Башкиры — народ, населяющий регион Башкортостан. Они относятся к тюркам и привыкли к суровому климату Урала. У этого народа довольно интересная история и культура, а старые традиции чтут до сих пор.
Башкиры — коренное население Республики Башкортостан.
Всего в Российской Федерации, согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, проживает 1 571 879 башкир. Большинство из них проживает в Республике Башкортостан (1 268 806), в Челябинской области (128 071), Тюменской области (38 829), Оренбургской области (36 181), Ханты-Мансийском автономном округе (29 717). В г. Москва проживает 5 715 башкир.
Конституция Башкортостана запрещает устанавливать какую-либо религию в качестве государственной. Но большая часть жителей республики исповедует ислам суннитского толка.
Эта религия пришла на территории южного Урала еще в X веке из Средней Азии и Волжской Булгарии. Окончательно она утвердилась при Узбек-хане, став государственной в Золотой Орде. Во время его правления в Башкирии активно велась миссионерская деятельность.
Как мы помним, одним из условий договора Ивана Грозного с местными племенами была свобода вероисповедания, хотя договор достаточно скоро стал пустой формальностью. Центральная власть стремилась контролировать процессы в духовной жизни местного населения, и ислам стал ассоциироваться с противодействием российскому вмешательству. Главным святилищем Башкирии была Азиевская мечеть, которая во время восстаний стала центром сопротивления. В 1736 году храм снесли отряды во главе с И. К. Кирилловым.
Чуть позже Уфа стала центром всего российского мусульманства. Этому способствовало ее географическое положение на стыке Европы и Азии. В 1782 году здесь был учрежден муфтиат, на базе которого позже появилось Оренбургско-Уфимское магометанское духовное управление.
В 1918 году большевики разогнали все мусульманские организации, какие остались от прежнего российского правительства, и какие успело создать правительство Башкурдистана. Начался процесс атеизации населения. Но в 90-х популярность ислама вновь начала расти, стали открываться мечети, начала издаваться религиозная литература.
В настоящее время в Уфе действуют духовные управления мусульман Башкортостана и всей России. К 2002 году в регионе действовали 609 мусульманских общин: 334 в подчинении башкирского ДУМ, 271 в подчинении российского, 4 в подчинении московского Духовного управления мусульман «Ассоциации мечетей». Мусульманам принадлежат 464 культовые здания в республике. С 1991 года действуют уфимский Исламский институт имени Р. Фахретдинова.
Башкирский язык является государственным языком Республики Башкортостан. Такое его положение закреплено местной Конституцией 1993 года.
Как таковой башкирский язык начал развиваться и активно изучаться в XIX веке. До этого – с XII до самого XX века – местные жители говорили на урало-поволжской версии языка тюрков. Сначала для записи использовали древнетюркские руны. После принятия ислама в X веке местный язык переложили на арабскую письменность. Начала формироваться его литературная норма.
В XIX веке получил распространение башкирский разговорный язык. Появляются первые попытки дать ему кириллический алфавит. Над этим в разное время работали Н. И. Ильминский, В. В. Катаринский, А. Г. Бессонов и М. А. Кулаев. Но их алфавиты и буквари так и не получили широкого распространения. Да и когда советские власти взялись за этот вопрос, первый башкирский алфавит стал вовсе не кириллическим.
При разработке литературного языка возник вопрос, какой из диалектов взять за основу. Сначала выбрали куваканский, как наиболее далекий от татарского. 18 февраля 1923 года была создана Центральная комиссия по реализации башкирского языка, а уже в декабре у него появился свой алфавит, основанный на арабской письменности. Правда, глава комиссии был сторонником использования юрматынского диалекта. Все закончилось решением объединить оба диалекта в литературный башкирский. Например, позаимствовать у куваканского формы будущего времени, а у юрматынского – словообразующие аффиксы.
Арабский алфавит работал до 1930 года. Но еще в середине 20-х началась работа над латинским вариантом. В 1927 году Всесоюзный комитет нового тюркского алфавита утвердил общую азбуку для всего тюркоязычного населения СССР – яналиф. Все 30-е Башкирский НИИ языка и литературы вносил в него изменения, подгоняя под свой язык.
Но уже в 1938 году бюро Башкирского обкома ВКП(б) задумалось над созданием кириллического алфавита. На следующий год такой алфавит был утвержден, а еще через год – введен во всеобщее употребление.
После распада СССР республиканские власти начали активно продвигать национальный язык. С 2000 года началось оформление вывесок, названий улиц и дорожных знаков на втором государственном. В 1993 году Министерство образования республики выпустило приказ о преподавании башкирского в школах. Учебные заведения должны были уделять ему от 1 до 8 часов в неделю. Приказ не понравился жителям Башкортостана, и исполняли его лишь факультативно. В 2006-2007 годах количество обязательных часов сократилось до 3 в неделю, но количество преподающих его школ с 1993 года выросло.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, всего на территории России владеют башкирским языком 1 086 423 человек, из них 941 377 используют его в повседневной жизни.
В прошлом веке преобладающим был башкирский брак по сватовству. Главное – желания и симпатии жениха и невесты. Они самостоятельно принимали решение о браке и заручались поддержкой родителей и родни.
В условленный день отец жениха отправлялся свататься к родителям невесты. После получения согласия родителей невесты и самой невесты, обсуждались вопросы организации свадьбы: определялся срок свадьбы, решались вопросы о калыме, расходах обеих сторон.
Сейчас, как и в прошлом, калым в Башкирии составляет определенное количество ящиков водки, которая идет на свадебный стол, а также некоторую сумму денег на проведение свадьбы.
Ранее в состав калыма в Башкирии входили еще пять-десять платьев для снох и столько же бутылок водки братьям невесты, которые были необходимы для проведения комплекса обрядовых действий в день совершения никаха в Башкирии. Также в состав калыма входит махр, который традиционно предназначается самой невесте, а не ее семье и не на свадебные расходы.
В настоящее время, с усилением влияния ислама, понятие махр в некоторой степени, вернулось к исходному содержанию. Сейчас махр в Башкирии это обязательный подарок жениха невесте. Чаще всего — золотые украшения (кольца, серьги и т.п.), которые воспринимаются как имущество, принадлежащее в будущем исключительно невесте.
Во время сватовства в Башкирии, при согласии молодых, обговаривается и день никаха — мусульманского обряда бракосочетания, заключаемого в соответствие с шариатом. Обычно от сватовства до проведения никаха проходит от двух недель до месяца.
После перестройки, с усилением влияния мусульманства, эти старинные обряды башкир проводятся очень редко. Раньше это была обязательная часть свадьбы в Башкирии и если у невесты не было родных братьев, то приглашали двоюродных или троюродных. Своих будущих родственников — братьев невесты жених угощал водкой, а снохам (женам братьев) дарил в подарок платья или материал на платье. Снохи топили баню для молодоженов в Башкирии и придумывали всякие шутки и дурачества. Например, вливали в трубу воду, могли и целое ведро, чтобы напустить как можно больше жару в бане, при этом выкрикивая наставления как лучше парить друг друга. В бане молодожены должны были оставить им свадебный подарок.
В целях более близкого знакомства, каждый из братьев должен был пригласить к себе в гости. Весь период от никаха до башкирской свадьбы каждую неделю всей компанией ходили в гости друг к другу, по очереди. Гостевание сопровождалось веселыми песнями, танцами и конечно каинаға и еңгәләр делились с молодыми своим опытом семейной жизни. Зачастую эта же компания играла большую роль в проведении всех свадебных обрядов.
В назначенный день начиналась башкирская свадьба. Первый день проходил в доме родителей невесты. Молодожены регистрировали свой брак в присутствии свидетелей. Вечером проводились торжества, на которых родственники и гости поздравляли молодых и дарили им подарки.
Основным блюдом был туҡмас ашы (мясной суп с лапшой). Ставили тарелки с өлөш (кусками мяса) из баранины, гусятины. Также ни один стол не обходился без жареной рыбы, селедки и картошки. На второй день готовили пельмени, уху.
Если свадьба в Башкирии проводилась зимой, то пельмени заготавливали по нескольку ведер. Пеклись картофельные и мясные пирожки. Неизменным атрибутом свадебного стола были пончики.
Свадьба завершалась на следующий день с переездом молодой жены к мужу. Перед тем как забрать невесту, родственники башкирского жениха дарили подарки родственникам невесты: платочки, полотенца, платки, рубашки.
Известие о беременности принималось с радостью. Будущая мать продолжала вести обычный образ жизни и выполняла каждодневную работу (лишь в состоятельных семьях женщины освобождались от участия в сенокосе, рубке дров и другой тяжелой работы). Беременную женщину окружали особой заботой: старались выполнять все ее желания в еде, оберегали от нервно-психических переживаний и т. д. По поверьям, только любование красивыми вещами благотворно влияло на будущего ребенка, поэтому беременная не должна была смотреть на уродов, безобразные предметы; ей запрещалось обижать животных, участвовать в похоронах.
