215
Дидойцы

Дидойцы – являются этнической группой аварцев — одного из коренных народов Кавказа, и входят в аваро-андо-цезскую группу народностей. Дидойцы относятся к малочисленному коренному народу юго-западного Дагестана.

Территориальное расположение и численность

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в Российской Федерации проживают 14 881 дидойцев. Проживают на территории Республики Дагестан, а именно Цунтинского района, где они являются основным населением. Живут в селах Хваршини, Хушет и Цихалах, селении Выше-Таловка, расположенного в Кизлярском районе. Населяют село Хасавюртовского района Муцалаул и села Кизилюртовского района: Стальское, Кироваул и Комсомольское. Есть представители этой народности в Грузии.

Религия

Религия дидойцев — ислам суннитского толка. Грузинские миссионеры давно принесли в народ христианство и даже построили небольшие храмы, однако эта религия не прижилась. Мусульманство утвердилось у дидойцев позже, чем у других дагестанских народов. Были построены и разрушены многие мечети, которые постепенно начинают восстанавливаться в наши дни. Большинство дидойцев являются верующими, соблюдают общие требования религии, знают молитвы, совершают обряд обрезания, не употребляют вино и свинину, соблюдают пост, поминают усопших и периодически приносят пожертвования.

Язык

Дидойский язык относится к аваро-андо-цезской ветви нахско-дагестанской языковой семьи и цезской группе. Близок с гинухским языком. В 1993 году был выпущен цезский букварь, но в письме в основном используют русскую и аварскую письменность. Дидойцы говорят также на русском, чеченском и аварском языках. Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в Российской Федерации владеют дидойским (цезским) языком 14 249 человек, 13 740 пользуются им в обыденной жизни.

Традиционная и современная культура

Свадебные традиции

Перед свадьбой юноши и девушки проводили встречи со сверстниками, так называемое прощание перед вступлением в брак и другой период жизни. За 2 или 3 дня до свадьбы жених организовывал гулянье, на которое собирал неженатых друзей. Невеста проводила девичник.

Когда невеста шла к жениху в дом, ее сопровождали парни на конях, предлагали ей и ее подругам их подвезти. Девушки им отказывали, но дарили подарки.

Когда в доме жениха начиналась свадьба, поблизости разжигали костер, огонь в котором поддерживали, пока молодые не уединятся. Погасить его, по обычаю, должен дядя невесты со стороны матери. На свадьбе тамада произносит тосты в честь отсутствующих гостей со стороны невесты: ее родственников, отца и братьев, если они не смогли посетить торжество.

Иногда проводили обычай подмены невесты. Выбирали одну из замужних подруг или родственниц невесты, которая была в роли новобрачной. Сама невеста в это время находилась дома. Когда сторона жениха обнаруживала неладное, невесту и ее подмену одаривали ценными подарками: деньгами, платками и отрезами ткани на платья. Это проводилось для того, чтобы все стало на свои места.

Когда жених с невестой оставались одни, он должен был рассмешить ее выходкой или словами, чтобы получить таким образом право на близость. Молодые кормили друг друга едой, выражая этим взаимное согласие. На 2 или 3 день свадьбы молодая жена несколько раз меняла свой наряд. Чем чаще она это делала, тем большее уважение демонстрировала к семье мужа.

Молодоженам стелили две постели, на которых они спали первые 3 дня после свадьбы, и только ненадолго встречались в постели жены. Потом мать жениха дарила его постельные принадлежности молодому и неженатому родственнику.

Традиции при рождении ребенка

Когда в семье рождался ребенок, начинался обряд в связи с появлением нового члена семьи. Проводилась праздничная трапеза в честь рождения мальчика. Когда на свет появлялась девочка, в дом приходили родственницы, подруги молодой матери и другие односельчанки и поздравляли ее. Проводили обряд укладывания малыша в люльку и наречения именем, обряд первого обстригания головы ребенка, появления первого зуба и первого шага.

Национальный костюм

Традиционную мужскую одежду составляли туникообразная рубаха, штаны без ширинки, на вздержке, с зауженными штанинами, бешмет, черкеска, овчинные шубы нескольких разновидностей, полусферическая или в форме усеченного конуса овчинная папаха, кавказский ремень с наборными серебряными украшениями, вязаные шерстяные сапоги, простейшая низкая обувь из сыромятной кожи (две разновидности), лайковые сапоги с мягкой подошвой, низкая обувь типа галош с твердой подошвой, войлочные сапоги с кожаным низом.

женский костюм.jpg

Женская одежда состояла из туникообразных платьев-рубах нескольких разновидностей, отрезных по талии платьев, сверху донизу распахнутого платья типа къабалай и длинных штанов с зауженными штанинами. Голову покрывали сложным по конструкции чепцом-накосником сугубо местного образца, шелковыми и шерстяными платками, теплыми шерстяными шалями.

костюм мужской женский.jpg

На ногах женщины носили вязаную шерстяную обувь типа сапог и те же виды обуви, что и мужчины (за исключением сапог). Материалы для одежды (сукно, кожа, войлок, шерстяные нитки и др.) вырабатывались на месте. С XIX в. дидойцы использовали поступавшие к ним дешевые фабричные ткани. Дорогие нарядные ткани привозились из России, Закавказья и Северного Кавказа. Женщины украшали себя бусами, а также серебряными кольцами, перстнями, серьгами, браслетами, налобными, височными, нашейными, нагрудными и прочими украшениями.

Быт

Жизнь

Дидойцы издавна занимаются отгонным животноводством, скотоводством и склоновым земледелием. Распространено садоводство, виноградарство, выращивание бахчевых и огородных культур. Весной скот перегоняется на летние высокогорные пастбища, осенью — на зимние, расположенные на территории Загатала и Кахетии. Небольшое количество скота остается на хуторах-зимниках. Из скота разводят овец, раньше держали туров.

Выращивают рожь, ячмень, кукурузу и бобовые, частично обеспечивают себя хлебом. Основной вьючный транспорт — лошадь. Раньше землю обрабатывали безотвальным деревянным плугом. С давних времен занимаются пчеловодством. Часто уходят из дома в поисках заработков в более развитых районах и городах. С давних времен развита у дидойцев металлообработка, выделка овчины и сукна, обработка камня и дерева, производство вязаной обуви. До второй половины 19 века существовала меновая торговля, в основном с Грузией, внутренним Дагестаном, Россией и народами северного Кавказа. Позже товарность производства выросла, начали появляться элементы капиталистического хозяйства. К 1980 году у дидойцев уже было образовано 7 колхозов и 4 отделения.

Овцеводство.jpg

Жилье

Дома дидойцев обычно состоят из двух этажей и располагаются на склоне горы или в ущелье. Свое жилище они обносили оборонительной стеной, строили и оборонительные башни. Жилища дидойцев сегодня в основном склоново-ступенчатой планировки и состоят из 2-3 этажей. Рядом располагаются хозяйственные постройки.

Общественный уклад

В каждом селе было свое управление, состоящее из сельского схода — верховного органа джамаата, старейшин, глашатая-чяушя и исполнителей с функциями полицейских. Суд проводили старейшины, основан он был на шариате и адатах. Сход (собрание) состояло из совершеннолетних мужчин общины.

Большую роль играет в общественной жизни обычай взаимопомощи родственникам и соседям. Каждый всегда может рассчитывать на помощь родственников и односельчан при ремонте или строительстве жилища, замужестве дочери или женитьбе сына, если случился пожар или нужно продать скот, провести поминальный обряд. Не оставляли на произвол судьбы вдов, сирот, престарелых одиноких людей и инвалидов. Их содержали за счет общественных фондов джамаата, благотворительных сборов и дарений членов общины. Все семьи отчисляли на эти нужды часть своих доходов от торговли и земледелия.

Семейный уклад

Традиционно в семьях дидойцев от 2 до 4 детей. Браки осуществлялись по инициативе родителей с проведением сватовства. До 20 века редко, но происходили браки с похищением, бегством молодых, левираты и сорораты. Сегодня женятся в основном по любви с учетом родительского мнения. Главой семьи является отец, но между женой и мужем присутствует равноправие.

Мальчиков с ранних лет приучали к занятиям, которыми в семье занимался мужчина: пашня, уход за скотом, строительство, обработка камня и дерева. Постепенно мальчика учили навыкам воина-наездника. Девочек обучали обязанностям по дому и навыкам будущей матери. Грамоту мальчикам преподавали в мектебах при мечетях, девочки обучались дома. Изучали письмо, чтение, арабскую графику, заучивали суры и стихи из Корана. Сегодня дети обучаются в средней школе, преподавание до 4 класса ведется на аварском языке, после — на русском.

Кухня

Основными продуктами в рационе раньше были мучные изделия и мясные блюда. Из мяса делали колбасы и курдюк, из молока производили творог, сыр и топленое масло, ели овощи и фрукты. Популярные блюда дидойской кухни: несколько разновидностей хинкала с мясом, сыром, колбасой, чесночной подливой, пресный и кислый хлеб, лепешки, каши, бульоны, молочные похлебки, пироги типа чуду с зеленью, творогом и мясом, вареники типа курзе. Сегодня кухня дидойцев разнообразилась, в нее вошли соусы, борщи, супы, щи, котлеты. Рассмотрим самые популярные блюда дидойцев.

Толокняная горка из котомки

В давние времена дидойские воины брали с собой в походы курдюк и толокно, помещая их в вещмешок, сделанный из цельной шкуры теленка, снятой с животного особым образом — без разрезов на брюхе. Четыре ножки служили ремнями, с помощью которых мешок держался на спине. В таком мешке курдюк таял, а толокно прилипало к нему. Получившуюся массу собирали ладонью, формировали в виде горки и подавали к воинской трапезе.

Толокняная горка.png

Солодовые лепешки

Во времена набегов одних племен на другие женщины из дидойского села Хебатли косили на заброшенном хуторе Элитл и там же остались переночевать. Несколько разбойников напали на них, когда они собрались для ужина и готовили солодовые лепешки. В дом, где они были, попасть можно было только через окно, вход в жилище тогда умели укреплять и запирали накрепко. Налетчики карабкались по стене, чтобы залезть в жилище. Дидойки не знали, что делать, и тут одна из них сняла с печи солодовые лепешки, содрала с них верхнюю корочку, обнажив раскаленную жидкую внутренность, и как только вражеское лицо показалось в оконном проеме, шлепнула по нему своим креативным и, как оказалось, мощным средством защиты. С дикими криками и ужасными ожогами незадачливый разбойник свалился вниз, остальные побоялись его жестокой участи и отступили, оставив женщин и их добро нетронутым.

солодовые лепешки.png

Дидойский хинкал

Дидойский хинкал отличается от аварского по форме: в аварском тесто нарезано относительно небольшими ромбами, в дидойском это большие круглые «лепешки». С этим отличием связано предание, которое рассказывают дидойцы гостям за трапезой. Гостил в одном гостеприимном доме аварец. Прибыл он с вечера и остался на ночлег. Кормили его традиционно хинкалом. Увидев, какие хинкалины огромные, гость съел только одну, боясь выглядеть прожорливым. Гость не наелся вдоволь, но, сколько хозяин не предлагал ему добавки, отказывался. Видя, что гость не насытился, радушный хозяин сказал хозяйке поступить следующим образом: накрыть стол с хинкалом в спальне, поставив там все, что нужно для омовения рук, освещения комнаты и трапезы. Утром он убедился, что аварец утолил свой голод. Поняв, почему гость не насытился за ужином, хозяин сказал супруге, чтобы в этот день она нарезала хинкалины меньшего размера. Так он нашел выход из щепетильной ситуации.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.