Балкарцами называют народ, заселяющий Балкарию. Это историческая территория на северном склоне Кавказских гор. Она является частью Кабардино-Балкарской республики, которая входит в состав РФ. Балкарский народ представляет собой тюркоязычный этнос. Родственными ему считаются карачаевцы — народ Северного Кавказа.
Небольшое количество балкарцев находится в таких странах, как Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Также примерно 4 000-5 000 человек живут в США, Турции.
На территории Российской Федерации, согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, проживают 125 044 балкарца. Подавляющее большинство (120 898) проживает в Кабардино-Балкарской Республике. 973 – Карачаево-Черкесской Республике. 611 балкарцев проживает в г. Москва.
Как и многие народы, в древности балкарцы были язычниками. У них был распространен культ камней, священных деревьев, анимизм. С 17 века среди них начал распространяться ислам. До 19 века наблюдалось смешение разных религиозных обычаев и верований. Сейчас большинство жителей является суннитами (одно из главных направлений в исламе). Однако языческие традиции до сих пор присутствуют в виде праздников, обрядов.
Балкарцы разговаривают на карачаево-балкарском языке. Также на нем говорят карачаевцы, которые называют его, соответственно, карачаевским. Русские до 1950-х называли его по-разному: горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским.
Лингвисты выделяют два основных диалекта карачаево-балкарского языка - чокающий, в состав которого входят четыре говора, и цокающе-зокающий. Они отличаются друг от друга особенностями произношения общетюркских ч и дж. Литературный язык основан на чокающих диалектах.
Карачаево-балкарская письменность менялась несколько раз за свою историю. Арабские буквы использовались местным населением еще с XVIII века. Правда, первую книгу на нем выпустил И. А. Акбаев лишь в 1910 году. В 1916-м он же по просьбе комиссии учителей духовных и светских школ Карачая создал букварь на основе арабского алфавита. Эта письменность использовалась до 1924-1925 годов, постоянно дополняясь.
В 1924 году у языка появился алфавит из латинских букв. Также постоянно меняясь, это написание использовалось до 1937-1938 годов. На это время пришелся пик борьбы с безграмотностью, открытие новых школ в Балкарии, а алфавит перешел на кириллистическую основу. Статус официального алфавит приобрел в 1937-1938 годах, когда его по очереди приняли балкарцы и карачаевцы. Он тоже постоянно редактировался. В 1990-е власти республики пытались ввести новый латинский алфавит, на нем даже начали выпускать газету. Последние изменения Орфографическая комиссия по унификации карачаево-балкарского письменного языка приняла в 2012 году.
Карачаево-балкарским языком, согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, в России владеют 274 038 человек, из них 256 075 используют этот язык в повседневной жизни.
Свадьба у балкарцев — это целый праздник, который длится несколько дней. В течение первых двух дней жених проводит время в доме невесты, а на третий день веселье начинается в доме жениха. Участники танцуют вместе и поют песни, а затем идут на уличные шествия, которые длятся до поздней ночи. Этот праздник является лучшим способом для балкарцев, чтобы показать свою культуру и традиции.
Одна из интересных традиций балкарцев — это проводы жениха. Этот обычай происходит у его дома, где бабушка жениха подарит ему коготь курящего петуха и скажет: «Как этот петух воевал за свою территорию, так тебе предстоит воевать и беречь свою землю». Далее, друзья жениха дадут ему рубль, чтобы он купил завтрак на свадебный день и много выпить. После этого есть еще целый ряд обычаев и ритуалов, связанных с проводами жениха.
Похоронно-поминальные обряды у балкарцев проходили по мусульманским обычаям. Покойного хоронили в день смерти до захода солнца. Об этом старались оповестить родственников, соседей, односельчан. Тело покойного обмывали и готовили к погребению мулла и его помощники. Затем мулла совершал обряд отпущения грехов усопшего (деур). Для его проведения родственники выделяли определенную сумму денег из бюджета семьи. После исполнения данного обряда покойного выносили из дома. На кладбище шли только мужчины, которые после погребения возвращались во двор умершего, где неоднократно совершали молитвы (дуа) под руководством муллы. В течение трех дней не принято было готовить еду в доме покойного и кормить приходящих на соболезнование людей. В честь умершего организовывали чтение Корана и несколько поминок. Первые поминки проводили на третий день после похорон. Затем в течение года жарили каждый четверг лакумы и со сладостями раздавали соседям. Покойного поминали в 52 дня, в полгода и в год. Современные балкарцы также строго соблюдают традиционные похоронно-поминальные обряды и уделяют большое внимание своим умершим, ежегодно устраивая небольшие поминки в дни их смерти.
Духовная культура балкарцев, как и у многих кавказских народов, берет начало в героическом нартском эпосе. Кавказцы считали нартов своими предками, которые научили ездить на лошадях, ковать железо и изготавливать оружие. Также в устном народном творчестве встречаются исторические и богатырские эпосы. Их исполняли поэты-жыршы.
Литература, основанная на творчестве отдельных местных авторов, начала формироваться еще до появления первого алфавита – во второй половине XIX века. Ее основоположником считается Кязим Мечиев. Свои произведения он записывал арабскими буквами. Мечиев учился в мусульманском университете в Безенге, много путешествовал по Востоку, совершал паломничество в Мекку, знал турецкий и персидский языки, и много времени уделял изучению мусульманской духовной литературы. Используя достояние балкарского фольклора и традиции восточных литератур, он создавал поэтические шедевры карачаево-балкарской литературы.
