1414
Дидойцы

Источник фото : strazi-nail.ru

Дидойцы являются этнической группой аварцев — одного из коренных народов Кавказа, входящей в аваро-андо-цезскую группу народностей. Дидойцы относятся к малочисленному коренному народу юго-западного Дагестана.

История

В сочинениях античных авторов Плиния Старшего (I век) и Клавдия Птолемея (II век) дидойцы (дидури) упоминаются как племя на Кавказе. Под этим названием до середины XI века известна конфедерация союзов сельских общин, включавшая многие горские народы Западного Дагестана. С конца XV века термин «дидойцы» приобрёл чисто этническое значение.

После присоединения Дагестана к России (1813) дидойцы с 40-х годов XIX века приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, а также в антиколониальном восстании 1877 года. В 1921 году они вошли в состав Дагестанской АССР, а с 1991 года — Республики Дагестан. 

Территориальное расположение и численность

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, в Российской Федерации проживают 14 881 дидойцев. Основное место проживания — Республика Дагестан, в частности Цунтинский район, где они составляют основное население. Дидойцы живут в сёлах Хваршини, Хушет и Цихалах, а также в селении Выше-Таловка Кизлярского района. Населяют также село Муцалаул Хасавюртовского района и сёла Стальское, Кироваул и Комсомольское Кизилюртовского района. Есть представители этой народности и в Грузии.

Религия

Религия дидойцев — ислам суннитского толка. В прошлом грузинские миссионеры распространяли среди дидойцев христианство и даже построили небольшие храмы, однако эта религия не прижилась. Ислам утвердился у дидойцев позже, чем у других дагестанских народов. Были построены и впоследствии разрушены многие мечети; в наши дни их постепенно восстанавливают. Большинство дидойцев являются верующими: соблюдают общие требования религии, знают молитвы, совершают обряд обрезания, не употребляют вино и свинину, соблюдают пост, поминают усопших и периодически приносят пожертвования.

Язык

Дидойский язык относится к аваро-андо-цезской ветви нахско-дагестанской языковой семьи и цезской группе. Он близок к гинухскому языку. В 1993 году был выпущен цезский букварь, однако в письме в основном используют русскую и аварскую письменность. Дидойцы также владеют русским, чеченским и аварским языками. Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, в Российской Федерации дидойским (цезским) языком владеют 14 249 человек, из них 13 740 используют его в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

Свадебные традиции

Перед свадьбой юноши и девушки проводили встречи со сверстниками — так называемое прощание перед вступлением в брак и началом новой жизни. За два или три дня до свадьбы жених устраивал гулянье, на которое приглашались неженатые друзья. Невеста в это время проводила девичник. 

Когда невеста направлялась в дом жениха, её сопровождали парни на конях, предлагавшие ей и её подругам подвезти их. Девушки отказывались, но дарили подарки. 

В доме жениха во время свадьбы поблизости разжигали костёр, огонь в котором поддерживали до тех пор, пока молодожёны не оставались наедине. По обычаю, его гасил дядя невесты со стороны матери. На свадьбе тамада произносил тосты в честь отсутствующих гостей со стороны невесты — её родственников, отца и братьев, даже если они не смогли прийти на торжество. 

Иногда практиковался обычай подмены невесты: одну из замужних подруг или родственниц невесты выдавали за новобрачную, а сама невеста оставалась дома. Когда сторона жениха обнаруживала обман, как невесту, так и её «подмену» одаривали ценными подарками — деньгами, платками и отрезами ткани на платья. Этот обычай служил для сохранения порядка и уважения к традиции. 

Когда жених и невеста оставались одни, он должен был рассмешить её шуткой или забавной выходкой, чтобы получить право на близость. Молодожёны кормили друг друга едой, тем самым выражая взаимное согласие. На второй или третий день свадьбы молодая жена несколько раз меняла наряд. Чем чаще она это делала, тем большее уважение демонстрировала к семье мужа. 

Молодожёнам стелили две постели, на которых они спали первые три дня после свадьбы, встречаясь ненадолго лишь в постели жены. Затем мать жениха передавала его постельные принадлежности молодому и неженатому родственнику.

Традиции при рождении ребенка

При рождении ребёнка в семье начинался обряд, связанный с появлением нового члена семьи. В честь рождения мальчика устраивалась праздничная трапеза. При рождении девочки в дом приходили родственницы, подруги молодой матери и другие односельчанки, чтобы поздравить её. Проводились обряды укладывания малыша в люльку и наречения имени, первого обстригания головы, появления первого зуба и первого шага.

Национальный костюм

Традиционная мужская одежда включала туникообразную рубаху, штаны без ширинки на подтяжках с зауженными штанинами, бешмет, черкеску, овчинные шубы нескольких разновидностей, полусферическую или конической формы овчинную папаху, кавказский ремень с наборными серебряными украшениями, вязаные шерстяные сапоги, простейшую низкую обувь из сыромятной кожи (двух разновидностей), лайковые сапоги с мягкой подошвой, низкую обувь типа галош с твёрдой подошвой и войлочные сапоги с кожаным низом.

женский костюм.jpg

Источник фото : dzen.ru

Женская одежда состояла из туникообразных платьев-рубах нескольких разновидностей, отрезных по талии платьев, распахнутого сверху донизу платья типа къабалай и длинных штанов с зауженными штанинами. Голову покрывали сложным по конструкции чепцом-накосником сугубо местного образца, шелковыми и шерстяными платками, тёплыми шерстяными шалями.

костюм мужской женский.jpg

Источник фото : miraphoto.ru

На ногах женщины носили вязаную шерстяную обувь типа сапог и те же виды обуви, что и мужчины (за исключением сапог). Материалы для одежды (сукно, кожа, войлок, шерстяные нитки и др.) производились на месте. С XIX века дидойцы стали использовать поступавшие к ним дешёвые фабричные ткани. Дорогие нарядные ткани привозились из России, Закавказья и Северного Кавказа. Женщины украшали себя бусами, а также серебряными кольцами, перстнями, серьгами, браслетами, налобными, височными, нашейными, нагрудными и другими украшениями.

Быт

Жизнь

Дидойцы издавна занимаются отгонным животноводством, скотоводством и склоновым земледелием. Распространены садоводство, виноградарство, выращивание бахчевых и огородных культур. Весной скот перегоняется на летние высокогорные пастбища, осенью — на зимние, расположенные на территории Закатала и Кахетии. Небольшое количество скота остаётся на хуторах-зимниках. Разводят преимущественно овец; ранее также держали туров. 

Выращивают рожь, ячмень, кукурузу и бобовые, частично обеспечивая себя хлебом. Основным вьючным транспортом служит лошадь. Ранее землю обрабатывали безотвальным деревянным плугом. С давних времён развито пчеловодство. Многие дидойцы уезжают из дома в поисках заработка в более развитые районы и города. Традиционными ремёслами являются металлообработка, выделка овчины и сукна, обработка камня и дерева, производство вязаной обуви. 

До второй половины XIX века существовала меновая торговля, преимущественно с Грузией, внутренним Дагестаном, Россией и народами Северного Кавказа. Позднее товарность производства возросла, появились элементы капиталистического хозяйства. К 1980 году у дидойцев было образовано 7 колхозов и 4 отделения.

Овцеводство.jpg

Источник фото : travelask.ru

Жилье

Дома дидойцев обычно двухэтажные и располагаются на склоне горы или в ущелье. Ранее жилища обносились оборонительной стеной и дополнялись оборонительными башнями. Современные жилища в основном имеют склоново-ступенчатую планировку и состоят из 2–3 этажей. Рядом располагаются хозяйственные постройки.

Общественный уклад

В каждом селе существовало своё управление, включавшее сельский сход — верховный орган джамаата, старейшин, глашатая (чяуша) и исполнителей с функциями полицейских. Суд осуществляли старейшины на основе шариата и адатов. Сход (собрание) состоял из совершеннолетних мужчин общины. 

Большую роль в общественной жизни играет обычай взаимопомощи родственникам и соседям. Каждый может рассчитывать на поддержку при строительстве или ремонте жилья, замужестве дочери или женитьбе сына, в случае пожара, необходимости продать скот или провести поминальный обряд. Вдовы, сироты, престарелые одинокие люди и инвалиды не оставлялись без помощи: их содержали за счёт общественных фондов джамаата, благотворительных сборов и дарений членов общины. Все семьи отчисляли на эти нужды часть доходов от торговли и земледелия.

Семейный уклад

Традиционно в семьях дидойцев от 2 до 4 детей. Браки заключались по инициативе родителей с проведением сватовства. До XX века редко, но встречались браки с похищением, бегством молодых, левират и сорорат. Сегодня браки заключаются в основном по любви с учётом мнения родителей. Главой семьи считается отец, однако между супругами существует равноправие. 

Мальчиков с раннего возраста приучали к занятиям, которыми занимались мужчины в семье: пашня, уход за скотом, строительство, обработка камня и дерева. Постепенно их обучали навыкам воина-наездника. Девочек обучали домашним обязанностям и навыкам будущей матери. Грамоте мальчиков обучали в мектебах при мечетях; девочки получали образование дома. Изучали письмо, чтение, арабскую графику, заучивали суры и стихи из Корана. Сегодня дети обучаются в средней школе; преподавание до 4 класса ведётся на аварском языке, далее — на русском.

Кухня

Основу рациона в прошлом составляли мучные изделия и мясные блюда. Из мяса готовили колбасы и курдюк, из молока производили творог, сыр и топлёное масло, также употребляли овощи и фрукты. Популярные блюда дидойской кухни: несколько разновидностей хинкала с мясом, сыром, колбасой и чесночной подливой; пресный и кислый хлеб; лепёшки; каши; бульоны; молочные похлёбки; пироги типа чуду с зеленью, творогом и мясом; вареники типа курзе. В современной кухне дидойцев появились соусы, борщи, супы, щи, котлеты. 
Рассмотрим самые популярные блюда дидойцев.

Толокняная горка из котомки

В давние времена дидойские воины брали с собой в походы курдюк и толокно, помещая их в вещмешок, сделанный из цельной шкуры телёнка, снятой особым образом — без разрезов на брюхе. Четыре ножки служили ремнями, с помощью которых мешок держался на спине. В таком мешке курдюк таял, а толокно прилипало к нему. Получившуюся массу собирали ладонью, формировали в виде горки и подавали к воинской трапезе.

Толокняная горка.png

Источник фото : etokavkaz.ru

Солодовые лепешки

Во времена межплеменных набегов женщины из дидойского села Хебатли косили сено на заброшенном хуторе Элитл и остались там на ночь. Когда они готовили ужин и пекли солодовые лепёшки, на них напали разбойники. В дом, где находились женщины, можно было попасть только через окно, так как вход был надёжно заперт. Налётчики пытались проникнуть внутрь, карабкаясь по стене. Не зная, как защититься, одна из женщин сняла с печи горячие лепёшки, содрала с них корочку, обнажив раскалённую внутреннюю часть, и шлепнула ею в лицо первому, кто показался в окне. Получив сильные ожоги, нападавший с криками свалился вниз. Остальные, испугавшись его участи, отступили, оставив женщин и их имущество нетронутыми.

солодовые лепешки.png

Источник фото : topwar.ru

Дидойский хинкал

Дидойский хинкал отличается от аварского формой: в аварском тесто нарезано относительно небольшими ромбами, в дидойском — это большие круглые «лепёшки». С этим отличием связано предание, которое дидойцы рассказывают гостям за трапезой. 

Однажды в гостеприимном доме остановился аварец. Его накормили традиционным хинкалом. Увидев, какие хинкалины огромные, гость съел только одну, опасаясь показаться прожорливым. Хотя он не наелся, он вежливо отказывался от добавки, сколько бы хозяин ни настаивал. Заметив это, радушный хозяин велел жене накрыть стол с хинкалом в спальне, поставив всё необходимое для омовения рук, освещения и трапезы. Утром он убедился, что гость утолил голод. Поняв причину вечернего отказа, хозяин попросил жену в этот день нарезать хинкалины поменьше, чтобы гость чувствовал себя свободнее. Так он нашёл деликатный выход из неловкой ситуации.

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения