104
Гунзибцы

Гунзибцы - этническая группа аварцев. Гунзибцы малочисленны, они входят в аварскую семью. По своим традициям и культуре схожи со своими соседями - бежтинцами. Вокруг гунзибцев проживают различные этнические группы: хваршины, бежтинцы, анцухцы, цезы.

Территориальное расположение и численность

Гунзибцы — небольшая по численности народность Дагестана, родственная аварской группе народностей, издревле живут у подножья горы Большого Кавказского хребта в пяти селениях – Родор, Тодор, Гьело, Нахада и Гарбутль Цунтинского района.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в Российской Федерации проживает 2 363 гунзибцев. Все они проживают в Республике Дагестан. Значительная часть гунзибцев в настоящее время живет в селениях Стальское и Комсомольское Кизилюртовского района.

Религия

Гунзибцы исповедуют ислам суннитского толка.

Язык

Все гунзибцы разговаривают на своем родном языке - гунзибском, который входит в аваро-андо-цезскую категорию нахско-дагестанской семьи северокавказской группы языков. В зависимости от территории проживания народ свободно может общаться на русском и грузинском языке, также они могут знать аварский, цезский, бежтинский и гинухский язык.

Изначально письменность была арабской. Однако в 1930 году алфавит гунзибского языка был пересмотрен и переработан с использованием кириллической графики. C того момента гунзибцы используют этот вариант правописания.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в России 3 046 человек владеют гунзибским языком, 2 972 – используют его в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

Праздники

Традиционно гунзибцы отмечают религиозные и календарные празднования. К религиозным празднованиям относят:

• День рождения Пророка; 
• День конца мусульманского поста; 
• День поминок. 

Во время религиозных праздников устраиваются семейные, общинные моления и накрываются пышные столы. Принято проводить жертвенные раздачи, приходить к близким и родственникам с подарками и поздравлениями. К календарным празднованиям можно отнести: 

• Первый вывод быков в поле (20-22 марта). Данное событие отмечается всем поселком. Односельчане надевают вывернутые наизнанку овечьи шубы, в пахаря и быков, согласно ритуалу, бросают комьями земли, после этого все садятся за стол и трапезничают. Также проводятся спортивные соревнования: скачки, борьба, метание камней и бег;

• День прихода зимы (20-22 декабря). Обычно устраивались праздничные обеды большими семействами. Члены семей поздравляли и разыгрывали друг друга, рассказывали шутки, молодежь наряжалась и большими группами шествовала по селу, вечером прыгала через костры. Также праздничными календарными днями, сопровождавшимися весельем, были:

• День вывоза навоза на поле; 
• День первой прополки; 
• День жатвы; 
• День выпечки хлеба из пшеницы первого урожая; 
• День случки и стрижки скота; 
• День доения овец. 

После сбора урожая в осенний период традиционно устраивались увеселительные собрания – отдельно для мужчин и женщин. Такое проведение времени очень напоминало период существования «союзов мужчин», которые сопровождались увеселением и определенным порядком проведения собрания.

Свадебные традиции

Большая часть интересных обычаев гунзибцев относится к бракосочетанию и проведению свадебного торжества. К примеру, брачного спутника выбирает вся семья, и последнее слово остается за главой семейства. Договариваться за девушку шел отец, а за сына – мать с несколькими родственницами и подарками для будущей невесты. Во время сватовства семейства обменивались связанными носками с различными узорами. После сватовства девушка оставалась в доме родителей не более двух недель. За день до свадьбы родственники и друзья собирались в доме невесты. На следующий день совершалось бракосочетание молодых, во время торжества жених должен был встать голыми ногами на саблю или кинжал, чтобы защитить будущую семью от порчи.

После бракосочетания невеста отправлялась в дом жениха, ее приданое переносили туда же. Обряд сопровождался торжественным шествием и конкурсами. По дороге устанавливается шест с куриным яйцом наверху. Родственники жениха должны были попасть в яйцо. Тот, кто не попадал, отдавал невесте серебряные монеты, мясо, сыр и другие продукты. Шествие продолжалось только после того, как один из родственников разобьет яйцо. Он получал подарок от невесты - вязаные носки.

В сам дом невесту вносили на руках несколько родственников. Сплетенные руки накрывали шубой или буркой. У дома жениха одна из родственниц обливала невесту водой. Несколько нарядно одетых людей устраивали во дворе танцы. Во время торжества приданое невесты вывозили из дома на осле. Гости рассматривали каждую вещь, критиковали ее, примеряли. Так продолжалось пока не находили носки, связанные для жениха. Их надевали и расхваливали, после чего отдавали жениху.

В первую брачную ночь невесту могли спрятать, а вместо нее в постель жениха положить тряпичную куклу. Жених вместе с подружками невесты отправлялся на ее поиски. Так и не найдя суженую, жених подкупал подружек, которые подсказывали, где искать. В первую брачную ночь невеста должна была оказать сопротивление своему жениху. Жених должен был преодолеть это сопротивление и снять с невесты от 7 до 15 пар штанов на завязках. Утром после брачной ночи родственники и друзья приходили с подарками и поздравлениями. Молодой жене дарили пряжу и гостинцы.

Традиции при рождении ребенка

Особенных традиций гунзибцы придерживались во время беременности и после рождения ребенка. К примеру, если у односельчанина умер родственник, беременная женщина не должна была видеться с его семьей в течение первых трех-семи дней. После рождения малышу и маме надевались бусы из пшеничных зерен, которые служили оберегом. После первой стрижки локоны мальчика хранились между страницами Корана. Так малыша защищали от злых умыслов: существовало поверье, что если локоном волос обвязать конечности жабы, то это наведет на него тяжелую порчу. В первые месяцы новорожденного ребенка клали в сплетенную из прутьев люльку, подвешенную к потолку. Для чуть подросших детей использовали колыбель-качалку.

Национальный костюм

Костюм гунзибца состоял из разных элементов: 

• Папахи из натуральной овчины; 
• Овчинной шубы; 
• Бурки; 
• Бешмета; 
• Черкески. 

Обувь изготавливалась самостоятельно – вязаные с узорами сапоги из натуральной шерсти и стеганной подошвой. Также очень важным элементом любого мужского наряда был пояс с кинжалом.

Женский костюм гунзибцев – это: 

• Длинная рубаха или платье; 
• Штаны зауженные; 
• Чухта или платок из материи или из шерсти; 
• Сапоги с вязаными носками. 

В некоторых селениях до наших дней дошла традиция надевать овчинные штаны и рубашки. Также женщины украшают себя гунзибоком — это большое количество украшений: браслеты, серьги, бусы, а также бижутерия, нашитая на одежде.

мужской и женский костюмы.jpg

Быт

Жизнь

Природные условия и окружающий ландшафт определили хозяйственно-культурную жизнь народа. Гунзибцы - профессиональные скотоводы, земледельцы и охотники. Держат овец, коров, коз, лошадей и ослов.

Что касается земледелия, гунзибцы успешно выращивают ячмень, рожь, овес и просо. На хороших участках земли засевается пшеница, но в небольших количествах. Кроме зерновых, сажается картофель, кукуруза, тыква, фасоль, табак, бобовые и горох. Гунзибцы придерживаются собственного календаря посева и постоянно чередуют культуры для выращивания. Полив полей не практикуется. Вспахивают землю ручным плугом, прикрепленным к быку или лошади. Женщины активно занимались обработкой шерсти, а именно выделкой сукна, вязанием носков, обуви, сумок и ковров. Мужчины работали с металлом, изготавливая различные кованые предметы для быта; деревом, изготавливая предметы мебели, и камнем.

В конце XIX века народ стал активно продавать сельскохозяйственную продукцию. Самые распространенные товары на продажу - масло, сыр, шерсть и другие продукты. Поначалу это был простой обмен с соседними селениями, после торговля распространилась по всей территории Дагестана и за его пределами. Взамен гунзибцы получали различные ткани, кожаные вещи, металл и изделия из него, хлеб и другие продукты питания.

Жилье

Гунзибцы предпочитают жить в компактных поселениях с большим количеством дворов на сравнительно скромной территории. Постройки адаптированы под рельеф и особенности окружающей среды. Наружные стены домов, немного напоминающих оборонительные сооружения, строились из плотно прилегающих друг к другу камней.

Дома возводились в несколько этажей. На первом этаже всегда располагалось место для скота и сарай, на верхних – комнаты для жилья. Несмотря на то, что для строительства преимущественно использовался камень, опоры и другие конструкции, а также мебель делались из древесины. Для отопления помещения в центре всегда строился камин. Иногда (в более поздних постройках) встречаются настенные камины с дымоходом. 

Селение.jpg

Гостевая комната всегда украшалась различными ценными для семьи предметами. Кроме спален, имелись комнаты, в которых хранились различные предметы, одежда и припасы. Поначалу комнаты были без какой-либо мебели, лишь стулья. На стенах и полу лежали шкуры животных, полотна из войлока и вязаные ковры. Различные принадлежности, посуду и одежду хранили в мешках, кувшинах и т.п.

Современные дома значительно отличаются от древних построек. Для строительства преимущественно выбирается ровная поверхность, а дома строятся на расстоянии друг от друга, часто с приусадебными участками. Под застройку берутся общественные угодья сообществ. Для хозяйства сейчас отводят небольшое количество комнат и помещений. В жилой части строят дополнительные комнаты для детей, кабинетов и других целей. Внутренний интерьер дома сейчас полностью городской – в комнатах стоит современная мебель, паласы, на стенах ковры, техника для дома и быта. 

Семейный уклад

Во всех сферах деятельности у гунзибцев большую роль играл тухум – семейно-родственные сообщества. Он объединял несколько семейств, которые имели одного предка и были едины в хозяйственном и идеологическом укладе жизни. Джамаат или община могла включать до 8 тухумов. Глава тухума выступал за интересы и права своего сообщества перед другими сообществами и всей общиной. Взаимодействие между тухумами поддерживалось на протяжении долгого времени, вплоть до 1930 года.

В семье преобладал патриархальный уклад: главой считался отец семейства, за которым всегда оставалось последнее слово и решение, он распоряжался семейным имуществом и судьбой детей. Жене отводилась роль хозяйки. Она, хоть и участвовала в принятии любого решения в семье, решающего слова не имела. В семьях по-прежнему сохраняется традиция почитания старших по возрасту родственников.

Кухня

Основными продуктами питания гунзибцев остается мясо, молочные и мучные продукты. В народе не принято есть большое количество фруктов и овощей. Очень часто их в рационе заменяют лесные ягоды и травы. Из мучных продуктов распространен хлеб из разных сортов и видов муки. Очень популярны хинкали, каши, молочные и мучные супы, пироги с мясом, творогом, травами, а также сушеное мясо и различные молочные блюда.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.