При приближении родов приглашали повивальную бабку, которая считалась второй матерью родившегося. Повитухи пользовались большим уважением, вниманием. Считалось, что повитуха обладала способностью общаться с ребенком, была посредницей между ним и миром духов. Повитуха входила в дом роженицы с правой ноги со словами: «Пришла освободить мешок, освобождаю мешок» или «Пусть легко и скоро родится этот ребенок».
Подойдя к роженице, трепала ей волосы и трижды трясла подолом возле нее, отгоняя злых духов. Одновременно она разговаривала с ребенком, как бы просила его поскорее родиться: «Ну, скорее освободи мешок, нужен мешок». Повивальная бабка старалась усилить родовые потуги: растирала роженице поясницу, водила ее по дому, массировала живот, «выжимала» ребенка, перевязав живот платком. С целью скорейшего разрешения от бремени предпринимались также и различные ритуальные действия. Если в каком-то доме начинались роды, иногда открывали или снимали двери мечети. При трудных родах роженицу ударяли пустым кожаным сосудом или трясли перед ней пустым мешком. Тяжело рожавшей женщине давали выпить воду, в которой сполоснул руки человек, вырвавший лягушку изо рта змеи, или воду, в которую соскоблили роговицу с его ногтей. Для облегчения родов повитуха обмывала роженицу водой, которой протирали священные книги, ручки дверей, дверные скобы, оконные стекла.
Во время родов входить в дом запрещалось, только в исключительных случаях к роженице допускали мужа. Муж должен был сказать: «Легко разродись» или «Жена моя, разродись поскорее». Это, видимо, было связано с древним обрядом кувады (симуляция отцом родового акта при рождении ребенка), в котором подчеркивалась причастность мужчины к родам, его способность соучаствовать, облегчать их.
Повивальная бабка перерезала пуповину ножницами или ножом на книге, доске или на пятке сапога - эти предметы воспринимались как обереги. Высохшую пуповину закапывали в укромном месте.
Новорожденный сразу же должен был подать голос, как бы подтверждая тем самым, что в него вселилась душа. Если он долго молчал, повитуха стучала в поднос, гремела железками, произносила имя его отца. Для новорожденного считалось счастливым предзнаменованием родиться в плаценте, то есть «в рубашке», «в сорочке».
В башкирской хореографии существовала регламентация по полу и возрасту. Это, очевидно, было связано с тем, что у башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали.
Хореографическое искусство башкир было обусловлено характером труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных.
Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами.
Коллективные пляски к концу XIX — началу XX вв. почти утратили связь с древними религиозными верованиями. В целом в указанный период коллективные танцы, исполняемые на различных празднествах, носили игровой характер. Известно, что еще в XVIII веке круговые танцы исполнялись на шаманских обрядах под руководством знахаря. Магическую, отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы знахарем и другими участниками больного, громкие «дроби», стук о металлические предметы, песни-заклинания, удары плетками, пропитанными конским потом и др.
Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образно передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. Эти движения комбинируются с различными «дробями». В условиях кочевого быта, постоянных столкновений с чужеродными племенами эти пляски несомненно имели большое значение в деле физического воспитания молодежи, ее нравственной закалки и подготовки к суровым условиям жизни. Важно отметить, что исполнителями танцев являлись, нередко прославленные воины и лучшие охотники, повествовательный танец, которых не мог не вызывать восхищения зрителей.
Вся жизнь башкир тесно связана с животными и естественно многие животные становились идолами поклонения. Но и другие животные не оставались без внимания. Почти все танцы башкирского народа связаны с подражанием животным. Передавались характерные черты, повадки, голос животного. Например, танец петухов был шуточный с иронией, а танец сокола — воинственный и серьезный.
Очень популярны были сольные свадебные танцы, которые также основаны, главным образом, на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак. На свадьбе немало было танцев на испытание характера родни. Например, танец свахи со стороны невесты. В танце она импровизированным лассо отлавливала сватов и они присоединялись к танцу свахи. Танец свекрови — это своеобразные наставления молодой невестке.
Музыкальное творчество башкир имеет древние корни. Песенно-поэтический фольклор башкир состоит из двух групп:
1. Произведения народного творчества с преобладанием в них текстового, поэтического начала — древние сказания «Кузый Курпэс и Маянхылу», «Алпамыша и Барсынхылу», «Акбузат» в форме иртэков и кубаиров. Поэтический текст кубаиров «сказывается» нараспев. Ритмика короткая, речитативного склада. Мелодии кубаиров подчинены метрике семисложного «кубаирского стиха».
2. Эпико-поэтический жанр баит — поэтическое произведение устной традиции. В основу бейета положен чаще всего драматический сюжет, об историческом или бытовом событии, ярких, героических личностях. Байты, так же как кубаиры, исполняются речитативом нараспев.
Исторические песни и наигрыши сформировались в эпоху расцвета башкирского эпоса «Урал», «Семирод», «Искендер», «Султанбек», «Боягым хан»). К XVIII веку возникает новый пласт исторических песен, в которых патриотическая тема родины и народного единства сплетается с гневными мотивами протеста и борьбы с угнетением и колонизацией (см. песни «Разорение», «Колой кантон», «Тевкелев» и др.)
Историческая песня — активно развивающийся жанр, отражающий важнейшие моменты истории башкирского народа. Есть песни о событиях первой мировой войны, о революции, гражданской войне, о памятных днях нашей действительности.
Самостоятельную группу музыкального творчества составляют лирические песни о девичьей и женской доле. Такие, как «Таштугай», «Салимакай», «Зюльхизя», «Шаура» представляют классические образы башкирского лирического мелоса. Весьма развита в башкирской музыке любовная лирика. Любовные песни отличаются целомудрием, поэтизацией чувства любви и его носителей.
Среди бытовых песен — застольные, гостевые песни, песни на шуточные и сатирические сюжеты, а также плясовые. Самостоятельную группу составляют песни колыбельные и детские. В конце XIX в. появились так называемые песни зимогоров, отражающие труд и быт башкир, работающих на промыслах, фабриках и заводах.
Праздники башкир проходят пышно и торжественно. Отмечаются мероприятия весной и летом. Одним из самых старых праздников является прилет грачей, который символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья. Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей.
Примечательным праздником является Сабантуй, знаменующий начало работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Победители награждались, а после народ устраивал пышный пир. Главным блюдом на столе был бешбармак — суп с лапшой и отварным мясом. Изначально Сабантуй был праздником, на котором проводили ритуалы для умаливания богов урожая. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям. Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок.
Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии.
Распространение башкирского фольклора коснулось многих российских областей. Он представлен и в Республиках Татарстан, Саха и некоторых странах СНГ. Во многом фольклор башкир сходится с тюркским. Но есть немало отличительных особенностей. Например, кубаиры-эпосы, в которых может быть сюжет, хотя иногда как таковой отсутствует. Кубаиры с сюжетами принято называть эпическими поэмами, а бессюжетные — одами.
Наиболее молодым является баит — он представляет собой лирические предания, эпические песни. Близкими по содержанию к баитам считаются муножаты — это стихи, целью которых является воспевание загробной жизни.
Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом.
Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы. Есть немало басен, наполненных клише с локальными афоризмами.
Таким образом, как явление фольклор вобрал в себя языческие обычаи и каноны ислама.
Женская одежда
До начала ХХ века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приемами декоративно-художественного оформления.
Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шелковые или бархатные халаты (елэн), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп).
Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.
Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.
Обувь (сарык, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки (ҡата, башмаҡ) вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками.
Летом и осенью в селах Башкортостана носили лапти (сабата).
По головным уборам можно было узнать о возрасте, семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором был бурек — выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усеченных клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали бурек на тастар или платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором. Замужние женщины носили кашмау.
Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар); богатые поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.
На ногах женщины носили чулки. У башкир было несколько разновидностей чулок: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора — «кускаров» по верхнему краю.
Мужская одежда
Башкирские мужчины носили неширокие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.
Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы (билле тун, тире тун).
Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные пояса Кэмэр. Кэмэр — традиционный широкий мужской пояс с ювелирной пряжкой. Для изготовления кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шелк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребренными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали поверх еляна, камзола.
Повседневной для мужчин была шапочка-тюбетейка (тубэтэй), у пожилых темная, у молодых — цветная (зеленая, красная, синяя), вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом.
Летом носили и меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры лисы, волка, рыси и др. Края шапки окаймляли полоской из более дорогого меха. В степных районах республики зимой надевали малахаи (кэлэпэрэ, kолаkсын) — уборы с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину. Малахаи делали из войлока, сукна, подбивали мехом. Носили и колпаки из войлока с разрезанными полями. Богатые башкиры носили фетровые фески (фэс) с кистью.
Среди служителей мусульманского культа в качестве головного убора была распространена чалма.
Особенностью, присущей башкирам было ношение мелких кожаных калош с сапожками — ичигами. Сапожки использовали в торжественных случаях: в ней ходили в мечеть, в гости. При этом, заходя в помещение, калоши оставляли у порога. Мужчины носили и чулки и портянки.