С древним нартским эпосом связана не только литература, но и национальная музыка балкарцев. Она состоит в основном из эпических песен и различных музыкальных наигрышей. Их исполняли на инструментах, многие из которых в современной Балкарии считаются утраченными. Например, кобузы – щипковые и смычковые струнные инструменты. До нашего времени усилиями фольклорных коллективов дошел лишь двухструнный «къыл къобуз». Любопытно, что на многих инструментах могли играть только мужчины.
Национальный костюм балкарцев типичен для представителей кавказских народов. Мужская одежда состоит из таких деталей:
● Рубаха;
● Широкие штаны;
● Бешмет (кафтан);
● Сапоги;
● Папаха.
Штаны заправляют в мягкие сапоги из овечьей кожи. Верхней одеждой служит бешмет — приталенный кафтан длиной до колен или чуть ниже. Он имеет глухую застежку, вырез на груди. Бешмет подпоясывают ремнем, на котором размещается кинжал в ножнах. Зимой мужчины носят шубы из каракуля, бурки — накидки без рукавов, полностью закрывающие туловище.
Женская национальная одежда состоит из широких шаровар, туники с длинными рукавами. Поверх этого костюма надевают узкий кафтанчик (или нагрудник), приталенное платье в пол с вырезом. Нагрудник расшивают золотистой тесьмой. Платье имеет расклешенный подол, собирающийся в красивые волны снизу. Талию обхватывает пояс, украшенный серебряными элементами. Полочки платья богато украшаются орнаментом. Головной убор напоминает мужскую папаху. Он цилиндрической формы, поверх накидывают длинный кружевной или шелковый платок.
Балкарцы — это народ, обитающий на территории Кабардино-Балкарии. Их история насчитывает несколько веков, и за это время они развили свою культуру и традиции. Как и во многих народах, повседневная жизнь балкарцев тесно связана с природой и занятиями, которые они ведут.
Одной из основных отраслей занятости является животноводство, особенно разведение овец и коров. Балкарцы известны своим мастерством в этой области и с течением времени разработали свои методы ухода за скотом. Важной частью повседневной жизни являются также молитвы и религиозные обряды, которые закладываются еще в детстве. Балкарцы очень религиозны и строго следят за соблюдением традиций.
Поселения балкарцев имеют специфику, обусловленную горным ландшафтом. Их располагали в труднодоступных местах, с целью защиты от нападений врагов. Люди расселялись на склонах гор, по краям ущелий, вблизи рек. Жилища ставили хаотично, аулы имеют вид террас, где дома находятся один над другим. Узкие, кривые улочки часто выглядят как тропинки, могут резко закончиться тупиком. Издревле дома складывали из камня без какой-либо связки. Это было невысокое прямоугольное строение с плоской крышей и земляным полом. Крышу делали из досок и дерна. Окна были небольшого размера. Помещение отапливалось открытым очагом.
Для обороны поселения строили башни и крепости. Была распространена система дозорных башен, из которых дозорные подавали сигналы друг другу. Нижние этажи могли использоваться для жилья во время набегов неприятеля. Башни имели узкие бойницы, через которые балкарцы следили за передвижениями врага. В более позднее время там, где имелся лес, стали строить срубные избы. Сруб устанавливали на каменном или свайном фундаменте. Пол состоял из досок, имелись ставни, закрывающие окна. Богатые балкарцы могли позволить себе большой двухэтажный дом с несколькими комнатами, железной или черепичной крышей. Постелью служили деревянные нары, застланные войлоком. На полках вдоль стен расставляли глиняную, медную посуду. В 19 веке появились столы, стулья. Стены, пол стали застилать коврами. Присутствовало разделение на женскую и мужскую половины, также в доме была гостиная.
Семейные традиции балкарцев продиктованы нормами поведения, сформировавшимися за много веков. Тип уклада семьи – патриархальный с четкой иерархией. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужчине и служить ему, она не имеет права сидеть с ним за одним столом. Посторонним мужчинам запрещено находиться в женской половине дома. Родители проявляют строгость к детям, а старики могут быть с ними ласковы.
Основу питания балкарцев составляют мясные, молочные блюда. Их подают с лепешками из пшеницы, ячменя, кукурузы. Повседневной пищей являются наваристые, густые супы. Для первых и вторых блюд используется баранина, говядина, мясо домашней птицы. На гарнир подают картофель, фасоль, рис. Кушанья приправляются луком и чесноком. Издавна почетным блюдом считался целиком запеченный или сваренный в котле баран. Животное резали в честь прихода гостя или по праздникам. Голову подавали на блюде как самую лучшую пищу.
Популярные национальные блюда балкарцев:
- Шурпа. Густой жирный суп из баранины, картофеля, овощей с луком. Ингредиенты нарезаются крупными кусками.
- Гедлибже. Мясо курицы или индейки, тушенное в сметане. В соус добавляют муку, специи. Подают с круто сваренной пшеничной кашей.
- Лягур. Вяленое мясо, тушеное с картофелем.
- Шашлык. По старинному рецепту готовится из печени и сала барана.
- Хычын (также хычин). Пресные лепешки на основе пшеничной муки. Иногда начиняют фаршем, зеленью.
Также балкарцы пекут блины, ватрушки. Традиционным десертом является пахлава. Популярен закерис — нечто похожее на сладкий хворост, пастила, халва. Интересное блюдо представляет собой жамуко — старинное национальное угощение балкарцев. Оно очень питательное и калорийное. Его готовят из сыра или творога, который перетирают и варят на сметане. В смесь добавляют манную крупу. Получается нежное, тающее во рту лакомство. Эти и другие угощения всегда делают к приходу гостей. Балкарцы очень гостеприимные люди, для которых любой гость — уважаемый и почитаемый человек.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.