112
Езиды

Езиды – ираноязычный народ, проживающий на территории Северного Ирака, Турции, Армении, Грузии, России и др. стран и консолидирующийся вокруг уникального синкретического религиозного течения – езидизма.

Территориальное расположение и численность

Народность проживает в основном на севере Ирака в Иракском Курдистане, Европейских странах. Общинами живут в селах регионов Арагацотн, Арарат, Ширак, городах Ереван, Абовян, Ванадзор, Ташир, Дилижан. Народ мигрировал на восток Армении тысячами, где обосновался в районах Апарана, Сурмалу, Талина, Аштарака, Эчмиадзина, Армавира. Во время Первой мировой войны, армянского геноцида, произошла еще более сильная миграция. Езиды бежали из провинции Карс, Ван, Сурмалу и тоже обосновались в районах восточной Армении. Официально общества езидов зарегистрированы в Турции, Армении, России, Грузии.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Российской Федерации проживают 26 257 езидов. Из них 3 349 проживают в Краснодарском крае, 2 350 — в Ставропольском крае, 2 103 — Нижегородской области, 1 828 — Ярославской области, 1 439 — Тамбовской обалсти.

Религия

Народ исповедует синкретическую религию езидизм. В ней сочетаются элементы ислама, иудаизма, христианства. Езиды верят в существование единого бога, его семи ангелов, из которых самый главный Малак Тавус, или «Джабраил», изображаемый в виде павлина. Считается, что религию основал шейх Шариф Ади ибн Мусафир, который жил в 11-12 веках. Езиды почитали его как пророка. Они верили, что он ангел, переродившийся в человеческом облике. Окончательно вера сложилась в 14-15 веках.

scale_1200.webp

Религия схожа с вероучениями али-илахов, алевитов, в большинстве опирается на устную традицию.

Существуют 2 священные книги, в которых изложены каноны, догматика, космогония, обряды:
1. Книга откровения «Кетебе Джилве»;
2. Черная книга «Масхафе раш».

Кроме этих книг, существуют другие источники учения — религиозные гимны:
•Кавлы (каулы);
•Бейты.

Наравне с джандиль, дуа, мисхабат, дуруз, они являются важнейшим жанром молитвенной поэзии. Певцы, знатоки гимнов входят в низшее духовное сословие, являются каввалами. Религиозные езидские писания написаны на языке курманджи. Мусульманские критики религии езидизма нередко ассоциируют Малак Тавуса с падшим ангелом, или Иблисом. Поэтому раньше и до сих пор езидов по ошибке считают поклонниками злого духа.

Главная святыня народа — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафира в Лалеше — расположена в 40 км от Мосула на севере Ирака. Основными культовыми предметами верующих езидов являются 7 статуэток птицы на высокой подставке (санджак), вылитых из бронзы. Они хранятся в Лалеше, являются символами 7 основных ангелов. Иногда представители особого сословия (кавлы) носят их во время процессий по селениям езидов, собирают пожертвования.

Все езиды делятся на 2 эндогамные касты, которые представляют два сословия (касты): светское, духовное. Духовная каста делится на 3 главные группы, которые не имеют права родниться между собой:

Факиры;
Шейхи;
Пиры.

Ритуалы, связанные с рождением ребенка, свадьбой, похоронами, невозможно провести без пиров, шейхов.

У езидов, исповедующих езидизм, существует ряд запретов. Самые многочисленные из них связаны с пищей. Запрещено есть мясо петуха, газели, рыбу, капусту, салат, тыкву. Нельзя носить одежду синего цвета, которая считается траурной. В бане мыться запрещено, что связано с осквернением воды. Нельзя произносить «шайтан», слова близкие с ним по звучанию. Три самых страшных греха:
Вступление в брак с иноверцем и переход в другую веру;
Вступление в брак, внебрачная связь с представителями других каст;
Поднятие руки на представителя духовной касты.

По сей день происходят убийства из-за браков с иноверцами или подозрений, что девушка езидка вступала в связь с представителем другой веры. Примечательно, что когда человека наказывают за этот грех, никто не вступается за него, даже местные органы правопорядка.

Среди народа есть немало езидов, которые приняли ислам. До того, как появился езидизм, народ исповедовал зороастризм, дозорастрийские культы маздеизм, митраизм. С первых веков начало распространяться христианство.

1679406183_food-pibig-info-p-natsionalnoe-blyudo-yezidov-vkontakte-45.jpgезиды 5.jpg

Язык

Народ говорит на эздики, который является диалектом курдского языка курманджи, принадлежащего иранской группе арийской ветви индоевропейской семьи языков. В 11 веке у народа существовал свой алфавит из 33 букв, который не используется сегодня. Благодаря инициативе академика Азиза Тамояна, журналиста Хасана Тамояна на основе латинских, русских букв был создан новый алфавит. Сегодня на нем издаются художественные книги, учебники, газеты. У езидов есть национальная школа, на езидском языке ежедневно выходит передача на радио.

Традиционная и современная культура

Национальные праздники

6.jpgезиды 4.jpg

Основные религиозные праздники, которые отмечают верующие езиды:

- Аиде Эзиде, или праздник Езидов, отмечается во вторую пятницу декабря. Это день примирения, за 3 дня до него держат строгий пост. Нельзя есть, пить, курить до захода солнца. В четверг вечером миряне, духовники собираются у священнослужителя, танцуют, поют религиозные гимны. В пятницу приходят к тем, у кого недавно умер близкий;

- Аиде Шамс, праздник Солнца, отмечается через неделю после праздника Езидов;

- Хызр, или Хырыд Наби, отмечается в феврале. Праздник назван в честь ангела-покровителя. Он помогает исполнению желаний, через него сбываются предначертания судьбы. Наби является покровителем влюбленных, воссоединяет любящие сердца. В праздник молодежь ест соленые лепешки. Считается, что после этого во сне они увидят суженых.

- Рожие Эзид, трехдневный пост, после которого в декабре идет праздник сотворения мира, в феврале пост в память пророка Хадыр-Наби;

- Сарсал, Новый год, отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который еще называют Чаршама Сор (красный четверг). На праздник готовят куличи (клоч), красят яйца. Их относят на кладбище в дар усопшим родственникам, посыпают скорлупой крашеных яиц поля, чтобы был богатый урожай. В этот праздник жилище нужно украшать красными цветами. Народ выходит на улицу, угощает бедных, соседей куличами. Строго запрещено в этот день мыться, бриться, стричься, шить, делить с супругом ложе. После Нового года езиды целый месяц празднуют дни святых (таваф), которые сопровождаются большим ликованием. Народ собирается в огромные хороводы, танцует под музыку зурны, барабана. И год начинается у народа не в январе, а в апреле, после Нового года.

Самой важной из семейных традиций является первая стрижка мальчика, проводит которую шейх «биск».

Свадебные традиции

Очень оригинальна езидская свадьба, во время которой соблюдают множество обычаев. Свадьбе предшествуют смотрины (сватовство). Раньше невесту выбирали родители, а именно мать. Сам жених права выбора не имел. Сегодня молодые выбирают себе спутников жизни самостоятельно. По старинному обычаю на смотрины в дом невесты приходят 4 человека со стороны жениха, сам он участия не принимает. По приходе они сообщают о цели визита, если родители девушки считают, что ей еще рано замуж, они должны дать гостям вежливый отказ.

Чтобы посмотреть на девушку, гости просят ее принести воды. Один из них очень медленно пьет, чтобы лучше ее разглядеть, в то время как девушка должна стоять и ждать, когда гость вернет ей посуду. Если будущая невеста сватам понравилась, они обговаривают с ее родителями дату следующего визита. Когда сторона девушки дает согласие на брак, родители жениха отправляют ей ценный подарок, например, золотое кольцо. Это знак успешных смотрин и начала подготовки к свадьбе.

Начинается торжество с раннего утра в доме жениха, куда зовут музыкантов. Без них свадьба не проходит. Зовут на праздник близких родственников, друзей, соседей. Ближе к обеду все идут в дом невесты, там их встречают праздничным столом, расположенным посередине двора. Гости со стороны жениха произносят торжественно поздравления, пьют, едят, дарят невесте подарки на специальных круглых подносах (сэни). Их заранее подготавливают, украшают. Среди подарков невесте обязательно должно быть красивое свадебное платье, красная шаль, алкоголь, сладости. Подносов с подарками должно быть не меньше пяти. Все подарки принимают родные, гости невесты, дарят их гости, родственники жениха, которые тоже получают дары. Проходит все под веселую музыку.

Жених должен выкупить подушку невесты, если ему удается, невесту выпускают из родного дома, при этом у езидов принято, чтобы гости невесты слегка несколько раз ударили его по макушке выкупленной подушкой, приговаривая «быть вместе вам до старости». Потом все идут к дому жениха, под веселую национальную музыку.

Для невесты подготавливают обряды, во время одного из них она должна связать на себе две шали, одна ее, вторую ей дарят гости жениха. Дальше до конца праздника невеста остается с этими связанными шалями. Если у нее есть брат, он должен намотать 3 раза на талию сестры ленту, развязать ее.

Все три узла символизируют:
1.Благое дело
2.Благой помысел
3.Благое намерение
Переступить порог дома мужа невеста может только во время исполнения гостями танца гованд. На входе мать жениха осыпает молодых печеньем, конфетами.

После все входят в дом, произносятся слова благословения, рассматривают подарки. Родные невесты передают жениху золотое кольцо, которое невеста надевает при обручении. Родня невесты демонстрирует гостям приданое, которое потом родные жениха перевозят в его дом. Готовится приданое девушки довольно долгое время. Относится к нему все, в чем может нуждаться молодая жена во время семейной жизни. Обязательно должно быть теплое одеяло, подушки, постельное белье.

Жених встает на возвышение, кладет на макушку супруги яблоко, которое является символом плодородия, напутствия к размножению. На плечи молодых кладут лаваши, это означает богатство новой семьи. Молодые вместе должны разбить тарелку, одновременно ударив по ней ногами. Если посуда разбилась после удара жениха, первенцем будет мальчик, если разбила тарелку жена, родится девочка. Молодожены должны собрать все осколки вместе.

Перед свадьбой юноши, девушки наряжают дерево купюрами, конфетами, фруктами. Свидетель со стороны жениха должен потрясти его над молодыми, в знак счастливой семейной жизни. Во время всех обрядов должна играть веселая музыка. На свадьбе женщины и мужчины сидят отдельно. Обязательно на праздник зовут тамаду, который проводит все обряды, ведет торжество.

Езиды всегда живут по строгим правилам. Девушка должна сохранять девственность до замужества. Если она подверглась изнасилованию, ее родные отрекаются от нее, будь это дочь, сестра, жена. Если семья от нее не отказалась, всю свою жизнь она должна прожить в самой дальней комнате, не попадаться на глаза посторонним. Если кто-то ее увидит, могут убить, как человека, опозорившего семью.

свадьба.jpg

Музыка

Музыкальные инструменты езидов: барабан «даф», зурна, дудук, майе, фик, блур.

Музыка состоит из самобытных мелодий, присущих только этому народу. Они основаны на особом понижении, повышении тональности. Следует отметить езидские баллады, в них говорится о подвигах героев. В культуре есть трудовые, бытовые, свадебные песни, отражающие мудрость, душу народа.

музыка.jpg

Танцы

Национальными танцами езидов считаются: «сепи», «ой наре», «деле-деле», «яр хушти», «кочери», «тринги», «гованд».

Основной танец езидов – «гованд» - очень интересный и один из древних езидских танцев.

По одной из версий:
Его танцуют «цепочкой» мужчины и женщины. Они держатся друг за друга мизинцами. Движения их однообразны – два шага вперед и два шага на месте. У первого в «цепочке» в руках платок. Этот танец рассказывает, как шли люди по земле после потопа. Она была еще болотистая, рыхлая, двигаться нужно было осторожно, шаг за шагом. Когда платок бросают на землю, это означает, что дальше идти нельзя, и все останавливаются. А держатся за мизинцы для того, чтобы если кто-то провалится, он не потащил бы за собой остальных.
Есть и другая версия: танец «гованд» символизирует движение солнца по кругу.

original.jpg

Декоративно-прикладное искусство

Присутствует в культуре прикладное искусство. Езиды являются большими мастерами рукоделия, все изделия создаются с национальным, ярко выраженным колоритом. Среди женщин издавна развито ткачество, пошив одежды. Они изготавливают ковры, карпеты, различные украшения для одежды. В закрытых фондах Государственного музея Грузии хранятся украшения езидских женщин, ковры и оружие, домашняя утварь и посуда и т.д., что представляет собой богатую коллекцию этнографического отдела музея.

Национальный костюм

езиды 3.jpg

Традиционный костюм езидов тараз и сегодня встречается в поселениях, где проживает народ. Женщины носят белые шальвары (хэвалкрас), рубаху (крас), поясную одежду, состоящую из двух фартуков (дейра), передник (шалэк), безрукавку (элак). Зимой надевают куртку из бархата (колк), пояс из шерсти (бане пште), головной убор конусообразной формы, обшитый серебряными монетами. Украшают одежду серебряными поясами (камарами). К своему традиционному костюму езиды относятся очень уважительно. Мужчины носили длинную бороду, заплетали волосы в косу.

yezidi.jpg1645159513_30-o-tendencii-com-p-obraz-natsionalnii-kostyum-yezidov-foto-32.jpg

Быт

Хозяйство

Основная деятельность езидов с древних времен — скотоводство. Разводят в основном овец. Помимо этого занимаются садоводством, земледелием. Среди современных представителей народа есть служащие, рабочие, представители научной, гуманитарной, технической интеллигенции, которые живут и работают в городах. Среди женщин издавна развито ткачество, пошив одежды. Они изготавливают ковры, карпеты, различные украшения для одежды.

овцеводство.jpg                   

Общественный уклад

Все езиды разделяются на две группы, представляющих духовное или светское направление. Даже в наше время представители одного сословия не имеют права породниться с другим. К примеру, человек, являющийся выходцем одной из трех духовных каст, не может вступить в брак с представителем светского направления – Мюрид.
Даже в пределах самих духовных каст есть строгие ограничения. Духовенство езидов имеет три группы (факиры, шейхи, пиры), причем установление родственных связей между ними запрещается.

Жилье

Раньше большая часть народа жила в труднодоступных горах, куда не могли проникнуть враги завоеватели. Веками им приходилось обороняться, защищать свои земли. Вокруг жилищ строились высокие каменные ограждения. Живут езиды общинами, они делятся на разные рода со своим названием, которые им дали исторические предки.

Традиционный езидский дом.jpg

Кухня

Кулинарные традиции езидской кухни складывались не одно столетие. Оригинальная езидская кухня складывалась в процессе многовековой истории существования народа и его взаимодействия и соприкосновения в повседневной жизнедеятельности с соседями - турками, арабами, иранцами, грузинами, армянами.

Сохраняя свою самобытность, многое в кухне менялось: она совершенствовалась, обогащалась новыми знаниями и продуктами, о которых езиды узнавали от народов, среди которых жили.

Несомненно, что на состав продуктов в первую очередь влияли природные условия и не в последнюю образ жизни. Благодаря этому у езидского народа кулинария, богатая вкусовыми оттенками, использующая самый широкий ассортимент продуктов.

Издавна езиды занимались земледелием и животноводством, что способствовало преобладанию в пище мучных и мясомолочных блюд. Любимым мясом у Курдов всегда считалась баранина, хотя она и не занимала исключительного положения. Наравне с ней готовили блюда из говядины, мяса домашних птиц (кур, уток и гусей). Практически не изменившись, дошел до наших дней рецепт «каурмы».

Готовят это блюдо из говядины или баранины. Мясо нарезают на кусочки и обжаривают на жире. Так как каурму обычно заготавливают на зиму, то мясо хорошо просаливается и готовая каурма кладется в глиняные кувшины, сверху все заливается бараньим жиром. Масса застывает и кувшины заносятся на хранение в специально выделенные помещения или зарываются в землю для долгого хранения. «Каурму» можно есть в холодном виде, приготовлять на них овощные блюда и другую еду.

В езидской кухне много молочных блюд. Предпочтение отдается кисломолочным продуктам. Из заквашенного топленого молока готовят «катык». Разбавляя его холодной водой, получают напиток, который хорошо утоляет жажду.

Из цельного молока готовят множество сортов вкусного сыра и творога. Для приготовления творога из катыка - его наливают в мешочки, которые затем подвешивают, чтобы стекала сыворотка. Другой вид творога - готовят из молока, в которое при кипении добавляют закваску, после чего продолжают кипятить до получения творожной массы. Из снятых с молока сливок готовят сметану, масло и разные лакомства.
Для традиционной езидской кухни характерен большой выбор мясных, молочных, супов и бульонов («sorbe», «avsir»), названия которых определялись по названию заправленных в них продуктов - круп, овощей, мучных изделий - риса, лапши, чечевицы и т.д..

Также езидская кухня очень богата изделиями из сладкого теста, которые подаются к чаю, кофе: («kade», «totik») и т. д. В особых случаях, например рождение ребенка или помолвка готовят и подают к столу халву.

Пирог Клоч печется на праздник Клоча Саре Сале, что в переводе означает «Клоч начало нового года».
Клоч – это праздничный хлеб из теста, круглой или прямоугольной формы и отличается от повседневного хлеба тем, что в тесто закладывается сдоба. Каждый год в определенную среду марта в каждой семье хозяйка печет клоч, в тесто которого обязательно закладывают бусинку или маленькую монету.
На следующий день, в четверг рано утром, в присутствии всех членов семьи, глава семьи после произнесения соответствующей молитвы разрезает его на равные части – это называется «Хета джот». Затем одну половину делят на равные куски (до 7 кусков) в зависимости от пожелания главы семьи, каждый из которых приносят в дар божествам и святым.

клоч.jpg

У езидов существуют определенные запреты, на блюда, приготовленные не из кошерной еды. Некошерны некоторые овощи - капуста, листья салата (хасс), потому что его имя похоже на имя пророка Хасса и фасоль. Некошерной едой считается рыба, из-за уважения к пророку Ионе; также мясо косулей, потому что из них состоял народ одного из пророков. Более того, Шейх и его ученики не едят мясо петуха из-за уважения к павлину, потому что он один из семи богов.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.