемого и неприкосновенного человека в селе. 
Патриархальный характер быта и семьи ревностно оберегал честь и достоинство старших и женщин.

Семейный уклад

Основная форма семьи — двухпоколенная малая (нуклеарная), состоящая из родителей и детей. Средний размер семьи составляет четыре–пять человек. Изредка встречались трёхпоколенные семьи, в которых вместе с молодой семьёй и их детьми проживали престарелые родители. Система родства была арабского типа. Предпочитались браки между родственниками, в том числе кузенские.

Браки заключались посредством увода, ухода, похищения (умыкания) или сговора. Преобладали последние. Свадьба проходила в три этапа, логически продолжающих друг друга: сговор, свадьба, послесвадебная обрядность.

Особый обряд в свадьбе назывался «яри-яри-яришо». На следующий день после свадьбы группа молодёжи (впоследствии — детей) со словами «яри-яри-яришо» (смысл которых неизвестен) входила сначала в дом родителей невесты, затем в дом родителей жениха и после соответствующих церемоний получала подарки.

Обязанности между членами семьи были строго распределены. Мужчине не полагалось вмешиваться в женские дела, а жена вела всё домашнее хозяйство. В семье строго соблюдалось подчинение младших старшим и женщин — мужчинам.

поселение.jpgжилье.jpg

Источник фото : russiafederation.ru , russia.yaxy.ru

Жильё

Жилище багулалов бывает одно-, двух- и многоэтажным. Одноэтажное однокамерное жилище в прошлом было единственным для большой семьи. В нём посередине помещения устраивался открытый очаг, а все места строго распределялись. Самое почётное место предназначалось главе семьи, которого уступали только пришедшему гостю. Двери и окна такого жилища были узкими и низкими; иногда световое отверстие оставляли в потолке, которое в непогоду закрывали плоским камнем. Малые размеры окон и дверей позволяли сохранять тепло в помещении.

С ростом семей и увеличением числа родственников повышалась камерность жилища за счёт возведения перегородок, а затем и этажность, когда строительство рядом с домом родственника становилось невозможным. Первый этаж двух- и многоэтажного хозяйственно-жилого комплекса предназначался для скота, на крыше устраивался сеновал.

С проникновением изделий фабричного производства совершенствовались элементы жилища: появились окна, двери, балконы, веранды, лоджии и т.д. Устанавливались филенчатые двухстворчатые двери на петлях, окна стали просторными со стеклами.

Для традиционного старого жилища был характерен центральный очаг, который в XIX веке преобразовался в пристенный камин с дымарем (у правой от входа стены). Слева в углу имелось углубление — хранилище, позднее, особенно в двухэтажном доме, превратившееся в отсек. У противоположной стены находилось возвышение для постелей и одежды (наль), позднее — лари и полки.

Непременным атрибутом жилища был массивный центральный столб с большой фигурной резной капителью. В стене располагалась ниша для парадной посуды и других ценных предметов, позднее заменённая ларем и сундуком. Впритык к дому устраивалось деревянное массивное хранилище (гьекуш).

Коренные изменения претерпело внутреннее убранство жилища в советское время. Жилая комната обставлялась покупной мебелью: диван, кресла, книжный шкаф; в ней появился телевизор и радиоприёмник; спальная комната оснащалась современным гарнитуром. Появилась отдельная кухня. В семьях не редкость холодильник, морозильник, кухонные шкафы и мебель.

В наши дни внутреннее убранство дома представляет собой симбиоз традиционного и современного городского жилища. Основными строительными материалами по-прежнему остаются песчаник, глина, солома и дерево. В последнее время при возведении стен используется саманный кирпич.

Хозяйственные постройки для общественного скота в наши дни строятся по типовым проектам с применением современных материалов (цемент, шифер, железобетонные конструкции и т.д.), а для личного скота отводится первый этаж жилого дома или возводится постройка во дворе рядом с домом.

Кухня

Мер — хмельной напиток из проросших зерен пшеницы и толокна.

  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения