Источник фото : strazi-nail.ru
С XV века гинухцы входили в состав Анцухо-Капучинского союза конфедерации Антль-Ратль, а позже — в составе Кидеринского сельского общества, являлись частью Дидойского (Цезского) союза сельских общин. В результате Кавказской войны 1817–1874 годов село Гинух было разрушено. В 1860-е годы гинухцы вошли в состав наибства с центром в селе Кидеро. В 1877 году они приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев. После поражения восстания часть гинухцев была выслана, часть уехала в Османскую империю и Иран. В переписях 1926 и 1939 годов гинухцы учитывались как цезы, затем — как аварцы. Наиболее ранние воспоминания о гинухцах относятся ко времени их нахождения в Дидойском союзе.
Согласно этнографическому материалу, территория Гинуха в прошлом была густонаселенной. Частые нападения извне, эпидемии болезней, уносившие сотни людей, послужили причинами значительного сокращения численности населения на основной территории расселения народа.
Значительная часть гинухцев в разные годы переселилась в Грузию. В советское время, в 1944 году, гинухцы были принудительно переселены на территорию, ранее занимаемую чеченцами, в село Эрсени Веденского района. Сам Гинух был сожжен дотла. В 1957 году им разрешили вернуться в опустошенное и разоренное селение.
Гинухцы живут в Северо-Западном Дагестане, в нескольких километрах от северо-западной границы Грузии (Кахетия, Тушетия), у северных подножий Большого Кавказского хребта, на склоне горы Охтльо, в селе Гинух Цунтинского района. По территории гинухцев протекают реки Барикеихо, Атас-ихо и Бешужазихо — правые притоки реки Андийское Койсу.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, в Российской Федерации проживают 630 гинухцев, из которых 624 — в Республике Дагестан.
Верующие гинухцы — мусульмане. Ислам они приняли, возможно, в конце XVIII века, чему способствовали проповедники из Хунзаха, Гидатля, а также недавно обращенные бежтинцы.
Гинухский язык принадлежит к цезской подгруппе аваро-андо-цезской группы нахско-дагестанской семьи языков. Среди гинухцев распространены цезский и русский языки.
Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, гинухским языком владеют 638 человек, 617 из них используют этот язык в повседневной жизни.
Бесплодие у гинухцев рассматривалось как результат влияния враждебных сил или болезни. Соответственно различались и приемы лечения. В первом случае лечение целиком основывалось на приемах магического или умилостивительного характера. С молитвой о ниспослании детей гинухские женщины обращались к богу, святым, приносили жертвы, верили в чудодейственную силу амулетов.
Рождение ребенка резко повышает статус женщины в семье и обществе. Только после рождения ребенка она становится полноправным членом семейно-родственного коллектива. О предстоящем рождении ребенка молодая женщина сообщала в первую очередь своей матери. От всех остальных, особенно посторонних людей, беременность старались скрыть как можно дольше. Считалось, что чем меньше людей будет знать об этом, тем лучше, из-за боязни порчи и сглаза.
Мать молодой женщины во избежание грозящих бед поспешно готовила разнообразные обереги: заказывала у дибира соответствующие тексты из Корана и делала сабаб, который беременная носила на теле.
Благоприятным для нее и будущего ребенка считалось ношение под одеждой хвоста и лапок мыши, веточки рябины. Помимо этого, она постоянно носила при себе какой-либо острый металлический предмет — иглу или булавку, шило, которые, по народным поверьям, отпугивали злые силы, способные отрицательно повлиять на развитие ребенка в утробе матери.
Мужу и его родне молодая женщина сообщала о предстоящем рождении ребенка непосредственно перед появлением внешних признаков беременности, то есть через 5–6 месяцев после ее наступления. Узнав о беременности невестки, свекровь дарила ей какой-нибудь ценный подарок (теленка или серебряный браслет, серьги и пр.) и начинала ее оберегать: следила, чтобы она не переутомлялась, незаметно от остальных членов семьи готовила ей что-нибудь вкусное.
При приближении родов приглашали повитуху или кого-нибудь из опытных в этом деле женщин, имеющих только самые элементарные познания, переданные им их предшественницами, и некоторые навыки, приобретенные практическим путем.
С моментом родов связано представление о грозящей ребенку и матери опасности в лице злого духа Ххата — женщины с темным страшным лицом, клыкастым ртом, длинными спутанными волосами. Ххата незримо проникала в помещение, где проходили роды, похищала ребенка (чаще всего женского пола, к которым, по поверью, Ххата питала особую ненависть) и душила его. Посещение Ххаты неизбежно приводило к тяжелой болезни и часто к смерти матери.
Рождение ребенка, особенно мальчика, встречали с радостью. Поздравлять с этим событием приходили родственники, соседи, друзья или просто сельчане. Гостей угощали специально приготовленной для этого события ритуальной едой «тугіер» — напитком из ячменной муки. При рождении первенца, особенно мальчика, резали барана и готовили угощенье.
Важным моментом в жизни ребенка является обряд наречения имени. Согласно распространенному поверью, имя в определенной степени определяло судьбу ребенка. Значение, которое придавалось имени, проявлялось в обычае менять его, если ребенок часто болел. В этих случаях мальчику имя меняли на Израгиил, девочке — на Хатиимаг. Считалось, что, если изменить имя, злые силы, вредившие ребенку, отступят от него.
При появлении первого зуба родители варили «кіекіе» — вареные вместе кукуруза, пшеница и фасоль, и угощали этим ритуальным блюдом родственников, соседей, друзей. Увеличение зерна при варке магическим путем должно было повлиять на рост и развитие ребенка. В 7 и 40 дней, а также 9 и 12 месяцев после рождения ребенка раздавали «ціадакъа» (жертвоприношение) — пекли лепешки и раздавали всем окружающим.
Похоронно-поминальные обычаи и обряды гинухцев во многом сходны с обычаями и обрядами других народов, исповедующих ислам. Гинухцы, как и многие другие народы, связывали смерть человека с вмешательством высших сил, верили в фатальную неизбежность смерти в определенный богом срок.
Считалось, что в определенный срок к человеку приходил ангел Израил, который отнимал душу (по поверьям гинухцев — начиная с ног). Существовал ряд поверий, предвещающих смерть: крик совы вблизи дома, вой собаки, вещие сны (обвал дома, выпадение зуба и пр.). Узнав о безнадежном состоянии больного, к нему приходили все родственники, соседи и сельчане, особенно его ровесники. По общепринятому обычаю это считалось одной из обязательных форм проявления этикета. Видя близость смерти больного, родственники как можно деликатнее спрашивали его о последней воле, желании. Приглашали дибира, который читал вполголоса «Ясин» — заупокойную молитву. Существовало поверье о легкой и тяжелой смерти. Трудная, долгая агония расценивалась как расплата за грехи, легкая, быстрая смерть означала, что умерший был безгрешен. Со смертью человека душа его отлетала от тела. Представления о душе носили дуальный характер: она представлялась как в виде нематериальной, бестелесной субстанции (в виде воздуха), так и в материальной форме (чаще всего в виде птицы).
Мужская традиционная одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы, овчинная папаха, вязаные шерстяные сапоги с узорным цветным орнаментом, низкая сыромятная обувь, туфли на твердой подошве, сапоги из лайки, войлочная обувь, башмаки, ноговицы; со второй половины XIX века появляются сапоги с каблуком русского образца. Мужчины носили ремень с серебряными украшениями; кинжал в кожаных (реже в серебряных) ножнах. Женская традиционная одежда: туникообразные платья-рубахи, отрезные распашные платья; штаны с узкими штанинами до щиколоток; чепец-накосник чухту; шерстяные и шелковые платки, теплые шерстяные шали; матерчатый пояс-повязка. Обувь та же, что и у мужчин (кроме лайковых и кожаных сапог). Украшения — серебряные с драгоценными камнями.

Источник фото : dzen.ru
Основное традиционное занятие — скотоводство. На небольших участках, пригодных для земледелия, гинухцы выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес; в горах разводили пчел, занимались охотой. Домашние ремесла: выделка шерстяного сукна, паласов, мешков, переметных сум, вязаной обуви и носков, войлока; кузнечное дело; изготовление деревянных орудий труда и утвари. Половозрастное разделение труда жестко регламентировалось. У гинухцев была развита торговля, в основном меновая. В XX веке приобрели значение отгонное скотоводство, полеводство, овощеводство, садоводство. Долгое время у гинухцев сохранялось значение патриархальных, кровнородственных объединений — тухумов. Преобладала малая семья, но сохранялись формы неразделенной семьи. У гинухцев сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества.
Жилище гинухцев, как и других народов Дагестана, прошло сложный путь развития — от однокомнатной, примитивной постройки с плоской крышей до современного многокамерного дома. При кажущемся многообразии конструктивных форм, жилище гинухцев можно подразделить на два основных типа — одноэтажное, однокамерное и двухэтажное, многокамерное. Специфика хозяйства нашла отражение в том, что жилищно-хозяйственный комплекс включал в себя пять основных видов помещений: жилой дом, хлев, хранилище для продуктов, сеновал, веранду. В одноэтажном жилище хозяйственные постройки располагались рядом с основным жилищем. При этом в минимальной близости от основного жилища находилась кладовая.
В двухэтажном жилище верхний этаж отводился под жилье, нижний — под хлев для скота и помещение для хранения продуктов и хозяйственного инвентаря. Сеновал, как правило, либо продолжал жилую часть, либо продолжал хлев с дополнительными опорными столбами. Нередко встречались двухэтажные хозяйственные комплексы, расположенные рядом с основным хозяйственно-жилым комплексом: внизу — помещение закрытого типа (обычно хлев для скота), наверху — сеновал, постройка открытого типа, в которой крыша опиралась на поперечные жерди, а пространство между ними закрывалось плетенками из хвороста, которые в сухую теплую погоду легко снимались.
Жилище имело в плане квадратную или вытянутую конструкцию. В целях экономии места нередко в склоне вырубалась площадка, которая могла служить двором для вышестоящего дома. В этом случае чаще всего применялись опорные столбы или консоли. При этом опорные столбы могли быть каменные или комбинированные (камень с деревом). Консоли всегда делались из дерева и закреплялись одним концом в углублениях в скале. Хозяйственным помещением, в частности сеновалом, могла служить надстройка над общим хозяйственно-жилым комплексом в виде легкого перекрытия типа чердака. Если при этом дом располагался у склона горы, перекрытие могло одним концом покоиться на склоне, увеличивая площадь сеновала. В тех случаях, когда жилище возводилось на относительно ровной площадке, возводился фундамент — «кьучі». Прочности фундамента придавалось, особенно в двухэтажных домах, особое значение. Считалось, что от хорошего фундамента зависит прочность жилища — «Булълъе бариб голъ росокьо» («Дом будет таким, каков фундамент»). Фундамент возводили из необработанного камня, скрепленного глиняным раствором, шириной до 1 метра и высотой около 50–60 см. Стены — «хъешу» первого этажа строились из речного или горного камня, в кладке стен второго этажа почти всегда присутствовали деревянные бруски. Речной камень специальной обработке не подвергался, но при его сборе старались выбрать камень относительно правильной формы.
Изменения в жилище гинухцев в дооктябрьский период были незначительны. С проникновением во второй половине XIX века товарно-денежных отношений и втягиванием экономики горных районов в общероссийский рынок наметилась тенденция реконструкции существующего дома, в первую очередь путем пристроек, расширения дверных и оконных проемов и т.д. Изменения происходили и в интерьере жилища: улучшалось качество и увеличивалось количество постельных принадлежностей, появлялись самодельные деревянные кровати типа тахты — «тах», тюфяки, одеяла, подушки, самодельные столы — «къуре» и стулья — «къура».
В годы социалистического строительства, с расширением хозяйственной деятельности населения и торговых связей, повышением материальных возможностей народа, одновременно с традиционным жилищем появился новый тип жилища, значительно отличавшийся от традиционного. В этих жилищах, прежде всего, изменилась сама планировка, увеличилась жилая площадь и, соответственно, количество жилых помещений, что позволило выделить помещения с дифференцированным назначением — парадную комнату, комнату для представителей старшего и младшего поколений, кладовую, комнату для приготовления пищи и т.д.


Источник фото : www.art-prints-on-demand.com , commons.wikimedia.org
Совместное проживание братьев, в том числе и женатых, с детьми — явление весьма распространенное у гинухцев. Следует при этом отметить некоторую закономерность: состоятельные семьи, как правило, жили малыми семьями, а несостоятельная часть объединялась и вела общее хозяйство. Объединения эти чаще всего были братскими, то есть женатые и неженатые братья жили одним хозяйством. Иногда к ним могли примкнуть двоюродные братья — сын (сыновья) брата отца или племянники — сын (сыновья) брата. Подобные семьи, возглавляемые отцом братьев или одним из братьев, были трех видов:
1. Несколько родственных семей с октября-ноября до мая жили вместе. Летом такая объединенная семья распадалась на малые — муж, жена и дети, нередко с одним или обоими родителями мужа. Эти семьи расходились по хуторам, где вели хозяйство — скотоводство и земледелие. Питались тоже самостоятельно, но полученный продукт поступал на общее осенне-зимнее потребление семейного объединения.
2. Второй тип — это постоянные хозяйственные объединения, действующие не сезонно, а круглый год. Такие семьи не имели хуторов и, поэтому, весь год жили в пределах селения, ведя общее хозяйство. В этих семьях все было общее — земля, скот, покосы, а также доходы, получаемые от реализации продуктов скотоводства и земледелия.
3. Были хозяйственные объединения и другого порядка. Например, с осени до весны некоторые, в основном бедные семьи, жили вместе в одном доме. Это были семьи, которые не смогли подготовить дрова на зиму, были лишены поддержки родственников по той или иной причине и т.д. В одном доме объединялись 12–13 неродственных семей. Молодые и физически сильные мужчины уходили на заработки, а их жены, дети, старые родители и др. жили вместе, питались, как говорится, с одного котла. Летом, когда мужчины возвращались с заработков, семьи расходились и жили отдельно во временных жилищах, а иные — на сеновалах и прочее.
У гинухцев до конца XIX века бытовали формы семьи, по своей сути являющиеся переходными к малой семье.
Малая семья в строгом смысле этого понятия — явление, характерное для того периода, когда материальные возможности позволяли выделению женатых сыновей и ведению ими отдельных хозяйств. В новейшее время тенденция к отделению семей связана еще и с тем, что новые условия общественной жизни, разница во взглядах, вкусах, интересах и представлениях старших и младших поколений порождали проблемы социально-психологической несовместимости.
Пища в основном мучная и мясо-молочная. Основные блюда — хинкали, толокняное тесто, лепешки, хлеб, каши, пироги с сыром, зеленью, мясом, вареники, молочные и мясные похлебки.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения