95
Ингилойцы

Ингилойцы исторически входили в состав грузинского этноса, однако в результате передела территорий в начале XX столетия оказались в составе Азербайджана. Ученые до сих пор ведут споры об истинном происхождении народности, а ее представители пытаются сохранить национальную идентичность.

Территориальное расположение и численность

Исторически ингилойцы занимали территорию Алазанской долины, входившей в Кавказскую Албанию. Со временем зона расселения народа сократилась, а численность уменьшилась из-за процессов ассимиляции с грузинским и азербайджанским населением. Сегодня ингилойцы проживают преимущественно в Азербайджане, однако точная численность их неизвестна, поскольку во время переписей представителей народности включают в состав иных этнических групп. Так, ингилойцы-христиане относят себя к грузинам, мусульмане - к азербайджанцам.

Сохранились данные о численности народа в Загатальском районе в начале XX столетия, составлявшей 8 727 человек.

Ингилойские диаспоры и отдельно проживающие семьи расселены и за пределами Азербайджана. Так, по данным 2020 года в России проживают 247 инголийцев, больше половины из них (134 человека) – в Красноярском крае.

Kanyon_belbek_view.jpg
Религия

В древности ингилойцы, как и другие кавказские племена, были язычниками. Поклонялись небесным светилам, горам, деревьям, одушевляли окружающую природу, верили в духов-хозяев всего сущего.

Во времена халифата в среде гелов в определенной степени распространился ислам, в основном в среде купечества. Очередная волна исламизации настигла гелов в XI веке, во времена нашествия в Азербайджан Сельджуков. Именно в этот период местное дальнее сословие официально приняло ислам. Уже к началу XII века ислам стал господствующей религией.

В начале XVII века, после нашествия в регион сефевидского правителя Шаха Аббаса I, под влиянием, появившихся с севера (в основном за счет миграции), суннитов — аваров и цахуров, ингилойцы приняли ислам.

В первой половине XIX века попытки правящих кругов России и экзарха Грузии христианизировать ингилойцев были безуспешными. Только во второй половине XIX века за счет различных средств (обещания денег, золота, орденов, освобождение от налогов) часть ингилойцев, проживавших в бывшем Илисуйском султанате, формально приняла христианство.

Наряду с христианизацией проводился и процесс грузинизации ингилойцев (смена имен и фамилий). Однако большинство ингилойцев осталось приверженцами ислама и поднялось на борьбу за свою веру. Вооруженное выступление ингилойцев во время Алиабадского восстания заставило Россию отказаться от политики принудительной минимизации и свернуть ее на полпути. В результате этой политики ингилойцы оказались разделенными на две конфессии.

Язык

Хотя в официальной лингвистике современный язык ингилойцев считается «восточным диалектом грузинского языка», кавказоведы XIX века пришли к выводу, что различия имеются. Следы архаичного языка остаются в речи ингилойцев. Хотя древний язык этого народа канул в лету по ряду исторических причин, инголийцы смогли сохранить свою албанскую идентичность.

Традиционная и современная культура

Сказки, легенды, притчи, анекдоты, загадки, колыбельные песни, баяты, а также ашыгское творчество, составляющие устное народное творчество ингилойцев, сформировались и развивались под влиянием
азербайджанского языка и фольклора. Бытовые верования ингилойцев, верования, связанные с природой, миром растений и животных, отличаются большим разнообразием. Отголоски огнепоклонничества широко бытуют в виде обычаев считать огонь, очаг, костер священными, клясться огнем, называть свою отчизну очагом.

Священными считались клятвы именем Солнца, Луны, Неба. Было также почитание хлеба, воды, земли, священных камней и деревьев. Особенно выделялась бытовая вера в называемых духами джинов и шайтанов
(эшмаг). Существовали также некоторые верования, связанные с загробным миром. В среде ингилойцы были распространены верования, связанные с некоторыми птицами и животными, особенно с теми, которые использовались в животноводстве.

Танцы

Традиционный ингилойский танец на первый взгляд незамысловат, однако все движения символичны, уходят корнями в древнее прошлое, когда танец играл обрядовую роль. Яркий пример — женский танец, в котором исполнительницы идут по кругу сначала вперед, затем пятясь назад. При этом, как и у других кавказских народов, ценится прямая осанка, руки обязательно подняты выше уровня плеч, шаги плавные, быстрые и мелкие. Кажется, что танец передает движение воды на мельнице: считается, что придуман он был в древности ингилойскими женщинами, чтобы поддерживать мужчин во время переработки зерна.

Музыка 

Для вязания джорабов, обработки шерсти, прядения нитей женщины собирались вместе в одном из домов. Чтобы не скучать во время посиделок, работу сопровождали музыкой, воспроизводили которую на традиционном музыкальном инструменте — танбуре. Считается, что это один из древнейших музыкальных инструментов, возраст которого насчитывает порядка 2 000 лет. В отличие от других народов, у ингилойского танбура две струны вместо трех, а играют на нем пальцами, без использования специальных насадок. Играют всегда экспромтом, считается, что наиболее интересные композиции получаются у представителей старшего поколения.

Музыка сопровождает ингилойцев с самого рождения. По традиции, до трех лет детей укладывают спать бабушки, обязательно напевая колыбельные про родные края, природу, традиции, предков. Таким образом, дети с детства знакомились с национальной культурой, к трем годам начиная подпевать во время вечернего ритуала укладывания спать.муз. инструмент танбур.jpg

Традиции 

Интересный обряд связан с первым укладыванием ребенка в люльку. Совершали его тоже бабушки: укладывали младенца в узкую колыбель, для безопасности закрепляя широкими лентами, напоминающими современные пеленки. Одновременно старшие внучки укладывали в самодельные мини-люльки кукол: играя, готовились к роли будущей матери.

Важное место в традициях ингилойцев занимает колодец. Отправляясь за водой, девушки и женщины собираются у колодца каждый вечер: обсуждают новости, шутят, поют песни. Поскольку свободное общение молодежи не приветствуется, практически единственным способом присмотреть себе пару по душе являются вечерние выходы девушек к колодцу. Парни приходят сюда не за водой, а чтобы выбрать себе невесту.

Первый шаг в сторону понравившейся девушки делает старейшина семьи: подходит к возможной невестке и просит угостить водой. Если жених приходится по нраву — девушка сама наливает старцу воду, если нет — просит это сделать замужнюю женщину из другой семьи.

v5og8dln28h1259bdwvfptn2e7p09cuq.png

К колодцу ходят не только для поиска пары и обмена новостями. Путники, отправляясь в дальнюю дорогу, обязательно подходят к источнику и выпивают половину кружки воды. Оставшуюся жидкость выливают на дорогу: превратившись в пыль, капли воды позовут путника обратно домой.

В связи с частой сменой религий, в традициях и верованиях ингилойцев встречаются следы синкретизма. Так, хороня умерших по традиционному христианскому обряду, поминки народ проводит своеобразным способом, корни которого уходят к обряду тризны. Дважды в год, весной и осенью, родные усопшего собираются на месте погребения, зажигают свечи и прямо на могиле раскладывают еду, которую усопший любил при жизни. После проводят обряд самгел: посыпают могилу крупицами застывшей смолы. Затем с бокалом вина родственник-мужчина произносит поминальную речь, после чего все присутствующие принимаются за угощение.

По свадебной традиции  рядом с дверью в дом невесты ингилойцы сажали длинное дерево с яблоком на верхушке. Один из мужчин из семьи жениха стрелял в яблоко. Если попадал, получал право войти в дом невесты.

Когда невеста приезжала к жениху, слезала с лошади, ее встречала специальная женщина с хончей. В хонче обычно были горящие свечи, хлеб, масло и мед. Рот невесты смазывали медом, давали ей тесто и клали на голову кокон шелкопряда. Мед был символом того, чтобы невеста принесла сладость в дом, а тесто и коконы нужны были для благополучия в доме и желания всегда иметь шелковые ткани.

Когда же невеста входила в дом жениха, его сородичи бросали кусок железа в очаг. Если железо в печи быстро раскалялось, значит, новая семья будет жить счастливой жизнью.

Национальный костюм 

В зависимости от зоны расселения костюм ингилойцев различался. У проживавших в горных районах напоминал традиционный дагестанский, жители долины заимствовали черты азербайджанского платья. Мужчины носили широкие шаровары, синюю рубаху, архалук, чоху, бурку из грязно-белой шерсти, папаху. Дополняли наряд поясом из кожи, на который крепили оружие.

Женщины носили широкие просторные штаны красного цвета, рубаху до пола, длинную юбку. Сверху надевали удлиненный архалук с рукавами до локтя или кисти — распашное платье общекавказского типа. Молодые девушки предпочитали яркие цвета платьев, пожилые отдавали предпочтение архалукам из черной, коричневой материи. Дополняли наряд передником, фиксировавшимся на талии. Голову покрывали платком, лицо закрывали полупрозрачными тканями, наподобие вуали.

Принятая в национальных ингилойских танцах специфическая ходьба обязывает исполнительниц быть быстрыми и проворными. Для идеального исполнения танца на ноги надевают специальную вязаную обувь — башмаки джорабы. Они представляют собой башмаки-чулки, бывают короткими, средней длины и длинными. Подошву делают из кожи буйвола, которую обрабатывают для дополнительной прочности и защиты от проникновения влаги. Обувь создают из шерстяных нитей, которые производят самостоятельно из овечьей шерсти. Для вязания используют короткие и тонкие спицы, что обеспечивает плотную вязку, позволяя создавать изысканные узоры.

Популярные орнаменты — цветы, растения, символы огня и солнца. Для мужчин делали джорабы синего или коричневого цвета, для женщин — красного, зеленого, оранжевого. Раньше вязаная обувь была повседневной, сегодня ее носят лишь во время национальных праздников. Джорабы играли важную роль в свадебной обрядности, составляя значительную часть приданого. По традиции, невеста должна была принести в дом мужа столько пар обуви, сколько у него родни: нередко их число доходило до сотни.1598344432.png

Быт

Семейный уклад

Несмотря на преимущественно моногамные семьи ингилойцев, патриархальные черты семьи сохранялись у них до начала XX века. Патриархальная семья обозначалась, как тохум, поколение (род, колено), семейство, оджаг (дым) и т. д. Решающее слово в семье принадлежало старейшине, аксакалу, который управлял семейством, утверждал распределение трудовой деятельности между членами семьи, представлял семью на собрании старейшин села.

Выявлено продолжавшееся длительный период хозяйственное и духовное единство между малыми семьями, образующими патронимические группы. Семьи, составляющие патронимию, назывались родом, и у каждого рода было свое имя. Место их проживания называлось именем рода, образуя поселок (хутор) или убан.

У ингилойцев был преимущественно экзогамный брак. Внутриродой брак считался недопустимым, табуированным. Отсутствовала у ингилойцев и практика вступления в брак с представителями других этносов, неингилойцами. Вместе с тем, отсутствие некоторых обрядов свидетельствует об относительно независимой позиции ингилойских женщин. У ингилойцев не только были запрещены левират, сорорат и сийга (временный брак, освященный религией), но и отсутствовала полигамия.

Хозяйство

Благоприятные географические условия Алазанской долины способствовали складыванию многоукладного хозяйства ингилойцев. В хозяйственной жизни преимущество отдавалось хлеборобству, рисоводству, разведению крупного рогатого скота. Земледелие и  скотоводство были характерными видами сельскохозяйственной деятельности ингилойцев.

В садоводстве ингилойцев основное место занимали ореховые, виноградные посадки, а также связанные с шелководством тутовые деревья.

Другой высокоразвитой областью хозяйствования было скотоводство, в котором преимущество отдавалось выращиванию крупнорогатого скота, особенно буйволов. Широко был развит выпас скота. На протяжении года в находящихся в 3-4, а иногда и 15 километрах от села выселках, проживали семьи, занимающиеся скотоводством. Обычно у каждого табуна, села и зажиточной семьи были собственные выселки.

В подсобном хозяйстве ингилойцев важное место занимали шелководство, пчеловодство, охота, а также некоторые ремесла. Из-за отсутствия товарного производства слабо были развиты художественные виды ремесленничества.
Длительный период ведения натурального хозяйства превратило деревообработку, ковроткачество, кожеобработку, металлообработку в основном в домашнее ремесло, носящее кустарный характер.

Жилище

Дворы ингилойских домов (эзо) довольно большие и разделены на жилищно-бытовую и хозяйственно-садовую части. После оседлости застройка поселений ингилойского населения характерна домами, предназначенными для постоянного проживания. Различающиеся строительным материалом и техникой возведения, большинство домов каменной кладки, называемые газма-гемре (землянка, гоми), кертмя (чертмя), чубукхормя, пейа, сахлы, имеют крышу из камыша, поэтому они называются камышевыми домами (чала сахлы).ingiloyci-azerbaijan-2.jpg

Кухня

Основу ингилойской кухни составляют мучные, молочные, мясные продукты. Изюминку блюдам придает сочетание элементов азербайджанской, грузинской и местной кухни: лобио, лаваш, плов, домашние колбаски, мамалыга, гирц (также гирш), хинкали можно увидеть на одном столе.

Национальный ингилойский хлеб пури пекут в тандыре — традиционной азербайджанской печи. Готовую выпечку ломают руками, подают гостям с сыром и маслом.

ингилойский хлеб пури.jpg

Одним из древнейших рецептов считается способ приготовления масла кяря: его взбивают в маслобойне из простокваши, сделанной из молока буйволицы. Молоко буйволицы в два раза жирнее коровьего, поэтому блюда на его основе получаются питательными. Вытопленный из молока или мяса жир используют для жарки.

Махара — ингилойские блины из молока буйволицы, которое из-за жирности не всегда позволяет тесту стать пышным и вкусным. Из-за этой особенности у ингилойских женщин появилась традиция: перед его приготовлением загадывать желание. Если блин получится, значит и желание исполнится, если нет — значит, время еще не пришло. Махара олицетворяет солнце, поэтому блины готовят в сезоны, когда его не хватает: осенью, зимой и весной.

блины махара.jpg

Ингилойская кухня отличается своим разнообразием и спецификой. Ингилойцы потребляют выпеченный из пшеничной муки хлеб (соти), лаваш, хлеб из ячменной и кукурузной муки, мучные блюда — гюрза (гирш), кутабы (гетсевла), махара, хингял (сюхюлю), хашиль (папа), а также блюда из риса — плов, чилов, яйма (шиджамади), особое место в их кухне занимают бобовые супы, приготовленные из лобия (шопот). Широко распространены в ингилойской кухни мясные блюда гахадж, багырсаг долмасы (джиджнагур), особое блюдо – гатлама. Характерный для всего региона напиток – буза обязательно находился на столе ингилойцев.

напиток буза.jpg

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.