160
Годоберинцы

Годоберинцы — народ в России. Относятся к андийским народам. Коренное население Западного Дагестана.

Территориальное расположение и численность

Занимают они в основном три населенных пункта - села Верхнее Годобери, Нижнее Годобери, Зибирхали (часть зибирхалинцев живет в с. Теречное Хасавюртовского р-на). В феврале 1944 г. жители села Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию в село Эширхот. Затем в 1957 г. в Хасавюртовский район, село Теречное. Незначительная часть годоберинцев живет в хуторах Беледи, Комар-хутор, Лудиха, Лапхуси, Баккуди, Белеха, Ишагъакьи, Циху, а также в колхозе «Красный восход» Кизлярского района, в городах Кизляре, Махачкале, Хасвавюрте, Южно-Сухокумске. Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в Российской Федерации проживают 2 172 годоберинцев. Живут они в республике Дагестан в юго-западной части нынешнего Ботлихского района (по левобережью средней части р. Андийское Койсу), непосредственно примыкающей к Андийскому хребту, который отделяет в этом месте Дагестан от бассейна р. Шаро-Аргун.

Годобери сейчас 2.jpg
Религия

Годоберинцы верующие, являются мусульманами-суннитами. К концу XIV века часть годоберинцев исповедовала христианство, часть — традиционные верования. Исламизированы годоберинцы в XVI веке. Распространение ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению культурного развития годоберинцев.

Язык

Говорят на годоберинском языке, относящемся к андийской подветви аваро-андо-цезской ветви нахско-дагестанской языковой семьи. Распространены также аварский, русский языки, незначительно также чеченский язык. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Выделяются два диалекта: собственно годоберинский и зибирхалинский. Наиболее близок годоберинскому ботлихский язык.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в Российской Федерации владеют годоберинским языком 2 731 человек, 2 662 из них используют данный язык в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

Свадебные традиции

Обрядовые традиции наиболее стойко сохраняются в семейной сфере. Браки свободно заключались между членами разных тухумов и между людьми разных селений. Из соседних народов брачные связи предпочитались с ботлихцами и андийцами. По мере вступления в брак сыновья отделяются и создают самостоятельные хозяйства. Свадебный ритуал насыщен символикой плодородия. Похоронно-поминальная обрядность сочетает в себе элементы домусульманских и мусульманских обрядов.

Фольклор

Жанры фольклора разнообразны — предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и т. п., некоторые двуязычны (передаются также на аварском языке). Популярны легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о происхождении тех или иных тухумов. Развита народная медицина. Сохраняются домусульманские анимистические представления (вера в духов, культы предков, деревьев и т. п.).

Национальный костюм

Традиционная одежда сходна с одеждой ботлихцев. В основе мужского костюма — туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, овчинные шубы разнообразной формы, бурка. Носили пояса, газыри и кинжалы. Традиционная обувь нескольких типов, из сыромяти, сафьяна, войлока и т. д.

В комплекс женской одежды входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор (украшался серебряными монетами, нашивными кольцами), платок и кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком.

Быт
5ebb0f2b3236363bb31997e5c1136632.jpg

Жизнь

У годоберинцев издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетающий пашенное земледелие (ячмень, пшеница, овес, рожь, позднее кукуруза) и скотоводство. У них было развито и отгонное животноводство. Этому способствовало наличие в достаточном количестве летних пастбищ. Некоторые годоберинцы на зиму спускались со своими овцами и козами на более теплую равнину. Но большую часть скота и зимой они оставляли в горах. В прошлом здесь была развита хуторская система. Почти каждая малая семья имела свой хутор, на котором в зимний период вместе с крупным рогатым скотом содержали и овец. Скот тут пасли обычно на южных бесснежных склонах.