Основное занятие древних башкир – кочевое скотоводство, которое иногда сочеталось с остальными типами ведения хозяйства. Такой стиль жизни оказал влияние на все виды материальной культуры местных племен. В частности, на популярные виды ремесел – вышивку, обработку кожи, создание ковров, выделку войлока. При этом башкиры были известны как первоклассные кузнецы. Из серебра они создавали ювелирные украшения, а из олова – пули и дроби. После башкирских восстаний местным жителям запретили заниматься кузнечным делом. Любопытно, что именно башкирский промышленник – Исмагил Тасимов – предложил создать в Санкт-Петербурге горное училище (сейчас – горный университет).
В башкирских семьях однозначным главой выступает мужчина. Задача женщины – хранить уют, заниматься домашними делами, быть скромной и придерживаться основных правил для замужних дам.
Например, нельзя разговаривать с посторонними мужчинами. В старину, замужние женщины носили на голове платок, из-за чего их можно было легко выделить в толпе. Сегодня этого обычая придерживаются далеко не все башкирки.
Встречая мужа вечером, женщине не стоит расспрашивать его, где он был в течение дня, с кем общался. Башкиры считают, что при необходимости мужчина сам расскажет жене об этом.
Измена является самым страшным грехом женщины. Мужчина же мог брать в жены несколько женщин, однако предварительно нужно было посоветоваться со старшей супругой. Именно ее слово являлось решающим, старшая жена оставалась самой авторитетной среди женщин, независимо от того, сколько их было – две или три.
В жизни современных башкир семья играет не менее важную роль, чем для их предков. С детства в подрастающем поколении воспитывают уважение к пожилым людям, молодежь стремится помогать своим старшим родственникам.
Многие башкиры знают свою родословную до седьмого колена (а то и дальше). Это – не просто дань традиции и интерес к своему происхождению. Готовясь к бракосочетанию, каждая родословная тщательно проверяется, ведь жених и невеста не должны оказаться родственниками.
Полукочевой образ жизни накладывал отпечаток и на быт башкир. В частности, нужно было иметь как постоянное – зимнее – жилье, так и кочевое – для летних стоянок. Роль второго выполняли юрты, которые строили из шерсти, дерева и кожи. Вход в жилище находился с южной стороны. В центре – очаг, дым от которого выходил в отверстие наверху. Вместо мебели – коврики и подушки для сидения. Занавеска (шаршау) отделяла большую мужскую часть от левой женской. В первой было принято принимать гостей, здесь хранились охотничьи принадлежности, оружие, седла, праздничные костюмы. Вторая половина играла роль спальни и кухни.
Постоянные жилища строились на основе каркаса, который забивали землей, деревом, глиной или соломой. Фундамент клали из камней и бревен. Пол, чаще всего, был дощатым. Отапливали дом с помощью каминной печи чувал. В XIX веке получили распространение каменные и кирпичные дома. Их фасады украшали декоративными наличниками, разрисованными ромбами и кругами.
Кочевой образ жизни оставил отпечаток и на национальной кухне. Главными ее особенностями являются обилие мясных и долго портящихся продуктов. Поэтому в рационе башкир было много сухофруктов, сухих ягод, колбас и вяленого мяса. Легендарной стала любовь башкир к конскому салу. Его ели вместе с кисломолочным бульоном, чтобы избежать проблем с кишечником. Это, кстати, еще одна особенность башкирской кухни, – подавать молочные продукты вместе с мясом.
Одними из самых популярных башкирских блюд являются:
Бишбармак – коронное блюдо башкир, казахов, киргизов. Словом, у тех народов, которые еще недавно были кочевниками. Основные составляющие блюда – мясо (классика жанра – конина, хотя допускается баранина или телятина) и тонко раскатанное тесто.
Корот - это кисломолочный продукт, который называют молодым сыром или сухим творогом. По консистенции бывает жидкий, рыхлый-вязкий как творог, или твердый, как камень (если его высушили). В сушеном виде он может храниться годами. Именно питательные шарики корота брали с собой башкирские батыры в дальние походы. И когда все запасы еды заканчивались, корот был хорошим подспорьем в длительных путешествиях. В голодные годы корот, заготовленный впрок, помогал людям выживать.
Кумыс - после доения кобылы – этот процесс тоже нелегкий – молоко взбивается: раньше это делали в кожаных мешках (они привязывались к седлу коня для взбалтывания), теперь это делается в специальных деревянных бочках, куда добавляется закваска. Затем жидкости нужно дать настояться. Однако чем дольше кумыс настаивается, тем больше получается этилового спирта, что отражается и на вкусовых свойствах. Поэтому его рекомендуется пить в свежем виде, когда содержание этанола минимально (как в кефире).
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.