159
Бежтинцы

Бежтинцы — коренные жители западной части Дагестана. Их относят к цезским народам. В некоторых аварских местностях называются «хьванал», что означает «лошадники» или «занимающиеся лошадьми». Большинство бежтинцев проживает на территории России, не более 1 тысячи представителей народа живут в Грузии.

Территориальное расположение и численность

Бежтинцы расселились преимущественно двумя способами: 

• Горные поселения – компактное расселение;
• Равнинные поселения – смешанное расселение.

Согласно Всероссийской переписи населения за 2020 год всего на территории Российской Федерации проживает 6 890 бежтинцев. Подавляющее большинство, а именно 6 858 человек из них проживают на территории Республики Дагестан.

Этнические бежтинцы проживают в Западном Дагестане по левостороннему побережью реки Аварское Койсу, а также в высокогорье Большого Кавказа и на Богосских хребтах.

Их соседи на юго-западе: дидойцы, цезы, гунзибцы и гинухцы; на южной границе: дидойцы и цезы; на восточной части – аварцы. Главными бежтинскими поселениями считаются поселки Бежта, Тлядал и Хашархота, а также окружающая территория. В Грузии до сих пор проживает около 850 человек в Кварельском районе в поселке Чантлискури (по данным на 2009 год). Также в Дагестане в Бабаюртовском и Кизлярском районе проживает некая часть этноса со времен Советского Союза.

Религия

Бежтинцы исповедуют ислам суннитского толка.

Часть обычаев и традиций бежтинцев утрачены, но сейчас народ восстанавливает и стремится распространять свои религиозные традиции. Самыми популярными праздниками считаются: 

• Ураза-байрам – день, когда заканчивается мусульманский пост;
• Курбан-байрам – день, когда вспоминают усопших близких;
• День рождения пророка. 

Каждый праздник сопровождается пышным столом, совместными молитвами, семьи устраивают жертвенную раздачу еды и блюд. В эти дни принято с подарками приходить к своим родным и близким.

Язык

Язык бежтинцев относится к цезской подгруппе нахско-дагестанской языковой группы. Наряду с языком гунзибцев входит в восточно-цезскую семью цезских языков. В бежтинском языке выделяют три диалекта:

• Классический бежтинский;
• Тлядальский;
• Хашархотинский.

Современных бежтинцев многие причисляют к аварцам, при этом большинство из них свободно разговаривают на бежтинском языке, все владеют русским, многие - аварским.

В селах и хуторах бежтинский язык применяется в семьях и для общения с соседями и родственниками. Родители сохраняют традицию обучать молодое поколение родному языку. Поэтому дошкольники преимущественно разговаривают только на местном языке. Позже в школе они изучают русский язык как государственный. Современная молодежь, переезжая в города, все больше использует местный язык и меньше родной бежтинский.

Бежтинцы, в зависимости от территории проживания, владеют одним из следующих языков: русский, аварский, грузинский, гинухский и гунзибский.

Наиболее распространенный для общения между родственными этносами – аварский. Для общения с другими горцами в Дагестанской Республике традиционно используется русский язык. Бежтинцы, проживающие в Грузии, прекрасно владеют местным языком. И лишь некоторая часть владеет гунзибским и гинухским языком на бытовом уровне. Стоит отметить, что бежтинцы и гунзибцы чаще всего для общения используют бежтинский язык.

Традиционная и современная культура

К культурному наследию бежтинцев можно отнести большое количество народного фольклора: пословиц и поговорок, песен и баллад, сказок и плачей-причитаний. Основная часть их написана на бежтинском языке, некоторые - на аварском. Народ самостоятельно разработал свой сельскохозяйственный календарь и систему отсчета времени.

Для лечения различных хворей местные врачи использовали накопленную веками мудрость. Чаще использовались рациональные методы лечения.
bezhtinskiy-ansambl.jpg

Свадебные традиции

Во время свадьбы родственники невесты следили, чтобы никто не наворожил чего-то недоброго – согласно поверьям, это могло совершаться биением в бубен или барабан с внутренней стороны, посыпанием солью места рядом с невестой и комнаты молодых. Также навести порчу можно было при подбрасывании в комнату по углам гнилых фруктов. Распространена была порча через измельчение и высушивание ящерицы определенного вида (получившимся порошком посыпали одежду невесты), прием пищи без предварительного произношения слова «бисмиллах», отрывание пуговиц от своей одежды и подкладывание их в обувь.

Традиции при рождении ребенка

Существовали специфические обычаи для детей после рождения и для беременных женщин. Например, новорожденного мальчика вымывали в воде и после окунали в молоко ослицы, веря, что в зрелом возрасте это усилит мужскую силу. Аналогично делали и с девочкой, веря, что она вырастет необычайно красивой. К очень часто плачущему мальчику подкладывали девочку, а часто плачущую девочку посыпали лепестками цветка, растущего в скалах. Чтобы малыш родился крепким и здоровым, женщине необходимо было часто наблюдать за отражением неба в водоеме. После рождения девочки родственники или соседи, приходя с поздравлениями, должны были воткнуть иголку в притолоку комнаты, где спал малыш. Через девять месяцев одна из родственниц (старшая сестра, тетя или бабушка) должна была собрать иголки и воткнуть их в лошадиный навоз, который затем закапывался за пределами селения. Согласно поверьям, это защищало малышку от злых духов на всю жизнь.

При первых шагах ребенка отец обязательно пошлепывал его, чтобы он упал. Если после этого ребенок снова поднимался и старался пойти, то родители устраивали праздник, пекли лепешки и раздавали их соседям. Если ребенок не поднимался и плакал, то его на некоторое время отдавали жить родственникам или близким друзьям. Через неделю ребенок возвращался домой и снова получал шлепок при первых шагах. Данная процедура повторялась до тех пор, пока малыш не поднимался самостоятельно повторно.

Национальный костюм

К ярчайшим образцам культуры можно отнести и традиционную одежду, в которой отражены вековые традиции, обусловленные условиями жизни, основным занятием, бытом и межэтническими взаимоотношениями. Для мужчин были характерны костюмы со штанами на вздержке, рубаха была длинной, в зимний период надевалась овчинная шуба, полукруглые папахи из овчины, а также бешметы и черкески. Популярная обувь для мужчин – вязанные из шерсти сапоги. Также мужчины носили обувь из дерева или войлока. За поясом всегда был кинжал. Голова мужчин должна быть всегда начисто обрита, допускались только борода или усы.

Для женщин шили платья в виде длинной рубахи, также изготавливались платья в виде бешмета или отрезные. Под платье надевались узкие штаны, на поясе был пояс из любой материи, на голове накосник-чепец чухта, платок или шаль. Женщины могли надевать обувь из войлока, дерева и из вязаной овчины, кожаные изделия не носили. Женщины всегда украшали себя сережками, кулонами, кольцами и браслетами.

Современные бежтинцы носят преимущественно традиционную для всех горных народностей одежду или обычную российскую. Мужчины среднего и пожилого возраста еще могут надевать папахи, штаны-галифе и сапоги с небольшим каблуком из кожи. женщины редко надевают рубаху или чухту, преимущественно они украшают себя традиционными украшениями из серебра.
одежда 2.jpg

Быт

Жизнь

Основные традиционные занятия — отгонное животноводство (главным образом овцеводство, также крупный рогатый скот, козы, лошади) и пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, полба, овес, бобовые, чеснок, табак). В советский период увеличились площади под зерновыми, получили развитие садоводство, овощеводство (главным образом на Кумыкской плоскости).
 

Общественный уклад

Капучинский союз сельских общин, куда входил данный народ, вместе со своими соседями представлял собой военно-политическое образование, выступавшее как единое целое в случае угрозы извне. В подобных ситуациях собиралось всесоюзное ополчение, состоявшее из вооруженных мужчин всех джамаатов и предводительствуемое выборным военачальником. Вопросы, так или иначе касавшиеся всех обществ союза (объявление войны, организация отпора агрессору, заключение мира, недоразумения по поводу границ, угодий, имущественно-правовые претензии джамаатов друг к другу и т.д.), разбирались собранием представителей обществ союза, собранием старейшин каждого из джамаатов союза или общим собранием всех мужчин-воинов (в зависимости от важности вопроса и сложности ситуации).

В состав союза входили равноправные общества, каждое из которых имело свою территорию, свое сельское управление и свой свод обычно-правовых установлений - адатов. Общества - джамааты - были социально однородными. Как и в других союзах общин Дагестана, они состояли из узденских семей, самостоятельных и независимых, каждая из которых являлась собственницей пахотных, сенокосных участков, дома с хозяйственными постройками и домашним имуществом, того или иного количества скота. Пастбища, часть сенокосов, леса, водоемы, источники и пустоши считались коллективной собственностью общины-джамаата. В среде бежтинцев выделялась феодализирующаяся прослойка из членов сельского управления, а также зажиточных скотоводов и земледельцев.

Семейный уклад

Традиционно с давних времен для бежтинцев характерна малая простая семья. До первых десятилетий XX в. сохранился распространенный некогда пережиточный тип большнесемейной организации - неразделенная семья (совместное проживание со своими семьями отца с несколькими сыновьями, ведущих общее хозяйство). Следует оговориться, однако, что бытование таких семей в XIX в. и позже объясняется не столько стойкостью пережитков, сколько эпизодической целесообразностью подобной семьи при малоземельном, мелком, многоотраслевом хозяйстве с отгонами скота на летние альпийские и зимние грузинские пастбища и развитым отходничеством.

Как и в наши дни, в XIX - начале XX в. семья бежтинцев состояла главным образом из родителей и их детей. Членами семьи могли быть также отец и мать мужа, иногда его несовершеннолетние брат и сестра. Традиционно и в настоящее время бежтинская семья в основном среднедетная: в большинстве семей имеется два-три ребенка, бытуют семьи с четырьмя и пятью детьми, есть и однодетные семьи. Преобладающей формой брака был брак сватовством по инициативе родителей. Традиционно бытовали, хоть и редко, такие формы брака, как умыкание, бегство молодых, обменный брак, отработочный брак, формы левирата и сорората. Изредка практиковалось и многоженство, прежде всего двоеженство. В XIX в. у бежтинцев иногда наблюдались такие формы брака, как люлечное и утробное обручение.

В семье господствовали патриархальные отношения. Зависимость, подчиненность жены мужу были в большей степени традиционно-адатными, чем фактическими. Значение и роль хозяйки, несущей на своих плечах значительную часть хозяйственной нагрузки, домашних забот и хлопот по воспитанию детей, были огромными. Практически все более или менее важные вопросы семейной жизни (женитьба сына, выдача замуж дочери, строительство дома, продажа или покупка участка, скотины и т.д.) решались с одобрения жены. Дарения и подарки родственников при замужестве, куда нередко входили земельные или покосные участки, крупный рогатый скот, овцы и прочее, составляли неотъемлемую собственность жены. Поэтому она чувствовала себя спокойно и уверенно, пользовалась значительной свободой, уважением и почитанием домочадцев.

Главой семьи являлся мужчина - муж и отец. В среде бежтинцев, как и у многих народов Кавказа, Средней Азии, стран мусульманского Востока соблюдались нормы и обычаи, известные в этнографической литературе как избегания и семейные запреты, ограничения. Генетически восходя к ранним формам организации семьи и межсемейных отношений, эти обычаи, утратив свое изначальное содержание, превратились со временем в нормы морально-этического порядка.

Жилье

Традиционно бежтинцы расселялись компактно и скученно с большим количеством дворов на небольшой территории. Такие «скопления» разделялись на кварталы. В каждом поселке обязательно должны быть мечеть, кладбище и сходы. Исторически (со времен Средневековья) каждое поселение имело свой хутор, в которых содержали овец и другой скот. Вокруг хутора располагались пахотные поля и сенокосы.

С общественно-политической точки зрения поселения бежтинцев – это общинные сообщества раннефеодального характера, которые назывались союзами. Со временем народ стал расселяться на равнинах и открытых участках земли.

Жилище бежтинцев представляет собой постройку из камня или дерева в один или два этажа. Крыши домов покрывали преимущественно черепицей.

В древности дом строили с большой лоджией, впоследствии – с верандой. Сегодня крыши обычно покрывают жестяными или шиферными листами. По форме и типу современные дома очень разные. Однако исторические традиции все равно прослеживаются в каждой постройке. Видоизменилась и внутренняя обстановка в доме. В традиционном доме мебель не ставили. Большую часть времени семья проводила у камина или на лоджии. Отдельные помещения использовались в виде хранилищ, кладовых для продуктов.

Современный интерьер дома бежтинцев не сильно отличается от классического городского варианта: меблированные комнаты с современной техникой, на кухне газовая печь и другие атрибуты современного жизни.
жилье.jpg

Кухня

Говоря о национальной кухне, следует отметить, что в основном это мучные, мясные или молочные блюда. Для приготовления еды используются сыр, молоко, масло, мука, крупа, толокно, мясо, жир и курдюк. К традиционным блюдам можно отнести:

• Хинкали с мясом, сыром или чесночной подливой;
• Лепешки;
• Кислый или пресный хлеб;
• Каши;
• Пироги с мясом, творогом или зеленью;
• Тесло из толокна;
• Супы мясные или молочные;
• Отварное мясо.

Современные бежтинцы продолжают кулинарные традиции своего народа. Однако рецепты некоторых соусов, котлет, голубцов и плова были позаимствованы у соседних народов.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.