Важное место в экономике годоберинцев занимали садоводство и виноградарство. Сады и виноградники разводили в долине р. Андийское Койсу в местности Шихо. Немаловажную роль в хозяйстве годоберинцев играли лесные массивы, расположенные недалеко от селения. Из подсобных отраслей были развиты охота и пчеловодство. Значительное развитие с древнейших времен получили здесь домашняя промышленность и ремесла: ткачество, обработка кож, шерсти, металла, дерева, камня. Занимались годоберинцы и производством войлока, и поставкой строевого леса.

В годы советской власти многие из ремесел и промыслов исчезли. Произошло это по разным причинам. Главные из них - развитие общественного производства, складывание новых потребностей населения и самое главное - изменение рыночной конъюнктуры, когда с расширением торговых связей производство многих кустарных изделий, особенно ткацких, значительно сократилось, поскольку спрос на кустарные изделия из-за конкуренции фабричных и заводских значительно спал.

Изделия домашних кустарных промыслов в основном удовлетворяли нужды самих годоберинцев и в то же время имели определенный товарный характер. Некоторые из них превратились в дополнительные источники дохода. Поэтому давние традиции здесь имела торговля. Годоберинцы реализовывали продукты садоводства и ремесла на ботлихском базаре, в Чечне и Грузии и приобретали там керосин, фабричные изделия, другие жизненно необходимые товары.

После присоединения Дагестана к России установились торговые связи и с другими регионами Дагестана, Северного Кавказа, развилось отходничество. В свободное от сельскохозяйственных работ время мужчины годоберинцы отправлялись на заработки в соседние общества, особенно в Чечню. Такой отход был известен под термином химиралъ (от химир - мешок), что значило «за мешок (зерна)».

Жилье

Традиционные поселения на холмах, улицы довольно широкие, неправильно расположенные. Центр селения — мечеть и годекан, где мужчины проводили свободное время. Подступы охранялись сторожевыми и боевыми башнями. Поселения возникали как территориально-тухумные, с XVI—XVII веков имели чисто территориальный характер.

Жилище годоберинцев отличается оригинальностью. Исследователи выделяют его в качестве особого типа под условным наименованием «годоберинский дом». Традиционные дома сооружены из камня и дерева. Позднее появляются саманные дома. В качестве строительных материалов использовались также кустарник, дерн, глина, солома и камыш. В традиционной строительной технике камень конструктивно сочетается с деревом (это характерно для традиционных домов аваро-андо-цезской территории в целом). В каменную кладку для связи бывают заложены горизонтальные брусья. Внешняя (большей частью угловая) подпора зданий часто имеет вид колонн из коротких брусьев, уложенных в «клетку» с промежутками, иногда заполненными камнем. Встречаются дома с боковыми стенами (второго этажа) из толстого хвороста вертикального переплетения, обмазанного глиной. Традиционное жилище чаще строили одноэтажное, квадратное в плане, со столбами и прогонами. Конструкция постройки исследователями названа каркасной, так как плоское перекрытие держится главным образом не на стенах, а на системе деревянных вертикальных столбов. Каждая семья имела и хозяйственные помещения: бегъва (сеновал), бекъи (хлев), гъинк1уш (амбар), гъинуши (кладовая), кору (печь).

При строительстве жилья, хозяйственных построек, проведении срочных сельскохозяйственных работ, требующих много рабочих рук, широко применялась родственная и соседская взаимопомощь - гвай.

Годобери сейчас.jpg

Семейный уклад

Браки свободно заключались между членами разных тухумов и между людьми разных селений. Из соседних народов брачные связи предпочитались с ботлихцами и андийцами. По мере вступления в брак сыновья отделяются и создают самостоятельные хозяйства. Свадебный ритуал насыщен символикой плодородия. Похоронно-поминальная обрядность сочетает в себе элементы домусульманских и мусульманских обрядов.

Кухня

В традиционной пище преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка), распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, курдюк), из муки, растительные и овощные (тыква); наиболее распространенное — хинкал с мясом и без него, с приправой.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.